Метод семейной генограммы. Генограмма или как свои своих любили…

Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений

Составлять генограмму — увлекательное занятие и в то же время полезное для понимания своей жизни.

Человек - лишь звено в цепочке поколений. Передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт и силу рода .

Но если материальные ценности и опыт человек может заработать сам в течение своей жизни, то сила рода (составляющая личной силы человека) – это то, что получить невозможно больше нигде, кроме как в своей семье, помня и безоценочно принимая каждого своего предка.

Почитать и уважать предков, хранить память о них — раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. «Человек без роду и племени», «безродный» — так говорили в недалеком прошлом о людях, которые не знали своих предков, и определения эти содержали в себе скорее отрицательный оттенок. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания — генеалогия.

Генеалогия — наука о родственных связях.

Генеалогия — это своеобразное познание мира: изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Более того, на основе генеалогических исследований могут проводиться генетические исследования, выявляться генотипы. Тем самым, появляется возможность определить, от кого унаследована та или иная черта характера, творческий потенциал либо талант к чему-либо.

Для этого составляется родовое дерево или генограмма – это графическая запись информации о семье. Графическая схема может быть восходящей (от общего предка ко всем его потомкам) и нисходящей (от Вас к предкам).

Можно составить генограмму хотя бы для того, чтобы определить, как звали ваших предков, кто они были и уже это будет очень полезно, но я предлагаю вам пойти дальше. Дело в том, что в генограмме, таятся огромные возможности познания себя. Да, именно так. Узнавая больше о своих предках, вы начнете лучше понимать себя, есть возможность увидеть источники своих проблем и, более того, скорректировать негативные послания и установки прошлого, которые, оказывается, влияют на нашу жизнь и судьбу. При таком подходе генограмма, ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Как составить генограмму

Генограмма — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами.

У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод.

Дети изображаются по порядку рождения слева направо.

В системе семьи имеет значение каждый, принадлежащий к ней, даже мертворожденные дети или умершие в младенчестве, на генограмме они обозначаются перечеркнутым кругом или квадратом (в зависимости от пола). Располагаются на схеме они также в хронологическом порядке.

Разрывы, разводы и повторные браки отображаются на схеме так:

Во время составления генограммы вы будете узнавать много новой информации. Для удобства ее отображения и хранения полезно заводить на каждого члена семьи генеалогическую карточку . В нее можно занести следующую информацию:

1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

2. Имя отчество (если менялись, указать, какие были).

3. Дата и место рождения

4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать также местонахождение могилы).

5. Национальность.

6. ФИО отца.

7. ФИО матери.

8. Место или места жительства (с указанием дат).

9. Имена и даты рождения братьев и сестер.

10. Образование, что закончил.

11. Место (места) работы, службы, должности.

12. Участие в войнах (где, каких).

13. Награды, звания.

14. ФИО жены/мужа.

15. ФИО детей, их даты рождения.

16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917г).

17. Хобби.

18. Дополнительная информация: как описывали человека, характер, поступки, отношения.

19. Источники информации: документы, письма, фотографии, воспоминания, интервьюирование.

20. Дата заполнения.

Эту карточку можно постоянно дополнять новой информацией, которая будет появляться. В дополнение к семейным датам вы можете включить в картотеку описание важнейших мировых событий или событий в стране, регионе, так или иначе связанных с семейной историей.

Семь измерений генограммы

Анализ генограммы можно провести по семи разным направлениям, каждое из которых будет полезно по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное дерево (кто от кого произошел).

Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

2. Медицинские сведения.

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны.

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: “Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений (как члены вашей семьи относятся друг к другу)

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи.

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом

6. Семейные верования, ценности.

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований — начало выравнивания их с вашим потенциалом.

7. Общество и ваша семья.

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Какими источниками информации вы можете пользоваться в своей работе

1. Родственники. Одно важное предупреждение. Информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика. Всегда воспринимайте информацию в форме: «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не: «вот так в действительности все и было». Обязательно установите контакты с членами семьи, которые известны как изгои. Они обычно имеют очень своеобразный и полезный взгляд на семейную жизнь и историю.

2. Архивные данные: фотографии, метрики, дипломы, письма, грамоты и т.д.

Ваше главное внимание должно быть сосредоточено и в трех ближайших поколениях вашей собственной семьи, но с течением лет ваша работа может расшириться и позволить вам осознать всю вашу семейную систему.

Крайне важно указание точных дат. Одна из важных особенностей семейной жизни - это разница в датах, с которыми люди будут связывать определенные события. Они могут ошибаться в датах на пять или десять лет и этим указывать на какие-то значимые связи. Время оказывается очень субъективным переживанием, когда оно относится к семейной истории: у разных членов семьи оно пронизано разными ассоциативными связями. Вам необходимо настаивать на точности в датировке событий.

Кроме того, вы должны ясно представлять, какую работу выполняли и какой деятельностью занимались члены семьи. К примеру, точно выясните, какую работу выполнял ваш дед со стороны отца и что она в себя включала, сколько времени он проводил вне семьи, как влияла его работа на семью, на вашего отца. Какие события привели к уходу одного или нескольких членов семьи? Как разные люди смотрели на это? О ком никогда не упоминают? К кому относятся так, словно они никогда не существовали в семье? Чем вызвана такая ситуация?

Все это - примеры вопросов, они будут содействовать в выяснении воздействия событий на вашу семью. Они также лучше помогут вам понять, что происходило в период, близкий к вашему рождению, и какое влияние ваше рождение оказало на жизнь людей в вашей семье.

Что можно выяснить из генограммы

Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи . Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности — допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин — «патриархов». Хороший материал для изучения и введения в генограмму — семейные традиции .

Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать… Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной… Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру…

Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных — первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Ритуалы

Поминовение наших родных о здравии, об упокоении.

Полезно составить Календарь памятных семейных дат. В Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события. Постоянное поминовение наших родных о здравии, об упокоении – самым положительном образом повлияет на нашу жизнь, на нашу судьбу. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой.

Генограмму нужно дополнить до седьмого колена. Всего в вашем родовом дереве будет 126 человек (ваших прямых предков). Нарисовав свое родовое дерево, вы имеете возможность коснуться своей мыслью каждого из 126 ваших предков, помолиться за них, обратиться за наставлениями, помощью и поддержкой.

Иван Котва, психолог

Генограмма - история твоего Рода

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы. Принадлежность к семейной системе - один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни. Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода».

Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным. Если он не получает любовь и силу Рода в достаточной степени, то он не может передать эту силу дальше - своим детям. Именно поэтому, в семьях аристократов почитается за честь глубокое знание своей семейной истории - родословной. Знание своих корней, знание и почитание каждого предка придает потомкам особый ресурс - жизненную силу - любовь рода.

Ребенок рождается на свет благодаря своим родителям - маме и папе. В нем соединяются два огромных рода - род матери и род отца. И в случае, если ребенок принимает и уважает своих родителей, он получает сто процентов силы своего рода. Если же кто-то из родителей по каким то причинам оказывается не принят ребенком, то ребенок тем самым лишается половины жизненной силы - силы своего Рода. Если ребенок не принимает отца, то он лишен 50% мужской силы, а если не принимает мать - то 50% женской силы. И, вследствие этого, прерывается поток любви, и у человека могут возникать те или иные жизненные проблемы и затруднения.

Родители дают ребенку самое ценное - его жизнь. Свою жизнь этот конкретный реьенок не мог бы получить никаким иным образом при других обстоятельствах ни от кого другого. Даже если бы кто-то из родителей был немного другой, то родился бы кто то очень похожий на него, но это был бы уже не он, а совсем другой ребенок! Глубинное осознание этого факта обычно помогает человеку принять своих родителей.

Для того, чтобы восстановить прерванный поток любви рода и обрести радостное, усиливающее чувство принадлежности к своей семейной системе, своему Роду, своему «родовому дереву» эффективно используется метод семейной расстановки по Хеллингеру .

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем. Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается. Эти законы одинаковы для всех семейных систем. Берт Хеллингер назвал их «порядками любви».

Один из законов семейной системы - «порядок принадлежности». Каждый член системы имеет право на принадлежность к ней. Никто не должен быть исключен, независимо от его поступков, жизненных принципов и т.п. Никто не забыт. Система одинаково помнит всех, кто к ней принадлежит (или принадлежал), и четко определяет место каждого. Каждый важен для системы - без него не родились бы его дети и все в роду было бы по-другому.

Если кто-то из членов системы по каким-то причинам был исключен из нее - забыт, очернён или сознательно вычеркнут, то кто-либо из потомков этой семейной системы может повторять его судьбу, нести его чувства, жить его жизнью - замешать исключенного человека, даже если это произойдёт спустя несколько поколений. Это вызвано стремлением системы к целостности, возмещению и гомеостазу. Любая система стремится к равновесию и выживанию.

В семейной системе незавершенные процессы прошлого неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Это работает закон уравновешивания системы, подчиняясь которому потомки должны завершить дела, незавершенные их предками: «доделать», «догоревать», «прожить» что-то и за кого-то. Если в семье кто-либо был забыт и лишен своего права принадлежности системе (пропавший без вести дедушка, абортированный ребенок, репрессированный или убитый родственник), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет «переплетение», проекция или замещение судеб - т.е. кто-то из ныне живущих потомков исключенного будет связан («переплетен») с ним и его судьбой. При этом, он сам может иметь тяжелую судьбу, с трудом осознавать свое «Я», свои действия, свои потребности и желания (следствие - неадекватное поведение), жить за другого, есть за другого (следствие - избыточный вес), работать за другого (следствие - гиперактивность, трудоголизм).

Таким образом, ничего не подозревающий потомок оказывается в переплетении с судьбами своих предков, о которых он скорее всего ничего не знает. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает чужие жизненные задачи.

Для решения этой проблемы необходимо восстановить право принадлежности к семье исключенных из нее членов - т.е. снова принять их в систему, восстановив, тем самым, целостность, порядок, гармонию и поток любви.

Работать с семейной историей позволяет генограмма - графическая запись информации о семье, схематичное изображение семьи в нескольких поколениях. Иногда генограмму называют «геносоциограмма». Ее составление и исследование является одним из методов психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений (семейной психотерапии).

Генограмма является увлекательным методом познания себя через историю своей семьи. Она позволяет наладить контакт со своими предками, увидеть и осознать свою позицию в системе. При составлении генограммы может обнаружиться какой-либо исключенный из системы или забытый предок. Построение контакта с ним позволит избежать переплетений для потомков.

Составление генограммы основано на знании клиентом семейной системы - своих предков, родственников и людей, значимых для его семейной системы. И чем больше знаний, тем точнее генограмма и лучше контакт с предками.

К знаниям о семейной истории можно отнести следующие категории:

1. Факты . К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы - например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера.

(* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды . Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты) . Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги - у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания . К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы . Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец - предок.

Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках - поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок.

Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Генограмма семьи представляет собой своеобразное родословное дерево, или генеалогическое древо, на котором могут быть отражены не только члены семьи, но и отношения, которые были между ними.

С помощью специалиста, или самостоятельно, можно составить и проанализировать генограмму по следующим направлениям:

Семейное (генеалогическое) дерево.

Генеалогическое древо показывает, кто от кого произошел.

Возможно, вас удивит тот факт, что если взять от вас 7 поколений вверх, беря в расчет только прямых предков - родителей и их родителей, без учета их братьев и сестер, то на генограмме получится 127 человек.

Не волнуйтесь, если вы по какой-то причине не знаете кого-то из них. Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей - круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения.

При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии - например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны.

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав.

Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди.

Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.»

Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений.

С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу.

Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.»

Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс. С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше.
Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи.

Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается.

Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности.

Хотите Вы того, или нет - члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество.
Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем - к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.


Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин - кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми - вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкоректировать.

Что делать с полученной генограммой?

Можно пригласить профессионального художника, который красиво изобразит ваше родословное дерево на бумаге, или холсте. Получившаяся картина должна занять достойное почетное место в вашем жилище.

Встречайтесь со своими родственниками, беседуйте о своих предках, обсуждайте историю своей семьи. И, со временем, Вы составите собственную генограмму. И это особое знание придаст Вам гордость, уверенность в себе и силу своего Рода.

Генограмма

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность психотерапевту (исследователю) и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. По сравнению с другими формами исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Наглядное представление взаимоотношений большого количества членов семьи и ключевых событий семейной истории облегчает психотерапевтическую работу. При построении генограммы практически вся семейная информация представляется графически, что позволяет исследователю (терапевту) быстро охватить сложные семейные паттерны.

Генограмма является богатым источником гипотез о том, как актуальные проблемы семьи могут быть связаны с семейным контекстом и историей развития. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резюме, позволяющее терапевту (консультанту), не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

В сочетании с генограммой обычно используется список важных событий семейной истории или методика “Линия времени”, в которой события расположены вдоль временной оси. Методика довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней, на усмотрение терапевта (консультанта). Проводятся вертикальные линии, над ними указываются события жизненного цикла. Например: “Николай потерял работу”, “Мария и Владимир поженились”, “Отец Сергея умер” и т. д. Эта методика позволяет представить трудно сопоставимую информацию о семейной истории в более удобной графической форме. Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта (консультанта) о том, почему семья пришла за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью искать помощь в это особое время? В чем состоит пусковой момент кризиса? (Черников А. В., 2001).

Описание методики

В процессе семейного консультирования и психотерапии сбор информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту, от актуальной семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий, от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и затем к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.

Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи интересны сведения о своих близких родственниках и прародителях.

В процессе построения генограммы терапевт (консультант) собирает следующую информацию (Черников А. В., 2001):

1. Состав семьи: “Кто живет вместе в квартире (доме)? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?”

2. Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжительность брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

3. Настоящее состояние проблемы: “Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?”

4. История развития проблемы: “Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли случаи госпитализации? Что нового появилось или исчезло во взаимоотношениях в семье, по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как члены семьи представляют себе взаимоотношения в будущем?”

5. Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории: “Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван?

Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?” Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

7. Родительские семьи каждого из супругов: “Живы ли родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда родители встретились? Когда они поженились? Есть ли братья и сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?” Терапевт может задавать* такие же вопросы и про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о 3-4 поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.

9. Семейные взаимоотношения: “Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье тот или иной человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?” Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы. Например, он может спросить у мужа: “Как вы думаете, насколько близки были ваши мать и старший брат?” и затем поинтересоваться, что думает об этом его жена. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди могли бы быть охарактеризованы другими членами семьи: “Как отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?” Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи. Выявляя отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая ее новыми представлениями о самой себе.

10. Семейные роли: “Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье может считаться волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?” Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу: Супермать, Железная Леди, Домашний Тиран и т. д. Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы: “Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? За что? Каков их статус сейчас?” Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи, как в рамках терапии, так и в рамках научного исследования, может потребовать нескольких встреч. Терапевт (исследователь) может проделать такую работу, предварительно мотивировав на нее семью и заключив с ними соответствующий контракт. Более распространенным является первоначальное получение основной информации о семейной истории и возвращение к ней время от времени, когда в разговоре всплывает “исторический материал”.

Возможны иные способы работы с генограммой. Так, например, психотерапевт может предложить каждому члену семьи с помощью основных обозначений, используемых для построения генограммы, изобразить графически свое представление о семье, то есть генограмма может быть составлена самими членами семьи (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М, 2003). Нередко такая генограмма отражает характерные структурные нарушения семейной системы.

Генограмма семьи: основные обозначения

На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, может коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на настоящий момент.

Геносоциограмма

Методика “Геносоциограмма” разработана и описана А. А. Шутценбергер. Слово “Геносоциограмма” происходит от слов “генеалогия” и “социометрия”. Методика “Геносоциограмма” базируется на методике “Генограмма” и также используется для анализа семейной истории, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих тому или иному кризису семьи. Ее отличие состоит в фокусировке на мегасистемном уровне функционирования семейной системы. При работе с данной методикой психотерапевт обращает особое внимание на ситуацию в социуме в то время, когда в семье происходили те или иные события. В ходе работы над гено-социограммой отмечаются такие социальные катаклизмы, как война, голод, спад производства, изменение политического строя, гонения на отдельные народы и национальности и др. Цель методики - получение полной и целостной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, микро-, макро- и мегасистемном.

Помимо генеалогической картины, дополненной перечнем важных жизненных событий семьи, геносоциограмма, базирующаяся на социометрической концепции Я. Морено, отражает также социометрические связи, эмоциональные отношения, взаимные симпатии и антипатии членов семьи, что позволяет глубоко проанализировать макросистемный уровень функционирования семьи.

Генограмма – это семейная карта или схема истории семьи, в которой используется специальная символика для описания отношений, главных событий и изменений в семье в разных поколениях. Специалисты в сфере здравоохранения, включая психическое здоровье, часто использую генограммы для выявления закономерностей в психическом и физическом здоровье родственников - например, депрессию, биполярное расстройство, рак и генетические заболевания. Чтобы составить генограмму, сначала вам нужно будет опросить родственников. Затем вы сможете нарисовать схему, состоящую из стандартных значков, которая будет фиксировать особую историю вашей семьи.

Шаги

Решите, что вы хотите узнать с помощью генограммы

    Подумайте, зачем вам нужна генограмма. Понимание своей цели поможет вам сконцентрироваться на той информации, которую вы хотите получить о своей семье. Это также позволит вам решить, с кем вы поделитесь этой информацией. Иногда полученная информация может расстроить или оказаться неожиданной для кого-нибудь из членов семьи, поэтому вам придется действовать по обстоятельствам.

    • С помощью генограммы можно проследить наследственность и различные проблемы: злоупотребление психоактивными веществами, психические заболевания, физическая жестокость, а также самые разные заболевания.
    • Генограммы позволяют медикам проследить историю вашего психического и физического состояния, связав ее с историей семьи.
  1. Поймите, что вы хотите найти. Когда вы будете знать, зачем вам нужна генограмма (для врача, для домашнего задания на учебе, для лучшего понимания семейной истории), вам будет проще правильно построить работу с генограммой.

    Решите, сколько поколений будет на генограмме. Это позволит вам понять, с кем вам нужно будет пообщаться, чтобы получить нужную информацию, и будет ли это возможно, учитывая возраст и географическое положение этих людей.

    • К счастью, электронная почта, Skype и другие средства общения всегда будут в вашем распоряжении - они помогут вам связаться с родственниками, которых вы никогда не видели.
    • Зная, сколько поколений вы хотите отследить, вы сможете сделать процесс более простым и быстрым. Вы хотите начать со своих бабушки и дедушки? Возможно, вам нужно дойти до их родителей? Решите, сколько поколений вам нужно, и вы поймете, с кем вам нужно связаться.
  2. Составьте список вопросов, которые вы будете задавать себе и своим родственникам. Отталкиваясь от того, что вы хотите увидеть на генограмме, составьте вопросы, которые помогут вам получить нужную информацию как можно быстрее. Вот несколько примеров таких вопросов:

    • "Начнем с твоей бабушки. Как ее звали? За кем она была замужем? Когда она умерла? Кто она была по национальности?"
    • "Сколько детей было у родителей твоей мамы?"
    • "Были ли у [имя родственника] проблемы с употреблением наркотиков или алкоголя?"
    • "Были ли у [имя родственника] психические или физические заболевания? Какие?"

    Изучите историю семьи

    1. Запишите то, что вы уже знаете. Скорее всего, вы уже что-то знаете об истории своей семьи, особенно если вы близки с одним или несколькими родственниками.

      • Возьмите вопросы, которые вы уже составили, и подумайте, на какие из них вы можете ответить сами.
    2. Поговорите с родственниками. Когда ваших собственных знаний станет недостаточно, поговорите с родственниками. Задайте им вопросы о связях в семье и о важных семейных событиях. Делайте подробные записи.

      • Слушая истории родственников, вы не только получите ответы на свои вопросы, но и узнаете что-то, чего не знали раньше и о чем не задумывались.
      • Помните, что не всем членам семьи понравятся эти разговоры.
      • Будьте готовы выслушать большое количество историй. Это один из лучших способов получить и передать информацию о семье. Внимательно слушайте, задавайте вопросы, требующие развернутых ответов, которые побудят человека рассказать вам больше.
    3. Изучите семейные документы и информацию в интернете. Родственники не всегда будут помнить все, что вам нужно, или они могут не захотеть рассказывать вам что-то.

      • Поиск в интернете и семейные документы помогут вам проверить то, что вам уже рассказали родственники, или получить недостающую информацию.
      • Помните, что вы должны быть уверены в том, что эта информация точная, если вы намерены использовать ее.
    4. Проанализируйте свою собственную историю. Если у вас достаточно личной информации, она поможет вам проследить историю.

      • Соберите информацию из своей медицинской карточки.
      • Учтите все препараты, которые вы принимаете, поскольку эта информация поможет понять, принимают ли ваши родственники эти же или схожие препараты для лечения заболевания.
    5. Изучите связи внутри семьи. Составляя генограмму, нужно знать, как все в вашей семье связаны между собой. Изучите союзы родственников, соберите информацию о браках, разводах, детях и прочие данные.

      • Зафиксируйте, кто женат или замужем, кто разведен, кто живет не в браке.
      • Овдовел ли кто-нибудь? Кто-нибудь расстался или был разлучен насильно?
      • В зависимости от того, что вы хотите получить от генограммы, вам, возможно, придется задавать сложные и иногда неприятные вопросы родственникам, которые помогут вам установить связи. Возможно, вам придется выяснить, были ли у ваших родственников связи на стороне или краткосрочные отношения и сколько их было. Важно также выяснить, вступал ли кто-нибудь в отношения по принуждению.
      • Помните о том, с кем вы разговаривайте, и аккуратно подбирайте вопросы, поскольку некоторым родственникам они могут быть неприятны.
    6. Изучите эмоциональные связи. Теперь вы знаете, как все связаны, поэтому пришло время узнать, какие эмоциональные отношения были или есть между родственниками. Ответы на вопросы об эмоциональных связях очень важны, если вы хотите выявить какие-либо психологические факторы в семье.

      • Любят ли друг друга члены семейного союза? Хорошо ли они ладят друг с другом? Возможно, кто-то из родственников ненавидит друг друга.
      • Когда вы начнете глубже погружаться в эти вопросы, поищите признаки насилия или пренебрежения. Можно даже пойти дальше и отделить физические факторы от эмоциональных.

    Составьте генограмму

    1. Выберите шаблон для генограммы. Такие шаблоны можно найти в интернете или нарисовать самостоятельно от руки. Можно купить специальную компьютерную программу для создания генограммы.

    2. Для обозначения родственников и связей (как обычных, так и распавшихся) используйте стандартные значки генограммы. Значки являются визуальными обозначениями информации, которую вы собрали во время разговоров. Можно нарисовать эти символы от руки или с помощью функций "рисовать" или "формы" в приложении Word .

      • Мужчины обозначаются квадратом. Если хотите изобразить брак, расположите квадрат слева.
      • Женщины обозначаются кругом. Если хотите изобразить брак, расположите круг справа.
      • Одна горизонтальная линия означает брак, а две наклонные черты - развод или расставание.
      • Самый старший ребенок должен быть размещен в нижнем левом углу семьи, а самый младший - в нижнем правом.
      • Все прочие символы позволяют изобразить семейные события: беременности, выкидыши, болезни, смерти. Существует также значок бриллианта, который обозначает домашних животных.
    3. Оформите схему на основании семейных связей так, чтобы самое старое поколение из тех, что вас интересует, оказалось сверху. Например, можно начать генограмму с бабушки и дедушки либо даже с их родителей. Генограммы демонстрируют разнообразие семейных отношений, а также определенные закономерности или заболевания.

      • В генограммах есть символы, которые обозначают такие взаимодействия, как конфликт, близость, отчуждение и так далее. У эмоциональных связей есть особые значки, которые делают генограмму понятной.
      • Существуют также символы для обозначения сексуального и физического насилия, а также психических и физических расстройств.
    4. Поищите закономерности. Когда ваша генограмма будет готова, изучите ее и поищите закономерности. Есть много наследственных программ или особых психологических склонностей, которые становятся заметными на такой схеме.

      • Не делайте поспешных выводов. Данные - это полезно, но не стоит использовать их для подтверждения того, что в семье передается определенное заболевание или психическое расстройство. Поговорите со специалистом и попросите его проанализировать наследственность.
      • Не делайте выводы о мотивах родственников на основании генограммы и не идите на конфликт, вооружившись этой информацией. Возможно, ваша тетя действительно бросает работу каждый раз, когда находит ее, а ваша двоюродная сестра любит уводить парней у других девушек, однако не стоит говорить людям о том, что им нужна консультация психотерапевта, лишь на основании генограммы. Не осуждайте родственников из-за полученной генограммы. Прежде чем сделать выводы, поговорите с родственниками или с психологом.
      • Если вы описываете историю семьи, закономерности помогут вам понять, почему в прошлом родственники переехали в другое место, какие отношения были между членами семьи. Кроме того, вы, возможно, узнаете о других родственниках, которые не были официально признаны вашей семьей.
    • Не используйте генограмму для решения конфликтов с членом семьи без помощи адвоката или специалиста в сфере здравоохранения.