Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры

Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

Период от 6-7 до 9-10 месяцев

В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи.

К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками ("ладушки"), на слова "до свидания" машет ручкой.

Со второго полугодия (шести - семи месяцев) возникают новые типы - общение: эмоциональное общение речевое общение

Один тип возникает на основе понимания речи взрослого при ознакомлении ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его поведением.

Общение, которое происходит между взрослым и ребенком - эмоциональное. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не форме обращения, а его цели. Дальнейшее развитие понимания у ребенка состоит во все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется взрослый, от преследуемой обращением цели, пока ребенок не начинает выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному требованию взрослого, т. е. пока понимание не превращается в чисто речевое понимание.

Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального контакта с ним, а выполнение ребенком какого-либо движения, действия или, напротив, воздержание от него. Эмоциональный контакт с ребенком и здесь необходим, так как положительное отношение к взрослому является для него основным мотивом его деятельности и ребенок очень охотно и радостно выполняет требуемое от него действие или движение. Выполнение действия или движения в условиях такого общения содержит уже элементы произвольности, так как ребенок производит это действие или движение не по собственному влечению, а по требованию взрослого. Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного периода в развитии детской речи. В понимании развивается смысловая сторона речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его самостоятельной (звуковой) речи. Смысловое содержание - указание на какое-либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь собеседнику, - является специфической особенностью человеческой речи.

Другой тип общения с ребенком - общение, которое направлено на какой-нибудь объект - лицо, предмет или действие. Только этот вид общения носит специфический характер человеческой речи. Речевое общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.

Для развития у ребенка понимания речи требуется следующее:

  • 1. Приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на втором полугодии.
  • 2. Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и предмету, т. е. объект должен занимать какое-то место в его жизненной практике - это может быть близкий ребенку человек, интересная игрушка и т. п.. 3. Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект (лицо, предмет, действие) должен быть соотнесен взрослым со словами - его названием.
  • 4. Понимание речи как акт общения заключается в активное восприятие и ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи.

Пассивная речь опережает в своем развитии активную

Примерно с шести - восьми месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Если его спросят:"Где кукла? Где часы?", ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его.

В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

На восьмом - девятом месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам.

Он уже произносит удвоенные слоги: "ма-ма", "па-па". Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, быстро реагирует.

Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: "Скажи - часы, скажи - ложка". И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими "необыкновенными способностями". Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка.

К девяти месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия: "садись", "пей", "дай ручку".

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание.

Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, речедвигательного анализатора.

При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые реакции у детей образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения.

Для нормального развития речи ребенка важно обогащение его словарного фонда путем общения с окружающими, исправление ошибок в произношении слов и тренировка в усвоении речевых стереотипов-шаблонов.

Таким образом, в процессе постепенного развития речи слово у ребенка постепенно начинает заменять условный раздражитель первой сигнальной системы и тем отвлекать его от действительности. В раннем детстве речевые связи немногочисленны, но с возрастом они обрастают все большим количеством связей с раздражителями первой сигнальной системы, что расширяет сферу влияния окружающей среды на словесные сигналы. Это сопровождается развитием правильного понимания ребенком смыслового значения слова при наличии постоянного корригирования его со стороны первой сигнальной системы.

К настоящей беседе малыш пока не готов, но на 5-6 месяце он начинает серьезно тренироваться. Из мелодичного гуления на свет рождается детский лепет. Для ребенка это большое достижение, чтобы добиться таких успехов, он долго тренировал свой артикуляционный аппарат.

Время, когда малыш начинает произносить первые слоги, пусть пока не осознанно, отлично подходит для начала занятий по развитию речи.

Для того чтобы карапуз быстрее сказал первое слово, с ним нужно ежедневно заниматься. Упражнения по развитию речи и артикуляционного аппарата достаточно просты, их могут проводить с ребенком и мама, и папа, и бабушка с дедушкой.

Пять несложных упражнений позволят добиться значительных результатов в развитии речи малыша:

Упражнение первое . Повторяйте за ребенком. Когда малыш в хорошем настроении и хочет «поговорить», обязательно удовлетворяйте его желание. Произносите за ним звуки, которые он говорит. Покажите ему, как вы это делаете, как говорите его «агу» с разной интонацией (медленно, быстро, восторженно, грустно и т.д.) и с разной громкостью.

Упражнение второе . Говорите с ребенком. Разговаривать следует именно с малышом, а не по телефону или друг с другом. В корне ошибочно мнение, что для нормального развития должен просто слышать человеческую речь. Для того чтобы усваивать произношение звуков, и учиться понимать значение слов, он обязательно должен участвовать в процессе общения.

Малышу можно рассказывать обо всем, что он видит или слышит. Через пару месяцев ежедневных занятий при упоминании знакомого предмета будет искать его взглядом.

Упражнение т ретье . Развивайте мелкую моторику руки. Уровень речи тесно связан с развитием мелкой моторики рук, поэтому следует делать специальные упражнения, разрабатывающие работу маленьких пальчиков. очень любопытен, он обожает новые интересные предметы, может некоторое время играть, перекладывая их из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этим, дайте ему коробку с набором различных интересных вещиц. Они должны быть неодинаковыми по размеру, материалу, качеству поверхности, весу. Перекладывая их в ящичек и обратно, ваше чадо будет тренировать свои пальчики и познавать мир.

Хорошим упражнением для развития моторики станет игра ребенка с кусочками ткани разной структуры: вельветом, бархатом, шелком, драпом и т.д.

Упражнение ч етвертое . Колыбельная. Традиция укладывания ребенка при помощи колыбельной песни сегодня не слишком популярна. Многие родители предпочитают включать малышу аудиозапись. Однако именно мамина колыбельная способствует развитию речевых навыков ребенка. Голос самого родного человека не только успокаивает, но и помогает лучше узнавать звуковой строй родной речи.

Упражнение п ятое. Пестушки. Ежедневно рассказывая малышу детские стишки и пестушки, мама развивает и речь, и память ребенка. Через некоторое время малыш будет сам в нужном месте пестушки поднимать ручки вверх, а позднее и пытаться повторять слова.

Не займет у мамы много времени. Простые упражнения позволят малышу увереннее войти в стадию лепета и быстрее научиться говорить.

Анастасия Ильченко

Ребенок от рождения имеет все физиологические предпосылки для того чтобы заговорить. Однако для того, чтобы научиться пользоваться речевым аппаратом, а также для того, чтобы произошло развитие речи, ребенок должен пройти через несколько последовательных этапов. Как происходит развитие речи ребенка до года? Что делать взрослым, для того, чтобы стимулировать речевое развитие крохи? На что обратить пристальное внимание?

Как развивается речь ребенка в первый год жизни

Рассмотрим поэтапное развитие ребенка в так называемый доречевой период. Слов от малыша мы пока еще не слышим, зато он умеет издавать звуки. И это уже первые шаги к тому, чтобы заговорить!

Развитие речи в первые дни жизни младенца - крик, непроизвольные звуки

С самых первых дней жизни малыш упражняет твой голосовой аппарат. К таким упражнениям можно отнести крик, непроизвольные звуки (к концу первого месяца жизни они могут приобрести эмоциональные оттенки). Конечно, его первые голосовые эксперименты не являются речью, поскольку носят рефлекторный характер, однако они оказывают огромное влияние на последующее развитие речи. Они позволяют установить ассоциации между слуховым восприятием ребенка и нервными центрами речи. Позднее эти ассоциации обусловят появление подражательной речи. Другими словами, кроха произносит непроизвольные звуки, слушает их и постепенно тренируется управлять своим органом речи так, чтобы получилось произнести звук произвольно.

Что делать родителям? Помимо того, что кроха прислушивается к собственному голосу, он также слушает с удовольствием и взрослых. Поэтому так важно петь ребенку, вести с ним первые беседы, рассказывая обо всем вокруг.

Развитие речи ребенка в 1 - 3 месяца - стадия гуления

Первые звуки ребенка представляют собой нечленораздельные сочетания, который состоят главным образом из губных и гортанных звуков: б, бг, м, мг, гх, пх и т.п. Малыш упражняется в произнесении этих звуков практически постоянно - он гулит.

Что делать родителям? Поддерживать гуление ребенка! Обращать внимание на отдельные звуки в исполнении малыша, повторять их за ним, складывать в короткие слова. Эмоциональное реагируйте на гуление - кивайте, улыбайтесь. Всеми этими действиями Вы помогаете крохе быстрее произнести его первое слово!

Развитие речи ребенка в 4 - 5 месяцев - стадия лепета

Звуки меняют свой характер - теперь они похожи на элементы слова. Малыш старается произносить отдельные слоги и первичные корни слов: бу, на, га, ка… Поначалу они не имеют смысловой подоплеки, но к 8 - 9 месяцам они становятся все более четкими, громкими, и к 10 - 11 месяцам малыш начинает произносить первые упрощенные слова («га-га», «ав-ав», «мама», «баба»). Ребенок в этом возрасте различает ласковый и строгий тон.

Это важно: Крик, чаще всего выражает негативные эмоции. А вот гуление и лепет появляются, если малыш чувствует эмоциональный подъем, ему комфортно. Как было замечено исследователями, дети неблагополучные, страдающие от голода, холода или одиночества не гулят и не лепечут. Поэтому основным условием беспрепятственного развития речи ребенка до года является его удовлетворенное и веселое самочувствие.

Что делать родителям? Продолжаем разговаривать с малышом, поддерживаем отдельные слоги в лепете, поем песенки, заменяя слова любимыми слогами. Показываем крохе игрушки, называем их упрощенными именами («киса», «ав-ав»).

Развитие речи ребенка в 6 - 7 месяцев

Малыш в семь месяцев знает свое имя, умеет находить предметы, отвечая действиями на вопрос «где?» (например, ползет или поворачивает голову в сторону куклы, если родители спрашивают: «где кукла?»). Гуление становится все более продолжительным и певучим.

Развитие речи ребенка в 8, 9, 10 и 11 месяцев

Ребенок понимает и выполняет различные простые поручения, с удовольствием повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

Что делать родителям? Поддерживайте лепет ребенка, старайтесь придать ему осмысленность. Например, постарайтесь научить кроху первым словам: «бах» (если что-то упало), «дай».

Развитие речи ребенка в 12 месяцев

Ребенок с радостью и готовностью повторяет за взрослым новые слова, а самостоятельно говорит от шести до десяти простых слов.

Что нужно делать родителям, чтобы у малыша развивалась речь? Мы собрали самые эффективные игры для первых месяцев жизни ребенка! Используйте эти игры с указанного возраста, однако не отказывайтесь от них позднее. Некоторые игры (например, пение слогов) могут быть полезным занятием на протяжении всего первого года жизни крохи! Итак, вот какую «развивающую программу» можно предложить малышу.

Упражнения для развития речи новорожденного

«Споем, малыш»: спойте ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть Ваши губы. Если кроха будет пытаться потрогать их - исследовать источник звука, не препятствуйте! На помощь маме придут потешки, пестушки и колыбельные.

«Какие разные вещи»: возьмите несколько вещей с поверхностью разной текстуры (например, перо, кусочек бархатной ткани, вату), положите малыша раздетым на пеленальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки - повторяйте некоторые из них за ним.

Упражнения для развития речи ребенка в 2 - 3 месяца

«Поем песенку»: малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.

«Ласковое общение»: улыбаемся крохе, тормошим его, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.

Игра для развития речи ребенка в 4 - 5 месяцев

«Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Воот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.

«Пальчики»: используем пальчиковые игры для развития моторики и для обогащения словаря крохи новыми словами.

Упражнения для развития речи ребенка в 6 - 7 месяцев

Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки . Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.

Актуальны игры: «Прятки с игрушками», Ласковое общение».

Упражнения для развития речи ребенка в 8 - 9 месяцев

Развитие речи неразрывно от развития мелкой моторики рук ребенка. Поэтому вводите игры, которые позволят маленьким пальчикам познакомиться с новыми текстурами.

Игра «Прятки в манке». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски! Данную игру следует проводить только в случае, если Вы можете наблюдать за ребенком.

Упражнения для развития речи ребенка 10 - 12 месяцев

«Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.

Ваш малыш уже научился ползать и пользоваться "пинцетным" захватом. Важнейшее событие этого периода - первые слова ребенка. Сейчас он меньше плачет и больше разговаривает, начинает комбинировать звуки и жесты, добиваясь, чтобы его поняли. Важнейший прорыв в развитии речи происходит где-то на 5-м месяце, когда ребенок узнает, что он может издавать раз- личные звуки, меняя форму губ и языка. В б месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ "ба-ба" произносит "да-да" - уже с помощью языка. После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита ("ах-ба-ди-да-га-ма"), он начинает соединять такие "слова" вместе - "ба-ба-ба-ба", сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова - "мама", "папа", хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.

Жест, как средство общения

Жесты - наиболее значимые предшественники устной речи, потому что именно они впоследствии заменяются эквивалентными по смыслу словами. Если малыш хочет, чтобы вы его взяли к себе, он не плачет, как раньше, а протягивает к вам руки и выразительно смотрит, как бы говоря: "Пожалуйста, возьми меня". К тому же теперь он реже просится на руки, поскольку освоил много навыков и может поиграть самостоятельно. Скорее, он будет подавать вам сигналы, означающие: "Поставь меня на пол", при этом показывать вниз руками и ускользать из ваших объятий, чтобы достичь желаемой цели. Отвечайте на сигналы ребенка, подаваемые руками, точно так же, как вы реагировали на его плач. Это поможет ему быстрее заменить плач как средство общения на язык жестов. Теперь малыш использует для этого свои руки и одновременно стремится помочь себе с помощью ваших рук. Он берет вас за руку и заставляет ее двигаться туда, куда ему нужно. Наиболее заметно это проявляется во время кормления.

Из дневника Марты: "У Мэтью есть несколько знаков, чтобы показать, что он хочет ко мне на руки, причем одни он использует, когда огорчен, а другие - когда хочет поиграть. Если он хочет играть, он тянется ко мне широко расставленными в стороны руками, как бы раскрывая объятия. Когда же он расстроен, его руки, наоборот, плотно прижаты к туловищу и только приподняты локотки и предплечья, а пальчики сложены в каком-то странном жесте, словно он готов сам себя ущипнуть. Все это означает состояние дискомфорта и призыв: "Пожалуйста, помоги мне".

Язык для избранных

К 9 месяцам у большинства детей развивается нормальный язык (звуки плюс жесты). Родители хорошо понимают этот язык, посторонние - нет. Вот когда вам пригодился опыт, который вы копили из месяца в месяц, расшифровывая сигналы своего малыша. Определенные звуки, издаваемые ребенком, означают определенные просьбы. Наш Мэтью произносил "мам-мам-маммам", когда хотел, чтобы его подержали на руках. Рассмотрим некоторые из наиболее частых сочетаний жестов и звуков.

Указующий перст. Малыши начинают дотрагиваться до предмета с легкого касания его (примерно так же осторожно прикасаются к своим младенцам на первых порах и молодые мамы). Сначала дети дотрагиваются до предмета только подушечками пальцев, а затем касаются его раскрытой ладонью. В то время, как ребенок начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, он начинает понимать и ваши указующие жесты.

Из дневника Марты: "Около 6 месяцев Мэтью начал показывать пальчиком на нашу кошку. Сначала он подбирался к ничего не подозревающей кошке с раскрытой ладошкой и растопыренными пальчиками. Он осторожно дотрагивался до ее головы кончиком указательного пальца, какое-то время как бы изучал кошку кончиками других пальцев, потом клал всю ладонь на кошачью голову и в конце концов хватал ее за шерсть и сжимал в кулачок".

Приглашение к игре. Приглядитесь, какими жестами и звуками малыш приглашает вас поиграть. Когда вы входите в комнату, ребенок прямо-таки оживает. Его личико озаряется, расцветает улыбкой, малыш размахивает ручками и тянется к вам всем телом, как бы говоря: "Давай поиграем!"

Звуки, выражающие настроение. Посмотрите, каким образом малыш выражает удовольствие и разочарование. Когда он счастлив, это лучезарное настроение выражается целым набором мимических движений: глаза сияют, мускулы лица подтянуты, щеки раздвинуты улыбкой.

Он хохочет с повизгиванием и подпрыгивает, все его тело излучает восторг. При этом он издает радостные звуки - что-то наподобие "ба-ба-ба-ба".

Когда малыш грустит, он что-то уныло бормочет, хрюкает и издает рычаще-жалобные звуки. На этом этапе универсальный звук "н" означает разнообразные отрицательные эмоции. Так, ребенок может протестовать против приема лекарства, протяжно хныча "на-на-на-на". Личико малыша становится несчастным: рот кривится в плаксивой гримасе, лицевые мускулы опадают. И если вы быстро не сообразите, в чем дело, скоро раздается плач.

Как помочь развитию языка

Языку, как и чувству юмора, не учат - его впитывают. Вы не можете прямо и непосредственно учить ребенка говорить. Вы можете только давать ему возможность слушать правильные звуки. Дела пойдут успешнее, если при этом ребенок ухватывает идею, что говорить - это забавно. Обучение речи таким образом наиболее естественно. Есть несколько способов для ускорения этого процесса.

Игры в слова. Словесные игры являются той формой обучения, которая быстрее и эффективнее приводит к цели. Вот одна из самых любимых игр наших детей:
Садовник ходит и ходит вокруг плюшевого мишки (нарисуйте своим пальцем окружность на животике малыша), раз шагнул, два шагнул, (пройдитесь пальцами от пупка до шейки ребенка) и начал его здесь щекотать! (пощекочите подбородок ребенка).

Ключевые слова. Ключевые слова или фразы - это как бы пусковой мо- мент, вызывающий ответную реакцию ребенка. Происходит это потому, что в таких словах или фразах малыш узнает нечто знакомое. Одна из излюбленных игр такого рода - бодание лбами. Когда Мэтью был на этой стадии развития, я говорил ему: "Бум головкой!", после чего мы с сыном, к огромной его радости, слегка бодали друг друга. Вскоре Мэтью усвоил ключевое слово и стоило мне только произнести: "Бум", как Мэтью старался боднуть меня даже до того, как я наклонял к нему голову. Что при этом происходило в уме Мэтью? Я считаю, что в его памяти эта игра сохранялась в виде серии "записей". Когда он слышал ключевое слово "бум", он как бы устанавливал иголку своего проигрывателя в нужную бороздку памяти, и весь набор действий, записанных в этом ее разделе, воспроизводился в нужной последовательности Играя в словесные игры и наблюдая за тем, как малыш откликается на ключевые слова, вы можете представить себе, каким образом развивается его память.

Связь слов и предметов. На этом этапе развития ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды. Когда вы чтонибудь читаете малышу, связывайте персонажей и предметы, о которых говорится в книжке, с такими же предметами в окружающей ребенка обстановке, например, покажите на живущую у вас кошку и на нарисованную в книжке. "Посмотри, вот киса... и здесь тоже киса"

Беседа за столом. Придвиньте креслице к общему столу, за которым сидит вся семья, и понаблюдайте, как он присоединится к общему разговору. Обратите внимание на то, как малыш следит за ходом обсуждения, поворачивая головку от одного говорящего к другому. Таким образом он осваивает одну из самых важных составляющих искусства общения - умение слушать.

Теперь без вашей помощи кроха делает повороты во все стороны и его ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять на высоте в незащищенном бортами месте. Ребенок очень активен, любопытен, ищет вас глазами, вокализациями «заявляет» о себе. Хорошо, если мама откликается на действия малыша, и даже чем-то занимаясь поблизости, держит его в поле зрения, заигрывает, разговаривает, поддерживает улыбкой и т.п.

В этот период жизни социальная активность малыша столь высока, что он не может долго оставаться в одиночестве – требует общения с вами, поэтому даже если вы заняты неотложным делом, периодически напоминайте ему: «Я рядом», «Я тут», «Я тебя вижу», «Я тебя слышу», «Сейчас подойду» и т.п. Ведь потребность в общении со взрослым – условие его дальнейшего овладения речевыми навыками.

Знаменательным для шестого месяца жизни ребенка является «скачок» в развитии действий руки, имеющий значение для дальнейшего общего и речевого развития. Рука, как тюльпан, «раскрылась» пятью лепестками-пальчиками: уменьшился гипертонус мышц кисти. У ребенка появилась способность брать предметы самостоятельно из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

Теперь «освободившаяся» рука ребенка может не только притягивать игрушку, но и производить с ней забавные манипуляции, сжимать, отбрасывать и даже подносить ко рту. Малыш все берет в рот. Язык ребенка обладает высочайшей чувствительностью и «сообщает» крохе больше информации о предмете, чем он получает ее зрительно. И это понятно, ведь действия малыша, как и раньше, обусловлены данной от природы ориентировочной активностью, т.е. рефлекторным реагированием на новизну в окружающем мире.

Однако было бы ошибкой считать, что полугодовалый малыш совершает все рефлекторно, т.е. бессознательно. Соприкосновение руки с предметом ребенок эмоционально переживает, потому что в этот момент получает впечатления от результата своих манипуляций, а это и есть познание свойств обследуемой игрушки. По сути, у малыша проходит ознакомительная игра – ориентировочная по форме и познавательная по содержанию.

Необходимо заметить, что теперь кроха сам совершает действия без помощи взрослого. Так формируется его наглядно-действенное мышление и сенсомоторный интеллект. Важен момент самого действия, приводящий к видимому результату (например, игрушечный поросенок запищал, шарик провалился в дырочку и выкатился сбоку, матрешка-неваляшка зазвенела). Вот почему ребенку 6 месяцев так необходимы предметные игры, организуемые взрослым. Малыш с большим интересом относится к предметам, окружающим его: все подай сюда!

С высвобождением руки предметная деятельность становится ведущей в развитии ребенка. В 6 месяцев, можно сказать, ее начало – «родник», который с каждым месяцем будет превращаться в «поток» ознакомительной игры с предметами.

Эмоциональное общение с мамой и родными не утрачивает своей значимости, но теперь действия с предметами выходят на первое место. Проявляя посильную самостоятельность, ребенок продолжает ощущать на себе любовь и заботу близких. Последнее не так уж просто осуществить: надо не только ласкать ребенка, но знать, во что и как играть.

Организуя игровые действия, взрослый называет предметы, которые попадают в руки малыша. Так на ранних этапах начинается развитие наглядно-действенного мышления и речи.

Теперь, с шестого месяца жизни ребенка, можно говорить о развитии понимания речи и формировании активных речевых реакций. Иными словами, интенсивно развивается понимание названий предметов и артикуляция речевых звуков, складывающихся в слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «бу-бу», «ма-ма-му» и т.п. Начинается новый этап предречевого развития, называемый лепетом. Лепет – это еще не слово, которое, понимая, произносит малыш, это лишь «кирпичики», из которых будет строиться его речь.

Кроха по-прежнему, находясь в хорошем расположении духа, подолгу гулит, но в руладах гласных звуков слышатся и согласные: «у-а-ва», «а-а-у-ма-а», «а-бя-а-а-б» и т.п.

В этот же период в разговор с ребенком взрослый вводит вопрос «где?», сопровождаемый указательным жестом в сторону названного предмета. Например, мама показывает на часы и говорит: «Тик-так, тик-так! Часы! Где тик-так? Где?» и, поднимая ручку малыша в сторону часов, продолжает: «Вот, тик-так! Где тик-так? Вот, тик-так!»

Аналогичный вопрос задается и по поводу других предметов или игрушек: «Где киса? Где гага?» и т.п. Через некоторое время кроха будет показывать пальчиком названный предмет.

Однако это умение придет к ребенку не спонтанно, т.е. не само собой. Понимание названий приходит к малышу в результате неоднократных повторений. Взрослый преднамеренно располагает игрушки в одном выбранном постоянном месте, которое хорошо просматривается, например, на полочке, в шкафу. Берутся не более 1–2 предметов, которые ставят отдельно в разных местах. При этом желательно выбрать игрушки не очень маленькие (не менее 25–30 см), с выразительными деталями. Например, если это собачка, то у нее должны быть выразительные глаза, вытянутый нос, забавный хвостик и др. Если берутся два предмета, то они должны быть резко контрастны по своему облику.

Например, малышу трудно отличить собачку от кошки, но легко найти собачку и часы или петушка и кошечку. Конечно, игрушка должна быть прежде не только показана и названа, но и интересно обыграна, а затем, в присутствии ребенка, ей нужно найти определенное место, о котором будет задаваться вопрос «где?».

Ввиду того что в конце шестого месяца к крохе приходит активный лепет, следует проводить игры-занятия с включением фольклорных текстов, где слышатся звукосочетания «га», «гу», «ва», «ву», «ба», «ма» и др.

Дело в том, что звук «г» был освоен малышом в гортанном варианте намного раньше в гукании на 2 и 3 месяцах жизни. Теперь эта фонема легко и, как правило, одной из первых входит в лепет малыша, затем появляются и другие – «м», «б». Их называют губными, потому что они произносятся смыканием и размыканием губ на выдохе. Это наиболее легкие звуки в артикуляционном отношении.

Речевые новации этого периода младенчества показывают, что игры-занятия с ребенком должны проходить на более высоком уровне, как в понимании, так и активном воспроизведении речевых звуков. Вместе с тем, их нельзя рассматривать вне связи с другими линиями развития (познавательное, сенсорное, моторное), потому что они взаимодействуют между собой: предметные действия руки связаны с локомоциями (повороты, подползание), с наглядно-действенным познанием сенсорных и физических свойств предметов, отражением последних в слове, т.е. речевом общении со взрослым.

6 месяц жизни ребенка ставит новые задачи общего развития перед родителями малыша:

  • закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину;
  • способствовать движениям, подготавливающим появление ползания: на данном этапе – подтягивание на руках и подползание к заинтересовавшему предмету;
  • укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, боковая спинка кровати, колени взрослого и др.);
  • способствовать локомоторному развитию ребенка, самостоятельно менять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и др.);
  • продолжать формировать начальное ориентировочно-исследовательское поведение с предметами и игрушками: ознакомление с цветом, формой, величиной, массой, фактурой и др. в процессе практических действий – манипулирования;
  • формировать умение брать предмет из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п. разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.);
  • эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками;
  • способствовать радостному настроению, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

Среди общих задач развития необходимо выделить задачи, способствующие речевому развитию малыша:

  • продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая прислушиваться к голосу взрослого;
  • создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.);
  • организовывать игры-занятия, способствующие появлению у ребенка лепета, а также отмечать, какие звуки (приближенные к речи) слышатся в его лепете;
  • вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним издаваемые им речевые звуки;
  • способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому;
  • называть ребенка по имени, способствовать тому, чтобы он воспринимал это обращение.

Необходимые условия

Важно найти форму взаимодействия с малышом, с одной стороны, лаская ребенка, эмоционально обогащая его, не следует забывать о «деловом» общении, следовательно, с другой стороны, чаще ставить в положение какого-то выбора, активизируя самостоятельные попытки к тому или иному действию. Не давать все в готовом виде: хочешь играть шариком – дотянись до него; хочешь потянуть за кольцо – сам подтянись и захвати его руками и т.п.

Старайтесь комплексно сочетать в играх-занятиях движения, действия с предметами, яркие речевые и эмоциональные проявления в процессе взаимодействия с малышом, расширяйте его социальные контакты.

Примерная игровая ситуация эмоционального общения «Иди-иди ко мне на ручки»

Задачи

Способствовать пониманию речи взрослого, обращенной к ребенку. Продолжать укреплять социальные контакты малыша в семье. Разыграть с домашними ситуацию приглашения, сопровождаемую словами к ребенку: «Иди-иди ко мне на ручки», сформировать адекватную реакцию на них. Использовать стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» в певческом варианте (на мотив русской народной песни «Светит месяц») с игровыми движениями – хлопками в ладоши.

Взрослые заранее договариваются между собой об игре с ребенком. Мама берет ребенка на руки (не сажает!) и направляется к бабушке со словами:

«Ай, таиньки-таиньки,
Пришли к бабе заиньки!»

Мама игриво исполняет рифмовку, подчеркивая голосом необычность ситуации. Бабушка ласково встречает малыша и делает жест ладонями «к себе» со словами: «Иди-иди ко мне на ручки!» – как бы манит.

Когда малыш перейдет к ней на руки, мама пропевает на мотив «Светит месяц»:

«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку»
(А. Барто).

С этими словами мама берет ручки ребенка в свои (элемент пестования) и соединяет их со словами: «Хлоп!», «Хлоп!» Бабушка подпевает, поворачиваясь с малышом влево-вправо в такт песенки. Затем мама делает пригласительный жест со словами: «Иди-иди ко мне». Ребенок переходит к ней, и они направляются к дедушке. Вся игровая сценка повторяется.

Примечание

Если ребенок не захочет переходить с рук мамы к другому взрослому, то хлопки его ручками под песенку выполняет последний.

В этом игровом взаимодействии участвует вся семья, и ребенок получает много положительных эмоций. Так начинает возникать понимание речи взрослых, если одна фраза, сопровождаемая жестом, повторяется каждым из них. При этом фраза повторяется ребенку в разном тембровом звучании голосов мужчин и женщин, молодых и пожилых членов семьи. Так продолжает развиваться речевой слух малыша. Начинается знакомство с социальной речевой практикой его ближайшего окружения: возникает способность узнавать домашних по голосам, а затем и понимать обращенную к крохе речь.

К концу 6 месяца малыш уже понимает обращение к нему по имени. По-прежнему интересны песенки, стихи, шутки и др., в которых звучит имя ребенка в сочетании с рифмующимися словами. Малыш учится выделять свое имя в потоке близких по звучанию слов.

К Юлечке-Юле
Прилетали гу-у-ли,
Гули-гулечки
Садились к люлечке,
Ворковали Юлечке:
«Юля, Юля, Юле-е-чка!»
Во-о-т какие гу-у-лечки.
Прилетали к Юлечке!
Деня-Денюшка-Денис,
Просыпайся! Улыбнись!
Светит солнышко в окошко,
И уже умылась кошка!
Деня-Денюшка-Денис,
Денис, маме улыбнись!
Мы покушаем немножко,
Впереди у нас дорожка,
На прогулку пойдем,
«Гу-га-гу-у!» – запоем.
(Л. Павлова)

Примерные речевые занятия «Где петушок Кука?»

Задачи

Способствовать развитию понимания речи взрослого. Ввести в речевое общение с ребенком вопрос «где?», указательный жест в сторону названного предмета.

Материал

Игрушка-петушок (25–30 см).

Ребенок на руках у взрослого. Разыгрывается сценка появления петушка. Мама показывает забавные пассы с игрушкой: петушок ходит, скачет, поет – «Ку-ка-ре-ку!». Мама несколько раз называет игрушку, затем вводит лепетное слово «кука». Спрашивает – «Где петушок Кука?», повторяет, выделяя «где?». Затем, используя облегченный вариант вопроса «Где Кука?» и выдвигая вперед игрушку, отвечает: «Вот Кука!», делает указательный жест. Повторяет все, делая указательный жест рукой малыша. Можно прочитать или пропеть рифмовку:

«Кука наш такой горластый,
«Ку-ка-ре-ку-у!» кричит он часто!»

Взрослый в присутствии ребенка ставит петушка на видное место, которое теперь будет постоянным. Время от времени спрашивает малыша: «Где Кука?» и, повернувшись лицом к игрушке, подносит кроху к ней и его ручкой указывает, говорит: «Вот Кука!»

«Заинька по сеничкам»

Задачи

Способствовать началу лепета. Побуждать малыша к «перекличке» на основе звуков, освоенных им, например «гу-гу- гу». Использовать потешку «Заинька по сеничкам», где это звукосочетание находится под ударением.

Материал

Игрушка-зайчик (25–30 см).

Мама кладет малыша на спину, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Эмоционально настраивает на занятие. Начинает произносить звукосочетания, которые ребенок освоил, затем замолкает, давая возможность ему «откликнуться». Если малыш вступил в перекличку, взрослый не прерывает его, чтобы кроха мог проявить себя, и вступает в контакт, когда он прекратит издавать звуки. Далее рекомендуется повторить попытку «переклички» на основе заданного звукосочетания, например «гу». Если ребенок не откликается, мама «разучивает» с ним этот слог, утрированно показывая его артикуляцию. Затем можно ввести фольклорный текст: взрослый читает потешку эмоционально, нараспев:

«Заинька, по сеничкам
Гу-у-ляй, по-гу-ляй.
Серенький, по новеньким
По-гуливай, гу-ляй,
Гу-гу-гу!»

В конце игры-занятия мама показывает малышу игрушку: «Это зайчик! Где зайчик? Вот зайчик!»

Примерное занятие на развитие действий руки «Подтянись и посмотри!»

Задачи

Формировать подползание, т.е. подтягивание на руках к игрушке. Учить брать предмет из разных положений. Замечать новые игрушки, называть их, употреблять вопрос «где?».

Материал

Яркие погремушки 2–3 штуки, с удобными ручками.

Занятие проводится на ковре, застеленном однотонной тканью. На нем располагают погремушки на небольшом расстоянии от малыша.

Мама из одеяла скручивает валик, прикладывает его к стопам ребенка, создавая ему возможность отталкиваться ногами, выполняя подтягивание на руках. Когда малыш дотягивается до погремушки, взрослый наблюдает его действия и помогает овладеть предметом, называет игрушку, имитирует звучание («Дон-дон!», «Тук-тук!», Бах!»).

Так осваиваются и другие игрушки, находящиеся перед ребенком.