Уход за новорожденным ребенком. Уход за новорожденным

Согласно российской статистике, один из каждых 10 родившихся младенцев является недоношенным, то есть рождается раньше 37 недель беременности и имеет рост менее 45 см, а вес меньше 2,5 кг. Страхи родителей о том, что малыш будет по всем показателям отставать от ровесников, ничем не обоснованы, так как такие детки абсолютно нормальны. Просто их органы и системы не успели созреть в утробе матери, поэтому такие малютки нуждаются в особом уходе.

Причины и стадии недоношенности

Выделяют 4 степени недоношенности ребенка в зависимости от веса при рождении и срока гестации:

I ст. – 35-37 нед., вес ребенка от 2001-2500 г;

II ст. – 32-34 нед., вес 1501-2000 г;

III ст. – 29-30 нед., вес 1001-1500 г;

IV ст. – 28 нед. и менее, вес менее 1000 г.

Глубокой считается недоношенность при массе тела новорожденного менее 1500 г. Частота появления таких детей колеблется от 0,2% до 0,4% от общего числа недоношенных детишек.

Среди причин преждевременных родов выделяют 3 такие группы:

  • Социальные: жилищные условия, семейный доход, условия труда женщины, питание в период вынашивания плода, уровень медицинского обслуживания, брачный статус женщины и др.
  • Биологические: возраст беременной, число предыдущих беременностей и длительность промежутка между ними, многоплодная беременность и др.
  • Клинические: токсикоз беременности, инфекционные и соматические заболевания матери, аномалия развития матки, хромосомные нарушения плода, изосерологическая несовместимость плода и матери; курение, алкоголизм, наркомания матери, прием некоторых лекарств и др.

Физиологические особенности недоношенного ребенка


За недоношенными детьми нужен особый уход.

Характерные особенности имеют не только строение тела малыша, но и развитие внутренних органов и систем, напрямую зависящие от степени недоношенности. Чем больше срок рождения младенца отличается от нормального срока родов, тем более выражена незрелость детского организма:

  1. Из-за слабого развития подкожно-жировой клетчатки (или ее полного отсутствия) и потовых желез у деток нарушена терморегуляция тела, то есть ребенок может быстро перегреваться и переохлаждаться.
  2. Отмечается несоразмерность частей тела: относительно большая головка и короткие конечности.
  3. Кожа сморщенная, как у маленького старичка, тонкая; ладошки и стопы гладкие, без рисунка.
  4. Все тело (в том числе личико) покрыто пушковыми волосами.
  5. Вследствие недостаточной минерализации открыты малый и боковые роднички, кости черепа мягкие, ушные раковины прижаты к голове и недоразвиты ногти.
  6. При выраженной недоношенности яички у мальчиков , недоразвиты половые губы у девочек.
  7. Не полностью сформировавшаяся нервная система у ребенка может стать причиной судорожного синдрома. При глубокой недоношенности может развиться детский церебральный паралич. Рефлексы (в том числе сосательный) слабые или отсутствуют. Движения конечностей хаотичные. Часто отмечается и , вздрагивание.
  8. Вследствие недоразвития дыхательной системы легкие плохо расправляются, дыхание поверхностное, до 50 дыханий в минуту, возможны кратковременные остановки дыхания (апноэ).
  9. Со стороны сердечно-сосудистой системы может отмечаться и незаращение боталлова протока (что проявляется шумами в сердце), слабый пульс и снижение артериального давления.
  10. Незрелость пищеварительного тракта приводит к недостатку пищеварительных ферментов и затруднению с перевариванием пищи, срыгиваниям и вздутию кишечника. Слизистые пищеварительных органов легкоранимы, объем желудка маленький; как правило, отмечается . Желтуха новорожденных держится до месяца.

Учитывая эти особенности, недоношенные дети нуждаются в специальном уходе. В первые несколько суток ребенка помещают в специальный кювез, или «инкубатор»: пластиковую палатку, в которой поддерживается постоянная температура, влажность, содержание кислорода в воздухе и стерильность. Длительность пребывания в кювезе зависит от степени недоношенности.

Особо опасными являются первые 6 недель жизни, так как существует риск развития следующих осложнений:

  • остановка дыхания во сне;
  • дыхательная недостаточность за счет недоразвития легких;
  • и последующая гипоксия мозга;
  • создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний;
  • высокий уровень в крови во время желтухи может оказать токсическое действие на клетки головного мозга.

При глубокой недоношенности ребенок может находиться в реанимационном отделении под наблюдением монитора в течение нескольких месяцев. В случае нарушения глотательного и сосательного рефлексов младенца кормят через специальный зонд материнским молоком либо внутривенно.

В этот период выхаживания малыша матери нужно постоянно сцеживать молоко из груди, чтобы сохранить лактацию, ибо грудное молоко с его уникальным составом лучше способствует росту и развитию недоношенного ребенка, чем любая смесь. Кроме того, антитела, поступающие с молоком матери, защитят малыша от инфекций.

Выписывают ребенка домой обычно при достижении им массы тела 2,5 кг и при наличии хорошего сосательного и глотательного рефлексов, способности удерживать температуру тела вне кювеза в течение 1-2 суток и стабильном росте и развитии (постоянной прибавке веса).

При глубокой недоношенности новорожденного может стать необходимым дыхательный монитор и дома, чтобы получить сигнал об остановке дыхания у ребенка и своевременно оказать ему помощь. Мать и другие взрослые члены семьи должны быть ознакомлены с принципами работы такого аппарата и научиться оказывать первую помощь. Можно взять у врача рекомендации по оказанию помощи и повесить их в доступном, видном месте.

Уход в домашних условиях

После выписки малыш нуждается в тщательно организованном уходе, любви и заботе родителей и других членов семьи. Мелочей в вопросах ухода нет.

Прежде всего, необходимо обеспечить младенцу необходимый температурный режим : в комнате до 25 0 С, под одеялом 30-32 0 С. Для контроля температуры под одеялом термометр кладут рядом с малышом. Не менее 2 р. в сутки надо контролировать температуру тела: она должна быть от 36,5 0 С до 36,8 0 С. В некоторых случаях врач назначает измерение при каждом пеленании.

При необходимости дополнительного обогрева ребенка нужно использовать несколько резиновых грелок с температурой воды в них до 65 0 С. Грелки следует завернуть в пеленку или полотенце и положить по бокам сверху одеяла на расстоянии примерно 8-10 см от ребенка, а одну – в ногах. Меняют воду в них через 1,5-2 ч. Нельзя класть грелки под ребенка (риск перегревания и ожога) или сверху него (затруднит дыхание).

Не следует пользоваться электрогрелками. Нельзя прикрывать личико малыша. К началу второго месяца ребенок начнет удерживать температуру самостоятельно, и необходимость в подогреве отпадет. Влажность в комнате должна быть 50%. Для контроля за ней надо приобрести гигрометр и повесить на высоте 1,5 м.

Купать малыша с весом при рождении до 1500 г можно через 2-3 недели, а если вес был больше – то через 10 дней. Первая ванна должна продолжаться всего 4-5 мин., после чего ребеночка надо завернуть в теплую пеленку или полотенце и аккуратно промокнуть кожные покровы. Причем в течение 3 месяцев для купания используют кипяченую воду при температуре 38 0 С, а в помещении должно быть не холоднее 25 0 С.

Начало прогулок с ребенком зависит от степени недоношенности и времени года. С прогулками торопиться не стоит, так как резкая смена температурного режима может отрицательно повлиять на здоровье малыша.

Деток с весом при рождении свыше 1,5 кг в теплое время и при температуре свыше 25 0 С можно выносить через 2 недели от рождения на 10-15 мин. Постепенно время прогулки увеличивают (ежедневно на 5 мин.) и доводят до 1,5 час.

В осенне-весенний период при температуре выше 10 0 С начинают прогулки с 1,5 мес. и массе тела не меньше 2,5 кг. Если же температура воздуха ниже 10 0 С, то недоношенных детей можно выносить на прогулку после 2-месячного возраста и достижения веса 2,8-3 кг.

Немаловажную роль играет одежда для младенца. Если вес при рождении был свыше 2 кг, то одевают ребенка так же, как и доношенных деток: трикотажный чепчик и кофточки (лучше с зашитыми рукавами), подгузник и ползунки.

При более низком весе малыша, одетого в вышеперечисленную одежду, заворачивают в байковое одеяло и укрывают сверху фланелевым.

По мере роста и развития постепенно отказываются от одеяла. Не следует затруднять дыхание малыша тугим пеленанием. Чтобы лучше расправлялось легкое, не было застойных явлений в легких, надо во время сна менять положение дитяти (класть то на один бок, то на другой).

Маме следует чаще брать малыша на руки, так как контакт с матерью очень важен, он ускорит адаптацию и развитие ребенка. Даже с таким маленьким ребенком рекомендуется разговаривать, петь ему песенки. Хотя малыш не реагирует на мамины слова, но он все слышит и чувствует материнскую любовь. Это способствует психологическому развитию ребенка. Если позволяют условия, следует уже несколько окрепшего малыша голенького класть на обнаженный мамин живот.

Ни в коем случае не следует допускать попадания сигаретного дыма в комнату ребенка. Родителям желательно совсем отказаться от курения, так как токсические вещества выделяются с выдыхаемым воздухом и вне самого процесса курения.

Недоношенный ребенок часто не в состоянии высасывать достаточное количество молока. К ормить малыша следует медленно, с небольшими паузами для отдыха. Частота кормлений должна быть 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. Оптимальный перерыв между кормлениями – 2 часа.

Если ребенок не просыпается для кормления, следует осторожно разбудить его. Необходимо контролировать срыгивание после кормления, чтобы не допустить аспирации рвотных масс.

Недоношенный ребенок нуждается в продолжительном сне. Нельзя допускать сна на животе, чтобы уменьшить риск возникновения . Спать ребенок должен на твердом матрасике без подушки.

Календарь прививок для каждого недоношенного ребенка индивидуальный. Если вес при рождении был менее 2 кг, то в роддоме ребенка не прививают. БЦЖ ему делают по достижении массы тела 2,5 кг. Если была еще более высокая степень недоношенности, то прививки начинают проводить в конце первого года, если нет других противопоказаний. Если же малыш родился с весом более 2 кг, то его прививают по обычному календарю прививок.

Чтобы предупредить возникновение инфекций у малыша, следует ограничить посещение семьи посторонними людьми. В случае заболевания членов семьи необходимо исключить возможность их контакта с ребенком. В квартире надо поддерживать чистоту, проводить влажную уборку ежедневно. Проветривание комнаты для новорожденного проводить каждые 3 часа по 15-20 минут.

Для улучшения физического развития не нужно забывать о массаже и водной гимнастике для малыша. С методикой проведения массажа мать может познакомиться у врача, под наблюдением которого ребенок будет находиться после выписки из стационара.

Недоношенные новорожденные находятся на диспансерном учете и наблюдении до 7-летнего возраста. Так как такие детки в большой мере подвержены риску развития рахита, проводится его профилактика витамином D. Обязательными являются периодические осмотры невропатолога и кардиолога. Каждые 2 месяца и в годовалом возрасте проводится ЭКГ и ЭХО-кардиография (УЗИ сердца).

Недоношенные детки отстают в первые месяцы от родившихся в срок детей примерно на 2 месяца. По психомоторному развитию рано родившиеся детишки догоняют ровесников к 6 месяцам.

В этой статье:

В вашей семье появился малыш. Это огромная радость для всех. Но сейчас необходимо правильно ухаживать за ним. Правила ухода за новорожденными детьми не всегда очевидны. Как купать? Как правильно чистить носик, проводить гигиену полости рта и ушей? Многие молодые мамы понятия не имеют об этом .

Очень важно содержать все в чистоте, использовать только проточную теплую воду, чистые полотенца и детскую косметику. С детьми не всегда просто, но это время огромной радости для мамы. Чтобы не омрачать его, необходимо следить за тем, чтобы все важные «мероприятия» проводились каждый день. Сегодня стало гораздо проще, ведь появились детские подгузники, кремы, специальные присыпки . Научиться всему можно очень быстро – не переживайте, молодые мамочки!

Современные гигиенические средства

Современные мамы даже не всегда понимают, как сильно им повезло. Помните, что было раньше? Череда грязных пеленок, которые нужно было каждый день стирать, кипятить, развешивать по кухне и на балконе для сушки… Теперь удобные трусики-памперсы для малышей заменяют все это. Но особенности ухода за малышами-грудничками остались прежними.

Многие молодые мамы больше всего боятся даже не родов, а именно этих нескольких первых месяцев . Как его купать, пеленать, чем смазывать нежную кожу младенца? Конечно, сегодня больше информации и самих средств ухода, но все же кое-чему придется научиться. Это не так сложно. Одни и те же процедуры мамы и папы будут повторять каждый день по нескольку раз. С детьми скучно не будет – это как работа на ваши следующие несколько месяцев . В первые 30-40 дней необходимо придерживаться строгих гигиенических правил, а иначе здоровье малыша окажется под угрозой.

Важные правила

Все знают, что первый месяц жизни самый тяжелый. Мы этого не помним, но наши мамы приложили титанический труд, чтобы наши первые 30 дней прошли без осложнений. Самые важные правила ухода за малышами просты:


Правил много, но, в конце концов, это ваш малыш, а значит, вы хотите для него только лучшего.

Что необходимо делать каждый день

Грудничок может плохо спать, часто плакать. День и ночь для мамы уже не существуют - она живет жизнью ребенка. Но все равно утром и вечером необходимо проводить обязательные
гигиенические процедуры. Особенность в первые дни жизни - повышенное внимание к чистоте. Позже, когда иммунная система ребенка лучше сформируется, окрепнет, можно будет чуть-чуть ослабить бдительность.

Иммунная система должна потихоньку набирать «материал», знакомиться с разными бактериями, учиться распознавать их и бороться с опасностями .

Каждый из нас утром и вечером проводит одни и те же рутинные процедуры: умывается, чистит зубы… То же самое мы будем делать для наших малышей.

Уход за кожей

Нормальная температура в помещении, где ребенка переодевают – 22-23 градуса. Главное сейчас очень аккуратно обращаться с кожей ребенка. Его одежда, простыни должны быть чистыми, из натуральных материалов. Особенности ухода в первый месяц требуют строгого соблюдения этого правила. После купания нужно ополоснуть ребенка под теплой проточной водой, чтобы любые остатки мыла и пены убрать с кожи .

Кожа должна быть чистой, но не сухой, а обязательно смазанной детским кремом. Всегда осматривайте кожу
ребенка во время пеленания. Если на теле есть покраснения, опрелости, их необходимо обработать. Мама всегда замечает малейшие изменения, которые происходят с ее малышом . Если что-то кажется вам очень подозрительным, лучше немедленно обратиться к врачу.

Сначала каждые несколько дней, а потом раз в две недели педиатр будет навещать вас, проверять состояние и развитие малыша. Все жалобы вы можете сообщить ему непосредственно или обратившись в поликлинику. Очень важно следить за тем, чтобы на теле крохи не появлялось ранок, царапин . Это открытые двери для многих серьезных инфекций.

Нос, рот, уши

Ушки младенца чистят специальными ватными палочками . Они должны быть чистыми, новыми, сухими. Нельзя смазывать их кремом или пытаться почистить уши малыша слишком глубоко – это может быть опасно. Чистить нужно только ушную раковину. Это делается 1-2 раза в неделю или по мере необходимости. Конечно, уши должны оставаться чистыми.

Периодически
приходится прочищать нос. Дети еще не умеют сморкаться – придется помочь им прочистить носик. Для многих родителей эта процедура кажется очень страшной. Ребенку неприятно, он обычно плачет . Но что поделать? Для чистки вам понадобятся стерильные ватные жгутики, пропитанные вазелином.

Особая гигиена полости рта новорожденным не нужна, кроме того, слизистую очень легко повредить. Раз в неделю протирайте ватным тампоном с растительным маслом складки слизистой. Пока что это все.

Купание

Температура воды – 36-37С . Малышей купают в лежачем положении в первые месяцы жизни. После 6 месяцев – в сидячем. Ребенка можно купать в ванночке, поддерживая под спину и головку рукой. Дети обычно любят купание, так что особых проблем возникнуть не должно . Используется детское нейтральное мыло без запаха и красителей.

Во время купания в воду нельзя добавлять пену, гель для душа. Все это - химические вещества, которые нежной коже навредят. В рамках вечернего ухода за маленькими детьми необходимо удалять загрязнения кожи. Если вы видите, что малыш плохо реагирует на мыло или температуру воды, немедленно обмойте его прохладной (не холодной) проточной водой . Лучше не использовать данное средство снова.

Кремы и другая косметика для детей

Огромный выбор позволяет подобрать необходимые средства для ухода за малышом. Главное, все эти средства должны быть нейтральными, не содержать красителей и добавок. Вам понадобится:


Уход за детьми обязательно должен быть регулярным. Вы не можете использовать сегодня одно средство, а завтра перейти на другое. Менять средство по уходу можно, только если у ребенка на него аллергическая реакция или вы чувствуете, что его кожа становится слишком сухой .

Одежда ребенка

Одежда ребенка должна быть из натуральных тканей. Лучше всего - хлопчатобумажная. Она легко стирается, гладится, этот материал не повредит нежную кожу малыша. Для пеленания понадобится байковое одеяло. Сегодня многие врачи спорят, нужно ли туго пеленать ребенка. Это стесняет движения, могут появиться опрелости. Малыш еще не может сказать, что конкретно его беспокоит: натирает ли, жарко,
холодно… Некоторые психологи считают, что спеленывание мешает своевременному развитию малыша.

В остальном одежда самая простая: распашонки, майки, пижамы, штанишки, нижнее белье, одежда по сезону . Нижнее белье и все то, что соприкасается с кожей, необходимо проглаживать утюгом. Лучше всего использовать белые вещи, не окрашенные. Если вещь сильно загрязнилась, выбрасывайте без сомнений. Для нормального ухода за детьми необходимо быть уверенным, что все чистое.

Одежду стирают мылом или специальными средствами . Обычный порошок может недостаточно хорошо отстираться и тогда станет причиной аллергии, поэтому советуем перестраховаться и использовать детские и гипоаллергенные средства.

Тема 19.

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ И УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ДЕЗИНФЕКЦИЯ И СТЕРИЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ

Уход за больным ребенком и обеспечение его физиологичных потребностей в зависимости от возраста.

Организация ухода за больным ребенком предусматривает учет не только особенностей его психологического состояния во время болезни, но иособенностей строения и функционирования всех систем организма в зависимости от возраста.

Возрастные анатомические и функциональные особенности кожи, которые характеризуются несовершенством местного иммунитета, требуют от медицинского персонала четкого соблюдения гигиенических требований.

Гигиенический уход закожей и слизистыми оболочками у детей чрезвычайно важен. Во время заболевания ребенок больше потеет, моча может быть более концентрированной, поэтому при несоблюдении правил ухода, у малышей легко могут возникать опрелости, а при нарушении температурного режима – потница.

Во время ухода за слизистыми оболочками следует помнить об их повышенной ранимости, особенно у детей первых месяцев жизни, в частности слизистая оболочка полости рта у них достаточно сухая, и при ее обработке легко могут возникать повреждения. При неправильном гигиеническом уходе за ребенком образуются ссадины, которые являются входными воротами инфекции.

Следует постепенно, с ранних лет, приучать ребенка самостоятельно мыть руки, умываться и т. п. Это же необходимо учитывать медицинскому персоналу при проведении процедур, связанных с осмотром детей или лечебным процессом.

Медицинский работник при роботе с детьми должен строго придерживаться следующих правил:

Ногти на руках должны быть коротко подстрижены, чтобы не повредить кожу ребенка;

Руки должны быть тщательно вымыты. В целях профилактики инфекционных заболеваний после осмотра и ухода за ребенком следует снова вымыть руки и, лишь потом можно заниматься другим ребенком;

Все украшения, которые могут повредить кожу ребенка, снимаются.

Поскольку дыхание через кожу у ребенка интенсивнее, чем у взрослого, одежда, постельное белье должны быть легкими, желательно из хлопковой ткани. Это наиболее актуально при заболеваниях органов дыхания.

При выполнении назначений врача, связанных с местным действием лекарственных средств, необходимо учитывать повышенную проницаемость кожи, особенно у детей раннего возраста, что определяет необходимость специального подбора состава наружных лекарственных средств, их дозировки и методику применения.

Костная система ребенка продолжает развиваться и после рождения. Кости у детей раннего возраста мягкие, легко деформируются. В течение первых 5 лет жизни происходит постоянный рост и перестройка костной ткани. Строение длинных трубчатых костей становится похожим на кости взрослого человека лишь после того, как ребенок научится хорошо ходить. Но, даже у детей школьного возраста при использовании неправильно подобранной по высоте мебели легко возникают нарушения осанки в виде искривления позвоночника. Поэтому, при оборудовании игровых комнат важно правильно подбирать мебель для детей разных возрастных групп. Правильное развитие костной системы зависит от характера питания, времени пребывания на открытом воздухе, инсоляции. С первых месяцев жизни необходимо выполнять правила ухода за детьми, во избежание травм. Например, когда переворачивают ребенка, следует осторожно брать его за плечо и бедро одновременно. Запрещается поворачивать ребенка, взявшись только за руку или за ногу. Во избежание вывиха не следует допускать быстрых и резких движений.

Органы дыхания у ребенка, особенно в первые месяцы жизни, характеризуются незрелостью. Нос у ребенка относительно мал, а носовые ходы узкие. Язык у детей большой, заполняет почти всю ротовую полость (это является приспособлением для сосания). Даже небольшое затруднение носового дыхания в результате скопления слизи или образования корочек в носу, может привести к нарушению функции дыхания. Это требует от медицинского персонала своевременного проведения гигиенических мероприятий.

Частота дыхания у детей раннего возраста значительно больше, чем у взрослых. Это объясняется большей потребностью детей в кислороде, которая удовлетворяется не увеличением глубины дыхания, а его учащением. Это требует от медицинского персонала следить за чистотой воздуха в палате и служебных помещениях и добросовестно выполнять режим проветривания, особенно при заболеваниях органов дыхания у детей. Для обеспечения нормального дыхания у ребенка грудного возраста важно придерживаться принципа свободного пеленания.

Сердечно-сосудистая система детей также имеет возрастные особенности. Размеры полостей сердца (особенно - желудочков) относительно небольшие, их увеличение происходит неравномерно в течение всего периода детства, что необходимо учитывать при назначении и выполнении режима дня и дозировании допустимых нагрузок. Органы и ткани у растущего ребенка требуют достаточного кровоснабжения, которое достигается более частыми сокращениями сердца.

При рождении собственный мышечный слой развит только в артериях малого круга кровообращения, в артериях большого круга кровообращения он начинает формироваться с 5 лет. Именно поэтому у детей до 5-7 лет редко наблюдается повышение артериального давления (гипертензия), тогда как в первые месяцы жизни, в связи с анатомо-физиологическими особенностями легких, легко может развиться гипертензия малого круга кровообращения.

Заболевания сердца часто сопровождаются развитием одышки, цианоза, увеличением частоты сердечных сокращений. Здоровые дети раннего возраста очень подвижные, поэтому, если ребенок быстро устает, периодически останавливается и садится (отдыхает), следует немедленно проинформировать об этом врача, так как это может свидетельствовать о заболевании сердца, или осложнениях со стороны сердечно-сосудистой системы. Уход за такими детьми должен быть очень бережным, чтобы не вызывать чрезмерной нагрузки.

Пищеварительная система у ребенка, особенно в периоде новорожденности, несовершенна. Полость рта относительно мала, слизистая оболочка нежная, хорошо кровоснабжается. Слюноотделение до 3 мес. незначительное, в дальнейшем становится обильным и ребенок не всегда в состоянии проглотить всю слюну, которая образуется. При заболеваниях полости рта слюноотделение усиливается и, во избежание возникновения раздражения кожи, необходимо осуществлять за ней тщательный уход. В первые месяцы жизни (за исключением назначений врача) не следует обрабатывать полость рта, так как можно повредить нежную слизистую оболочку.

Просвет пищевода с возрастом увеличивается, следовательно, длина и диаметр зондов, используемые для исследований и медицинских манипуляций (промывание желудка) должны быть соответствующего размера. Желудок у детей при рождении маленький (7-10 мл). Его физиологичный объем после начала кормления быстро увеличивается и к концу первого года жизни ребенка составляет 200-250 мл. Это необходимо учитывать при вскармливании ребенка и определении количества пищи, которую следует давать на одно кормление. У детей первых месяцев жизни имеет место функциональная и анатомическая недостаточность кардиального сфинктера желудка. Пилорическая часть желудка, напротив, функционально развита хорошо. Это приводит к тому, что дети первых месяцев жизни склонны к срыгиванию и легкому возникновению рвоты. Поэтому, после кормления несколько минут ребенка держат вертикально или кладут в кровать, подняв его головной конец (под углом 45°).

Длина тонкого кишечника относительно длины тела у детей больше, чем у взрослого человека. Это является компенсаторным приспособлением, поскольку в результате низкой активности желудочных ферментов ведущую роль в процессе пищеварения выполняет тонкая кишка. Все эти особенности учитывают при приготовлении пищи, которая используется для кормления детей.

Толстый кишечник у детей первого года жизни недоразвит, относительно короткий, что и обусловливает частую дефекацию. В то же время, подслизистый слой прямой кишки слабо фиксирует слизистую оболочку, что является причиной ее выпадения при неустойчивом стуле (понос, запор) у детей раннего возраста. Это также необходимо учитывать при уходе за ребенком, в частности, при постановке клизмы.

Функция печени у ребенка еще несовершенна, особенно – детоксикационная, чем объясняется частое развитие токсикоза при различных заболеваниях.

Почки ребенка после рождения еще не полностью развиты: у детей первых 2-3 летжизни процессы фильтрации снижены, что следует учитывать при обеспечении водного режима. У детей раннего возраста, легко происходит задержка жидкости в организме при повышенном ее поступлении. В то же время, почки плохо выводят из организма ионы натрия, поэтому необходимо ограничивать количество соли в рационе ребенка, особенно до 2-летнего возраста. Показатели функционального состояния почек у детей приближаются к таковым взрослого человека, после двух лет. Число мочеиспусканий у детей первого года жизни составляет 10-20 раз в сутки, у детей 2-3 лет – 8-10 раз в сутки, у детей школьного возраста – 5-7 раз в сутки.

Мочевые пути при рождении ребенка сформированы полностью, но при дефектах ухода и попадании патогенных микроорганизмов, слизистая оболочка легко инфицируется. Для предупреждения развития инфекций мочевыводящих путей необходимо тщательно соблюдать правила ухода, особенно у девочек.

Обмен веществ у детей имеет особенности, которые требуют внимания к режиму питания ребенка и соблюдению водного режима.

Высокий уровень внеклеточной жидкости, а также несовершенные механизмы фиксации жидкости в клетках и межклеточных структурах обусловливают развитие обезвоживания организма при различных инфекционных заболеваниях, нарушениях температурного режима, недостаточном поступлении воды с едой. Дегидратация (потеря воды) сопровождается тяжелыми нарушениями общего состояния ребенка. Потребность детей в жидкости, значительно выше, чем у взрослых (табл.1).

Дети должны получать необходимое количество воды с питьем. Новорожденный ребенок обычно не нуждается в дополнительном приеме воды. На первом году жизни, если ребенок находится на грудном вскармливании, дополнительное количество воды обычно назначается в случае необходимости и приблизительно равняется объему одного кормления.

При заболеваниях, сопровождающихся поносом, рвотой и гипертермией, количество жидкости, которую должен получать ребенок зависит от выраженности проявлений обезвоживания (эксикоз).

Следует отметить, что больной ребенок может отказываться от еды и питья, поэтому во время ухода за ним обязательно необходимо проводить подсчет жидкости, которую выпил и выделил ребенок.

Ежедневная потребность детей в жидкости (Мазурин А.В., 1998) Таблица 19.1

Количество, мл

на 1 кг массы тела

новорожденный

Особенности ухода за новорожденным. Адаптация новорожденных детей. Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой.

Период новорожденности это период приспособления ребенка к внеутробной жизни, характеризующийся физиологической перестройкой работы всех функциональных систем организма: появлением самостоятельного дыхания, изменением кровообращения, становлением физико-химических и морфологических параметров крови, приспособлением к энтеральному питанию.

В первые дни после рождения ребенку очень важен квалифицированный уход, который создает оптимальные условия для обеспечения его адаптации и выживания.

Общий уровень приспособления новорожденного к новым условиям должен отвечать основным показателям адаптации (табл. 2)

Показатели адаптации новорожденного. Таблица 19.2

Признаки

Нормальные границы

Частота сердцебиения

100-160 в мин.

Частота дыхания

30-60 в мин.

Цвет кожи

Розовый, отсутствует центральный цианоз

Движения

Активные

Мышечный тонус

Удовлетворительный

Температура тела

Уход за здоровым новорожденным ребенком.

Сразу после рождения акушерка выкладывает ребенка на живот матери, обсушивает голову и тело ребенка подогретой стерильной пеленкой, одевает ребенку чистые шапочку и носочки, накрывает сухой чистой пеленкой и одеялом.

Следует отметить, что большинство новорожденных не нуждаются в медицинских вмешательствах (в частности – отсасывании слизи из ротовой полости и носа). Если возникает необходимость, эта манипуляция проводится с помощью груши, а не электроотсоса, поскольку при ее использовании достоверность осложнений меньше.

По окончании пульсации пуповины, но не позже 1 минуты после рождения ребенка, акушерка, сменив стерильные перчатки, пережимает и пересекает пуповину (рис.2). При условии удовлетворительного состояния ребенка, акушерка выкладывает ребенка на грудь матери и при появлении поискового и сосательного рефлекса помогает осуществить первое раннее прикладывание ребенка к груди.

После первого прикладывания к груди и кормления, в последующие 2 часа ребенок находится на животе матери для реализацииконтакта кожа к коже ”. Это предотвращает потери тепла и способствует колонизации организма ребенка микрофлорой матери.

Не позднее первого часа жизни ребенка акушерка, после обработки рук проводит новорожденному профилактику офтальмии с 0,5% эритромициновой или 1% тетрациклиновой мазью (учитывая основную роль хламидий в возникновении конъюнктивита новорожденных). Манипуляция проводится однократно в соответствии с инструкцией.

Измерение температуры тела новорожденного осуществляется через 30 минут после рождения в аксиллярной области электронным термометром. Результаты термометрии записываются в карту развития новорожденного (ф. 097/у).

Контакт „кожа к коже” длится в течение двух часов в родильном зале. После его завершения акушерка переносит ребенка на согретый пеленальный столик, клеммирует пуповину стерильной одноразовой клеммой (рис. 3), затем проводит антропометрию.

Во время пересечения и клеммирования пуповины придерживаются следующих правил:

тщательно мыть руки;

использовать только стерильные инструменты и перчатки;

использовать чистую (можно домашнюю) одежду ребенка;

не накрывать пуповинный остаток и пупочную ранку подгузниками;

тщательно следить за признаками инфекции (гиперемия, отек; гнойное или сукровичное отделяемое, плохой запах).

Рис.19 .2. Пересечение пуповины

Рис. 19.3. Клеммирование пуповины

Акушерка или медсестра одевает ребенку чистые ползунки, распашонку, шапочку, носки, варежки. Допускается использование чистой домашней одежды. Ребенок с матерью укрывается одеялом и переводится в палату совместного пребывания с соблюдением правил «тепловой цепочки », которая является важнейшими условием обеспечения удовлетворительного состояния новорожденного. „Тепловая цепочка” – это обеспечение необходимого температурного режима. Несоблюдение соответствующего теплового режима повышает риск развития у новорожденного гипогликемии, метаболического ацидоза, инфекции, дыхательных расстройств, поражений ЦНС. Оптимальной считается температура воздуха +25-28 0 С. Помещение должно быть без сквозняков, открытых окон, дверей и кондиционеров или вентиляторов. Все необходимое для ребенка (пеленка, шапочка, ползунки, распашонки, носки, одеяло) необходимо подготовить и предварительно подогреть. Тугое пеленание вредно для новорожденного, так как уменьшает эффективность поддержания тепла, ограничивает общие и дыхательные движения ребенка. Купание и взвешивание новорожденного сразу после рождения приводят к потерям тепла, потому эти процедуры откладываются: взвешивание осуществляется после контакта „кожа к коже” непосредственно перед переводом в палату совместного пребывания, а купание целесообразно осуществить дома. Перед выпиской домой ребенок еще раз взвешивается, с целью контроля физиологической потери массы тела. Выполнение медицинских вмешательств (в том числе и реанимационные мероприятия) также необходимо проводить в тепле. В случае рождения ребенка путем кесарева сечения новорожденный транспортируется в кювезе или в детской кроватке, накрытый теплым одеялом.

Совместное пребывание матери и новорожденного осуществляется с момента рождения до момента выписки из родильного стационара. Оно включает контакт матери и ребенка „кожа к коже” в родильном зале; общую транспортировку ребенка с матерью в палату общего пребывания, исключительно грудное вскармливание по требованию ребенка; уход матери за ребенком с привлечением членов семьи и с помощью медицинского персонала; обоснованную минимизацию медицинских вмешательств. Все назначения и манипуляции (вакцинация, обследование на фенилкетонурию, гипотиреоз и т.п.) выполняются в палате совместного пребывания и с соблюдениемтребований информированного согласия матери.

Термометрия проводится 2 раза в сутки. Медсестра в течение первых суток обучает мать, которая в дальнейшем сама измеряет температуру тела ребенка. Уход за кожей и подмывание теплой проточной водой ребенка в первые сутки осуществляет медсестра, в дальнейшем это делает мать самостоятельно.

19.3. Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой

Как отмечалось выше, сразу после рождения ребенка пуповина зажимается и пересекается. Через 2 часа на пуповинный остаток накладывается стерильная одноразовая клемма на расстоянии 0,3-0,5 см от пупочного кольца. После пересечения и клеммирования пуповины начинается ее бактериальная колонизация микрофлорой матери и лейкоцитарная инфильтрация; под действием воздуха пуповина постепенно подсыхает, становится твердой и темной (рис. 19.4). Если мать и ребенок находятся вместе, пуповинный остаток ничем не обрабатывают. Физиологический срок отпадения пуповинного остатка от 5 до 15 суток (рис. 19.5).

Рис. 19.4. Подсыхание пуповинного остатка

Рис. 19.5. Отпадение уповинного остатка

Наложение повязок на пуповинный остаток и использование антисептиков уменьшает уровень колонизации кожи ребенка микрофлорой матери и лейкоцитарную инфильтрацию пуповины, что может затянуть сроки отпадения пуповины и способствовать инфицированию пуповинного остатка госпитальной флорой. Обработка культи пуповины антисептическими средствами и антибиотиками проводится лишь по показаниям или при условии отсутствия раннего контакта матери и ребенка.

В случаях, когда ребенок и мать находятся отдельно друг от друга, пуповинный остаток и пупочная ранка обрабатываются 1% раствором бриллиантового зеленого. Медицинская сестра проводит тщательное наблюдение за их заживлением.

При загрязнении пуповинного остатка мочой и калом, необходимо сразу промыть его кипяченой водой с мылом и тщательно обсушить чистой пеленкой или салфеткой. Медицинский персонал роддома обязан научить мать навыкам ухода за пуповинным остатком. Ребенок выписывается домой с пуповинным остатком или пупочной ранкой без признаков инфекции, при условии проведения медперсоналом роддома обучения, и освоения матерью навыков ухода.

19.4. Особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста.

В условиях педиатрического стационара уход за детьми раннего возраста должен быть особенно тщательным, поскольку иммунитет больного ребенка может быть ослабленным, что может способствовать возникновению инфекционных поражений кожи и слизистых оболочек. Обычно уход за ребенком осуществляет мать, которая находится в стационаре вместе с ребенком, а при отсутствии ее или родственников – медсестра. Процедуры ухода зависят от возраста, пола и общего состояния детей.

Уход за полостью рта. Здоровому ребенку грудного возраста слизистую полости рта не обрабатывают, так как ее можно легко повредить и вызвать воспалительный процесс. Туалет ротовой полости проводится по необходимости, в частности, при наличии молочницы (грибкового поражения полости рта), которая нередко возникает у детей грудного возраста вследствие частых срыгиваний и незрелости иммунитета.

Техника : отдельным ватно-марлевым тампоном, смоченным 2% содовым раствором обрабатывают слизистую оболочку ротовой полости в следующей последовательности: язык, твердое небо, щеки.

С трех лет ребенка нужно приучать полоскать рот после еды и перед сном, чистить зубы утром и вечером. Для этого используют детскую зубную пасту и зубную щетку. Зубы чистят с наружной и внутренней сторон движениями зубной щетки сверху - вниз и снизу - вверх. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (1/4 чайной ложки поваренной соли на стакан воды) или содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды). Если ребенок неспособен прополоскать рот, младшая медсестра (или мать) проводит обработку полости рта с помощью пинцета и ватного тампона, смоченного в 2% растворе соды. При обработке зубов необходимо отвести шпателем поочередно правую и левую щеки, чтобы не занести инфекцию в выводные протоки слюнных желез. По необходимости тампон меняют, и манипуляцию повторяют.

Туалет глаз проводится 2 раза в сутки (утром и вечером перед купанием), ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (рис. 19.6).

При угрозе возникновения конъюнктивита, а также у тяжелобольных детей глаза можно промыть раствором фурацилина (1:5000), или другим слабым антисептическим средством (отвар ромашки, календулы, и т. п.).

Детям старшего возраста туалет глаз осуществляют во время умывания.

Смачивание ватного жгутика предупреждает развитие аллергических реакций со стороны слизистой оболочки носа, которые могут быть вызваны микроворсинками ваты, оставшимися в носовых ходах. Уход за полостью носа требует определенных навыков медицинского персонала. Старших детей при насморке и затруднении носового дыхания учат осторожно очищать нос, и при необходимости дают мягкие носовые платочки.

Уход за ушами (рис. 8) проводится по необходимости. Обычно обработке подлежит ушная раковина. Ее протирают ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Наружные слуховые ходы прочищают сухими ватными жгутиками без твердой основы или специальными ушными палочками с ограничителем.

Рис. 19.8. Туалет внешнего слухового хода

Нельзя использовать твердые предметы, чтобы не ранить ими кожу наружного слухового прохода и барабанную перепонку. Эта манипуляция требует осторожности.

Техника выполнения : оттянув ушную раковину левой рукой назад и вниз, медицинская сестра или врач вводит в наружный слуховой проход жгутик, и, делая несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

На первом году жизни достаточно обрабатывать ребенку только ушную раковину.

При выявлении серной пробки в слуховом проходе ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода и с помощью ватной турунды вращательными движениями удаляют размягченную пробку. В случае возникновения затруднений при удалении серной пробки эту манипуляцию осуществляет ЛОР-врач.

Туалет ногтей. Ногти ребенку подрезают не реже 1 раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм. Ногти срезают осторожно, ножницами с тупыми концами, причем на пальцах рук округло, а на ногах – прямолинейно. По окончании стрижки ногтей ножницы обязательно протирают ватой, смоченной 70% этиловым спиртом или другим дезинфицирующим раствором.

Уход за волосами заключается в мытье головы, расчесывании волос. Расчески, гребешки должны быть отдельными для каждого ребенка. Мытье головы проводят обычно (в зависимости от состояния больного) 1 раз в 7 дней. Детям старшего возраста, которые находятся на строгом постельном режиме мытье головы проводят следующим образом: голову ребенка поднимают и на уровне шеи фиксируют с помощью валика или подушки; в головной конец кровати ставят таз. Чтобы предотвратить намачивание белья во время мытья, ребенка укрывают тканью, которая не пропускает влагу; намыливают голову шампунем или мылом и осторожно ополаскивают теплой водой, наблюдая за тем, чтобы ребенок не переохлаждался. Затем высушивают с помощью полотенца, пеленки или фена.

Обеспечение физиологических опорожнений. В педиатрическом отделении проводится ежедневное наблюдение за опорожнениями больных детей с обязательной отметкой в истории болезни. Медицинская сестра должна ежедневно подсчитывать количество дефекаций ребенка, оценить их характер (кашицеобразный, оформленный, жидкий стул), своевременно предупредить врача в случае наличия в них патологических примесей, или об отсутствии стула; записать данные в листе назначений.

Для предотвращения появления опрелостей после каждого опорожнения и мочеиспускания, рекомендуется подмывать ребенка теплой проточной водой; девочек спереди назад так, чтобы каловые массы вместе с водой не попали в половую щель. Для более тщательной очищения кожи применяют ватные тампоны, смоченные теплой водой. После подмывания осторожно промокательными движениями просушивают кожу мягкой пеленкой или салфеткой; если необходимо, все естественные складки кожи смазывают специальным детским маслом или молочком; возможно использование детского крема. Средства для обработки кожи подбираются индивидуально.

Если ребенок старшего возраста находится на строгом постельном режиме, ему подкладывают судно (эмалированное, резиновое) или подают мочеприемник (одноразовый, эмалированный или стеклянный). Ребенок, которому разрешено вставать должен пользоваться индивидуальным горшком, который ставят под кровать. Если ребенок не контролирует физиологичные оправления, что связано с возрастными особенностями или с его тяжелым состоянием, используют марлевые или одноразовые подгузники (памперсы), соответственно возраста и своевременно их меняют. Следует помнить, что применение одноразовых подгузников не исключает подмывание ребенка и возможность появления опрелостей.

19.5. Понятие о дезинфекции и стерилизации предметов ухода за детьми

При поступлении ребенка в стационар разрешается использование индивидуальных предметов ухода за ребенком. В случае их отсутствия используют посуду и предметы, которые имеются в отделении. С целью предупреждения распространения инфекционных болезней медицинский персонал, осуществляющий уход за детьми первого года жизни должен строго выполнять правила обработки и стерилизации предметов ухода(термометров, горшков, игрушек, сосок, бутылок, пеленальных столов, и т. п.).

Для хранения и дезинфекциитермометров в детском отделении может использоваться специальный контейнер, стакан или стеклянная банка, на дно которых кладут слой ваты и наливают рабочий раствор дезинфицирующего средства (дезоскон, максисан и т. п.). Время экспозиции зависит от выбранного дезинфицирующего средства. После обработки медицинская сестра должна вынуть термометр из сосуда с дезраствором, ополоснуть его в проточной воде и досуха вытереть. До использования они хранятся в специальной закрытой посуде. После следующего измерения температуры ребенку термометр опять погружается в дезраствор.

NB! Для обработки термометров следует использовать только специально предназначенные дезинфицирующие средства. Погружать в дезинфицирующий раствор можно только неповрежденный термометр.

Согласно санитарно-гигиеническим нормамигрушки, используемые в детском отделении должны быть безопасны для здоровья детей. По своей конструкции, весу, размерам должны отвечать морфофункциональным особенностям детей тех возрастных групп, для которых они предназначены. Детали игрушек (игр), к которым дети могут прикасаться губами, и погремушки должны быть изготовлены из материалов, которые не впитывают влагу и легко дезинфицируются. С целью дезинфекции игрушки небольших размеров полностью погружают в рабочий дезраствор. После завершения экспозиции их промывают проточной питьевой водой в течение 3-х минут, вытирают и хранят в закрытом ящике. Большие игрушки протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего средства. Мягкие игрушки чистят щеткой, которую также смачивают рабочим дезраствором. После этого игрушки промывают под проточной водой и высушивают.

Посуда для кормления детей (бутылки, мензурки, чашки и т. п.), должны быть индивидуальными и тщательно обрабатываться после каждого применения. В случае, когда ребенок не имеет индивидуальной посуды, используют посуду отделения.

После кормления ребенка пустые бутылки замачивают в 2 % растворе пищевой соды, промывают изнутри специальной щеточкой, дважды ополаскивают горячей водой. Чистые бутылки ставят на металлические сетки отверстием книзу. Когда стекут остатки воды, их ставят в сухожаровый шкаф на 50-60 минут.

Бутылки можно стерилизовать и кипячением. Для этого после мытья бутылок их помещают в специальную емкость, заливают теплой водой и кипятят в течение 20-25 минут. Охлаждают. Перемещают щипцами на сухой поднос и ставят отверстием книзу, накрывают чистой салфеткой. В таком виде хранят до следующего использования.

Индивидуальные соски после каждого кормления мать должна промыть в проточной воде и прокипятить в течение 10-15 минут. Соски общего пользования после кормления сначала очищают от остатков смеси или молока, потом обезжиривают путем замачивания в 2% растворе пищевой соды, или одним из специально предназначенных для этого средств, хорошо ополаскивают и обеззараживают путем кипячения в течение 30 минут. Хранят соски в стерильной, плотно закрытой стеклянной посуде.

В грудном отделении после осмотра каждого ребенка или проведения гигиенических процедур, младшая медсестра проводит обработкупеленального столика , а также предметов, которых касался больной 2 % раствором хлорантоина или другого дезсредства. Белье, использовавшееся при осмотре, также меняется после каждого больного ребенка.

Судна, горшки моют горячей водой с моющими средствами после каждого использования, затем обрабатывают специальными дезинфицирующими средствами соответственно инструкции к применению.

Контрольные вопросы

1. Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы.

2. Физиологические особенности детей разного возраста.

3. Особенности ухода за новорожденным ребенком.

4. Адаптация новорожденных детей.

5. Обработка и уход за пупочной ранкой.

6. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

7. Особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста: уход за кожей, носом, ушами, глазами детей первого года жизни и т. д.

1.Ежедневный туалет ребенка начинается с умывания лица и промывания глаз водой. Глаза следует промывать от наружного угла к носу отдельными ватными тампонами для каждого глаза, смоченными проточной или кипяченой водой. Нос и уши специально чистить не нужно. Уши моются во время купания в домашних условиях. Если ребенок сопит носом, в нос закапывается 3-4 капли теплого гипертонического раствора (Аквамарис, Отривин-Бебе и т.д.). Ватными фитильками, смоченными растительным маслом, в настоящее время, пользоваться не рекомендуется.

2.Подмывать малыша нужно под проточной водой с детским шампунем. Кожа хорошо просушивается мягкой пеленкой промокательными движениями. Складки обрабатываются растительным или специальным детским маслом, а также любым питательным кремом из детской косметики. При непереносимости масла (покраснение кожи после его применения) можно пользоваться кремом, содержащим цинк.

4.После купания кожа ребенка хорошо просушивается, все складки обрабатываются, как указано выше. Шелушение кожи проходит самостоятельно; необходимо соблюдать правила и учитывать все особенности ухода за кожей у новорожденных.

5.Пупочная ранка обязательно обрабатывается в следующей последовательности:

Перекисью водорода 3%

Раствором «бриллиантовой зелени» («зеленка») или спиртовым раствором Хлорофилипта.

7.К приходу матери и ребенка из родильного дома следует подготовиться заранее. Квартире должна быть произведена влажная уборка. Распашонки, пеленки и подгузники следует постирать и прогладить. Детская кроватка с ровным жестким моющимся матрацем не должна стоять у окна или батареи, на сквозняке. Температура воздуха в комнате – 22- 23°C . В помещении ребенок должен находиться без шапочки, в 1-2 распашонках, костюмчике или ползунках с широким (15 см) подгузником или памперсом. Кожа ребенка должна быть сухой.

8.Несколько раз в день (5-6) малышу полезно проводить воздушные ванны . Лучше всего это делать перед кормлением, одновременно выкладывая ребенка на живот. Продолжительность процедуры - 5-10 минут при температуре 22- 24°С. Маленькому ребенку необходим свежий воздух, поэтому комната, в которой он находится должна регулярно проветриваться.

9.Прогулки начинают в летнее время сразу после выписки из родильного дома, а после выписки зимой - через 2-7 дней (в зависимости от погоды). Сначала ребенка выносят на 15-20 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до нескольких часов. При температуре ниже -10- 15°C или в ненастную погоду прогулки можно проводить на балконе или в комнате (одеть ребенка и открыть окно или форточку).

10.Вскармливание . Самая лучшая пища для ребенка молоко матери. Оно легко усваивается, содержит все необходимые ребенку вещества, повышает сопротивляемость инфекциям.

Грудное вскармливание - один из важнейших факторов адаптации новoрожденногo ребенка к новым для него условиям после внутpиутpобной жизни. Кормление грудью способствует установлению между матерью и ребенком глубоких эмоциональных связей.

О но полезно и для организма матери, так как создает благоприятные условия для восстановления репродуктивных органов, в частности, способствует сокращению матки.

Молоко матер и - это удивительный продукт, приготовленный самой природой.

Оно легче, чем коровье молоко или молочные смеси, усваивается организмом ребенка, так как содержит белки, жиры, углеводы и минеральные соли в формах, наиболее приспособленных для расщепления и усвоения в желудке и кишечнике ребенка.

Материнское молоко не вызывает аллергии к белкам, входящим в состав любого молока.

Для того чтобы молоко имело полноценный состав, питание женщины, кормящей грудью, должно быть разнообразным и полноценным. Калорийность рациона следует увеличить на 700-1000 ккал. В суточный рацион обязательно должны входить молочные продукты (не менее 0,5 л), творог, 20- 30 г сыра, мясо или птица (около 200 г), овощи, растительное масло, фрукты, гречневая или овсяная каши.

Кормящая мать должна потреблять не менее 1,5-2л жидкости в сутки.

Повышению лактации способствуют : мед, тмин, фенхель, укроп, петрушка, анис, крапива, апилак, витамины группы B, гомеопатические препараты.

Кормящей женщине следует с осторожностью относиться к продуктам, которые могут вызвать аллергическую реакцию у ребенка . Чаще всего к ним относятся: клубника, малина, красные сорта яблок, морковь, цитрусовые, ананасы, кофе, какао, шоколад, крепкие мясные бульоны, рыба (лососевые, осетровые) и икра, колбасы, (особенно копченые), продукты, содержащие консерванты (промышленные консервы, импортные соки, кондитерские изделия); однако нельзя исключить индивидуальной непереносимости Вашим ребенком других продуктов.

Министерство здравоохранения России Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии №2

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста.

Основы воспитания детей раннего возраста

для аудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета по дисциплине

«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровым и больным ребенком»

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73 С12

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№ 1 от 19.09.2013 года

Составитель:

В.Г. Савватеева – д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Л.А. Решетник – зав. каф. детских болезней ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ

В.Т. Киклевич - д-р мед. наук, зав. каф. детских инфекционных заболеваний ИГМУ, проф., засл. врач Р.Ф.

Савватеева, В.Г.

К 60 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами при организации ухода за новорожденными, владеть элементами воспитания детей раннего возраста.

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73

© Савватеева В.Г., 2013 © ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России, 2013

Наименование

Актуальность темы

Учебные и воспитательные цели

Краткая аннотация

Периоды жизни ребенка

Новорожденный и уход за ним

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни

Кормление детей первого года жизни

Наблюдение за стулом и его регистрация.

Профилактика деформаций скелета.

Транспортировка детей грудного возраста.

Элементы воспитания

Режим дня.

Оборудование детских учреждений.

Массаж и гимнастика.

Контроль за развитием и поведением ребенка

Тесты для оценки достигнутого уровня знаний

Ситуационные задачи

Контрольные вопросы

Ресурсное обеспечение

Тема: Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста.

Основными задачами занятия являются:

- овладение навыками ухода за новорожденными и детьми грудного возраста, умение не только выполнить все манипуляции по уходу,

- способность научить родителей правильному уходу за ребенком, выполнению необходимых режимных моментов, обеспечению адекватного питания соответственно возрастным потребностям.

Продолжительность занятия: 3 часа.

База проведения занятия: Детское грудное отделение с подбором 5-6 детей, дома ребенка

1, № 2, симуляционный класс.

Материальное оснащение: Методические пособия. Симуляционное оборудование. Тесты для оценки исходного и достигнутого уровня знаний. Ситуационные задачи.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- первичный туалет новорожденного;

- ежедневный уход за новорожденным в родильном доме;

- патронаж новорожденного;

- элементы воспитания ребенка;

- режим дня ребенка грудного возраста;

- методику обработки кожи, полости рта, половых органов;

- характер стула ребенка грудного возраста, находящегося на естественном, искусственном вскармливании;

- основы безопасности ребенка. Студенты должны уметь:

- осуществлять уход за пупочным остатком и пупочной ранкой;

- обрабатывать кожу, глаза, носовые ходы;

- провести гигиеническую ванну;

- организовать режим дня для ребенка грудного возраста;

- запеленать и одеть грудного ребенка;

- оценивать стул ребенка грудного возраста;

- обучать навыкам опрятности детей раннего возраста;

- подобрать игрушки для детей в зависимости от возраста. Владеть навыками ухода за ребенком в различные возрастные периоды;

- Уметь организовать режим дня, сна, активного бодрствования с учетом возраста;

- Оценить физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста;

- Методиками общего массажа детей грудного возраста;

- Организации грудного вскармливания, искусственного вскармливания, правилами и сроками введения прикормов;

- Подобрать игрушки с учетом возраста, потребностей и возможностей ребенка

Аннотация

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

Период внутриутробног о развития занимает время от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В течение первых 3 мес. (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. С III по 1X месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода. Состояние здоровья беременной и в последующие месяцы имеет большое значение для правильного развития плода. Дородовой патронаж беременных включает ряд профилактических мероприятий, предупреждающих рождение недоношенных, мертвых детей, а также внутриутробное развитие различных аномалий и уродств.

Период новорожденности – ранний неонатальный - первый период внеутробной жизни, его длительность - с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает

остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. После рождения ребенок приспосабливается к новым условиям существования, у него возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат. Однако у ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни: физиологическая желтуха, физиологическая убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия, половой криз и др.

В период новорожденности могут быть выявлены патологические состояния, возникшие в связи с нарушением внутриутробного развития: врожденные уродства, врожденные пороки сердца, а также последствия родовой травмы. Возможно инфицирование новорожденного через пупочный канатик, пупочную ранку, кожу, что приводит к таким заболеваниям, как пиодермия, воспаление пупка, сепсис. Особенно опасна для новорожденного стафилококковая инфекция и туберкулез. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы. Наиболее частые проблемы этого возраста: опрелости, потница, молочница, недостаточная лактация у матери.

Грудной возраст (младший ясельный) охватывает 1-й год жизни (период от 1 мес. до 1 года), характеризуется интенсивным увеличением массы тела и роста. Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова. В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Период молочных зубов следует за грудным, охватывает возраст от 1 года до 6 - 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддошкольный) - от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст - от 4 до 7 лет. Первый период характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, но энергия роста несколько меньше, чем в грудном возрасте. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок много двигается, участвует в играх. Значительно пополняется запас слов, формируется речь. В этом возрасте особенно важное значение приобретают окружающая среда, воспитание ребенка. Из заболеваний часто встречаются болезни пищеварительного аппарата, анемии, диатезы. Характерны частые детские инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина), острые респираторные заболевания.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляется мускулатура, костный скелет, происходит смена молочных зубов. Ребенок получает то же питание, что и взрослый человек. Темп роста несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом. Постоянный контакт с окружающей средой, взрослыми способствует дальнейшему развитию речи, она становится более сложной. К завершению дошкольного возраста ребенок начинает читать и писать, готовится к поступлению в школу. Частота острых детских инфекционных болезней продолжает оставаться высокой, но течение их становится менее тяжелым. В этом возрасте могут наблюдаться различные формы эндокринных расстройств.

Период отрочества, следующий период, подразделяется на младший школьный возраст (от 7 до 11 - 12 лет) и старший школьный возраст (от12 до 16-18 лет). У детей происходит дальнейшее развитие мышечной системы аппарата движения, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определенный отпечаток на формирующийся характер детей, интеллектуальное развитие. Различия в психофизическом развитии мальчиков и девочек становятся заметными. В патологии школьного возраста все еще имеют значение острые инфекции. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдаются ревматизм, заболевания сердца, нервной системы и т. д.

Пубертатный (старший школьный возраст или период полового созревания) в зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки. У девочек период полового созревания начинается в 12 -13 лет и заканчивается к 16 годам, у мальчиков - с 13 лет и заканчивается к 17-18 годам. В этот период завершается физическое и психическое развитие ребенка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад (половых желез). Внешний облик ребенка изменяется, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Острые детские инфекции отмечаются значительно реже, иногда может обостряться туберкулезный процесс. Большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.

НОВОРОЖДЕННЫЙ И УХОД ЗА НИМ

Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности (280 дней) и имеет массу тела более 2500 г. Во внутриутробном периоде газообмен обеспечивается плацентарным кровообращением, во время родов плацентарная циркуляция нарушается, уменьшается поступление кислорода в организм ребенка, в его крови накапливается двуокись углерода, что приводит к возбуждению дыхательного центра. Сокращаются диафрагма, скелетные мышцы грудной клетки, расправляются легкие, происходит первый вдох, сопровождающийся громким криком доношенного ребенка. После прекращения пульсации сосудов пупочного канатика (через 5--10 мин после рождения) его перевязывают и новорожденного отделяют от матери. Пупочный канатик перевязывают стерильной шелковой лигатурой или тесемкой (длиной до 20 см), на 1,5 -- 2 см отступя от пупочного кольца, вторую лигатуру накладывают ближе к плаценте на расстоянии 2 -- 3 см от первой. Между лигатурами пупочный канатик обрабатывают 95% спиртом (или 5% спиртовым раствором йода), затем перерезают стерильными ножницами. Место разреза смазывают раствором йода, остаток пупочного канатика -- 95% спиртом. На этот остаток накладывают грушевидную повязку из двух квадратных стерильных марлевых салфеток размером 10x10 или 12х12 см. Верхнюю салфетку, сложенную в виде косынки углом, туго завязывают вокруг остатка пупочного канатика. Повязку снимают на 5-й день, после осмотра снова накладывают стерильную сухую повязку. Лицо ребенка, область рта и носа обтирают стерильной ватой или марлей, отсасывают слизь и кровь из полости рта и верхних дыхательных путей.

Можно обрабатывать пупочный канатик и другим способом: на протертый спиртом пупочный канатик на расстоянии 0,5 см от передней брюшной стенки накладывают зажим Кохера или Пеана, затем на 2 см выше зажима пупочный канатик перевязывают тесьмой, после чего над зажимом его перерезают. Под зажим подкладывают стерильную вату, культю с зажимом прибинтовывают к животу, через 4 ч зажим снимают, остаток пупочного канатика покрывают сухой стерильной марлевой салфеткой, сложенной в 4 слоя, и прибинтовывают.

Для обработки пупочного канатика можно использовать скобки Роговина из луженой хромированной жести. Скобки накладывают специальным зажимом. Пупочный канатик отсекают около скобки, остаток обрабатывают 10% раствором перманганата калия

(марганцовокислый калий), затем остаток пупочного канатика смазывают 1 раз в день 5% раствором перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4 --5-й день жизни, осложнения бывают крайне редко. Детям, родившимся от резус-конфликтной беременности, пупочный канатик обрабатывают по способу А. И. Чистяковой с наложением грушевидной повязки на длинную культю, так как сосуды пупочного канатика используют для обменного переливания крови. При открытом методе ведения пуповинного остатка после перевязки пупочного канатика и первичной обработки повязку не накладывают, а остаток пупочного канатика ежедневно осматривают и обрабатывают 5% спиртовым раствором йода.

При обработке пупочного канатика и дальнейшем уходе за культей и пупочной ранкой самым важным является соблюдение правил асептики.

Для профилактики бленнореи новорожденных, чаще гонорейной, применяют 30% раствор сульфацил-натрия, который закапывают сразу после рождения на конъюнктивы глаз по 2 -- 3 капли. Через 2 ч закапывание повторяют. Новорожденным девочкам закапывают по 1--2 капли 2% раствора нитрата серебра в вульву.

Важно обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками, так как повреждение кожи и опрелости могут привести к инфицированию с последующим развитием сепсиса. Особое значение имеет первый туалет новорожденного. Слизь, кровь, первородную смазку из глубоких складок кожи удаляют мягкой стерильной салфеткой, смоченной в стерильном масле (вазелиновое, подсолнечное), которое заготавливают для каждого ребенка в отдельном пузырьке по 15 мл. Смазку из складок кожи необходимо удалять в связи с тем, что жиры смазки разлагаются с образованием низших жирных кислот, раздражающих кожу, и это приводит к опрелостям. Если кожа ребенка сильно загрязнена, околоплодные воды инфицированы, рекомендуется сделать ванну со слабым раствором перманганата калия (температура воды 37 -- 38 °С) в течение 2 -- 3 мин.

Через 2 ч после рождения производят взвешивание и измерение длины тела ребенка, проверяют состояние пупочной повязки. Новорожденного внимательно осматривают для установления видимых пороков развития (врожденных пороков). При неудовлетворительном состоянии кожных покровов в связи с инфицированием околоплодных вод можно припудрить кожу порошком ксероформа.

В последующие дни в отделении новорожденных уход за ребенком состоит в следующем. Два раза в сутки проводят туалет - лицо и ушные раковины обтирают стерильной ватой, смоченной в 2% растворе борной кислоты или кипяченой воде. Глаза промывают раствором фурациллина или слабым раствором перманганата калия. Для каждого глаза берут отдельный ватный тампон. Ноздри неглубоко протирают ватным жгутиком, смоченным стерильным вазелиновым маслом или раствором фурациллина, уши - сухими стерильными шариками. Складки кожи и ягодицы смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом.

Пеленки следует менять не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Врач при ежедневном осмотре детей производит туалет пупочного канатика. Руки предварительно моют с мылом и протирают спиртом. При закрытом методе повязку, если она чистая, не трогают в течение первых двух дней. В дальнейшем повязку меняют, протирая пупочное кольцо 70% спиртом. При наложении скобок Роговина пупочный канатик обрабатывают так же. Остаток пупочного канатика отпадает на 3 --5-й день жизни, пупочную ранку ежедневно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором калия перманганата, 5% спиртовым раствором йода или спиртовым раствором красителей: бриллиантовый зеленый 0,1; метиленовый синий 0,1; этакридиналактат (риванол) 0,01; этиловый спирт 70% 10 мл до полной эпителизации, которая наступает обычно через 2 дня.

Регистрация новорожденного. Акушерка записывает в истории развития ребенка час, минуты, число, месяц и год рождения, пол ребенка. Через 2 ч после рождения медицинская сестра отделения новорожденных записывает пол, массу тела, рост и окружность головки ребенка в историю родов и историю развития ребенка.

На клеенчатых браслетках, которые надевают на обе ручки ребенка, пишут номер истории родов, число, месяц, год рождения ребенка, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки. Те же сведения пишут на клеенчатом медальоне, который надевают на шею ребенка. При раздаче детей на кормление матерям медицинская сестра проверяет эти сведения.

В историю развития новорожденного вписывают: номер истории родов, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки, дату родов, массу тела, рост ребенка, степень доношенности, сведения о состоянии ребенка в момент рождения, в родовой палате, отмечают особенности родового акта, примененные оперативные вмешательства, лечебные мероприятия в отношении ребенка.

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий).

Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осуществляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром. Медицинский персонал принимает самое активное участие в процессе воспитания детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье, но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка. Проведение воспитательной работы требует определенного опыта общения с детьми и знакомства с основными принципами воспитания и обучения. Объем и задачи воспитательной работы во многом определяются местом нахождения ребенка, т.е. условиями стационара, дома ребенка, яслей-сада и т.д. В любом случае необходимо обеспечить эстетическое оформление помещений, участка для прогулок, манежей, достаточный набор игрушек и книг. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья детей, особенности воспитания детей в домашних условиях, в школе. Воспитание - это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовка его к жизни и труду в обществе.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем.

Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка.

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен

носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.