Какому заводу принадлежит клеймо кка. Пробирные клейма ссср


Что такое именник на золотом изделии, как выглядит именник и какую информацию об изготовителе (ювелирном заводе или частном ювелирном предприятии) содержит?

Именник – это оттиск на ювелирном изделии (будь-то золото или другой драгоценный металл), которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Рядом с именником обязательно должно стоять клеймо .

Код года выпуска : каждой букве соответствует определенный год.

А - 2001 год
Б - 2002 год
В - 2003 год
Г - 2004 год
Д - 2005 год
Е - 2006 год
З - 2007 год
И - 2008 год
К - 2009 год
Л - 2010 год

Код Государственной Инспекции Пробирного надзора : в регионе деятельности которой находится производитель. По букве, обозначающей территориальную государственную инспекцию, легко можно определить, где было произведено украшение.

Перечень шифров государственных инспекций пробирного надзора


Наименование ГИПН
Почтовый адрес
Шифр
1
Верхневолжская 157940, п. Красное-на-Волге Костромской обл., ул. Красная пл., 7
В
2 Волго-Вятская
603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 416
Г
3 Восточносибирская
660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 126
Я
4 Дальневосточная 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 20
Ю
5 Донская 344018, г. Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский 104/91
К
6 Забайкальская 670031 Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 9
Ж
7 Западная 236040, г. Калининград, Гвардейский пр-т, 15
Ф
8 Западносибирская 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/2
Н
9 Поволжская 450076 Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 47
П
10 Подмосковная
540170 Бронницы Московской обл., Комсомольский перю, 53
Б
11 Прикаспийская 367026 Дагестан, г. Махачкала, пр-т Калинина, 42
З
12 по Республике Саха
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 30
Д
13 Северная
162340, г. Великий Устюг Вологодская обл., ул. А.Угловского,1
А
14 Северо-Западная 195272, г. Санкт-Петербург, пл. К.Фаберже, 8, корп.2
Л
15 Уральская
620089, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, 75
С
16 Центральная
103104, г. Москва, ул. М.Бронная,18
М

Код изготовителя – это индивидуальный шифр изготовителя, который регистрируется в инспекции Пробирного надзора в обязательном порядке.

Все организации (заводы) и индивидуальные предприниматели (частные ювелиры) должны иметь свои уникальные именники, формы которых регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.

Основные требования, предъявляемые Пробирной службой к именникам: соблюдение форм и размеров, четкий контур установленного образца, читаемые буквы. Если изготовитель нарушил стандарты, госинспекция имеет право отказать в регистрации такого именника.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Марки фарфора ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ с основания ИФЗ до настоящего времени.

С начала правления императрицы Екатерины II (1762 г.) на фарфор ИФЗ ставилась монограмма правившего монарха. Добавлявшаяся к фабричному знаку марка собственности ПК обозначала, что этот фарфор был инвентарем Двора. В период правления Николая II к заводскому клейму добавлялся год изготовления. Выдавленные в тесте цифры, буквы, знаки обозначали состав массы.

1 – 4. Марки фарфора ИФЗ до середины 1760 гг., клейма выдавлены или нанесены голубой, черной или золотой краской.

5 – 8. Марки фарфора ИФЗ с середины 1760 – 1796 гг., синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

9 – 15. Марки фарфора ИФЗ на фарфоре для Двора.



16 – 21. Марки фарфора ИФЗ 1796 – 1801, 1801 – 1825 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

22 – 28. Марки фарфора ИФЗ 1825 – 1855 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

29 – 35. Марки фарфора ИФЗ 1855 – 1881 гг.,оливково-зеленым под глазурью (с 29 по 32), марка 33 – оливково-зеленым под глазурью или золотом на глазури.

36 – 37. Марки фарфора ИФЗ 36, 37 1881 – 1883, 38 1884 – 1894 гг., клеймо – 36 синие или золотое надглазурно, 37 – оливково-зеленое подглазурно, золотое надглазурно.

39 – 43.Марки фарфора ИФЗ 1894 – 1917 гг., клейма 39 – 43 ставились оливково-зеленым или золотом подглазурно или надглазурно.

Фарфор ГФЗ, ЛФЗ.

Марки фарфора ГФЗ 1918 – 1930 гг.

I – Первый советский знак. Фарфор ГФЗ, 1918 – 1936. II – Знак в тесте 1920 – 1930х гг. III – вариант знака I, 1919.

IV – вариант знака I, 1919. V – вариант знака I, 1921. VI – вариант знака I, 1921.

VII – вариант знака I, 1921. VIII – специальный знак, только в 1921 г. – в помощь голодающего Поволжья. IX – вариант знака VIII, 1921.

X – вариант знака VIII, 1921. XI – вариант знака I, 1922. XII – Юбилейный знак 1922, посвященный 5-й годовщине Октябрьской революции.

XIII – XV.Варианты знака I, 1922 г.

XVI – юбилейный знак, 1923 – 1924. XVII – юбилейный спецзнак (?). XVIII – экспортный знак, 1920е гг. и позже.

XIX – экспортный знак, 1920е гг. и позже. XX – с 1923 по 1930е гг. только для супрематического фарфора.

Клейма и марки фарфора ЛФЗ с 1940 по 2006 г.

A – C. Марки фарфора ЛФЗ I половины 1940-х гг., надглазурные и подглазурные

D, E. Марки фарфор ЛФЗ II половины 1940-х гг., надглазурно и подглазурно

F – H. Марки фарфора ЛФЗ конца 1940-х – начала 1950-х гг. наносились наглазурно и подглазурно.

I – K. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х гг. Первая (I) и вторая (J) марки наносились подглазурно и надглазурно, третья марка (K) подглазурная на скульптуре.

L, M. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х – 1960-х гг. Первая (L)- на вазах в конце 1950-х – начале 1960-х гг., подглазурная и надглазурная. Вторая (M) – надглазурная 1960-х гг.

N – Q. Марки фарфора ЛФЗ 1970-е – 1989 гг. Первая (N) – надглазурная на скульптуре, вазах, графинах. Вторая (O), третья (P) и четвертая (Q) надглазурные, ГР – группа сложности рисунка (от 6 до 15, ВНЕ ГР – изделие превышает 15 группу сложности), I сорт – красная марка, II сорт – синяя, III сорт – зеленая.

R – T. Марки фарфора ЛФЗ с 1989 по 2001 г. надглазурные. Первая (R) и вторая (S) с 1989 по 1992 г. Третья (T) с 1992 по 2001 г.

Понятия о пробах и клеймах, пробирном надзоре.
Пробирный надзор и клейма.
Все ювелирные украшения изготовленные из драгоценных металлов прил.1 предназначенные для продажи на территории РФ, должны соответствовать одной из проб табл.1 , действующих в России и иметь клеймо. Контроль за этим осуществляет государственная служба, инспекция пробирного надзора которая при клеймении ювелирных украшений пользуется государственными пробирными клеймами установленного образца. Основные пробирные клейма рис.1 , удостоверяют соответствие изделий требованиям пробирного надзора. Дополнительные клейма служат для клеймения разъемных и легко отделяемых второстепенных частей украшений из драгоценных металлов или украшений не соответствующих заявленной пробе. Украшения изготовленные из частей драгоценных металлов и недрагоценных металлов должны иметь знак «мет»- металл, иначе такие украшения клеймению не подлежат. Кроме клейма, все ювелирные украшения из драгоценных металлов должны иметь оттиск знака именника предприятия рис2 , который представляет собой заключенное в рамку сочетание букв сокращенного названия предприятия или мастера изготовителя и год выпуска украшения
Таблица 1
Действующие в России пробы ювелирных украшений изготовленных из драгоценного металла

Рис 1.1
Структура клейма

Основные пробирные клейма на изделиях из золота

Рис 1.2 Основные пробирные клейма на изделиях из серебра



Рис 1.3 Основные пробирные клейма на изделиях из платины

Рис 1.4. Основные пробирные клейма на изделиях из палладия

Рис 2

БМТК

Первый символ код года изготовления изделия

Б (код года выпуска)

А Б В Г Д Е З И К
2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Л М Н О П Р С Т У
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2018г. 2018г.

Второй символ код государственной инспекции пробирного надзора
М (код государственной инспекции пробирного надзора)

Шифр инспекции Наименование инспекции Адрес инспекции Районы деятельности инспекции
В Верхне-Волжская п.г.т. Красное-на-Волге, Костромской обл. Ивановская, Костромская, Ярославская области
Г Волго-Вятская г. Нижний Новгород, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская, Кировская и Нижегородская области
Я Восточно-Сибирская г. Красноярск Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа
Ю Дальневосточная г. Хабаровск Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Корякский и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область
К Донская г. Ростов-на-Дону Республика Адыгея (Адыгея), Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Черноморский флот Российской Федерации в Украине
Ж Забайкальская Бурятия г. Улан-Удэ Республика Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ
Ф Западная г. Калининград Калининградская область
Н Западно-Сибирская г. Новосибирск Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области
О Орловская г. Орёл Белгородская, Курская, Липецкая и Орловская области
У Поволжская Башкортостан, г.Уфа Республика Башкортостан, Оренбургская и Ульяновская области
Б Подмосковная г. Бронницы Московской обл. Московская область (Воскресенский, Домодедовский, Егорьевский, Зарайский, Каширский, Коломенский, Луховицкий, Люберецкий*, Ногинский, Озерский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Подольский, Раменский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский, Шатурский районы), Рязанская и Тамбовская области* За исключением ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (МПО по ВАИ)
З Прикаспийская Республика Дагестан,
г. Махачкала
Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч
Д По Республике Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия), г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Р Саратовская г. Саратов Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская и Саратовская области
А Северная г. Великий Устюг, Вологодской обл. Республика Коми, Архангельская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ
Л Северо-Западная г. Санкт-Петербург Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург
С Уральская г. Екатеринбург Удмуртская Республика, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский край
М ГИПН по г. Москве и Московской области г. Москва Брянская, Воронежская, Калужская, Тульская, Смоленская и Тверская области, г. Ленинск и комплекс "Байконур" на территории Республики Казахстан (на период действия на этих территориях статуса Российской Федерации), г. Москва, Московская область (Балашихинский, Волоколамский, Дмитровский, Истринский, Клинский, Красногорский, Ленинский, Лотошинский, Можайский, Мытищинский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Пушкинский, Рузский, Сергиево-Посадский, Солнечногорский, Талдомский, Химкинский, Шаховской, Щёлковский районы), ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (МПО по ВАИ)

Третий символ код изготовителя
ТК (код изготовителя)
В заключении можно сказать, что приобретая ювелирное украшение, Вы должны обратить внимание на именник и пробу. Именно наличие этих оттисков, нанесенных любыми способами, классическим штампом или современными, лазерным или электроискровыми, говорит о том, что изделие действительно соответствует заявленной пробе и прошло государственную проверку. Основным конечно является клеймо которое ставится в государственной инспекции пробирного надзора и только там, мастер или предприятие ставит только свой именник и ни в коем случае не клеймо. Наличие только одного именника на изделии и отсутствие пробы, может говорить о многом, и самое главное о том, что мастер не стал проводить опробирование изделий, и соответственно гарантировать содержание драгоценного металла в украшении, заявленному, нельзя. Кроме того, по именнику и клейму, используя приведенные выше таблицы и рисунки, Вы сможете определить и изготовителя, место опробирования и даже год изготовления изделия. Что касается прочей информации про изделие, она должна находится на бирке изделия, должна быть опломбирована и является паспортом изделия. На бирке должна быть расположена вся информация про изделие, а именно: изготовитель, адрес производителя, цена изделия, цена за грамм, размер, проба, вес, наименование и каратность камней или вставок и прочее, штамп ОТК и дата изготовления и прочая необходимая информация. Внимание: Приобретая ювелирные украшения из драгоценных металлов иностранного производства, с рук (официальная продажа без клейма пробирной палаты на территории РФ, не законна) обратите внимание, что в разных странах различные пробы (например каратные) и сплавы, правила клеймения изделий, а соответственно разные клейма, именно поэтому будьте внимательны и без четкого понимания всей информации отраженной на клеймах изделия не совершайте сделку, в противном случае Вы можете приобрести украшения изготовленные из сплава гораздо меньшей пробы, чем Вы того ожидаете.


Драгоценные металлы и сплавы, пробы.
Материалы используемые для производства ювелирных украшений, делятся на металлические и неметаллические. К металлическим относятся как драгоценные металлы и их сплавы, так и цветные металлы и их сплавы. В данной статье подробнее опишем о драгоценных металлах и сплавах драгоценных металлов используемых в ювелирном производстве.
В нашей стране обязательному клеймению подлежат изделия выполненные из сплавов следующих драгоценных металлов:
Золото - металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий тягучий.
Серебро - металл блестяще-белого цвета с очень высокой (до 95%) отражательной способностью, тягучий, ковкий, пластичный, хорошо полируется, режется, скручивается.
Платина - металл серебристо-белого цвета мягкий и ковкий, тугоплавкий, более твердый чем золото и серебро, легко поддается прокатке, штамповке, волочению. Химически стойкий.
Палладий - Мягкий ковкий металл платиновой группы, темнее серебра но светлее платины, легко прокатывается и протягивается. Значительно уступает платине по своим химическим свойствам.
Кроме того к драгоценным относятся следующие виды металлов: родий, рутений, иридий, осмий.
Достоинство ювелирных украшений изготовленных из сплавов золота, серебра, платины, палладия определяется пробой, т.е. количеством содержащихся в этих сплавах драгоценных металлов.
Например: 585 проба и клеймо с цифрой 585 означает, что в сплаве, из которого изготовлено украшение 585 из 1000 частей это - драгоценный металл(например золото) и 415 частей других металлов.
В России введены и действуют следующие пробы ювелирных украшений таб.1 .

Однако сплавы одной пробы отличаются по составу, внешнему виду и механическим свойствам. На примере сплавов золота 585 пробы (наиболее востребованными в России), можно продемонстрировать эти различия. таб.2.
Характеристики иных проб всегда можно найти в специализированной литературе или сайтах.
Таблица 2
Состав и цвет сплавов золота 585 пробы

Цвет серебро медь цинк кадмий никель
Бледно-желтый 382,5 32,5 - - -
Зелено- желтый 310 35 70
Желтый 280 135
Средне- желтый 188 277
Средне- желтый 110 184 71 50
Оранжевый 90 325
Красный 415

Примечание: Классическое русское золото 585 пробы - это красное.
В Англии И США например принята не метрическая, а каратная система проб. Карат - единица массы драгоценных камней равная 200 мг. По этой системе метрическая проба со значением 1000 соответствует 24 карата.
Отсюда для перевода в каратную систему применяют отношение 24/1000=х/у.
К примеру: 750 пробе соответствует 18-каратная проба,
а 583- 14 каратная проба.
В России до 1927 года, существовала золотниковая проба,
1 каратная проба = 4 золотниковым пробам=41.666 метрическим пробам, отсюда 1 золотниковая проба =10.4166 метрическим пробам.
Для наглядности можно представить в виде таблицы.
Таблица 3 Соответствие проб ювелирных сплавов действующим пробам на территории России.

Металл Метрическая Золотниковая Каратная
Золото 375 - -
Золото 500 - -
Золото 585 56 14
Золото 750 72 18
Золото 958 92 -
Серебро 750 - -
Серебро 800 - -
Серебро 875 84 -
Серебро 916 88 -
Серебро 925 - -
Серебро 960 - -
Платина 950 - -
Палладий 500 - -
Палладий 850 - -

Ранее в статье говорилось о том, что приобретая ювелирные украшения из драгоценных металлов "с рук" Вы можете столкнуться с пробами не только метрическими, но и каратными, а при покупке антикварных изделий, и с золотниковыми пробами. В каждом отдельном случае существует огромное количество нюансов, поэтому рекомендуем Вам не совершать покупки предварительно не выяснив, что за клеймо и как оно расшифровывается. Конечно, Вы можете обратиться к любому ювелиру, который сможет Вам объяснить значение символов, клейм и именников. В случае, если нет ювелира, которому Вы можете доверять обратитесь в ломбард, где Вам смогут, хотя бы достоверно, определить пробу изделия. Однако будьте осторожны поскольку отличить по клеймам и внешенему виду изделия из платины и палладия не специалисту практически невозможно, да и в ломбарде навряд ли Вам смогут помочь с этим, в виду простого отсутствия реактивов для подобных проверок. Кроме того, в этом случае Вы будете не защищены и от прочих видов мошенничества, гальванические покрытия, основания из не драгоценных металлов и пр., поэтому повторимся о том, что без четкой уверенности в чистоте сделки, полной осведомленности о сплаве и изделии в целом, и в правильности своих действии откажитесь от сделки пока не будете уверены в обратном.