Правила поведения семьи в доме. Не отказываться от физической близости

Дата обновления: 03.11.2017

Дом - место, где мы расслабляемся. Или по логике, дом должен действовать на нас расслабляюще. Но это зависит от того, насколько выстроены отношения между домочадцами и какой порядок установлен в плане личных границ и взаимодействия. Нормы этикета облегчают жизнь в семье и социуме.

Многие правила поведения в семье базируются на соблюдении уважения, доверия, личных границ и вежливости. Часть из них настолько элементарны, что даже говорить о них даже неудобно. Но опыт подсказывает, что лишний раз вспомнить о них не помешает.


Итак, свод правил семейного этикета:

  1. Чистая опрятная одежда. Не стоит носить дома то, что вышло из моды, затерлось, заносилось, вытянулось и прочее. Это граничит с неуважением к самому себе и к окружающим. К тому же мы подаем пример своим детям, о чем не стоит забывать.
  2. Любые ласковые семейные прозвища уместны только в узком семейном кругу, где нет посторонних.
  3. ни мужа, ни жену не называют «супругом» - это слишком официальное слово, которое уместно на мероприятиях, но не в дружеской обстановке.
  4. Неприемлемо обращаться к свекрови или теще, называя их «бабушкой». Она же не бабушка зятю или невестке! Если в силу сложившихся отношений нет желания обращаться к пожилым родителям «мама» или «папа», то лучше называть по имени-отчеству и на «Вы». Хотя внукам естественно обращаться «бабушка» и «дедушка» и на «ты».

  5. Проявлять внимание к жене, подавать ей пальто, пропускать в дверь не только в общественных местах, но и дома - святая обязанность мужа и отца семейства. На людях быть любезным и предупредительным, а дома нет - такую позицию дети заметят очень быстро и переймут такое же отношение отца к матери, не буду ее уважать и считаться с ее мнением. Имейте это в виду. Но если внешне мужчина вежлив и корректен, а в душе не уважает свою женщину, дети это тоже быстро раскусят и сделают выводы. Но это уже из области психологии, а не этикета.
  6. Поэтому и в общественных местах за женой должно оставаться право первого танца.
  7. Как быть с гостями, если они дружат только с одним из супругов, а другому неприятны? Лучше не принимать их дома в отсутствие своей половины и принимать приглашения. Здесь грань довольно тонкая - если эти люди чем-то неприятны вашему супругу - стоит задуматься, по какой причине. Иначе со временем это может привести к разрыву либо с этими людьми, либо в семье.

  8. В принципе, многие правила этикета в семье не рождаются на пустом месте и проистекают из доверительных отношений в паре. Если вы по настоящему доверяете супругу, то вы не будете проверять сообщения в , бумажник, рыться в личных вещах. И уж тем более, отзываться о нем или ней в негативном ключе при детях или посторонних. Если все действительно так плохо, тогда что вы делаете рядом с этим человеком?
  9. То же самое касается родителей и детей. Проблемы рождаются обычно в семьях, где нарушены личные границы. Под ними подразумеваются личные вещи, время, пространство, деньги (для детей карманные), мнение. Уважение к этому всему проявляется даже в такой мелочи, как постучать в комнату перед тем, как в нее войти.
  10. Никогда не отчитывайте детей и супруга при посторонних. Это самое болезненное для любого самолюбия дело. Любые отношения выясняйте за закрытыми дверями. Нет ничего хуже, чем ссоры и сплетни в присутствии детей.
  11. Не жалуйтесь на жену или мужа посторонним. Вреда от этого больше, чем пользы, даже если вы ищете помощи. Если и советоваться, то с человеком, умудренным опытом и жизнью или психологом . Они по крайней мере, хотя бы не навредят своими рекомендациями.
  12. Если жалуются на семейную жизнь вам, но при этом помощи не просят - не лезьте с рекомендациями. Элементарного сочувствия вполне достаточно, чтобы человек почувствовал себя лучше.
  13. В случае конфликта между супругами старшему члену семьи нельзя принимать ни одну сторону. Не потому что так проще. Мудрее сохранять нейтралитет и не вмешиваться, чтобы не наломать дров.

  14. Самый трудный пункт. Правила воспитания детей должны быть одинаковыми для всех. Это касается требований, наказания и поощрения. Иначе порядка не будет. Если жена или старшие члены семьи не согласны с методами воспитания детей или внуков, лучше не спорить в присутствии малышей и подростков. Семейную иерархию никто не отменял - мы живем в социуме, где правила подчинения идентичны в разных структурах.

Дело даже не просто в умении быть тактичными и взаимно вежливыми. Семья - это оплот стабильности в нашем слишком динамичном мире. Если на протяжении лет люди не учатся эффективному взаимодействию в таком маленьком коллективе, как семья, то о какой вообще можно мечтать? Ведь в любых сообществах ценится умение ладить с людьми и достигать результатов с помощью коллективной работы.

Где же этому учиться, как не в семье?

У идеальной семьи нет идеальных правил по причине того, что таких семей просто не существует. Хотя, конечно, у каждого свое понимание идеала и все мы к нему стремимся. Сегодня поговорим о правилах, по которым должна жить каждая уважающая себя семья.

Если бы в школах преподавали дисциплины, освещающие моменты семейной жизни, ценности и традиции, то успешность браков непременно повысилась бы. Молодые люди, вступающие в священный союз, зачастую не имеют представления о том, какой это труд.


Соблюдаем правила

Супружеская жизнь должна обязательно начинаться с правды и искренности в отношении друг друга. Будущим супругам следует отдавать себе отчет в своих действиях, быть уверенными в выборе избранника.

Семья – это маленькое общество, которое, для того чтобы жить дружно, должно устанавливать свои маленькие законы и уважать их. К моральным правилам семьи можно отнести:

  • необходимо признание друг друга высшей ценностью;
  • бескорыстная забота и любовь о супруге;
  • сострадание и участие в жизни всех членов семьи, готовность прийти на помощь и поддержать;
  • сознательное стремление содействовать общему благу семьи;
  • отказ от эгоизма и ориентированность на интересы других.

Правила общения и отношений в семье должны базироваться на признании роли каждого члена семьи. Все мы так или иначе играем социальные роли. С родителями каждый из нас выполняет роль ребенка, на работе мы коллеги, сослуживцы, в институте – студенты. В семье, как и в любом обществе, нам так же отведены определенные «партии». Женщина выступает в роли жены и матери. Это означает, что забота о муже и о детях первостепенна для нее. Уважение к супругу, признание того, что он глава семейства, любовь и стремление быть с ним единым целым – такое отношение должны видеть дети. Они очень наблюдательны, «фиксируют» каждое слово и во всем копируют своих родителей. Поэтому им стоит показать достойный пример.

Супруг, в свою очередь, обязан вжиться в роль заботливого мужа и отца, защитника дорогих и близких ему людей. Трепетное отношение к женщине, уважение и восхищение ею. Ни в коем случае нельзя применять физическую силу, не говоря уже о том, что бы подобную «манеру общения» использовать на глазах у детей. Это низко, подло и безнравственно.

Доверие и уважение между детьми и родителями – это очень важно. Если мать сможет стать для своей дочери верной подругой и советчицей, то многих проблем в воспитании удастся избежать. И не забывайте прививать детям элементарные правила этикета, которые берут начало в именно семье. Уважение к старшим, культура общения и поведения, правила застольного этикета – за все это ребенок обязательно потом скажет вам: «Спасибо!».

1. Правила должны естественно вытекать из того, что родители считают ПРАВИЛЬНЫМ.

Правила для детей не универсальны, они рождаются в каждой конкретной семье, уникальны для каждого ребенка. Попытка применить к своему ребенку чужие, предписанные кем-то правила, обычно оканчивается неудачей.
Какая-то семья будет учить своего ребенка вставать, если в его присутствии стоят женщины, для другой же семьи такое правило покажется архаизмом. В какой - то семье можно есть только на кухне и в строго определенное время, в другой же допустимо есть где и когда захочется. Так практически на любое жизненное явление найдутся различные предписания, как правильно поступать. Не стоит искать единого ответа о том, какие должны быть правила, задача семьи выработать свой собственный устав! ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЫ САМИ СЧИТАЕТЕ ПРАВИЛЬНЫМ!

Нельзя сказать, как правильно объяснить ребенку религию, жизнь или смерть. Ему надо объяснить это так, как вы сами думаете. Это будет правильно и гармонично. Это же касается правил - если вы транслируете естественные правила вашей семьи, они принимаются ребенком. Другие же правила, чужие, будут наигранными, натянутыми!
2. Обсудите правила со взрослыми членами семьи.
Для того чтобы правило соблюдалось, желательно, чтобы его поддерживали все. Уже ставший банальным пример, когда мама не разрешает конфету, а бабушка ее выдает, не утратил своей актуальности. Если взрослые не могут договориться о правилах для детей, то детям почти невозможно принять эти правила, так как они противоречивы.

3. Проанализируйте свои внутренние установки.

Внутренние противоречия, способны оказывать огромное воздействие на позицию родителя. Неуверенность родителя, его сомнения в собственной правоте и руководящей роли всегда считываются ребенком. В какую бы правильную форму вы не облекали свои требования, если вы сами не уверены в них, ребенок это почувствует. Подробнее об этом можно прочитать
Дети гораздо более, чем взрослые настроены на интуитивное восприятие реальности, так как у них мало развиты взрослые способы анализа и рационального мышления. Дети, как локаторы улавливают ваш внутренний настрой и действуют соответственно.
Традиционные жалобы родителей маленьких детей: ребенка невозможно уложить вечером спать, заставить чистить зубы, мыть руки после прогулки. Мать часто изматывается в таких, казалось бы, элементарных задачах, устает вечно заигрывать с ребенком или принуждать его. При этом родители сообщают, что ребенок с бабушкой или няней ведет себя совершенно иначе - спокойно выполняет требования, ребенка как подменяют… При этом незаметно, чтобы бабушка применяла какие-то особые трюки, вычитанные в книжках. Все как будто происходит само собой. Очевидно, что дело не в ребенке, а в том взрослом, который с ним взаимодействует. Чаще всего вопрос не в том, что этот взрослый не владеет какими-то особыми приемами общения, а в его внутренних установках. Если взрослый уверен в том, где должна стоять граница, ребенок ее принимает.
4. Будьте предсказуемы и последовательны.
Ребенок будет спокойнее, если он знает, что и когда от него потребуется.
Ребенок часто залезает к матери в сумку, вытаскивая из нее что-то себе поразвлечься - телефон, помаду, расческу и т.п. Мать реагирует по-разному в зависимости от своего настроения и обстоятельств. При своей матери она сильно ругает ребенка, может шлепнуть его за посягательство на ее вещи. При муже женщина громко требует, чтобы именно он остановил ребенка. При своей подруге, когда ей хочется поболтать она просто не обращает внимания на действия ребенка - занят чем - то и ладно! Когда мать находится в обществе посторонних, она может умильно улыбаться, восхищаясь, какой - же шустрый ее малыш.
В данном примере ребенок никогда не примет правила, что прежде чем брать мамины вещи, нужно спросить. Реакция матери НЕПРЕДСКАЗУЕМА, ребенок находится в неопределенном положении. При этом мать может искренне считать, что перепробовала все приемы, чтобы отучить ребенка залезать в сумку. Разнообразие реакций может рассматриваться матерью как творческий подход к задаче, но на самом деле она сделала почти все, чтобы малыш все время залезал к ней в сумку.
Сравним ситуацию неопределенности с правилами дорожного движения. Если вы выезжаете на дорогу и точно знаете, какие правила на ней действуют, вы будете спокойны, потому, что знаете, как себя вести, чтобы быть в безопасности и не заработать штраф. Кроме того, вы понимаете, как будут себя вести другие участники движения, это также снижает тревогу. Чем чаще вы выезжаете на дорогу с предсказуемыми правилами движения, тем менее тревожной вам представляется ситуация. Если же вы выехали на дорогу, правила которой неизвестны вам в полной мере, вы не понимаете, как вам себя вести, и что сделают остальные участники движения. В этой ситуации вы будете крайне напряжены и потратите массу психической энергии на любое принимаемое решение. Если же вы ежедневно выезжаете на дорогу, где правила каждый день разные, то вы никогда не будете спокойны на такой дороге. Так же чувствует себя ребенок в ситуации неопределенных, вечно меняющихся правил.
Повышенная ТРЕВОЖНОСТЬ - вот, что отличает детей, живущих в непредсказуемых правилах. Определяя, что можно, а чего нельзя ребенку в вашей семье, постарайтесь достичь определенности и предсказуемости.
Определенность, конечно, не должна доходить до абсурда, иначе из блага она превратится в наказание. Безусловно, в исключительных случаях можно отступать от правил. Важно только, чтобы само по себе это отступление не превратилось в правило.
5. Оставьте только необходимые правила.
Одним из типичных затруднений при установке правил можно назвать их избыточное количество в жизни ребенка.
Множество правил не всегда отражают строгость родителя, часто они выдают его повышенную тревожность. Родитель тревожного типа может даже не осознавать, какой частокол правил окружает ребенка.
Такой родитель может волноваться за здоровье ребенка и окружать его запретами:
Нельзя быстро бегать
Нельзя хватать ртом воздух и есть большими кусками
Нельзя садиться на землю
Нельзя скатываться на ногах с горки
Нельзя брать в руки снег
Нельзя выходить на солнце

В другом случае родитель может слишком тяготеть к порядку, стремиться к контролю и тогда ребенку:

Нельзя подбивать ботинками снег
Нельзя капнуть на скатерть
Нельзя ходить по грязи
Нельзя нарушить порядок в доме или в одежде родителя
Нельзя испачкать одежду в игре
«Дети могут быть либо чистыми, либо счастливыми!» - так сформулировала свою воспитательную позицию одна мать троих детей. В этой шутке много правды.
Действительно за высокими требованиями к ребенку можно совершенно не видеть самого ребенка, воспринимать его как механического исполнителя вашего великого замысла.

С другой стороны множество правил и требований к ребенку очень часто дают противоположный результат - ребенок, которому все нельзя идет ва-банк, нарушает все запреты, уже не считаясь со степенью их важности. В таких случаях родители могут даже не понимать, что упрямство их ребенка вызвано попросту тем, что он слишком ограничен теми рамками, которые вокруг него существуют.
6. Всегда поощряйте следование правилам.
Пожалуй, главный принцип, который позволит вам сделать выполнение правил приятным для ребенка, это поощрение ребенка, когда он следует этим правилам.
Поощряйте ребенка своим внимание, похвалой, высокой оценкой его действий, если он следует правилам. Поощрение - один из самых мощных способов, которыми вы можете сформировать поведение ребенка.
Следование правилам - непростая задача для ребенка, поэтому не стоит оставлять без внимания те усилия, которые он делает, чтобы следовать правилам.
Человек управляется тревогой, его внимание всегда автоматически настроено на поиск недостатков, опасности. Только специальная работа, определенная жизненная философия, сознательный контроль своего мышления могут изменить этот процесс. Автоматически же мы всегда будем фокусироваться на недостатках, изъянах. В роли родителя человек спокоен и безучастен, когда его ребенок ведет себя «нормально»: не буянит, слушается, не противоречит. Это само собой, на это и обращать внимания не надо. А вот уж если что не так, тут человек включается, начинает управлять, ругать ребенка, в общем «воспитывать». Так и выходит, что то «нормальное» поведение, которое никто особенно не замечает, становится для ребенка непривлекательным. А плохое поведение, которое привлекает к нему столько внимания, иногда становится выходом из изоляции.
«Хорошее», «нормальное» с точки зрения взрослого поведение ребенка дается ему не так уж просто. Он делает усилие, чтобы сдержать свою активность, противостоять импульсам, вести себя «вежливо». Если вы будете видеть эту работу, показывать ребенку, что вы цените его усилия, он обязательно будет с вами сотрудничать. Если же вы отнесетесь к следованию правилам как к чему-то само собой разумеющемуся, то вскоре вас может постичь значительное разочарование.
7. Правило действует вне зависимости от того, понимает ли ребенок его смысл и причину, по которой оно установлено.
У многих родителей возникает вопрос - насколько необходимо объяснять ребенку причину запретов и предписаний, важно ли, чтобы ребенок понимал, почему от него требуют того или другого. Этот вопрос максимально связан с возрастом ребенка. В раннем возрасте (до 3–5 лет) ребенок в силу ограниченности своего опыта просто не в состоянии понять большинство правил. Однако, множество родителей ведут себя с детьми, как с маленькими взрослыми, не осознавая того гигантского различия, которое существует между взрослым и ребенком. Великое множество родителей детей до 3 лет пребывает в иллюзии, что ребенок «все понимает», просто делает часто им назло. Понимание ситуации трехлетним ребенком кардинальным образом отличается от понимания той же ситуации взрослым человеком.


Если вы говорите ребенку, что руки в рот совать нельзя, потому, что на них микробы, он заболеет, то он вряд ли поймет вас адекватным образом. Что такое невидимые микробы? И что такое «заболеть» для ребенка, не имеющего ни связных воспоминаний о своем прошлом, ни представления о том, кто есть он сам (и то и другое отсутствует у детей младшего возраста)? Если ребенок повторяет за вами: «На дорогу нельзя, машина собьет» - значит ли это, что он понимает, что значит эта фраза, каковы последствия столкновения с машиной? То, что ребенок может повторить за вами или кивает на вопрос: «Понял?» - совсем не означает, что он действительно понимает что-то подобно взрослому человеку.

Некоторые родители совсем маленьких детей видят успех в установлении правил именно в долгих и подробных объяснениях причины возникновения правила. И вместо того, чтобы физически установить запрет на некие действия, которые опасны или грубо задевают интересы других людей, родители уповают на объяснения. Проблема в том, что родители оперируют словами, за которыми стоит целая система понятий. Ребенок в силу слабого владения языком, неспособности к абстрактному мышлению и ограниченности опыта попросту этой системы не знает, не мыслит теми понятиями, с помощью которых ему стараются пояснить ситуацию. Родитель как будто пытается опереться на то, чего нет во внутреннем мире маленького человека. Дети как минимум до 5 лет могут мыслить только о том, что видят и могут потрогать, они как будто «думают телом». Все же понятия, которые они не могут пропустить через тактильный опыт, для них - пустой звук. Это и есть причина того, что объяснения не действуют на детей, без сопровождения этих объяснений реальными физическими действиями.
Маленькие дети нуждаются не столько в словах, сколько в ЖЕСТАХ, устанавливающих правила. Если вы не хотите, чтобы вас бил ребенок, нужно ограничить его в момент попытки вас ударить. Это касается и большинства других ситуаций. Очень важно сопровождать запреты жестом именно в раннем возрасте, тогда, взрослея, ребенок будет уже в курсе, что запрет это нечто такое, что необходимо исполнять, это не пустые слова родителей. Если же ребенку раз за разом даются предписания, которые он нарушает, он не сможет принять ограничения.
Некоторые родители пугаются идеи физического ограничения активности ребенка, так как оно представляется им разновидностью недопустимого насилия. Однако, физические ограничения, не то же самое, что и физическое наказание.
Вы крепко берете за руку ребенка, несмотря на его протесты в местах, где опасно идти одному.
Вы сдерживаете ребенка, который бросает тяжелые предметы или бьет окружающих.
Вы можете удержать ребенка в кровати, приобняв его за плечи, несмотря на его желание пойти погулять после отбоя.
Вы снимаете ребенка и не даете ему лезть на шкафы и подоконники.
Вы пристегиваете ребенка ремнем безопасности, несмотря на то, что он вырывается и протестует.
Именно такие мягкие, но определенные воздействия и становятся в итоге залогом того, что малыш понимает слова, запреты. Вначале эти запреты физические, только потом они переходят на уровень слов. Если не пройден этап физического ограничения, маленький человек не встречает никаких границ у себя на пути, впоследствии он не будет слушать и слова.
Пояснять правила, безусловно, необходимо, однако правила должны быть соблюдены вне зависимости от того, понял ли ребенок суть правила или нет. Поясняйте простыми словами, желательно лаконично, дружелюбно и корректируйте свои объяснения в зависимости от уровня развития, возраста ребенка.
8. Устанавливая правила, будьте дружелюбными.

У многих людей правила и границы ассоциированы с жесткостью, строгостью и поэтому непривлекательны. Они не хотят устанавливать правила, так как им не нравится строгость и жесткость.
На самом деле эффективное лидерство (в том числе в паре родитель - ребенок) не строится на жесткости лидера (в данном случае родителя). Эффективное управление как раз дружелюбно и учитывает интересы управляемого.
Устанавливая правила для ребенка, оставайтесь дружелюбными. Говорить «Нет!» можно определенно, но не агрессивно.
Мальчик двух с половиной лет читал книгу с мамой в тот момент, когда в комнату вошел отец. Мальчику, вероятно, хотелось, побыть с мамой наедине, и он не был рад отцу. Малыш вскочил и попытался вытолкнуть отца за дверь. Отец, понимая, что поведение ребенка недопустимо, был в растерянности насчет того, как реагировать. Отступить неправильно, и отец решил, что мальчику надо устанавливать границы дозволенного. Он резко поднял мальчика над полом, тряхнул и со страшным выражением лица громко сообщил малышу, что ему не позволено толкать отца.
В данном случае разумная мысль отца о том, что мальчику не стоило бы разрешать выталкивать отца из комнаты, имела неадекватное воплощение в форме жестокости. Обратная связь дается ребенку в чрезмерно агрессивной форме, что обязательно усилит конфронтацию. Достаточно было бы определенно придержать малыша, не давая ему толкаться, подождать, когда буря пройдет и спокойно сообщить ему, что толкаться в доме не принято и взрослые ходят по дому, куда им нужно.
Установка правил не требует агрессивности, если правила будут замешаны на гневе родителя, то ребенок будет переживать подавленность, либо злиться на родителей, постоянно воевать с ним.

© Елизавета Филоненко


Требовать от других можно только то, что ты способен им дать и даешь сам.

К сожалению, очень часто эту простую истину забывают, особенно дома, в отношениях с близкими родственниками.

Умение вести себя в узком семейном кругу — показатель благовоспитанности человека. Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, соблюдающий дома правила хорошего тона, почти застрахован от всякого рода оплошностей в окружении посторонних, поскольку он привык следить за собой и своим поведением. К этому нелишне добавить, что человек воспитанный и галантный пользуется любовью и уважением близких.

Некоторые считают, что дома можно позволить себе то, что никогда не позволишь в обществе; что на работе необходимо соблюдать все правила этикета, а дома проявлять по отношению к близким уважение, любезность, учтивость — не обязательно. Такая позиция, занятая по неразумению или в силу недостаточного воспитания, в итоге превращает семейную жизнь в ад и рано или поздно приводит к крушению семьи.

Из-за неумения вести себя дома и в обществе происходит ничуть не меньше разводов, чем на почве неверности или пьянства.

Очень важно уяснить себе, что соблюдение этикета среди домашних не менее важно и обязательно, чем среди знакомых и посторонних.

Нередко служебные и производственные неудачи выливаются в грубое обращение с близкими, которое со временем переходит в привычку срывать на них накопившееся зло.

Грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит ваших родных. И здесь необходимо отметить глубокое заблуждение тех, кто надеется на бесконечное понимание и прощение с их стороны. До поры до времени родные попытаются относиться к грубости любимого человека с пониманием, постараются как-то оправдать его. Но с течением времени несоблюдение элементарного этикета в обращении с домашними становится нетерпимым, в семье наступает разлад.

В общем, правила хорошего тона в отношениях с близкими требуют соблюдения тех же правил, что и в отношениях с чужими людьми.

Например, непозволительно выходить из спальни неряшливо одетым, с растрепанными волосами. И даже период самых интимных отношений не оправдывает отсутствия воспитанности, вежливости и учтивости.

Очень важно соблюдать такт в отношениях с родителями, между тещей и зятем, свекровью и невесткой.

Если молодожены собираются жить вместе с родителями одного из супругов, им следует быть готовыми к известным материальным и жилищно-бытовым сложностям, а возможно, и к трудностям, связанным с общением и взаимопониманием. Все эти нюансы могут вызвать множество мелких обид, ссор и тяжелых конфликтов, способных, в свою очередь, привести к полному распаду семьи.

Как правило, причиной этих ссор и конфликтов являются женщины, так как под одной крышей оказываются две хозяйки: невестка и свекровь или дочь и мать — значения не имеет, так как обыкновенно старая хозяйка не желает примириться с утратой главенствующей роли в доме, а молодая — не может отказаться от своих взглядов на устройство быта.

Таким образом, квартира как бы превращается в коммунальную, где проживают две семьи и где обе хозяйки имеют равные права, с той лишь разницей, что они — близкие родственники. В связи с этим обстоятельством число конфликтных ситуаций не уменьшается, а увеличивается. Мать или свекровь на правах близкого человека считают необходимым дать молодой хозяйке совет там, где посторонний не заметил бы никакой оплошности. Обычно пожилая женщина поступает таким образом из самых"лучших побуждений, желая подсказать, посоветовать, как сделать лучше и правильнее, исходя из собственного опыта. Ей хочется ощутить себя полезной молодоженам, помочь им в создании крепкой семьи. Поэтому каждый отвергнутый совет — повод для обиды и ссоры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

1. Почитай мать и отца.

2. Проявляй к родителям внимание.

3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.

4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.

5. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.

6. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям только в крайних случаях.

7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудновыполнимые требования.

8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.

В период колебаний и сомнений полезно обращаться к классикам. Великий гуманист Коменский вовсе не призывал к всепрощению и самотеку. Громадное уважение к ребёнку органически сочеталось в его учении со столь же большой требовательностью.

Материнская школа-это первые шесть лет жизни ребёнка. Но этот срок - лишь ориентир. Важно одно: к школе надо готовить - это обязанность родителей, готовить психологически и физически, интеллектуально и эмоционально, вырабатывая у ребёнка положительную мотивацию и радостное ожидание встречи с новой жизнью.

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи.

Кризисное состояние современной семьи - социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи.

В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.

Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.

Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности.

Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из всех дел человеческих.