Кружок опыты в детском саду тематическое планирование. Центр экспериментирования разделён на блоки

Пояснительная записка

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование . Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Освоение программного материала кружка «Почемучка» рассчитано на один учебный год.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Перспективное планирование

Месяц Тема Задачи Предварительная работа Оборудование Работа с родителями

Знакомство с оборудо-

ванием для экспери-

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Почему осенью листья желтеют? Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы:

М. Ивенсен

«Падают листья».

Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала».
Живой кусочек Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах.

Просмотр презентации viki.rdf.ru

Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; алгоритм проведения опыта, рабочий лист.
Ноябрь «Пластмасса: ее качества и свойства» Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам. На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет. Различные

по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала.

«Металл: его качества и свойства» Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.
«Бумага: ее качества и свойства» Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Показ мультфильма «Фиксики. Изготовление бумаги» Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги. Составить альбом- коллекцию «Виды бумаги».
«Древесина: ее качества и свойства» Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка.
Нужен ли растениям снег зимой? Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч». 2 емкости с водой, снег. Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе.
Лед и снег –

тоже вода

Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

Прививать бережное отношение к воде.

Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки.

ление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Формочки, баночки, гуашевые краски, вода.

Опыт: «Вода – раствори-

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
Январь «Ткань: ее качества и свойства» Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Составить альбом- коллекцию «Виды тканей».
«Стекло: его качества и свойства» Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки.
Магнит - фокусник Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа.
Почему лампочка светит?

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки.

Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.

Беседа об электричестве и об электростанциях. Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту.
Солнечные зайчики Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка).
Теневой театр Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать наблюдательность.

Лампа, экран, фигурки теневого театра. Предложить вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра.

Как увидеть и услышать электри-

Продемонстрировать детям проявление статического электричества. Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа.
Март Песок и глина Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
Знакомство с камнями. Какими бывают камни? Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. Собрать коллекцию камней.
«Живые камни» Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. На прогулке:

1. Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства).

2. Выкладывание рисунков из камней.

3. Строительные игры (строительство и украшение построек).

Знакомство со свойствами воздуха Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Апрель

Неизвест-

ное – рядом

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички.
Этот загадочный космос Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.
Круговорот воды в природе Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе». Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. Предложить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюдения за изменениями в природе.
Испарение влаги с листьев растений Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. Рассматривание комнатных растений в группе. Д/и «Отгадай, что за растение?». Просмотр презентации «Цветы». Растение, полиэтиленовый пакет, нить.
Май

Неизвест-

ные семена

Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. Просмотр презентации «Подсолнух». Чтение худ. Литературы А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник». Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада.
Почему комар пищит, а шмель жужжит? Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался». Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. Совместные прогулки с детьми в природу, наблюдение за насекомыми.

Используемая литература:

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.

Дополнительная образовательная программа

по опытно-экспериментальной деятельности

кружка «Любознайка».

Руководитель: Шибарова Т. С., воспитатель

Пояснительная записка

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Основная цель работы

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.


Кружковая работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования обследовательских действий детей необходимо решать следующие задачи:
- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.


1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Примерная структура занятия-экспериментирования


1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так) ;

*ситуация выбора


Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".

Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).



- семена бобов, фасоли, гороха



("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Задачи центра:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории


1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
5. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

6. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

А также:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани" "Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Материалы для организации экспериментирования (средний дошкольный возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

График работы кружка «Любознайка»:

1 раз в неделю

Среда 15.40 -16.00

Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Октябрь.

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .

2. «Почему всё звучит?»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. «Прозрачная вода».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .

4. «Вода принимает форму».

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь.

1. «Какие предметы могут плавать?»

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

2. «Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3.» Подушка из пены».

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

4. «Воздух повсюду».

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь.

1. «Воздух работает».

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

2. « Каждому камешку свой домик».

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. «Можно ли менять форму камня и глины».

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .

4. « Свет повсюду».

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

Январь.

1. «Свет и тень».

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. «Замёрзшая вода».

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. «Тающий лёд».

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

4. «Разноцветные шарики».

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Февраль.

1. «Таинственные картинки».

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. «Всё увидим, всё узнаем».

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. «Где вода»?

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март.

1. «Водяная мельница».

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. «Звенящая вода».

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3. «Угадайка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. «Ловись, рыбка, и мала, и велик»а.

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель.

1. «Фокусы с магнитом».

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. «Солнечные зайчики».

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

3. «Что растворяется в воде»?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. « Что отражается в зеркале»?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май.

1. «Волшебное сито».

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. «Цветной песок».

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

3. «Игры с песком».

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

4. «Фонтанчики».

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Список используемой литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Предварительный просмотр:

2015 – 2016 учебный год

Воспитатель Шибарова Т.С.

№ п/п

Ф.И. ребенка

.

Баллы

Средний балл

ИТОГО:

Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей ______ %.

2015 – 2016 учебный год Диагностическая карта кружка «Любознайка»

Средня группа № 1 Дата _________________

Воспитатель Шибарова Т.С.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится эксперементировать

Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.

Уровень развития произвольного внимания, работоспособности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений .

Баллы

Средний балл

ИТОГО:

Что изучается

Дидактические игры, вопросы упражнения

Критерии оценки

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится эксперементировать

3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий.

2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.

1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.

Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - часто

2 балла – редко

1 балл - никогда

Уровень произвольного внимания, работоспособности

Наблюдение за ребенком во время занятия и вне их

3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.

2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия.

1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Наблюдения за деятельностью детей во время занятий

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней.

2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение.

1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений .

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень – 15-18 баллов; средний уровень – 10-12 баллов; низкий уровень – 5-6 баллов.


Утверждаю: заведующий

МБДОУ д/с № 35

Сморкалова Е.С______________

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка»

2 младшая группа

Руководитель кружка:

воспитатель:

Соловьева Е А.

1. Пояснительная записка

2. Перспективное планирование

3.Список литературы

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю –я понимаю.

Конфуций

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему»»

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощаемой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

У детей 3-4 года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы разного содержания;

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему? » и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети трех-четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Развивать инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Перспективное планирование работы

Период

Название деятельности

Цель

«Прятки» - игры с водой;

Пополнение знаний о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;

«Волшебная водичка»

Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

«Горячо – холодно»

Определение температуры веществ и предметов.

«Льдинки разноцветные, яркие, приметные»

Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

«Мороз и солнце день чудесный»

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

«Ледовая фантазия»

Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

«Ветер, ветер, ветерок»

Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.

«Да здравствует мыло душистое»

Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.

«Снег – снежок»

Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.

«Следы на снегу»

Пополнение знаний детей о плотности снега.

«Мои глаза»

Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни.

«Носики – курносики сопят»

Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.

«Для чего мне нужен язычок?»

Формирование представлений детей о языке человека, его значении.

«Держим ушки на макушке»

Формирование представлений об органе слуха – ухе.

«Что лучше бумага или ткань»

Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.

«Тарелочка из глины»

Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.

«Бантик из бумаги и ткани»

Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

«В гостях у Красной Шапочки»

Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

«Тонет – не тонет»

Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.

«Витамины на окне»

Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.

«Весенняя веточка»

Наблюдение за появлением листочков на веточке.

«Что в пакете?»

Знакомство со свойствами воздуха.

«Мыльные пузыри»

Закрепление представлений о свойствах воздуха.

«Живое - не живое»

Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.

Диагностика

Итоговое занятие

Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.

Список литературы

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с. (Развитие и воспитание дошкольников)

    Дошкольное воспитание. Методико-педагогический реабилитационный центр « АКОНИТ» г.Москва.1998. – 128 с.

    Воспитатель дошкольного образовательного учреждения,№5. Издательство « Творческий центр Сфера» г.Москва.2014. – 128 с.

    А. И. Иванова « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учереждений. – М.: Творческий центр Сфера, 2003. – 56 с.

    А. И. Иванова « Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек. – М.: Творческий центр Сфера, 2005. – 224 с. – (Программа развития).

    А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений. – М. Творческий центр Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития»).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34

Утверждено

Заведующим МБДОУ

«Детский сад №34»

Рабочая программа

кружка по экспериментированию

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель:

Е.А.Обердерфер

2015

Список детей

Время проведения кружка:

Вторник 10.25 – 10.50


«Чудеса своими руками»


Программа кружка

По экспериментальной деятельности

Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом ФГОС.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными .

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию

познавательных интересов детей посредством

опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий : 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов : зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Перспективное планирование

экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.

5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

9. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.

10. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.

11. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.

13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т. А. М.: АРКТИ, 2004.

16. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.

17. Рыжова Н. Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000.

18. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11.

19. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста