Подвижные игры делай как я. Танцевальная игра «Водим хороводы»

Занятие по развитию памяти у дошкольников 6-7 лет

Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям детского сада при работе с детьми начиная со старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятиям предшествует психологическая диагностика зрительной и слуховой памяти. Цель программы: максимально содействовать развитию памяти как познавательного процесса у детей дошкольного возраста
Задачи:



Программа призвана обеспечить:



Принципы построения программы:



Методология:

Цель: максимально содействовать развитию памяти как познавательным процессом у детей
Задачи:
1. развитие произвольного запоминания как основы познавательной сферы у дошкольников;
2. развитие оперативной, краткосрочной памяти у ребенка;
3. развитие опосредованного запоминания у ребенка.
Программа призвана обеспечить:
1. познавательное развитие ребенка;
2. создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
3. оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы;
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные и психо-физиологические особенности.
Занятия проводятся один раз в 2 дня.

Тематическое планирование коррекционной-развивающей работы с детьми:

Занятие 1.





Подвижная игра «Кукловод»


Цель: развитие навыков зрительной памяти



Занятие 2.

Малоподвижная игра "Опиши соседа"
Цель: развитие навыков зрительной памяти


Цель: развитие навыков зрительной памяти
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (блоки Дьенша), в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.


Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Веселый праздник; Радость; Темный лес; Болезнь; Отчаяние; Быстрый человек; Смелость; Печаль; Глухая старуха; Теплый ветер


Цель: развитие навыков зрительной памяти

Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: развитие навыков зрительной памяти развитие навыков опосредованного запоминания
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается. Задача ребенка: вспомнить, что было изображено на первой карточке.

Занятие 3.

Дидактическая игра «Подбор парных картинок»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Каждый участник получает по 4 карточки, на которых изображены разные предметы. Дети внимательно рассматривают и затем переворачивают их вниз рисунком. Ведущий открывает одну из своих карточек. Задача детей: вспомнить и открыть карточку с таким же изображением.

Малоподвижная игра "Фотоаппараты"
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие.

Дидактическая игра "Осознание визуального материала".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросить их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложить им сравнить, насколько их рисунки


Дидактическая игра Пробуждение "чувства деталей".
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Перейти от конкретных изображений к абстрактным. Предложить детям для начала четыре абстрактные фигуры.


Каждую из них дети должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросить ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Дидактическая игра «Сделай, как я»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Занятие 4.


Цель: развитие навыков опосредованного запоминания


В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы затем переходить к работе "только в уме".

Подвижная игра «Кукловод»
Цель: развитие двигательной памяти.
Взрослый-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Дидактическая игра «Лото»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Ребенку предлагается запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Возможно использование для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Перед детьми ставится 6-7 игрушек. Дается сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна игрушка или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается. Задача ребенка: вспомнить что было изображено на первой карточке.

Занятие 5.

Дидактическая игра "Оживление".
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются. Можно предложить детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросить их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Дети рассказывают друг другу про своих зверей. Затем подводятся итоги, чей рассказ оказался самым интересным.

Дидактическая игра "Цепочка слов".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Дидактическая игра "Запоминание слов".
Цель: развитие навыков аудиальной памяти
Попросить детей запомнить несколько логически не связанных слов. Начать с 10 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ: "Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает, и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ"
Сначала дети пытаются представить рассказ, составленный взрослым, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - взрослый диктуете слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Дидактическая игра «Снежный ком»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Занятие 6.

Дидактическая игра «Художник»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Взрослый говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок".
Ветер Грусть Солнечный день Болезнь Плакающий мальчик Смелый поступок Дождливый день Хороший пловец Больной укол Красивая прическа

Дидактическая игра "Пуговица".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (блоки Дьенеша), в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.


Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Детям показывают набор парных картинок, перемешивают и раскладывают вниз рисунком, образовывая прямоугольник. Играющие по очереди открывают и переворачивают по две карточки, называя, что на них изображено. Если рисунки разные, то карточки возвращают на место. Если встречаются парные карточки с изображением одного и того же предмета, играющий забирает их себе. Задача детей: вспомнить, где лежат парные картинки, постараться найти и открыть их. Побеждает тот, кто наберет больше парных карточек.

Малоподвижная игра "Опиши соседа"
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Взрослый вместе с ребенком выбирает знакомый обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

Дидактическая игра "Осознание словесного материала"
Цель: развитие навыков зрительной (аудиальной)памяти

Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".


В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы затем переходить к работе "только в уме".

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

1. «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

2. « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Цветные треугольники» (доп.)

Цель: развитие произвольного внимания и вербальной памяти.

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

4. «Не пропусти профессию»

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,

ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,

СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,

ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,

ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,

БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,

ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,

ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,

БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,

СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ,

ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК,

АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,

ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ,

РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК.

5. «Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,

РАМА. ДОМ, МАШИНА,

МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,

ИГРА, ИВА, ДОРОГА,

ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,

ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,

ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,

ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,

КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

ГОРОД, СОБАКА, БАНАН,

ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК,

ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,

КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА,

ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины, а также закрепление навыков счета.

Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

7. «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:

Аисты, вороны, Голуби, синицы,

Галки, макароны Палки и стрижи,

Бабочки, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Прилетели птицы:

Лебеди, куницы, Голуби, синицы,

Галки и стрижи, Аисты, кукушки,

Чайки и моржи. Маленькие плюшки

Лебеди и утки

Прилетели птицы: И спасибо шутке!

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

8. «Кто кем будет?»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):

«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)

…ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК,

МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,

СЕМЕЧКО, ИКРИНКА,

ГУСЕНИЦА, МУКА,

ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ,

ТКАНЬ, УЧЕНИК,

БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА,

ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,

ТЕЛЕНОК, ДОСКА,

ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК,

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

9. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание игры: детям зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА.

СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.

ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА.

ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК.

КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.

ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.

ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.

МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.

НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

10. "На что это похоже"?

Цель: развитие образного мышления

Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

11. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,

получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".
«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

ПОЛЕЗНЫЙ

глаголы действия

ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ

НАГРЕВАТЬ

РИСОВАТЬ

ПОДЖИГАТЬ

ВЫТАСКИВАТЬ

РАЗРЕЗАТЬ

ПРИГЛАШАТЬ

13. "Кто без чего не обойдётся".

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания :
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

14. «О чем я сказала?»

Цель: развитие мышления, речи.

Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.

15. «Снежный ком»

Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

Количество играющих: любое.

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 чело

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

Комментарий : для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

17. « Знайка»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Игру можно проводить после занятия по ИЗО или рисования детей в свободной деятельности.

Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.

Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как.

18. «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По ус­ловию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и вы­бывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернул­ся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, положительной мотивации к обучению.

Такие упражнения можно использовать в работе с первоклассниками в адаптационный период, с учащимися 1 – 4 классов в течение учебного года, для проведения учителем наблюдений в целях фиксации результатов развития и обучения младших школьников, для мониторинга образовательного процесса и для работы по реализации коррекционной программы (коррекционная папка).

Целью упражнений является развитие и корректировка у детей всех компонентов психологической готовности обучаться в школе.

Задачи:

развитие психологических качеств детей:

Внимания;
- памяти;
- мышления;
- произвольности поведения;
- мелкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
- речи;

  • формирование интереса и положительной мотивации к обучению;
  • выявление личностного потенциала обучения и развития .

Отдельные игры и упражнения в зависимости от ситуации можно включать во время организации досуга детей на переменах, во время прогулок на улице, в группе продленного дня, в определенных моментах на уроках.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Игра «Гусеница»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Игра "Аэробус"

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательные взаимоотношения товарищей по команде дают уверенность и спокойствие.

Учитель: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"».

Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.

Учитель: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер».

Когда Аэробус "летит", учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

Игра "Глаза в глаза"

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Учитель: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рас­сержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».

Игра "Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие сидят или стоят в кругу.

Учитель: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".

Игра "Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Да­вайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра "Смена ритмов"

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

Игра"Возьми и передай"

Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать по­ложительные эмоции, радость, счастье.

Игра"Тень"

Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", дру­гой - его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.

Игра "Дракон кусает свой хвост"

Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - "голова" дракона, последний - "хвост", все остальные в цепочке - "тело". "Голова" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра "Цветик-семицветик"

Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.

  1. Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!

Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.

  1. Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указатель­ный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  7. Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
  9. На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
  10. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сна­чала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.

Упражнение "Обведи по точкам"
Цель:
развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Упражнение "Штрихи в рисунке"
Цель: развитие тонкой моторики рук.

Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различ­ные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ

Игра "Зеваки"
Цель:

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закон­читься, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра "Не пропусти растение"
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, до­рога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

Игра"Четыре стихии"
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анали­заторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.

Движение руками

Дети опускают руки вниз

Вытягивают руки вперед

Поднимают руки вверх

"Огонь" Вращают руками в локтевых т лучезапястных суставах

Игра "Нос, нос, рот"
Цель:

Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот..." При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

Игра "Найди отличия"
Цель: развитие у детей зрительного внимания.

Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.

Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.

Игра "Нарисуй по клеточкам"
Цель: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.

Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание - показать последовательность рисования.

Игра "Запомни точки"

Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки - 1-2 с. Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рисунок у себя на бланках. Время на зарисовывание не более 15 с.

Игра "Ладонь! Кулак!"
Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.

Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): "Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!" и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.

Игра "Делай, как я"
Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу - второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение "Раскрась фигуры"
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное - аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Упражнение "Зачеркни фигуры"
Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

Упражнение «"Да"и"Нет"не говорить»
Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.

Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет"».

Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контроли­ровать свои ответы, сдерживать желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Игра "Тропинка"
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.

Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.

Игра "Сосед!"

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!". Тот игрок, к которому обратился водящий, продол­жает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

Игра "Летает - не летает"

Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: "Летает?". Например: "Муха летает? Стол летает?" Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем педагог начинает игру: "Голубь летает?" - и поднимает руки. Дети говорят: "Летает" - и тоже поднимают руки. "Автомобиль летает?" - спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

Игра "Нарисуй домик"

Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого составлены из элементов прописных букв и цифр.

Учитель: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательны­ми, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,

не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом".

При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

  • ♦ присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
  • ♦ правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ;
  • ♦ количество деталей и способ их изображения - считает ли ребенок или рисует на глазок.

Игра "Скучно, скучно так сидеть"
Цель: развитие у детей раскованности, тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной - по количеству детей, возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПАМЯТИ

Упражнение на развитие механической зрительной памяти

Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необ­ходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изобра­жения и слова, объяснить свое решение.

Упражнения на развитие зрительной памяти

1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

2. Детям предлагаются для запоминания 4 карточки разного цвета с изображением на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради по памяти:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Упражнение "Найди лишнее слово"

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объ­ектов.

Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей - определить слово, которое является "лишним".

Примерные серии слов:

  • старый, дряхлый, маленький, ветхий;
  • храбрый, злой, смелый, отважный;
  • яблоко, слива, огурец, груша;
  • молоко, творог, сметана, хлеб;
  • час, минута, лето, секунда;
  • ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
  • платье, свитер, шапка, рубашка;
  • мыло, метла, зубная паста, шампунь;
  • береза, дуб, сосна, земляника;
  • книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение "Поезд"

Цель:

Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, свя­занных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть оди­накового размера.

Учитель: "Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по од­ной. И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скрепле­ны. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка - это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала - фарфора. Кладем картинку с поливальной машиной, по­тому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду".

Упражнение "Сложи узор"

Цель: развитие у детей логического мышления.

Детям предлагается набор "Сложи узор" (если данный набор отсутствует, можно заменить его ква­дратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.

Упражнение "Закончи предложение"

Цель: развитие у детей понятийного мышления.

Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар... У человека две ноги, а у собаки... Собака лает, а кошка... Птицы живут в гнездах, а люди... Ночью темно, а днем... Зимой идет снег, а летом... Трава зеленая, а небо... Из шерсти вяжут, а из ткани... Зимой холодно, а летом... Балерина танцует, а пиа­нист... Ты ешь ртом, а слушаешь... Дрова пилят, а гвозди... Утром мы завтракаем, а днем... Певец поет, а строитель... Птица летает, а змея... Композитор сочиняет музыку, а музыкант... Лодка плывет, а машина... В России говорят по-русски, а в Англии... Ты смотришь глазами, а дышишь... Книгу читают, а музыку...

Игра "Много - один"

Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.

Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, воз­вращая мяч, - в единственном.

Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

Игра "Кем (чем) был раньше?"

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?".

Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гу­сеницей), собака (щенком).

Упражнение "Что было раньше"

Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Детям раздается комплект из 4-х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий. Попробуйте это сделать самостоятельно». Далее каждый ребенок рассказывает свою историю.

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пу­стой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трус­ливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Упражнение "Соберем портфель!"

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.

Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Ответ: мел)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ответ: ручка)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)

Игра «Первоклассник»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как бы­стро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Упражнение "Кот и лодыри"

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:

  • - Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
  • - Быть лодырем - это плохо или хорошо?
  • - Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
  • - Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
  • - Зачем люди учатся?
  • - Зачем дети ходят в школу?

Упражнение "Что я знаю о школе?"

Цель: уточнить знания детей о школе.

Педагог проводит блицопрос детей.

Примерные вопросы:

  • - Как надо обращаться к учителю?
  • - Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  • - Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  • - Что такое урок?
  • - Как узнают, что нужно начинать урок?
  • - Что такое перемена?
  • - Для чего нужна перемена?
  • - Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  • - Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  • - Что такое отметка?
  • - Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  • - Что такое школьный дневник?
  • - В классе учатся дети одного возраста или разного?
  • - Что такое каникулы?

Задачи. Закреплять умение различать понятия, обозначающие направ­ление движения, выполнять соответствующие указания. Развивать способ­ность ориентироваться в пространстве.

№ 2. Подвижная игра «Жмурки»

Задачи. Предложить детям пояснить суть основных правил игры, рас­сказать, как нужно действовать игрокам, какие из названных воспитателем действий не будут соответствовать правилам игры. Способствовать фор­мированию правильной осанки.

№ 3. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»: сюжет «Загорелся Кошкин дом».

Задачи. Совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет, распределять роли, использовать предметы-заместители в ситуа­циях, участниками которых являются сказочные персонажи.

Строительные игры: совместные постройки детей.

Задачи. Учить детей выполнять постройки по образцу, по инструкции, по памяти, Закреплять приобретенные умения действовать согласованно. Поощрять творчество, фантазию, взаимопомощь.

Индивидуальная работа по ФЭМП.

Задачи.Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, кубе). Учить называть их, находить в окру­жающих предметах.

№ 6. Ознакомление с художественной литературой: Д. Чиардм «О том, у кого три глаза» (перевод с английского Р. Сефа).

Задачи. Развивать поэтический слух, учить понимать характер произ­ведения.

День 15

Утро

Виды деятельности

№ 1. Дидактическая игра «Где чей домик?»

Задачи. Расширять представления детей о передвижении в простран­стве, формировать умение использовать и создавать схематическое изоб­ражение пути перемещения.

Самообслуживание: игровая ситуация «Я все делаю сам».

Задачи. Учить детей осознанно выполнять действия по самообслужи­ванию, формировать привычку следить за внешним видом (опрятностью независимость, инициативность в самообслуживании.

Беседа на тему: «Безопасность в лесу».

Задачи. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл. Предложить ребятам рассказать, что случиться, если будет нарушено то или иное правило.

Сюжетно-ролевая игра «Моряки».

Задачи. Предложить детям обыграть различные ситуации в русле дан­ного сюжета, участниками которых являются сказочные персонажи, герои рассказов о моряках. Закреплять умения распределять роли, подготавли­вать необходимые условия, договариваться о последовательности совме­стных действий.

Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате.

Задачи. Совершенствовать умение самостоятельно выявлять и устра­нять непорядок в группе и без напоминания взрослого устранять его. По­ощрять инициативу в оказании помощи; формировать бережное отноше­ние к результатам своего труда и труда взрослых.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение за насекомыми: комары.

Задачи. Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, расска­зать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обита­ния комаров.

Трудовые поручения: наведение порядка в песочнице.

Задачи. Воспитывать самостоятельность, формировать бережное отно­шение к игрушкам и "трудовому инвентарю. Закреплять умение сгребать песок горкой по окончании игры, убирать и вытряхивать песок из игрушек.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

городского округа – город Камышин Волгоградской области

Спортивно-оздоровительная игра

«ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ КАК Я»

2013г.

Спортивно-оздоровительная игра "Делай как мы, делай как я"

Цель:

Развитие у ребят ловкости, смелости, целеустремленности, воли к победе.

Воспитание духа товарищества, сплоченности, коллективизма, взаимопомощи под девизом «Один за всех и все за одного».

Зарождение дружбы между классами

Материалы и оборудование:

    эстафетные палочки;

    баскетбольные мячи;

    хоккейная клюшка и маленькие мячи;

    обручи;

    гимнастические маты;

    ворота;

    полоса препятствий из кубиков;

    кроссворды на спортивную тему;

    музыкальная аппаратура, плакаты.

Место проведения:

Спортивный зал МБОУ СОШ №14

Дата проведения: 15.10 2013г.

Участники: 1 – 6 классы

Жюри: члены спортивного клуба «Луч»

Призы:

    Грамоты.

Программа мероприятия

1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!

1-й ведущий. Сегодня у нас не только спортивный праздник, но и праздник дружбы.

2-й ведущий. Ведь еще в Древней Греции на период Олимпийских игр по всей земле Эллады объявлялось перемирие, везде царили мир и дружба.

1-й ведущий.Вот и сегодня у нас праздник спорта и дружбы в нашей школе.

2-й ведущий. Итак, здесь и сейчас встречаются команды в спортивной игре. « Делай как мы, делай как я »

1-й ведущий.

Чтоб в игре победить,
Ловким, смелым надо быть.
За щитами не скрываться,
Наших конкурсов не бояться.

2-й ведущий.

Все законы невезенья изучить
И друг другу руку помощи протянуть.

1-й ведущий.

Победить в игре очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко!

2-й ведущий.

Начинается сраженье,
По законам уваженья.

1-й ведущий. Так пусть, ребята, в нашей игре царит уважение друг другу, дух товарищества и взаимопомощи.

2-й ведущий. Девиз нашей игры «Один за всех и все за одного!»

1 -и ведущий. Капитанов приглашаем к нам, для обмена памятными призами (обмен призами).

2-й ведущий. Ну вот, есть у нас и главные лица - игроки, ведущие, да и зрители на месте.

Не хватает только нашего жюри. В состав жюри входят: члены спортивного клуба «Луч»

1-й ведущий. Все готово, можно и начать. 1-й конкурс у нас разминочный - бег с эстафетными палочками. По свистку начинаем конкурс.

Конкурс « Разминка»

2-й ведущий. Ай, да молодцы, наши команды! Сразу чувствуется их спортивная закалка! Аж, самой захотелось с ними побегать

1-й ведущий. Ребята, вы знаете барона Мюнгхаузена? Он летал на ядре, а вы же будете летать на баскетбольных мячах. Объявляется второй конкурс - конкурс с мячом.

Конкурс «Полет Мюнгхаузена»

2-й ведущий. Пусть пока наши команды отдохнут, наберутся силами для следующего конкурса. А у нас сейчас музыкальная пауза.

(В это время готовится трасса для следующего конкурса)

Конкурс «Мы играем в хоккей»

1 -и ведущий. Ребята, вы любите играть в хоккей? Сейчас у нас следующий конкурс «Мы играем в хоккей».

2-й ведущий. Вы должны будете пройти дистанцию. Обвести кегли. Возвращаемся бегом.

И передаете клюшку и мяч. (Свисток, конкурс)

1-й «ведущий. После такого конкурса нужно перевести дух! Давайте посмотрим на танец наших девушек. (Современный танец)

Конкурс «Попади в цель»

2-й ведущий. Объявляется конкурс «Попади в цель» (Объяснение учителя - введение баскетбольного мяча, бросок в корзину и передача мяча между ног) (Свисток, конкурс.)

1-й ведущий. Уважаемые зрители! Вы не устали только болеть, хлопать, да кричать? Давайте и мы проведем конкурс болельщиков.

2-й ведущий. Вы знаете кто такой каракатица? Нет, это паучок, который так быстро бегает (конкурс «каракатица». Объяснение учителя) (Свисток, конкурс.)

Конкурс «Каракатица»

1-й ведущий. Сейчас мы проверим, кто из вас дружнее и сплоченнее. Конкурс «Не бросай меня» (Объяснение учителя: «На первом этапе с обручем один бежит дистанцию, на втором этапе - вдвоем и т.д.»)

Конкурс «Не бросай меня»

2-й ведущий Объявляется большая, заключительная эстафета (Объяснение учителя: кувырок вперед, бег по скамейке, метание маленького мяча в цель из положения с колена.) Жюри учитывает все ошибки и заброшенные мячи. (Свисток, конкурс)

Заключительная эстафета

1-й ведущий. Пока жюри подводит итоги, давайте все вместе споем песню про дружбу «Если с другом вышел в путь»

2-й ведущий. Слово предоставляется жюри. Награждение.

1-й ведущий. Вот настала пора расставаться. Но дружба наша с нами остается.

2-й ведущий. До свидания, до следующих встреч!

Песня о дружбе

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

На медведя я друзья,
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
А медведь без друга.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.