Закон кармы. Что такое закон кармы? Закон Терпения и вознаграждения

Закон кармы – один из основных Законов Мироздания. Все религии и духовные учения знают закон воздаяния за грехи и добрые дела, и даже материалисты включают закон причинно-следственных связей в перечень законов диалектики. Очевидно, вся наша судьба зависит от того, как хорошо мы понимаем этот закон: не только осознаём его существование, но и детально разбираемся в его особенностях.

Закон кармы кажется простым и очевидным в своих проявлениях, особенно в простых, «народных» формулировках его: «что посеешь, то и пожнёшь», «как аукнется, так и откликнется» и т.д. Но на самом деле закон кармы отнюдь не прост в своей реализации. Попытаемся разобраться в некоторых неочевидных его воздействиях на наши жизни.

I. Воздаяние «сторицей»

Говорят: «воздастся сторицей» (в 100 раз больше). Почему? Неужели это несправедливость? Ведь сделали, кажется, что-то определённое, ни больше, ни меньше; значит, и возмещать судьба-карма будет должна столько же?

На самом деле карма – абсолютно справедливое возмещение добра и зла, и тем не менее, возврат «сторицей» (т.е. во много раз больше) – одна из её особенностей. Дело в том, что такой возврат справедлив, просто большинство из нас неверно оценивает размеры последствий собственных действий, слов и мыслей. Как это бывает, рассмотрим на конкретном примере.

Итак, возьмём самый «простой» случай: человек А нанёс ущерб человеку Б (например, толкнул его преднамеренно, тот упал и порвал одежду). Каковы будут последствия? Конечно, человек А претерпит то же самое (от человека Б, либо от кого-то / чего-то другого), но это будет только частью возмещения. Потому, что ущерб не ограничился только болью от падения и порванной одеждой. Перечислим чаще всего возникающие следствия созданной человеком А причины:

1) Человек Б пережил боль падения и неудобства от порванной одежды.

2) Человек Б пережил стресс – кроме физического он получил психический удар от проявленной в его сторону агрессии; меняется всё его психическое состояние. Изменения могут состоять:

а) в относительно кратковременных сильных эмоциях обиды, страха, раздражения, стыда и т.д., и

б) в долговременных изменениях (мир стал более мрачным и угрожающим для жертвы, которая чувствует себя в целом более угнетённой и беззащитной, усиливается подозрительность и недоверие к людям, жертва становится несколько более жестокой, холодной и нетерпимой, может допустить взрыв неконтролируемой агрессии, – всё это ухудшает судьбу человека Б).

3) Увы, многие из нас упускают из виду важнейшую деталь – значимость того или иного события в жизни человека. И случай, который кто-то не воспринимает серьёзно (например, «подумаешь, упал и порвал одежду»), для другого может восприниматься катастрофическим (стыд: «я оказался слабым и беззащитным», «очень стыдно идти при посторонних в рваной одежде», да и одежда может оказаться единственно доступной, незаменимой, и т.д.). Если же жертва пребывала в угнетённом, психически неустойчивом состоянии, то даже внешне «не слишком обидное» действие по отношению к ней может стать «последней каплей, переполнившей чашу», и привести к печальным последствиям, вплоть до самоубийства.* Значимость события таким образом не может быть списана на характер жертвы («сам, мол, виноват», «не надо быть таким недотрогой» и т.д.). Обидчику придётся испытать равное по значимости для него самого возмещение.

4) Выйдя из равновесия, с испорченным настроением, жертва будет плохо выполнять свои обязанности, причиняя «внеплановый»** ущерб себе и другим. Негативные последствия этого падают во многом на человека А – обидчика.

5) У жертвы (человека Б) есть родные и близкие, и боль и стресс от этого происшествия может в свою очередь породить все описанные выше последствия.

6) И у людей, потерпевших внеплановый ущерб от жертвы тоже возникнут проблемы. Конечно, степень ответственности обидчика здесь несколько меньше, чем при прямом воздействии, но, тем не менее, последствия всё равно настигнут человека А, хоть и с меньшей интенсивностью.

Таким образом, можем видеть: как круги по воде от брошенного камня расходятся вокруг следствия добра и зла, явленного нами.

* - Недооценка значимости может быть поистине огромной. Так, например, человек, напрасно отнявший у другого всего лишь 5 минут времени, может этим самым стать причиной больших проблем: опоздал на транспорт – приехал на час-два позже – не успел сделать важные дела – упустил ценнейшие возможности – фатальные изменения в судьбе (к примеру: не устроился на работу, возвращался поздно и подвергся нападению, утратив здоровье или даже жизнь). «Так что же, вступая во взаимоотношения с людьми мы всё время можем подвергнуть их огромной опасности?» – Увы, да. Нельзя забывать об этом! Развивать нужно такт и чуткость к другим людям, учиться думать не только о себе.

** - Т.е. ущерб, которого бы не было, если бы не поступок человека А.

Нередки случаи, когда деяние вроде бы не приносит последствий. Например, человек творит зло, но не наказывается. Или же некто творит добро, но продолжает пребывать в несчастии. Иногда и последствия кажутся неизмеримо большими или меньшими, чем следует, даже несмотря на «воздаяние сторицей», о котором шла речь выше. Значит ли это, что закон кармы не действует, или же действует не всегда? – Нет, не значит. Причины этих явлений могут быть различны. Из многих выделим три, наиболее часто реализующиеся:

Сроки кармы;

Уровни кармы;

Преодоление кармы.

II. Сроки и уровни кармы

Карма не исчезает, она может быть отложена или ускорена, распределена на длительное время или собрана в мощно действующий поток, гибельный или благотворный. Отчего это зависит? Что предопределяет сроки кармы? И что такое уровни кармы?

1) Мир не есть хаос, не есть результат множества случайностей; мир закономерен и упорядочен. Апофеоз упорядоченности и закономерности – Разум – управляет всем во Вселенной, доступной нашим чувствам и мыслям. Жизнь, которую проживает каждый человек на земле, является эволюционным процессом, имеющим свои цели и подчиняющимся определённым законам (независимо от того, знает об этом человек, или нет). Т.о. существуют некие силы (мы должны назвать их разумными* ), которые управляют кармическим воздаянием, получаемым людьми. Древние греки символизировали их в образах Эриний (Эвменид) и Немезиды. Об этом же явлении говорят, произнося слова Фатум, Рок, Фортуна, Провидение…. Именно эти силы определяют, когда и сколько из накопленного надо дать человеку, чтобы это послужило ему на пользу. Отсюда и существующее в народе поверье, что человек получает ровно столько бедствий, сколько в состоянии снести.

Множество неизвестных, и даже недоступных пониманию человека условий и возможностей – внутренних и внешних – влияют на «пользу» или «вред» кармических происшествий; человек управлять ими не в силах. Польза и вред – в эволюционном смысле. Так «добрая» карма может принести не только пользу (дать человеку время и возможности для сосредоточения, работы над собой, развития), но и вред (например, человек может закоснеть в довольстве и не желать двигаться дальше по пути эволюции). Так и «злая» карма может принести вред (не дать, например, возможности встретиться с людьми, благотворно влияющими на уровень развития), но может обернуться и на пользу (не давать становиться обывателем, даже создавать условия для обострения восприятий…).

Если человек, совершая преступления на протяжении многих жизней, исправлению практически не поддаётся, – такого преступника дурная карма может долго не настигать, накапливаясь в мощный ливень, который нейтрализует его окончательно, избавив от его зла многих людей во многих жизнях; до этого ливня кармы судьба может его щадить, и даже приносить ему удачу и блага, чтобы все связанные с ним могли отдать ему долги и «развязаться» навсегда.** В то же время некие добрые люди могут долго пребывать в страдании затем лишь, чтобы расплатившись с долгами, вступить в длительную полосу доброй кармы, несущей удачу и счастье – необходимые для продвижения, для выхода на новый уровень.***

* - К сожалению, прочитав характеристику «разумные», многие начинают воображать некие персонализированные существа, обладающие личностью типа человеческой; но при изучении мира сверхчеловеческих сил необходимо избавляться от антропоморфизма.

** - Примером тому может служить знаменитая история Поликрата, тирана острова Самос. Поликрат захватил Самос вместе с двумя своими братьями, затем убил одного из них (второй успел бежать) и завладел всем островом. Создав большую армию из наёмников, а также большой флот, он завоевал окрестные острова и города побережья. Самос превратился в страшное гнездо пиратства, Поликрат грабил даже суда своих союзников. Египетский царь, друг самосского тирана, боясь непрерывной полосы удач Поликрата, написал ему, что умилостивить судьбу можно попытаться, уничтожив что-нибудь очень ценное и дорогое. Поликрат выбросил в море свой перстень огромной ценности, но через несколько дней этот перстень нашли в брюхе рыбы, подаренной царю рыбаками. Узнав об этом, египетский царь отказался от дружбы Поликрата, боясь, что будущие несчастья могут затронуть и его самого. Вскоре Поликрат был захвачен врагами; он умер смертью столь страшной, что Геродот, от которого знаем мы эту историю, не захотел описывать его казнь.

*** - В последней книге Махабхараты справедливый царь Юдхиштхира, живым взошедший на небо, обнаруживает своих братьев в аду, а злых и жестоких врагов их – в раю. Божество объясняет ему причину кажущейся несправедливости: его братья мало грешили, и после короткого срока искупления они очень долго будут пребывать в высших Обителях; враги же их, много творившие преступлений, получают ту малость доброй кармы, что смогли заработать, чтобы отправиться в низшие тёмные сферы уже надолго.

Бывают случаи, что добрая карма даётся человеку «заимодавно», авансом – если это может помочь ему преобразовать и возвысить себя. Но он должен обязательно расплатиться добротворчеством и, главное, тем развитием, ради которого получает он этот аванс; в противном случае участь его незавидна.

2) Несоразмерность полученных благ или горестей с деятельностью человека может быть обусловлена тем, что человек получает воздаяние за свои действия прошлых жизней. Если мы не делая доброго, всё-таки получаем добро, может быть, мы в прошлых жизнях сложили себе хорошую судьбу; но не производя доброй кармы сейчас, мы только исчерпываем свои «резервы». Страдая теперь, даже если никому теперь не вредили, мы, может быть, расплачиваемся по счетам за деятельность свою в прошлых жизнях; поэтому можем радоваться – освобождение от страданий неминуемо. И если мы явно не сможем воспользоваться плодами своих дел в этой жизни, мы можем закладывать фундамент своих будущих существований – как на земле, так и в мире Надземном.

3) Не надо также забывать о том, что человеку обычному свойственно, к сожалению, мягко говоря, недооценивать степень вреда, наносимого им другим людям. Равнодушие, нечуткость, бестактность, нежелание понять, что другие могут чувствовать иначе, могут быть остро чувствительными к тому, что для нас не имеет значения… – всё это неизбежно приводит к накоплению самой тягостной кармы. Кто идёт по жизни таким разрушителем и мучителем, пусть не надеется, что незнание (вернее непринятие во внимание) последствий его мыслей, слов и действий спасёт от неизбежной расплаты.

Разная степень чувствительности, особенности в восприятии внешних воздействий могут таким образом быть причиной видимого отличия (и кажущейся несправедливости) в воздаянии разным людям. Хорошо, хоть и несколько утрированно, иллюстрируется это явление в одной из старинных индийских сказок о Бирбале, мудреце Акбара Великого, могольского правителя Индии. Приведём краткое содержание сказки.

«Бирбал был единственным индуистом среди мудрецов при мусульманском дворе Акбара Великого, поэтому и врагов было у него много. Акбар не внимал наветам на Бирбала, но одно из обвинений показалось ему серьёзным.

Призвав мудреца, падишах спросил: «Тебя обвиняют в чудовищной несправедливости; за одно и то же преступление ты назначил четырём людям совершенно несопоставимые наказания. Первого ты мягко укорял наедине; второго сурово отчитал перед старейшинами; третьего приказал высечь на городской площади, а четвёртому приказал отрубить нос и уши, и возить его целый день по городу на осле, в сопровождении глашатая, оповещавшего всех о совершённом преступлении».

Бирбал отвечал: «Первого я мягко укорил наедине, и он покончил с собой, не вынеся укоров своей совести. Второго я сурово отчитал в присутствии старейшин, и он отправился в добровольное изгнание. Третьего я приказал высечь на главной площади, и он теперь дрожит от стыда, сидит дома и не смеет высунуть нос на улицу. Четвёртому я приказал отрубить нос и уши, и возить его целый день по городу на осле, в сопровождении глашатая, оповещающего всех о совершённом преступлении. Но он только смеялся над нами, а сыну своему, попавшемуся по дороге, крикнул: скажи матери, что отец ещё немного покатается и приедет, пусть готовит ужин!». Падишах оправдал Бирбала».

Может появиться вопрос: что же, мы всё время ходим как бы «по минному полю», не зная, какое наше слово, действие, мысль окажется помощью или ударом для окружающих нас людей? Как можно оценить последствия наших действий, если мы не знаем особенностей других людей? Как уберечься от губительной кармы? – Ответ прост: надо избегать эгоизма и равнодушия, надо становиться более чуткими, внимательными и тактичными, и, главное, применять Великий Завет всех великих и мудрых людей, завет, который встречается и среди поучений Конфуция, и в христианском Евангелии: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

4) Иногда можно наблюдать следующую картину: хорошие люди, добрые и справедливые, находятся в очень стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности; в ряде случаев это трудно объяснить наличием давней дурной кармы, или опасностью излишнего благоденствия. Причина кажущегося несоблюдения закона кармы может состоять в том, что уровень получаемой благой кармы выше, чем просто карма материального достатка. Дело в том, что подлинным благом всякого человеческого существа является его эволюционирование, выражающееся прежде всего в росте, расширении его сознания, в утончении его восприятий, чувствований и выявлений. Таким образом, всё, что способствует продвижению человека по пути эволюции и является его благом, и возможности, служащие достижению этого блага, чаще всего не находятся в «материальной» плоскости.

Вместе с тем, и качество создаваемой, накапливаемой кармы может быть разноуровневым, и, соответственно, разноуровневым будет воздаяние. И человек более развитый, находящийся на высоком уровне утончённости и сознательности, может получить блага куда более существенные, чем его неразвитые собратья (которые в силу своей грубости не смогут воспользоваться высокими возможностями). Правда, и последствия дурных деяний такого человека будут более серьёзными.

В конечном итоге можно сказать, что развитые люди могут перейти на совершенно другой уровень «взаимоотношений» с мирозданием, на другой уровень кармы создаваемой и получаемой. А в соответствии с этапами духовного развития, и кармические «нематериальные блага» могут выглядеть совершенно различно для разных уровней. И нельзя при этом будет считать одни «блага» лучшими, чем другие, даже если они относятся к разным уровням: лишь бы они соответствовали этапу развития данного человека.

5) Часто сроки наступления кармических последствий зависят не только от носителя кармы, но и от связанных с ним людей: либо карма накоплена совместно, либо страдание одного может повлечь страдание другого, таких проблем не заслужившего. Так, добрые или дурные дела, задуманные, спланированные и совершённые группой лиц, приносят им добрые или дурные плоды одновременно, всем вместе – получается карма семьи, коллектива, класса (социальной группы), народности, нации… Исправляема эта карма должна быть также соединёнными усилиями. И народы (страны) страдающие или благоденствующие зачастую являют:

а) либо следствие такой коллективно накопленной кармы (представьте, например, ужасную судьбу народов, радующихся, одобряющих или являющихся причиной страдания других народов, или некоторых социальных (либо национальных) групп в своей же стране* );

б) либо созданную «Немезидой» специальную область для воплощения носителей определённой кармы, куда они притягиваются по сродству энергий (например, носители дурной кармы могут воплотиться в ужасных условиях, создаваемых в тех местах такими же, как они сами, дурными людьми; хорошие люди могут обрести будущие воплощения в чистых и справедливых странах, где они смогут развиваться и творить без помехи).

6) Помимо всего вышесказанного, сроки кармы могут определяться особыми планетарными и «историческими» условиями. Дело в том, что все народы, страны, крупные человеческие общности (т.н. «культуры» и «цивилизации»), и даже человечество в целом, – все развиваются по законам циклов, у всех есть взлёты и спады, точки максимального развития или падения. Кроме того, воздействия космические: лучи светил, прохождение землёй или всей Солнечной системой определённых пространств в пределах этой части Галактики – может предопределять особенности всех процессов, протекающих на нашей планете, от геологических до исторических. Всё это, конечно, обязательно будет влиять на особенности, качества и сроки кармы – как народной, так и индивидуальной.

III. Механизм действия кармы

Конечно, все согласны с тем, что действия, совершаемые нами, обязательно имеют последствия, и эти последствия должны так или иначе затрагивать нас, влиять на нашу судьбу. Это очевидно. Но почему все, даже мельчайшие, казалось бы, последствия отражаются на нашей жизни? Каким образом даже мысли наши, даже неосуществлённые и невысказанные желания накапливают нам определённую карму? Понять это можно, лишь изучив механизм действия кармы. А для этого нужно уделить внимание некоторым аспектам строения человека и Мироздания.

Итак, человек состоит из тела и так называемой «души». С этим согласны абсолютно все люди. Только сторонники грубого материализма полагают, что душа человека – это следствие химических процессов, протекающих в клетках мозга, этакое «марево» над «болотом» грубой материи; исчезнет «болото», исчезнет и «марево». Просвещённые материалисты в вопросе о душе сближаются со сторонниками религий и идеалистических учений (например, учения Гегеля, Льва Толстого и др.), утверждая, что душа может существовать независимо от тела, причём носителем её выступает материя более утончённая, разреженная и высоковибрационная, чем видимая материя наших тел и осязаемых нами предметов.**

* - Кто знает, какая судьба ждёт нынешнюю Россию, держащую в крайне угнетённом состоянии интеллигентные слои населения, и, в особенности, презирающую и мучающую учителей – людей, от чьего тяжёлого труда полностью зависит интеллектуальное и сердечное развитие всего народа.

** - Помимо видимых нами неосязаемых, или почто неосязаемых состояний материи (дым, пар, газ, плазма…), существуют и иные, более утончённые, регистрируемые приборами, или же фиксируемые только усилиями разума, «духовного зрения».

Сама же «душа», в свою очередь, состоит из высшей и низшей части. Отцы Церкви ранних веков говорят, что человека составляют дух, душа и тело. Есть и более подробные деления высшей составляющей человека. Дух – бессмертен; душа состоит из высшей, «соприкасающейся» с духом части, и низшей, близкой к телу части. На границе этих частей души и находится наше «я», наша земная личность, совершающая кармические действия.*

В Мироздании каждому из этих подразделений соответствует свой «слой»** утончённой, разреженной материи: огненная сфера Духа; возвышенный, сияющий мир высшей души – духовной мысли и энергии; более плотный, менее лучистый мир низшей души, сильнее всего связанный со всем происходящим на плотной земле; и, наконец, видимый нашими обычными глазами мир грубой материи, плотных предметов и тел. Будем называть их:

1) Мир Огненный (мир духа и мир высшей души),

2) Мир Тонкий (соответствующий низшей душе) и

3) мир плотный (мир физической материи).

В каждом из этих миров в каком-то смысле есть и существа разного уровня, этот мир населяющие, и материя этого мира, в которой они живут и действуют, и из которой они сами состоят. Мир плотный населён людьми, животными, растениями и микроорганизмами; причём можно сказать, что в определённом смысле все высокоорганизованные «существа»-тела состоят из сообществ одно- и многоклеточных микроорганизмов; и все эти создания используют в качестве материи-носителя разнообразные химические соединения. Мир Тонкий тоже населён «телами»-душами разного уровня, а также множеством существ иного уровня – сброшенными людьми тонкоматериальными оболочками (которые не сразу развеиваются-растворяются в пространстве), стихийными духами (элементалами) и т.д. И как в случае плотного мира, в мире Тонком основою всех более высокоорганизованных существ – тканью, из которых они состоят, – являются аналоги этих стихийных духов, тонкоматериальные частицы особых качеств; из них состоит тонкое «тело» нашей души. В Мире же Огненном кроме человеческих монад (состоящих из духа и высшей части души) есть и другие существа, иной эволюции, имеющие свою карму, в большинстве случаев не соприкасающуюся с кармой человечества. И высокие мысли – идеи и образы – «обитают» в Мире Огненном как живые существа, отдельные от тех, кто их породил*** . Эти идеи и огненные частицы составляют таким образом высшие души людей.

Стихийные духи, элементалы – это частицы тонкой материи, имеющие разное качество, в соответствии с которым они и обеспечивают проявление на уровне плотной материи всех явлений и процессов: камней и почвы, воды и пара, воздуха и огня, материи микроорганизмов и тел растений, животных и людей. Разные классы этих элементалов имеют разные уровни, от предельно материальных до утончённых до такой степени, что могут являться выразителями-носителями чувств и мыслей низшего порядка, порождаемых людьми и животными.

(Дело в том, что дух является движителем всего в Мироздании: огненный импульс начинается на высочайших уровнях Огненного мира, действует затем на всё более плотные слои материи, порождая соответствующие импульсы, движущие более плотными слоями материи. Таким образом действуют так называемые «законы Природы», источник которых грубоматериалистическая наука-синергетика пытается найти в фантастическом явлении «самоорганизации материи». Но это вовсе не означает «произвола» в природе, аналогичного произволу, царящему в мире людей. Эволюция материальной Природы в каком-то смысле сознательна, но подчиняется строгим законам Мироздания и Великому Плану мира Идей. Свободной волей, допускающей нарушение Законов, создающей тот вид кармы, о котором мы говорим в этой статье, обладают только люди – мы с вами.)

* - У духовного, высокоразвитого человека «я» находится «выше», соответствует духовной душе, оно пронизано огнём духа. У менее развитых людей «я» поглощено низшей душой, пребывая в более или менее полной зависимости от низших, животных страстей, желаний; высшая же душа их «спит», не может проявиться, предопределяя таким образом невозможность накопления кармы высокого качества.

** - На самом деле миры эти, состоящие из материи разной степени утончённости, находятся друг относительно друга «выше» и «ниже» в символическом смысле. В «географическом» же смысле они не слои, но взаимопроникающие планы, могущие находиться в одном и том же объёме (хотя, конечно, более тонкие слои часто занимают области, недоступные более плотным).

*** - Вспомним мир Идей – Эйдосов Платона, мир «первообразов» всех земных существ, вещей и процессов. Этот возвышенный образ деградировал сегодня до «мира архетипов» современной науки.

Легенды и предания всех народов земли знают явление стихийных духов – духов природы, но (в силу неистребимого желания человека видеть во всём собственные черты, своё отражение – антропоморфизировать) наделяют их в своём воображении сознанием, подобным человеческому. На самом деле, свободной волей элементалы не обладают, поэтому буддисты говорят о них не как о стихийных духах, но как о «дхармо-частицах», каждая группа (класс) которых обладает определённым качеством. Эти же частицы, обретшие определённые качества под воздействием человеческого духа и души, называются скандхами.

Общедоступное учение буддизма (большинства его популярных школ) выделяет следующие виды скандх: рупа-скандхи, ведана-скандхи, санскара-скандхи, санджня-скандхи и виджняна-скандхи. Рупа-скандхи отвечают за формирование физического тела человека, за его внешний вид и особенности. Ведана-скандхи «отвечают» за чувствования – ощущения человека, и за те низшие части души, которые обеспечивают чувствительность и реакции духовно-телесного организма. Санджня-скандхи отвечают за набор или систему интеллектуальных понятий и представлений, посредством которого человеческое существо осмысливает себя и всё окружающее. Санскара-скандхи образуются в процессе переживаний и действий человеческой души, и качество их обусловлено тем, что движет душой во время её действия – дух ею движет, или низшие животные страсти, просвещённый духом разум, или низший, лукавый и эгоистичный интеллект. Совокупность санскара-скандх определённого качества, накопленных человеком, образует черты его характера, достоинства и недостатки, способности и умения – т.е. силы души. Именно санскара-скандхи являются «материей кармы» в жизни каждого человека и всего человечества. И, наконец, виджняна-скандхи являются проводником сознания человека, как бы окнами, через которые дух пытается смотреть и действовать в мирах, низших по отношению к нему самому.

Как действует Карма?

Человек производит мысль. Если мысль не мертворождённая, то она не пополняет слой шелухи и «полуразложившегося киселя» тонкоматериальных отходов человеческой расы, а становится (за счёт сопровождающего её энергетического импульса – огненного движителя) активной действующей силой на тонком плане. «…каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путём присоединения, мы могли бы назвать это срастанием, к элементалу – то есть к одной из полуразумных сил в царствах. Она продолжает существовать, как активная сущность – порождённое умом существо – больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей её. Так, добрая мысль остаётся как активная, благотворная сила, злобная мысль – как злобный демон. И таким образом человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности. Буддист называет это своей «Скандха», индус именует это «Карма». Адепт выделяет эти формы сознательно, другие люди образуют их бессознательно» («Письма Махатм» / Письмо 5).

Т.о. последствия всякого выявления (мысленного, словесного, действенного) «привязываются» к человеку-деятелю так:

1) Тонкоматериальные частицы, из которых состоит душа* , создаются в момент мыследействия (а оно всегда сопровождает слова и действия тела)** , и становятся частью души делателя. Эта часть отныне будет существовать в душе в качестве активного источника энергии. Не всегда активность эта сразу заметна, но при выявлении сходных энергий в будущем, все накопленные ранее частицы будут «рваться в бой». Если таких накоплений (определённого рода, качества) будет много, то и сила действия их в душе человека может оказаться неожиданно велика. Например, вы, столкнувшись с чем-то, вас несколько раздражающим, захотите немного погневаться, но неожиданно для вас ваша реакция будет громадной, непропорционально сильной и долгой.

* - Эти тонкоматериальные частицы – скандхи, а именно – санскара-скандхи, при участии санджня-скандх, составляющих маномайякошу. Особенность процесса творения скандх будет рассмотрена особо.

** - Причём мысль, предпосланная слову или действию, может даже вроде бы не соответствовать действию или слову; в этом случае последствия будут и от того, и от другого, но сильнейшие и значительнейшие – всегда от мысли. «Как существуют три мира, так имеются три слоя мысли. Человек может мыслить единовременно в трёх слоях. Он может иметь земное мышление, под которым пройдёт тонкая мысль и где-то в глубине засияет искра огненная. Может быть, эти три слоя совпадут, и тогда получится сильное воздействие. Но обычно люди найдут разлад в своём сознании. Земное мышление может создавать как бы привлекательные идеи, но тонкое мышление может осудить их, зная их истинное происхождение. Огненная искра может иногда и вовсе не вспыхнуть. / Можно наблюдать, как человек одновременно может подпасть трём различным побуждениям. <…> Очень поучительно наблюдать, как сменяются мысли трёх слоёв. Не нужно думать, что земная мысль непременно будет хуже тонкой. Можно рассказать, как нередко земная мысль влекла людей к достойным действиям, но тонкая змеилась по пути, давно изжитому. Конечно, огненная искра будет всегда безупречной, но необходимо, чтобы она могла возгореться. / Мы следим за наслоениями мыслей и радуемся, когда три слоя могут быть в единении. Не забудем, что три слоя являются лишь основными делениями. В сущности, таких делений гораздо больше, но будем иметь в виду три основы, чтобы не усложнить наблюдения» («Надземное», 303).

Таким именно образом накапливаются качества характера.*

2) Созданные частицы-скандхи, встроенные в душу, притягивают из пространства сходные частицы – энергии, например, от встреченных людей, от людей, с которыми был установлен контакт, зримый или незримый (даже если вы кото-то увидели по телевизору, услышали по телефону или радио). Ну и, конечно, от развоплощённых сущностей, также от слоёв элементалов сходного качества, накапливаемых человечеством в пространстве, в тонкой оболочке нашей планеты. И всякий раз, когда вы будете являть сходные энергии, посылая импульсы, вы будете притягивать к себе эти слои, эти энергии извне, и будете пополнять мировую ткань, влияя на судьбу всего человечества, всей планеты. «Образ человека творится энергией человечества» («Зов», 16). Т.о. каждый из нас сам носит с собой своё наказание и своё воздаяние блага. Даже если люди нам не отомстили, или не отблагодарили нас, мы всё равно в проигрыше или в выигрыше. И эти последствия перекочуют и в нашу следующую жизнь, ибо «Предоставив душе, вырвавшейся наконец из когтей личностной жизни, достаточную, даже стократную компенсацию, карма с целым полчищем скандх ожидает её на пороге дэвачана, откуда Я вновь появляется, чтобы принять новое воплощение. Именно в этот момент будущая судьба отдохнувшего Я колеблется на весах справедливого воздаяния – ведь теперь оно вновь подпадает под власть действующего кармического закона. Именно в этом ожидающем его рождении, в рождении, избранном и уготованном для него загадочным, неумолимым, но, по справедливости и мудрости приговоров, непогрешимым Законом, наказуются грехи, совершенные этим Я в предыдущей жизни. Только отправляется оно не в воображаемый ад с театральным пламенем и смехотворными рогатыми и хвостатыми чертями, а именно на эту землю – на план и место свершения его грехов, где ему придётся искупать всякую дурную мысль и плохое деяние. Что посеяло оно, то и пожнёт. Реинкарнация соберёт вокруг него все те Я, которые прямо или косвенно пострадали от рук прошлой личности или даже при неосознанном её содействии. Немезида поставит их на пути нового человека, скрывающего в себе прежнее, вечное Я…» (Е.П. Блаватская «Ключ к Теософии» / «О награде и наказании Я»).

3) Наконец, согласно общемировому закону (действие равно противодействию) всякое выявление наше, затрагивая других – мысленным током, словом или действием, – приносит обратно «отдачу», реакцию. Тут действует не просто сродство энергий, частиц, тут связь более высокого порядка: процессы, инициированные вами в других людях и в пространстве, являются вашими детищами, вашими порождениями, с которыми вы связаны по закону родства (ибо все энергии, вами извергнутые, остаются частью вас самих, даже пребывая «вдали»** от вас). «Как телёнок находит свою мать из тысячи коров так и действия хорошие или плохие находят человека» («Чанакья Нити-шастра», Глава XIII, 15). Фактически, установлен энергетический канал, по которому идёт обмен энергиями, частицами определённого качества. Каналы, в зависимости от силы воздействия, от повторных импульсов, могут со временем ослабляться и исчезать, а могут и задерживаться надолго, фиксироваться, делаться основательными, «капитальными», создавая таким образом кармические связи, цепи кармы, остающиеся даже на следующие воплощения. Так образуются и кармические группы, носители групповой кармы.

* - В великих Книгах есть замечательный образ: мы ткём себе одежды тонкоматериальные – каждой мыслью, словом, действием. Это надо понимать практически буквально. Мы созидаем своё тонкое тело, в которое будет облечён наш дух облечён сейчас, и будет облечён даже после смерти тела плотного. «По рвению нашему получаем цвет духовной одежды» («Зов», 123). «Можно ли примириться с одеждою невежества, когда хитон красоты убран цветами Матери Мира? Как можем обычно провести день, когда по пути рассыпаны сокровища?» («Агни-Йога», 377). «Неужели для торжественной Обители Огненного Мира не приличествует запастись одеждою Света?» («Мир Огненный» I, 529). «Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. / Нелегка эта пряжа! Зная это, можно посадить семена человечности. Но следует сажать их преднамеренно, для высшей красоты возводится этот сад» («Надземное», 553).

** - Для тонкоматериальной сферы практически не существует расстояния.

На то, какую жизнь мы проживаем сейчас, влияют переживаемые нами в прошлом состояния и совершаемые поступки. И на то, сколько в нашей жизни будет положительных и отрицательных моментов оказывает влияние созданное нами самими прошлое. Об этом очень хорошо говорит теория кармы, в этом материале мы рассмотрим её, а также основные законы кармы.

Закон Кармы является одним из основных законов Вселенной. В научной сфере он известен под названием закона причины и следствия.

Его сокращенная формулировка следующая:

«На каждое из действий приходится свое противодействие».

Об этом же рассказывается в знаменитых Ведах:

«Для каждого из наших действий, в каком бы виде они не были проявлены — как мысли, чувства, слова или же физические воздействия, во Вселенной находятся определенные противодействия. А будут ли они выражены в виде награды либо наказания — на это укажет совершённый человеком поступок.

При этом в своей обыденной жизни люди зачастую так и не дожидаются полагающегося им вознаграждения или наказания, так как оно регулируется такими же людьми. Но за тем, чтобы этот закон соблюдался на уровне Вселенной тщательно следит Творец.

Судьба — что это и кто ее создает?

Наверное, невозможно найти такого человека, которого бы не тревожили вопросы кем он является в действительности, почему он появился в семье с именно такими, а не другими условиями, в таком городе, с такой внешностью, материальным положением и так далее. Кроме этого, люди постоянно ищут причину своих страданий, пытаясь понять, что же они делают неправильно.

Каждый человек от рождения уже обладает определенной судьбой с чередой зафиксированных в ней событий. Узнать свою судьбу можно по линиям на ладони (хиромантия), а также, составив персональный гороскоп.

То, что судьбу можно предсказать, доказано уже давно — так многим знаменитым людям еще в детстве открыли их судьбу не менее знаменитые провидцы. Учёные полностью отрицают возможность предвидения будущих событий, они убеждены в том, что все в мире хаотично. В действительности же будущее, предсказанное с вероятностью хоть в несколько процентов, уже не может быть хаотичным или случайным.

Сюда же относится и современная христианская доктрина (именно современная, ведь изначально у славян присутствовала вера о перерождении, которую впоследствии исключили).

Если задать любому христианскому проповеднику вопросы: «Почему некоторые маленькие дети страдают от тяжких патологий и умирают?» или «Почему одни люди появляются на свет в богатых семьях, а другие вынуждены на протяжение всей жизни страдать от безденежья?», вряд ли они смогут дать на них вразумительный ответ. Что же касается концепции о переселении душ, то здесь можно получить ответы на любые свои вопросы.

Судьба является совокупностью всех плохих и хороших поступков, которые человек совершал ранее. Знание этого помогает улучшить свое настоящее, ведь человек уже начинает задумываться, прежде чем совершить что-то плохое, зная, что по итогу оно обернётся против него же. Дальше рассмотрим основные законы Кармы.

Какие существуют законы кармы

На сегодняшний день о понятии кармы слышал, наверное, каждый человек. Разные люди наполняют это слово разным значением, а многие «эксперты» предлагают свои услуги по очистке кармы. Часто они при этом даже не знают, что на самом деле скрывается под этим словом.

В переводе с санскрита слово «карма» обозначает «действие». К ней относятся такие виды понятий:

  • санчита — является кармой, накопленной в прошлых реинкарнациях;
  • прарабдха — представляет собой часть аккумулированной кармы, которая относится к настоящему воплощению;
  • крияман — та карма, которую мы создаём в своем настоящем;
  • агами — карма будущих жизней при условии, что настоящая жизнь не является последней.

Теперь рассмотрим все законы кармы с их трактованием.

1-й закон (называется также Великим)

Мы все знаем его по поговорке «Что посеешь, то и пожнёшь», а ещё он известен под понятием причинно-следственного закона. Объясняется он просто: человек, желая быть счастливым, жить в мире, любви и дружбе, должен нести то же самое по отношению к другим людям. Всё, посланное нами, обязательно возвращается обратно.

2-й закон (известен под Законом Творения)

Человеческая жизнь не является случайностью или недоразумением, в ней нужно постоянно участвовать и прилагать усилия. Мы являемся частью тела Вселенной, обладая при этом, как внешней, так и внутренней стороной.

Если вы хотите иметь гармоничное внутреннее состояние — учитесь быть независимыми от окружающего мира. Всегда будьте только собой — общайтесь с теми, к кому тянется душа, занимайтесь тем, что доставляет вам удовольствие и вы будете счастливы.

3-й закон (называется Законом Смирения)

Если вы хотите изменить какую-то ситуацию, сначала вам необходимо её принять. Если вы имеете недругов, а какие-то из черт характера или привычек ваших близких вызывают у вас раздражение, самым верным решением станет перенести акцент на что-нибудь другое. К примеру, не концентрируйте своё внимание на врагах, а больше на друзьях. И старайтесь замечать больше позитива, чем негатива.

4-й закон (называется Законом Роста)

В жизни большую важность имеет наш путь, чем его конечная точка. Человеку намного важнее измениться самому, чем ждать, пока изменится его окружение, город, страна, технологии и так далее.

В действительности всё, чем мы обладаем — это лишь наша жизнь и время. Все изменения начинаются с нас самих и только потом они переносятся на людей вокруг нас.

5-й закон (называется Законом Ответственности)

Если вы систематически сталкиваетесь с какими-то трудностями в жизни, их источник находится в вас самих. Мы являемся зеркалом окружающей реальности и, наоборот, наша реальность является зеркалом нас.

6-й закон (называется Законом общем взаимосвязи)

Даже кажущиеся на первый взгляд незначительными поступки на самом деле имеют огромное значение, так как всё в нашей Вселенной тесно связано. Из каждого предыдущего шага вытекает последующий.

Для завершения дела оно сначала должно быть начато. Между прошлым, настоящим и будущим есть очень , вы никогда не сможете начать полностью новую жизнь, ведь за плечами у вас останется старый опыт.

7-й закон (называется Законом Фокуса)

Человек не может думать одновременно про две вещи. Поэтому, если вы концентрируетесь на чём-то важном (например, на духовных ценностях), то уже не можете думать о жадности или гневе.

8-й закон (называется Законом дарения и гостеприимства)

Вы убеждены, что в чём-то заключается истина? Тогда приготовьтесь доказать это на своём личном опыте. Если же такой готовности у вас нет — значит, вы обладаете только мнением, а не реальными познаниями. Мы можем знать только то, что испытали практически.

9-й закон (называется Законом «Здесь и сейчас»)

Когда вы начинаете думать о прошлом или будущем, то автоматически отстраняетесь от происходящего с вами в настоящий момент времени. Вы рискуете из-за старых мыслей, моделей поведения, а также желаний прошлого упустить что-либо новое.

10-й закон (называется Законом Перемен)

В вашей жизни будут возникать одни и те же ситуации до тех пор, пока вы не получите из них нужный вам урок и не измените стратегию своего поведения. Наивным было бы совершая из раза в раз одну ошибку ждать разного результата.

11-й закон (называется Законом терпения и награды)

Чтобы получить любую награду, сначала нужно приложить усилия. Непреходящей ценностью отличаются лишь те награды, для которых приходится трудиться постоянно.

Настоящее удовлетворение от жизни заключается в том, чтобы заниматься тем, к чему лежит душа и сохранять уверенность, что это рано или поздно даст свои положительные плоды.

12-й закон (называется Законом Вдохновения)

Человек получает только то, что он заслужил.

Чтобы познать настоящую ценность чего-либо, нужно посчитать, сколько сил и энергии было вложено в это дело.

Совершая вклад в своё благополучие, вы вкладываете также и в благополучие всего человечества.

Только те люди, которые любят делать других счастливыми могут получить что-то по настоящему ценное и вдохновляющее.

В завершение темы просмотрите познавательное видео:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Наше положение в настоящем определяется нашим состоянием и поступками в прошлом. Все наши успехи и неудачи являются результатом наших собственных дел и мыслей.

Один из основных законов Вселенной - Закон Кармы , или, как его называют в научном мире, закон причинно-следственной связи. Коротко его может сформулировать даже школьник: каждое действие имеет противодействие.

То же самое утверждают и Веды : «На каждое наше действие, будь то мысль, чувство, слово или физическое действие, у Вселенной есть определенное противодействие, а награда это или наказание - зависит от поступка. И если в обычной жизни человек может так и не дождаться награды или наказания от правительства, органов правосудия, окружающих людей - так как они сами находятся под влиянием этого закона, то на вселенском уровне за соблюдением этого закона следит сам Творец. «Даже травинка не шелохнется без воли Бога». Именно закон кармы и формирует судьбу человека.

Вся наша жизнь и деятельность связана с окружающим миром, однако, зависит она не только от внешней среды и тех людей, которые нас окружают, но и от поступков, совершенных в прошлых жизнях. Совершаемое нами можно сравнить со снежным комом, который мы катим в надежде докатить его до определенного места. Чем дольше мы его катим, тем тяжелее он становится. Мы катим ком своих грехов всё дальше и дальше, вес его увеличивается и, в конце концов, он становится неподъемным. И так как мы не можем докатить его до намеченного места, то планы наши рушатся.

Так действует закон кармы : рано или поздно придётся страдать за содеянное. Человек должен понять, что ему никогда, ни при каких обстоятельствах не следует поступать бездумно, потому что любая деятельность так или иначе приводит к определенным результатам, причём, не всегда ожидаемым. Любой поступок оказывает воздействие на окружающую среду, на людей, и это воздействие фиксируется в тонком теле (в уме) того, кто его совершает.

Что такое судьба и откуда она берется?

Надеюсь, каждый читатель задумывался над вопросами: «Кто я? Почему я родился в этом месте и в этой семье?», «В чем смысл моей жизни?», «За что я страдаю?» - именно с этих вопросов и начинается по-настоящему человеческая жизнь. Если же человек думает только о том, как поесть, поспать, совокупиться и защитить себя, то он ничем не отличается от животного. У каждого человека есть судьба - рождается младенец, и у него есть линия жизни, есть натальная карта, которая позволяет без труда определить основные вехи судьбы.

Есть очень много великих людей (да и не великих, кстати, тоже), которым еще в детстве предсказали их судьбу - это Александр Македонский, А. С. Пушкин, президент Кеннеди и другие. Также все знают, что во все времена были великие провидцы, такие, как Ванга и Нострадамус, которые с большой точностью предсказывали будущее. Все это полностью опровергает взгляды тех ученых, которые считают, что все в этом мире случайно. Но будущее, которое предсказано с точностью хотя бы в несколько процентов, уже не случайно. Также это, мягко говоря, дополняет современную христианскую доктрину (я подчеркиваю: современную, так как первые триста лет христиане верили в реинкарнацию. И лишь на одном из первых вселенских соборов трактат о переселении души был исключен - это исторический факт).

Спросите любого христианского проповедника: «Почему есть дети, которые умирают тяжелой смертью, и куда они идут?», «Почему один рождается в семье миллионера и не знает, что такое болезни, а кто-то рождается в бедной семье и всю жизнь страдает?» Но если мы примем концепцию о переселении душ и закон кармы, то все встанет на свои места.

Судьба - это совокупность благочестивых и греховных поступков, совершенных нами в прошлом. И, поняв это, мы начнем понимать, что всё, включая наше здоровье, намного в большей степени зависит от наших мыслей и поступков, чем от вида таблеток и профессионального уровня врача.

Классификация кармы

Так как сейчас слово «карма» известно, и разные люди, произнося его, вкладывают в него разный смысл, появилось много «специалистов» по карме, которые утверждают, что могут «почистить» вашу карму. Не зная при этом, что же подразумевается под словом «карма».

Карма - значит «действие» (санскрит). Она включает в себя следующие понятия:

санчита - карма, накопленная в предыдущих жизнях;
прарабдха - часть аккумулированной кармы, определенная для нынешнего воплощения;
крийяман - карма, создаваемая нами в настоящей жизни;
агами - карма будущих воплощений, если теперешнее не последнее.

Есть также викарма , она включает в себя:

антиродительскую карму;
антисемейную карму;
антисоциальную карму;
античеловеческую карму.

Акарма:

Тот, кто достиг определенного уровня любви к Богу, уже не имеет обязанностей, однако его карма остается. Достичь акармы можно, занимаясь своей деятельностью с полной непривязанностью, без стремления к результатам, с любовью.

Результаты этих видов кармы различные:

акарма ведет к спасению;
викарма - к наказанию свыше, череде ужасных воплощений и бесконечным страданиям;
карма может вести к акарме и викарме.

Элемент акармы ведет к спасению, а элемент викармы - к рабству.

Карма, таким образом, содержит четыре элемента . Объясним их подробнее.

Санчита-карма - полный совокупный остаток кармы. Только человек производит карму, животные же пребывают в состоянии Бхога-Йони, в котором они могут только страдать или радоваться и не могут ни создать, ни ликвидировать карму, как это делают люди. Санчита-карма - это карма, созданная личностью в ее предыдущих человеческих воплощениях. А прарабдха является частью санчиты, определенной на данное воплощение. У нее есть как позитивная, так и негативная сторона. Человеческие радости и достижения проистекают из положительной ее стороны, а несчастья и потери - из отрицательной. Другую часть санчиты можно описать как ранее созданные побуждения, могущие войти в теперешнюю жизнь в любой момент. И когда люди неожиданно делают нечто такое, чего они меньше всего ожидали, то это может быть результатом именно такого побуждения.

Следовательно, человеческая жизнь - это история прарабдхи и побуждений, для которых нет здравого объяснения с точки зрения наследственности и влияния окружающей среды.

Поведение личности , таким образом, формируется четырьмя факторами: окружением и наследственностью , прарабдхой и мотивациями , имеющими источник в предыдущей жизни.

Крийяман-карма - это область, в которой человек может сам улучшить или испортить свою судьбу. Только в этой достаточно ограниченной области он может наслаждаться свободой действий. Хотя мотивации предыдущей жизни и прарабдха часто создают конфликты.

Лучший совет, который все великие йоги дают людям, - это сознательно проживать (перестрадать) прарабдху. И творить добрые дела в области крийяман. То есть смиренно и терпеливо принимать то, что нельзя предотвратить, и в области свободы воли совершать действия, которые приближают нас к акарме, трансцендентному уровню.

Напоследок, приведу для примера русские народные кармические пословицы:

Не плюй в колодец, водицы пригодится напиться.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Кому сгореть, тот не утонет.

Я его выручил, а он меня выучил.

За битого, двух небитых дают.

Все новое - есть недоделанное старое.

Женился на скорую руку, да на долгую муку.

О больное место скорее и стукнешься.

Голому разбой не страшен.

Кармический же мотив имеет басня Крылова «Стрекоза и муравей».

Закон Кармы носит глобальный и всеобъемлющий характер. Попробуйте ответить на такой вопрос: Почему кто-то рождается принцем Монако, а кто-то потомственным оленеводом (без шуток)?

Если каждому был бы предоставлен свободный выбор, много ли нашлось бы желающих родиться в тундре? Можно предположить, что существует некий закон, более сильный чем человеческие желания и возможности, который и определяет кому где рождаться и как жить. Все это - проявление закона Кармы.

Карма завораживает. Она вызывает чувство близости к тайне. Поэтому у всех нас возникают вопросы. В этой статье я постараюсь ответить на некоторые из них. Но сначала давайте посмотрим на основные принципы кармы с точки зрения учения йоги.

Закон кармы. В переводе с санскрита корень «карма» означает действие — все, что мы говорим, делаем или о чем думаем. Вообще традиция йоги определяет понятие «карма» тремя разными способами. Первое — действия, которые мы совершаем в настоящий момент, второе — влияние, которое наши прошлые деяния оказывают на наш характер и жизненный опыт, третье — то, что на Западе часто называют словом «судьба». Когда мы говорим о каких-либо событиях жизни «это карма», мы, скорее всего, используем второе значение слова, имеющее отношение к тому факту, что мы в данный момент пожинаем результаты чего-то сделанного в прошлом.
Мистическая йогическая концепция кармы — признание того, что мысли и действия трансформируют мир, он создается вновь и вновь нашими поступками и мыслями. Это первый принцип кармы: действия имеют последствия. Закон кармы, как его описывает традиция йоги, — это прежде всего закон причины и след­ствия. Это то, что заставляет нас меняться, расти и развиваться. Это сила, стоящая за всеми изменениями.
Многие думают о карме как о наших собственных действиях и их последствиях. Тем не менее мы не живем в вакууме. Согласно традиции йоги, на нас влияет не только наш собственный выбор, но и коллективная карма нашего времени и места, точно так же как и силы, действующие на планетарном и даже космическом уровне. Мы можем смотреть на Вселенную как на гобелен кармы, сотканный из действий, намерений и их след­ствий. Примеры всем извест­ны: взмах крыла бабочки в Гонконге влияет на ураган, формирующийся в Южной части Атлантического океана; финансовый кризис на Уолл-стрит влияет на жизнь фермера в Аргентине. Наш личный жизненный опыт неразрывно переплетен с целым.

Измените свои привычки. Второй принцип кармы: наши прошлые мысли и дей­ствия помогли создать нашу жизнь в настоящем, наши нынешние мысли и действия имеют огромное влияние на наше будущее. Вы, может быть, знаете пословицу: «Если вы хотите узнать, что сделали в прошлом, посмотрите на вашу жизнь. Если вы хотите узнать, каким человеком вы станете в будущем, посмотрите на то, о чем вы думаете и что делаете сейчас». Вот где карма становится интересной и, может быть, таинственной. Традиции буддизма и йоги вместе с ортодоксальным иудаизмом учат, что наше индивидуальное сознание движется через множество жизненных циклов. В «Йога-сутрах» Патанджали говорит, что наши прошлые мысли и действия оставляют отпечаток в нашем подсознании. Эти впечатления, известные как самскары, хранятся в нашей памяти. Они — следы, которые проявляются в виде ментальных привычек и тенденций.
Взятые вместе, эти ментальные привычки и тенденции определяют наш характер и создают фильтры, через которые мы смотрим на мир. Наша прошлая карма выражена в этих собранных самскарах, которые еще называются кармическими тенденциями, причинами, кармическими импринтами или кармическими шаблонами. Самскары отражают нашу прошлую карму, и они же помогают определить то, как мы будем действовать в будущем. Изменяя свои привычки, можно создать новые самскары и, таким образом, новые кармические послед­ствия. Но верно и обратное — изменение способа мышления, самскар, влияет на наши поступки. Как говорит пословица: «Сей мысли — пожинай привычки, сей привычки — пожинай характер, сей характер — пожинай судьбу».
Если коротко: хранящиеся в уме впечатления — подсознательная память прошлых мыслей и действий. Они являются корнями, причинами нашего будущего опыта. Поэтому, если мы хотим изменить жизнь, будет правильно прежде всего рассмотреть наши привычные способы мышления.

Хорошая карма — плохая карма. Согласно традиции йоги, наши самскары из прошлых жизней определяют то окружение, в котором мы родились, — родителей, темперамент и прочее. Безусловно, основа данной идеи — концепция реинкарнации, которую, может быть, трудно полностью принять некоторым западным ученикам. Но даже если вы не верите в прошлые или будущие жизни, принять базовые постулаты кармы полезно: это поможет вам понять свою жизнь. Йога учит, что ваши прошлые действия и мысли создали определенный шаблон, из которого можно выйти, вырасти здесь и сейчас. Если вы хотите понять, как все это работает на практическом уровне, запишите на листе бумаги три ваших ярких способности или успешных сферы деятельности. Традиция йоги определяет это как хорошую карму. Теперь запишите три основные проблемы в жизни— эмоциональные или ментальные блоки, области, где жизнь сложна (например, ваше здоровье, семью) или другие источники страдания и дискомфорта (другими словами, вашу негативную карму).
Подумайте над тем, как переплетение позитивных и негативных аспектов вашей жизни привело к вашему личностному росту и трансформации. Как помогли вам вырасти борьба и раны? Как успешные сферы жизни помогли испытать успех и удачу? То есть как ваша позитивная и негативная кармы сплетены вместе, помогая вам стать тем, кем вы являетесь в настоящий момент?

Выбирайте мудро. В то же время изменение кармы включает и изменение повседневной жизни. Часто, чтобы изменить наши привычки, которые удерживают старые кармы, нужно принимать маленькие, работающие в совокупности решения. Ваши действия имеют решающее значение. В конце концов, вы — результат собственных поступков. Действия важны не только для ваших личных отношений и персонального духовного опыта, но и для великого кармического сплетения — жизни на планете в целом. По мере того как вы будете применять кармические уроки в вашем собственном путешествии и трансформации, вы сможете изменить сознание людей вокруг вас — вашей семьи, социального окружения и даже всего мира.

Правильное действие. Несмотря на то что теория кармы предполагает, что ваше настоящее находится под влиянием мыслей и действий прошлого, ваше будущее имеет отношение ко всему, что вы делаете сейчас. Йогин Васиштха обобщил глубокую правду о карме, сказав: «Нет более великой силы на земле, чем правильное действие в настоящий момент». Это третий и самый важный принцип кармы: вы всегда имеете выбор поступать или думать определенным образом. Даже если сейчас не все получается так, как бы вам хотелось, закон кармы говорит, что позитивное усилие, которое вы делаете, обязательно принесет плоды.
Это работает и на материальном, и на духовном уровне. Не важно, желаете ли вы просто изменить привычку или хотите пробудить ваше истинное Я. Если вы будете продолжать прикладывать усилия, вы достигнете цели. Ваши прошлые действия могут создать для вас некоторые препятствия, но настоящие действия помогут преодолеть их. Итак, согласно учению кармы, каждый момент — это результат вашего прошлого и зерно будущего.

Вопрос: Когда со мной случается что-то плохое, означает ли это, что я сделал что-то, чем заслужил это?
К сожалению, некоторые люди очень упрощают понимание того, как карма работает. Я не могу точно сказать, сколько раз слышала, как кто-то говорил другу, переживающему череду трудных обстоятельств в работе или личной жизни: «Ты, должно быть, сделал что-то, чем навлек это на себя». Конечно, если вы застряли в пробке, то можете опоздать на самолет, если постоянно едите вредную пищу, то, скорее всего, наберете вес. Однако во многих ситуациях действие кармы не так просто и понятно. Не существует легких, однозначных ответов на вопрос, почему случаются плохие вещи. Иногда мы пойманы в коллективную карму времени и места. Например, если вы живете в воюющей стране, эти условия очевидно будут влиять на вашу жизнь. Если вам повезло родиться в процветающей стране, вы будете иметь возможности, недоступные в других частях мира. Некоторые вещи происходят с нами случайно или являются результатом стечения обстоятельств, включающих других людей, политические и экономические ситуации, окружающие факторы и так далее. Любое тонкое понимание причины различных бед должно включать множество факторов — погоду, ошибки других людей, генетику и зачастую банальное невезение. То есть наше внутреннее отношение влияет на наш внутренний опыт. С йогической точки зрения большинство из нас несет воспоминания о ранах и несправедливостях прошлого. Также мы храним самскары собственных ран или боли, причиненной другим. Они могут сделать нас более предрасположенными к тому, чтобы в данный момент стать жертвой или палачом. Однако чем активнее мы выносим свои страхи и скрытые шаблоны в сознательную область психики через практику йоги и другие инструменты личностного роста, тем больше шансов изменить свое отношение к проблеме. А это первый шаг к изменению поведения, которое постепенно окажет эффект на обстоятельства нашей жизни. Ложное облегчение часто приносит мысль о том, что трудные обстоятельства — результат прошлых действий. На самом деле одна из йогических точек зрения считает: когда у вас случается несчастье или вы переживаете потерю, смотрите на это как на очищение от негативных прошлых карм. Впервые я узнала об этой концепции 25 лет назад, когда путешествовала по Индии и мои ботинки украли у дверей храма. Я пожаловалась моему индийскому спутнику, а он сказал: «Вместо того чтобы расстраиваться, будь благодарна. Подумай — еще на одну плохую карму меньше». Другими словами, одно из моих прошлых негативных действий было сбалансировано моими страданиями от потери ботинок. Осознание того, что неприятное событие может быть разрешением старой кармы, поможет вам меньше чувствовать себя жертвой.

Вопрос: Что такое кармические отношения? Как я узнаю, что нахожусь в них?
В каком-то смысле все, кого мы встречаем в жизни, — люди, с которыми у нас есть общая карма. Но по-настоящему кармические отношения — те, в которых у вас есть сильное, почти фатальное ощущение связи с другим человеком. Вы можете чувствовать, что хорошо знаете другого человека, даже если только встретились. Вы знаете, что находитесь в кармических отношениях, когда вас необъяснимо влечет к кому-то, когда человек имеет сильное влияние на вашу жизнь или когда вы пытаетесь выйти из отношений, но не можете.
Если дело касается отношений, неожиданное и быстрое влечение может быть сигналом, что в игру вступили кармические отношения. Чаще всего чувство влюбленности — крюк, который тянет вас туда, где будет действовать карма. Через несколько лет, когда чувство влюбленности пропадет, вы можете удивляться, как попали в эту ситуацию со своим партнером. Ответ заключается в том, что вам вместе нужно что-то проработать. С йогической точки зрения карма — магнит, который сводит людей вместе, и клей, который их держит.
Другой признак кармических отношений — естественное чувство долга. Иногда вы чувствуете, что должны другому человеку. В другой раз вы ощущаете, что человек обязан вам. Выплата кармических долгов зиждется именно на этом равновесии. Если вы ощущаете отношения как кармические — не важно, с партнером, ребенком, родителем или боссом, — попытайтесь понять внутреннюю динамику игры. Если вы понимаете, что внутренняя динамика в определенных отношениях имеет негативные аспекты, вы можете сделать выбор, который разорвет этот цикл. Начните формировать сильное намерение сделать поворот в вашем сознании или поведении и потом выясните, какие шаги вы можете сделать, чтобы начать привносить эти изменения в жизнь.

Вопрос: У меня проблема с деньгами. Говорят, что это результат плохой денежной кармы. Что я могу сделать, чтобы изменить ее?
Изменение негативной кармы включает работу с вашим отношением и вашим поведением. С практической точки зрения важно приобрести необходимые знания в той области, которую вы считаете проблемной. В вашем случае вы можете получить полезные навыки планирования бюджета, пройти курсы повышения квалификации и так далее. Тогда, вместо того чтобы казнить себя за финансовые неудачи, вы сможете напомнить себе, что вы учитесь справляться с трудностями. Вместо того чтобы думать: «У меня плохая денежная карма», — скажите себе: «Это та сфера жизни, в которой я учусь».

Вопрос: Может ли йога помочь изменить мои кармические установки?
Ваши самскары определяют, как вы взаимодействуете с другими и как реагируете на происходящее в жизни. Чем больше вы можете очистить и изменить ваши самскары, тем легче изменить поведение. Практики йоги и медитации могут служить мощным инструментом преобразования этих внутренних тенденций.
В йоге принцип активного изменения кармы называется «тапас». Тапас подобен внутреннему огню, который растворяет внутренние кармические шаблоны и лежащие под ними самскары, запертые в теле и уме. Асаны могут очистить наши блоки в теле, а практика мантр по­может убрать ментальные шаблоны, такие как разрушительные внутренние диалоги и глубоко укорененные представления о себе. Эти шаблоны часто выражаются в виде повторяющихся мыслей (например, «Я не могу ни в чем преуспеть», «Я один в этом мире» , «Жизнь несправедлива»). Мантра заменит эти мысли и создаст новые ментальные шаблоны. Медитация может открыть вам доступ к чистому восприятию, суть которого — свобода и радость. Как утверждают многие практикующие медитацию, это может привести к глубоким и спонтанным изменениям в вашем образе мышления, отношениях и даже направлении вашей жизни.

Практики, которые смогут посеять зерна позитивных изменений в вашей жизни

1. Начинайте день с позитивной установки. Например, «Я наполняю счастьем жизнь окружающих», или «Я нахожусь здесь и сейчас, когда общаюсь с людьми», или «Я эффективно выполняю свою работу, поэто­му могу провести свободное время на природе». Обратите внимание на то, как намерение определяет весь ваш день.

2. Четко определитесь с мотивацией. Один из ключей к созданию позитивной кармы - действовать с позитивной мотивацией. Например, когда вы собираетесь сделать критическое замечание по поводу кого-то, проверьте, почему делаете это. Если вы заметите скрытое чув­ство зависти или собственного превосходства, лучше запереть рот на замок или, наоборот, сказать комплимент.

3. Действуйте на благо других. Некоторые действия и мысли создают позитивные самскары, которые неминуемо приводят к позитивному жизненному опыту. Примите решение делать что-то доброе каждый день в течение недели. Откажитесь от лишнего латте и вложите эти деньги в личный благотворительный фонд помощи. Пообедайте с человеком, которого в офисе все игнорируют. Соберите мусор с обочины. Помогите раздать еду или игрушки в приюте. В конце каждого дня записывайте в дневник, что вы сделали и что при этом чувствовали.

4. Избавьтесь от плохой привычки. Иногда банальный отказ от маленькой привычки может изменить кармический шаблон и привести к тонким, но глубоким изменениям в жизни. На одну неделю решите, что не будете потворствовать одной из ваших плохих, непродуктивных привычек. Начните с чего-то простого - например, в момент, когда вы решаете поспать «еще пять минуточек», вместо того чтобы встать и заниматься, поступите по-другому - просто расстелите коврик для йоги и начните практику. Будьте терпеливы к себе, когда работаете с собственными привычками. Если вы оступитесь, простите себя и в следующий раз попробуйте заново!

5. Позаботьтесь об окружающих. Корень большинства негативных кармических привычек - эгоизм. Одно из противоядий в данном случае - забота об остальных и добрые дела. Один из самых мощных существующих способов создавать позитивные самскары - делать что-то не только для себя, но и во имя блага мира вокруг вас.

Закон кармы

Парамханса Йогананда

Ваше физическое тело не создано только одним Богом. Также и вы сами много потрудились над его созданием. Бог создал вас по образу Своему и подобию, однако некоторые из вас осквернили это Божественное подобие. Некоторые лица отражают благочестие, но другие отражают зло и жестокость. Это происходит в результате вашей настоящей жизни и вашей деятельности в прошлых ваших жизнях. То, что вы посеяли, то вы и пожнете или теперь, или в вашем будущем. Нет другого выхода, кроме контакта с Богом и реализацией Бога. Бог вас не наказывает, не награждает. Вы сами являетесь своим собственным судьей. Или вы сами себя связываете злом, или освобождаетесь посредством Бога.Карма является законом действий. Специфические образы движений ума называются “действиями”. Каждое действие, исполненное ментально или физически, сознательно или несознательно, обладает специфическим воздействием на человеческую жизнь. Влияния этих действий, как хорошие, так и плохие, в настоящей жизни остаются запечатленными в подсознании, и те, которые перенесены из прошлых жизней, скрыты в сверхсознании, подобно семени они готовы взойти и приспособиться к влияниям окружающей среды. Такие следы или впечатления не остаются в подсознании или сверхсознании, если действия не идентифицированы с чувствами или личной привязанностью. Идеал не является бездеятельным, однако он является скорее познанием переживаний, без пожелания плодов действий. Деятельность необходима, однако ее следует исполнять с бескорыстным стремлением, если хотите избегнуть кармических оков.“Пурушкара” является наименованием семян, созданных нашими настоящими действиями. “Самскара” - означает семена действий нашего прошлого. Действия, исполненные свободной волей и сознанием, называются “свободным действием”, или “пурушкарой”, что означает, что действие исполнено свободной волей. “Самскара” означает действие, исполненное под влиянием чего-либо. Те действия, которые подпадают под название “самскар” это привычки или действия прошлых жизней, проявившиеся в привычках или инстинктах нашей настоящей жизни. Это является внутренней средой, которая господствует над нашей жизнью. Затем еще имеется и внешняя среда - планеты, вселенная, нации, окрестности, книги и т.д. Все это влияет на человеческую деятельность.Свобода не означает возможность делать все, что вздумается. Вы должны понять, в какой мере вы являетесь свободными и насколько вы подвержены влиянию плохих привычек. Быть хорошим только потому, что уже вошло в привычку быть хорошим, не является свободой. Быть искушаемым - не плохо, однако быть способным побеждать искушения является высоким достижением и свободой, потому что вы тогда руководствуетесь свободной волей и свободным выбором. Казаться хорошим, не будучи хорошим - это только привычка, но действовать единственно только потому, что вы думаете, что вы должны быть хорошим, и потому, что у вас имеется сила воли быть хорошим - это истинная свобода. Это даст вам истинную свободу.

Закон действий основан на законах причин и следствий

Закон действий, или закон кармы, является научным (подчиненным закону причин), философским, моральным и практическим.

Ибо Господь есть Бог ведения, и дела у него взвешены. (1 Царств 2,3)

Когда все зародыши злых стремлений искоренены из мозга, тогда каждая микроскопическая мозговая клетка превращается в чудесный престол мудрости, вдохновения и здоровья, эти клетки поют и славят могущество Божие для интеллектуальных телесных клеток. Такие люди являются воистину свободными. Они рождаются только для того, чтобы осушать слезы других. У подобных людей имеется невидимая целительная аура света. Куда бы они ни пошли, повсюду они распространяют свет благополучия и здоровья.

Ваша карма не может быть изжита без контакта с Богом. Когда вы достигнете единения с Отцом, когда вы и ваш Отец будете Одно, тогда искоренятся все зародыши кармы. Вы должны уничтожить старые зародыши плохой кармы огнем мудрости, и тогда они больше не взойдут. Внесите внутрь вас свет мудрости, и вы искорените всю нежелательную тьму бывших дел и будете свободными в Боге.