Правила дорожного движения для детей 3 лет. «Говорящие дорожные знаки»

Конспект занятия по ПДД для детей 2 й группы раннего возраста

Цель :

    Познакомить детей со светофором

    Формирование представление о правилах поведения на улице.

    Закрепление цветов.

Материал : Игрушка Собачка, машина грузовик, макет светофора, макет пешеходного перехода.

Предварительная работа :

    Рассматривание серии картинок «Новая машина». Беседа по картинкам.

    Чтение художественной литературы:

    • Г.Цыферов «Паровозик».

      Н. Носов «Автомобиль».

    Загадывание загадок по теме: « Транспорт».

    Игры:

    «Воробушки и автомобиль»,

    «Машины»,

    «Шофер и пешеход».

    Знакомст во со словами «пешеход», «пешеходный переход », «тротуар».

Ход мероприятия:

(сюрпризный момент)

Вос-ль: Слышите ребятки, что-то гудит? К нам сегодня кто-то в гости спешит. На чем же он едет наш гость. Давайте посмотрим.

Вос-ль вывозит грузовик с Собачкой.

Машина, машина

Идет, гудит

В машине, машине

Шофер сидит

Би-би-би.

Здравствуй Собачка (дети здороваются ).

Вос-ль: Ребята, на чем приехал Собачка?

Дети: На машине.

Вос-ль: А давайте погудим вместе с Собачкой, как машины «би-би-би».

Вос-ль: Собачка хочет что-то сказать. Давайте сядем на стульчики и послушаем его.

Собачка ( вос-ль читает стихотворение )

К вам я ехал, торопился

По дороге чуть не сбился,

Но помог мне светофор

Друг машин и друг дорог.

Вос-ль: Собачка, а давай и ребят познакомим со светофором.

( вос-ль показывает макет светофора ).

Чтоб дорогу перейти

К светофору подойди

Загораются цвета

Красный – стой

Желтый – жди

А зеленый цвет – иди.

Вос-ль: Что это, ребятки.

Дети: светофор.

Вос-ль: Ребята, посмотрите у нашего светофора глазки разного цвета.

Какие цвета вы видите?

Дети: Индивидуальные ответы детей (красный, желтый, зеленый)

Вос-ль: Собачка, а теперь давай ребят познакомим с тротуаром.

Идут по улицам люди. Идут на работу, в магазин, на прогулки. И все они идут там, где положено. Где положено?

Ответы детей: по тротуару.

Воспитатель: правильно. Пешеходы (мы с вами пешеходы) ходят только по тротуару. Но и по тротуару надо ходить с какой стороны?

Ответы детей: с правой стороны.

Воспитатель: ребята, расскажите, как нужно переходить дорогу?

Ответы детей:

По пешеходному переходу

Переходить дорогу только с мамой и папой.

Не выскакивать на дорогу.

Не убегать от родителей.

Воспитатель: Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Шофер и пешеход»

(Мы с вами сейчас превратимся и в шоферов, и в пешеходов).

На улице нашей

Машины, машины.

Машины малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Эй, машины, полный ход,

Я примерный пешеход

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Подвижная игра «Птички и автомобиль»

Птички сидят в гнездышках (дети сидят на стульчиках)

Полетели птички на дорожку

Летают, крылышками машут

И вдруг на дорогу выехал автомобиль

( вос-ль вывозит автомобиль )

Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит

Берегись, берегись, ну-ка все посторонись.

Птички летят в свои гнездышки (дети садятся на стульчики )

Вос-ль: Ребята, скажите, а можно играть на дороге?

Дети: Нет

Цель: формировать знания о правилах дорожного движения, закреплять представления о видах транспорта, уточнить представления о понятиях «пешеход».

Задачи:

Закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.

Уточнять представления о сигналах светофора, о транспортном и пешеходном светофорах, закреплять знания правил перехода проезжей части.

Закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике.

- Уточнять и закреплять знание правил поведения на улице, проезжей части, тротуаре, выяснить готовность/ неготовность правильно действовать в сложившейся ситуации.

- Закреплять знание названий и назначения дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вам поговорим о правилах дорожного движения, вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

На улицах нашего города вы каждый день видите много транспорта: машины, автобусы, троллейбусы, машины скорой помощи, пожарные машины и т.д. И так, транспорт бывает:

  • городской – это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси;
  • специальный – машины скорой помощи, пожарные машины, снегоуборочные машины, поливные машины;
  • водный транспорт – пароходы, корабли, катера, лодки, водные мотоциклы;
  • воздушный транспорт – самолеты, вертолеты.

Но сегодня мы будем говорить о городе, городском транспорте и правилах дорожного движения. Вы знаете, чтобы люди и машины жили в дружбе, чтобы машины не сталкивались друг с другом и не сбивали детей существуют специальные правила, которые называются правила дорожного движения. Существует множество дорожных знаков (демонстрация знаков с пояснениями). Одним из главных регулировщиков на дороге является светофор, у которого существует три цвета. Вы знаете, что это за цвета?

Ответы детей

Правильно, зеленый, желтый и красный.

Встали мы на переходе,

Перед нами светофор.

И при всем честном народе

Смотрит он на нас в упор.

Красный глаз его открылся,

Значит, хочет он сказать:

Как бы ты не торопился,

Должен ты сейчас стоять!

Вот мигает желтым глазом.

Приготовься, говорит!

Как закрою этот – разом

Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,

Все машины встали в ряд.

Можем мы идти, Алена,

Мама с папой говорят.

Вы знаете, как они расшифровываются?

Ответы детей.

Правильно, зеленый – стой, желтый – готовься, красный – иди.

«Три сигнала светофора».

Детям раздаются карточки с сигналами светофора: первый ряд – красные карточки, второй ряд – желтые карточки, третий ряд – зеленые карточки. Воспитатель показывает карточки по выбору (зеленый, желтый, красный), дети у кого данные цвета встают и говорят, что значит этот цвет (стой, иди, приготовься).

Вы знаете, кто такие пешеходы?

Ответы детей.

Правильно, пешеходы, это люди которые ходят пешком по дорогам города. Существуют такие понятия, как пешеходный переход, проезжая часть, тротуар, подземный переход. По проезжей части можно ходить? Конечно нет, там проезжают автомобили, а где можно ходить? Правильно, по пешеходному и подземному переходу, по тротуару.

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Автомобиль

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

Крутят ноги вдоль дороги

Два весёлых колеса,

У загадки есть ответ:

Это мой… Велосипед

Переходим с детьми в уголок посвященный правилам дорожного движения, где сделан макет улицы. Дети описывают, что они видят, перечисляют знаки и транспорт, которые запомнили.

Подвижные игры на прогулке.

Прогулка в первой половине дня: «Воробушки и автомобиль».

Описание игры

Во время прогулки воспитательница обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины или приближаются люди. Напомнив детям их наблюдения, воспитатель предлагает поиграть в воробушков и автомобили и очерчивает на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим. По краям площадки рисуются кружочки, треугольники – это домики для воробушков. Сюда они полетят, когда проедет автомобиль; в своем домике воробьи не боятся, что их раздавят; они сидят и смотрят. Как только проедет автомобиль, воробушки опять полетят искать зернышки и червячков. Тут же воспитатель говорит, что он будет автомобилем, и показывает, как загудит и поедет автомобиль.

Затем воспитатель говорит: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» Дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок, и автомобиль проезжает по площадке, а воробушки убегают в свои домики, где спасаются от машины. Чтобы дать детям передышку, воспитатель раза два проезжает из конца в конец по площадке, возвращается на свою стоянку и говорит: «Летите, воробушки!»

Так повторяется несколько раз, после чего выбираются несколько детей, которые изображают автомобили. Теперь воспитатель подает только словесный сигнал: когда действуют машины, а когда - воробушки. Например, гудок обозначает сигнал для автомобилей, а чириканье или слова («Летите, воробушки!») являются сигналом для воробьев.

При повторении игры роли могут меняться.

Правила игры

1. Действовать только по своему сигналу и вовремя возвращаться на место.

2. Воробушкам запрещается попадать под машины, а машинам – появляться не вовремя на дороге.

Чтобы облегчить детям ожидание, можно ввести в игру ряд спокойных действий: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины приводят себя в порядок. Для того чтобы дети лучше приняли роли, воспитателю важно создать воображаемую ситуацию (т.е. хорошо выполнить роль машины) и объяснить, почему воробушки должны улетать в свои домики.

Важно следить за твердым соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает на один тур из игры (поскольку ему «отдавили лапку»).

«Цветные автомобили»

По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

Подвижные игры во второй половине дня:

«Передай жезл»

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

«Трамвай»

Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке.

Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

«Воробушки и кот»

Дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый - «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый - прыгают на месте, на красный - замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота» - выбывают из игры.

«Самый быстрый»

Каждый чертит себе круг (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три - беги!» - дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три - в светофор беги!» - и сам старается занять какой-либо круг. Не успевший занять круг становится ведущим.

«Автомобиль»

В коробке лежит разобранная модель автомобиля. По команде ведущего игроки начинают собирать модель. Выигрывает команда, первой собравшая автомобиль.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

«Нарисуем дорогу»

Рисуется на земле дорога. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

«Бегущий светофор»

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

«Умелый пешеход»

На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

«Мяч в корзину»

В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т. д.

«Бегите ко мне»

В комнате или на участке детского сада в одной стороне стоят стулья, на которых сидят дети. Ведущий предлагает детям: «Бегите ко мне». Когда дети подбегают, то вместе с ведущим ходят, гуляют спокойно. Затем ведущий говорит: «Бегите домой». Дети бегут к своим стульям. Для усложнения игры можно на стульчиках разместить листочки разного цвета (зеленого, желтого, красного) и дети, когда возвращаются обратно, садятся на тот листочек, который ему был дан изначально.

«Птицы и автомобиль»

Птички (дети) «летают» по комнате, взмахивают руками (крыльями). Ведущий говорит: «Прилетели птички, птички- невелички, все летали, все летали, крыльями махали» (дети в это время бегают и машут «крыльями»), «Так они летали, крыльями махали, на дорожку прилетали, зернышки клевали». (Дети присаживаются, постукивают пальцами по коленям.) Ведущий надевает на себя маску автомобиля и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит: "Тра-та-та, берегись, берегись, тра-та-та, берегись, посторонись"». Дети бегут от автомобиля.

«Трамвай»

Дети стоят в колонне парами. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны. У ведущего три флажка. Ведущий поднимает флажок зеленого цвета, и трамвай двигается, если ведущий поднимает флажок желтого или красного цвета, трамвай останавливается.

«Воробушки и автомобиль»

Границы площадки очерчиваются. На одном конце площадки размещаются на стульчиках воробушки, на другом обозначается место для автомобиля - гараж. Ведущий говорит: «Воробушки, летите!» (Дети летают, резвятся.) Раздается гудок, и появляется автомобиль. Воробушки должны вернуться в гнезда, а автомобиль делает круг и не подъезжает близко к домикам птичек, а затем едет в гараж.

«Стоп»

На расстоянии 10-15 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!» При этих словах дети начинают двигаться по направлению к ведущему, если желтый - прыгают на месте, если красный - все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Формирование у детей 2-3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения

ПДД для детей младшего дошкольного возраста

Автор: Наумова Людмила Владимировна, воспитатель 1 младшей группы
Место работы: МДОУ №133 "Незабудка" г. Комсомольск - на - Амуре

Методическая разработка "Формирование у детей 2-3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения

Описание: Данный материал поможет воспитателю организовать работу с детьми 2-3 лет и их родителями по формированию элементарных знаний правил дорожной безопасности.
Дидактическая игра «Какой огонек зажегся»
Задачи: закрепить знание цветов светофора.
Оборудование
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на «Живой картинке» круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить, что они означают для пешеходов.

Дидактическая игра «О чем говорит светофор»
Задачи:
формировать элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки: светофор, автомобили разного назначения; дорожная разметка, фигурки людей.
Содержание игры.
Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи фигурок людей различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

Дидактическая игра «Чего не хватает»
Задачи:
закрепить знание о частях автомобилей.
Оборудование: картинки автомобилей, части автомобилей.
Содержание игры.
Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти картинку с недостающей деталью.

Дидактическая игра « Наша улица»
Задачи:
формировать элементарные представления детей о понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; элементарные представления о правилах поведения на дороге.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей, дорожные знаки.
Содержание игры.
Воспитатель показывает детям картинку и рассказывает, что переходя через дорогу, не следует спешить, надо быть внимательным, нельзя играть возле дороги, переходить проезжую часть по пешеходному переходу, различать сигналы светофора (зеленый – можно идти, красный цвет - хода нет), дорожные знаки.


Задачи:
учить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух.
Оборудование: картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чем в нем говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспортного средства.

Паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу, чу-чу!
Я далеко укачу!
(Т. Волгина)
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
(А. Барто)

Самолет
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(А. Барто)
Вертолет
Вертолет, вертолет!
Ты возьми меня в полет!
А в полете пусто,
Выросла капуста!
(дразнилка)
Кораблик
Матросская кепка, веревка в руке.
Везу я кораблик по быстрой реке
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан!».
(А. Барто)

Дидактическая игра «На чем мы ездим»
Задачи:
учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия на «Живой картинке» картинки транспортных средств и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета машина, для чего она необходима, вместе с детьми называет ее части и т.д.

Дидактическая игра «Дай что скажу»
Задачи:
Закрепить название транспорта, активизировать словарь.
Оборудование: игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.
Содержание игры.
Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают его части.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи:
Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Оборудование: Игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, мешочек.
Содержание игры.
Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает их внешний вид (грузовик, автобус и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняет название частей, их окраску и форму.

Художественное слово по «Правилам дорожного движения»

Не играй возле дороги - это опасная игра,
может выскочить машина и наехать на тебя.

Возле дороги не шали,
Смотри! Машина впереди.
Ты аккуратным будь всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда!
А если видишь переход -
Полоски поперек дороги.
Смотри налево, пешеход,
Свободно? Пусть ступают ноги.

Светофор
Встали мы на переходе,
Перед нами светофор.
И при всем честном народе
Смотрит он на нас в упор.

Красный глаз его открылся,
Значит, хочет он сказать:
Как бы ты не торопился,
Должен ты сейчас стоять!

Вот мигает желтым глазом.
Приготовься, говорит!
Как закрою этот - разом
Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,
Все машины встали в ряд.
Можем мы идти, Алена,
Мама с папой говорят.

Малышкин светофор (И.Гурина)
Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.

Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути.
Красный свет – нельзя идти.

Желтый свет – не очень строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
***
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!


Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит:
«Пешеходам путь открыт!»

Там, где транспорт и дорога,
Знать порядок все должны.
На проезжей части строго
Игры все запрещены!

Светофор
Полосатая лошадка
Через улицу ведет -
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а главным делом
Влево-вправо погляди:
Нет машин - шагаем смело!
Есть машины - стой и жди!
***
Стой скорее, косолапый,
Пожалей свои ты лапы.
На дороге не играй,
Правила ты соблюдай!
***
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
***
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

Светофор
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:

Я и вежливый, и строгий,
Я известен на весь мир.
Я на улице широкой -
Самый главный командир.
Я -светофор!
Я - светофор!
Я с виду грозный и серьезный,
Долговязый светофор!
Свет зеленый - проходи.
Желтый - лучше подожди.
Если свет зажегся красный -
Значит, двигаться опасно!

***
Знак «Пешеходный переход»
Всем знакомые полоски...
Знают дети, знает взрослый:
На ту сторону ведет Пешеходный переход.
***
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак «Движение пешеходов запрещено»
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

Знак «Остановка автобуса»
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

Образовательные ситуации и беседы с детьми по ПДД

«Переход»
Задачи:

Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей.
Содержание
Воспитатель объясняет детям:
- Дорогу переходим по пешеходному переходу аккуратно, не спешим и не бежим. Вначале надо посмотреть налево, если машин нет, то можно идти до середины дороги. На середине посмотри направо, если не едут машины, то переходи дорогу.
Затем воспитатель вставляет в отверстия на светофоре красный кружок:
Воспитатель: - Загорелся красный свет. Что делают дети?
Дети: - Стоят.
Воспитатель: На светофоре жёлтый свет. Что делают дети?
Дети: - Стоят.
Воспитатель: На светофоре зеленый свет. Что делают дети?
Дети: - Переходят улицу.
Воспитатель: Правильно. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

«Знакомство с улицей»

Задачи: формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе; дать элементарные знания о правилах поведения на улице; уточнить понятие «пассажир».
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки грузовой и легковой машины, автобус, трамвай.
Содержание
Воспитатель с детьми подходят к пособию «Живая картинка» - Улица и обращает их внимание на то, что они видят на картинке.
Воспитатель. Посмотрите, какая улица широкая, красивая. У каждой улицы есть название. На ней большое количество домов. По дороге едет много разных машин. Какие машины вы видите? (Воспитатель поочередно вставляет грузовую и легковую машины).
Дети. Грузовые, легковые.
Воспитатель. Правильно. А какие машины называются грузовыми?
Дети. Которые перевозят грузы.
Воспитатель . А какой транспорт перевозит людей? (Воспитатель поочередно вставляет автобус и трамвай).
Дети. Автобус, трамвай.
Воспитатель. Как называют людей, которые в них едут?
Дети. Пассажиры.
Воспитатель. Где едут машины?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает им.
Воспитатель
. Машины едут по дороге. Место, где ходят люди, называется тротуаром. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?
Дети. Тротуар.
Воспитатель. Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.
Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и рассказать, что еще они видят на улице. Воспитатель обращает внимание детей на отдельные объекты (дома, деревья и т.д.).
Воспитатель.
Сегодня мы рассмотрели улицу, она широкая, красивая, на ней много машин. Ездят они по дороге. Люди ходят по тротуару. Они идут, не мешая друг другу. На улице разные дома: высокие и низкие.

«Светофор»
Задачи:
формировать элементарные представления о сигналах светофора и правилах перехода проезжей части.
Оборудование : «Живая картинка» - улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание
Воспитатель с детьми подходят к пособию «Живая картинка» - Улица и обращает их внимание на перекресток с светофором.
Воспитатель. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
О чем говорится в стихотворении?
Дети. О светофоре.
Воспитатель. Давайте посмотрим, как его огни регулируют движение.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на «Живой картинке» круги красного, желтого и зеленого цвета.
При красном сигнале светофора
Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно сейчас переходить улицу? Почему? А на какой сигнал светофора разрешается идти?
Дети отвечают.
При зеленом сигнале светофора
Воспитатель. Посмотрите, люди спокойно переходят улицу (вставляет фигурки людей на пешеходный переход). А вот сигнал светофора изменился. Какой сигнал загорелся?
Дети. Желтый.
Воспитатель. Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть внимательным.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
«Пешеходам путь открыт!»

Консультация для родителей

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде. Прежде всего, родители отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать, - это быть хорошим примером для подражания.
По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.
Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий - отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т.п:), закрывающих обзор проезжей части.
Дорога с ребенком в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах и улицах города надо где-то лет с 5-6, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5- 2 лет, надо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Для этого родители должны как можно чаще сопровождать ребенка улице, соблюдая следующие обязательные требования:
из дома выходите заблаговременно , так, чтобы ребенок при выкал идти по улице не спеша;
перед переходом проезжей части обязательно остановитесь ; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевает за родителями, которые идут «своим» шагом и бегут рядом; следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;
приучите детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах и перекрестках;
никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: стоящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спереди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;
увидев трамвай, автобус, стоящий на противоположной стороне, не спешите и не бегите ; приучите ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;
выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком; он должен привыкнуть, что при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с которыми взрослый обращается к ребенку для контроля дорожной ситуации);
переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей и более быстро покинуть проезжую часть;
там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигнал , предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода ; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;
при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку , так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;
из автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите первыми , впереди детей; в противном случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транспорта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок переходил или перебегал дорогу впереди вас - этим вы приучите его не смотреть по сторонам;
привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге : показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой скоростью (их надо пропустить), которые вы заметили издали; подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком: «я поворачиваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т.д.;
покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин ;
следите затем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы.
ПОМНИТЕ! Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДЦ - плохой пример заразителен, а ребенок обучается правилам безопасного поведения на проезжей части прежде всего на вашем примере.
В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь.
Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:
- при перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проезжую часть только в установленных местах, убедившись в безопасности перехода (в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1-1,5 м от взрослого едут детские саночки);
- подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходите дорогу спокойным шагом;
- при переходе дороги с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге;
- при выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.
ПОМНИТЕ! Не будьте равнодушными прохожими, помогите маленькому пешеходу, оказавшемуся в трудной ситуации на дороге. Удержите его от шалостей и опрометчивых действий.

Инна Рязанцева
Интегрированная НОД по обучению ПДД для детей 2–3 лет «Пешеходы-малыши и автомобильчик Бип»

Тема : «Пешеходы-малыши и автомобильчик «Бип»

Цель : Ознакомление детей с пешеходным переходом , светофором. Формирование представлений о безопасности движения на улицах посёлка.

Задачи :

1. Образовательные :

Дать понятие детям о значении слов пешеход пешеходный переход ;

Познакомить с правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу ;

Закрепить представление о назначении светофора, о значении его сигналов.

2. Развивающие :

Развивать логическое мышление память внимание;

Обогащать и активизировать словарь детей , развивать речевую активность детей ;

Развивать восприятие цвета.

3. Воспитательные :

Воспитывать умение в повседневной жизни применять полученные знания.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Безопасность» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Физическая культура» , «Музыка» .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа :

Наблюдения за движением грузового и легкового транспорта, за пешеходами ;

Рассматривание макета светофора;

Беседы, направленные на ознакомление и изучение правил дорожного движения в детском саду и семье;

Творческая деятельность по лепке и раскрашиванию : «Светофор» , «Цветные автомобили » , «Автобус » ;

Чтение «Автомобильчик Бип » автор Тамара Крюкова ;

Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Планируемые результаты :

интегративное качество «Любознательность и активный» : проявляет интерес к информации , получаемой в процессе общения, к игре, принимают живое, заинтересованное участие в занятии ;

интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»: делают попытки решать спорные вопросы с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять, владеют конструктивными способами взаимодействия);

интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные и общепринятые нормы и правила поведения»: разделяют игровые и реальные взаимодействия, умеют планировать последовательность действий, могут сами или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки сверстников, соблюдают правила поведения на улице (дорожные правила, в транспорте) ;

интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту) : способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, могут применять знания и способы деятельности для решения задач;

интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» : способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие, способны сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут, умеют слушать взрослого и выполнять его инструкции;

интегративное качество «Социализация» : в дидактической игре противостоят трудностям, подчиняются правилам;

интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Безопасность» : соблюдают элементарные правила поведения на улице, понимают значения сигналов светофора;

интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Коммуникация» : могут участвовать в беседе.

Ход НОД:

Воспитатель : Детки, подойдите все ко мне. Давайте поздороваемся.

Приветствие «Здравствуй»

Здравствуйте ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.

Здравствуйте, щёчки – плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок.

Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам.

Здравствуйте, носик – бип, бип, бип.

Здравствуйте, ребятки – здравствуйте.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Звучит запись сигнала машины (пип - пип - пип) .

Воспитатель : Дети, а кто это пипикает, сигналит?

Дети : Машина!

Воспитатель : Верно, это автомобильчик Бип . Хотите узнать, что случилось с маленьким Бипом?

Дети : Хотим!

Воспитатель : Давайте с вами станем парочками и пойдём на улицу.

Дети строятся парами и идут за воспитателем. Звучит запись шума движения машин.

Воспитатель : Теперь мы пешеходы . Мы идём по тротуару, а машины едут по дороге. А это что за полоски на дороге? Кто из вас знает? (ответы детей )

Воспитатель : Это пешеходный переход . По нему необходимо переходить дорогу и взрослым и детям.

Стих ребёнка

Этой зебры на дороге

Я ни сколько не боюсь

Если всё вокруг в порядке

По полоскам в путь пущусь.

Воспитатель и дети переходят через дорогу по пешеходному переходу , и подходят к магнитной доске, на которой прикреплены картинки с различными видами транспорта.

Воспитатель : Ой, как много машин! На чём же нам поехать? Давайте вспомним как называются эти машины и решим на какой лучше поехать нам (грузовик, легковая машина, мотоцикл, трактор, пожарная машина, автобус ).

Дети называют виды транспорта и решают, что ехать надо на автобусе .

Стих ребёнка

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Воспитатель : А теперь садимся в автобус (два ряда стульев) и едем к автомобильчику Бипу .

Игра на стульях «Автобус » под музыкальную фонограмму «Мы едем, едем, едем»

Мы в автобусе сидим , и сидим, и сидим (хлопаем руками по коленям)

Из окошечка глядим, всё глядим и глядим (рука к бровям «козырьком» , вертим головой вправо - влево)

Едем, едем, всё вперёд, и вперёд, и вперёд (крутим руль)

Нас автобус прямо к Бипу привезёт, привезёт,привезёт (крутим руль)

Музыка обрывается, автобус останавливается .

Воспитатель : Это что за остановка? Мы приехали? Давайте выйдем и посмотрим.

Дети : Это нас остановил светофор.

Стих ребёнка

Он стоит у перехода,

В зной стоит и в непогоду,

Наш помощник с давних пор,

Работяга – светофор.

Воспитатель : Давайте рассмотрим светофор и вспомним значение каждого сигнала.

Красный свет – прохода нет

Жёлтый – будь готов к пути

А зелёный свет – кати

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Собери светофор» .

Звучит звуковой сигнал автомобиля , и из – за поворота появляется Бип. (наряженный воспитатель в роли автомобильчика Бип )

Воспитатель : Здравствуй, Бип! Что случилось? Почему ты сигналил?

Бип : Я ехал по дороге, остановился на красный свет, и вдруг, светофор замигал разными цветами и потух. Я так испугался, что засигналил. Что мне теперь делать? Как правильно ехать по дороге?

Воспитатель : Ребята, а мы можем помочь Бипу?

Дети предлагают варианты помощи. И все вместе решают наклеить необходимые цветные кружки на светофор. Выполняется коллективная аппликация «Поможем светофору»

Бип : Спасибо Вам, ребята! Какие вы молодцы! Вы замечательные пешеходы . Приезжайте ещё ко мне в гости.

Дети прощаются с Бипом.

Прощание

Вместе хлопнули в ладоши

Громко топнули ногой,

На прощанье помахали

«До свидания» сказали.

Воспитатель : А теперь по пешеходной дорожке перейдём через дорогу и вернёмся в группу. Понравилась вам наша прогулка? Кто вам понравился? Что нового вы сегодня узнали? Мы обязательно ещё раз сходим в гости к Бипу.