Чего же еще нужно феминисткам? Чего хотят феминистки и чем их желания грозят тебе.

Материал подготовлен в партнерстве с «Коалицией за Равенство», которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека.

Феминизм - что это?

Во многом феминизм воспринимается как борьба за права женщин. Однако это определение не совсем точное. Феминизм - это борьба за равенство и равноправие между мужчинами и женщинами . То есть, это справедливое требование женщинами таких же прав и отношения со стороны общества, какими обладают мужчины.

Разве женщин в Кыргызстане притесняют - они же равны с мужчинами?

В Кыргызстане складывается ошибочное представление, что это равенство и так есть - женщины могут выбирать те же самые профессии, что и мужчины, получать образование и одеваться так, как они хотят. В стране даже существует закон о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин .

Но, к сожалению, этого недостаточно.

Мужчины по-прежнему доминируют над женщинами во всех сферах жизни в Кыргызстане: политической, социальной и экономической. Например, нынешний созыв парламента на 85% состоит из мужчин - иными словами, интересы женщин в парламенте представляют всего 18 депутаток.

Женщин в Кыргызстане часто похищают для принудительного вступления в брак, оправдывая это обычаями и традициями (ала качуу). На пострадавшую часто давят свои же родственники, которые уговаривают девушек остаться в семье похитителя и не жаловаться в милицию. Да, похищение карается законом (от 5 до 7 лет лишения свободы), но милиция редко проявляет интерес в расследовании таких случаев.

Если говорить о женщинах как о лидерках, то история Кыргызстана действительно помнит женщин, которые в сложные для страны годы брали на себя ответственность за судьбу страны. Но процесс принятия решений в Кыргызстане все еще во многом остается за мужчинами. Один из недавних примеров - заявление влиятельного топ-менеджера и мецената Бабура Тольбаева, который назвал женское лидерство «хренью» и сравнил феминизм с терроризмом. Из уст Тольбаева - который может быть для кого-то примером успешного человека - эти слова звучат как минимум безответственно.

Трафаретный рисунок: Бишкекская феминистская инициатива (БФИ)

Окей, так что нужно феминисткам?

Еще раз - равных прав и отношения со стороны общества. Например, в Кыргызстане (и не только) девочек воспитывают покладистыми и скромными, а мальчиков наставляют на достижение целей и лидерство, хотя такой подход к воспитанию с самого детства закладывает несправедливость и неравенство. Как следствие, общество больше одобряет женщин, показавших себя в качестве хороших матерей и жён, чем тех, кто поставил в приоритет построение карьеры или творчество.

Феминизм поднимает важные вопросы представленности женщин в обществе . Попытайтесь вспомнить, сколько женщин в политике и духовенстве вы знаете? А сколько женщин-писательниц, художниц и ученых по сравнению с количеством мужчин в этих сферах? Согласитесь, что их гораздо меньше, чем мужчин.

Феминизм анализирует и критикует сложившиеся убеждения о женщинах, давая им больше пространства, чтобы начать говорить, действовать и принимать решения за себя и в своих интересах. А это очень важно.

Трафаретный рисунок: БФИ

Если так хочется равных прав, пусть идут в армию и работают в шахтах. Равенство же!

Классический аргумент. С одной стороны, с ним не поспоришь - если феминистки борются за равенство, то они должны служить в армии или выполнять тяжелый «мужской» труд. Но давайте разберемся в ситуации чуть глубже.

Феминистки считают, что армии и военных структур не должно быть вовсе. По их мнению, армия - это сугубо патриархальная структура и институт насилия, который колонизирует, угнетает и выстраивает отношения с четкой иерархией, где одна группа людей должна подчиняться другой.

Но если все же изучить опыт службы женщин в армии, то получится плачевная ситуация - женщин редко повышают в званиях, они редко добиваются высоких чинов, а в закрытых условиях армейского быта до них домогаются собственные сослуживцы-мужчины.

А что с шахтами? Дело в том, что среди женщин есть много желающих по разным причинам пойти в ту профессию, которая считается сугубо «мужской». Но во многих странах, в том числе и в Кыргызстане, есть список запрещенных для женщин профессий .

В Кыргызстане это достаточно обширный перечень профессий, на которых женщинам в связи «с вредными и (или) опасными условиями труда» запрещено работать. В докладе Всемирного банка «Женщины, бизнес и право» было сказано, что женщинам в Кыргызстане запрещено работать монтажницами, горнорабочими, асфальтобетонщицами и машинистками.

Так как же быть, когда с обеих сторон на женщин идет давление?

С одной стороны твердят идти работать на шахту, если требуешь равенства, а с другой - запрещают работать на шахте, потому что организм слабее и не выдержит нагрузок, и женщина может подорвать своё здоровье, а значит не сможет родить. Предположим даже то, что женщина смогла устроиться на «мужскую» работу - её там, как и в армии, ждут домогательства, угрозы изнасилования и неприятные комментарии и шутки со стороны мужчин.

Ситуация почти безвыходная.

Правда, что все феминистки агрессивные и ненавидят мужчин?

Нет, сам вопрос поставлен неправильно.

Во-первых, давайте определимся с тем, что внутри самих феминисток есть несколько движений, и стричь всех под одну гребенку - неправильно.

Во-вторых, ненависть и агрессия может и есть, но они направлены не против мужчин, а против патриархата и мизогинии - защитниками мужского доминирования в обществе и сторонниками притеснения женщин могут быть не только мужчины, но и сами женщины.

В феминизме есть несколько направлений, которые касаются отношения к внешнему виду его сторонниц. Если коротко, то все не так однозначно - у разных феминисток свои предпочтения.

Например, существуют такие направления как поп-феминизм и lipstick-феминизм, среди которых есть звезды мировой величины, такие как Бейонсе. Они утверждают, что, пользуясь косметикой, надевая каблуки и украшая себя, женщины делают это для себя, а не для мужчин . Сторонницы такого подхода считают, что «выглядеть хорошо» - это их «свободный выбор» вне рамок патриархальных установок, и что они обретают силу и политическую власть, когда пользуются косметикой и всячески украшают себя.

Идеи поп-феминизма и lipstick-феминизма встречают сопротивление со стороны радикальных феминисток, которые видят в косметике, удалении волос с тела, каблуках или определенной одежде давление со стороны патриархальной культуры.

Они считают, что женщины стараются выглядеть так, чтобы соответствовать мужским представлениям о красоте, а не так, как сами того хотят. Идея радикального феминизма в отношении внешнего вида заключается в том, чтобы отказаться от любых путей выглядеть красиво в мужском понимании этого слова. Таким образом феминистки хотят избавиться от восприятия женщины как объекта для услаждения мужского взора.

Что за движения внутри феминисток?

Движений на самом деле много, так как феминизм - это не одна единая идеология.

Например, существуют исламский феминизм, интерсекциональный феминизм, постколониальный феминизм, либеральный феминизм, анархо-феминизм, радикальный феминизм и лесбосепаратизм.

У каждого движения своя история и причины возникновения, но так или иначе, они связаны с волнами феминизма - первой, второй и третьей - которые охватывали мир в разное время.

Первая волна зародилась в конце XIX - начале XX века с движением суфражисток. В те времена на повестке стоял вопрос предоставления женщинам права голоса и обеспечения достойных условий труда.

Вторая волна началась в конце 1960-х годов и продолжалась вплоть до конца 80-х. Она вылилась из первой волны - феминистки стали осознавать, что между культурным, политическим и социальным насилием есть взаимосвязь. С этой же волной пришло понимание, что насилие есть абсолютно во всех сферах жизни.

В то же время был придуман слоган «Личное - это политическое», который означал, что все женские практики - от бритья подмышек до вопросов сексуальной жизни - имеют глубокий корень в патриархальной культуре. В связи с этим феминистки начали критиковать порнографию и гетеронормативность и подняли на обсуждение темы абортов, гомосексуальности, психологического насилия и восприятия собственного тела.

Третья волна вышла из движения афроамериканцев за свои права в США в начале 90-х годов. Под критику попали привилегированные белые западные феминистки - за то, что не включали в обсуждение проблемы цветных женщин, когда изучали и анализировали опыт женского угнетения, а исходили из собственного опыта.

Афроамериканские феминистки считали важным учитывать в борьбе за равенство аспекты расы, происхождения и культурных особенностей. Третья волна принесла еще больше течений, например, таких, как квир- и трансфеминизм, которые пытаются уйти от привычного бинарного деления людей на мужской и женский пол и гендер и защищают права трансгендеров.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Насколько феминизм и религия совместимы?

Разные направления феминизма по-своему смотрят на этот вопрос.

Например, сторонницы радикального феминизма считают, что религия и феминизм несовместимы. Они утверждают, что большинство существующих религий поддерживают принижение женщин по отношению к мужчине, а женщину считает «грязным» и «дьявольским» созданием.

Но есть такое направление, как, например, исламский феминизм. Его приверженки считают, что Коран говорит об изначальном равенстве мужчины и женщины, а большинство течений ислама интерпретируют его в пользу мужского доминирования.

Зачем мужчинам поддерживать феминизм?

Мужчины - как часть патриархальной системы - стали заложниками стереотипов, с которыми их воспитывают с детства. Они же от этих стереотипов страдают, когда не могут им соответствовать. Общество ограничивает мужчин в свободе выбора, подталкивая заниматься «мужскими» делами или увлечениями, или навязывает какие-то обязательства только потому, что «ты же мужик», или «чё как не пацан?»

Феминизм в основном борется с такими стереотипами в отношении женщин («ты же девочка»), но во многом и критикует такое же отношение к мужчинам.

Конечно, мужчинам может нравиться поддерживать существующее положение вещей, потому что они сохраняют власть, а это выгодно для них. Но надо понимать, что патриархат поощряет насилие в обществе, и как минимум несправедлив в отношении женщин. Феминизм же - это не борьба против мужчин, а борьба за равноправие и одинаковое отношение и восприятие со стороны общества, от чего выигрывают и женщины, и мужчины.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Может ли мужчина быть феминистом?

Здесь тоже все зависит от течений феминизма.

Существует, например, либеральный феминизм, который подразумевает, что мужчины наравне с женщинами должны участвовать в борьбе за права женщин, и что мужчин так же можно называть феминистами.

Радикальные феминистки утверждают, что мужчины не могут быть феминистами, потому что они не представляют собой угнетенный класс женщин (в радикальном феминизме борьба между мужчинами и женщинами рассматривается с точки зрения классовой борьбы - это отсылка к Марксу и его понятию борьбы классов). По их мнению, возглавлять борьбу за права женщин должна только сама женщина.

Моя девушка - феминистка. Как не ляпнуть глупостей и не выглядеть дураком?

В первую очередь надо проявить тактичность. Не следует задавать вопросы на травмирующие темы (насилие, домогательства, внешность), а также настойчиво требовать от девушки ответить, почему она поддерживает феминизм. Феминисток утомляют заведомо издевательские вопросы о феминизме, когда собеседник требует на них серьезно ответить.

Для феминисток (да и для девушек в целом) неприемлемы шутки про изнасилования и домогательства - многие переживали подобный опыт, и такие вопросы могут вызвать неприятные воспоминания.

Судить остальных, исходя из своего опыта, тоже не стоит. У каждой женщины свой пережитый опыт, все переживают и реагируют тоже по-разному. Не надо обобщать и говорить, что «я смог, значит и ты сможешь» - это выставит вас не в лучшем свете, потому что обесценит опыт другого человека.

На самом деле, так стоит обращаться не только с феминистками, но и со всеми женщинами в целом.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Что могут сделать мужчины, которые хотят помочь феминисткам?

Во-первых, стоит задуматься над собой и своим положением в обществе - осознать все те привилегии, которые дает патриархальное общество, и перестать ими злоупотреблять во всех отношениях.

Во-вторых, можно устраивать собственные программы для мужчин по борьбе с насилием и всячески объяснять всем, что такое гендерное насилие.

В-третьих, не указывать, что и как делать феминисткам, потому что мужчина не переживал тот печальный опыт, с которым сталкиваются женщины - насилие, домогательства, дискриминацию. А это значит, что он не может говорить от лица феминисток, но может, конечно же, помогать и поддерживать их.

И напоследок - вы очень поможете, если поделитесь этим текстом со своими друзьями.

Бишкекские феминистские инициативы совместно с кризисным центром "Шанс", ЛГБТ-организацией "Лабрис" и объединением девушек с инвалидностью "Назик кыз" создали петицию "Обеспечьте справедливый доступ к правосудию женщинам Кыргызстана!" Размещена она на сайте change.org .

В петиции отмечено, что женщины Кыргызстана не имеют равного и справедливого доступа к правосудию. Дискриминация, домогательства, избиения, изнасилования, похищения для вступления в брак - большинство преступлений остаются безнаказанными.

Указано, что система правосудия КР не соответствует национальным и международным стандартам обеспечения равного доступа к правосудию.

Права женщин, переживших насилие, нарушаются, начиная от приема заявления и заканчивая исполнением судебных решений. Милиционеры делают все, чтобы женщины отказались от обвинений; следователи спешат поскорее закрыть дело, игнорируя доказательства и уничтожая улики; расследование превращается для жертв насилия в изматывающую, полную унижений и обвинений пытку. Суды позволяют преступникам избежать ответственности, назначая административные санкции или номинальные сроки.

"Полтора года условно за многократное изнасилование 10-летней девочки. Три года – за жестокое изнасилование на глазах ребенка. Повторное изнасилование потерпевшей милиционерами после того, как они были осуждены, но не взяты под стражу. Избиение беременной девушки в отделении милиции потому, что ее приняли за секс-работницу (никто не имеет права избивать человека из-за его рода деятельности). Один год условно за сексуальное насилие над девочками 6 и 8 лет! И это только случаи, которые были преданы широкой огласке. Тысячи подобных случаев остаются в стенах системы "правосудия", которая защищает и покрывает преступников, укрепляя культуру насилия над женщинами", - говорится в тексте петиции.

"На протяжении всего процесса борьбы за справедливость мы подвергаемся дискриминации и стигматизации, имеем дело с виктимблэймингом* и газлайтингом**, встречаемся с неприкрытой враждебностью и агрессией. Даже после обращения в милицию мы не защищены от обвиняемых и подвержены повторному насилию с их стороны. Более того, мы не защищены от самих "блюстителей порядка", которые применяют систематическое насилие и повсеместно нарушают закон", - пишут инициаторы петиции.

*Виктимблэйминг - перенесение ответственности за преступление на жертву.

** Газлайтинг - форма психологического насилия, задача которого - заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия.

По данным Министерства социального развития, 23% женщин в республике подвергаются насилию. Но исследования показывают, что эти цифры значительно выше – до 50%. Согласно отчету Ассоциации кризисных центров Кыргызстана, 4 женщины из 100 испытывают насилие каждый день, 83% женщин терпят насилие различных видов от своих мужей или партнеров. За одни сутки в стране совершается 32 случая насильственных краж девушек, каждая пятая из них подвергается насилию.

Правоприменительная практика исполнения законов настолько слабая, что большинство потерпевших предпочитает не защищать свои права с помощью закона.

Согласно международному исследованию 2015 года, 62% пострадавших от сексуального насилия не обратились в милицию. За 15 лет правоохранительные органы республики отказали в возбуждении уголовных дел по более 20 тыс. фактов семейного насилия. В ходе журналистского расследования в Оше было выяснено: исходя из числа выездов, которые милиционеры совершают, получив сигнал о "семейном скандале", суд признает виновным лишь одного из 42 обвиняемых. При этом большинство дел квалифицируется в суде как хулиганство или нанесение легких телесных повреждений, предусматривающие лишь административный штраф - только 7% от общего числа заявлений по семейному насилию, рассматриваемых судом, были уголовными.

"Мы, женщины Кыргызстана, требуем, чтобы государство обеспечило равный и справедливый доступ к правосудию всем женщинам Кыргызстана, не делая исключений ни для кого из нас, будь это возраст, национальность, социальный статус, вид деятельности, инвалидность, сексуальная ориентация, гендерная идентичность или другие личные моменты частной жизни", - указано далее.

Инициаторы петиции также требуют:

  1. Изменить законы и практики, препятствующие доступу женщин к правосудию.
  2. Принять надлежащие меры для регистрации, расследования и судебного преследования всех случаев насилия в отношении женщин, которые бы приоритезировали интересы и права пострадавших без обвинений и стигматизации жертв, ориентируясь не на примирение сторон, а на безопасность, здоровье и благополучие потерпевших.
  3. На всех этапах правосудия со стороны сотрудников правоохранительных и судебных органов обеспечить потерпевшим уважительное отношение на принципах равенства, этики и недискриминации в соответствии с рекомендациями Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
  4. Обеспечить набор на службу сотрудников милиции из числа женщин, в том числе на должности участковых инспекторов, а также поощрять их карьерный рост.
  5. Привлекать к ответственности должностных лиц, которые блокируют расследование и судебное преследование случаев насилия в отношении женщин.
  6. Осуществлять расследование случаев насилия в отношении женщин, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, по всей строгости закона.
  7. Выделять необходимое финансирование для борьбы с насилием в отношении всех женщин, включая насилие на основе гомофобии и трансфобии.

В московской экспериментальной школе по гендерным исследованиям выступают разные интересные люди, в том числе большое количество радикальных феминисток. Они прекрасные и пламенные, но в силу своей крепкой идейности слишком приподняты над толпой. Мне кажется, что знания, - это привилегия. А любая привилегия становится эгоистичной и замыкается, если её обладатель не оглядывается по сторонам.

Я - феминистка. Все мои подруги и знакомые за границей, где я жила и училась всё последнее время, - феминистки. Среди них есть управляющие венчурными фондами и субверсивные поэты, есть ученые-леваки и художницы, которые рисуют себя голышом, есть социальные-работники и учителя, есть продавцы и официанты. У всех разное целеполагание, у всех разные идеалы, но объединяет их одно - всё это они делают полностью и исключительно для себя и из себя, не опираясь на патриархальное общество, но в укор ему.

При этом вернувшись недавно в Россию я поняла, что вокруг меня почти все женщины делятся на две группы: те, кто неосознанно в чем-то или во многом стремится к целям феминизма, но при этом считает феминизм чем-то маргинальным и жутким, и те, кто считает себя феминистками, но при этом догматизирует цели феминизма и встаёт скалой радикализма, вместо того, чтобы протягивать руку первой группе и доходчиво объяснять, в чём дело.

Мне не нравится раздор, который возникает из-за этой дихотомии. Я не понимаю, как российские радикальные феминистки хотят разговаривать о равноправии с социально-незащищенными слоями населения, если даже у меня и у моих довольно образованных и уже обращенных в феминизм знакомых их дискурс вызывает недоумение и отторжение, хотя очевидно, что цели у нас одни. Я не вижу в этом повода обвинять кого-то, но вижу острую политическую проблему.

Поэтому я, в том числе по просьбе некоторых слушателей лекций, решила написать небольшой текст, который формулирует, что такое феминизм в обычной жизни, в том числе для меня, не радикальной, но не менее от того убежденной феминистки, или для моего партнера. Я очень много втиснула в 13 пунктов и многое упустила, но я очень старалась всё спокойно и подробно объяснить.

1) Мы все - феминистки, просто потому что считаем, что женщины - тоже люди и заслуживают тех же социоэкономических и политических прав, как люди мужского пола. Это действительно настолько всё просто. Мы все - феминистки, и должны этим гордиться. Мужчины, вы тоже. Вы можете говорить, что вы феминисты, вы можете говорить, что вы гуманисты, вы можете ничего не говорить. Но без вашей поддержки это всё рушится.

2) Считать себя феминисткой необходимо, даже если мы “девочка и не хотим ничего решать”. Потому что решать никто заставить не может. Но иметь возможность решать - критически важно. И каждая девочка должна думать о других девочках и правах, а также о том, что её нежелание решать в будущем может измениться. Женщина должна думать о других женщинах, независимо от их расы, национальности, возраста и социального положения. Мужчина должен думать о женщинах просто потому, что планета одна.

3) Женщине очень сложно жить в этом мире. Кто-то трогает за попу, кто-то не хочет спрашивать, согласна ли она на секс, кто-то отпускает неприятные шутки, кто-то отказывается выслушать “женскую” точку зрения. Каждая женщина, которая хоть на пару минут в день оказывается в социальных ситуациях, с этим сталкивается. Многие мужчины, если они не прочь задуматься и поставить на место объекта в таких ситуациях свою сестру, мать или дочь, тоже должны понять, что это неправильно. Так что это значит? Это значит, что патриархат существует.

4) Но это не значит, что женщины-феминистки хотят убить всех мужчин и сделать из их костей и кожи ритуальные бубны. Женщины-феминистки уважают тех мужчин, которые уважают и поддерживают их, и борятся за их права. А особенно - Райана Гослинга . Это значит, что надо критически смотреть на тех, с кем общаешься. Это значит, что в общении нужно добиваться от другого человека, чтобы он нас уважал так же, как мы его. Во всём.

5) Женщины тоже могут проповедовать патриархат. Не для всех очевидно, что невозможно одновременно принимать важные решения и оправдывать себя “ой ну я же девочка”. Или что невозможно претендовать на то, чтобы с твоим мнением считались, если при этом мужчина, при прочих равных, всегда платит. Слышите, мужчины? Вам необязательно за всё платить. Феминизм - это классно.

По русскоязычному интернету уже лет десять гуляет текст под названием «Словарь феминизма» или «Язык феминисток» (название и содержание варьируются), который не только копируют в блогах, но и печатают приличные издания. Желание по-задорновски воскликнуть: «Ну тупые!» - сильно. Но иногда стоит включить критическое мышление, задуматься и перепроверить, чтоб не оказаться по другую сторону глупости. В действительности этот текст составлен из фрагментов книги «Официальный словарь-справочник по политически корректному языку», написанной двумя сатириками, Генри Бэрдом и Кристофером Серфом, которые смеялись над политкорректным языком и в процессе насочиняли много чего своего для большего веселья. Так что относиться к этому тексту всерьёз - всё равно что оценивать реальное положение дел в России по выступлениям Задорнова, Петросяна и иже с ними.

6) Но феминизм не о том, чтобы всё перевернуть верх ногами и кого-то кому-то подчинить. Просто сейчас так по-дурацки вышло, что у мужчин в этом мире привилегированная позиция. Не замечали? Ну вот: кажется, вам повезло родиться с привилегией. Мужчины считаются сильнее, умнее, их всегда, с самого детства, готовят к большим успехам. Мужчинам легче добиться главенствующей позиции, они получают более высокие зарплаты. И это ужасно приятно, должно быть. Но как-то нехорошо находиться в привилегированном положении и не оглядываться вокруг, как вы думаете?

7) А вокруг - женщины, которых всё время норовят спросить “когда ты выйдешь замуж”, даже если они вот-вот откроют лекарство от рака. Женщины, которым говорят, что они слишком умные для обладательницы такой шикарной груди. Или попросту женщины, которых считают своей собственностью и хотят показательно изнасиловать, забросать камнями или . Всё это лишь за то, что кто-то родился женщиной, а не мужчиной. Несправедливо, правда? Справедливости вообще мало, когда доходит до того, чтобы распоряжаться вместо женщины её телом. Если осознаете это - помогите, пожалуйста, сделать жизнь женщин проще. Вы вряд ли остановите казни в Судане, но сможете положительно повлиять на своих друзей за пивом. Попробуйте научить их уважать женщин - от собственной начальницы-москвички до уборщицы из Таджикистана, от знакомой, которая родилась мужчиной до звезды вашего общего любимого порнофильма.

8) А феминизм в свою очередь сделает проще вашу жизнь. Когда никому не нужно подчиняться всяким дурацким правилам, которые общество приписывает нашему полу - это же здорово, не только для женщин. Нет никаких “ну я же мужик, я должен тянуть”. Или “я же женщина, мне не по силе”. Есть только отдельные люди - и их отдельные качества и умения. А семьи строятся не на том, кто у кого под ногтем или каблуком, а на взаимовыручке.

Татьяна Мамонова работала литконсультантом в журнале «Аврора», писала рецензии, делала переводы со славянских языков, потом - с французского: Превер и Эльза Триоле (притчи) в её переводах были частично опубликованы. Став единственной женщиной - участницей одной из первых ленинградских художественных нонконформистских выставок, поняла: сексизм был болезнью и многих её коллег-мужчин. Так что российский феминизм с полным правом можно назвать третьей культурой.

9) Это кажется простым мне, может быть, и вам. Но так вышло, что не у всех сознание достаточно широко открыто, чтобы можно было легко усвоить тезисы равноправия. А женщины по России продолжают гибнуть от домашнего насилия ежечасно. Поэтому нам надо пытаться сделать лучше хотя бы тех, кто в нашем непосредственном окружении. Обратить в феминизм 10 знакомых - вполне реально. Если каждый из них обратит в феминизм ещё 10 знакомых - это уже 110 человек. Дальше - больше. Но это невозможно сделать, рассыпая вокруг обвинения или наезжая. Надо спокойно, мягко и с доводами.

10) Феминизм - это не свод правил. Феминизм - это свобода быть такой женщиной, какой хочешь сама, не опираясь на рамки установленные обществом, причём, как патриархальным, так и феминистским. Для каждого отдельного человека феминизм - это что-то своё. И в некоторых случаях нам может показаться, что феминизм вооон тех людей - это та же старая добрая мизогиния в новом платье. Ну, что ж, не бывает абсолютной правды, серые зоны. Следуем дальше, по наитию, в верном направлении. Но не отказываем себе в удовольствии поспорить о нестыковках.

11) Феминистки бывают с гладко-выбритыми подмышками и с волосатыми. Феминистки бывают брутальными гетеросексуальными женщинами в “мужской одежде” и нежными лесбиянками в платьях и с накрашенными губами. Феминистки осваивают “типично мужские” профессии и становятся в них лучше мужчин, и бывают совершенно беспомощными творческими людьми. Феминистки рожают детей и становятся им самыми прекрасными матерями или делают аборты, потому что нет желания или времени. Феминистки распоряжаются своей сексуальностью, ломая стереотипы или выходят замуж за свою школьную любовь. Феминистки могут работать в организованной религии, а могут в порно-индустрии. Феминистки могут преподавать в институтах, а могут работать на заводе.

12) Разных феминисток так же много, как снежинок в зимнем снегопаде, и одна не похожа на другую. Но когда снежинки падают они сцепляются друг с другом и формируют сугроб. Зачерпните снег зимой и сделайте снежок. Твердый, можно глаз выбить. Феминизм будет такой же непроницаемой силой, если всем, таким разным, держаться вместе.

13) Мадлен Олбрайт, как бы к ней кто ни относился, сказала однажды классную фразу: “В аду есть специальное место для тех женщин, которые не помогают другим женщинам”. А по-моему лучше даже так: “В аду есть специальное место для тех людей, которые не помогают другим людям”. Это отличный девиз и принцип жизни, даже если мы не особо боязливы или просто не верим в ад. Кто хочет прожить жизнь узурпатором, какашкой и просто плохим человеком? Не вы? Добро пожаловать в феминизм.

Ну что, граждане-спермобаки, гендерные узурпаторы и членомрази, поговорим о том, до чего мы довели несчастных женщин, а именно про три волны феминизма. В узком смысле в самом понятии «феминизм» нет ничего отвратительного. Просто женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их в правах с мужчинами. Но с каждой новой волной становится страшнее и страшнее. Самое время разобраться, чего они хотят.

Первая волна

У первой волны были веские причины бороться за свои права. Напомним: тогда у женщин действительно было куда меньше прав, чем у мужчин. Прежде всего, борьба шла за политические и экономические права: возможность избирать и быть избранными в республиканские органы власти, права собственности в браке (в это время замужняя женщина не имела формальных прав не только на свое приданое, но и на заработанные ею деньги), равноправие в браке, возможность получения образования и выбора профессии.

Это была в буквальном смысле настоящая борьба. Орды выдающихся женщин организовывали демонстрации, устраивали голодовки и открыто говорили о феминизме. Отважные женщины начали буквально расшатывать устои патриархального общества, которые складывались не один век. Их сажали в тюрьмы, подвергали гонениям, но неожиданно отчаянная борьба вызвала сочувствие у общества, и в 1894 году им наконец дали право голосовать на местных выборах. Спасибо Эммелин Панкхерст, которая сделала для женщин не меньше двух подруг Клары и Розы.

Наибольших успехов во время первой волны феминизма достигла Америка. В 1848 году съезд по защите прав женщин подписал «Декларацию чувств». В документе говорилось о праве на образование, равенстве в браке и праве на собственность. По сути, первое признание женщины как человека.

В 1860 году, после обращения Элизабет Стентон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло закон: «Акт о собственности замужних женщин». Теперь у женщин появились права на заработанные ими деньги, равное право с мужем на попечительство над детьми и имущественные права вдовы. В 1869 году были созданы две суфражистские организации, а в 1890-м они объединились в «Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право».

А 8 марта 1908 года 15 тысяч женщин вышли на улицы Нью-Йорка – это был митинг за равноправие в работе с мужчинами. Позже Социалистическая партия Америки объявила последнее воскресенье февраля международным женским днем. Они вышли бороться за равноправие, а мы обязаны делать им подарки. Кто кого еще должен одаривать, спрашивается? Надо сказать, что в нашей стране этот праздник отмечали еще в 1914-м году.

В ту пору у феминизма появилось два оскала: марксистский и либеральный. Цели у них были немного разные: марксисты напирали на частную собственность и борьбу с капитализмом, а либералы боролись за получение равных прав во всех сферах.

Вторая волна

Казалось бы, все наладилось, бояться нечего, жить стало лучше, жить стало веселей. Но с появлением «Второго пола» Симоны де Бовуар постепенно стала нарастать вторая волна феминизма.

Она началась в бурные 60-е. Суфражизм из понятия, которым занимались маленькие девочки, превратился в понятие, преподаваемое в школе как великое достижение демократии. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Примеров Кюри и Ковалевской было недостаточно, они все равно считали себя забитыми, притесненными, униженными и оскорбленными. Тут же зашла речь о репродуктивных правах женщин, праве на аборт, доступной контрацепции и вечной, с точки зрения воинствующих феминисток, проблеме, о которой они говорят при любом случае - насилии.

Активистки призывали к раскрепощению женской сексуальности, причем можно было раскрепощать ее и без участия мужчин. Собственно, для второй волны было характерно стремление убедить женщин в том, что, прежде всего, их порабощает и подчиняет мужскому миру именно рождение и воспитание детей, которое на исходе «бэби-бума» рассматривалось как чисто женское дело. «Сиди, баба, воспитывай детей, а муж денег пойдет заработает», - вот как выглядело это со стороны.

Какая ирония, черт возьми: примерно половина современных девушек в этой стране мечтает сидеть дома и воспитывать детей, пока муж всех обеспечивает. Ради чего боролись-то? Ах да, надо, чтобы к ней относились как к королеве, уважали и любили. Но если деньги и айфон есть, то не обязательно.

Некоторые радикальные голоса призывали всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести внематочную беременность - технологию появления на свет потомства, при которой женщина не становится «агрегатом» по вынашиванию детей. Действительно, почему она должна мучиться и вынашивать дитя? Что за дискредитация, заложенная природой? В некотором роде это протест против патриархата в природе, если хочешь.

Другие, более умеренные, утверждали, что и биологическое материнство, если оно будет освобождено от всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего, может остаться вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом. Патриархальным считалась жесткая привязка материнства к необходимости безвылазно сидеть дома с детьми, «самореализуясь» исключительно в домашнем хозяйстве.

Активисты и исследователи того времени полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархального порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах. Причитания о том, что патриархат есть в экономике, семейной жизни и сексуальных отношениях, вскоре достал самих женщин, поскольку даже английский язык феминистки объявили орудием угнетения.

В это же время появляется вещь, которая одинаково бесит представителей всех полов. Радикальный феминизм, который взялся было выкорчевывать патриархат из почвы вечности и по сей день активно имитирует эту деятельность. Получается, что вторая волна толком ни за что не боролась. Их главной задачей было озвучить особую женскую позицию, вскрыть неравенства, вплетенные в нашу повседневную жизнь.

Третья волна

Самое страшное, что происходит в наши дни, - это третья волна феминизма. У нее нет адекватных лидеров, весомого повода. Они борются скорее не за, а против. Базой стали проблемы насилия, доступ к контрацепции и репродуктивные права.

Смысл третьей волны - в переосмыслении многих вещей. Во-первых, женщины и мужчины разные, у них разный опыт и разные интересы. Во-вторых, некоторые женщины могут угнетать женщин по разным признакам: расы, национальности, сексуальной ориентации. Появляется интерсекциональный феминизм - как женщины с разным опытом сталкиваются и борются с дискриминацией.

Может быть, третьей волны и не было бы без признания множественности женских и мужских миров, но с тех пор к пониманию пола приравнялась ориентация и раса. Еще феминисткам всего мира не дает покоя «эффект стеклянного потолка», то есть специфические препятствия, стоящие перед женщинами, стремящимися достичь самых высоких ступеней в карьере, распределение домашних обязанностей и обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию.

Проблема в том, что он обусловлен исключительно экономическими причинами. Это не бравада на тему того, что «мир создан мужчинами. Даже компьютер, с которого они пишут свои гнусные комментарии, создан и собран мужчиной». Этот вопрос можно решить, но если на чистоту, то это никому не выгодно. На лицо неконкурентоспособность некоторых женщин и лень многих представительниц слабого пола. Для серьезного карьерного роста нужно трудолюбие, помноженное на способности и образование, с выходным разве что в воскресенье.

Женщины в подавляющем большинстве находятся на работе с 9 до 17, а еще у них обычно есть дети. Начальник зачастую и правда предпочтет на ответственном посту мужика, который не забеременеет, в декрет не свалит и не станет уделять 2/3 времени походам в соцзащиту за росписями. С другой стороны, мужчины тоже пропащие, и по-хорошему только единицы способны на что-то претендовать.

Сам посуди. Оголтелые (подчеркиваем: оголтелые, а не нормальные) феминистки начали упиваться собственным успехом, и единственной целью их существования стал поиск новых поводов для придирки. Женщины получили равные права, но при этом продолжили вести себя как женщины. По-прежнему полно рабочих мест, на которых женщин не особо много. В забой они спускаться не хотят - какое ж тут равноправие?

В итоге получилась странная ситуация. Женщина все еще следует древним инстинктам: по ее мнению, мужчина должен быть богатым, сильным, желательно еще красивым и умным. Что же должна женщина? Ничего, ибо она слабый пол, и вообще рождена для любви: очаровывать и соблазнять. Это и есть современное понимание феминизма у обширных слоев общества.

Так что, мужики, самое время ныть и говорить, что нас дискредитируют. Хотя мы дали достаточный повод для очередного всплеска эмоций у борцунов за женские права. Наверняка в комментариях будет тонна говна от угнетенных воительниц против патриархата.

По сути своей, третья волна - это очередной всплеск активности на старых дрожжах. Проблемы остались старыми, потому что большинству женщин даром не нужен этот дивный женский мир, о котором говорят активистки. Все это давно поняли, но для феминисток наличие борьбы - это в некотором роде возвышение над проклятыми гендерными узурпаторами.

Третья волна привлекла в свои ряды кучу несведущих, недалеких активисток, которые дискредитируют само понятие. Есть нормальный феминизм, а есть радикальный, который, кроме слов «изнасилования», «аборты» и «расизм», ничего не знает и готов заступаться за пьяных девочек, засаживающих парней за решетку на 8 лет. Мы не против сильных женщин. Мы целиком и полностью за равноправие. Но когда борьба высосана из пальца, становится страшно.

Текст: Елена Низеенко

В 2016 году в обществе всё ещё нет однозначного отношения к феминизму и ясного понимания его целей и методов. Даже люди, в целом поддерживающие права женщин, часто считают, что феминизм уже ни к чему, а все мы живём в мире победившего равноправия. Но на самом деле целая обойма до сих пор актуальных глобальных проблем связана с гендерным неравенством. Во многих странах от пола по-прежнему зависит качество жизни: и то, насколько вы можете самостоятельно выбрать жизненный путь, и то, какие дальнейшие возможности предоставляют общество и государство. Разбираемся, какие основные проблемы существуют у женщин в России и других странах.

Насильственные обычаи

Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались , в других странах, как в Гамбии, процедуру законодательно.

Девушек выдают замуж, не спросив согласия, в том числе в подростковом возрасте; из семьи; используют их для так называемого временного брака . Женщин убивают их родственники, называя это «убийствами чести ». Иногда порядки определённой местности противоречат закону - увы, это тот самый случай, когда позиция «у нас так заведено» становится как будто законной. Эти практики обычно считают религиозными, хотя они не всегда заложены в религии.

Современный феминизм борется в том числе и за то, чтобы женщины могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью и своим телом, и борьба с насильственными обычаями - одна из его важных задач.

Гендерный разрыв в работе

Во многих странах формально распространены идеи карьерного равноправия: каждый человек волен сам решать, как он хочет работать и нужно ли ему это вообще. Но на практике пол по-прежнему ощутимо влияет на карьерные возможности. Киты, на которых стоит гендерное неравенство: разрыв в оплате труда мужчин и женщин (его индекс на сегодняшний день по-прежнему ненулевой во всех странах); «стеклянный потолок », а также то, что женщинам и мужчинам нужно прикладывать неравные усилия для одной и той же должности.

Российское законодательство запрещает указывать желаемый пол кандидата в вакансиях, но некоторые работодатели всё равно рассматривать на должность в первую очередь мужчин. А тексты вакансий для девушек могут подробностями, не имеющими отношения к профессиональным качествам. В некоторых странах до сих пор существуют списки запрещённых для женщин профессий; при этом, по оценке Всемирного банка, в России женщины сталкиваются с наибольшим количеством карьерных ограничений в мире - для них запрещены 456 видов работы. Запрет большего числа из них для российских женщин исключительно с предполагаемым вредом для репродуктивного здоровья - во многом это результат политики, ставящей женщине в приоритет рождение ребёнка. Во время собеседования и в процессе работы женщины нередко испытывают и другие трудности - сталкиваются с харассментом, предвзятым отношением, дискриминацией. Кроме того, женщинам часто приходится работу с заботой о детях. Рабочие пространства зачастую совершенно не приспособлены для матерей.

Установка «мужчины от природы амбициознее, способнее и должны зарабатывать больше женщин» мешает принять здравую мысль: разделение на «мужское» и «женское» в карьере притянуто за уши и лишь закрепляет неравное распределение власти в обществе. Феминизм обращает внимание на то, по каким системным законам работает это неравенство, как оно мешает работе в тех или иных сферах, на перекос позиций, при котором у мужчин по умолчанию на старте больше очков.

Репродуктивное насилие

Решение рожать или нет должно принадлежать самой женщине, но сторонники отказываются давать им такую возможность. Противники абортов считают, что у прерывания беременности не может быть оправдания, и стремятся защитить в первую очередь будущего ребёнка, а не права, жизнь и здоровье самой женщины. Но сторонники пролайферской точки зрения и государственные представители антиабортной политики часто упускают из виду то, как отличается официальная риторика государства от реальной ситуации с поддержкой материнства. Простая мысль о том, что между желанной беременностью и беременностью от изнасилования лежит пропасть, также нередко пролайферами.

Исторический опыт запрета абортов , что в этом случае их число не сокращается, зато они проводятся нелегально и зачастую с трагическими последствиями. А вот от сексуального просвещения и доступной контрацепции - да. В попытках лишить женщин права на аборт и обязать их принудительно рожать детей теряется мысль о том, что стремление оставить женщин без права выбора - это насилие над ними.


Изнасилования

В нашем обществе много насилия, и важно находить в себе силы о нём. Это страшная и повседневная проблема, но, хотя она не нова, язык для её обсуждения возникает только сейчас. Женщин с детства учат мерам, которые якобы должны помочь защититься от насилия: рассказывают, как опасно заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом, выходить гулять поздним вечером, путешествовать в одиночестве, идти в неблагополучные районы без сопровождения, пить алкоголь. Это сложнейший квест по избежанию изнасилования, который невозможно пройти до конца, так как в нём упущено главное: контроль над ситуацией всегда на стороне насильника, и даже при соблюдении всех условий безопасности риски быть изнасилованной одинаково высоки вне зависимости от длины юбки и времени суток.

По изнасилованиям до сих пор нет точной статистики (жертвы часто боятся говорить о пережитом), а сама эта тема окружена разномастными мифами: от существования какой-то «правильной», «безопасной» одежды, до идеи о том, что насильником может быть только незнакомец, - хотя очень часто жертвы сталкиваются с насилием со стороны знакомых и даже близких людей. Ещё одна огромная проблема культуры насилия - перекладывание вины и чувства стыда на жертву («сама виновата»).

Феминизм выводит проблему сексуального насилия из тени, призывает обсуждать и решать её. Браться за это совсем нелегко, но важно начать - создавать сети поддержки для женщин, безопасные пространства, где можно выговориться и получить реальную помощь. Главное, к чему нам нужно прийти, - к безусловному осуждению насилия и пониманию, что проблема остро стоит не только в нестабильных, немирных и бедных регионах, но и во всём мире.

Сексуальная эксплуатация

Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших - жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя - от криминализации клиентов до легитимизации проституции, - но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью - по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство .

Феминизм исследует и то, как сложившаяся модель общества формирует запрос на секс-услуги: в частности, почему клиенты - в большинстве своём мужчины, как на спрос влияет культура насилия и как секс-торговля встроена во властную иерархию полов. Ясно одно: право женщин самостоятельно распоряжаться собственным телом должно быть обеспечено законодательно и экономически, а равноправия невозможно достичь, пока женщина может быть товаром.

Дискриминация меньшинств

Мир пронизывают разные виды неравенства - столкнуться с ним может каждый. Вопросами пересечения разных систем угнетения занимается интерсекциональный феминизм - по сути, такой подход подчёркивает, что важны права всех людей, вне зависимости от их пола, сексуальной ориентации, физического или психического состояния. Приёмы угнетения стандартны и однообразны: человека относят к определённой категории, а затем эту категорию наделяют меньшими, чем «общечеловеческие», правами. Интерсекциональность исследует то, как разные факторы - такие как цвет кожи, сексуальная ориентация, трансгендерность, инвалидность - могут формировать систему угнетения конкретного человека.

Проблема дискриминации в мире стоит всё так же остро: она может проявляться как в прямом насилии и представителей меньшинств, так и в . В двадцать первом веке люди по-прежнему не равны в правах - поэтому важно осознавать и адекватно оценивать свои привилегии, а также понимать, что каждый из нас может принадлежать к какому-либо меньшинству и стать жертвой дискриминации. И даже если это никогда не касалось кого-либо лично, это не значит, что проблемы не существует, - зачастую она ближе, чем многие догадываются.


Ограниченный доступ к образованию

Гендерное неравенство объясняется целым рядом причин, и ограниченный доступ к образованию - одна из них. Женщины две трети от общего количества неграмотных людей в мире. По данным ООН, часто девочкам не удаётся получить образование из-за того, что родители считают, что им выгоднее вложить средства в образование мальчиков; девочкам же положено больше заниматься делами по дому, и они чаще вынуждены бросать учёбу, чтобы посвятить себя семье. Отсутствие образования, в свою очередь, не позволяет женщинам выйти за пределы довольно ограниченного круга действий: их задачей становится вести дом, готовиться к браку, рожать детей. По сути, так ставится под сомнение то, что женщины могут исполнять и другие роли, кроме роли матери и жены, достигнуть чего-либо в публичном пространстве. И даже если в стране право на образование по умолчанию доступно всем, девочкам могут мешать негласные гендерные барьеры и недружелюбность «мужской» профессиональной среды.