Какие бывают способности у ребенка? Условия развития способностей у детей.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Условия развития способностей у детей

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. По этой причине для развития способностей крайне важно включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским ʼʼКонструкторомʼʼ, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.

Одна из задач советской системы воспитания - всœестороннее развитие способностей у всœех детей. Одностороннее, узкое, одно­бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всœему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо­собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре­мится к всœестороннему, гармоническому развитию личности ре­бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо­ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждыйспособен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. ʼʼБеста­ланныхʼʼ людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв­ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель­ность, тем больше возможностей для развитаяспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. При этом не всякая деятельность, в которую вклю­чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно­сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

В первую очередь, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол­жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован­ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль­ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви­тие способностей.

Посколькуспособности могут принœести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всœегда способный, к примеру, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств(неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителœей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всœецело захватывают школьника.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. К примеру, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всœегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всœе более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му­зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. К примеру, в лите­ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих­ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель­ному чтению, сочинœения по картинœе и т. д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо­ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани­маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами ʼʼконструкторовʼʼ и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всœем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настой­чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят­ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь­ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби­мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен­ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль­ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, нужно внушать способному ребенку, что он вовсœе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос­ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по­нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв­лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благо­приятные условия для всœестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определœение способностей и поясните его.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за­висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо­любием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь­ников?

Условия развития способностей у детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Условия развития способностей у детей" 2017, 2018.

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим , желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

За последнее двадцатилетие институт семьи претерпел некоторые изменения. Молодые супруги не всегда спешат завести детей, считая, что сначала надо достичь материального и финансового благополучия, сделать карьеру, обустроить свое жилье, попутешествовать по миру и тому подобное. Поэтому, когда в семье ожидается прибавление, возникает вероятность того, что супруги могут допустить различные ошибки, принимая решение о том, как развивать ребенка с рождения. Пропустить момент раскрытия его индивидуальности, способностей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают легкость и скорость приобретения знаний, умений и навыков, но не приравниваются к ним.


По мнению ученых, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Не развивающаяся способность или же способность, которую человек перестает использовать на практике, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., личность поддерживает и развивает в себе соответствующие способности. Поэтому чем раньше родители решат, как развивать новорожденного ребенка, тем больше у него шансов на успех в дальнейшей деятельности и самореализации.

Познание и его роль в развитии ребенка

Как известно, масса мозга ребенка при рождении составляет 25% от массы мозга взрослого человека, но в два с половиной года его масса возрастает втрое, а в семь лет составляет уже 90% от мозга взрослого. Представьте, сколько надо познать маленькому человеку, чтобы заполнить свой мозг. Вот почему так важно помогать ребенку реализовывать его постоянное желание познавать и исследовать окружающий мир.

Первые годы жизни — самое лучшее время для воспитания детей и развития их способностей. Если не начинать этого делать, когда ребенок еще, как говорится, лежит поперек лавки, наверстать упущенное впоследствии будет почти невозможно. Некоторые психологи советуют родителям именно в семье начинать формировать в своих детях триаду базисных качеств:

  1. Нравственность — как уважение к другим людям и природе;
  2. Ответственность за свои поступки;
  3. Волевые качества, необходимые для достижения своей жизненной цели.

В семье, где созданы условия, опережающие и стимулирующие развитие малыша, расширяются его возможности познавать окружающий мир и проявлять себя в разнообразной деятельности.

По мнению одного из психологов, потребность в познании — это прежде всего потребность в движении к результату, в самом процессе познания. Конечный результат, собственно, здесь невозможен. Ведь каждое знание, любой результат — это только один из этапов пути познания.

Доказано: если родители общаются с малышом с самого рождения, воспринимают его как равного, то к году он уже общается с помощью слов. А в возрасте до пяти лет становится настоящим лингвистом.

Способы развития малыша

Возможность развивать ребенка существует постоянно. Важно только правильно это делать.


Побуждайте к творческому решению различных ситуаций

Каждая, даже совсем обыденная ситуация из жизни ребенка — прекрасная возможность для развития его творческих, интеллектуальных способностей. Родителям нужно только направить малыша, подтолкнуть его к самостоятельному открытию. Для примера рассмотрим несколько ситуаций.

Маленькая Света играет с мячиком. Вдруг он закатился под диван, но мама не спешит на помощь, наблюдая за дочерью. Девочка хочет получить игрушку — она ложится на пол и заглядывает под диван. Мяч лежит у самой стены и рукой его не достать. Света пытается дотянуться, но тщетно. Мама незаметно для дочери кладет на пол длинную линейку. После многих неудачных попыток ребенок задумывается и вдруг замечает линейку. НЕ сразу получается подтолкнуть мяч, но когда все же это удается, радостная улыбка, чувство победы озаряют лицо Светы. Замечательный результат!

Наблюдая за малышом во время таких ситуаций, можно убедиться, как сосредоточенно, напряженно работает его ум и как быстро при этом он развивается. Не стоит бояться перегрузить или переутомить ребенка.

С самого начала предоставляйте ему большую свободу при выборе деятельности, способов работы, чередования дел, определения времени выполнения задания. При этом, предоставляя ребенку свободу, стоит предлагать ему ненавязчивую помощь. Но только не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в обычную подсказку!

Не делайте за ребенка то, что он сам может сделать. Не думайте за него, если он может додуматься сам.

Двухлетний Дениска, держа в руках ковшик с компотом, подходит к закрытой двери и останавливается, размышляя: «Что же делать, как открыть дверь?». Мама уже готова помочь, но вовремя останавливается, вспомнив, что сын должен учиться преодолевать трудности. Дениска ногой пытается открыть дверь — не удается. Тогда пробует, прижав ковшик к груди одной рукой, второй — открыть дверь. Но она тяжелая, компот выплескивается из наклоненной посуды. Досадно! Рядом сидит папа и подбадривает: «Ну, сынок, думай!». Наконец парень понял, поставил ковш на пол и, открыв дверь, подталкивает его вперед. Ура! Препятствие преодолено!

Все счастливы — малыш, который самостоятельно сделал открытие и родители, которые его подбодрили, поддержали, проявили искреннюю заинтересованность. Главное помнить, что незаслуженная похвала может только нанести вред.

Активизация познавательной потребности и стремления к самому процессу познания возможна лишь в том случае, если ребенок будет чувствовать удовольствие от умственного усилия. Познавательная потребность проявляется, развивается и закрепляется как потребность, потому что вместе с ней включается механизм положительных эмоций.

Организуйте развивающие игры

Большую часть времени, предшествующего поступлению в школу, ребенок, как правило, проводит в общении со своими родителями. Поэтому важно, чтобы взрослые правильно подбирали задачи, придумывали соответствующие игры. Ведь бывает так, что столкнувшись с любопытством ребенка, родители иногда теряются, не знают, что делать или опасаются, что у них не хватит знаний, терпения и умений. Действительно, знания и умения не помешают, но для малыша любой рассказ услышанный от родителей — самая большая радость и удовольствие.

Существует множество игр и упражнений, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных, художественных и творческих способностей. Предлагаем некоторые из них, доступные даже самым маленьким.

Понять ребенка — это важно!

Сегодня, к сожалению, большинство родителей заняты в первую очередь работой и бытом. На проблемы своих детей им просто не хватает времени и поэтому они ограничивают свое воспитательное воздействие только запретами и проявлением недовольства поведением ребенка. Другая крайность — слишком амбициозные, не в меру озабоченные успехами своих детей мамы и папы. В таких семьях требования к малышам завышенные, их возможностей не знают и не понимают.

Вероятно, что такие родители когда-то сами не реализовали себя в какой-то сфере деятельности и настойчиво навязывают свои несбывшиеся мечты сыну или дочери. Ребенку нанимают нескольких репетиторов, чтобы он стал еще умнее, учат его музыке, чтобы развить слух, водят в танцевальный класс, чтобы он наслаждался гармонией движений, и в бассейн, чтобы закалялся, был здоровый и сильный. Казалось бы, все хорошо. Но не много ли для одного ребенка?

Как помочь ребенку в развитии его способностей, как их следует выявлять? По существу, речь идет о способностях, проявляющихся в одном каком-то виде деятельности, например художественных, музыкальных, литературных, математических, организаторских...

  • Для ребенка с развитыми математическими способностями характерны следующие проявления: легкость восприятия математического материала, склонность к свертыванию математического рассуждения, гибкость мыслительных процессов при решении разных задач.
  • Для детей, способных к изобразительной деятельности, характерны быстрота и легкость установления пропорций, соотношений между частями реального предмета.
  • Для музыкальных способностей характерен гармонический слух.
  • Организаторские способности проявляются в быстроте ориентировки ребенка в ситуации, гибкости ума, общительности, психологическом такте.

По своим способностям дети не равны, что определяется как разными природными задатками, так и неодинаковыми условиями их развития. Можно говорить об общественном равенстве, но нелепо ратовать за равенство физических способностей детей. Справедливость состоит не в том, чтобы признать всех детей равными по способностям, а в том, чтобы обнаружить, выявить, раскрыть индивидуальные особенности каждого.

Достаточно высокий уровень способностей существенно сказывается на поведении ребенка. Отсюда - развитие такого в целом ценного качества, как чувство «хозяина ситуации», формирование привычки к целенаправленной деятельности. Но возможно и другое: высокие способности могут породить повышенное самомнение, эгоизм ребенка, его пренебрежительное отношение к тем, кто слабее, не успешнее. Неверно думать, что отрицательные черты, например угодничество или лицемерие - удел только малоспособных детей. Эти качества могут развиться и у ребенка с высокими способностями, если он захочет идти по жизни легко, предпочтет упорному труду облегченную роль приспособленца, для которого главное - самоутверждение любой ценой. Вспомните хотя бы некоторых отличников, которых не любят и не принимают сверстники, несмотря на их успехи. Вот почему взрослым не следует забывать, что даже при выдающихся способностях ребенок должен овладеть такими личностными качествами, которые бы, во-первых, обеспечили полное раскрытие его данных - трудолюбием, организованностью, целеустремленностью; во-вторых, помогали устанавливать контакты с окружающими - доброжелательностью, готовностью прийти на помощь, самокритичностью.

Секрет детской одаренности (впрочем, как и взрослой) - в склонности к труду . Способности как бы ведут за собой личность. Однако и личностные факторы воздействуют на умственные способности. Например, у вас способный лентяй. Что здесь причина, а что - следствие? Скорее всего пассивность блокирует раскрытие способностей. Не следует думать, что у детей без ранних признаков одаренности в дальнейшем не смогут развиться высокие способности. Не только из числа дошкольников и младших школьников с ранними умственными способностями в будущем вырастают таланты. Одни с годами «умнеют», а другие - «глупеют».

Нередко талантливым становится тот, кого в детстве считали заурядным. Почему так происходит? Во-первых, потому, что подчас одаренность ребенка бывает просто трудно разглядеть. Мы ведь многого пока не знаем, не владеем четкими способами выявления одаренности. Да, признаться, и не ставим перед собой такой задачи. А дети ведь разные - один как бы весь «на ладони», другой - скрытный, неразговорчивый, не склонный демонстрировать свое Я. Поди распознай, какой он! Кроме того то, что мы воспринимаем в ребенке как чудачество, что превращает его подчас в белую ворону среди сверстников и вызывает в связи с этим у родителей (по крайней мере у некоторых из них) желание сгладить, снивелировать непохожесть родного существа на других детей его возраста, с годами оказывается весьма ценным даром, на который есть спрос у общества. И тогда генетически обусловленная одаренность ребенка неожиданно высвечивается, развивается, совершенствуется и шлифуется.

Что значит жизнеспособный ребенок? Это мальчик или девочка, способные существовать и развиваться без чрезмерной опеки, приспособленные к жизни. Жизнеспособность необходима любому человеку. Талантливому же - особенно. Если ребенок лишен этого умения, он начинает существовать как бы вразрез с окружающими, расходовать силы на борьбу с ними. Тогда не исключено, что у него может просто не остаться резервов для саморазвития.