Конспект НОД по развитию речи (грамота) в подготовительной группе "В поисках клада". Конспект нод по речевому развитию в подготовительной группе с презентацией

Конспект интегрированного НОД с использованием ТРИЗ технологии в детском саду. Подготовительная группа

Область (направление) основной общеобразовательной программы дошкольного образования: речевое развитие.
воспитательСП МДОУ детский сад №6 г.Маркса Кутько Елена Владимировна
Возрастная группа: подготовительная
Материал предназначен для педагогов детских дошкольных учреждений
Тема: «Оранжевый город»
Цель: создать условия для обогащения связной речи воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать связную речь;
Закрепить умение использовать при описании апельсина имена признаки;
Активизировать словарь детей синонимами: гладкая, красивая, парящая, танцующая, легкая;
Формировать навык создания сравнений.
Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы.
Развивать творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения.
Воспитательная:
Воспитывать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
Технология: лэпбук, ТРИЗ, здоровьесберегающая (дыхательная гимнастика)
Методы: наглядные, словесные (обобщающая беседа, игра «да-нет»), практические (игра «Карусель вопросов», распредели по группам), проблемная ситуация (поиск друга), продуктивные (прием сравнение)
Приемы: повторное проговаривание, речевой образец, объяснение (для объяснений правил игры), оценка детской речи (похвала, исправление), вопрос, игровой.
Материал и оборудование: «волшебная» палочка, лэпбук, слайд оранжевый город, объекты оранжевого цвета, признаки, апельсин, музыкальное сопровождение «Оранжевая песенка», бабочки на ленте, мармелад, смайлики.
ХОД НОД
Деятельность педагога
1.Вводная часть.
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Давайте возьмемся за руки и почувствуем тепло друг от друга. Это время мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Здороваются, встают в круг, берут друг друга за руки.
Сегодня я хочу вас пригласить в волшебный город там всегда тепло и солнечно. Хотите туда отправиться?
Своей волшебной палочкой я прикоснусь к вам и перенесу вас на любое расстояние. Готовы?
Закройте глаза. Тот до кого я дотронусь волшебной палочкой присядет.
Раз, два, три, чудо сотвори.
Закрывают глаза и присаживаются.
Основная часть.
Слайд или картинка с изображением оранжевого города.
Вот мы и в волшебном городе. Посмотрите, как бы он мог называться? (оранжевый город).
Что тут общего?
Да ребята, это оранжевый город в котором происходит что-то необычное и странное. Где то в этом городе затерялся мой друг и нам нужно с вами его найти.
Это волшебный чемодан, именно он поможет отыскать моего друга, так как в нем находятся задания.
Поможете мне их выполнить?

Первое задание
Перед вами изображение различных объектов? Что объединяет эти объекты?(цвет)
Вам нужно разделиться на три группы и составить три небольших рассказа используя эти картинки
Вот мы и справились с первым заданием и теперь мы можем перейти к следующему карману.
2 задание. А чтобы узнать что в нем находится давайте поиграем в игру «Да-нет».
(лопата, тарелка, апельсин, мягкая игрушка)
Вы задаете вопросы, а я отвечаю только да или нет.
Да это апельсин.И что же мы должны сделать с апельсином? А тут наши признаки с помощью которых мы рассмотрим и поподробнее расскажем про апельсин в этом нам поможет игра «Карусель вопросов».
3 задание
В центре игры-апельсин.
Раз, два, три-беги.
Раз, два, три-замри.
Можно начну я? Апельсин, какой ты по вкусу?
Апельсин по вкусу сладкий.
4 задание. Переходим к следующему заданию. Здесь у нас бабочки? Присядьте со мной в круг.Рассмотрите своих бабочек. Что вы можете сказать о бабочке? Какая она?
Я предлагаю вам сделать сравнение вы должны сравнить бабочку с другими объектами по определенному признаку. Бабочка по цвету какая? Оранжевая. Что еще может быть оранжевым?
Сравниваем бабочка оранжевая как морковка.
По рельефу бабочка какая? (гладкая)
Бабочка гладкая как мяч.
По весу бабочка какая? Легкая. Бабочка легкая как пушинка.
Бабочка по размеру какая? (маленькая)
Бабочка маленькая как росинка.
Бабочка что умеет летать?
Дыхательная гимнастика
Сделайте глубокий вдох и как легкий ветерок подуйте на бабочку.
А еще бабочка умеет танцевать. Потанцуем с бабочками?
«Оранжевая песенка»
-Ребята, посмотрите это чьи-то следы. Это не вы наследили? А чьи же это следы? Я знаю, что нужно сделать. Мы на верном пути. Подойдите ко мне за уголки лист возьмите, их в воду положите и немного подержите.
что у вас получилось кто же это?

3.Заключительная часть.
Пора возвращаться в детский сад.
волшебной палочкой взмахну
обратно деток возвращу.
Закрыли глазки.
Вот мы и в детском саду.
Что же за подарок передал нам Чебурашка? Это смайлики, с если вам было интересно, вы узнали что-то новое выбираете веселый смайлик. А если вам было скучно, то выбираете грустный смайлик.
Я тоже беру смайлик, веселый сегодня увидела, какие вы добрые, умные и дружные, мне было с вами интересно общаться!
Подарок от Чебурашки. Дети присаживаются, открывают глаза
Берут смайлики и говорят что им в путешествии больше всего понравилось.

Приложения

Слайд Оранжевый город.

Картинки Что бывает оранжевым.

Лариса Малышева
Конспект НОД с воспитанниками подготовительной группы по речевому развитию «Мы теперь подготовишки»

Цель: Расширять и уточнять знания детей о школе.

Психолого-педагогические задачи:

1. Продолжать упражнять детей в подборе существительных со сходным и противоположным значением.

2. Формировать умение детей образовывать существ-е единственного числа родительного падежа.

3. Активизировать в словаре детей слова с обобщающим значением.

4. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: коммуникативный.

Форма работы с детьми: фронтальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный (вопросы, разъяснение, указания, поощрение,художественное слово (загадки, практический (физминутка).

Предварительная работа: беседа о школе.

Создание образовательной ситуации

В: Зашуршали под ногами

Листья с желтыми боками.

Стало сыро, стало голо,

Собираться надо в школу.

Я тетрадки еле-еле

Разместил в своем портфеле

Среди ягодок рябины,

Листьев клена и осины,

Желудей и сыроежек…

И, наверное, Олежек,

Мой сосед по парте спросит:

"Что все это?" "Это – …»(Т. Агибалова)

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: Об осени.

В: Как вы поняли, что стихотворение про осень?

Д: На улице стало сыро. Дети пошли в школу. Листья стали желтые.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

В: Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

В: Как вы думаете от кого это письмо?

Д: От Буратино

В: «Здравствуйте дети. Осенью мне нужно идти в школу, но я потерял очень важный предмет, который мне понадобится в школе. Помогите». Хотели бы вы помочь Буратино?

Д: Да. Конечно.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

В: Для этого вам нужно выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Составив из букв слово, вы узнаете, что же потерял Буратино.

Буратино мы поможем,

Все задания решим,

Мы хорошие ребята

Хоть пока что дошколята.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Дид. игра «Собери портфель»

В: Как вы думаете, что это?

Д: Портфель

В: Как сказать по-другому?

Д: Ранец, рюкзак.

В: Но он пустой. Давайте поможем Буратино его собрать. Отгадаете загадки и увидите отгадки. (Отгадки воспитатель выкладывает на стол)

Дид. игра "Школьные загадки"

Перед нами тесный дом

Карандаш и ручки в нем.

Школьник этот дом узнал.

Как зовется дом?. (пенал).

Грамоты не знаю,

а весь век пишу. (ручка)

У карандаша простого

Есть помощница одна:

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрет ее она. (ластик)

Я люблю прямоту, Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,.

Кто же я?-(линейка).

Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш.

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу. (точилка)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей кз!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?. (тетрадь)

В: Как назвать все это одним словом?

Д: Школьные принадлежности.

В: Молодцы ребята, все загадки отгадали и за это получите первую букву. Назовите её.

Д: Буква «А».

Дид. игра «Чего не стало»

В: Дети, как нужно обращаться со школьными принадлежностями?

Д: Ответы детей

В: Наш Буратино очень рассеянный. Давайте проверим какие вы внимательные.

Дид. игра "Чего не стало"

Ты мой друг, и я твой друг

Собирай быстрее круг

Ты дружок отвернись

По сигналу повернись. (Дети встают вокруг стола, на котором находятся школьные принадлежности)

В: Чего не стало?

Д: Не стало ручки и т. д.

В: Молодцы, вы очень внимательные, получите вторую букву. Назовите ее.

Д: Это буква «Р»

Дид. игра «Наоборот»

В: Ребята, Буратино очень часто говорит наоборот.

Карандаш острый, а наоборот (тупой).

Книга толстая, а наоборот…

Портфель полный, а наоборот…

Ластик мягкий (твердый, грязный, а наоборот…

Ручка новая, а наоборот…

Тетрадь чистая, а наоборот…

Пенал большой, а наоборот….

В: Молодцы, получите третью букву. Назовите её.

Д: Буква «У».

Дид. игра «Четвертый лишний»

В: Ребята, как вы думаете, где продают школьные принадлежности? Приглашаю вас в магазин канцелярских товаров. Перед вами расположены картинки школьных принадлежностей. Посмотрите и скажите, какая картинка лишняя. И почему? Молодцы ребята, получите четвертую букву. Назовите её.

Д: Буква «К»

Физминутка.

В: На переменах Буратино любит подтягиваться и наклоняться. Давайте подтянемся вместе с ним.

Буратино потянулся, раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел,

А чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Упр. «Лабиринт»

В: Ребята, мы Буратино портфель собрали. А дорогу в школу он забыл. На ваших столах лежат карта-план. Может быть, вы найдете и нарисуете самый короткий путь до школы. Сначала попробуйте пальчиком, а потом карандашом. (дети выполняют задание).

Молодцы ребята, получите пятую букву. Назовите её.

Д: Буква «Ч».

Этап осуществления самостоятельной работы детьми.

В: А теперь попробуйте из букв составить слово. Дети составляют слово. Какой же предмет потерял Буратино?

В: Почему ручка важный предмет?

Д: Потому что ей пишут.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

В: Ребята, какой совет вы бы дали Буратино?

Д: Нужно следить за своими вещами. Хорошо учиться в школе, слушать учителя.

В: Какое задание вам понравилось? Почему? Что нового вы узнали?

Буратино мы с вами помогли,

Все задания с легкостью прошли,

Портфель быстро мы собрали,

Путь до школы указали.

Буратино в школе не ленись,

На пятерки и четверки ты учись.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы казенное муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова» Цель: познакомить детей с понятием «родственные» слова. показать богатство родного языка и его выразительных средств; привлечь детей.

Конспект НОД по речевому развитию для подготовительной группы «Красота природы глазами русских поэтов» МАДОУ «ДС № 50 г. Благовещенск» КОНСПЕКТ НОД Речевое развитие «КРАСОТА ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ» (Подготовительная к школе группа).

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) итоговое в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа.

Конспект НОД по физическому развитию с воспитанниками второй младшей группы «Художники» Программное содержание: Физическое развитие: развивать умение ходить на носках, с высоким подниманием колен; выполнять общеразвивающие.

Конспект НОД по познавательному развитию с воспитанниками второй младшей группы «Дерево чистоты» Программное содержание: Познавательное развитие - развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность;.

Конспект занятия в подготовительной группе «Подготовишки». Занятие «Подготовишки» Программное содержание: побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать.

НОД по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с ОНР «Домашние животные» Конспект НОД Тема: «Домашние животные» Группа: Подготовительная группа детей с ОНР. Образовательные области: Приоритетная образовательная.

Черняева Гульнара Ильдусовна, воспитатель МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №11, г. Нижнекамск, Республика Татарстан.

Задачи:
Закрепить понятие «звук», «слог», «слово», «предложение».
Продолжать учить составлять слова из слогов.
Закреплять понимание у детей разницы между твердыми и мягкими согласными.
Закреплять умение детей работать со схемой звукового анализа слова.
Упражнять в подборе антонимов
Упражнять детей передавать интонацией чувства (радость, безразличие, огорчение).
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать желание заниматься.

Материал: сигнальные карточки, схемы для звуко-буквенного анализа, слова разрезанные на слоги.

Предварительная работа: в играх и упражнениях закрепление полученных знаний, умений и навыков детей в режимных моментах.

Место проведения: групповая комната.
Время:
Дата:

Ход занятия:
Чтоб в Играндию попасть нужно нам игру начать.
Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь(низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко).
Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол).
Скажу я слово потерял, и скажешь ты (нашел).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).
Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец).
Вот и подошли мы с вами к воротам Играндии. Чтоб ворота открылись, и вы оказались в Играндии, вы должны выполнить следующее задание.

Игра «Собери слова из слогов».
МАШИНА, МЫШИ, ШОКОЛАД, КАРУСЕЛЬ
Сколько слогов, куда падает ударение?
Молодцы! Вот мы с вами и оказались в этой чудесной стране.

Игра с сигнальными карточками . Показать мягкий или твердый звук, определить место нахождение звука «З».

Слова: заяц, зима, коза, мазь, корзина, заноза, земля, мимоза, друзья, хозяин, замок, тыква.

Ребята, послушайте игру-сказку «Друзья».
У утенка-Тимы были друзья, цыпленок в его имени был звук «И», гусенок в его имени был звук «Ч». Отправились друзья в лес, а в лесу видимо невидимо грибов и ягод, у ягод названия длинные, назовите какие? А в названии цветов есть звук «О». Собрали ягод, цветов отправились дальше, решили заехать в магазин и купить продуктов, где есть звук «Б».

Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
А сейчас, составьте схему слова: вода, рыба, зима.

Игровое упражнение «Кто больше назовет действий».
Что можно сказать о солнце? (светит, ласкает, поднимается, сияет, греет, всходит).
Что можно сказать о дожде? (идет, моросит, хлещет, стучит, льет, капает, шумит).
Составьте предложение из 3-х слов. (у доски нарисовать схему).
Составьте предложение с предлогом.
Послушайте предложение: Дождь идет.
Попробуйте сказать с разной интонацией, так, чтобы было понятно, что вы довольны и обрадовались, вам нравится дождь, безразличие, что вы недовольны.

Итог: А теперь скажите, вам понравилось в Играндии. Время пребывания подошло к концу, пора возвращаться. Сначала давайте мы подведем итог, все ли мы успели сделать, что запланировали и все ли нам удалось. Занятие закончилось, спасибо.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»

Тема: «Здравствуй, Красавица Весна

Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне .

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами); закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
  • Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия весенних цветов.
  • Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, закреплять умение образно рассказывать о природе весной .
  • Закреплять правила безопасного поведения на водоеме весной .
  • Продолжать знакомить с творчеством А. К. Саврасова, формировать умение видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
  • Упражнять в умении чувствовать картину(«входить в нее») посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения (ТРИЗ).

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
  • Совершенствовать речевой слух, внимание.
  • Развивать координацию речи с движением посредством логоритмики и звуковой гимнастики.
  • Развивать умение творчески применять ранее усвоенные способы конструирования из бумаги .

Воспитательные:

  • Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
  • Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.
  • Формировать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, мир природы.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне .

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мнемотаблицы и карточки по теме , тучка, бумага для изготовления корабликов, ручеек, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.

1. Организационный момент.

Этюд «Доброе утро»

Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым,

доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.

Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе…»

Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.

2. Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо…»

Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто прошёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тише всех пришла весна .

Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Вот и к нам пришла весна .

Светлее небо, тает снег

Мы расскажем с вами о весне ,

Как птицы с юга к нам летят,

Как ручейки бегут, звенят.

После какого времени года и перед каким наступает весна ?

3. Весенняя сказка.

Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.

Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)

Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. АВесна сказала : «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»

Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).

Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? Почему вы так думаете?

Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?

4. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»

Солнце самый главный помощник весны . Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.

Какое солнышко?

Что оно делает?

5. Дидактическая игра «Сравни и назови».

Солнце желтое, как…

Солнце круглое, как…

Солнце ласковое, как…

Солнце веселое, как…

Солнце теплое, как…

Солнце яркое, как…

Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит » тихо, громко, радостно.

Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.

А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто знает?

Как в народе называют этот месяц? Почему?

6. Дидактическая игра «Будь осторожен»

Прислушайтесь, что это за звук?

Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной )

7. Рассказы о весне.

Ручеек приготовил сюрприз - «на льдинке весенние картинки»:

белые - мнемотаблицы - рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,

голубые (для детей со средним уровнем) - составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне ,

синие (для детей с высоким уровнем - читающих) - составление пословиц о весне из отдельных слов .

Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.

Послушайте еще одну загадку:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И подснежник вдруг проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

Как называют этот месяц в народе?

8. Физминутка «Цветы»

Как только растает снег, распускаются цветы.

Выходите на полянку.

Выпрямите спинки,

Протяните мне ладошки.

Будем цветы называть

И ладошками играть.

Кого ладошкой коснусь,

Тот называет цветок.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Ты какой цветок?

Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.

Сначала опустили головки,

Потом листочки.

А потом согнулся весь стебелек

До самой земли.

Вдруг закапал дождь,

И цветочки начали оживать.

Подул ветерок,

Зашумели стебельки.

Затих ветерок.

Раз, два, три! Стали вы опять детьми.

Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок»

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Птицы стаями летят,

Гром грохочет, угадай,

Какой это месяц? Как его называют в народе?

9. Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»

Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна , потому что

проснулся медведь.

10. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Много красивых слов сказано о весне , художниками написано много картин.

Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано

Где картина, где окно.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?

Посмотрим на нее внимательно.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное - птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Эту картину природы и запечатлел художник.

11. Беседа по картине «Грачи прилетели»

Как художник показал приближение весны ?

Всмотритесь в небо. Какое оно?

Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Каким вы видите снег?

Расскажите о березках.

Что вы видите вдали?

Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?

Закройте глаза и представьте себе, что вы там.

12. Изготовление бумажного кораблика - оригами

Что-то громче зашумел наш ручеек. Он стал большим и скоро добежит до Реки желаний. Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.

13. Рефлексия

Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?

Кораблики поплывут по волшебной реке и все ваши мечты сбудутся. А мое желание уже осуществилось. Посмотрите внимательно, что это за корзинка стоит на берегу. Посмотрим что в ней. Весна дарит каждому маленькое солнышко. Пусть на вашей душе всегда будет светло и радостно.

Книга сказок

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи

Программное содержание:

1. Закрепить у детей знания о сказках как о жанре, об их классификации, умения определять части сказок (начало, середина, конец сказки)

Закрепить умение по сочинительству сказок при помощи моделирования; продолжать учить детей отвечать полными предложениями. Способствовать активизации словаря.

2. Развивать образное мышление и ассоциации при помощи разноцветных геометрических фигур (треугольники, круги, овал). Развивать у детей творческие способности в придумывании сюжета сказки. Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение.

3. Воспитывать интерес к творческой деятельности; внимательность, доброе отношение друг к другу. Воспитывать интерес к изучению башкирских сказок.

Предварительная работа: чтение сказок «Падчерица», «Урал батыр», «Заюшкина избушка», «Щедрый заяц», «Заяц и лев», «Лиса в заячьей шкуре», «Лиса - сирота», «Лиса - плотник», «Аминбек», «Акъял батыр», авторских сказок; пересказ сказок при помощи моделирования; придумывание собственных сказок методом моделирования; словесные игры «Угадай сказку», «Из какой сказки волшебный предмет?», «Узнай героя» и др., отгадывание загадок, работа над пословицами.

Материалы и оборудования: цветные круги (белый, оранжевый, серый, рыжий, голубой, желтый, коричневый), зеленые треугольники, проектор, экран, ватман, презентация.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети заняты в игровой зоне. На экране появляется заставка передачи «Книга сказок» башкирского телевидения. Дети собираются в круг.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

(Дети сами называют тему занятия)

Сегодня мы будем говорить о сказках, потому что на экране заставка телепередачи о сказках.

В.: - Правильно думаете, дети! Книга сказок для вас приготовила интересные игры, задания. Вы готовы приступить к работе?

Основная часть:

В.: - Сегодня у нас занятие сказочное, волшебное. И поэтому первая страница нашей книги предлагает волшебную игру «Подари соседу волшебный предмет из сказки».

Дети, стоя в кругу, передают (дарят) друг другу волшебные предметы. На экране появляются различные волшебные предметы из разных сказок, дети могут их использовать в качестве подсказок: золотая рыбка, клубок, сундук с драгоценностями, Акбузат, курай, живая вода, зеркало, золотой ключик, ковер - самолет, колечко).

Карина, я дарю тебе волшебный клубок из сказки «Падчерица».

- …, я передаю тебе золотую рыбку из сказки.

- …, я подарю тебе волшебный курай из сказки «Курай».

- …, я дарю тебе Акбузата из сказки «Урал батыр».

В.: - Я думаю, всем приятно было получать подарки друг от друга. Эти волшебные предметы помогали героям сказок, которые вы называли.

Вторая страница книги сказок приготовила вопросы: (на экране смайлик: вопросительный знак)

В.: Что такое сказка?

Ответы детей: - Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на самом деле в жизни. Раньше их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом, когда появилась письменность, собрали эти сказки и записывали их. Так они дошли до нас. Это народные сказки.

В.: - Какие виды сказок вы знаете?

Д.: Сказки бывают о животных, богатырские, бытовые.

В.: Правильно, дети. Во всех сказках есть волшебство, поэтому и бытовые, и богатырские сказки, и сказки о животных бывают волшебными.

Какие волшебства могут происходить в сказках?

Д.: В сказках животные разговаривают, им присущи человеческие качества. В богатырских сказках герои преодолевают непосильные трудности, препятствия.

Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы нашей книги.

Следующая страница превращает вас в сказочных героев знакомых вам сказок.

Дети с интонацией, мимикой имитируют сказочных героев. Говорят от лица героя сказки. Остальные дети слушают и называют героя и название сказки.

1. Ладно! - сказал. - Забирай! Но только на день, не больше. Завтра вернешь. Да смотри, не испачкай! (Медведь из сказки З.Кускильдиной «Честный волк».

2. Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать. (Хан из сказки «Курай»)

3. Я ведь хорошо плотничаю и могу построить тебе курятник, какой ты хочешь. (Лиса из сказки «Лиса - плотник»

После каждого рассказа хвалить, итог. После того, как дети отгадывают героя и сказку на экране появляется иллюстрация к сказке.

Что же предлагает нам следующая страница нашей волшебной книги? И эта страничка предлагает игру. Она называется «Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица»

На экране иллюстрации сказок «Щедрый заяц», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Заяц и лев».

Воспитатель говорит пословицу, дети определяют, к какой сказке подходит данная пословица. Сделав выбор, они объясняют, почему они так думают.

1. Друг познается в беде. («Заюшкина избушка»)

2. Ум - разум дороже золота. («Заяц и лев»)

3. Доброе дело не ржавеет. («Щедрый заяц»)

Дети, следующая страница приглашает вас отдохнуть вместе со сказочными героями.

Физминутка.

Откроем следующую страницу нашей волшебной книги. (На экране появляются геометрические фигуры).

Что это, ребята?

Это геометрические фигуры.

Что мы можем с ними делать?

Ответы детей: Мы их использовали, когда пересказывали сказки, когда сами сочиняли сказки.

Правильно, дети. Мы и сегодня, используя эти геометрические фигуры, сочиним сказку. Сначала вспомним: из каких частей состоит сказка?

Ответы детей: У сказок есть начало, середина, конец.

Как начинаются сказки? («Давным - давно, жили - были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

О чем говорится в начале сказки? (О ком или о чем будет рассказываться в сказке, где и когда происходит событие).

О чем мы говорим в середине сказки? (Это основная часть, здесь рассказывается о герое, что с ним происходит)

Как заканчивается сказка?

В конце сказки говорится о том, чем заканчивается история).

Молодцы, вспомнили, о чем будем говорить в каждой части сказки.

О ком мы составим сказку, узнаем, отгадав загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - одета,

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета.

Дети, давайте вспомним интересные факты о зайце.

(На экране появляются картины). Дети рассказывают.

В хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам, прильнув к земле, смотрит вокруг, оставаясь незаметным.

В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они выводят тепло из организма.

Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала воды.

У зайцев зубы растут всю жизнь.

Зайцы топают ногами для предупреждения, что территория занята.

Молодцы! Посмотрите, что это?

Это ватман. Большой лист белой бумаги.

На что он похож? (Ответы детей: на снег, на землю, покрытую снегом и т.д.)

Ватман можно повесить на магнитную доску или положить на стол.

Значит, в каком времени года происходит событие? (Событие происходит зимой)

Кто начнет сказку? (Выслушиваются варианты ответов)

Однажды заяц гулял по зимнему лесу. (На ватман выставляется белый круг, зеленые треугольники).

Стояла солнечная погода. Был солнечный день. (На ватман - желтый круг).

Небо было голубое - голубое. Небо было безоблачным. (На ватман - голубой овал).

Заяц радовался, весело прыгал, любовался зимним лесом. (Можно белый кружок передвигать).

На ватман вставляется серый круг.

Вдруг из - за елки вышел страшный серый волк. Заяц испугался, побежал в другую сторону. Но там он увидел лису. (На ватман - оранжевый круг).

Заяц не знал куда бежать, что делать. С одной стороны - волк, с другой - лиса. Заяц стал звать на помощь. Тут на помощь прилетел дятел и начал сильно барабанить клювом по дереву. (Выставляется серый овал).

На ватман - коричневый круг .

Поспешили на помощь белочки. Они с ветки ели бросали шишки. Одна большая еловая шишка попала прямо волку в глаз. Волк от боли взвыл и убежал. Лиса хотела наброситься на зайца, ее рыжий пушистый хвост зацепился за пенек. Лиса рычала, кусала пенек зубами. А заяц тем временем убежал от нее.