Логопедические упражнения детей 4 года. Упражнения для детей с задержкой речевого развития

Окончила Московский педагогический государственный университет, дефектологический факультет, специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – логопедия (2005 г.).
Награды :
диплом за выступление с научным докладом «Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением речи» на Межвузовской научной студенческой конференции «Актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и специальной психологии» (2005 г.);
диплом 1 степени лауреата конкурса МПГУ на лучшую научную работу среди студентов (2005 г.);
1 место в окружном этапе Московского городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям» (2009-2010 уч. г.);
диплом участника городского этапа Московского городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям» (2010 уч. г.);
диплом участника Профсоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества педагогов города Москвы (2010 г.);
благодарность за активное участие в подготовке и проведении творческой мастерской в рамках педагогической эстафеты «Культура народов мира» (2012 г.);
благодарственное письмо Методического центра Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы за активное участие в окружном форуме «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в школе» (2013 г.);
диплом участника Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества за представление своего педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» (2013 г.);
диплом 1 степени за победу в Международном конкурсе «Логопедическое занятие» (2014 г.).
С 2004 года – преподаватель детского сада и детских центров.
Репетитор с 2005 года.

Отзывы

Плюсы: Прекрасно работает с маленькими детьми. Все в игровой форме. Ребенок ждет встречи с Олесей. Минусы: Нет Описание: Мы пригласили Олесю Алексеевну к нашему ребенку-молчуну 3-х лет, чтобы она его разговорила. Это был уже 3 логопед, с другими пришлось расстаться. так как

ребенок через месяц занятий начинал капризничать, ему надоедали одни и те же занятия, да и не каждый маленький ребенок согласиться, если незнакомая тетя лезет ему в рот или делает массаж лица. Результат от занятий с Олесей Алексеевной был виден сразу. На следующий день ребенок целый день играл и говорил "сюда" - так как это слово у него получилось. Олеся Алексеевна добивается от ребенка максимального результата, притом сам малыш этого не замечает, он воспринимает все занятие как игру. Ребенок начал "говорить", а не просто показывать пальцем и мычать. Мы занимаемся уже 2 месяца - словарный запас вырос. Всем советую Олесю Алексеевну как замечательного специалиста, именно для маленьких детей (как она работает с другим возрастом мы не знаем).

Цены


2700 / 60 мин.

2700 / 60 мин.

2700 / 60 мин.
Длительность занятия - 45 мин.

Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. Донецка
Описание работы: Данное занятие рекомендовано логопедам, воспитателям логопедических групп. Проводимое в конце учебного года, занятие может стать показателем результативности речевой коррекции. Данное занятие можно показать на родительском собрании с целью повышения компетентности родителей в вопросе преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Возраст: 5-6 лет.
Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.
Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки.
Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

Ход занятия

Логопед:
Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.
Дети:
Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
Логопед:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях.
(На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)
Дети:
Сказка «Маша и медведь».
Логопед:
Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.
Дети:
Звук Ш.
Логопед:
Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.
Дети:
Всегда согласный, твёрдый, глухой.
Логопед:
Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
Дети:
При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.
Логопед:
Ш-всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг.
Дети:
Ш-ш-ш-ш.

Логопед:
Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
Дети (по очереди):

Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.
Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке две картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.

Логопед:
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
Дети: Машенька.
(На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).


Логопед:
Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)
Логопед:
В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Логопед:
Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)

Пальчиковая гимнастика

Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).


(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).
Логопед:
Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?
Отгадайте загадку и узнаете.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в ….
Дети:
В мишку.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).
Логопед:
Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.
(На магнитной доске предметные картинки)
Дети самостоятельно выбирают нужные картинки.


Логопед:
Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?
Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.
Логопед:
Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.
Логопед:
Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?

Доброго всем дня! Хочу сегодня поговорить об очень серьёзной теме, как логопедические занятия с детьми 5 7 лет. Ведь неправильное звукопроизношение многие списывают на возраст. Перерастёт, думаем мы. А ведь может сложиться по-другому. Знаете о неприятностях, которые влекут за собой корявость речи у взрослого?

В первую очередь, это огромная неуверенность в себе и своих силах. Только представьте! Такой комплекс создаст проблемы где угодно! От поиска хорошей работы до успеха в личной жизни. Давайте поправим, пока не поздно, неверное произношение у деток! Изучим ряд интересных игр, занятий по самым распространённым ситуациям. Приступим!

Предлагаю для начала рассмотреть виды речевых нарушений. Их бывает много, но у каждого ребёнка свой.

  • Заикание. Это достаточно распространённое явление. Заметить можно годикам к 3, в это время начинают выстраиваться первые предложения. Важно сразу обратиться к хорошему логопеду. Ведь ни один специалист не гарантирует, что через пару лет проблема не вернётся вновь…
  • Дислалия. Слово очень умное! Но за этим кроется тоже распространённая проблема дошколят ― неверное произношение согласных звуков. Особенно часто, это касается «Р», «Л» и «Ш».
  • Гнусавость. Тут, конечно, основную роль играет природный фактор ― неправильное строение речевого аппарата. И очень хорошо будет навестить отоларинголога для решения такой задачи.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР). Здесь, дорогие читатели, нередко виновниками становятся близкие родственники малыша. Разного рода сюсюканья, недостаточное общение приводит к тому, что дитя постоянно всё путает. Я сейчас об окончаниях в словах, путание предлогов и т. д. Это может плохо сказаться потом. Ведь скоро в школу!
  • Врождённые патологии неврологического характера. Уже требуется комплексное лечение и у невролога.
  • С задержкой речевого развития (ЗРР). Обычно такое проявляется годикам к 3. Ведь, в это время детки лопочут не переставая! Поэтому в случае короткого словарного запаса обратитесь к специалисту, не затягивая!

Уделяйте достойное внимание карапузу. Контролируйте речь ребёнка. А в случае, пробелов, ищите помощи у врача!

Когда вести ребёнка к логопеду?

Даже не знаю, почему, но сегодня резко выросло количество деток с проблемами звукопроизношения. Скажите, сколько времени в день Вы уделяете чтению, а сколько совместному просмотру телевизора? Одной из причин я вижу глобальную заинтересованность детишек (чуть ли не с пелёнок) техническими средствами. Детвора мало общается. Стремления к этому нет. А зачем? Ведь вокруг так много интересного, и сосредоточено в одном месте: в телевизоре.

В итоге мы и сами можем упустить тот золотой момент, чтобы отправить чадо к специалисту. Есть внегласное правило у логопедов: чем раньше, тем лучше. Правильно, это должно быть решено сразу. Простите за сравнение, но если испачкать платье и оставить его на долгое время без стирки, что будет? Конечно, есть риск, что пятно въестся и не отстирается. Так и здесь.

Самый пик посещений приходится на деток 4 ― 5 лет. Именно сейчас они должны произносить сложные согласные, строить предложения с логикой. Точнее, даже тексты с участием элементарных слов. Должна быть последовательность в его рассказах. Проведите тест, попросив чадо пересказать простейшую картинку. Не получилось? Тогда к специалисту!

Когда будет выставлен точный диагноз, начнёте посещать уроки, которые обязательно дадут результат. Но и дома не ленитесь, занимайтесь в игровой форме, хотя бы минут по 20. Только не принуждайте, малыши этого не любят! А я расскажу, какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, в зависимости от проблемы.

На произношение звуков

Те, кто уже столкнулся с этой стороной медали, знают, что коварнее всего звуки Р, Л и Ш. Если дитя их просто не произносит (теряя в слове), это пока не подошло время. А когда начинает вместо них выговаривать иные, более простые буквы, повод задуматься.

Вот Вам несколько упражнений на заметку. Они артикуляционного характера, для правильного формирования язычка, нёба, губ. В общем, всего артикуляционного аппарата.

Учимся говорить Р чётко! Мне очень нравятся такие мероприятия:

  • Открыть широко рот и улыбнуться. Нижняя челюсть неподвижна, а кончик языка поднят вверх, будто гладит нёбушко взад вперёд. Рекомендация: сделайте сперва сами, чтобы Вы поняли принцип. Так, будет проще донести до чада суть!
  • Чистим зубы кончиком языка с внутренней стороны. Ротик широко открыт. Видите, как просто! Пятилетнее дитя сделает без труда.
  • И ещё, интересный вариант. На деревянную палочку одеть маленький шарик, дитятко открывает ротик и произносит ДДРРР. Вы, в это время, водите этим инструментом под языком. Движения надо совершать быстро.
  • Попросите произнести «ДА», при этом язычок пусть упрётся в зубки. «ДЫ» ― в верхнее нёбушко.

В произношении звука «Р» Вам поможет просмотр данного видео.

Учимся произносить Л:

  • Широко откроем рот, язык положим на нижнюю губу, придерживая подбородок, произносить Ла, Ло, Ли, Лу.
  • Язычком водить по нёбу, будто красим его.
  • А ещё пусть пробует язычком дотронуться до кончика носика.
  • Слизываем мнимое варенье с губ.

Теперь проблематичная буква Ш:

  • Кончик языка просунуть под верхнюю губу, и резко оторвать, со щелчком.
  • Губки надо округлить, вытянув их вперёд. Так держать 6 секунд.
  • Возьмите кусочек ватки, положите на носик малыша. А он пускай попытается её сдуть, чтобы она полетела вверх. Это забавное упражнение, обязательно будет оценено чадом.

А вот подборка на каждый день, для произношения чёткой речи.

Учимся говорить чётко

В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
  • Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
  • Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
  • Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!

По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:

  • Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
  • Попищим, как мышата: Пи, Пи.
  • А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
  • Завыл сильный ветер: УУУУ.
  • А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
  • Рычит медведь: РРР.
  • Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.

Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла». На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада. Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.

Занятия в детском саду

Скажите, Ваш дитятко посещает садик? Если да, как там проводятся логопедические занятия? В саду, куда ходит наш Доминик, есть 2 типа:

  • Индивидуальные. Когда у какого-либо малыша определённая проблема.
  • Групповые (фронтальные). Собирается группа деток со сходными дефектами.

В идеале, так должно быть во всех дошкольных учреждениях. Но 5 ― 7 лет, это уже подготовительная группа. Ведь скоро в школу! Какие занятия хороши тут? Одним из таких являются распевки. И это не простые песенки, как Вы могли подумать. Это пение и выполнение определённых действий синхронно.

Вот самый простой вариант: «летит самолёт». Детки поют под мелодию УУУУУ, руки надо расправить, как крылья. Педагог руководит их действиями:

  1. Гудим с разной громкостью (самолёт улетает то дальше, то летит ближе).
  2. Сломался. При издавании звука УУУУ детишки ударяют себя ладонью в грудную клетку.
  3. Приземляемся. Исполняя УУУУ, расправив крылья, детки бегут каждый, к своему стульчику.

Очень интересны манипуляции с микрофоном. Детишки слышат свой голос, при этом, то убирают микрофон подальше, то подносят ближе к себе.

Неприятностей, конечно, много. Но сейчас, большинство из них решаемы. Даже те, которые именуются ЗПР или ЗПРР.

Диагноз ЗПР не приговор

Есть родители, которые мнят и выдумывают дефекты своему чаду. Не даром говорят в народе: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Но есть, кто в упор не видят ничего плохого. А ведь к 5 годкам дитя уже должен уметь излагать свои мысли понятными фразами. Не путать слоги в словах.

Есть несколько диагнозов, которые приводят родителей в ступор.

  • ЗРР. Когда недоразвито лишь слово произношение, но психически у чада всё нормально. Хорошо, если будет выявлено до 4 ― 5 лет, так как потом начинается иная стадия: зпрр.
  • ЗПРР задержка психоречевого развития. Когда вовлечена в процесс и психика дитя, его умственные способности.
  • ЗПР, это уже просто психическое развитие. Речевой аппарат страдает тоже, но основа тут психика малыша.

Не буду говорить о причинах, побуждающих такие состояния. Но, если так случилось, то правило логопедов (да и всех остальных докторов!) тут соблюдается. А гласит оно: «Чем раньше, тем лучше». Вы, надеюсь, понимаете, что, как и в любом заболевании здесь есть более сложные формы.

Обязательно отыщите хорошего специалиста, который найдёт общий язык с малышом. Скорее всего, тут надо подключать и невролога. Но первым делом соблюдайте хороший эмоциональный фон дома. Поверьте, от этого зависит многое. Ну а рекомендации по упражнениям с ЗПР сейчас напишу.

Литература

При любых дефектах звукопроизношения, дома надо иметь правильные книги. Они составлены грамотными авторами. А в комплексе с посещениями логопедических уроков обязательно помогут справиться!

  • «Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР» Теремкова Н.Э. Это альбом №1, всего их 4. А посвящён каждый определённым лексическим тематикам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5 7 лет» Дербина А.И. Самый лучший способ заинтересовать чадо заниматься ― играть с ним. Вот это пособие и построено в игровой форме. А предназначено для детишек со сложными дефектами.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи» Косинова Е.М. Как видите, тут тоже всё построено на элементах игры. То, что мне понравилось, годиться пособие от 6 месяцев до 6 лет! А собраны здесь и пальчиковые игры, и материал по артикуляционной гимнастике.
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка» Кодолбенко Е.А. Помните из детства: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Вот очень похожее пособие, с забавными чистоговорками, которые придутся по вкусу маленькому читателю.
  • «Весёлая логоритмика» Железнова Е. Это аудиопособие. Чего только не придумано, чтобы заинтересовать дитятко! Но, главное, что это, действительно, несёт пользу! Весёлые стишки по развитию речи и внимания, зарядка для крупной моторики и ритмики.

Надеюсь, эти пособия станут Вашими настоящими помощниками по домашней работе с маленькими непоседами. Расскажите, а какие мероприятия по устранению речевых дефектов знаете Вы? Как занимаетесь? Что читаете для этого? Делитесь опытом, оставляя комментарии. И подписывайтесь на обновления блога! До скорых встреч. Пока!

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

  1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
  2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
  3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
  4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

  1. «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

    Солнце поднимается –

    Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

    Солнышко садится –

    Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  2. «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок - ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  3. «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы - это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

  4. «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

  5. «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

  6. «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

Кроме того, пальчиковые игры помогают:

  • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
  • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
  • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
  • научиться повторять движения за взрослыми;
  • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
  • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

Артикуляционная гимнастика

Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице .

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

  1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
  2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
  3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
  4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
  5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
  6. «Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
  8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
  9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
  10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

  1. «Ушки-слушки» - игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
  2. «Где звенит?» - упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
  3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
  4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
  5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Стихи и упражнения к ним вы можете скачать .

Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

    Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

    Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

    Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.

Урок 1. Логопедические упражнения. Вашему ребенку почти 3 года, а он все еще молчит? Или начал говорить, говорит много, но “во рту каша”? Как разговорить маленького молчуна? Как помочь ребенку преодолеть нарушения звукопроизношения? Наши логопедические упражнения направлены на развитие речи у детей в возрасте от 2 до 4 лет. В работе логопеда или дефектолога с детьми этого возраста есть свои особенности. В этом возрасте дети еще не могут подолгу удерживать свое внимание на учебной деятельности. Все обучение должно проводиться в игровой форме, продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Нами был разработан специальный цикл занятий по развитию речи у маленьких детей в помощь родителям, а также специалистам: логопедам и дефектологам. Особое внимание в наших логопедических упражнениях отводится пальчиковой и артикуляционной гимнастике, использованию ритма в развитии речи (рифмованные загадки, детские стихи на развитие речи).

Самое популярное в разделе чтение


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...