Обучающие и развивающие методики для детей. Обзор методик раннего развития

Каждый маленький человечек с самого рождения наделен огромным потенциалом. Именно в первые годы жизни формируется большинство его будущих умений и способностей, поэтому раннее начало обучения поможет в будущем избежать проблем с учебой.

Ученые доказали, что малыша в возрасте 3-4 лет научить намного проще, нежели семилетнего ребенка. В Институте Домана было утверждено, что использование методики развития детей во время роста головного мозга наиболее эффективно.

Активное обучение, начатое практически в младенческом возрасте, и есть смыслом всех методик раннего развития, разработанных некоторыми выдающимися педагогами.

Большинство таких работ научно подтверждены, и часто применяются родителями и учителями. Чтобы выбрать метод развития малыша, необходимо вкратце ознакомиться с каждым из них и выбрать оптимальный для своего ребенка. Правильный выбор поможет раскрыть детский потенциал, заложенный в генах, всесторонне развить и подготовить ребенка к дальнейшей жизни.

Карточки Домана

Система, изобретенная американским врачом Гленом Доманом, изначально была предназначена для детей с отставанием в развитии. Заметив хороший результат, он решил попробовать позаниматься со здоровыми детьми, что в итоге принесло еще лучшие плоды. Можно применять эту методику развития детей до года, оптимальное начало занятий – с 6 месяцев.


Система имеет несколько направленностей:

  • интеллектуальное развитие – математика и чтение;
  • восприятие и творческие способности – работа с цветами, оттенками;
  • характер, воспитание;
  • знания об окружающем мире.


Доман утверждал, что все знания основаны на фактах. Чем больше их заложено в уме человека, тем шире база его знаний. Усвоение реальных фактов малышом приводит к стимуляции его мозговой деятельности и развитию интеллекта. Маленькие дети схватывают новую информацию очень быстро и просто, поэтому ее нужно преподносить правильно, четко, систематизировано.

Основной материал для обучения – это карточки, на которых с одной стороны размещены изображения, а на другой – точная информация. Занятия проводятся близкими для ребенка людьми – мамой, папой, бабушкой. И малыш, и обучающий, должны быть в хорошем настроении. Все действия выполняются в игровой форме.

Карточки показываются по одной в течение 3-5 секунд, таким образом, чтобы ребенок обратил на каждую внимание. Более продолжительное рассматривание карточки может привести к потере заинтересованности.

После каждого «урока» ребенка обязательно нужно похвалить, чтобы мотивировать его к новым познаниям и достижениям. Повторять занятия следует 3 раза в день, они должны быть короткими, чтобы не переутомлять малыша. Материалы надо ежедневно пополнять несколькими новыми картинками. Залог успеха – это регулярность и систематичность занятий.

Методика Домана помогает всестороннему развитию малыша, положительно влияет на его интеллект и память. Возможность заниматься практически с самого рождения дает отличный старт для мозговой деятельности и закладывает прочный фундамент для успешного обучения ребенка в будущем.

Методика Марии Монтессори

Известный на весь мир итальянский педагог и врач Мария Монтессори создала оригинальную и очень эффективную методику раннего развития детей от 0 до 3 лет, и старше. Лучше всего начинать занятия с детками начиная от 8-10 месяцев.

Основой методики является свобода ребенка.

Девиз системы: «Помоги мне это сделать самому».

Главный принцип – самостоятельность малыша.


Педагог или родители должны установить порядок, показать, объяснить и наблюдать, не мешая при этом выполнять задания ребенку самому, в собственном темпе. Методика выделяет в процессе роста и развитии малыша возрастную чувствительность, именуемую сенситивными периодами, в соответствии с которыми и должно вестись обучение.

Система заключается в создании вокруг ребенка среды, в которой он сможет найти все необходимые предметы для саморазвития и самообучения. Ведь как раз из окружающего его мира малыш впитывает правильные способы поведения, физического взаимодействия и эмоционального реагирования. Эта методика развития детей предполагает наличие практических материалов для совершенствования имеющихся навыков и обучению новых. Материал включает в себя рамки-вкладыши, наборы для рукоделия, игрушки со шнуровками и застежками, геометрические фигурки, буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.


Сегодня во многих городах работают детские садики и группы раннего развития, где с детками занимаются по методике Монтессори. Если вы планируете отдавать своего малыша в такой садик, то узнайте, относится ли он к Ассоциации Монтессори- педагогов и как проводятся занятия с детками. Здесь создана соответствующая среда, есть все необходимые предметы, материалы и пособия. Подход к каждому ребенку индивидуальный. Такое же окружение можно создать и дома, чтобы мама имела возможность заниматься с малышом самостоятельно.

Система Монтессори помогает малышу стать более внимательным, независимым и уверенным. Развивает его моторику, сенсорику, память, воображение, образное, логическое и творческое мышление. Ребенок раскрывает свой внутренний потенциал, проявляет индивидуальные способности. При этом он становится личностью, с собственным, никем не навязанным мнением и взглядом на жизнь.

Кубики Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал методику развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, которая называется «Кубики Зайцева». По данной системе можно заниматься с детьми младшего возраста, с 1,5-2 лет.

Метод развития основан на наглядных пособиях. Это различные кубики, таблички, карточки, а также песенки. Кубики между собой различаются по цветам, размерам, и звукам, которые они издают. На каждой грани написаны слоги, и больше ничего. Складовая теория обучения чтению дает намного лучший результат, чем, если начинать сначала осваивать буквы, потом учиться складывать их в слоги, а затем в слова.

Звучание кубиков помогает научиться различать гласные и согласные, мягкие и звонкие звуки, благодаря чему малышу будет легче учиться читать. Слоги выучить проще, чем буквы, несмотря на то, что их намного больше. Отсутствие других изображений обусловлено тем, что в обычной азбуке малышей могут отвлекать красочные картинки, вызывающие излишние ассоциации.

Материал обязательно преподносится в игровой форме. С ребенком необходимо заниматься регулярно, систематизировано, всячески пробуждая у него интерес к занятиям. Когда малыш освоит слоги, можно постепенно переводить навык чтения в письмо.

Дети, которые обучаются чтению по методике Зайцева, уже к 3-4 годам показывают отличные результаты. Основные преимущества этой системы, кроме обучения чтению, это развитие логического мышления, расширение словарного запаса, отсутствие логопедических дефектов. В будущем ребенок будет грамотно разговаривать и писать.

Кроме вышеописанных, существует еще множество других методик развития детей от года, до года, от 3-х лет, и так далее. Они с определенной направленностью и всесторонне развивающие. Кроме интеллектуального, следует помнить о физическом развитие малыша. Например, водить ребенка в бассейн или на танцы.

Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям следует подбирать систему, наиболее подходящую его характеру и темпераменту.

Также выбор зависит от того, чему бы вы хотели его научить. Но, запомните, какую бы методику вы ни практиковали, она обязательно даст хороший результат и поможет ребенку в будущем.

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное - выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно - учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются для занятий с детьми до 3 лет.


Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения - идея о том, что элементарной частицей речи является склад - пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению - по слогам, а обучение счету - при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.


Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения - так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание - с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения - одна из важнейших составляющих этой системы обучения.


Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.


Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.


Плюсы методики

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития - это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное - ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

О различных приемах обучения, игровых методиках , на этот раз хотелось бы поговорить о развитии детей дошкольного возраста. Прямо сейчас рассмотрим самые популярные методики, реализуемые в игровой форме.

Монтессори

Монтессори - одна известных схем развития детей дошкольного возраста. Она предполагает практически полное невмешательство родителей в игровой процесс. Ребенок занимается в основном самостоятельно, а взрослый - помогает ему в случае необходимости. Среди игр в системе чаще всего используются предметные, основанные на сенсорном типе восприятия. Все нюансы методики

Зайцева

Это следующая по популярности методика, применяемая в обучении детей дошкольного возраста. С её помощью можно быстро научиться считать, читать. Базируется схема на играх, которые затрагивают различные органы чувств. Важно также цветовое, звуковое, тактильное восприятие. Подробнее о методике расскажем в

Никитина

Методика, которая предостерегает от крайностей и не позволяет родителям чрезмерно опекать своих малышей. Главное, не пускать всё совсем на самотек: должны быть ответственность и чувство меры. Значительная роль отводится интеллектуальными игровым занятиям, нацеленным на активное творческое развитие.

Доман

Методу Домана принадлежит своя ниша в области дошкольной педагогики, ориентированная на раннее развитие детей: именно в первые годы жизни малыши усваивают новую информацию лучше всего. В состав методики входят интеллектуальные, дидактические игры, способствующие эффективному развитию навыков и умений. Важная составляющая у Домана - активные игры, потому в состав схемы входит отдельный комплекс физических нагрузок.

Другие схемы

Дьенеш делает ставку на интеллект, значимое место в системе занимают логические игры, они же учат ребенка делать выводы, рассуждать и анализировать информацию.

Вальдорф во главу угла ставит игру, за счет чего методика является не только уникальной, но и высокоэффективной. Данный метод отсылает нас к первобытным, естественным системам, главными в нём являются педагог и его непрекословный авторитет. Игр в рамках схемы задействуется много, основная роль принадлежит ролевым и подражательным.

Вы ознакомились с основными методами развития детей дошкольного возраста, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Главной составляющей любой из них является игра. Какую систему выбрать с учетом интересов, личных потребностей ребенка, должен решать только грамотный педагог. Возможно сочетание различных приемов, техник, методик и их отдельных элементов для достижения лучших результатов.

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.

Классические стандарты дошкольного развития в своей эффективности не подлежат сомнению. Но и набирающие популярность западные методики заявляют о наиболее продвинутых способах обучения ребенка. Как сделать правильный выбор?

Каждый родитель желает видеть своего ребенка гармонично развитым. Чтобы пойти в школу подготовленным и адаптированным к новым условиям, ребенок должен научиться этому. Заботиться об интеллектуальном развитии нужно начинать с раннего возраста.

Детские сады, всевозможные центры подготовки ребенка к школе изобилуют разного рода методиками дошкольного развития. Как выбрать для своего ребенка лучшее и как не ошибиться в своем выборе?

Все методики можно разделить условно на две группы: современную и классическую традиционную. В чем их отличие?

Традиционные методы развития и обучения

Классические стандарты развития детей дошкольного возраста обычно практикуют государственные детские сады. С 2013 года вступил в силу закон, обязывающий дошкольные учреждения обучать детей по единой образовательной программе. Этот стандарт, именуемый ФГОС, включает в себя принятые правила:

Обучение проходит в виде игры. Любые действия, в какой-то мере напоминающие школьные занятия находятся под запретом.

Недопустимость оценочной и аттестационной системы. Детей классифицируют по характеру, усидчивости, способностям и возрастной группе.

Используется три основных метода обучения: наглядный, речевой и практический.

Детское дошкольное учреждение ориентировано на приобретение ребенком следующих навыков:

1. Умение в нужный момент проявлять инициативу и самостоятельно совершать необходимые действия.

2. Уверенность в себе и открытость внешнему миру и обществу.

3. Эмоционально положительное отношение к себе и к другим.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Раскрытие творческих способностей и умение ими пользоваться.

6. Хорошо развитая мелкая моторика.

7. Способность проявить усилие воли при выполнении определенных действий.

8. Живой интерес к процессу обучения.

Как из этого видно, дошкольное образование и развитие в основе своей ориентировано на получение и закрепление ребенком необходимых навыков для успешного обучения в школьных стенах. В программах принятого стандарта идет упор на развитие речи, познания, эстетического вкуса, физических данных и социального развития личности.

Современные методики

Альтернативой классическому обучению дошкольников становятся современные инновационные методики. Особенность этих программ, что они ориентированы на развитие ребенка буквально с пеленок. Традиционные способы обучения ставят начало активного развития несколько позже.

Самыми популярными можно назвать эти методики:

Монтесорри

Интересно, что изначально этот метод обучения был специально создан для детей с некоторыми отклонениями в развитии. Но быстро стал популярен и среди обычных детей. Суть развития в том, что малыш учится не пассивно, а проявляет живой интерес к процессу обучения. Учитель или родители должны позаботиться о создании вокруг ребенка благоприятной среды развития. Чтение по этой методике рекомендуют начинать не ранее 3 лет.

Методика Зайцева

Развивающие кубики основной инструмент развития по этой программе. Изображенные на них предметы, слоги и буквы позволяют ребенку быстро усвоить принципы чтения. Автор Николай Зайцев считает классическое обучение чтению недопустимым и тормозящим весь процесс. Кубики разного цвета и различаются по размеру. Характерный звон, доносящийся из них, помогает малышу научиться различать гласные и согласные звуки.

Вальдорфская методика

Детям, обучающимся по этой программе, ставят основной упор на развитие творческих способностей и личности. Дети занимаются музыкой, лепкой, вышиванием. Отсутствие оценочной системы, и всестороннее развитие способностей ребенка, вплоть до школьного возраста, делает эту программу развития все более востребованной с каждым днем. Воспитание личности и развитие духовности - основополагающие методы Вальдорфа.

Эти три методики развития находят все большее применение среди обучающих дошкольных центров и молодых креативных родителей.

Разумное соотношение

Сравнив обе группы методик дошкольного развития, можно сказать, что в каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Классические стандарты обучения охватывают целостное развитие ребенка. Годами проверенные способы обучения, которые в равной степени уделяют внимание умственному, познавательному и физическому воспитанию. Но групповые занятия по такому принципу начисто лишены индивидуальности и не прислушиваются к потребностям ребенка.

Современные же способы развития часто делают упор на что-нибудь одно, совершенно выпуская из вида все остальные стороны, необходимого гармоничного воспитания.

Наиболее предпочтительнее разумное сочетание традиционного и современного способа развития. Распределение норм лучше брать из классической схемы, обучение чтению эффективнее будет проходить с помощью кубиков Зайцева, творческие способности и богатый внутренний мир поможет развить методика профессора Вальдорфа, а естественное познание мира и общественной среды лучше всего пройдет под руководством Марии Монтесорри.