Дети и деньги. Воспитание у ребёнка отношения к деньгам

Ребёнок и деньги

Дети и деньги
Дети учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними по тому, как родители сами относятся к деньгам. А дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы.
Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги — это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с ребенком-дошкольником на эти темы уже можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.

Дети могут иметь карманные деньги с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия — как правило, в младшем школьном возрасте. Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

Хорошо, когда вместе с переходом на «денежные отношения» увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению — значит, дорос и до каких-то домашних дел. И, конечно, сумма, которую мы предназначаем ребенку, зависит от достатка семьи. Если возможности семьи ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с ними справляться.

Очень важно быть честными в детьми относительно семейного бюджета. Ведь когда дети со слезами на глазах упрашивают родителей купить им плеер или кофточку с капюшоном, а родители говорят им что нет денег — это не всегда правда. Но если деньги есть — дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от родителей хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами. Вот ведь что интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и выпрашивают редко и самое необходимое.

В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за «просто так» может не захотеть учить историю или мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но предпочтительнее эмоциональное поощрение. Похвала или подарок по случаю окончания учебного года будет очень кстати — как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

Время чтения: 25 мин

Многие родители, сталкиваясь с новыми детскими «хочу», задаются вопросом: как научить ребенка ценить деньги? Liferead задал этот вопрос экспертам, и получил ответ: прививайте финансовые знания с пеленок!

Многие родители сталкиваются с тем, что с ребенком невозможно выйти в магазин: он сразу просит что-нибудь купить. С детьми постарше не легче: они тут же задают вопрос, почему, скажем, смартфон нельзя купить прямо сейчас? Мы узнали у преподавателя финансовой грамотности для детей Марины Звонаренко, старшего методиста киевского центра «Розумники» Лилии Кудри и детского психолога Валентины Токарь, как научить ребенка ценить деньги.

Чтобы ребенок услышал ваши доводы, научите его ценить деньги

Даже если родители могут себе позволить каждый раз покупать ребенку желаемое, психологи и эксперты по финансовому планированию этого делать не советуют. «Лет с 3—4 нужно объяснить ребенку, откуда берутся деньги: родители на работе делают полезные дела, и за это получают зарплату. Здесь же стоит упомянуть перечень обязательных расходов семьи: коммунальные услуги, еда, одежда/обувь, бензин и т. д. » , — объясняет Лилия Кудря.

Этот разговор стоит продолжать, когда ребенок начинает просить купить то, что не входит в ваши планы. «Вы объясняете, что все расходы уже распланированы. Главное в это время — дать понять неоспоримость сказанного, не „повестись“ на уговоры. Также вы можете предложить ребенку зарабатывать деньги и копить на все, чего он хочет. Сделайте вместе с ним копилку и игру. Смысл игры — за каждое хорошее, на родительский взгляд, дело (уборка, сделанные уроки, выгул собаки…) вы будете продвигать фишку вперед. И когда она сделает 10 шагов — вы заплатите 10 грн. Эта игра нужна, чтобы ребенок не начал требовать деньги за каждый шаг и не ставил условия („Я уберу игрушки только за деньги“). Также он не сможет торговаться („Дашь ли ты деньги за хорошее поведение в гостях?“). Штрафы за плохие дела тоже предусмотрите: шагайте фишкой назад» , — объяснила Лилия. При этом эксперт отмечает: нельзя вообще ничего не покупать ребенку, объясняя все незапланированностью. Нужно все же иногда радовать чадо просто так.

Иногда важно баловать ребенка подарком просто так

До 11—12 лет учить ребенка финансовой грамотности лучше на наличных деньгах: они понятны и визуальны. Если начинать работу с «безналички», то кредитка будет восприниматься как волшебная карточка, за которую все можно купить. «А вот с 11—12 лет ребенку можно открыть специальную карточку для школьников. Заодно в банке „серьезный дядя“, а не родственники, расскажет, как на карточку попадают деньги, как их можно тратить, что такое пин-код и другое. После этого родитель может положить ребенку энную сумму на карточку и посмотреть, как тот управляется с деньгами. Можно нанести и второй визит — чтобы ребенку рассказали о мобильном банкинге, депозите и принципе накопления, кредите под проценты. Конечно, хорошо, если ребенок попробует оформить депозит с помощью интернет-банкинга» , — рассказывает Лилия Кудря.

Также родители могут дать задание отовариться в магазине и расплатиться карточкой, но при этом уложиться в сумму на «пластике». «Это научит школьника рассчитывать стоимость товаров. И либо отказываться от излишнего в списке мамы, либо же обязательно все купить, но выбрать продукты меньшего веса. Но родителям также придется объяснить правила безопасности, рассказать о карточных мошенниках и т. д. » , — уверена эксперт.

Лет в 11−12 начинайте знакомить ребенка с банковскими продуктами

Чтобы научить ребенка ценить деньги, предложите ему составить список желаемого. Это поможет определить, что из этого он хочет первым делом. Маленьким надо знать, достаточно ли у них накоплено или надо подкопить. А детей с 6—7 лет стоит приучать к счету — чтобы они понимали, сколько еще нужно «заработать».

«Уже с 6—7 лет ребенку можно давать и карманные деньги, помимо „копилочных“. Сумма — на усмотрение родителей (на перекус, на проезд и т. д.). Вы можете предоставлять эти средства ежедневно или раз в неделю, на все семь дней. При этом объясните, что школьник должен укладываться в предоставленную сумму. Это научит ребенка планировать расходы» , — считает Марина Звонаренко.

«Многие родители обещают добавить недостающую сумму к крупным покупкам ребенка. Но не стоит этого делать, если вы хотите научить ребенка ценить деньги. Если все же собираетесь пополнить недостающее — представьте это как вознаграждение за особую заслугу или премию. Но в таком случае оговорите, что, когда давать вознаграждение, родители решают сами. Причем за напоминания могут и лишить этих денег. Также не давайте ребенку взаймы: он должен „жить по средствам“ и не привыкать одалживать. А когда сумма накоплена, постарайтесь советовать, но не контролировать покупки. Негативный опыт тоже нужен. Он научит чадо делать правильный выбор, а вы сможете подчеркнуть, что в следующий раз он спланирует покупку лучше» , — добавила психолог Валентина Токарь.

Научите ребенка писать или рисовать список желаемых приобретений

Многие родители, чтобы избежать истерик и объяснений, стараются не брать ребенка в поход за покупками. Однако, по словам экспертов, это тоже неправильно. «В таком случае у него образуется „отложенный спрос“, что позже аукнется необдуманными большими тратами. А еще это лишает ребенка возможности жить взрослой жизнью. В магазине и супермаркете вы должны специально предлагать решать задачи: научиться определять хороший и плохой товар, объясняя, в чем разница, сравнивать цены и т. д. Задавайте вопросы по типу что лучше: 50-граммовый пакет какао за 10 грн или 100-граммовый за 18 грн? Почему?», — говорит Марина Звонаренко. Но психологи советуют все же брать ребенка в магазин не чаще 1—2 раз в неделю. Иначе даже «умняшки», которые любят счет и идут с вами именно с этой целью, в будущем могут купиться на дешевизну ненужного товара.

Не бойтесь брать ребенка в магазин: так вы приучаете его ко взрослой жизни

Что можно и чего нельзя говорить детям о деньгах

По словам Валентины Токарь, есть некоторые табу на распространенные отговорки и действия родителей, если вы действительно хотите научить ребенка ценить деньги.

Нельзя: Говорить фразу «нет денег»: это вызывает тревогу. Также это взращивает комплекс бедности, и уже во взрослой жизни человек всегда будет думать, как сэкономить, а не как больше заработать", — говорит она.

Запрещено: брать деньги из копилки ребенка без его ведома. «Даже если ребенок проявляет понимание и жалость, вы не должны перекладывать на него свои проблемы и нужду в финансах. Несчастье, которое вы обрушили „на его голову“ тоже, и горечь от того, что пришлось расстаться с нажитыми деньгами, он не забудет, даже если вы ему вернете больше, чем взяли», — говорит
психолог.

О бязательно: держите обещания, данные ребенку. Те мамы и папы, которые, например, не практикуют наполнение детской копилки, а обещают, что купят что-то ребенку через неделю, с зарплаты и т. д. , обязательно должны это сделать. Исключение одно: если ребенок перехотел эту покупку.

Поощряйте, но не внушайте «правильный выбор»

Регулярно: давайте деньги даже тем детям, которые не слишком падки на деньги (особенно подростки). Финансовое равнодушие совсем не значит, что им можно никогда и ничего не покупать или не давать карманные деньги. Родители все равно должны их поощрять — аргументируя тем, что когда-то же он что-то захочет, вот тогда и сможет воспользоваться своим накоплением.

Не манипулируйте: Если хотите действительно научить ребенка ценить деньги, не навязывайте ему делать «правильный выбор», отказываясь от покупки в пользу семейного бюджета. «Не прививайте ему чувство вины, намекая, что из-за него семья будет голодать. Перекладывать на ребенка ответственность за всю семью неправильно по отношению к нему. К тому же, вы в любом случае не сможете довести дело до конца (оставить всех без еды), если он настоит на покупке игрушки», — объяснила Валентина Токарь.

Никогда не говорите ребенку «нет денег», и не берите деньги из его копилки

Также узнайте, и . Хотите еще больше интересных материалов? Тогда дайте шанс проявить себя нашему маленькому роботу, который специально для вас подберет увлекательное чтиво! Жмите « !»

Дети и деньги — сложная проблема. В нашей стране как-то не принято говорить на эту тему. Подспудно в некоторых изданиях некоторые специалисты ведут неспешную дискуссию на тему «Необходимо ли финансовое образование детей? Если да, то когда его начинать и что включать в это образование?»

Действительно, становясь взрослым, ребенок все равно как-то сам, естественным путем разберется с финансовыми вопросами. Правда, есть все-таки опасение. Пустив этот процесс на самотек, не вредим ли мы детям, не упускаем ли чего-то важного в их развитии. Например, можем ли мы быть уверенными, что у ребенка само по себе сформируется правильное отношение к деньгам, что не разовьются алчность, жадность или, наоборот, расточительность? И что, собственно такое «правильное отношение к деньгам»? А может быть, мы просто не знаем, как подступиться к сложной задаче передачи своему ребенку навыков взрослой жизни?

Особенно задача обучения детей обращению с деньгами становится явной, когда мы говорим о детях, имеющих нарушения в развитии или ограниченные возможности здоровья. Ведь в этом случае, приходится учитывать:

  • сенсорные проблемы — ребенку нужно уметь на ощупь найти кошелек в сумке или в кармане и вынуть из него банкноты или монеты, что совсем непросто, если у ребенка есть нарушения в сенсорной сфере (сфере ощущений);
  • проблемы визуального восприятия — нужно научить ребенка прежде всего отличать монеты от купюр, различать монеты, похожие по форме, но разного достоинства;
  • умение отличать деньги от других объектов в кошельке: квитанций, кредитных карточек и т. д.;
  • сформированность базового представления о деньгах, то естьребенок должен знать, что на деньги можно обменивать товары и услуги.

Кроме того, ребенок должен понимать ценность предметов, то есть уметь оценить, что дороже, а что дешевле, например, карандаш, шоколадка или компьютер. Только после этого уже можно говорить об:

  • арифметических навыках — умении посчитать стоимость товаров и сдачу;
  • организационных навыках — например, полезности ведения списков покупок;
  • умении планировать бюджет, расставлять приоритеты, принимать решения;
  • о социальных навыках — умении говорить с продавцами, кассирами и др.

Как видим, не такое уж простое дело — умение обращаться с деньгами.

Наши западные соседи считают, что умение распоряжаться деньгами является одним из самых важных навыков, которым стоит научить своих детей, что к проблеме финансового воспитания детей нужно подходить основательно, что правильное отношение ребенка к деньгам формирует личность, учит самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Впрочем, несмотря ни на какие взгляды на степень важности воспитания «финансовой грамотности» у детей, очевидно, что отношение ребенка к деньгам формируют, воспитывают родители. Именно перед родителями стоит задача выработать у ребенка разумное отношение к материальной стороне жизни.

Увы, в нашей стране практически нет серьезных исследований по обсуждаемой проблеме, поэтому попытаемся воспользоваться рекомендациями зарубежных психологов, внося, где это нужно поправки, учитывающие отечественные менталитет и реальность.

Американские психологи советуют прежде всего родителям договориться об общих принципах финансового воспитания: открытом обсуждении с детьми финансового положения семьи; об обучении обращению с финансами на основе личного примера. Специалисты заметили, что если у родителей деньги вызывают негативные эмоции: страх, жадность, зависть, то через некоторое время это обязательно проявится и у их детей. Если же родители относятся к деньгам как к инструменту, обеспечивающему достойную жизнь, то и дети будут относиться к деньгам с прагматизмом, без эмоций. Хорошо, если родители умеют спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности, если они случаются с семьей, и как семья собирается с этим справляться.

Важный вопрос: с какого возраста начинать обучение детей обращению с деньгами? Большинство психологов считают, что обучение становится целесообразным тогда, когда ребенок начинает понимать, для чего нужны деньги. Как только к нему пришло понимание, что «симпатичные бумажки» можно обменять на что-то стоящее — мороженное, конфеты, — пора. То есть получается, примерно, лет с трех-четырех.

Начать удобнее всего с игры. В этом возрасте ребенок обычно уже бывает с мамой-папой в магазинах и представляет, хотя бы в общих чертах, процесс обмена денег на товар. Дома вполне можно поиграть «в магазин» или в «кафе», используя в игре предметы, которые сын или дочь обычно просят приобрести. В реальном магазине предложите ребенку самому что-нибудь купить — конфетку, жвачку, машинку… Если он еще не умеет считать, сами отсчитайте необходимую сумму и предложите передать продавцу, кассиру (кстати, это удобный повод научить ребенка пользоваться калькулятором, как отдельным прибором, или находить калькулятор в телефоне и использовать его). Объясните ему, что надо сказать, как взять сдачу. Это разовьет и социально-коммуникативный навык ребенка, то есть умение общаться не по желанию, а по необходимости.

Если вы хотите научить ребенка посещать кафе или ресторан, расскажите, когда принято давать чаевые (обычно они составляют примерно 10% от суммы заказа).

Примерно в возрасте трех-пяти лет можно обсудить тему: почему меня ругают и наказывают, если я ломаю игрушки, рву книжки или одежду? Как раз потому, что эти вещи стоят денег, а деньги даются маме и папе нелегким трудом. Именно поэтому они вынуждены на целые дни уходить на работу, а его (ребенка) оставлять в садике или у бабушки. На новые вещи придется снова потратить деньги, но они нужны для покупки других важных вещей, поскольку количество денег всегда ограничено.

В возрасте пяти-семи лет у детей начинают возникать вопросы типа: почему Вите или Маше купили игрушку (платье, мобильник, игровую приставку и т. д.) за Х рублей, а вы мне не можете? Этот момент очень важен и его нужно не упустить, поскольку он позволяет удобнее всего объяснить ребенку связь между работой, деньгами и потребностями человека. Например, есть профессии, за которые дают денег больше или меньше; чтобы найти хорошую работу, надо хорошо учиться; любую работу надо делать хорошо, потому что за нее платят больше, чем за плохо выполненную работу и так далее.

В этом же возрасте (6-7 лет) можно привлекать ребенка к планированию расходов, к составлению семейного бюджета. Так, услышав от родителей «денег нет», он не надуется, потому что будет представлять, куда, собственно, деньги деваются. Это, кстати, хорошая профилактика детского эгоизма: ребенок любит маму с папой и прекрасно поймет, что папе нужна новая рубашка, маме — туфли, пусть его родители будут самыми красивыми! Вообще сакраментальная фраза «денег нет» должна звучать как можно реже.

Такое включение ребенка поможет, в некотором смысле, улучшить финансовую дисциплину и финансовое планирование семьи в целом, если раньше этому не придавалось особенного значения.

Крупные покупки для ребенка, как и вообще все крупные покупки, могут планироваться заранее. Например, велосипед — к лету, лыжи — к зимним каникулам… Важно, чтобы ребенок и сам принимал посильное участие в накоплении денег, откладывая их в копилку или даже на специально открытый для этого счет в банке (некоторые банки открывают счета детям с 10 лет). Так ребенок научится экономить и делать выбор: покупать жвачку каждый день или некоторое время потерпеть, но купить более дорогостоящую желанную вещь. Такой навык ожидания и самоограничения не только будет полезен сам по себе в более взрослом возрасте, но и разовьет силу воли, приучит ребенка спокойнее относиться и к деньгам, и к возможным ограничениям, связанным с их отсутствием.

Для возможности копить и тратить деньги на какое-то будущее приобретение, нужно, чтобы эти деньги откуда-то появлялись, то есть необходим доход. Понятно, что работать как взрослый ребенок не может. Поэтому, по крайней мере до подросткового возраста, организовать для ребенка доход придется родителям. Наиболее распространенные статьи дохода, обычно, — это карманные деньги, выдаваемые регулярно, и денежные подарки. Поскольку денежные подарки возможны только по поводу каких-то случаев, происходящих время от времени, основным доходом для детей младшего возраста являются карманные деньги.

Чаще всего родители начинают давать карманные деньги ребенку, когда он идет в школу. Специалисты-психологи подтверждают, что как раз в этом возрасте мальчики и девочки уже способны сделать первые шаги в управлении деньгами. Родителям важно иметь в виду, что карманные деньги не должны превращаться в награду за хорошие поступки, премию за успешную учебу или оплату помощи по дому. На самом деле — это важный инструмент воспитания, причем воспитания не только конкретных навыков правильного обращения с деньгами (хотя это тоже очень важно), но и характера, отношения к жизни, позволяющего добиваться в будущем социального успеха и благополучия.

Важно принять семейное правило: карманные деньги дети имеют полное право использовать по своему усмотрению, не отчитываясь ни перед кем. Наличие у ребёнка собственных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Конкретный размер суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Какой может быть сумма выдаваемых карманных денег? Обычно она зависит от финансового состояния и возможностей семьи, а также от возраста ребенка. В любом случае, сначала речь должна идти о совсем небольшой сумме. Выбрать конкретную сумму поможет ответ на вопрос: сколько, на ваш взгляд, ваш ребёнок сможет потратить «с умом» для своего возраста? Конечно, с годами и нужды, и запросы детей растут. Необходимо увеличивать и их карманные поступления. Есть смысл обсуждать с ребёнком, что он будет самостоятельно оплачивать из «собственных средств». По мере взросления увеличивайте сумму, но учитывайте в ней расходы на проезд, завтраки в школе, канцтовары. В плане финансовых навыков пользы от участия ребёнка в оплате собственных расходов будет больше.

Разные семьи имеют разные финансовые возможности, поэтому и суммы, которые они могут выделить детям на карманные расходы, могут сильно отличаться. Это не очень хороший момент и, возможно, есть смысл родителям одноклассников договориться между собой, чтобы различие не было слишком значительным.

Дети, которые только недавно начали получать деньги на карманные расходы, еще не умеют правильно ими распорядиться. Поэтому будет лучше, если они будут получать небольшие суммы чаще (например, 1-2 раза в неделю). Детям постарше можно выдавать уже более крупные суммы на более длительный период времени (например, восьмиклассникам — 1 раз в месяц). Так постепенно у них в сознании будет формироваться понимание бюджета.

  1. Выдача должна быть регулярной и своевременной, поскольку игнорирование выплат или их отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.
  2. Не меняйте правил. Если по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребёнку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплат должны согласовываться с ребёнком.
  3. Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные или слишком быстро неразумно израсходованные средства. Иначе это подведёт его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнёт основы финансового воспитания и из серьёзного занятия превратится для ребёнка в игру. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе — хорошие уроки бесплатными не бывают.

Бывают ли ситуации, когда стоит на время отложить или прекратить выдачу ребенку карманных денег? По мнению психологов, это следует сделать в двух случаях. Во-первых, если ребенок демонстрирует явно инфантильное, незрелое поведение. То есть не умеет контролировать свои мелкие и импульсивные желания, легко поддается влиянию других людей (покупает то же, что и его друг, «за компанию»; покупает у друга или старшеклассника какую-нибудь «ценную вещь»; может истратить довольно крупную сумму, выданную на покупку необходимой вещи, на разные мелочи и т. п.). В этом случае, следует начать выдавать карманные деньги несколько позже (например, со второго полугодия первого класса или даже со второго класса), не забывая заниматься финансовым воспитанием, как это описано выше. Кстати, неплохим подспорьем в этом воспитании могут стать многочисленные, появившиеся в продаже, экономические настольные игры. Они эффективней, чем игры компьютерные, поскольку партнеры по игре — родители могут пояснять свои ходы ребенку, давать ему советы, обосновывая их. Во-вторых, в некоторых из наших школ иногда проявляется такое позорное явление как «школьный рэкет». Например, старшеклассник может заявить первокласснику: «Эй, мелкий, а ну покажи твой кошелёк. Нужно делиться с друзьями!»… Если Ваш ребенок рассказывает о чем-то подобном, нужно обязательно поговорить с учителем, а может быть и с директором, настаивая на восстановлении в школе нормальной дисциплины.

C овременные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Именно в начальной школе у многих детей формируется отношение к деньгам, и именно в этом возрасте можно еще что-то исправить.

БЕЗОПАСНАЯ ИГРА

Мама семилетнего Миши поделилась своей тревогой: «Сын никогда деньгами не интересовался, а теперь только о них и говорит, спрашивает у меня, что сколько стоит». Но больше всего ее встревожило, что сын стал рисовать деньги.
Интерес к деньгам закономерен, он проявляется уже у двухлетних детей. Например, ребенок может строить из монеток башни или «печь блины». В этом возрасте ребенок видит, что деньги играют важную роль в жизни взрослых, но еще не понимает их функцию и по-своему использует эти привлекательные блестящие штучки, которые так часто видит в руках у родителей.
Следующая стадия знакомства с деньгами - попытка их воспроизвести, создать. Бумажная валюта появляется в детских играх примерно в четырехлетнем возрасте. Ребенок видит, что все монетки и купюры разные, они отличаются размером и цветом. Старательно вырезая из бумаги кружочки и прямоугольники разного размера, раскрашивая их, дети стремятся максимально точно скопировать оригинал.
В этих играх нет ничего странного или опасного - дети пытаются приобщиться к еще одной сфере взрослой жизни. У них есть много игрушечных копий взрослых вещей: машинки, инструменты, мебель. Теперь к ним добавляются и деньги. Иногда интерес к внешнему виду денег в старшем возрасте может перерасти в хобби - занятие нумизматикой.
Практически одновременно с рисованием денег начинается следующая стадия знакомства с деньгами - овладение их социальной функцией. Дети начинают воспроизводить в своих играх ситуацию из жизни взрослых - обмен денег на конкретные вещи. Четырехлетние дети играют в магазин, а более старшие увлекаются настольными играми, например, «Менеджер» или «Монополия». Таким образом дети учатся не только считать, но и планировать, соотносить свои возможности с реальностью.
Некоторые родители боятся, что игрушечные деньги создадут у детей ощущение легкости их получения. Скорее обесценивают деньги виртуальные игры. А в ролевых или настольных играх ребенок может проследить закономерности: было столько-то монет (купюр), купил игрушку (дом) - осталось меньше или совсем не осталось.
С реально существующими деньгами, пусть даже игрушечными, расстаться сложнее, чем с виртуальными. Ворочая миллионами в компьютерных играх, ребенок не может представить, о какой сумме идет речь.

ИСКУССТВО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ

Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учиться этому искусству следует именно в детстве. Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример - вот основные способы научить ребенка экономии и рачительности.
Наиболее частый вопрос, который задают родители, придя на консультацию: с какого возраста начинать давать ребенку карманные деньги и какой должна быть их сумма? Не повлияет ли это отрицательно - избалует, воспитает легкомысленное отношение к деньгам?
На самом деле наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает ребенка к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах возникает, когда ребенок поступает в школу. Именно в школе у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать ребенку на день сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Если деньги выдаются только на школьный обед, то лучше разрешить малышу сдачу оставить себе и потратить по своему желанию. Иначе вместо обеда он станет покупать себе разные лакомства, да еще и попытается скрыть это от родителей.
Если ребенок мечтает о какой-то крупной и дорогой вещи, можно предложить ему завести копилку, куда он сможет складывать сэкономленные карманные деньги, деньги, подаренные близкими, и т.д. Понятно, что не на каждую вещь можно накопить требуемую сумму таким способом. Но если в планы родителей все равно входила покупка желаемого, то можно заранее договориться с ребенком, какую часть ему необходимо собрать, а какую добавят родные.
Многих родителей волнует то, что ребенок может «неправильно» потратить свой капитал. Но даже если ребенок накупит на всю сумму шоколаду, а потом будет маяться животом, то для него это станет более впечатляющим уроком, чем родительский запрет. В следующий раз так бездарно он свои деньги не потратит. Не следует забывать, что смысл карманных денег именно в том, что ребенок может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям следующую схему денежных отношений с 6–10-летними детьми.
1. Выделить ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими карманными деньгами он может делать все, что пожелает. Может потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют ребенка и не требуют отчета.
2. Завести некий фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок и т. п. С этим фондом ребенок также волен делать все что угодно, но предварительно должен спросить согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из средств родителей и ребенка, обе стороны дополняют его и должны договориться о том, что и когда купить. Решающее слово в спорных случаях принадлежит, однако, родителям.
3. Следующий фонд - крупный и солидный, которого не касаются каждый день. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идет дольше - полгода, год. А потом вместе родители и дети торжественно отправляются на покупку того, на что копили деньги. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу. Кроме того, отложенное исполнение желания - хорошая тренировка характера. И наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали и дети и взрослые.
По взаимному согласию можно переводить деньги из низшего фонда в высший, это вполне логично и способствует бережливости.

ПЛАТИТЬ ЛИ ДЕТЯМ?

Однажды я попросила учеников второго класса рассказать, как они помогают своим родителям по дому. Один мальчик сказал: «Я им вытираю пыль и убираюсь в своей комнате, а они мне за это платят». Восьмилетний ребенок был твердо уверен, что, убирая собственную комнату, он делает большое одолжение родителям, раз они ему за это платят.
Другой первоклассник идеально выполнял письменные задания по русскому языку дома и отказывался написать разборчиво хоть слово в классе. В ходе беседы с ним выяснилось, что бабушка платит ему рубль за каждую красиво и без ошибок написанную строчку. А учитель ведь не платит... Примеров можно приводить много: за денежное вознаграждение дети соглашаются выпить неприятные лекарства или съесть суп.
К денежному поощрению чаще всего прибегают родители, отчаявшиеся другими способами заставить ребенка что-то сделать, даже не задумываясь о пагубных последствиях подобного поведения. Напрасно педагоги предостерегают родителей от соблазна мотивировать ребенка с помощью денег. К сожалению, сегодня все чаще слышишь от родителей, что они платят сыну или дочке за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее задание, за убранные игрушки и т.д.
Однако результатом обучения должна быть не только оценка, но и знания. И поощрение ребенок должен получать только со стороны учителя, именно оно должно стать главным стимулом. Полученные знания и навыки формируют у ребенка ощущение собственной компетентности: я это знаю, я это могу. А аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создают уют и комфорт. Это то естественное вознаграждение, которое получает ребенок, выучивший урок, убравшийся в своей комнате, к этой цели он должен стремиться.
В противном случае изменяется шкала ценностей: ребенок стремится достичь положительного результата (хорошей оценки или убранной одежды) ради денежного вознаграждения. И учится, и убирается, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Такой ребенок добивается вознаграждения любыми способами: начинает списывать, обманывать. Возможный итог - отказ от учебы и поиск более эффективного заработка. Кроме того, ребенок привыкший получать денежное вознаграждение за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-либо бескорыстно.

РАЗГЛЯДЕТЬ ПРОБЛЕМУ

Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но именно они (а точнее - неправильное к ним отношение) могут стать причиной весьма неприятных ситуаций.
В возрасте 6–7 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам: им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство, так как ребенок может позаимствовать деньги у родителей без спроса. Такие ситуации пугают родителей и интерпретируются ими как воровство. Однако большинство детей поступают так по следующим причинам:
- ребенок искренне полагает, что все деньги в семье общие и он имеет полное право их брать;
- ребенок знает, что если он попросит у родителей денег, то его начнут подробно выспрашивать, зачем они ему нужны, прочитают длинную нотацию о том, с каким трудом дается каждая копейка, да еще и объяснят, что у него и так все есть.
Ребенок, не умеющий распоряжаться деньгами, может попасть в неприятную ситуацию. Восьмилетний Дима растратил выданные ему на обеды на неделю деньги и, опасаясь родительского гнева, придумал целую детективную историю про старшеклассников, отнявших у него кошелек.
Однако не всегда отсутствие опыта обращения с деньгами и стремление иметь собственные деньги на карманные расходы являются причинами детских проступков. Родители четвероклассников были озабочены тем, что с некоторых пор их дети стали просить большие суммы на карманные расходы. Причиной новых требований оказался Вася - новенький мальчик. Он показывал, что у него в кошельке есть пятьсот рублей, и хвастался, что может их потратить, как захочет. Он покупал всем мальчикам кока-колу и чипсы в буфете. На самом деле эти деньги ему давали, чтобы он расплатился с репетитором, а угощал он ребят из сэкономленных карманных денег. Но такими разговорами он стремился привлечь к себе внимание, завоевать авторитет у сверстников.
У третьеклассника Мити не было модной и популярной электронной игры, и он очень завидовал ее обладателям: вокруг них каждую перемену собирались одноклассники, их прихода ждали, им старались угодить, чтобы получить возможность поиграть в игру. Митя предложил хозяевам игры сдавать ее одноклассникам на прокат за деньги. Он был кассиром, назначал сумму и время проката. Вырученные деньги делились на равные части между ним и владельцами игры. Таким образом Митя стал главной фигурой в классе, теперь все слушались его.
Приведенные примеры наглядно показывают, что некоторые дети очень рано пытаются использовать деньги для удовлетворения своих коммуникативных потребностей - завоевать популярность, обратить на себя внимание, получить власть. Уже в 8–9-летнем возрасте они считают, что это единственный и действенный способ добиться желаемого.
За подобными поступками скрываются серьезные личностные и педагогические проблемы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Потребность иметь собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.
Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.
Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам.
Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.
Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин ребенок забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и т.д. Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику - и он все получит.
В различных туристических поездках выделяйте ребенку небольшую сумму, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным или друзьям самостоятельно купленную безделушку.
Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.
Если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.
Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, что он таким образом от нее отказался окончательно.
С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?»
Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валют разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.
Учеба - это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретенные знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятельности. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку.

Марина КРАВЦОВА

Спонсор публикации статьи: Мониторинг обменников BestChange.ru. Интернет ресурс BestChange.ru размещает обменные пункты по самым актуальным направлениям обмена, включая конвертацию WMR – Moneybookers . Все обменники проходят строгую проверку, что гарантирует защиту Ваших денежных средств, и максимальную выгоду от операций.

Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат – вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете – это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

ОШИБКА №2. НЕ ДАВАТЬ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Собственные деньги – ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6–7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

ОШИБКА № 3. КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ ДЕТСКИЕ ТРАТЫ

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги – это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

ОШИБКА № 4. ПУСКАТЬ ВСЕ НА САМОТЕК

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

ОШИБКА № 5. ПЛАТИТЬ ЗА ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника – учиться!
Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.