Стиль модерн в одежде 21 века. История стиля модерн в одежде: стремление к практичности

Искусство создания одежды никогда не стоит на месте. Мода неустанно развивается, обновляется и рождает новые стилистические направления. Благодаря сочетанию множества отдельных элементов создаются образы, реалистично отражающие тенденции современной жизни. Стиль модерн в одежде – это одно из давних течений моды, сохранившее актуальность и популярность в наши дни. История появления и характерные особенности помогут без труда распознать его в современных коллекциях одежды.

Появление новаторского направления

В переводе с английского языка слово «модерн» означает «современный, актуальный». Именно так нарекли новое течение моды, зародившееся в середине 19 века. Бурное развитие промышленности и значительный рост экономики привели к заметному улучшению жизни европейцев. В этой связи возникла необходимость видоизменения гардероба людей в сторону практичности и комфорта.

Прежние женские платья отличались избыточной пышностью и конструктивной сложностью. Сторонники реформаторского стиля в одежде стремились к запрету тесных корсетов, аргументируя тем, что они серьезно вредят здоровью. Кроме того, женщинам предлагались новые модели костюмов, предназначенные для спортивных занятий. На фоне современной жизни эти новаторские изделия выглядели верхом целомудрия.

В начале 20 века многим людям уже стали известны такие понятия как «модный дом», «кутюрье», «модерн». Популяризации нового стиля активно способствовал дизайнер Поль Пуаре. Увлечение живописью и тесное общение с художниками того времени вдохновляло француза на создание новаторских коллекций одежды.

Именно в ту пору был создан и получил дальнейшее утверждение в обществе типовой мужской костюм. В его состав входил пиджак, брюки, жилет и шляпа. До сегодняшнего дня вид комплекта остался неизменным за исключением фасона головного убора, который регулярно обновляется.

Дизайнерская одежда в стиле русский модерн отличалась большим разнообразием и вариативностью. Модельеры начали создавать фасоны, в которых прямые очертания были заменены плавными линиями и изящными изгибами. Эталоном новой формы служила сама матушка природа. Стилисты стремились к тому, чтобы женский силуэт был похож на трепетную бабочку или нежную лилию. Именно тогда стали популярны длинные юбки, расклешенные книзу. С годами длина изделий постепенно укорачивалась.

Спрос на практичные и удобные вещи повышался с каждым днем. Отсюда возникла необходимость массового изготовления одежды фабричным способом.

Характеристика изделий в духе модерн

Главный акцент в женских моделях приходится на линию талии. Костюм имеет четкое визуальное разделение на две части. Вверху отмечается заметный напуск на грудь и приподнятые плечи, внизу расклешенная юбка. В целом силуэт одежды напоминает букву s, и выделяется изяществом и женственностью.

Ткани отличаются яркими и насыщенными красками, хорошо контрастирующими с черным цветом. Предпочтительно выбирать белые, розовые, зеленые, серые оттенки. В рисунках встречаются растительные мотивы или фантазийные узоры из плавных линий. При пошиве обычно используют легкие дорогостоящие материалы – крепдешин, шифон, муслин. Для плотных вещей больше подходит тафта, репс, плюшевая или бархатная ткань.

Как выглядит современная одежда в стиле модерн

Вполне очевидно, что от сегодняшнего засилья джинсов с заниженной талией, низкой мотней или потертостями девушки слегка подустали. От брутальных мужских форм все чаще хочется вернуться в мир изящных женственных изделий.

Верхняя одежда в модном стиле – это прилегающий жакет или длинное пальто с высокими плечами. Другая характерная деталь – стоячий воротник или широкая пелерина. Очень красиво и богато смотрится меховое манто, дополненное муфтой и тонкими высокими перчатками.

Модернистские платья выделяются подчеркнутой линией талии и развевающейся юбкой. В них женский силуэт напоминает песочные часы. Вечерний наряд будет иметь богатый и роскошный вид, если сшить его из бархата или атласа с растительным орнаментом. Дополнительные украшения из бисера, бантиков, кружевных лент значительно усилят эффект.

Для деловой обстановки прекрасно подходит костюм с приталенным пиджаком и брюками с высокой талией и наглаженными стрелками. Очень женственно выглядит также комплект из кружевной или шелковой блузки и юбки клеш из мягкой струящейся ткани. Модерн не допускает использования молний, гораздо предпочтительнее застежки в виде пуговиц, крючков, шнуровки.

В обуви не должно быть никаких громоздких или футуристических деталей. Туфли и сапожки в стиле модерн имеют характерные особенности ¬– узкую ступню, заостренный мысок и фигурную форму каблука. Кожаные или замшевые изделия декорируют пряжками, пуговицами или шнурками.

Модернистские аксессуары

Сумочку лучше выбирать маленькой формы с небольшой ручкой, также хорошо подойдет миниатюрный клатч. На голове прекрасно смотрится аккуратная шляпка. Летом лучше предпочесть модели с широкими полями, украшенные лентами, цветами и тончайшей вуалью.

Дополнительные элементы придают больше женственности и служат для полного завершения образа. Хорошо украшают ансамбль тонкие шарфики, бусы из полудрагоценных камней, длинные цепи. В жару хорошо защищает от солнца прозрачная накидка на плечи и кружевной зонтик.

Многие современные кутюрье с удовольствием создают свои стилистические модели в духе модерн. Достаточно для этого взглянуть на фото с демонстраций известных брендов. Современная трактовка старинного стиля в коллекциях Кристиана Лакруа, Миуччи Прада или Анджелы Миссони отличается свежестью, оригинальностью и престижностью.

Характеристика изделий в стиле модерн дает основание утверждать, что эта одежда типична для жителей мегаполисов. В гардеробе современной женщины непременно должны быть вещи актуального тренда. Это поможет представительницам прекрасного пола всегда оставаться красивыми, нежными и романтичными.

Арт нуво представляет собой направление в искусстве, которое объединило в себе сразу несколько направлений, сформировавшихся к концу 19 века в Европе. Арт нуво в одежде отражает черты, характерные для этого культурного феномена периода модерна. Этот тренд невероятно узнаваем, но из-за схожести с другими направлениями и существования в их рамках этот стиль иногда остается за бортом внимания, которое ошибочно приковывается к его конкурентам.

Арт нуво существовал в эпоху модерна, но нельзя считать эти понятия абсолютно синонимичными. Модерн – термин, который принят за обозначение и временной эпохи (период с 1890 по 1914), и направления в культуре. Под арт нуво подразумевается именно культурный феномен, существовавший в период модерна, наложивший свой отпечаток на модерн в искусстве, архитектуре, моде, но не слившийся с ним окончательно, сохраняя индивидуальность и узнаваемость.

В то же время нельзя путать арт нуво и арт деко (или ар деко) – это два разных направления. Начало периода ар деко было положено в 1925 году – более чем десятилетие спустя после арт нуво. Разумеется, в ар деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи, но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного времени.

Назад к природе

Стремление к природе, которое выражалось в изобилии растительных элементов в одежде, причудливых узоров, ткани, которые представляли собой изощренное полотно с крупными акварельными цветами с расплывающимися словно в вечерней дымке очертаниями. Лилии, цикламены, изогнутые стебли тростника, глаза хищных животных, яркое оперение диковинных птиц сплетались воедино на тканях, образуя красивейшие картины, изумляющие хитросплетением цветов и мотивов.

Расплывчатость узоров, которые воспринимаются словно глазом, смотрящим в калейдоскоп – одна из составляющих классического арт нуво. Современные дизайнеры без труда адаптируют его эклектичность в своих коллекциях, соединяя в одном платье флористические и анималистические принты, которые оставляют место геометрии, не жертвуя насыщенностью цветовой гаммы полотна.

Основные цвета и античные традиции

Подчеркнутая декоративность стала главной изюминкой арт нуво, что проявилось в одежде таким образом, что ее с трудом можно вообразить в качестве повседневного костюма. Наряду с основным для арт нуво природным зеленым цветом, который сочетался с черным, синий, красным, процветал культ золота, бьющего в глаза на картинах Густава Климта.

Сочетание золота с черным, белым, молочным стало культовым направлением для светского платья в стиле арт нуво. В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности. На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.

Арт нуво в современной одежде

Традиции арт нуво столетней давности нетрудно возродить в современной моде, и это делают многие дизайнеры, тоскующие по ушедшим эпохам. Арт нуво знаменует собой моду, умело соединяющую в одежде комфорт и декоративность. Стиль отрицает тесные силуэты, настаивая на просторных в области талии туниках и платьях, фривольно обнажающих область декольте V-образным вырезом. Легче всего арт нуво обнаруживается в весенне-летней моде, которой не привыкать к разлетающимся силуэтам и бежево-золотой гамме, благородно оттеняющей сияние шелка Шелк – наследие Желтого Императора

В отличие от мимолетной моды, стиль остается надолго. Яркий пример тому - стиль модерн в одежде, который имеет старинную историю: он появился еще в конце XIX-начале XX веков. Несмотря на солидный возраст, стиль этот актуален и поныне: характерные для него черты, например, растительные орнаменты и мягкие струящиеся линии, остаются модными и в XXI веке.

Рождение стиля

В конце девятнадцатого века на смену вычурной сложности в искусстве стали приходить более легкие, простые, естественные линии. Новый стиль был назван «ар нуво», а позднее – «модерн». Художники, скульпторы, архитекторы и создатели мебели отказывались от излишней пышности, отвергали геометрические строгие формы, черпали вдохновение в природных плавных линиях. Характерной особенностью нового стиля было его стремление проникнуть во всей сферы жизни. Поклонники направления не ограничивались только архитектурой или дизайном интерьера. В полюбившемся стиле оформлялись афиши и предметы быта, книги и ткани.

На моду, которая тоже является видом искусства, модерн также оказал заметное влияние. На рубеже XIX и XX веков в обществе уже витал аромат грядущих перемен. Образ жизни постепенно менялся. Мода перестала быть привилегией знатных особ, она стала делать первые робкие шажки на улицы, навстречу простым обывателям. Былые пышность, вычурность и величественность нарядов стали неактуальны, новое время требовало новых форм и новых идей.

Главной идеей модерна было возвращение к природе, красоте чистой и естественной, простой и натуральной. Вдохновение дизайнеры черпали в роскошных цветах и гибких ветвях, хрупких бабочках и невесомых стрекозах. Образ женщины-райской птицы, женщины-бабочки, женщины-благоуханного цветка вошел в моду.

По мере своего развития стиль модерн разделился на два направления – консервативное и реформаторское. Консерваторы настаивали на ношении корсета, который придавал женской фигуре обольстительные изгибы, подчеркивая ее стройность. Реформаторы же при поддержке передовых медиков вообще отвергали ношение корсета, как предмета, опасного для здоровья. Впервые за долгие века задумались модельеры о том, что одежда женщины должна быть не только красивой, но и удобной. Женщины массово начинали работать, и модные прежде непрактичные туалеты становились неуместной роскошью. Так появились наряды свободные, расклешенные, не сковывающие движения, но при этом исключительно элегантные и неизменно изящные.

Особенности стиля

Конечно, с годами стиль менялся в соответствии с требованиями времени. Например, так популярные когда-то корсеты сегодня ушли в прошлое, уступив место куда более удобным предметам гардероба. Но образ женщины-цветка всегда актуален, и почти невозможно предположить, что когда-то он потеряет привлекательность как для самих женщин, так и для любящих их мужчин.

Для современного стиля модерн характерны подчеркнутая женственность, плавные линии, нежные оттенки и цветочные принты. К особенностям стиля модно отнести декор, декор обильный, но не чрезмерный. Наряды не повторяют одеяния прошлых эпох, но многие присущие стилю модерн детали сохраняются и в самых современных моделях. К таким деталям относятся:

  • богатые, роскошные ткани – бархат, шелк, тафта, шифон, органза;
  • меха, пелерины, высокие воротники;
  • подчеркнутая талия;
  • обильный декор – вышивка, бисер, кружева, золотое шитье;
  • асимметричные наряды;
  • хорошо драпирующиеся ткани;

  • растительный дизайн украшений, декор камнями;
  • летящие шарфы, длинные бузы, украшения, изготовленные с применением кружева;
  • широкополые шляпы, в том числе и с вуалью;
  • маленькие сумочки, не слишком практичные, но очаровательные;
  • изящная обувь на тонкой подошве с фигурным каблучком, трогательные бантики и пряжки на туфлях довершат женственный образ.

Модерн сегодня

Многих вводит в заблуждение название стиля модерн: кажется, что речь идет о модернизме, новаторских идеях и поиске современных форм, а вовсе не о стиле, изобретенном более века назад. В результате возникает путаница, и модерном называют любые модные новинки. Однако стиль модерн – это нечто большее, чем мода. Это символ вечного стремления к красоте, причем красоте естественной, природной. Если не сам стиль, то какие-то его детали и особенности всегда остаются актуальными. Они не могут выйти из моды, как не может потерять актуальность, к примеру, красота цветка или изящество бабочки.

Современные дизайнеры неравнодушны к модерну и черпают вдохновение в нарядах той эпохи. Какие бы новые направления ни изобретала мода, прелестные женственные детали в стиле модерн остаются актуальными. Это и легкие летящие фасоны, и растительные принты, и эффектные украшения, и вышивка, и аппликации. Комбинируя эти детали с современными нарядами, дизайнеры создают оригинальные изделия.

Растительные орнаменты, насыщенные оттенки и их сочетание со спокойным черным фоном, приталенный силуэт и летящие, хорошо драпирующиеся ткани – все эти особенности стиля модерн сегодня популярны не меньше, чем сотню лет назад. Именно они позволяют женщине чувствовать себя женственной в современной мире, где нет места излишней сентиментальности, а борьба за место под солнцем занимает немалое место в жизни. Даже если в моду входят образ женщины-воина, минимализм, строгая классика или спортивные наряды в стиле унисекс, всегда можно смягчить образ и добавить ему капельку обаяния с помощью эффектных деталей в стиле модерн.

Дмитрий Анохин


В начале 90-х XIX столетия возник новый стиль – модерн, в котором выразился интерес к различным историческим стилям: , и восточным культурам. Стиль искусства, возникший в начале 90-х и постепенно изменяющийся на рубеже XIX и XX столетий, в России именовался «модерн», во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион», в Италии – «либерти».



И так, первая половина 90-х XIX –ого столетия.
Мода начала 90-х обозначилась трансформацией турнюра, который до этого много лет властвовал в женском гардеробе.


В начале 90-х юбка, красиво облегая бёдра, опускается до пола и выглядит в форме колокола. Вся женская фигура приобретает стройность и устремляется ввысь, преобладают естественные пропорции. В силуэте выявляются все достоинства женской фигуры. В этот период портные почувствовали себя скульпторами. Композиция костюма строится с акцентами по вертикали, силуэт имеет подчёркнутую талию, узкий лиф с воротником-стойкой, линия плеча приподнята, рукав выкроен в форме небольшого «окорочка», по окату со складочками в центре плеча, суженная спереди юбка сзади расширена.



Вечерние платья часто делались без рукавов, с глубоким декольте. Вместо рукавов создавалась лёгкая драпировка из ткани или кружев, искусственных цветов или перьев. Осиная талия предполагала обязательное ношение корсета.


В это десятилетие изменился стиль женщин, увлечённых спортом и путешествиями, а также тех, кто начал работать. Одежда стала во многом иной. В те годы в печати стали появляться рисунки высокой и стройной девушки с пышной причёской, её образ привлекал внимание своей свежестью и очарованием. Её называли – «девушка Гибсона». (Гибсон – художник, создавший этот образ – 1890 – 1910гг.).


Девушка изображена в строгой блузке и длинной расклешённой юбке, она не носит дорогие шляпки, на ней соломенное канотье. Образ девушки олицетворял собой активную женщину, занимавшуюся спортом, особенно любимым был для неё был велосипед. Катаясь на велосипеде, девушка надевает укороченную широкую юбку или шаровары, которые назывались «блумерсы». Популярность девушки Гибсона способствовала подражанию её костюмам и рекламе тканям и обуви. Именно в это время распространилась мода на костюм, комбинацию юбки с блузкой, или «тройки» – юбка, блузка и жакет или болеро, а также на спортивную одежду.



В первой половине 90-х годов начинают выходить пособия для самостоятельного пошива одежды со множеством технологических советов. Эти пособия современные мастера отмечают как высококлассные. В эти же годы некоторые предметы мужского гардероба постепенно входят в женский – например, жакеты с кроем мужского образца – фрачного типа с жилетом, пиджаки и куртки мужского типа для езды на велосипеде или для верховой езды.


Костюм амазонки включал в себя сорочку с высоким воротничком, пиджак мужского типа и даже цилиндр.


Для смягчения мужского образа женщины использовали меховые боа, муфты и пелерины. Пелерины шьют из тканей согласно сезону – шерсть, кружево, шёлк. Их носят с платьями, костюмами или пальто. Шляпки в начале 90-х были с маленькими полями, украшенные перьями или лентами, что зрительно возвышало фигуру.



Богатые женщины не стремились к сдержанности мужского образа, для них была более понятна роскошь тканей, обилие декора и украшений. Принцесса Александра, будущая королева Англии обожала драгоценности и при случае всегда демонстрировала их на себе. Это она ввела в моду, так называемый, «собачий ошейник», состоящий из жемчужных нитей, обмотанных в несколько рядов вокруг шеи и спускающийся на грудь двумя нитками. Так что до того, как засияла звезда Коко Шанель, в моде произошли большие изменения, которые положили начало открытиям и изобретениям знаменитой Мадемуазель.

«Прекрасная эпоха» или «бель эпок», которую также называют «ар нуво» или «эпоха модерн» охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.(Период 1890-1914) Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее.

Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.

История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе - такой же знаковой и переломной.

Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.

С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.

Идеал, которому поклонялись модернисты - мать Природа. Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея - самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки. Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан - в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой
полупрозрачной ткани.

Стиль модерн в одежде - это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента - цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично. Стиль модерн в одежде - новое слово в истории моды.







от Поля Пуаре

Для прогулок


Узоры ткани в стиле модерн