«Птица гнезда не вьет, девка косу не плетет». Завтра Благовещение

Название праздника происходит от того, что 7 апреля (по новому календарю) непорочная дева Мария получила благую весть о том, что она станет Матерью сына Божьего. В предании говорится, что архангел Гавриил явился к ней в тот момент, когда она читала книгу пророка Исаии именно в том месте, где говорится о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - подумала Мария. Этот праздник отмечается каждый год в один и тот же день.

С праздником «Благовещение» связаны некоторые старинные обычаи. Прежде всего, возбраняется в этот день всякая работа. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

Радостных известий,
Мира и добра
В праздник Благовещения
Вам желаю я.

Крепкого здоровья,
Солнца и весны,
Любви, надежды, веры,
Душевной красоты.

В небе солнце засияло -
Благовещение настало.
Колокольный льется звон,
Поздравляет всех нас он.
Пусть свеча горит, не гаснет,
К нам пришел великий праздник,
Радуйтесь, ликуйте все,
Мира, счастья на Земле!

Поздравляю с Благовещением Пресвятой Богородицы, с праздником доброй надежды и светлой веры. Желаю, чтобы в жизни были только благие вести, только счастливые дни, только искренние чувства, только добрые друзья, только верная любовь.

С Благовещеньем вас поздравляю!
Светлой радости в жизни желаю.
Пусть сегодня к вам ангел придет
И благую вам весть принесет.

Пусть гармонией мир вас встречает,
Пусть для вас в небе солнце сияет.
И пребудет пускай вновь и вновь
С вами вера, надежда, любовь!

В праздник Благовещения
Вам пожелать хочу:
Всё, что судьбой обещано,
Пусть будет по плечу,
В дом войдут пусть вместе:
Радость, мир, уют,
И лишь благие вести
Вас по жизни ждут!

Благая весть случилась лишь однажды,
Немногим более двух тысяч лет назад.
Об этом должен знать, конечно, каждый
И, как положено, сей праздник почитать.

Вас с Благовещением я поздравляю.
И к Богородице в молитве Пресвятой
От всей души я мира вам желаю,
Пускай гармония и лад придут домой.

Очаг домашний пусть горит, не стынет,
Благополучие пускай хранится в нем,
Желаю избегать всех бед отныне,
Всегда пусть только радость к вам приходит в дом.

С благою вестью голубь белый
Парит и кружит в небесах,
Вам в Благовещение желаю
Чтобы была душа чиста.

Чтоб вера вас не покидала,
Смирение в сердце, чтоб жило,
Благословение Господне
Всегда по жизни вас вело.

С Благовещеньем вас поздравляю
И желаю вам много добра.
В жизни счастья конечно желаю,
Ну а в доме, уюта, тепла.

Будет светлой пусть ваша дорога
И поменьше обрывов в пути.
Я желаю вам радостей много
И преград никаких не найти!

Пусть матерь Божья благодатью
Покроет вас и весь ваш дом.
Чтоб недруг злой или предатель
Не поселился, хитро, в нем.

Пускай Святая Богоматерь
В день Благовещенья спасет.
И пусть все то, что чисто, свято,
Вам радость, счастье принесет!

Нынче птицы все запели,
Им негоже гнезда вить -
В день торжественный апреля
Богородицу гневить.

Праздник! Праздник! Весть благая
Пусть приходит в каждый дом.
Пусть вас ангел охраняет,
Бережет в ночи и днем!

С днем особым поздравляю!
В Благовещенье желаю
Вам здоровья, не грустить.
Весть благую получить.

Чтобы счастье улыбалось,
И удача в жизнь ворвалась,
В сердце пусть любовь царит,
Ангел вас да сохранит!

7 апреля по народному календарю – Благовещение, третья встреча весны. Народные названия этого дня - Освобождение птиц. Капуста. Сжигание постелей. День бросания саней, весенний базар.

По обычаю в этот день давали волю птицам. «Птичий охотник» выносил клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.

Под Благовещение, ночью сжигали свои соломенные постели, чтобы истребить болезни; прыгали через огонь, чтобы избавить себя от призора; окуривали платья, чтобы предостеречь себя от обаяния.

С вечера под Благовещение молодежь переселялась с новыми постелями в холодные клети, а в избах оставались старики, больные и дети. Пожилые женщины на Благовещение пережигали в печи соль, которая оказывает чудеса в разных болезнях. С пережженной солью пекли из хлебного теста бяшки (небольшие булки) для излечения скота.

В этот день, по народному поверью, птицы гнезд не вьют, девки кос не плетут. Коли птица на Благовещенье гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда не летать, не порхать ей. Век свой по земле ходить.

Благовещение - важная дата для земледельца. С этого дня начинались весенне-полевые работы.

С Благовещением связано много примет на предстоящую погоду. Если в этот день на крышах лежит снег, то окончательно сугробы исчезнут лишь в начале мая. Ну, а если сегодняшний день будет теплым, то таким окажется и лето. Если же холодно, мороз - жди сорок каленых утренников, сорок морозов по утрам. Говорили: «Покров не лето, а Благовещенье - не зима. Солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть - будет что поесть».

Приметы:

На Благовещение идет дождь - родится рожь, год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы. Также мокрое Благовещение к урожаю орехов.

Как Благовещение проведешь, таков и весь год.

На Благовещение мороз - урожай на грузди.

На Благовещение гроза - к теплому лету, к урожаю орехов.

На Благовещение солнечный день - пшеница уродится, а если звезд мало на небе, то яиц мало будет.

Ночь теплая на этот день - весна дружная.

Если небо безоблачно и солнце ярко - быть лету грозному.

Каков день, таков и конец месяца.

Если ветер, иней и туман - к урожайному году.

Если ветер холодный - будет холодное лето, а если ветер теплый, южный - то и лето будет теплое.

Если первые грибы вырастают на пригорке - к летним дождям, поселились в ложбинке - к суше.

Если Благовещение без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

Журавли летят высоко - к ненастью.

Прилет кряков (кряковых уток) и куликов - на скорое тепло.

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:26-38).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Какое прекрасное слово «Благовещение»! Что оно озна­чает? Оно означает самую суть, самое существо нашей веры - Благую Весть, Радостную Весть. Все вы знаете, что в любом храме на царских вратах всегда можно увидеть изображение Благовещения: Матерь Иисуса и Архангела Гавриила.

В то самое благословенное утро, когда Дева Мария на­ходилась одна, Ей открылась тайна Ее материнства. Среди вас многие - матери, многие носили детей под сердцем. И все вы помните, что в это время были и тревоги, и ожидания, и молит­вы, и радость. И вот подумайте, что переживала Пречистая Дева Мария, когда Ей было суждено дать жизнь Господу Иисусу, Спасителю всех нас.

Ей было открыто, что дитя Ее будет иметь царство веч­ное для всех людей. В тропаре мы поем: «Спасение нашего главизна», то есть начало нашего спасения. Сколько есть вся­ких мнений, взглядов, учений человеческих, и только наше на­зывается - Благая Весть, Радостная Весть - по-гречески: Евангелие.

И в самом деле, вот человек немощный и больной, одер­жимый печалями; разве не радостно ему знать, что есть у него Господь и Целитель? Когда нас сгибают годы, удручают печа­ли, приближается старость, разве не радостно нам от того, что мы имеем жизнь вечную, вечную юность, вечное воскресение? Нас сгибает также и бремя наших грехов. Кто из нас не знает, как трудно, почти невозможно избавиться от этого бремени? Но вот есть Радостная Весть: посылается нам Спаситель, Ко­торый берет на Себя наши грехи и помогает нам в борьбе со злом.

Если ты обижен или обижена, если ты находишься в рас­терянности, не знаешь, как поступить, есть великая Радостная Весть — вот Она: в Слове Божием заключается великая ра­дость жизни, благословения, благодарения.

Иногда мы скорбим о своих близких, скорбим так, что эта печаль отравляет нам жизнь… Но вспомните, что у нас есть Единый Ходатай — Господь! Тогда распрямится спина, и мы тогда узнаем, что по нашей молитве совершится все доброе, потому что у нас есть Радостная Весть о нашем Помощнике, о нашем Боге и Брате, Человеке и Боге, Который живет здесь, с нами. И когда мы чувствуем, что слабеют наши духовные си­лы, у нас есть еще одна радость - покаяние. Через Церковь Он все дает и всех принимает. Он принимает нас, тех, кто иск­ренне хочет искупить грех. Тем, кто искренне желает начать новую жизнь, Он ее дает. Хоть тебе семьдесят лет, хоть восемь­десят,- всегда возможна новая жизнь в Господе. Только про­тяни к Нему руку, только обрати к Нему свое сердце, и тогда радость Божия, благодать и благословение придут, почиют и в вечность унесут, как свет, который никогда не кончается, ни­когда не меркнет, всегда сияет, ибо это свет Божией любви. Аминь.

Вот такое замечательное слово отец Александр Мень донёс до нас! Чудесный праздник несущий в себе великое послание для каждого из нас!

Но что же обычный народ думает об этом празднике, какие народные поверья и приметы характеризуют его празднование?

Приятной традицией на Благовещенье стал отказ от работы («птица гнезда не вьет, девка косы не плетет»). Конечно, в наше время сложно представить такую ситуацию, но раньше старались ни сеять, ни пахать, ни начинать какие-либо новые дела в это день. Кроме того, не принято было надевать обновки – чтобы одежда носилась дольше. Традицией на это праздник стало выпускание птиц из клеток, на волю. А еще нужно обязательно принести просфору – церковный хлеб – и разделить его со своей семьей. Оставшиеся крошки можно подмешать в семена, которые собираетесь вскоре посадить, и тогда урожай обязательно вас порадует.

Приметы на Благовещенье

Много примет связано с погодой, ведь считается, что на 7 апреля весна окончательно поборола зиму. Понаблюдав за природой, можно определить следующее:

  • Солнечный день – к урожаю пшеницы;
  • День дождливый – к хорошей рыбалке и урожаю грибов;
  • Прошла гроза – лето будет теплым и урожайным на орехи;
  • Грянул мороз – жди много огурцов;
  • Темное небо без звезд – куры будут плохо нестись.

Но мы должны понимать что главная ценность этого праздника — это надежда данная человечеству об искуплении наших с вами грехов! Пусть Бог благословит всех нас быть такими же послушными Богу, как дева Мария, чтобы исполнить волю Божью!

По новому стилю православная церковь отмечает Благовещение каждый год в один и тот же день – 7 апреля. По новому стилю православная церковь отмечает Благовещение каждый год в один и тот же день – 7 апреля.

Благовещение пресвятой Богородицы-2017: приметы и традиции

С этим праздником в народе связан целый ряд примет и старинных обычаев. Говорят, что в Благовещение "птица гнезда не вьет, девица косы не плетет", то есть всякая работа считается грехом.

Одним из самых старых обычаев является выпускание на свободу птиц, в частности, голубей. По легенде, они донесут весть о наших добрых делах ангелам-хранителям, которые потом вознаградят и облагодетельствуют человека.

На Благовещенье запрещается что-либо шить, плести или вязать. Этот древний запрет связан с тем, что жизнь человека представляет собой нить, управлять которой могут лишь ангелы-хранители и сам Господь Бог. В этот день вероятность перепутать жизненные нити чрезвычайно высока. Это может привести к перекидыванию судьбы от одного человека к другому, разрушению семьи и т.д.

Знающие люди в этот день заготавливали особую благовещенскую соль. Каждый из членов семьи должен был взять щепотку соли и ссыпать ее в мешочек. После этого хозяйка дома прокаливает соль на огне и бережет для особых случаев. По народным поверьям, благовещенская соль способна излечить даже самого безнадежного больного. Если же она не понадобилась в течение года – ее нужно сжечь в костре, возведенном по случаю следующего праздника Благовещенья. Наши предки были уверены, что все невзгоды, хвори, распри и беды сгорят вместе с ней. Относится это и к принесенной со службы просфоре и святой воде, которые в христианском мире считаются едва ли не панацеей.

Есть также очень противоречивая примета: считается, что якобы в этот день нужно украсть любую мелочь. С одной стороны, по заповедям, воровство – грех, а вот колдуны советуют делать это для привлечения счастья и удачи.

Считается, что в этот праздник нельзя надевать обновки, то есть новую одежду. Логичного объяснения этому не существует.

Кроме того, постарайтесь быть осторожнее с огнем в этот день: еду стоит приготовить заранее, не разжигать костры и т.д.

В сельской местности до сих пор можно увидеть людей, которые на Благовещенье шумом, звоном и гамом отгоняют от скота и прочей живности болезни, отпугивают лесных хищников.

Приметы на Благовещение для незамужних

Считается, что если на Благовещение девушка найдет первоцвет, то уже летом выйдет замуж. А еще старые люди говорили: "Якщо знайдеш пролiсок на Благовiщення, зiрви i поклади його за пазуху. На Великдень, як заспiвають "Христос воскрес! ", вийми i поклади пiд образами на щастя".

На праздник девчата умывались водой, в которую бросали весенние цветы - чтобы быть красивой.

После благовещенской службы девушки на церковном подворье первый раз заводили весенний хоровод - "кривий танець". Веснянки, которые пели во время танца, назывались постовыми, ведь, несмотря на праздник, продолжался Великий пост. Возможно, именно поэтому на Благовещение не полагалось ходить в гости. Отмечали праздник в узком семейном кругу. Больше всего боялись, что во время застолья в дверь постучит чужая женщина или девушка: по поверьям, она могла оказаться ведьмой. Поэтому, чтобы не навлечь на себя гнев соседей, женщины старались в этот день сидеть дома.


7 апреля мы празднуем Благовещение. Православная церковь в этот день вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. А весь народ радуется приходу весны. Интересно посмотреть, чем отличается церковный праздник от народного. И в чём сходство этих праздников.

Согласно евангелисту Луке, дело было так: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его». Мария удивлена: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» На что Гавриил (кто такие ангелы, я , рассказывая об архангеле Михаиле) ответил: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Богословы говорят, что тем самым ангел обещает бессеменное зачатие, без нарушения девства. На что успокоенная девушка отвечает: «Да будет Мне по слову твоему». Считается, что именно в момент согласия свершается зачатие.

До Петра в Москве в этот день практиковали шествие на осляти. Патриарх на лошади, ряженой в осла, пересекал Красную площадь и въезжал через Спасские ворота в Кремль. Сам царь вёл осля под уздцы. Около Лобного места заранее устанавливали вербу, украшенную искусственными цветами, грецкими орехами, изюмом, финиками, яблоками. Деревце на специальных санях ввозили в Кремль и ставили у дверей Успенского собора. После службы патриарх раздавал яблоки. И ветви наряженной вербы тоже раздавались.

Таковы реалии христианского Благовещения. К этому можно добавить, что Мария родилась в семье двух престарелых иудеев Иоакима и Анны из Назарета. За 50 лет совместной жизни они не могли родить и очень страдали от этого. Соплеменники издевались над бедным Иоакимом, Анна плакала и молилась. Однажды ей явился ангел и сказал, что у неё будет дочь, которую надо назвать Мария, и от неё будет спасение миру. Обрадованная Анна тут же поклялась, что отдаст свою дочь на служение богу. Когда Марии исполнилось три года, она была отдана в Иерусалимский храм.

О том, какие функции выполняли девушки в этом храме, говорить не принято. Ясно, что вышивали, подметали пол, помогали по хозяйству. Однако известно, что в древности на всём Ближнем Востоке (и не только там) женщины, посвящённые богам, иеродулы, занимались священной проституцией. То есть должны были отдаваться приходящим за плату, которая шла на нужды храма. Смысл этого служения был освящён древнейшими обрядами аграрной магии. Понятно, что любой из тех неизвестных, которым отдавались храмовые блудницы, мог оказаться каким-нибудь богом. Это примерно то же самое, что распространённый до сих пор у многих народов обычай ублажать неизвестного гостя, ведь он может оказаться кем угодно. Есть даже пословица: принимая незнакомца, принимаешь бога.


Но всё это вовсе не значит, что Мария занималась в Иерусалимском храме религиозной проституцией. Такая практика была уже давно запрещена еврейским законом. Во Второзаконии сказано: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету» (Втор. 23:17). Конечно, этот закон нарушался, поскольку послужить великой Астарте всегда находилось много охотников. Но с ними боролись, поскольку бог евреев хотел быть единственным богом. Например, царь Аса «изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты». (3 Цар. 15:12). Ещё позднее царь Иосия «разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23:7). Во времена, когда жила Мария, храмовая проституция уже не существовала как таковая, от неё остался лишь символизм посвящения девочек богу и некоторые термины, например, «сын божий».

А теперь отправимся в далёкую северную варварскую землю Россию. Все вышеописанные терзания не имеют к нам почти никакого отношения. И дева Мария лишь постольку считается русской Богородицей, поскольку развитие народов, живущих на Русской равнине, было насильственно деформировано принятием христианства. В результате людям пришлось приспосабливаться, вливать свою душу в чуждые религиозные формы (Шпенглер назвал это псевдоморфозом). Однако исконные (кто-то скажет: посконные) смыслы никуда не исчезли, они продолжают жить. Так под спудом христианского Благовещения скрыт старый языческий праздник начала весны, пробуждения земли. Зима уходит, и земля просыпается от зимней спячки, как медведь (с ним как раз связаны некоторые благовещенские обряды и предания). Считается, что именно на Благовещенье из земли выходят змеи, лягушки, насекомые, мыши… А также нечистая сила, которая зимой, конечно же, тоже спит (по крайней мере некоторая её часть). Из Вырия (райской страны) прилетают птицы, скорее всего, с их прилётом связан прекрасный обычай выпускание птичек из клеток.

С Благовещения начинается настоящая жизнь, весеннее брожение. Но сперва надо всё-таки проводить зиму, которую олицетворяет чучело, сжигаемое на Масленицу. И тут, как говорит герой Достоевского, запятая. Когда у нас Масленица и когда Благовещение? Благовещение сегодня, а Масленица была бог знает когда, сходу и не упомнишь. Она потеряла самостоятельное значение, оказалась приурочена к началу Великого поста, который, будучи привязан к Пасхе, может начинаться 15 февраля (самая ранняя дата), а может 18 марта (самая поздняя). Но ведь и дата Благовещения сдвинулась. По церковному календарю это 25 марта, но из-за отставания Юлианского (церковного) календаря от Григорианского празднуется 7 апреля. И вот мы видим бессмыслицу, которая путает не только мозги, но и физиологические ритмы природы.


Между тем, некогда масленичные и благовещенские обряды составляли единую систему празднования ухода зимы и прихода весны. И были привязаны к весеннему равноденствию, 20 или 21 марта. К этой дате приурочено множество праздников во всём мире. Например, Новруз, который во многих странах мусульмане отмечают как начало весеннего времени роста и процветания. В переводе с фарси «Новруз» означает «новый день» (в Иране 21 марта - первый день календаря). Собственно, этот праздник не совсем мусульманский, скорее уж зороастрийский, поскольку в этот день жгут костры, устраивают факельные шествия, прыгают через огонь в надежде таким образом получить удачу, здоровье, хороший урожай и защититься от джинов и прочих напастей. И, конечно, в это время поминают умерших предков.

Мусульманские попы никогда не приветствовали языческие игрища, но и (речь не о фундаменталистах) не слишком мешали народу приобщаться к естественной религии. К общечеловеческой. Дело в том, что подобного рода обычаи, приуроченные к весеннему равноденствию, были и есть везде. В Китае к сезону весеннего равноденствия приурочен праздник Божества Земли, а на пятнадцатый день после равноденствия приходит сезон Чистоты и ясности, Цин Мин. Этот праздник максимально приближен к нашему Благовещению, начинается 4-6 апреля. Первый день посвящён поминовению умерших. Весь Китай приходит на кладбища и поправляет могилы родных (у нас один из таких поминальных дней Радоница, бывает во вторник второй недели после Пасхи). Китайцы на кладбищах жгут деньги (не настоящие, а специально произведённые, жертвенные), белый пепел сожжённой бумаги летит над землёй. А накануне повсюду гасят (гасили) огонь, чтобы с наступлением праздника зажечь новый, посредством трения дерева. Для этого использовали иву, которая особо почиталась.

О магической силе вербы (разновидности ивы), я писал в прошлый раз, в тексте , посвящённом Вербному воскресенью и весенним потокам. Здесь добавлю, что ивовую ветку обычно держит в руках бодхисатва Гуанинь. В Индии этот бодхисатва известен как Авалокитешвара, бодхисатва милосердия, а в Китае его почитают в основном как женщину, богиню, спасающую от бед, подательницу детей, покровительницу женщин, великую печальницу за всех. И это возвращает нас к русской Богородице, которая, конечно, жила среди нас и в дохристианские времена, любила своих детей, свой народ, помогала ему как могла. И её любили. И ей поклонялись. Формы этого поклонения в период весеннего равноденствия были примерно такие же, как и по всему миру. Во всяком случае, Кормчая книга 1282 года содержит запрет против тех, кто на Благовещенье «перед храмины своими, или враты домов своих, пожар запаливше, прескакуют по древнему некоему обычаю».

«Пожар» здесь - просто костёр (огонь для которого, правда, лучше добывать трением). Прыгают через такой костёр и китайцы, и зороастрийцы. А истинно православным русским людям нельзя, попам это, видите ли, не нравится. Ладно, пойдёмте, друзья, попрыгаем в другом месте. Как говорится: «Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе!» Всегда пели и тайно скакали. Мы к этому до того привыкли, что иногда поём и скачем в тайне даже от самих себя.

Не секрет, русские боги бывают очень суровы. Вот Масленица (старая): «Зима недаром злится, прошла её пора»... Зиме надо помочь уйти. Для этого, в частности, жгут чучело, которое не только «ведьма злая», но и трепетная Снегурочка. А когда-то на месте чучела был человек (например, Иисус). В наше время людей в жертву уже не приносят. Боги сами берут себе жертвы. Как? Да воздействуя на людей через их подсознание.

Например, каждый год по весне тысячи одержимых выходят на лёд и, делая вид, что ловят никому не нужную рыбу, ждут, когда их льдину оторвёт и понесёт. И вот лёд тронулся. Вместе с рыбаками. Дальше их спасают, но не всех. Это уже почти официальный ритуал. Его каждый год показывают по телевизору, на него тратятся большие деньги, спасатели заранее готовятся… Нет, конечно, никто не думает, что участвует в обряде жертвоприношения. Но чуя в себе неясный порыв, люди выходят на лёд. Как у Багрицкого в антихристианской поэме «Смерть пионерки»: «Нас бросала молодость на кронштадтский лёд». Молодость - это весна, обострение: «Но в бреду горячечном поднимались мы». И были громадные жертвы. Именно в человеческих жертвах карнавальный смысл революций и прочей весны человечества.

Подобного рода эксцессы случаются потому, что богов угнетают, то есть налагают запреты на человека. А Масленица (и Благовещение) - это когда человек в рамках праздника отпускает себя на волю. И таким образом даёт действовать в себе (и через себя) божеству. Карнавальные маски, масленичное ряженье - лишь внешняя форма, вот именно обряд, помогающий освободиться от условностей. А в душе в это время брожение, боги толкают на подвиги (многих на лёд). При этом вовсе не обязательно ясно понимать, что с тобой происходит и кто тобой движет. Главное - освободиться от искусственных ограничений, дать свободу стихийным порывам, воспарить.

Благовещенский обычай выпускать птиц на волю - прекрасный символ того, что происходит весной: душа получает свободу, кровь бурлит, земля просыпается... И тут интрига. Как , в сказке «Конёк-горбунок» пойманная Иваном Кобылица с золотой в землю гривой (хлеба), говорит: «Дай мне место для покою да ухаживай за мною сколько смыслишь. Да смотри, по три утренней зари выпущай меня на волю погулять по чисту полю». «По три утренней зари» - это не только «на третий день», но и «на третий год». Точнее, на третью весну, ибо Кобылица (кстати, Деметра отдалась Нептуну в облике кобылицы) излагает Ивану схему трёхполья.


О божествах трёхпольной системы речь шла в связи с праздниками Успения и Рождества Богородицы (последний бывает 21 сентября, то есть практически накануне осеннего равноденствия). Однако трёхполье кроме ярового и озимого полей предполагает ещё и паровое поле: землю, выпущенную на волю, как птица из клетки. Для чего? Говорят: земля истощилась, ей надо дать отдохнуть. Но это лишь агрономия. А сакральная суть в том, что поле, возделываемое человеком, периодически должно возвращаться богу. Оставить поле под пар - значит позволить Небу совокупиться с Землёй. Уверяю, небесная сперма гораздо полезней навоза и суперфосфата. Но главное - сладостней. Мать Земля, лежащая под паром (и одновременно скачущая молодой кобылицей по собственной поверхности), с замиранием сердца ждёт приближения бога.

Конечно, отнюдь не того, которому молятся в церкви. Этот пришелец из Синайской пустыни брезгует Матушкой Землёй, придумал какой-то безопасный секс на расстоянии. А наш молодец! Это видно даже на христианских иконах, поскольку они изображают не только историю того, что было в городе Назарете, но и то, что всегда есть и будет: глобальный мистический акт соития небесного Бога (как бы он ни звался у разных народов) и Матери Сырой Земли.

Историческая Параскева жила в малоазиатском городе Иконии во времена великого Диоклетиана. Её родители настолько чтили день страданий Иисуса, пятницу, что назвали свою дочь Параскевой, что и означает «пятница». Родительское программирование (в частности, при помощи имени) - дело, так сказать, амбивалентное. Житие говорит, что девушка всем сердцем возлюбила чистоту и высокую нравственность, дала обет безбрачия, желала посвятить всю свою жизнь Богу. Это, конечно, хорошо. Но «на этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своём память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки». За упорство в вере злые язычники истязали Параскеву, а потом отсекли ей голову.

Давайте посмотрим, что изображено на иконе Благовещения. Попы говорят: «Гавриил сообщает Марии, что она родит сына от бога Ягве». Пусть так. Но что на иконе видит китаец, индус или русский, которому ещё не повредили мозги на уроках православной культуры? К богине (она всегда с нимбом) приближается крылатое существо, а в небесах мощный уд извергает ток спермы. Это и есть «погулять по чисту полю», божий оргазм, сопровождаемый хором стихийных духов: «Мы не сеем и не пашем, а валяем дурака. С колокольни…» Чем машут, разгоняя облака над невспаханным и незасеянным (паровым) полем, прекрасно видно на иконе Благовещения, которая (с точки зрения аграрной религии) есть символическое изображение парового поля. Как икона Успения Богородицы - изображение ярового поля, а икона Рождества Богородицы - озимого. На всех трёх иконах изображено одно и то же божественное поле, но только в разных его состояниях. Три ипостаси единой Деметры.


Вообще, композиция Благовещения варьирует. Например, греки с XIV века начинают рисовать на иконе нескромную служанку, подглядывающую за соитием богов. На русских иконах между ангелом и Богиней с средины ХV века появляется прядущая девица, одетая как Параскева Пятница. Тут надо заметить, что Пятница-Мокошь (Параша) ближе других богинь к изначальной Матери (Сырой Земле). Можно уточнить: это божество подсечной системы земледелия, дотрёхпольная богиня урожая. На иконе парового поля этой Параше самое место, поскольку земля под паром - как бы возврат к целинному состоянию. Например, на иконе, писанной для Сольвычегодского Благовещенского собора (ХVI век), между ангелом и Богородицей изображена уже и не Параша, а горы и чёрный провал, на котором написано: «Рождество Христово». Логично: дева зачинает. Однако горы и пропасти земли - это уже не столько дева, сколько девственная природа. Та самая, на лоно которой приходит человек, вырубает лес, сжигает его, сеет, жнёт. В первый год урожайность при этом бывает даже повыше, чем при трёхполье. Во многих местах Архангельской области такая система сохранялась вплоть до ХХ века.

А в душах людей она жива и по сей день. Поезжайте прямо сегодня за город, оглянитесь вокруг, и вы увидите, как горит земля: поля, обочины, лесополосы. Дым, гарь. Едешь будто в тумане, трудно дышать. Это люди жгут прошлогоднюю траву. Заодно выжигают и лес. Кто эти пироманы? Огнепоклонники-зороастрийцы? Или это китайцы в русских полях жгут свои жертвенные юани? Да нет, это русские люди, у которых по весне обострилась, с позволения сказать, масленично-благовещенская архетипика. Наши предки в районе весеннего равноденствия жгли чучела, а заодно старые вещи и траву. А теперь форма стихийного богослужения изменилась. Провожая зиму, одни выходят на лёд, а другие встречают весну, кадя божеству подсечного земледелия. Ай-люли!