Проектно-исследовательская работа "геометрические основы русского национального костюма". Геометрические фигуры в национальном орнаменте

костюм силуэт народный художественный

«Силуэт» - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».

Силуэт - плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.

Вместе с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он является проекцией объемной формы одежды на плоскость. Силуэт характеризует форму костюма.

Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственную характеристику предметов.

Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Таким образом, силуэт является средством выражения моды, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени.

Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда.

Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами:

  • * прямоугольный;
  • * трапециевидный;
  • * овальный;
  • * в виде двух треугольников с усеченными вершинами.

Рис. 2.1. Форма костюма, в основе которой лежит геометрическая фигура: 1 - прямоугольник; 2 - круг; 3 -треугольник

Не лишним будет напомнить, что не следует путать силуэт с такими понятиями, как модель, фасон, покрой, относящимся к области конструкции одежды.

Неправильно также говорить «облегающий силуэт» или «свободный силуэт», так как степень облегания изделия -- особенность его покроя, формы, а не силуэта.

Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре (рис. 2.2):

Полуприлегающий силуэт - силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.

Прилегающий - силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повторяющий его форму.

Приталенный имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений характерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.

Свободный - это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.

Силуэт овальный, «бочонком» предлагается модой редко и долго не удерживается, так как он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым.

Силуэт может быть фронтальным и профильным.

Иногда силуэт по форме сравнивают с буквами: А-образный, Х-образный.

Рис. 2.2. Виды силуэтных форм костюма: 1 - полуприлегающий; 2 - прилегающий; 3 - приталенный; 4 - свободны

Кроме строгих определений, силуэтные решения часто получают образные «прозвища», которые сразу дают представление о их характере: например, брюки -- «дудочки», «сигареты», «гаучо» (клеш шириной с целую юбку; их носят пастухи Южной Америки, живущие в горах -- гаучо), «бананы».

В моделировании костюмов наибольшее значение имеют форма и цвет. Вопрос цвета решить довольно легко с помощью красок. Сложнее дело обстоит с формой. Костюмы неудачной формы выглядят просто и грубо. Чтобы избежать этого, необходимо находить эффектные, но уместные детали и вводить их в модель.

В этом задании дадим краткое описание изменения силуэта одежды разных эпох. Не следует, однако, думать, что форма костюма имеет значение только в исторической одежде, она также важна при моделировании костюма лошади в комедии или современного костюма космонавта.

На рисунках изображены женские и мужские костюмы, начиная от раннего средневековья до тридцатых годов нынешнего века.

Костюм любой эпохи -- произведение искусства, ибо человек всегда мыслит себя как некий художественный образ, отвечающий его эстетике. На изменение силуэта костюма влияют социальная структура общества, наличие и появление новых тканей, стремление человека к переменам, что и рождает моду, и т. д. В древние века мода и соответственно костюм менялись очень медленно; позже этот процесс значительно ускорился, а в настоящее время мода меняется почти ежегодно.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Раннее средневековое платье просто, легко ниспадает до земли от линии груди, подчеркивая полные бедра. Первые изображения Адама и Евы показывают женские формы, модные в то время: маленькая грудь, большой живот и тонкие руки. Средневековая одежда должна это подчеркивать. Обувь -- без каблука, на голове -- простая мантилья (покрывало), закрывающая щеки, подбородок и шею, волос совсем не видно. Постепенный переход к позднему средневековому костюму по-прежнему характеризуется подчеркнуто маленькой грудью, платья неотрезные по талии, талия завышена, подхватывается поясом, собирающим крупные складки. Рукава расширились и приобрели форму колокола. Головной убор не изменился, но теперь его носят на «рожках».

Женский силуэт эпохи Тюдоров1 стал более квадратным. Лиф платья жесткий, талия слегка завышена, низ рукавов колоколообразной формы, отвернут и образует тяжелую манжету. Верхнее платье может быть с разрезом спереди, квадратный вырез горловины подчеркивает массивность фигуры.

Тюдоры -- королевская династия в Англии в 1485--1603 гг.

Силуэт женщины эпохи королевы Елизаветы1 гиперболизирован с помощью подбивки: лиф платья жесткий и теперь уже удлиненный, тонкую талию подчеркивает широкая юбка, лицо обрамляет круглый плоеный жесткий воротник.

На смену этой жесткости линий приходит более мягкий, округлый силуэт. Мягким становится воротник, теряет жесткость юбка, на смену длинной плиссированной баске приходят фестоны, опять поднимается линия талии. Эта мягкость линий сохраняется в течение периода Реставрации (1814--1830), только талия вновь опускается на место.

Искусственность в моде XVIII века приводит к дальнейшим гиперболизациям форм. Появляется длинный затянутый корсет юбки с кринолином по бокам, причем, чем более громоздким получается туалет, тем он считается моднее. Многие платья выполнены в пасторальном духе -- высокосветским дамам нравится представлять себя в образе пастушек. К середине XVIII века подчеркнутая пышность переместилась с боков назад, а маленький чепчин из муслина превратился в большой чепец, покрывающий парик с высокой прической. К концу века линия талии находится под грудью, силуэт становится длинным и узким, напоминающим древнегреческий. Приобретает популярность тонкая ткань, импортируемая из Индии.

Чопорность -- отличительная черта долгой викторианской эпохи нашла свое отражение в юбке-колоколе (1840), тонюсенькой талии, туго затянутой в корсет. К восьмидесятым годам XIX века кокетливость в женской одежде сменилась чопорной строгостью и суровостью, при этом юбки стали с турнюрами. В 1900-х годах талии оставались тонкими, но в юбках появились клинья, что облегчало движение, рукава раздулись до формы окорока (жиго), укрупнились шляпы. К 1910 году и шляпы и прически стали огромными, в моду вошли фигуры с хорошо развитыми формами, а очень узкая вокруг колен юбка уравновесила верхнюю часть силуэта.

Война 1914--1918 годов дала женщинам некоторую эмансипацию, что отразилось и на одежде. К 1920 году корсет уже не является обязательной деталью туалета, заниженной оказалась талия, моден силуэт мальчишеской фигуры с прямыми линиями, и впервые стали видны итоги! В тридцатые годы появляется женственная мягкость, но подвижность силуэта сохраняется.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В начале средних веков мужчины носили простую тунику и капюшон, свободные брюки стягивались вокруг ноги ремешками. С течением времени этот силуэт становится щегольским. Постепенно острые очертания сменяются более квадратными и к началу XVI века принимают форму, известную теперь по портретам короля Генриха VIII и фигурам, изображенным на игральных картах. Ко времени эпохи королевы Елизаветы в одежде мужчин, так же как и в одежде женщин, появляются декоративные прорези и подложенные ватные подушечки. Мужчины носят длинные камзолы с подложенной грудью килеобразной формы, рукава и штаны с буфами. Лицо обрамляет круглый жесткий плоеный воротник.

Во времена короля Чарльза I прорези в одежде все еще в моде, более мягкий силуэт украшают ленты. В середине XVII века костюм становится очень экстравагантным; чрезмерное увлечение кружевами и лентами в сочетании с большим пудреным париком и огромными сапогами создают комический эффект.

Модник начала XVIII века носит одежду (весткоут), распахнутую по центру, с веерообразными складками по бокам и широкими манжетами. Волосы аккуратно зачесываются назад и заплетаются в косичку, на голове -- треуголка, вокруг шеи и запястий -- тонкие кружева. В дальнейшем силуэт суживается, весткоут теряет свои разлетающиеся по бокам складки. К концу века передние полы весткоута, сюртука и фрака отрезаются, и главным украшением становится воротник. Сюртук и фрак 1840-х годов -- строгие.

Постепенно мужская одежда становится спокойной и скромной. Брюки и цилиндр приобретают обычную форму. К концу XIX века в моду входит костюм, к которому мы привыкли сегодня. Возникают новые типы пиджаков -- смокинги, блейзеры и т. д., придающие одежде менее официальный вид.

Рассмотрим историческую эволюцию костюма на примерах:

  • 1. Так для готического стиля 12-14 веков сложившегося в Западной Европе, отражающего религиозно-идеалистическую философию той поры - схоластику, основанную на церковных догмах, было характерно асимметричное решение, подчеркнутое цветом, общее стремление к форме вытянутого треугольника придают костюму динамичность.
  • 2. В эпоху Возрождения, которая пришла на смену Средневековью, в противовес его мрачному католическому миропониманию, сложилось новое, жизнеутверждающее мировоззрение. Пропорции костюма резко изменились, они стали соответствовать пропорциям человеческого тела. Использовались богатые плотные ткани, такие как бархат и парча.
  • 3. Эпоха Возрождения сменилась стилем барокко, которому свойственны театральность, фееричность. Для стиля барокко характерны пышность, вычурность, исчезновение конкретной формы. Пришли многослойные тяжеловесные нефункциональные костюмы. Характерны женские металлические корсеты.
  • 4. Слово «рококо» происходит от французского rocalle, что означает «завиток, раковина». Его часто называют «галантным стилем». Костюм все более отрицает свою утилитарную функцию и подчиняется лишь эстетической, приобретает черты театрально-бутафорские. Парики, белила, пудра румяна принадлежность мужского и женского туалетов.
  • 5. В период переходов от феодального строя к буржуазному строю складывается стиль классицизма. Формирование этого стиля привело к новому обращению к античному искусству как идеальному образцу.
  • 6. Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Силуэт костюма ампир стремился к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

Вторую половину XIX века в истории костюма называют вторым рококо. Характерной особенностью женского костюма этого периода является разнообразие его ассортимента по назначению: утренние наряды, костюмы для прогулок, обеденные и вечерние туалеты.

7. В начале XX века стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в XIX веке, продолжает оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета S- образной формы.

Для одежды второго десятилетия XX века характерны мягкие линии, умеренные объемы. Появляются новые удобные виды одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмы разнообразных форм, рабочая и производственная одежда.

Главной чертой моды первой половины третьего десятилетия становится свобода формы. Наиболее характерным является силуэт «бочонок».

Рис. 2.3

Основным и единственным силуэтом верхней женской одежды второй половины третьего десятилетия становится прямой, по ширине облегающий бедра, длиной до середины коленей. Идеальный внешний облик женщины 30-х годов - удлиненная стройная фигура с узкими талией и бедрами, плоской грудью. Силуэту одежды соответствуют фигуре. Ассортимент верхней женской одежды достаточно разнообразен; костюмы, юбки, пальто, женские брюки. Одежда 40-х годов укоротилась (до коленей) и расширилась в плечах с помощью плечевых накладок. Талия четко обозначилась на естественном месте с помощью широкого пояса. В ассортименте верхней женской одежды преобладают пальто и жакеты прямого и прилегающего силуэтов.

Одежда конца 40-х - начала 60-х годов очень разнообразна по силуэтному решению. Для верхней женской одежды характерными являются силуэты прямой и овальный, А-образный и другие. Характерным для моды этих лет является покатое плечо, увеличенная длина.

Для 60-х годов характерными силуэтными формами верхней женской одежды являются прямая и полуприлегающая несколько уплощенная спереди и со стороны спинки. Ведущим силуэтом является полуприлегающий, с использованием вертикальных и горизонтальных рельефов.

В 70-е годы (первая половина) широкое распространение в верхней женской одежде имел прямой силуэт. Это объемная, мягкая форма, не похожая на форму 60-х годов, хотя в ней и сохраняется несколько смягченно принцип геометризации. Преобладающие в силуэте широкие плечи для зрительного равновесия потребовали некоторого расширения формы книзу.

К концу 70-х и началу 80-х годов мода, минуя относительно короткий период так называемой бескройной одежды и упрощенного плоскостного кроя (по принципу покроев народной одежды), переходит к утверждению более сложной женственной линии, характеризующейся одновременным сосуществованием множества различных покроев и форм. Мода перестает быть однозначной. Пропорции условно-идеальной фигуры этого периода в целом женственные, с ясно обозначенной линией талии, овальной линией бедер, предполагают, однако, расширенные прямые плечи. Это обстоятельство обусловливает ведущую роль прямого силуэта.

Принцип многообразия форм позволяет решать их с разной степенью объемности полочки, спинки и рукавов, разным характером перехода от объемов верхней части к объему в области талии, бедер и низа. При этом в каждом конкретном случае пропорции прямоугольника, в который вписывается форма, разные: от узкого вытянутого до более широкого и укороченного.

Для 80-х годов характерно разное прочтение форм изделий по вертикали - участок плеча геометризированный; форма в области бедер смягченная овальная. Практически эта разница осуществлялась не столько конструктивно, сколько за счет более плотного стягивания талии поясом и перераспределением сборок (по талии ближе к центру).

Существенную роль в силуэте одежды 80-х годов играют рукава. В изделиях 80-х годов увеличенные в объеме рукава как бы обужают форму стана, отчего усиливается впечатление стройности и вытянутости фигуры.

Таким образом, в отличие от других произведений архитектонических искусств костюм имеет наиболее тесные связи с человеком, приобретая значение только будучи надетым на его тело. Он в большей степени, чем другие предметы, способен влиять на эстетическое воспитание людей, формирование их вкуса, представлений о красоте. Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств.

Арапова Дарья, Сушкова Олеся -7 "А" класс

Цель работы:
1.Увидеть практическое применение геометрии в жизни и искусстве.
2.Показать основных геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм.
3.Познакомить с силуэтом в одежде и сравнить с геометрическими фигурами.
4. Рассказать о взаимосвязях и закономерностях развития моды и стиля.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Введение Основное содержание: 1. Геометрические формы: -понятие и виды силуэта -комбинации из нескольких геометрических форм 2. История костюма -история костюма -русский народный костюм 3. Способы достижения нужного визуального эффекта. 4. Практические советы Вывод Источники информации Содержание:

Цель работы: Увидеть практическое применение геометрии в жизни и искусстве. Задачи: Показать основные геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм. Познакомить с силуэтом в одежде и сравнить с геометрическими фигурами.. Показать основных геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм Введение

Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства. Кроме того, геометрический вид характеризуется прямолинейностью и криволинейностью поверхности. Геометрические формы

Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Силуэты принято классифицировать по степени прилегания одежды к фигуре: прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный и зауженный книзу. Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и др. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм, отдаленно напоминающих человека в одежде. Внимательный человек за всеми наслоениями отделок и деталей всегда увидит, хотя бы приблизительно, ту или иную геометрическую фигуру.

Различают 4 основных вида силуэтов: Прямоугольный силуэт, включающий в себя узкий прямоугольник, расширенный прямоугольник, квадрат Полуприлегающий силуэт, слегка подчеркивающий формы фигуры. Приталенный силуэт, создающийся с помощью расширенной линии плеча, низа изделия и зауженной талии. Трапециевидный или свободный силуэт. Расширение происходит от линии плеча или проймы книзу изделия. Расширение может быть спокойным или более значимым.

Прямой силуэт - По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

Карандаш Силуэт «карандаш» очень похож на прямой силуэт, также близкий к прямоугольнику. Силуэт карандаш удлиняет, визуально делает фигуру стройнее, считаясь более строгим.

«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер.

Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»

Треугольный силуэт Треугольный силуэт придает объем в плечах или объем в области бедер.

Полуприлегающие силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста - соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

Прилегающий силуэт -подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются. силуэт-Х песочные часы

«Силуэт-Х» напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда « силуэта-Х » хорошо подходит высоким стройным женщинам.

Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт-Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

Ряд комбинаций из нескольких геометрических форм

Комбинация из нескольких геометрических форм

К омбинаций из нескольких геометрических форм

История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а её развитие – с составлением производительных сил и средств производства. Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических условий, атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, общество претерпело множество изменений, достигло большого многообразия видов и форм прикладного искусства. История костюма

Античный костюм Основным элементом древнейшей одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, он был одинаковым как у мужчин, так и у женщин. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками.

Костюм раннего средневековья Основными компонентами византийского костюма стали длинная рубаха-юбка с рукавами, называемая туника или хитон, и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече.

Готика: Франция и Бургундия (1370-1480) Основной принцип моды этого времени – подчеркивание удлиненных и заостренных форм. Края одежды выполняются в виде зубцов, тонкая зашнурованная талия, устремленный вверх головной убор.

Костюм эпохи возрождения Этот период относится к 1420-1490 гг. Итальянская женщина эпохи Раннего Возрождения выглядит упрощенно-грациозно. Поверх простого нижнего платья надевалась более элегантная, высоко подпоясанная, обычно светлая и украшенная богатым узором верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными рукавами.

Эпоха реформации Женщины эпохи Реформации носили две юбки – одну поверх другой, они падали вертикальными трубчатыми складками. Отделенный от юбки лиф с расшитым корсажем имел длинные и узкие рукава, украшенные разрезанными буфами другого цвета на локтях и расширенные наподобие манжет на запястьях.

Эпоха Людовика XIV. Французское Барокко В переводе с французского «барокко» означает «странный, причудливый». К одежде 1680-1710 гг. наиболее подходящим, определяющим ее словом, является «помпезность». Костюм становится очень сложным, декоративным. Он переполнен кружевами, шнурами, вышивками, лентами и разными другими отделками.

Рококо: изысканность и грациозность Рококо относится к периоду с 1730 по 1770 гг. и в переводе с французского «рококо» означает «украшение в форме раковины». После почти столетнего перерыва в неоспоримое господство снова вступает куполообразный кринолин.

Эпоха кос: золотой век парикмахеров Однако вторая половина XVIII века, до Французской революции, – время, которое принято называть Эпохой кос. Округлый кринолин постепенно стал овальным, несколько уплощенным спереди и сзади и сильно расширенным в бедрах, благодаря ложным «карманам» по бокам.

Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820) Мода этого периода олицетворяет собой сознательное стремление к упрощенным и естественным формам. Мода этого периода олицетворяет собой сознательное стремление к упрощенным и естественным формам. Платье могло стать немного короче и тогда, благодаря прямому покрою, оно приобретало трубчатую форму.

Первая половина XIX века. Стиль Бидермайер Примерно в 1820 году в женской моде произошел коренной переворот: талия вновь вернулась на свое естественное место – над бедрами – и ее начали слегка зашнуровывать. Чтобы зрительно уменьшить талию, стали подчеркивать величину плеч. Для этого рукава платья делались очень широкими сверху и сужались к кисти. Одновременно расширялась внизу юбка, образуя крупные складки.

Середина XIX века. Кринолины В начале 1850-х женщины, чтобы придать фигуре объем. Вскоре появился кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах, соединенных друг с другом лентами. Кринолин отличался особой легкостью по сравнению с предшествующими аналогами.

Вторая половина XIX века. Эпоха турнюров Это время носит отпечаток чрезмерного и порой безвкусного украшательства, когда на смену эпохе кринолинов середины века пришла эпоха турнюров. Турнюр (фр.) - юбка на каркасе, пышная сзади. Эффект пышности достигался с помощью специальной подушечки, которая также называлась турнюр и подкладывалась под платье сзади, ниже талии.

1900-е годы. ХХ век начинается Начало века – это господство стиля модерн. Входят в обиход юбки-клеш с блузками, жакетами, пальто. В то же время появляется новая постановка фигуры, напоминающая латинскую букву «S». Это достигалось с помощью специального корсета.

10-е. Долой корсеты! Первым прорывом стало освобождение женщин от корсета. Этот стиль дарил свободные прямые силуэты, без мучительных утяжек на талии.

20-е. Свобода женщинам!!! Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии, часто подчеркнутой декоративным поясом.

30-е – роскошь и блеск Военная мода 40-х Женственность 50-х

Революция 60-х 70-е 80-е и 90-е

Русский женский костюм Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой – то один вид костюма. Ученые выделяют 4 типа женского костюма: - рубаха с сарафаном и кокошником; - рубаха с поневой и сорокой; - рубаха с юбкой андараком (суконной); - платье кубельком.

Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды. Характерные черты Русского костюма – многообразие форм, типов, многосоставность каждого комплекса одежды, декоративность художественного решения, самобытный орнамент и способы исполнения.

Самым выразительным и долговременным оказался крестьянский праздничный или ритуальный костюм, сохранивший нам облик национальной одежды. В нем отразились местные условия жизни, традиции и культура народа, материалы и декор. Неотделимые от жизни земли, крестьяне редко отлучались из своих родных мест, своей деревни. Это сказалось на символике костюма, в которой нашли проявления обычаи, миропонимание, художественный вкус людей.

Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она у крестьян до наших дней как праздничный наряд. Верили люди в силу природы, поклонялись солнцу, ветру, деревьям, животным, множеству богов – охранителей скота, посевов, домов. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках.

Символика цвета и орнамента в одежде Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета. Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: Красный цвет – жизнь, огонь, кровь. Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало) Синий, черный – тьма, горе. Белый – свет, праздник. Охра – земля Голубой, серый – надежда

Костюм нес космическую символику: знаки плодородия – ромбы с точками посредине, сложные ромбы; древо жизни с предстоящими фигурами Матери – земли; образы прорастания одной формы в другую (семантический смысл рост и цветения). Узоры включают солярную символику: круги, кресты, ромбы, зигзаги – символы солнца, земли, дождя; образы животного мира: павы, кони, барсы.

Головные уборы В Русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Воронежский народный костюм с поневой

Народный костюм Воронежской области начала XX века

Орнамент народного костюма Воронежской области

Преобладание силуэта одежды по векам

Зрительные иллюзии в одежде Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план. Способы достижения нужного визуального эффекта.

Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

Иллюзия переоценки вертикали Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.

Иллюзия заполненного пространства Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

Иллюзия переоценки острого угла Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет.

Анализ зрительных эффектов Конструктивные линии - контурные линии формы в целом и её деталей, линии соединения частей и деталей, т.е. швы, вытачки, складки, защипы. Декоративные линии - линии разнообразных отделок, имеющих линейный характер: отделочные швы, рельефы, строчки, клапаны, манжеты, шнур, кант и т.п. т.е. линии, придающие своеобразие, оригинальность форме. Конструктивно-декоративные – это линии которые участвуют в конструкции изделия и декоративном оформлении, т.е. отвечают утелитарным и эстетическим требованиям.

Часто конструктивные линии одновременно несут и декоративную нагрузку, например линия горловины платья, контуры воротников, карманов одежды и д.р. линии в одежде предопределяют движение взгляда зрителя, динамику и статику формы. Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членения формы. Чем крупнее членения формы, тем она крупномасштабней. Обычная иллюзия зрения - переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, расчленённая по вертикали, кажется выше, чем не расчленённая или расчленённая по горизонтали.

Эффект стройности зависит от угла наклона линии

Эффект стройности зависит от угла наклона линии

Укорачивает фигуру Удлиняет фигуру

Белые и светлые предметы, вещи, костюм в целом выглядит крупнее, чем тёмные Явление иррадиации Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне. Историческая справка Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Элементы треугольной формы способствуют выделению приятных черт и линий фигуры и скрывают не желательные. Худенькой девушке невысок ого роста лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой. Полная женщина должна носить такой костюм, который бы выделял её наиболее приятные черты. При короткой шее не стоит носить воротники стойки и очень широкие воротники, горизонтальны х вырезов типа «лодочка» . Практические советы Женщине с очень широкими бёдрами следует избегать костюмов с приталенным жакетом и узкой юбкой. Женщине с высокой тонкой фигурой лучше носить пышные юбки, отдельные оборкой и тесьмой, гофрированные воротники, банты. При несимметричности фигуры (разная высота плеч, бёдер) на более низкой стороне можно поместить драпировку, застёжку, украшение, цветную деталь, аппликацию.

Все поставленные перед началом работы задачи были решены: изучена литература по данному вопросу; показаны основные геометрические виды форм одежды; даны ряды пропорционального развития силуэтов и комбинации из нескольких геометрических форм; рассмотрены основные виды силуэтов в одежде и провели их сравнение с геометрическими фигурами. Изучая и анализируя историю костюма с древнейших времён до 21 века, пришли к заключению, что несмотря на всё своеобразие и неповторимость костюмов прошлых веков, как и костюмов современных, костюм любой эпохи можно вписать в одну из простейших геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры - прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. Заключение Вывод

http://www.osinka.ru http://clhi.info/ http://gorod.crimea.edu http://sarafan.ru http://images.yandex.ru http://ru.wikipedia.org http://dic.academic.ru книга «Учусь шить» Р.И. Егорова, В.П. Монастырная, М.П. 1989г.; «Основы швейного производства» А.Т. Труханова, В.В. Исаев, М.П. 1989г. Литература

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

II районн ая конференци я по краеведению

«Первые шаги в науку»

Геометрические основы вологодско го

национальн ого костюм а

секция: «Народная мудрость» (фольклор и этнография)

Работу выполнила:

обучающаяся 6 класса:

Шемякина Татьяна Николаевна

МБОУ «Аргуновская СОШ»

Руководитель: Карачева Людмила Витальевна,

руководитель кружка по внеурочной деятельности

ФГОС ООО «Исследователи»

Семёнка 2017

1. Введение……………………………………………………………………………....3

2. Часть 1. Русский костюм – источник творчества…………………….………….…5

1.2 Элементы русского костюма с выкройками….....………………………………....5

Часть 2. Геометрические узоры и орнаменты Вологодской области…….……….....8

2.1. Символика геометрических фигур………………………………………...8

2.2. Геометрическая основа в орнаменте Вологодской вышивки …………...9

2.3. Особенности кроя и вышивки в нарядах Никольского района...….….11

3. Заключение……………………………………..……………………………………13

4. Терминологический словарь………………….....…………………………….…...14

5. Литература……………………………………………………………………...........15

6. Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одного района области в другой и увидеть каким разнообразием отличалась русская народная одежда, в основе которой лежат геометрические фигуры. Ответить на главный вопрос: «Как люди «темные», не умеющие читать и писать, так мастерски владели геометрическими фигурами, при шитье одежды и придавали глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке Вологодского национального костюма. Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.

Вологодский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым.

Актуальность: работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований на примере исследования выкроек одежды Вологодского национального костюма,орнаментов вышивки.

Гипотеза : изучение выкроек одежды вологодского национального костюма, разных районов, рассмотрение геометрических фигур в основе их, символика орнамента вышивок была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры и геометрические основы русского национального костюма остаются в основе выкроек современной одежды и стоят на «службе» человека.

Цель работы: исследовать выкройки одежды вологодского национального костюма с точки зрения геометрических фигур, узоры в вологодском орнаменте вышивки.

Задачи : 1. изучить использование геометрических форм и линий в практической деятельности человека;

2. рассмотреть геометрические преобразования, которые лежат в основе создания вологодских орнаментов.

3. воспитывать чувство гордости за традиции родного края.

Объект исследования: выкройки вологодских национальных костюмов, орнаменты с геометрическими формами.

Предмет исследования: геометрия в выкройках и узорах в вышивке

Методы исследования:

Изучение дополнительной литературы по данному вопросу

Описательный метод с приемами наблюдения.

Сравнительный метод.

Часть 1. Русский костюм – источник творчества

Народный костюм на Руси представлял собой сложившиеся комплексы одежды сочетавшие в себе особые черты, характерные для того или иного сословия. Говоря об общей характеристике костюма надо отметить многослойность одежды и достаточно простой покрой, одинаковый для всех слоев населения. Главным отличим социальных групп служит количество вещей и качество материала из чего одежда изготовлена.

Русский костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В каждой губернии существовала своя мода. Пересмотрев много информации, делаю вывод, что наряд, его фактура зависели от многих факторов: территориальное расположение, так северяне одевались в более закрытую, тёплую и тёмную по цвету одежду. Различия были в расцветке, орнаменте, в зависимости от вероисповедания менялись украшения, обереги. Но любой костюм состоял из трёх обязательных частей – это головной убор, обувь и сам костюм.(Приложение 1)

1.2 Элементы русского костюма

Рассмотрим элементы женского костюма северорусских губерний. Женщины носили так называемый сарафанный комплекс одежды:

РУБАХА – длинная рубаха шилась из домотканого льняного полотнища и видные ее места (рукава, горловина) украшались узорами, они выполняли роль оберега.

В основе выкройки рубахи лежат преимущественно прямоугольники, только при пошиве рукавов использовалась трапеция и треугольники для выточек, которые используются для расширения рукава. (Приложение 2)

Геометрическим орнаментом, состоящим из ромбов и косых крестов, украшался подол рубахи.

САРАФАН – шился из холста, чаще ткани были набивными из домотканой пестряди, позже из фабричной ткани - шелка или парчи. Во второй половине 19 века в гардеробе зажиточных крестьян появились сарафаны из шерсти.

В выкройке сарафана использовались одни четырехугольники, крой был простой и общедоступный. (Приложение 3)

Сарафан был круглый, с отрезной спинкой, на лямках. Как правило, изготавливался из льняной ткани домашнего ткачества пестрядь. Низ сарафана украшался оборкой.

ПЕРЕДНИК – (фартук) из бязи или льняной ткани. Украшался поперечными складками, кружевами или вышивкой красными и черными нитями.

В основе выкройки лежат одни прямоугольники. (Приложение 2)

Льняной передник оформляли тесьмой и оборкой из цветной хлопчатобумажной ткани, и широкой каймой бранного ткачества.

ПОЯС. Обязательным элементом всех костюмов был пояс. При помощи пояса крепились все элементы одежды. В нашем Никольском районе этот пояс называли-кушак.

Пояс изготавливали вручную из полушерстяных нитей желто-оранжевых и зеленых тонов в технике вязания крючком.

Часть 2. Геометрические у зоры и орнаменты В ологодской области

2.1. Символика геометрических фигур.

Геометрические фигуры в вышивке имели определенный смысл. Каждый народ старался показать в орнаменте основные занятия населения, символику природных явлений и добрых качеств человека.

Так круг символизировал –солнце, которое так нужно земледельцу, также круг-это символ вечной

жизни, долголетия, что люди с радостью желали друг другу и выражали это через

А треугольник имел вообще очень большое символическое значение:

Треугольник, основанием вниз обозначал – огонь, как источник тепла и уюта в доме,

Треугольник, основание вверх обозначал - землю, как источник пропитания.

Вода и воздух - основа жизни.

это символ плодородия, особенно важен был для наших предков, так как основным

способом заработка денег являлось земледелие.

2.2. Геометрическая основа в орнаменте Вологодской вышивки

В вышивке нашей местности преобладают мотивы земли и солнца, как символов богатства, плодородия и счастья. В 19 веке был жив обряд чтения узоров, где геометрическим узорам придавалось особое значение. Для изготовления одежды на Руси использовались в основном домотканые холст и сукно.

Большое место в орнаментальной вышивке Никольского района занимают финно-угорские элементы. Самым распространенным орнаментом являются различные варианты ромбов (перекрещенные, с продленными сторонами).

Несколько крупных фигур строгих очертаний ритмически чередовались на ткани. Обычно такие узоры располагались в шахматном порядке или прямой полосой и встречались в «бранном» ткачестве или в вышивке цветной перевитью. Это особый вид техники шитья, он выполнялся на разреженной ткани, из которой предварительно выдергивались нити по утку и по основе.

Узорчатая вышивка Вологодской области отличается большей орнаментальностью и оригинальностью. Узоры представляют собой бесконечную череду ритмично повторяющихся одинаковых элементов. Узор состоит из многочисленных двойных крючков и «гребенок», он то сгущается, то разреживается, словно мерцает. Бранные изделия из Никольского района тоже отличаются мерцанием и мелкими узорами, которые выстраиваются в крупные ромбические фигуры.


Вологодская вышивка очень богата разнообразием самых разных видов орнаментов. Это геометрические узоры, замысловатые рисунки животных и птиц, а также растительные и сюжетные мотивы. Природы и ее четырех стихий и, по мнению ученых, уходили своими корнями в славянскую языческую мифологию. Такие узоры выполнены красной нитью двусторонним старинным швом.

Особое значение придавалось кресту. Крест являлся одновременно и символом солнца. В древности были широко распространены представления о небесном происхождении земного огня. Огонь считался посланцем небес, даром неба, низведенным на землю. В свою очередь небесные светила считались средоточием небесного огня. Вследствие связи почитания солнца и огня обозначается единым символом - фигурой креста. В то же время крестообразные фигуры заключали в себе и более сложную символику.

2.3. Особенности кроя и вышивки в нарядах Никольского района.

Для каждого уезда Вологодской губернии были характерны свои разновидности вышивки, которую отличали особенности техники и приемов шитья, выбор сюжетов для орнамента, размер узоров и цвет нитей. Например, рубаха Никольского района Зеленцовского сельского поселения вышивалась одним из самых простых швов-«тамбурный». Отличалась своеобразным сочетанием геометрических форм в вышивке.

Еще один интересный костюм, характерный для Никольского района, который можно увидеть и в наше время на бабушках – это парочка. Комплект одежды шился из одинаковой ткани и украшался атласными лентами на подоле сарафана и, передника и рубахи.

Заключение.

По итогам проведенной исследовательской работы можно сделать выводы:

Во-первых, что наши предки, люди, «темные», не умеющие читать и писать так мастерски владели геометрическими фигурами, при шитье одежды. Кроили и шили сами женщины не владевшие математическим смыслом этой работы, но наряды получались ровные, красивые, а самое главное – удобные. В настоящее время одежда значительно усложнилась в плане кроя, стала более элегантной, но в основе выкроек всё равно лежит крой русского национального костюма, из моды никогда не выйдут рубахи, платья-сарафаны, юбки свободного кроя. Математические основы кроя и шитья одежды остаются на службе человека и в настоящее время.

Во-вторых, глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке Вологодского национального костюма находит свои корни и в современной одежде.

В-третьих, восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.

В-четвертых, определенный отпечаток на формирование костюма наложило занятие населения определенным видом деятельности, географической положение народа, их быт и самодеятельность.

С годами юбки делались короче

А женский гардероб все богател

Все силуэты как бы, между прочим

Двадцатый век переменить сумел.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

    Бакулина З.К., Веселова Н.А. Традиционный народный костюм Вологодской области. Этнографические очерки. Вологда, 2006.-112 с., ил.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

    Терещенко А.В. История культуры русского народа: одежда. – М.: ЭКСМО, 2007. – 736с.

    Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320с.

    http://www.russian-costume.ru/uzoryi-i-ornamenty.html

    http://www.territa.ru

    http://images.yandex.ru

    «Орнамент» - Создание орнамента с помощью осевой симметрии и параллельного переноса. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Крестьянские избы украшались резным узором. Русский орнамент очень разнообразен. Примеры русского орнамента. Плоскостной. Параллельный перенос. Как получен орнамент:

    «Костюмы народов Поволжья» - Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Элементы национальных орнаментов. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Татарский костюм.

    «Башкирский народный костюм» - Чайник с башкирским орнаментом. Накосник женский. История костюма. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты. Аппликация из кожи и замши, вышитый вручную башкирский орнамент. Ювелирные изделия. Башкирский орнамент. Техника: геральдическая резьба. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью.

    «Русский народный костюм» - В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Зелёный – крапива. По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа. Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. Сверху одевали душегрею. А замужние женщины обязательно одевали кокошник или платок.

    «История костюма» - В 20-е года ХХ века впервые появились чулки телесного цвета. Мода 1795 - 1820 становится подражанием античности. Костюм эпохи возрождения. Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820). Костюм раннего средневековья. Эпоха турнюров. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Вторая половина XIX века.

    «Национальные костюмы» - Национальные костюмы. Мы познакомились с киргизскими национальными костюмами. Женский национальный костюм. Национальный мужской костюм. Вывод. Все костюмы красиво украшены орнаментами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. В прошлом киргизский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен.