Что должен уметь ребенок в 2.5 года. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет

Малыш в два с половиной года – это не тот энерджайзер, который бегает везде и хватает в свои ручонки все без разбора. Теперь все его действия и поступки вполне осознанны. А еще в этом возрасте с ребенком вполне можно договориться. И если ваша тактика воспитания с самого начала основывалась на общении и доверии, то времена истерик и требований далеко позади.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

Тело ребенка хорошо развито, приблизительно так же, как и тело взрослого человека. Малыш способен ровно ходить (в том числе задом и боком), прыгать на двух ножках, быстро бегать.

Если вы настроены приучать ребенка к спорту, то не стоит ограничиваться только утренней зарядкой, поставьте в его комнате шведскую стенку или детский спортивный комплекс. Поначалу малыш будет неуверенно трогать все снаряды, но уже к трем годам он сможет самостоятельно лазить по ступенькам и висеть на кольцах. Стоит помнить, что спортивные снаряды должны быть не только у мальчиков, девочкам такие занятия тоже очень полезны.

Если говорить о закаливании, то этот вопрос по-прежнему актуален – пускайте ребенка бегать босиком в комнате, купайте в прохладной воде и почаще проветривайте комнату.

Самостоятельность

Самостоятельность ребенка в возрасте двух с половиной лет проявляется во всем: он сам кушает, пьет, моет ручки, а еще ходит в туалет. Также малыш способен сам надеть некоторые составляющие гардероба: например, трусики или маечку. А придя с улицы, он поставит на место обувь и повесит на вешалку куртку. И пусть куртка или шапка упадут, а мама незаметно поднимет, но ведь ребенок самостоятельно все разложил по местам!

В самообслуживании важно мотивировать ребенка. Ведь просто потому, что ему интереснее играть, он может отказаться мыть ручки или чистить зубки, помогите, подскажите и заинтересуйте. Стимулируйте ребенка к чистоте в его комнате, собирайте вместе игрушки и одежду. Да и на кухне ребенок в этом возрасте может стать отличным помощником: и на стол тарелки поставит и в раковину после обеда отнесет.

В играх тоже достаточно самостоятельности: мало того, что ребенок способен играть в одиночестве 20-30 минут, так он еще и прекрасно справляется с большинством конструкторов и простых пазлов.

Умственное развитие ребенка в 2,5 года.

Ребенок в возрасте двух лет и шести месяце различает около пяти цветов, способен назвать цвета, показать и отсортировать предметы в зависимости от цвета. Также он знает основные геометрические фигуры и формы.

Сейчас фантазия ребенка активно развивается, поэтому чаще занимайтесь с малышом . Хотя бы по полчаса в день рисуйте, лепите или пойте. К слову, песни могут стать прекрасным помощником в развитии речи.

Вы уже начали занятия по чтению? Отлично! Ребенок способен не только узнавать буквы, но и читать слоги. Есть мнение, что столь ранние занятия по развитию ребенка в 2,5 года могут навредить ребенку, но решать это только родителям.

Не забывайте и о книгах в жизни малыша: учите бережному отношению и почитанию книг, чаще читайте вместе сборники детских стихотворений. А еще малыш в этом возрасте способен слушать сказки длиной до 30 минут! Отличная помощь маме – аудио-сказки.

Речь ребенка в 2,5 года

Мы уже говорили, что пение способствует тренировке речи. Поэтому стимулируйте ребенка к напеванию знакомых мелодий, и даже если родители не умеют петь, стоит это делать для ребенка.

Словарный запас ребенка впечатляющий! Практически каждый день он пополняется новыми словами, хотя иногда они все еще непонятны для нас.

Читайте с детьми стихотворения и позволяйте вставлять словечко – малыши способны не только оканчивать каждую строчку, но и вставлять слова в середине стиха. Это отличная тренировка логики и памяти.

Навыки сотрудничества

Ребенок двух с половиной лет – это чуткий и отзывчивый малыш. Он способен не только принести то, что попросили взрослые, он способен придти на помощь в нужный момент. Например, малыш видит, что мама расстроена и плачет, он подойдет и пожалеет без просьбы! Это важный момент в развитии!

Если в вашей семье появился маленький ребенок, старший может стать настоящим помощником. Старший будет с восхищением смотреть на младенца, просить подержать, качать коляску и даже подавать подгузники. Но не стоит ограничивать такую помощь и отстранять старшего ребенка, старайтесь поровну уделять внимание обоим деткам.
Мы уже говорили, что ребенок может самостоятельно поставить на стол тарелки и убрать их, это может стать ежедневной обязанностью ребенка.

В общении с ровесниками тоже происходят изменения: малыши активно общаются, делятся игрушками, спорят. Так они учатся навыкам общения. Уже можно наблюдать, как двое малышей вместе строят из конструктора башню или возят машинки по одному треку, при этом споры и драки возникают все реже.

Настал самый интересный период развития ребенка: он интересный собеседник и выдумщик, который каждый день будет радовать вас не только новыми словами, но и поступками!

В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?


С ребенком в 2,5 года можно поиграть во множество игр

Особенности возраста

  • Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
  • Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
  • Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
  • Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
  • В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».


Ребенок нуждается в играх как со взрослыми, так и с детьми

Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео педагога дошкольного образования Анны Веденеевой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 2,5 года умеет:

  • Ходить в быстром темпе и бегать.
  • Спускаться и подниматься по лестнице.
  • Перешагивать через препятствие.
  • Ходить, приподнявшись на носки.
  • Прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
  • Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
  • Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
  • Понимать шутки.
  • Подражать взрослым в домашних делах.
  • В играх подражать роли своего пола.
  • Участвовать в разговоре.
  • Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
  • Рисовать карандашами и красками.
  • Складывать кубики и играть с конструктором.
  • Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
  • Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
  • Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
  • Контролировать физиологические потребности.


Кинетический песок будет способствовать развитию моторики крохи и займет ребенка при невозможности сходить в песочницу

Занятия

  1. Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
  2. Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
  3. Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
  4. Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
  5. Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
  6. Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски. Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
  7. Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
  8. Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
  9. Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
  10. Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
  11. Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
  12. Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
  13. Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
  14. Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
  15. Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
  16. На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.


Больше занимайтесь с ребенком над более слабыми областями развития

2,5 года новый серьезный этап в развитии вашего малыша. К трем годам вас ожидает очередной кризис - кризис трех лет, и ваша задача подготовить ребенка и подойти к этому периоду максимально спокойно и грамотно. Задача родителей будет довольно непростой, вам нужно мягко и доступно объяснять ребенку нормы поведения и морали, объяснять что можно, а что нет, понимать и принимать слово «нельзя» без истерик и криков. Не давите, не угрожайте, действуйте с любовью, лаской, терпением.

Что новенького

Ребенок в 2,5 года перешагивает через препятствия на полу, удерживает равновесие, поднимаясь на носки, умеет ходить на цыпочках. Пытается или умеет подниматься и спускаться по лестнице. Ребенок 2,5 лет бегает, подпрыгивает, приседает, прыгает на двух ногах. Умеет играть с мячом: бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками, ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч через препятствия, бьет мяч ногой. Может надеть простые вещи - без пуговиц. Пьет из кружки. Ест ложкой. Просится на горшок. Держит карандаш - иногда неправильно, рисует простые линии, может рисовать круг, кривые линии.

В плане эмоций становится очень заметным, как реагирует малыш на всякие жизненные моменты. В это время он особенно эмоционален, и его радость или грусть очень ярко выражаются. Малыш уже умеет проявлять довольно сложные и тонкие эмоции: несогласие с собеседником, опасения, обиду, тоску, скуку, зависть, нежность, жалость, сочувствие, интерес к эмоциональному состоянию собеседника, стремление к общению. Развивается чувство юмора - он обожает издавать странные звуки и корчить нелепые рожицы. Способен на сопереживание. Может жалеть кого-то. По-разному ведет себя с теми, кто ему симпатичен, и с теми, кого он опасается или не любит. По-прежнему, очень сильно привязан к родителям, но уже способен расставаться с ними без слез. Родители должны быть к нему особенно внимательными.

Из познавательного:


  • Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1–2 цвета.

  • Ориентируется в 4–6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.

  • Ориентируется в различных по величине формах.

  • Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4–8 колец по убывающей (по показу).

  • Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки - из 3–4 составляющих (по показу).

  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Речь

Ребенок активно принимает участие в общей беседе, хорошо понимает о чем идет речь. Время от времени вставляет свои фразы и слова в общий разговор. Речь ребенка всё более совершенствуется, малыш всё чаще разговаривает используя простые предложения, состоящие из 3–4 слов. В речи пока еще присутствуют слова заменители и упрощенные слова, но малыш уже употребляет практически все части речи. Начинает контролировать силу своего голоса и может говорить, то громко, то тихо. Всё чаще в речи ребенка появляется вопрос «почему?» и ваш малыш постепенно превращается в «почемучку».

Как выглядит ребенок в 2.5 года


Физическое развитие ребенка в 2.5 года


Уверенно бегает, подпрыгивает, приседает. Прыгает на двух ногах вперед или подпрыгивает вверх, удерживая равновесие и не падая. Проходит на цыпочках не менее шести-семи шагов. Должен уметь постоять без поддержки на одной ноге хотя бы 2 секунды.

Отбивает мяч одной рукой. Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Ловит мяч, брошенный с близкого расстояния, двумя руками. Половина детей в этом возрасте могут поймать мяч, брошенный с расстояния в 2 метра. Перебрасывает мяч через препятствия. Имеет более уверенную и скоординированную позу, когда пинает большой мяч так, чтобы он катился (сравните позу с рисунком в предыдущем этапе). Но ударяет пока не сильно и не всегда по центру мяча.

Самостоятельно поднимается по лестнице. Многие дети умеют подниматься, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх (сравните с приставными шагами на предыдущем этапе).

Сидит на трехколесном велосипеде и отталкивается ногами от пола. Крутить педали и ехать на велосипеде могут только половина детей в 2,5 года.

Бытовые навыки ребенка в 2.5 года

Сам надевает и снимает носки, штанишки, трусики, просторную куртку и другую удобную для этого одежду. Некоторые дети могут расстегивать и застегивать несколько пуговиц. Шнурки завязывать еще не умеют.

Все дети в этом возрасте должны уметь самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. С вашей помощью чистит зубы. Целый день остается чистым - оправляется на горшок или в туалете. Перед туалетом сам опускает и поднимает штаны, но иногда нужна помощь при застегивании.

Ест уверенно, самостоятельно ложкой. Если до сих пор вилку не использовали, то теперь может быстро научиться есть и вилкой.

Игра ребенка в 2.5 года

Собирает пирамидку из четырех - восьми колец по убыванию - сначала нанизывает самые крупные кольца, а затем все меньшие и меньшие. Делает это после вашего показа. Если ребенок хорошо справляется с пирамидкой и проявляет интерес, то покажите ему и предложите сделать более сложный вариант: собрать пирамидку в обратном порядке - от меньшего кольца к большему.

Строит башни, ставя 7–8 и более кубиков один на другой. После демонстрации взрослого строит из кубиков паровоз. Может воспроизвести и более сложные сюжетные постройки из деревянных кубиков.Причем если в первый раз строит после показа взрослого, то затем начинает самостоятельно изменять, перестраивать, комбинировать постройки. В 2,5 года больше половины детей самостоятельно строят «мостик» (два кубика ставятся рядом с небольшим промежутком, а один на них сверху), «паровоз» (на ряд кубиков сверху ставится еще один в виде трубы).

Ориентируется в четырех - шести геометрических формах (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Если показать ему одну из фигур, то из оставшихся выберет и даст вам такую же. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям. Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. При попытках вставить предметы все реже пытается запихнуть один неподходящий объект в другой с помощью силы. При игре с вкладышами хорошо вставляет фигуры в нужные отверстия или соответствующие формы. К 2,5 годам в играх детей совершенствуется сюжетная игра. Ребенок совершает уже не два, а три-четыре последовательных действия: например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать; нагружает игрушечную машину, затем водит ее и разгружает.

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называет их: дом, гараж, дорога и т.д. Вместо отсутствующих игрушек может использовать несколько предметов-заместителей, так включается воображение. Некоторые дети начинают использовать эти постройки для сюжетной игры с машинкой, мишкой, куклой.

Игра носит и ролевой характер - «семья», «доктор и больной» и т.д. Обычно при игре в семью малыш подражает своему полу: девочка - маме, мальчик - папе. Ребенок может брать на себя и роль других близких людей. Если он изображает доктора, то именно того, к которому он ходил в поликлинику. Сюжет ролевой игры пока упрощенный и короткий. Например, врач заглядывает в горло, затем дает таблетку. Свою роль в сюжете выполняет, но не называет, не говорит: «Я врач».

Уже в 2,5–3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы, одних и тех же игровых предметов в зависимости от пола ребенка. Девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Мальчики предпочитают технические игрушки. Если у девочек интерес к кукле проявляется в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и проч.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят в машинах кукол и их имущество. Покупать надо машинки средних размеров. Особенно привлекают ребенка машины - фургоны с открывающимися дверцами, потому что такая машина содержит загадку: что же внутри?

Двух-трехлетним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Ребенок может быть сильно увлечен игрой, иногда даже трудно отвлечь от нее. Спокойно выполняет знакомые действия. Огорчается, сердится на свои неудачи.

В игре и поступках стремится к самостоятельности, говорит при этом: «Я сам».

Начинает с интересом наблюдать за игрой других детей. Старается подражать игровым действиям другого ребенка. Совершает попытки совместной игры на 1–2 минуты. Активнее участвует в подвижных играх с группой детей. Понимает необходимость соблюдения правил в игре: твоя очередь - моя очередь. Запоминает и выполняет и другие несложные правила игры. С этого времени для полноценного развития ребенку требуется общение со сверстниками, хотя бы на детской площадке или с соседскими детьми.

Начало посещения детского сада в 2,5 года еще мало что дает для развития ребенка. Повторю, что постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада становится полезным с 3 лет для девочек, так как девочки лучше и быстрее привыкают к детскому саду. Для мальчиков начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.

Рисует
Берет карандаш ведущей (обычно правой) рукой. Захват еще не правильный, но двухлетний ребенок зажимает карандаш уже не всем кулаком, а держит его между большим и соседними пальцами руки. В основном захват осуществляется тремя пальцами. Ребенок может по указанию или собственному желанию рисовать точки, круговые закорючки.

К 2 годам 6 месяцам должен повторить за взрослым нарисованную горизонтальную или вертикальную линию, кривую замкнутую линию (неправильный круг или овал), латинскую букву V (галочку). Некоторые дети могут в этом возрасте повторить за вами и рисунок креста. Если у ребенка хорошо получается рисовать после того, как ему покажут, учите его копировать изображение с образца. Такое задание является более сложным, так как при копировании, в отличие от действий по показу, ребенок не должен видеть, как были нарисованы эти фигуры.

В 2 года повышается активность в изучении окружающей среды, но пока еще не сформировалось чувство осторожности и понимание опасности.

Однако в этом возрасте уже можно и нужно объяснять ребенку опасность огня, острых предметов, высоты, уличного транспорта и т.д. В процессе повседневной жизни нужно обращать внимание ребенка на ваше собственное правильное поведение. Например, нельзя переходить улицу на красный свет, даже если за километр не видно никаких машин. При этом надо рассказывать ребенку обо всех возможных неприятных последствиях неправильного, опасного поведения. Необходимо внушить ребенку необходимость обращаться за советом и разрешением взрослого в потенциально опасных ситуациях.

Общение и эмоции ребенка в 2.5 года

Четко выполняет поручения (инструкции), состоящие из трех этапов: возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол. Выполняет такую чисто словесную инструкцию без помощи жестов и указывающих действий со стороны взрослого. Ближе к трем годам ребенок может запомнить и правильно выполнить 4–5 действий подряд. Например, выполнит инструкцию: встань со стула, подойди к столику, возьми со столика карандаш, принеси карандаш и положи его на стул. При проверке этого навыка следует учесть, что у некоторых детей в этот период наблюдается пик непослушания.

У других детей этот пик уже миновал, и они становятся более управляемыми. Ребенок уже не такой несговорчивый и упрямый, каким был на втором году жизни. В меньшей степени проявляет недовольство при необходимости подождать, при запрете. Становится эмоционально сдержанным при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. Однако не всегда еще может оценить доброту или понять наказание. Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному, кому-то подчиняется, а кого-то, наоборот, не слушается. Взрослым необходимо продолжать выполнять рекомендации по запретам и наказаниям.

В 2.5 года ребенок испытывает и другие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обиду, зависть, тоску, радость, гнев (агрессию), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы. Начинает чувствовать красоту. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ребенка ситуациях. Способен понять радость или печаль другого ребенка. Может определить свое состояние: мне больно, мне весело, мне хочется и т.д.

Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях. Вспоминает и понимает: на празднике, в гостях - весело; когда болеешь - неприятно, плохо.

Остается выраженным чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстрее успокаивается, чем в меньшем возрасте.

Появляется элементарное понимание количественных соотношений - один и много. Для проверки этого понимания можно провести тест.

Тест
Положите на стол один предмет, лучше всего конфету, а с другой стороны - несколько конфет. Затем попросите ребенка показать: «Где одна конфета, а где много?»

Половина детей в возрасте 2.5 года понимает значение слова «легкий». Из двух предметов одинакового размера, но разного веса покажет вам более легкий.

Ориентируется в четырех цветах. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 1–2 цвета.

Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?» Может рассказать о содержании картинки в двух-трех предложениях.

Если показывать ребенку знакомые ему предметы (мяч, чашку, ложку, карандаш, шапку и т.д.) и спрашивать, как они называются («Что это?»), то к двум с половиной годам он называет все предметы.

Активная речь ребенка в 2.5 года

Активный словарный запас настолько большой, что подсчитать количество произносимых ребенком слов практически невозможно.

Говорит о себе «я»: «Я пошел», «Я сам». Иногда называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого. Употребляет местоимения «ты» и «мы». Отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» полностью или упрощенно. Начинает называть по имени родителей, близких взрослых, знакомых детей. На вопрос «Как зовут твою маму?» называет имя «Таня», а не «мама Таня».

Большинство детей говорит многословными фразами (3–4 слова). Разговаривает со сверстниками во время игр. Продолжает задавать вопросы: «Что это?», «Кто это?» Задает ориентировочные вопросы: «Где?», «Куда?», «Откуда?». Во второй половине третьего года жизни появляется вопрос «Почему?».

Режим ребенка в 2,5 года

Сон ребенка в этом возрасте занимает примерно половину суток. Ночью малышу достаточно спать 10 часов, днем - 2–3 часа. Как правило, кушает ребенок 4–5 раз в день с умеренными перерывами.

В плане освоения гигиены - следите за тем, чтобы ребенок полоскал рот после еды, мыл руки, умывался и так далее, все это надо постоянно из раза в раз повторять. Ваш малыш уже имеет достаточно зубов, чтобы приучать его к уходу за ними. У большинства детей режутся вторые молярные зубы, сначала нижние, потом верхние. Этот процесс может быть болезненным, ведь молярные зубы достаточно крупные. Приобрести зубную щетку можно как в магазине, так и в аптеке.

Полезно знать

Но не забывайте, что первая зубная щетка ребенка должна обязательно быть с мягкой щетиной. Вполне естественно, что вначале малыш станет чистить свои зубки без зубной пасты. Детскую зубную пасту рекомендуется приобретать после того, как ребенок будет уметь полоскать рот и выплевывать воду.

Делайте с малышом гимнастику. В этом возрасте он может освоить приседания, наклоны туловища, развивайте его ловкость и гибкость. Можно начать ходить в бассейн, если вы не сделали это ранее.

Не забывайте о прогулках, в зимнее время не более полутора часов, потому что малышу еще легко замерзнуть, а летом, когда тепло, можно провести на улице хоть целый день - например, на даче. Во время летних прогулок играйте с ребенком в подвижные игры, играйте в мяч, в догонялки, на даче или на природе предлагайте ему походить босиком по траве или чистому песку. Кроме того, положительно влияют на ребенка игры с надувными шарами, легкими мячами, особенно полезны будут прыжки на надувном мячике. Пусть он выплескивает энергию на улице в играх, тогда дома он будет вести себя спокойнее.

Пред сном читайте малышу добрые простые сказки, в игровой форме приучайте малыша к порядку - выделите несколько больших контейнеров, куда кроха с вашей помощью будет убирать свои игрушки.

Несколько раз за ночь просыпается большинство детей, и не все могут заснуть снова самостоятельно. Некоторых малышей успокаивает присутствие любимой игрушки-«обнимашки». Другие начинают плакать и звать родителей или отправляются на их поиски и проводят остаток ночи в семейной кровати. Следуйте своим инстинктам. Если вы считаете, что малыш уже достаточно взрослый, чтобы спать всю ночь самостоятельно, попробуйте убедить его, что спать в своей «взрослой» кроватке гораздо удобнее. Комфорт и безопасность для малыша связаны с близостью родителей. Обязательно обнимите малыша, скажите ему, что вы обязательно придете, если будет нужно. Ваш ребенок должен знать, что вы всегда в пределах досягаемости, чтобы обнять и успокоить, но ваше постоянное присутствие необязательно. Лучше, чтобы малыш окончательно заснул в одиночестве, тогда он не будет ожидать вашего присутствия рядом в момент пробуждения.

Как кормить ребенка в 2,5 года

Для удобства тарелка малыша должна быть немного углублённой. Ложка - яркого цвета (красный цвет подымает аппетит, желтый - улучшает настроение). Ручка у ложки пусть будет короткая и удобная. С детства приучайте ребёнка кушать вилкой крупные куски пищи (картофель, макароны, куски мяса и фруктов).

Научите ребёнка пользоваться салфетками. Купите салфетки яркого цвета с рисунком. Пусть они стоят на видном месте и будут в досягаемости малыша.

Ребёнок в 2–3 года должен осваивать следующие навыки: потребность и умение мыть руки перед едой, аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, самому доставать её и убирать. Кроме того, он должен научиться не уходить из-за стола, не окончив еды, не мешать кушать другим членам семьи и без напоминания благодарить, встав из-за стола.

Питание малыша должно быть по прежнему здоровым и сбалансированным. В рацион 2,5 летнего ребенка должна включать в себя каши, нежирное мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, зелень, бобовые и хлеб из муки грубого помола.

Полезно знать

Для полноценного роста и развития ребенку 2,5 лет необходимо около 1400–1500 к/калорий, 50–60 граммов белка (из которых 70% должны быть животного происхождения); 50–60 граммов жира (из которых около 10 граммов растительного происхождения); 210–220 граммов углеводов.

Для детей раннего возраста используют нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также курятину. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, так как они перевариваются дольше. Ребёнку в 2–3 года изредка можно уже давать нежирную баранину. Но не следует пока давать мясо гуся и утки, которое трудно переваривается, а также копчёности, в том числе копчёные колбасы. Необходимым продуктом для детей этого возраста остаётся печень. Суточная норма мяса до трех лет 50–70 г в день. Можно использовать консервы для детского питания, врачи вообще рекомендуют как можно дольше не давать ребенку мясо из магазина или с рынка в целях безопасности. До трех лет детям не дают колбасу, ветчину, сосиски.

Вместо мяса пару раз в неделю нужно давать рыбу. Суточная ее норма - 25 г. Можно готовить как речную (озерную) свежую рыбу, так и морскую замороженную (треску, хек, окунь и др.). Детям до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, политой рыбным бульоном и жиром, а также с морковью и луком. Полезно устраивать вегетарианские дни 1–2 раза в неделю.

В рационе ребенка 2,5 лет должны быть молочные и кисломолочные продукты (творог, кефир, сырки, неострые сорта сыра, сметана, молоко).

Суточная норма кисломолочных продуктов: 200 г кефира, 100–200 г йогурта. Общее количество молока и кисломолочных продуктов: не менее 600 мл в день.

Ребенок до трех лет должен получать кисломолочные продукты с пометкой «детское питание» - детский творожок, детский йогурт. Если вы даете самодельный творог, подслащивайте его детским фруктовым пюре или сухофруктами. Блюда из творога, прошедшего термообработку (сырники, запеканки) детям предлагают после 1,5 лет. Норма творога до трех лет: 70–90 г в день.

Полезно знать

Еда ребенка не должна быть слишком жирной. В детской еде рекомендуется употреблять главным образом молочный жир - сливочное масло или богатые жиром молочные продукты - сметану, сливки. Этот жир содержит в себе необходимые ребенку витамины A и D. Чтобы витамины в не разрушались при варке, масло надо класть в уже приготовленную еду, лучше всего - прямо в тарелку.

Малыши в этом возрасте очень активны. Неудивительно, что между основными приемами пищи им приходится перекусывать, чтобы не проголодаться. Перекусы не должны нарушать привычный режим питания, лучше приучить ребенка к тому, что есть можно только за столом на кухне. Пусть в перекусы вы будете использовать фрукты, овощи, несладкое печенье. От сладостей лучше пока отказаться.

Старайтесь как можно чаще давать малышу свежие овощи и фрукты - очищается зубная эмаль, укрепляются дёсны и улучшается кровообращение зубов. Не забывайте, что сладости - лучшая питательная среда для размножения микробов, которые разрушают зубную эмаль, добавляя тем самым хлопот родителям, а малышу - страхов перед стоматологическим креслом.

Рецепты

Яблочно-банановый пудинг

  • Яблоко 1 шт.

  • Банан 1 шт.

  • Творог 50 г.

  • Сливки 35% или сметана 1 столовая ложка.

  • Сахар по вкусу.

Очистить яблоко от кожуры и семян. Очистить банан от кожуры. Порезать фрукты небольшими кусочками. Поместить все в чашу, добавить творог, сметану или сливки и сахар. Взбить все при помощи блендера до однородной консистенции.

Овощное рагу с кроликом


  • Мясо кролика 80 г.

  • Картофель 80 г.

  • Морковь 60 г.

  • Кабачок 50 г.

  • Репчатый лук 10 г.

  • Вода 100 мл.

  • Сливочное масло 10 г.

  • Соль по вкусу.

Мясо кролика разрезать на небольшие кусочки, залить водой и тушить в течение 30 минут. Затем добавить очищенные и порезанные на дольки овощи (картофель, морковь и кабачок). Добавить мелко порезанный лук, пассированный в сливочном масле. Тушить до готовности.

Лучше всего утоляет жажду кипяченая вода, охлажденная до комнатной температуры. Также детям можно пить слабо заваренный чай, компоты, кисели. Соки лучше разводить. А вот о кофе лучше забыть до 12 лет.

Как играть с ребенком в 2,5 года

В этом возрасте сюжетные игры усложняются, малыш может выполнять в игре 2–3 последовательных действия. Например, кукла гуляет, кушает, потом ложится спать; машина выезжает из гаража, забирает груз, возвращается в гараж и т.д. Играет в ролевые игры - готовит, лечит, при этом мальчики подражают папам, а девочки мамам.

Очень полезно побуждать ребенка использовать в игре предметы-заместители, например кубик вместо хлеба, палочку - вместо градусника и др.

В 2,5 года ребенок может увлеченно играть один. Во время таких игр, постарайтесь не отвлекать и не беспокоить его, чтобы не разрушить (не вторгнуться) этот мирок, который он создал. Это очень важно для развития фантазии и воображения ребенка. Если ребенку сложно самому придумать сюжет игры, помогите ему.

Ребенок в 2,5 года использует коммуникативные навыки - например, вместе с другим детками строит башню в песочнице.

В процессе совместной игры ребенок, как правило, сам начинает активно принимать участие и придумывать новые действия и занятия для персонажей. В этом возрасте полезны игры в которых ребенок пытается изобразить различных животных. Попросите малыша показать злого волка, тигра, зайчика, доброго котенка, грустную собачку, веселую птичку. Это помогает малышу развивать фантазию, а также понимать и контролировать свои эмоции. Можно играть с малышом по очереди, сначала вы ему загадываете животных, а потом он вам.

Как развивать ребенка в 2,5 года

Ребенок 2,5 лет очень может очень активно заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Появляются первые тематические рисунки и фигурки из пластилина. Постарайтесь поощрить эти занятия, чтобы вызвать в нем еще больший интерес - устраивайте персональные выставки, дарите рисунки родственникам. Развивайте его творческие способности - рисуйте, лепите, делайте аппликации.

На развитие мелкой моторики рук влияют книжки-раскраски. Сейчас в магазинах стали доступны такие, которые можно даже раскрасить обыкновенной кисточкой, смоченной в воде.

Возраст 2–2,5 года очень благодарный для запоминания стихов. Пусть это будут легкие четверостишия, но ребенок уже будет тренировать память.

Размер, форма, количество

Следует обращать внимание ребенка на размеры предметов, выделяя такие понятия, как «большой» и «маленький». Если ребенок с этим справляется, можно ввести понятие «средний». Чтобы поупражнять кроху в умении находить большие и маленькие предметы, попросите его выбрать самую большую игрушку, из посаженных на диване, или найти самую маленькую ложечку (чашку тарелку, вилку) из лежащих перед ним, отыскать самую большую книгу из стоящих на полке. Если вы чувствуете, что малыш понял данные понятия, то предложите ему расставить игрушки от самой большой до самой маленькой, начиная первоначально с трех предметов.

Можно также предложить подобрать к нескольким кастрюлям соответствующие крышки, при этом говоря: «К большой кастрюле должна подойти большая крышка, а к маленькой - маленькая».

Необходимо постоянно обращать внимание детей на размер предметов. Например, на улице замечать большие и маленькие машины, дома, деревья, людей. Также можно сравнивать одежду: у мамы платье большое, а у дочери - маленькое или посуду: розетка - маленькая, а тарелка - большая, и т.д.

Обязательно познакомьте ребенка с формой предметов, с такими фигурами, как круг или квадрат. Для этого вырежьте из картона несколько фигур, предложив ребенку составить дорожку для куклы, чередуя круг и квадрат. Каждый раз напоминайте малышу: «Сейчас круг, а сейчас квадрат». Если ребенку трудно запомнить название фигур, то можно взять его пальчик и обвести вокруг картонной фигуры, говоря при этом: «Видишь, круг круглый».

Пальчиковые игры

Продолжаем заниматься усложненными пальчиковыми играми.

Грабли
Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Зайка и ушки
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.

Гусь
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.
В воде купался,
Да сух остался.
Га-га-га - гогочет гусь,
До воды я доберусь!

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Змейка
(играем как сами, так и постепенно учим ребёнка)

Одна рука - «змея». Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - «дорожка».
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Ни лягушек, ни стрекоз,
Волнообразные движения рукой.
А ребёночка за нос.

«Змея» хватает за нос партнёра по игре.

Цвета

Научите малыша различать цветовую гамму.

Полезно знать

Цветовое зрение формируется уже в возрасте около 6 месяцев. Но полугодовалый ребёнок ещё не способен выучить цвета и отличить их друг от друга, а тем более - назвать. Специалисты считают, что данное умение вырабатывается к 3–4 годам.

Общие правила «цветной грамотности»
Чтобы изучение цветовой гаммы было эффективным и приносило только пользу, родителям следует соблюдать определенные правила:


  • Во время занятий стоит учитывать возраст, способности и характер «ученика».

  • Называя предметы, которые ребёнок видит на прогулке, в комнате, в книжках, обязательно нужно вслух произносить и их цвет. Когда обозначение цвета постоянно присутствует в речи родителя, малыш легче его запоминает.

  • Не следует «организовывать» учебу целенаправленно, просто посадив ребёнка перед собой. Лучше говорить об этом между делом, в игре, во время рисования или лепки.

  • Все цвета и оттенки нужно называть правильно, без применения ласкательной формы. Например, не красненький, а красный.

  • Все оттенки стоит именовать своими названиями, а не одинаково. Например, розовый и бордовый нельзя называть красным цветом. Это введет малыша в заблуждение и создаст непонимание, почему цвет разный, а название одно и то же.

  • Нельзя проводить аналогии между цветом и предметом, например, «зеленый, как яблоко». Это тоже может запутать, ведь яблоки бывают и красные, и жёлтые.

  • Не стоит, как на школьном уроке, постоянно проверять знания и спрашивать: «Какой это цвет?» Обилие таких вопросов может заставить малыша сомневаться в своих знаниях, и он будет бояться допустить ошибку. Тем самым можно отбить желание к обучению в целом.

  • Не нужно торопить детей во время занятий, а при возникновении затруднений необходимо сразу же помочь.

Игры для изучения цветов
Обучение для деток не должно быть однообразным и скучным занятием. Самая лучшая форма - игра! И чем интереснее она будет организована, тем глубже будет вовлечен ребёнок, а названия цветов легче отложатся в детской головке.

Игр можно придумать множество, это зависит от это зависит от фантазии родителя. Примеры игр:


  • Сортировка предметов по цвету. Это могут быть цветные карандаши, кубики, шарики и так далее. Главное, чтобы предметов одного и того же цвета было несколько.

  • «Бабочки-цветочки». Необходимо вырезать несколько цветков и бабочек из цветной бумаги. Задача - соотнести их, то есть посадить бабочку на цветочек этого же цвета.

  • «Что есть такого цвета?». Цель игры - найти в комнате предметы заданного цвета или оттенка.

  • «Подарки для игрушек». В этой игре можно использовать несколько мягких игрушек-животных или кукол. Каждой игрушке нужно дарить предмет определенного цвета. Например, мишутке красные вещи, зайке - жёлтые и т.д.

Что делать, если ребёнок не различает цвета?
Под словами «не различает цвета» чаще всего подразумевается то, что малыш путает их названия. Но это вовсе не значит, что у него существуют физиологические проблемы цветового восприятия. Подобные нарушения встречаются очень редко. Вероятнее всего, затруднения связаны с небольшим опытом в освоении цветов (и тогда нужно ещё время) или с ошибками, допущенными родителями во время занятий.

Учить ребёнка цветам можно в любую свободную минутку. Радость, полученная от новых знаний, будет неизмеримой, а окружающий малыша мир заиграет для него яркими красками!

Для малышей этого возраста продается много различных пособий для занятий. Это книжки с наклейками, интересными заданиями, которые помогают в развитие малыша.

Нужно ли идти в поликлинику в 2,5 года?

В 2 года 6 месяцев необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли его параметры и навыки возрасту. В случае необходимости даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию малыша.

Уже через месяц вашей крохе исполнится 2,5 года. С какими навыками, знаниями и физиологическими показателями ребенок приближается к этой дате? Узнаем, что должен уметь малыш в 2 года и 5 месяцев и чему его еще нужно научить.

Физиологические параметры ребенка в 2 года и 5 месяцев

Рост, вес и другие показатели развития малыша в 2 года 5 месяцев мало отличаются от физиологических параметров ребенка в 25 или 30 месяцев.

Наш малыш приблизительно должен соответствовать показателям, указанным в этой таблице

Ничего страшного, если параметры вашего чада не совсем соответствуют цифрам в таблице. Каждый малыш по-своему индивидуален, а с возрастом он сравняется со своими сверстниками.

На что способен ребенок в 2 года и 5 месяцев

В этом возрасте малыш становится очень активными. Он не просто ходит, а передвигается с необыкновенной скоростью, не забывая при этом перешагивать через попадающиеся препятствия. Кроха без проблем поднимается и спускается по ступенькам переменными или чередующимися шажками. Любознательность и активность малыша возрастает с каждым днем .

Как разговаривает малыш в 2 года и 5 месяцев

Подсчитать, сколько слов освоил ребенок, становится все труднее, так как его словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш способен выражать свои мысли распространенными предложениями, в которых присутствует более 3-х слов.

В два и 5 ребенок должен знать названия основных цветов, предметов одежды и частей тела, уметь описать знакомую картинку и ответить на наводящие вопросы.

В этом возрасте кроха может заучивать небольшие стишки, продолжать предложение из сказки, которую ему рассказывают, или напевать знакомую песенку. В 2 года и 5 месяцев малыш должен уметь вести диалог с взрослыми или сверстниками, не только отвечая на их вопросы, но и задавая встречные.

Пока еще в речи ребенка возникают сложности с образованием некоторых слов по аналогии с известным ему словарным запасом. К примеру, по принципу «я играю» он может сказать «я вставаю» или «жуваю». В этом возрасте считается нормой то, что малыш испытывает затруднения в момент произношения длинных слов. Обычно кроха их упрощает, превращая «Автобус» в «атобус».

В таких случаях речь малыша нужно терпеливо поправлять, чтобы неверное произношение слов не вошло в привычку.

Эмоциональное и психическое развитие ребенка

К 2,5 годам у малыша начинается фаза активного отстаивания своего «Я». Психологически он постепенно отделяется от родителей, начиная осознавать себя отдельной личностью. Наблюдая за окружающим миром, ребенок формирует собственные взгляды на все, что происходит вокруг. В 2 года 5 месяцев начинается формирование характера малыша.

  • Эмоциональное развитие . Когда вашему чаду чуть более 2-х лет, у него активно начинают проявляться различные эмоции. Он испытывает нежность и проявляет заботу о близких людях, радуется или злится, тоскует, завидует или боится, очень гордится своими достижениями. Пока он еще не может понять до конца поведение других людей и оценить их поступки. Ближе к 2,5 годам малыш восторгается всем, что происходит вокруг — увиденным на прогулке цветков или порывом ветра, который быстро мчит по воздуху осенний листок. Проявляет активный интерес к животным и растениям. В маленькой головке уже существуют эмоциональные ассоциации с тем, что происходило с ним раньше — во время праздника бывает весело, играть одному скучно, а идти к доктору страшно.
  • Привязанность к близким людям . Дети по-прежнему очень привязаны к родным, но уже четко осознают индивидуальность каждого из них и к каждому относятся по-разному. Кроха понимает, что папа строгий, мама добрая, а бабушка самая заботливая. Малыш теперь относится к ним по-разному, кого-то слушается, а кого-то нет. Настороженность, с которой он встречает незнакомого человека проходит, как только ребенок почувствует к себе доброжелательное отношение. В этом возрасте дети становятся более любознательными и легко идут на контакт.
  • Проявление самостоятельности . В 2-3 года любимой фразой маленького человечка становится «Я сам!» К сожалению, не все у малыша может получаться сразу, поэтому неудачи вызывают у ребенка бурю эмоций. Взрослым нужно проявлять терпение, не отбивая у крохи стремления к самостоятельности, а тактично помогать справиться с этим. У ребенка должно сложиться впечатление, что он справился с задачей сам.

Физическое развитие ребенка в 2 года 5 месяцев

Опорно-двигательный аппарат карапуза продолжает совершенствоваться.

К этому времени малыш уже достаточно развит физически и многое умеет.

  • Он успешно преодолевает препятствия на пути.
  • Прыгает на 1-2 ножках.
  • Умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает и подпрыгивает.
  • Удерживает равновесие, стоя на носочках.
  • Умело обращается с мячом — бросает его в горизонтальной плоскости и через препятствия, ловит, отбивает ногой или рукой.
  • Берет вещи двумя пальцами, успешно вкладывает один предмет в другой.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Самостоятельно открывает и закрывает дверь.

Мышечно-связочный аппарат все больше укрепляется, движение становится все более точными, разнообразными и уверенными.

Режим дня малыша

В пользе соблюдения распорядка дня маленьким человечком сомневаться не приходится. Ребенок становится дисциплинированным и приучается делать то, чего ему в данный момент и не хочется.

Что входит в режим дня малыша?

  • Прием пищи.
  • Развивающие занятия с ребенком.
  • Подвижные и пассивные игры.
  • Прогулки.
  • Дневной сон.
  • Утренние и вечерние водные процедуры.

Время, отведенное на каждый из пунктов, родители к этому возрасту могут определять самостоятельно. Кто-то из детей любит побольше поспать, другие весь день проводят в непрерывном движении, а некоторые дети предпочитают спокойно поиграть в песочнице.

Составьте своему чаду распорядок дня исходя из его эмоционального и физического развития.

Питание малыша в 2 года 5 месяцев

Чтобы кроха нормально развивалась, нужно правильно сбалансировать . Кормить ребенка этого возраста нужно 4 раза в день, включая в его рацион продукты, богатые белками, жирами, витаминами, минералами и микроэлементами, необходимыми для нормального развития.

  1. Мясные продукты — нежирная свинина, курица, говядина, печень, а также рыбные продукты должны составлять 7-8 % суточного рациона малыша.
  2. Молочные и кисломолочные продукты — кефир, молоко, сметана, сыр, йогурт и творог составляют около 40 % в ежедневном питании крохи.
  3. Мучные и крупяные изделия — выпечка и каши составляют около 15 % за сутки.
  4. Овощи и фрукты — непременный атрибут детского меню. Являющиеся кладезем витаминов для детского организма, они должны составлять не менее 35 % от общего объема пищи за сутки.
  5. Сахар, масло и жиры растительного и животного происхождения являются для малыша источником энергии. Их суточный рацион должен быть не более 3 %.
  6. Потребность в жидкости ребенка в 2 года 5 месяцев составляет до полутора литров в сутки. Это может быть чай, сок, компот или кисель.

Все продукты включаются в рацион маленького человечка в различных сочетаниях, чтобы его меню было разнообразным, и малыш кушал с удовольствием.

Занятия для физического и умственного развития в 2 года и 5 месяцев

Чтобы ребенок гармонично развивался, нужно продолжать начатые в более раннем возрасте занятия. Все они, как и прежде, должны проходить в увлекательной игровой форме. Маленький почемучка все активнее познает окружающий мир, задача родителей — помогать ему в этом.

Учим кроху осознанному выбору. Приближаясь к 2,5 летнему возрасту, ребенок должен иметь возможность сам выбирать, в какие игрушки поиграть, какую одежду надеть или какую книжку ему должны почитать.

Задавайте крохе вопросы, чтобы поставить его перед разным выбором

  • Скажем, что он будет сейчас делать — рисовать или складывать пазлы.
  • Какой напиток ему принести — сок или кисель.
  • Какие носочки он наденет — синие или зеленые.

Учите делать выбор не только из 2-х предметов, но и из нескольких. Попросите объяснить, почему он выбрал именно это, а не другое.

Учите малыша быть самостоятельным

В возрасте 2-х лет и 5 месяцев нужно приучать кроху убирать за собой разбросанные игрушки. Придя с прогулки, покажите, куда он должен поставить обувь и повесить курточку. Если малыш отвлечется и забудет, объясните ему, что наводить порядок в своих вещах он должен самостоятельно, так как уже подрос и умеет все делать сам.

Помогите человечку выбрать интересную для него , немного поучаствуйте в ней, а потом пусть кроха играет самостоятельно. В этом возрасте он спокойно должен играть один не менее получаса.

Обращайте внимание крохи на то, что в семье каждый занят своим делом. Предложите малышу самому выбрать то, чем он будет заниматься сам, без помощи взрослых.

Выполняем сложные поручения с игрушками и в играх

Пора приучать кроху выполнять последовательно 2 или более действий. К примеру, уложить куклу спать и спеть ей песенку, скушать ложечку каши и запить ее чаем. Если ребенок забывает о второй части просьбы, напомните ему об этом. К этому возрасту он должен научиться справляться со сложными заданиями, ничего не забывая при этом.

Чтобы развитие ребенка соответствовало его возрасту, крохе нужно уделять каждую свободную минуту. Не отмахиваться от его бесконечных «Почему», а доступно и интересно объяснять ребенку все, что его интересует.

Нужно разговаривать с маленьким человечком как можно больше и учить его осваивать новые навыки и знания в непринужденной и доступной для него игровой форме, подталкивая к самостоятельным действиям.

Физическое развитие ребенка в два с половиной года

Вес мальчиков в 2 года и 6 месяцев составляет от 12 до 16,5 кг, а девочек - от 11,7 до 15,5. Рост мальчиков от 87,0 до 97,1, а рост девочек от 86 до 96,5 см.

Ребенок в 2,5 года перешагивает через препятствия на полу, удерживает равновесие, поднимаясь на носки, умеет ходить на цыпочках. Ребенок 2,5 лет хорошо бегает, подпрыгивает, приседает, прыгает на двух ногах. Умеет играть с мячом: бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками, ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч через препятствия. Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила. Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.

Питание ребенка в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте многие малыши переходят на 4 разовое питание, а рацион ребенка все больше приближается к взрослому. И хотя ребенок уже большой, по прежнему необходимо придерживаться определенных часов кормления. Например: 8:00 - завтрак; 13:00 - обед; 16:00 - полдник; 19:00 - ужин. При этом последний прием пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительных желез.

В этом возрасте необходимо заменять жидкую и полужидкую пищу на более плотную (для стимуляции навыка жевания). Постепенно вводите разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушёные овощи. Для полноценного роста и развития ребенку 2,5 лет необходимо около 1400-1500 к/калорий, 50-60 граммов белка (из которых 70% должны быть животного происхождения); 50-60 граммов жира (из которых около 10 граммов растительного происхождения); 210-220 граммов углеводов.

В рационе ребенка 2,5 лет должны быть молочные и кисломолочные продукты (творог, кефир, сырки, неострые сорта сыра, сметана, молоко).

Постепенно увеличивается количество мяса в рационе до 120 грамм в сутки. Это может быть говядина, телятина, кролик, ягненок, курица, нежирная свинина. Полезны субпродукты, такие как печень, язык, сердце.

Для ребенка 2,5 лет мясо можно приготовить в виде паровых котлет, рагу, обжаренного фарша. В этом возрасте допустимо давать ребенку изредка молочные сосиски в небольшом количестве.

В питании ребенка должны быть и рыбные блюда.

Количество овощей и фруктов может доходит до 400 граммов в сутки. Можно давать огородную зелень (петрушку, зеленый лук, укроп, шпинат, салат).

Малышам уже можно давать лапшу, вермишель, но увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами. Для улучшения вкусовых свойств можно добавлять сахар, рекомендуется не более 40 грамм сахара в сутки. Из сладостей в этом возрасте можно давать: печенье, пастилу, мармелад, повидло, зефир.

Познавательное развитие ребенка 2,5 лет

Ребенок двух с половиной лет уже подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках, подбирает по образцу.

Малыш ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. Ориентируется в различных по величине формах.

Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей, по показу. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки - из 3-4 составляющих тоже по показу.

Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Малыш уже неплохо держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы. Узнает, что нарисовал или вылепил.

Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка - маме, мальчик - папе.

В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником, действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий. Подражает игровым действиям другого ребенка. Проявляет воображение.

Проявляет конструктивную деятельность - строит из кубиков разной формы и величины дом, забор. Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками. Экспериментирует в игре. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы.

Сообщает о физиологических потребностях.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет

Малыш сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования, бывает веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный. Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях - весело; при болезни - неприятно, плохо.

Бывает эмоционально сдержан при указаниях: "нужно", "надо", "подожди" и др.

Увлекается интересной игрой и его трудно отвлечь.

Ребенок 2,5 лет неинтересные непонятные игры отвергает, его трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать. Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия. Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

Малыш испытывает эмоциональное удовольствие, слушая знакомые музыкальные произведения, песни. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения один и с группой детей. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев, агрессия, боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.

Ребенок в 2,5 года нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке. Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях. Способен понять радость или печаль или огорчение другого ребенка. Оценивает взрослых ("плохой", "хороший") в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается). Не всегда может оценить доброту или понять наказание.

Малыш настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении. Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Развитие речи ребенка в два с половиной года

Ребенок 2,5 лет уже обозначает себя: "Я", "Я сам". Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого. Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает и называет имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр. Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.

Использует предложения из нескольких слов (трех и более). Задает вопросы "Где?", "Куда?" и другие. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Показывает движениями, как делает персонаж.

Малыш двух с половиной лет легко подражает незнакомым словам. Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды. Может рассказать историю по картинке в двух-трех предложениях.

Ребенок знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).

Малыш быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает. Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.

А что умеет ваш малыш в 2,5 года?

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту