Как рассчитывается пенсия у военных. Расчет для пенсии по инвалидности

Навигация по статье

Действующее законодательство выделяет несколько видов пенсионного обеспечения для военных (либо их семей):

В зависимости от того, какую именно выплату получает пенсионер (или его семья), различаются условия назначения, однако само исчисление военных пенсий, вне зависимости от вида пенсий, основано на так называемых суммах денежного довольствия .

Денежное довольствие военнослужащих, учитываемое при исчислении пенсии

Размеры выплат военным, как уже было сказано выше, зависят от сумм денежного довольствия (СДД). Данное понятие представляет собой оклад военнослужащего (по должности или званию) без учета увеличения его размера по причине каких-либо особых условий. Однако процентная надбавка за выслугу лет, индексация и ежемесячная надбавка влияют на расчет размера выплат военным пенсионерам.

Стоит отметить, что при расчете пенсии с 1 января 2012 года учитывается 54% от ССД, а с 1 января 2013 года эта сумма будет увеличиваться на 2% , пока не достигнет 100% СДД. При этом законодательно допускается возможность увеличения более, чем на 2% в случае роста уровня инфляции.

В случае получения выплат по потере кормильца, в расчет берутся суммы денежного довольствия кормильца.

Размер пенсии военного пенсионера в 2018 году

Размеры пенсионных выплат военным регулируются статьями (по выслуге лет), (по инвалидности) и (по потере кормильца) закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.

В таблице ниже можно увидеть, каким образом размер пенсии зависит от характера выплаты (величина указана в процентах от сумм денежного довольствия, которые получает/получал военнослужащий):

Характер выплаты Размер пенсии (в % от СДД)
За выслугу лет (при выслуге не менее 20 лет) 50% + 3% за каждый год выслуги после 20 лет
За выслугу лет (при общем стаже не менее 25 лет, включая не менее 12 лет службы) 50% + 1% за каждый год стажа после 25 лет
По инвалидности* I и II группа 85%
По инвалидности** I и II группа 75%
По инвалидности* III группа 50%
По инвалидности** III группа 40%
По потере кормильца* 50% (на каждого нетрудоспособного члена семьи)
По потере кормильца** 40% (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

* - инвалидность или смерть военнослужащего наступила вследствие непосредственного исполнения служебных обязанностей (военной травмы);

** - причиной смерти или установления инвалидности является заболевание, полученное в период службы, но не относящееся к исполнению военных обязанностей.

Стоит обратить внимание, что в случае, если снова выходит на военную службу, пенсия вновь возобновится исходя из выслуги лет и общего трудового стажа при последующем его увольнении .

Кроме того, в статьях 15, 23 и 37 прописаны минимальные размеры военных пенсионных выплат:

  • По выслуге лет - 100% расчетного размера (РР) величины социальной пенсии.
  • По инвалидности - от 150% до 300% РР , в зависимости от группы инвалидности и условий получения инвалидности.
  • По потере кормильца - от 150% до 200% на каждого нетрудоспособного члена семьи, в зависимости от категории, помеченной звездочкой (см. таблицу выше).

Коэффициенты при расчете пенсии военнослужащих

Как и в случае с другими видами пенсии, в отношении военных пенсионных выплат предусмотрены коэффициенты , которые влияют на размер денежного довольствия, а значит - и на размер будущей пенсии. Пока пенсионер (и/или его члены семьи) проживает в местностях, в которых законодательно установлены определенные увеличивающие коэффициенты, пенсия, а также надбавки и увеличения к данной выплате исчисляются с учетом них.

Заметим, что в случае выслуги не менее 15 и 20 лет соответственно в районах Крайнего севера или приравненных к ним территорий, граждане, которым уже назначена пенсия, будут получать ее (включая все надбавки и увеличения) с применением коэффициента даже в том случае, если выедут из данных районов .

Военнослужащие, прослужившие в таких местностях не менее 15 и 20 лет, но проживающие на территориях без коэффициентов (либо с меньшим) по последнему месту службы, будут получать пенсионные выплаты (включая увеличения и надбавки) с учетом коэффициента по последнему месту службы в вышеуказанных районах.

Законодательно установлено, что максимальная величина районного коэффициента равна 2.

Повышение военных пенсий

Для военных пенсионеров предусмотрено довольно большое количество условий, при которых увеличивается размер выплат. Данные правила регулируются статьей 45 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. В таблице ниже приведены категории граждан и положенные им повышения:

Категория пенсионеров Процент повышения
Герои РФ, Герои СССР, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней 100% от размера пенсии (РП)
Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ 50% от РП
Чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр 50% от РП
Лица, награжденные орденом «За службу Родине» или орденом Трудовой Славы трех степеней 15% от РП
Ветераны ВОВ или других боевых действий, инвалиды ВОВ, несовершеннолетние узники концлагерей, жители блокадного Ленинграда 32% от расчетного размера пенсии (РРП) - размера социальной пенсии
Реабилитированные граждане, подвергшиеся необоснованным политическим репрессиям, лица, служившие не менее 6 месяцев в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. 16% от РРП
  • Стоит отметить, что лица, неоднократно признанные Героями СССР и РФ, а также Героями Труда СССР или РФ, имеют право на повышение согласно каждому полученному званию .
  • Также стоит обратить внимание, что граждане (и/или их семьи), получающие ежемесячное материальное обеспечение по Федеральному закону от 4.03.2002 г . N 21-ФЗ за заслуги перед отечеством не имеют права на повышение пенсионных выплат в случаях, указанных в первых трех строках таблицах.

Пересмотр размера пенсии

В случае, если у гражданина возникает право на увеличение размера пенсионных выплат, надбавок и других условий, при которых размер пенсии изменяется, ее величина пересматривается (в том числе одновременно по нескольким основаниям). К таким условиям относится, прежде всего, увеличение денежного довольствия военного, а также установление у него инвалидности, получение государственных наград и других условиях, описанных в законе N 4468-1 .

С 1 января каждого года происходит пересмотр ее размера в связи с изменением денежного довольствия, получаемого военнослужащим.

Обратите внимание, что пересмотр минимальных размеров военной пенсии, а также надбавок и увеличений, которые рассчитываются исходя из расчетного размера пенсии, осуществляется одновременно с увеличением (1 апреля).

Надбавки к военным пенсиям

В зависимости от вида получаемых пенсионных выплат, различают следующие виды надбавок (ст. 17, 24 и 38 закона N 4468-1).

  • В случае наступления инвалидности I группы или достижения 80-летнего возраста - 100% расчетного размера.
  • При наличии нетрудоспособных членов семьи, являющихся иждивенцами - от 32% до 100% размера социальной пенсии, в зависимости от числа иждивенцев (трое и более - 100%).
  • Участникам ВОВ, не являющимся инвалидами - 32%, а гражданам, достигшим 80-летнего возраста - 64% от расчетного размера.

На надбавку по последнему пункту не могут претендовать пенсионеры, получившие увеличение пенсии, исходя из таблицы повышений, приведенной в предыдущем пункте статьи.

  • Все пункты, применимые для выплат за выслугу лет.
  • В случае наступления инвалидности по причине военной травмы (для 60-летних мужчин и 55-летних женщин) надбавка назначается в размере 100% от социальной пенсии.
  • В случае наличия инвалидов I группы или 80-летних (и старше) граждан среди нетрудоспособных членов семьи, или инвалидов-детей и инвалидов с детства I и II групп, им назначается надбавка в размере 32% расчетного размера.

На сколько поднимут пенсии военным пенсионерам с 1 января 2018 года

Размер пенсии военнослужащих, помимо ежегодной индексации в феврале, повышается за счет увеличения размера денежно довольствия (ДД), который применяется при исчислении величины пенсионного обеспечения (ст. 43 закона N 4468-1 от 12.02.1993). Оно учитывается с 1.01.2012 года в размере 54%, а с 1.01.2013 увеличивается на 2% каждый год , пока не достигнет 100%.

Напомним, что в соответствии с данной статьей размер ДД (или, иными словами, понижающий коэффициент), применяемый при расчете выплат, составлял:

  • с 1.01.2015 - 62,12%;
  • с 1.10.2015 - 66,78%;
  • с 1.02.2016 - 69,45%;
  • с 1.02.2016 - 72,23% от размера ДД военнослужащего.

Как говорится в Правительстве РФ, не стоит ожидать повышения окладов действующих военных до начала 2018 года, от которых и зависит размер военных пенсий, и которое откладывается уже более 5 лет. Однако 1 января 2018 года индексацию решили все-таки провести, увеличив денежное довольствие на 4% .

Удержания из пенсии

При определенных обстоятельствах пенсионные органы вправе на основании следующих документов :

  • исполнительные листы;
  • решения суда о злоупотреблении со стороны гражданина, получающего пенсионную выплату;
  • решения пенсионных органов о взыскании излишне выплаченных сумм, которые были перечислены гражданину, вовремя не сообщившему в данные органы о смене обстоятельств, влияющих на размер получаемой пенсии, либо на само право ее получения.

При удержании пенсии действуют определенные правила: например, сумма удержания не может превышать 50% от размера выплат (за исключением случаев с алиментами на несовершеннолетних детей, возмещения вреда лицам, потерявшим кормильца, нанесения вреда здоровью или иного преступления - в этих случаях удержание может достигать 70%). В случае удержания по решению пенсионных органов, максимальный размер удержания будет составлять 20%.

Важно знать, что в случае, если гражданин больше не получает пенсию, а излишне выплаченные суммы остались, пенсионный орган вправе обратиться в суд для взыскания данных сумм.

Алименты с пенсий военнослужащих

Бывают случаи, когда семейная жизнь у двух людей не получилась, однако, от брака остались несовершеннолетние дети. Чтобы обеспечить их поддержкой от обоих родителей, законом предусмотрено такое понятие как алименты - средства, выплачиваемые одним из родителей для содержания ребенка до его совершеннолетия.

При наличии отчислений в Пенсионный фонд России (ПФР), работодатель формирует для сотрудников их будущий фонд для выплаты страховой пенсии. Причем, не принципиально, оформлен гражданин по договору оказания услуг или через трудовую книжку - если при устройстве на работу им был предоставлен СНИЛС - свидетельство регистрации в системе ОПС, отчисления, скорее всего, идут.

В случае сомнений по поводу уплаты страховых взносов в ПФР, можно обратиться в его отделение по месту жительства и проконсультироваться у специалистов, либо сделать это самому через сайт ПФР.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ , чтобы получать страховую пенсию по старости (правда, без фиксированной выплаты ), военный пенсионер должен соответствовать следующим критериям:

  • наличие требуемой суммы индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК);
  • наличие пенсии или по линии Министерства обороны;
  • должен составлять не менее 8 лет в 2017 году, с увеличением на 1 год ежегодно до 15 лет. Обратите внимание, что в данный стаж не могут входить периоды службы или страховой стаж, учтенные при назначении пенсии по выслуге лет;
  • достижение общеустановленного - 55 лет для женщин и 60 для мужчин (с соответствующими вариантами уменьшения данного возраста по критериям, определенным в ФЗ «О страховых пенсиях» ).

Заключение

Несмотря на все различия между военной и страховой пенсиями в условиях получения, категориях пенсионеров и других факторах, разобраться при желании в том, как же именно происходит исчисление в , несложно. Здесь нет формул - фактически, есть только два параметра, от которых зависят все выплаты :

  • суммы денежного довольствия военнослужащего;
  • расчетный размер пенсии.

Разумеется, как и в любом виде пенсий, здесь есть место своим правилам и исключениям, однако в целом пенсионное обеспечение военных при более близком рассмотрении не будет казаться чем-то непонятным.

Для определения величины денежного довольствия и пенсии применяется расчет выслуги лет военнослужащего. При подсчете необходимо знать актуальные законодательные акты или воспользоваться калькулятором, который поможет узнать важную информацию за несколько минут.

При подсчете выслуги лет учитывается специальный трудовой стаж, применяющийся при особых условиях деятельности преимущественно в силовых структурах:

  • Погранвойск, ПСС, ПСО, ВДВ.
  • Образовательных воинских заведений, обучающих будущих сотрудников ВДВ.
  • Разведывательных десантно-штурмовых группировок, относящихся к сухопутным войскам РФ.
  • Войск ГО, отдельных должностей, имеющихся в штате морских судов боевого назначения.

Согласно ст. 13 ФЗ №4468-1, военные имеют право на пенсионное обеспечение при наличии 20 лет обычного или льготного стажа. Перед выходом на пенсию стоит воспользоваться калькулятором выслуги лет военнослужащих - это упростит процедуру расчета и позволит узнать зачисляемые в стаж сроки, а также количество полных отработанных лет.

Стоит отметить, что онлайн-калькулятор выслуги лет военнослужащего работает на основании данных из актуальных нормативно-правовых актов РФ.

Информация об изменениях

Перед тем, как производить расчеты, служащим по контракту следует заранее подготовить всю необходимую информацию: воинское звание, Ф.И.О, дату рождения; начало и конец календарных сроков службы; периоды обучения в гражданских учебных заведениях; льготные этапы, подлежащие зачислению.

Для указания сроков службы могут понадобиться приказы командира о направлении в «горячие точки», трудовая книжка и другие документы, в которых обычно содержатся все необходимые для самостоятельного расчета данные.

Обозначим, что любые программы разрабатываются с учетом действующих законодательных актов, регламентирующих данный вопрос, и на них же нужно ориентироваться при проведении самостоятельных расчетов:

  • ФЗ «О статусе военнослужащих».
  • ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц…».
  • Приказ Минобороны №200 от 30.06.2006.
  • Приказ Минобороны №555 от 10.11.2008.

Для расчета надбавок и общего стажа применяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2014 №1074. Согласно им, в общий срок входят следующие периоды:

  • Служба в ВС РФ и СССР, а также в формированиях, организованных на время боевых операций.
  • Трудоустройство граждан РФ в вооруженных силах стран СНГ.
  • Пребывание военных до 1995 года в частях и других подразделениях бывших республик СССР, не входящих в состав СНГ.
  • Нахождение на службе в формированиях различных стран, с которыми имеется международное соглашение.
  • Временная приостановка службы в рядах Армии на период избрания депутатом в Госдуму и другие представительные или законодательные органы власти.
  • Безвестное отсутствие, содержание в плену, нахождение под стражей, необоснованное увольнение до выяснения обстоятельств.
  • Несение службы в органах уголовно-исправительной системы, ФСКН, прокуратуре, налоговой полиции, таможне, СК РФ, войсках национальной гвардии, МВД, ГПС МЧС РФ, ФСБ.

Служащим ВДВ, образовательных организаций по подготовке военнослужащих, ВМФ, ПСС, авиации 1 месяц службы засчитывается за 1,5. Также калькулятор приравнивает 12 месяцев к двум годам работы военных летчиков, испытателей парашютов и установок для катапульт. Полный перечень должностей со льготным исчислением стажа указан в Постановлении Правительства №1074.

Вышеуказанные правила применяются для расчета выслуги работающих пенсионеров, а также при выходе на пенсию. Кроме того, согласно порядку исчисления выслуги лет, при расторжении контракта с последующим его заключением она не подлежит пересчету.


Сазонов В.В. прослужил в ВС РФ, где год службы приравнивался к полутора годам. Фактический стаж - 15 лет, но по выслуге он равен 22,5 годам, так как все 15 лет он работал на должности со льготным исчислением стажа. Для получения ответа достаточно умножить количество отработанных лет на льготные года.

Согласно ст. 14 ФЗ 4468-1, для расчета пенсии по выслуге лет военнослужащего применяются следующие правила:

  • При 20 и более отслуженных лет - 50% от сумм зарплаты (довольствия), за каждый год свыше - плюс 3%. Общее количество процентов не может превышать 85.
  • При 25 календарных лет, если не менее 12 лет приходится на службу в армии, МВД, национальной гвардии, ФСКН, УФСИН - 50% от денежного довольствия, и за каждый год после 25 лет - по 1% дополнительно.

Для правильного подсчета выслуги следует учитывать: если в стаже имеются периоды, когда не действовали льготные условия исчисления, их необходимо выписать отдельно.

В дальнейшем при оформлении пенсии берется в расчет не только выслуга, но и воинское звание, а также должность и оклад во время службы. Если военнослужащий является инвалидом вследствие общего заболевания или травмы, полученной при исполнении обязанностей, ему полагаются дополнительные надбавки к пособию по старости.

Реформы пенсионной системы, проведенные в 2008-2017 годах, затронули не только гражданские пособия, но и выплаты, предназначенные военнослужащим. Изменилась формула расчета военной пенсии, появился новый вариант формирования пенсионных выплат, уточнен процесс их оформления. Разобраться в деталях преобразований и понять, какое пособие в 2017 году назначается тем, кто уходит со службы, поможет анализ действующего законодательства.

Правовая база

На процесс предоставления и расчета военных выплат влияют законы, затрагивающие базовые принципы пенсионной реформы, определяющие критерии назначения пособия и размер денежного довольствия. Основные документы, влияющие на процесс расчета пенсионных начислений военнослужащим:

  • ФЗ 4468-1 о военных пенсиях (12.02.93);
  • ПП 941 об учете выслуги, пособиях и пенсиях военнослужащим (22.09.93);
  • ФЗ 306 о денежном довольствии (07.11.11);
  • ПП 1237 о коэффициентах и надбавках (30.12.11);
  • ФЗ 166 об обеспечении населения пенсионном (17.12.01);
  • ФЗ 400 о страховых (28.12.13) и 173 трудовых пенсиях (17.12.01).

Кроме того существуют законодательные акты, которые устанавливают дополнительные преференции отдельным категориям военнослужащих.

Кто имеет право получить пособие

В отличие от гражданского населения военный может стать пенсионером независимо от возраста. Право для назначения пособия дают иные критерии. Военная выплата может осуществляться по трем основаниям:

  1. Стаж службы на момент увольнения – выслуга.
  2. Инвалидность, явившаяся последствием военной травмы.
  3. Смерть военнослужащего при прохождении службы (по данному основанию пособие назначается ближайшим родственникам).

Выплаты предоставляются служащим военных и силовых структур, а также лицам, занимающим отдельные государственные гражданские должности. К категориям, наделенным правами на пенсионные пособия, относятся служащие:

  • военных и силовых структур РФ, СССР, СНГ;
  • государственной охраны, безопасности или обороны;
  • пожарной службы;
  • железнодорожной и пограничной служб;
  • органов уголовно – исправительной системы;
  • отделов по борьбе с преступлениями;
  • летно-испытательных составов и космических сил;
  • иных государственных ведомств, причисляемых к военным.

Данное право предоставляется участникам ВОВ, блокадникам и тем, кто занимался ликвидацией радиационных и техногенных аварий. С 2017 года, после образования организации, право на воинскую пенсию предоставлено сотрудникам Росгвардии.

Пособие, если военнослужащий признан погибшим, могут получить его:

  • вдова;
  • несовершеннолетние дети;
  • дети совершеннолетние, если обучаются очно и не достигли 2 лет;
  • родители;
  • лица, признанные нетрудоспособными и числящиеся иждивенцами погибшего.

Вид военной выплаты определяется по тому, на каком основании возникло право на нее.

Условия назначения и виды воинских выплат

Согласно ФЗ 4468-1, основаниями присвоения военной пенсии являются годы выслуги или состояние здоровья. Виды воинских выплат отставным военным:

  1. Основная и смешанная пенсия за выслугу.
  2. Пособие по инвалидности.
  3. Пособие при потере кормильца.
  4. Вторая гражданская пенсия военнослужащим.

Последний вид был введен ФЗ 156, в виде поправок к 166 закону в июле 2008 года, предоставив бывшим военным возможность получать дополнительную выплату, исходя из величины индивидуальных страховых капиталов. В зависимости от вида условия присвоения воинской пенсии меняются.

По выслуге лет

Условия предоставления основной выплаты по выслуге лет, прописанные в ФЗ № 4468-1, распространяются на сотрудников, которые в момент увольнения обладают достаточным стажем службы на военном поприще. Срок утвержден законодательно и равен 20 годам.

Смешанная пенсия является разновидностью пособия за выслугу лет, учитывающего не только военный, но и гражданский стаж кандидата на выплату. При этом расширено количество категорий, которые могут на неё претендовать за счет иных условий назначения . Получить пособие могут военнослужащие:

  • увольняющиеся, по достижении ими возраста 45 лет;
  • имеющие к моменту увольнения трудовой стаж, как воинский, так и гражданский, равный 25 годам (не меньше 12,5 из них должны приходиться на военную службу);
  • ушедшие со службы по одному из трех оснований, перечисленных в законодательстве (по возрасту, медицинским показаниям, по причине штатных или организационных мероприятий в ведомстве).

Чтобы рассчитывать на воинскую пенсионную выплату по смешанному стажу все три условия должны выполняться одновременно.

По инвалидности

Условием получения пособия является наличие инвалидности, если она определена, как результат военных травм или заболеваний. Последние должны быть зафиксированы:

  • в течение воинской службы;
  • на протяжении 3-х месяцев, последовавших за уходом в запас;
  • в любое время, если доказано, что инвалидность стала последствием военной травмы.

При назначении воинского материального пособия по инвалидности срок службы не учитывается. При наличии особых обстоятельств получения травмы, в дополнение к пенсионным выплатам, могут быть назначены льготы.

По потере кормильца

Для назначения пособия обязательным является наличие заболевания или травмы, которые вызвали гибель бойца. Социальная пенсия определяется родным военнослужащих, если гибель последних произошла во время:

  • прохождения боевых действий;
  • несения службы;
  • последующих за уходом в запас трех месяцев.

Допускаются и иные сроки, если доказано, что смерть стала результатом военной травмы. Выплата положена семье военного, независимо от звания и срока службы.

Страховая пенсия

Вторая выплата военнослужащим полагается тогда, когда после увольнения они продолжают трудовую деятельность на гражданских специальностях. Она называется страховой, так как основана на взносах в Пенсионный фонд, которые отчисляются за бывшего военного работодателем в ПФР. Условия получения на момент обращения:

  • достижение возраста, при котором в стране положено пособие по старости;
  • наличие военной пенсии, получаемой от своего ведомства;
  • наличие минимально утвержденного стажа работы, который не был учтен при назначении военной выплаты;
  • наличие минимального количества страховых баллов, утвержденного на год обращения.

Законодательно для мужчин установлен гражданский пенсионный возраст в 60 лет, для женщин – 55. Государственные служащие с 01.01.17 могут завершить службу по достижении 60,5 и 55,5 лет соответственно. Начиная с 2018 года, пенсионный возраст для данной категории граждан будет увеличиваться, пока не достигнет установленного предела в 65 и 63 года к 2032.

  • чернобыльцы;
  • служащие в опасных радиационных местностях;
  • военные, которые работают в районах Крайнего Севера, приравненных к ним и на особых территориях;
  • служащие в горячих точках и на опасных объектах (например, в подземных);
  • лица, получившие инвалидность в результате прохождения службы.

Срок сокращения пенсионного возраста может варьироваться до 10 лет.

Размер военной пенсии

Величина воинской выплаты напрямую зависит от денежного довольствия. В расчете учитываются:


Размер понижающего коэффициента был введен с 2012 года и составлял 54%. Планировалось его ежегодное повышение на 2% до достижения 100% к 2035 году. Районный коэффициент зависит от места службы и перечислен в ПП № 1237 (30.12.11) Для исчисления выслуги предусмотрен льготный зачет сроков службы. Например, по ПП №941, при нахождении части в отдаленных местностях на Крайнем Севере, месяц службы удваивается. Размер страховой пенсии зависит от учитываемого стажа, гражданского оклада и количества пенсионных баллов.

Принципы расчетов военных пенсий

Основываясь на показателях, производится расчет пенсии военнослужащего.

Общая формула для расчета военной пенсии

Расчет для пенсии по выслуге

Базовая составляющая состоит из суммы окладов по должности, званию и надбавки за выслугу лет. Оклады фиксированные. При полной двадцатилетней выслуге положено добавить к ним ещё 50% от суммы окладов — должностного и по званию. Кроме того, надбавка 3% предоставляется за каждый год, отработанный свыше 20 лет. Её максимальный показатель – 85%. Чтобы определить размер выплаты необходимо умножить базу на понижающий и районный коэффициент. Размер понижающего коэффициента на 2017 год установлен 72,23%.

Таким образом, формула подсчета = (Оклад должности +оклад по званию + (Сумма окладов х 50 (+3% х N)%) х 72,23 х районный коэффициент

Где N – количество лет, отработанных сверх базовой выслуги.

Расчет для пенсии по смешанному стажу

Принцип подсчета пособия по смешанному стажу аналогичен предыдущему, за исключением надбавок за выслугу. Так как рассчитать военную пенсию допустимо только при наличии 25 лет гражданского и военного стажей работы, этот срок является полной выслугой для смешанной пенсии. За него дается 50% надбавки + по проценту за каждый год сверху этого показателя.

Базовая составляющая будет = (Оклад должности +оклад по званию + (Сумма окладов х 50 (+1% х N)%)

Где N – количество лет, которые отработаны сверх базовой выслуги.

При умножении на те же коэффициенты получится полный размер пособия.

Расчет для пенсии по инвалидности

Базовая составляющая при определении пенсии за инвалидность считается на основании окладов. Разница в размере пособий по выслуге и по медицинским показаниям зависит от особых надбавок за вред здоровью военнослужащего. Так, военная травма, из-за которой получена инвалидность:

  • 1 и 2 групп, дает право на 85% денежного довольствия;
  • 3 группы – на 50%.

Когда причиной инвалидности послужило полученное заболевание:

  • за 1 группу положено 75% денежного довольствия;
  • за 2 и 3 – 40%.

Определение размера выплаты зависит от минимально установленной пенсии равной по сумме гражданской. При травмах уровень военной пенсии по отношению к гражданской не может быть ниже:

  • 300% для 1 группы инвалидности;
  • 250% для 2;
  • 175% для 3.

При болезни уровень не должен опускаться ниже:

  • 250% для 1 группы;
  • 200% для 2;
  • 150% для 3.

Для солдат срочников – это единственный принцип расчета пенсии по инвалидности.

Расчет для пенсии по потере кормильца

Перед тем, как рассчитывается военная пенсия по потере кормильца, выясняется величина денежного довольствия погибшего. Начисление производится как процент от ДД. Для тех, у кого нет выслуги, размер пособия определяется на основании расчетной выплаты или минимальной пенсии. При наличии денежного довольствия, семья погибшего:

  • от военной травмы получит 50% ДД;
  • от заболевания – 40%.

На основании расчетной выплаты суммы будут равны 200 и 150% соответственно. Выплата для иждивенцев погибшего положен, только если иных пособий они не получают.

Расчет для второй пенсии

Начислением дополнительной гражданской пенсии занимается ПФР. Минимальный стаж необходимый для получения дополнительного пособия на 2017 год составляет 8 лет. При этом учитываются годы службы, которые не попали в стаж военной выслуги и годы официальной работы на гражданской должности. Ежегодно показатель стажа будет повышаться, пока не станет равным 15 годам к 2024 году. Количество необходимых страховых баллов ИПК (индивидуальных пенсионных коэффициентов) также растет. Сегодня показатель равен 11,4. Конечный размер должен быть равен 30, при ежегодном повышении на 2,4.

Формула расчета страховой пенсии проста – количество баллов ИПК умножается на его утвержденную стоимость. Текущее количество баллов военный в отставке может узнать в ПФР, а цена ИПК в 2017 году закреплена на уровне 78,58.

Важно знать, что при начислении второй страховой пенсии фиксированная сумма военнослужащим не выплачивается. Расчет полностью зависит от пенсионного капитала, который к моменту достижения положенного возраста накопился на индивидуальном счете в ПФР.

Доплаты и индексации

  • при достижении 80 лет, к военной выплате дополнительно выдадут сумму равную 100% минимальной пенсии;
  • 50% положено за звания Героя РФ или СССР;
  • 50% за звания Героя Соцтруда и Труда России;
  • 50 % доплаты получают и те, кто награжден Орденом Славы трех степеней.

Если на иждивении у военного в отставке:

  • одно лицо – ему положено добавить 32% минимальной пенсии;
  • за двоих – 64%;
  • за трех и более – 100%.

Кроме доплат, сумма рассчитанного пособия ежегодно индексируется. Повышение зависит от уровня инфляции. Ближайшее запланировано на январь 2018. В это же время будет увеличено денежное довольствие. Повышение его величины также повлияет на уровень воинских пенсий.

Как оформить военную пенсию

Чтобы получить пенсию по выслуге лет, следует подать раппорт в ведомство, по месту службы. При этом не важно начислена она по воинскому или смешанному стажу. Необходимые документы:

  • паспорт и СНИЛС;
  • фото 3х4;
  • военный билет и трудовая книжка;
  • личное дело и предписание;
  • аттестат (денежный или вещевой, который выдается в военной бухгалтерии);
  • справку из ПФР о том, что пенсия военнослужащему не начисляется;
  • справки и удостоверения, которые подтверждают права на льготы (если они положены по закону).

При наличии всех документов, заполняется установленная форма заявления. На принятие решения и назначение пособия у ведомства есть 10 дней. Первые перечисления отставному военному начнутся спустя 3 месяца.

Выплаты за потерю кормильца оформляются в военных комиссариатах только, если получателям не назначена гражданская пенсия. Если социальное пособие они уже получают, то обращаться за военной выплатой надо в ПФР. Туда же следует заявлять о своих правах солдатам – срочникам для назначения пособия по инвалидности. Контрактники оформляют данный вид выплаты по месту службы. Страховая гражданская пенсия любым военным рассчитывается и предоставляется в ПФР.


С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".

Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.

То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.

Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.

В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.

Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.

До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.

Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.

Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).

Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.

Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.

На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:

"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).

Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".

Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.

При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.

Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).

Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.

Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."

Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.

Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.

За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1

Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).

На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).

На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.

По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.

В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.

Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:

Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).

НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.

Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;

54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.

Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.

Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …

Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только :
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.

Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.

Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?

В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.

В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.

Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.

По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.

Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.

Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.

Л.Гришин

В 2018 году произошла долгожданная индексация пенсионных выплат отставникам. Застывшие на месте с 2013 года доходы немного подросли. Рост составил всего четыре процента и существенного влияния на уровень материального обеспечения отставников не оказал. Однако, как утверждают в Министерстве обороны, эта индексация – только начало.

В период до 2021 года наряду с повышением довольствия будут расти и пенсионные выплаты. Рост ожидается дважды, на те же четыре процента. Таким образом, к моменту завершения действия программы пенсии военным пенсионерам повысятся на 12 процентов. Это решение правительства учитывает калькулятор пенсии военнослужащих в 2018 году.

  • районный коэффициент;
  • квалификационная надбавка;
  • год назначения;
  • величина должностного оклада;
  • размер оклада по званию;
  • надбавка за выслугу лет.

Комплексность данных, которые использует онлайн калькулятор военной пенсии, обеспечивает высокую точность расчетов и предоставляет актуальные сведения с учетом индексации в 2018 году.

Укажите тарифный разряд по воинской должности 1 тарифный разряд(стрелок, маскировщик, дорожник) 2 тарифный разряд (пулеметчик, снайпер) 3 тарифный разряд (старший гранатометчик) 4 тарифный разряд (командир танка) 5 тарифный разряд (командир отделения) 6 тарифный разряд (фельдшер) 7 тарифный разряд (заместитель командира взвода) 8 тарифный разряд (переводчик) 9 тарифный разряд (старшина, старший техник) 10 тарифный разряд (командир взвода) 11 тарифный разряд (инженер в управлении батальона) 12 тарифный разряд (заместитель командира роты) 13 тарифный разряд (старший офицер полка) 14 тарифный разряд (командир роты (батареи)) 15 тарифный разряд (офицер в управлении дивизии) 16 тарифный разряд (заместитель командира батальона) 17 тарифный разряд (начальник разведки) 18 тарифный разряд (командир батальона) 19 тарифный разряд (офицер в управлении армии) 20 тарифный разряд (офицер в управлении командования) 21 тарифный разряд (старший офицер в управлении армии) 22 тарифный разряд (старший офицер в управлении командования) 23 тарифный разряд (командир полка) 24 тарифный разряд (начальник отделения в управлении командования) 25 тарифный разряд (заместитель командира бригады) 26 тарифный разряд (старший офицер ГШ) 27 тарифный разряд (старший инспектор в управлении командования) 28 тарифный разряд (командир бригады) 29 тарифный разряд (заместитель командира дивизии) 30 тарифный разряд (заместитель начальника отдела ГШ) 31 тарифный разряд (командир дивизии) 32 тарифный разряд (командир бригады надводных кораблей) 33 тарифный разряд (начальник отдела ГШ) 34 тарифный разряд (командир авиационной базы) 35 тарифный разряд (командир корпуса) 36 тарифный разряд (заместитель начальника УМЦ) 37 тарифный разряд (заместитель командующего армией) 38 тарифный разряд (заместитель начальника управления ГУ) 39 тарифный разряд (командир эскадры кораблей) 40 тарифный разряд (первый заместитель командующего армией) 41 тарифный разряд (заместитель командующего войсками) 42 тарифный разряд (начальник управления ГУ ГШ) 43 тарифный разряд (заместитель начальника ВИ МО) 44 тарифный разряд (командующий армией) 45 тарифный разряд (начальник военного учебно-научного центра) 46 тарифный разряд (заместитель главнокомандующего видом ВС) 47 тарифный разряд (командующий войсками военного округа) 48 тарифный разряд (Главнокомандующий видом ВС) 49 тарифный разряд (заместитель МО РФ) 50 тарифный разряд (первый заместитель МО РФ) Укажите воинское звание Рядовой, матрос Ефрейтор, старший матрос Младший сержант, старшина 2 статьи Сержант, старшина 1 статьи Старший сержант, главный старшина Старшина, главный карабельный старшина Прапорщик, мичман Старший прапорщик, старший мичман Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан, капитан-лейтенант Майор, капитан 3 ранга Подполковник, капитан 2 ранга Полковник, капитан 1 ранга Генерал-майор, контр-адмирал Генерал-лейтенант, вице-адмирал Генерал-полковник, адмирал Генерал армии, адмирал флота Маршал Российской Федерации

Какой коэффициент используют с 1 января 2018 года

При наличии выслуги 20 и более лет на военной службе, а также достижении 45-летнего возраста и общего трудового стажа не менее 25 лет, из которых 12,5 лет составляет исполнение воинских обязанностей, гражданину предоставляется право оформления пенсии. Величина регулярного денежного дохода рассчитывается индивидуально. Пенсионный калькулятор военнослужащего учитывает понижающий коэффициент, который закреплен на законодательном уровне и периодически корректируется.

Так в 2012 году коэффициент составлял 54% от фактических доходов лица на воинской службе. В 2015 году пересматривался дважды, достигнув 66,78%. Последний пересмотр, закрепленный Федеральным законом № 365, произошел в 2017 году. Величина понижающего коэффициента составила 72,23%, соответственно, ожидается рост доходов военных пенсионеров.

До 2035 года Правительство РФ планировало довести понижающий коэффициент до 100%, то есть полностью исключить из системы расчета. Однако практика показывает, что план-график его повышения соблюдаться не будет. До 2020 года он сохранится на нынешнем уровне. Решение об этом принято одновременно с решением о повышении довольствия и индексации выплат военным пенсионерам.

Рассчитать пенсию военнослужащего по стажу

При наличии двух оснований оформления выплат (по выслуге и возрасту) существует два подхода определения их размера. По выслуге сумму формируют следующим образом:

  • 50% общей суммы довольствия;
  • 3% от указанной суммы за каждый год выслуги свыше 20 лет.

По возрасту расчет предусматривает:

  • 50% общей суммы довольствия;
  • 1% от указанной суммы за каждый год стажа свыше 25 лет.

В первом случае общий размер регулярных выплат не может составлять более 85% от довольствия. Этот принцип учитывает представленный калькулятор расчета.

Важно учитывать, что в расчет обычно берут сумму довольствия, выплачиваемого военнослужащему на последнем месте службы, однако в этом правиле бывают и исключения.

Так Постановлением Правительства РФ № 941 от 1993 года закреплено право офицерского состава, переведенного по состоянию здоровья, возрасту с летной службы, подводных лодок, атомных кораблей, минных тральщиков, крейсеров на должность с меньшим окладом, при оформлении пенсии использовать больший оклад по предыдущему месту работы. Это право предоставляется в случае, если на момент перевода граждан уже имел достаточную выслугу лет для исчисления пенсионных выплат.

Как посчитать военную пенсию от большего оклада

К сожалению, нередко права офицеров на получение пенсии от большего оклада нарушаются. Бывает так, что при оформлении человек смирился с этим фактом или просто не знал о своем праве, но потом, узнав где-то о возможности увеличить ежемесячный доход, стал обращаться в Пенсионный фонд МО с этим требованием и получил отказ.

Согласно действующему законодательству, если оформление выплат от более высокой «зарплаты» не осуществлялось своевременно, их можно оформить позже. Более того, порядок назначения предусматривает норму, согласно которой неполучение лицом материальных средств по вине органа, их начисляющего или рассчитывающего, позволяет требовать невыплаченные средства в полном объеме, независимо от срока их давности. В этом случае потребуется помощь квалифицированного юриста. Обратитесь к нам для получения бесплатной консультации по телефону или практической помощи в инстанциях, ответственных за пенсионное обеспечение, и в суде.

Используйте онлайн расчет пенсии военнослужащего, чтобы получить четкое представление о размерах выплат, на которые вы можете претендовать с учетом факторов выслуги, надбавок, величины довольствия. И обратитесь к нам, если сумма, рассчитанная Пенсионным фондом, отличается от ожидаемой. Материальное обеспечение отставников – пусть и не дело рук самих отставников, но и здесь возникают правовые ошибки, которые необходимо корректировать с помощью юриста. Иначе достойной пенсии можно не дождаться.