Надень это немедленно: почему таджикских мужчин не обязуют носить нацодежду. Чуждая одежда: как будут защищать национальный костюм в Таджикистане Как рисовать таджикские национальные платья

« ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ» Проект – исследование ученицы 4 «а» класса МКОУ СОШ с.п.п.Звездный Латиповой Ганджины Руководитель проекта учитель высшей категории Ионесян Лариса Викторовна


Введение Моя работа посвящена исследованию национального таджикского костюма. Эта тема заинтересовала меня неожиданно. Сама я родилась в Таджикистане в городе Душанбе. Мой папа военный и его перевели служить в Нальчик, в военный городок. Здесь меня все очень удивляло. Люди в городе одеваются современно, совсем никого не увидишь в национальных костюмах. А на моей родине очень многие люди всегда ходят в своем национальном костюме. Недавно на уроке рисования мы рисовали национальные костюмы Кабардино – Балкарии. И вот мне пришла мысль рассказать о своем национальном костюме. Ведь он тоже очень яркий и красивый.


Моя главная цель – познакомить одноклассников с таджикским национальном костюмом, рассказать об истории возникновения знаменитого во всем мире таджикского атласа. Моя гипотеза – хотя традиционная одежда у таджиков отличается в зависимости от района проживания, но имеет общие черты. К методам, которые я использовала, можно отнести следующие: мои наблюдения, рассказы моих родственников, анализ публикаций материала интернета по данной теме.


Женский таджикский костюм. Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей. В горных южных районах, особенно в Дарвале и Кулябе, платья богато вышивались и являли собою образцы народного декоративного искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор - платки, тюбетейки. Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат и местную обувь. У горянок халатов не было. Традиционные украшения - ожерелья, браслеты, подвески, серьги, кольца.


Женский костюм, по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта") и шаровары. Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком. Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.


Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому. Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу (" фаранджи"). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой (чачван).


В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.


Мужской таджикский костюм Мужчины носили рубаху туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. В современной одежде таджиков традиционные элементы (верхний халат, тюбетейка) сочетаются с городской одеждой, а в женской одежде национальные элементы доминируют и сегодня.


Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта" сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары, одевавшийся сверху халат, поясной платок и головной убор - тюбетейка. Рубаху, обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.


Брюки – шаровары ("эзор") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат («чапан»), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы – более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани.


Жители горных районов предпочитали носить «чапаны» из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент. Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб"), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук").


Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - " махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.


Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К XX веку в моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название – « чусти «, по месту ее изготовления в городе Чуст. Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.


Из истории возникновения таджикского атласа Первое упоминание об этой материи относится ко 2 веку нашей эры, во времена Великого Шелкового Пути. Но ничего конкретно, именно об узоре этой материи, нигде не сказано. Я спросила у своей бабушки, откуда взялся такой чудесный рисунок, и она рассказала мне такую старинную легенду: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.


Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – легкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясен ее волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шелк»), а дочку ткача хан отдал в жены своему любимому сыну».



Проект занял 3 место во II Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Первые шаги в науку»

Чакан - так называется национальное таджикское платье, украшенное вышивкой. А тех, кто умеет его вышивать называют чакандузами. С одной такой вышивальщицей Оламби Назаровой мы познакомились, побывав в кишлаке Тудакавш Куляба.

Так что же такое чакан? Чакан - это широкое платье, украшенное ручной вышивкой обязательно из натурального материала - шелка или хлопка. Как ремесло вышивка чакан сотни лет бытует среди женщин горных районов Таджикистана. Сегодня же - это нечто большее, чем просто платье с рисунками. Оно затмило остальные традиционные наряды. Ни один праздничный концерт не обходится без танцовщиц в вышитых платьях с длинными рукавами. Чакан считается праздничной одеждой населения южной части Таджикистана, и одевают его на праздники, чаще всего, весной, на Навруз. Вот почему это платье такое яркое и броское: на красной ткани вышиваются узоры из семи цветов.

Никто точно не знает, когда именно появился чакан. Некоторые историки относят его к периоду зороастризма и связывают с культом солнца. Поэтому многие платья кулябских красавиц шьют из красного полотна. Даже узор основной вышивки в центре подола имеет очертания круга, то есть солнца. Как описывают чакан исследователи, по старым преданиям, раньше девушки закидывали в широкие рукава таких нарядов сладости и несли гостинцы домой. Однако в прошлом веке таджички отдали предпочтение упрощенным нарядам, а чакан, как пережиток прошлого, попрятали по сундукам. К тому же, в советские времена этот вид национального платья не приветствовался. Считалось, что это одежда феодального прошлого.

Сегодня чакан - это красивое и удобное платье, в котором можно не только ощутить дух истории, но и удивить окружающих: восточный орнамент вплелся в европейские модные линии…

Возрождение чакана началось в Кулябе. Здесь почти в каждом кишлаке можно найти рукодельниц, вышивающих чакан.

Оламби Назарова вышивает чакан с детства. Она научилась этому ремеслу у своей матери, а та - у своей. Из поколения в поколение передается это мастерство в Кулябе.

Обычно изготовлением занимаются два вида мастериц: каламкаш (рисовальщица) и гулдуз (вышивальщица). «Первые наносят рисунок, обозначая тона. Вторые вышивают эти узоры цветными нитками, в основном, шелковыми. Обычно мы собираем всех вышивальщиц у себя дома и долгими вечерами, за разговорами и песнями завершаем работу», - рассказывает апаи Оламби. По ее словам, для вышивания одного платья требуется от 3 дней до 2 недель, в зависимости от сложности и плотности узора. После того как вышивка готова, ткань кроят и шьют платье.

«Для чакана мы используем разные цвета. Но, в основном, это красный. Раньше яркие орнаменты мы в основном, вышивали на красной материи. Считали, что так он выглядит более нарядно. Ведь такое платье каждый день не наденешь, его надо беречь»,- объясняет вышивальщица.

По ее словам, работа эта трудоемкая и требует усидчивости. «Важно также понимать смысл узоров. Сложность еще и в том, чтобы разные рисунки в конце сложились в единую картину и гармонировали друг с другом», - объясняет мастерица и показывает нам разновидности платьев, от яркости которых глаза разбегаются - одно краше другого.

Чакан можно встретить не только на платьях, но и на так называемом «бардеворе» - сюзане или панно, на сумках и на декоративных вещицах, которые вышивает мастерица. В цехе, которым руководит апаи Оламби можно сшить чакан машинной вышивкой - попури, но по ее словам, среди народа и иностранцев, которые покупают у нее изделия, особенно в почете ручная работа - считается, что в такое изделие любая мастерица вкладывает часть своей души.

По словам Оламби Назаровой, среди множества заказов она особенно гордится тем, что на 2700-летний юбилей Куляба вместе со своими 20 подопечными они вышили 700 платьев чакан, столько же национальных мужских поясных платков и тюбетеек. Еще один предмет гордости - вышитое сюзане в стиле чакан с изображением Сангтудинской ГЭС-1 на его официальном открытии в 2009 году, который они подготовили за неделю. Работы кулябских мастериц выставлялись на многих отечественных выставках, а в 2015 году сама Оламби Назарова участвовала на X международном фестивале ремесленников «Оймо» в Бишкеке.

…Традиционный чакан не просто красивый узор, вышитый гладью. Каждый узор имеет свое значение. Например, голубые волнообразные узоры - это символ долгой жизни. Большой красный круг - солнце, а значит тепло и свет. А изображение перца отпугивает злых духов.

«Чтобы традиции этой вышивки не потерялись, ведь с каждым годом мастериц становится все меньше, я набрала группу из 18 молодых девушек и в настоящее время учу их вышивать», - рассказывает Оламби Назарова.

Сейчас изделия с такой вышивкой можно найти в специальных отделах и бутиках национальных изделий. Средняя цена женского платья чакан составляет от 70 до 500 долларов США. По словам экспертов-этнографов одежды, раньше платья были шире и длиннее, что свидетельствовало о национальном шарме таджикских красавиц, но сегодня его чаще шьют в европейском стиле, то есть уже и более открытыми, согласно предпочтениям современной молодежи, сочетающей моду и классику. «Особенно часто чакан приобретают иностранные гости в качестве символа Таджикистана. По индивидуальному заказу я могу вышить им неброские цветы, например, на ткани из льна с современным дизайном. Все зависит от самого заказа», - говорит мастерица.

Чтобы не утратить уникальные традиции чакана, таджикские специалисты предложили три года назад внести его в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Если его внесут в список, это будет способствовать продвижению Таджикистана в мировом масштабе. Кстати, платье чакан уже успело завоевать сердца людей в Китае, Казахстане, России, США и Европе, где его представляли на всевозможных выставках и фестивалях. И это вполне заслуженно. Ведь национальная одежда - это элемент нашей истории, культуры, традиции, и к ней нужно относиться с большим уважением.

ДУШАНБЕ, 30 ноя — Sputnik. В Таджикистане женщинам решили предложить эскизы национальной одежды, которые они могут носить в любую погоду.

Над разработкой моделей нарядов трудились эксперты трех ведомств — Министерства культуры РТ, Комитета по делам женщин и семьи, а также Комитета по делам молодежи при правительстве РТ.

Подобная инициатива, как отмечается, была предпринята с целью пропаганды национальной одежды, и предотвращения распространения чужой культуры в стране.

Почему-то власти Таджикистана проявляют такую заботу только по отношению к женщинам, а ведь в дореволюционное прошлое в повседневную и официальную форму таджикских мужчин входили чалма и чапан.

Отказ от европейского

Чужое не бывает только женским. Поэтому надо бы облегчить задачу трем инициативным ведомствам страны и заблаговременно рассмотреть возможные модели национальных одежд для таджикских мужчин, причем на все сезоны.

Но так как в Таджикистане не совсем любят европейское, придется уйти в то прошлое, когда в Центральной Азии все было исключительно национальным. Когда не успело, например, распространиться движение джадидизм ("новаторство", — ред.), представители которого на рубеже XIX-XX веков старались заимствовать и использовать плоды европейской культуры.

Так, задолго до этого в основу одежды государственных служащих, учителей, торговцев и даже обычного дехканина входили рубаха туникообразного покроя (яктаҳ), штаны с широким шагом (эзор), распашной халат (чапон, ҷома), пояс-платок (яккабанд), тюбетейка (тоқӣ, кулоҳ), чалма (салла, чаккабанд), кожаные сапоги на мягкой подошве (маҳсӣ), кожаные с заостренным носом галоши (кафш), в горных местностях — туфли с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам (кафши чубӣ).

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, а богатый вид наряда зависел от статуса мужчины. Например, последний эмир Бухарского эмирата Сейид Мир Мухаммед Алим-хан носил халаты из дорогостоящих тканей, обшитых золотыми нитками, а также головные уборы с драгоценными камнями. Обычный же дехканин мог позволить себе лишь одежду из дешевой хлопчатобумажной ткани.

Таким образом, если перенестись в наше время, нынче в зимние дни, например, для министров Таджикистана в самую пору были бы традиционные таджикские стеганые чапаны из бархата с шалевым воротником, теплая кашемировая чалма или каракульская шапка, а также утепленные кожаные сапоги с заостренным носом. Этот чисто таджикский наряд, в пользу которого они бы отказались от строгих костюмов и пальто, однозначно показал бы их уважение к таджикской культуре.

А студенты, к белым носкам которых, по уверениям ряда местных СМИ, придираются в вузах страны, могли бы весной, к примеру, носить легкую льняную рубашку со штанами, согласно эскизу национальной одежды для мужчин. В дождливые дни они могли бы накинуть на себя распашной халат и туго завязать пояс с платком в цветочных вышивках. А белые носки им бы заменили пойтоба (онучи) — лентаобразная хлопчатобумажная ткань, которой обматывают ступню и голень.

Не по карману

Но есть одно но: адрас, атлас, шелк, кашемир и бархат, которые так часто использовались в традиционных мужских одеяниях, — самые дорогие ткани. Такую роскошь позволить себе сегодня, конечно же, может не каждый.

Метр панбархата, к примеру, на рынках Душанбе стоит 1000 сомони (около 111 долларов), а шифон и шелк — важные ткани мужского лука — от 300 до 1500 сомони (30 — 167 долларов).

© Sputnik / Валерий Шустов

Пошив национального костюма из этих тканей обойдется таджикским мужчинам не меньше стоимости самого материала. Ведь за такую капризную ткань, как, например, вельвет или бархат, возьмутся не все. Здесь при пошиве нужно учитывать не только направление ворса и разглаживание швов, но и акцентировать особое внимание на декатировании, отчего и стоимость чапанов из этих тканей может вырасти до космических цен.

Такая роскошь, естественно, будет не по карману простым жителям. В связи с чем профильные ведомства при составлении списка повседневных нарядов должны будут обратить внимание и на их стоимость.

Скорее всего, с учетом бюджета среднестатистического таджикистанца надо будет отказаться от использования недешевых тканей, и уж тем более от дорогостоящих декоративных вышивок. Последнее можно будет позволить себе лишь в дни празднований таджикских традиционных торжеств.

А на работу мужчины смогут одеваться проще: в одеждах из таких тканей, как алоча (яркая, разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка), бекасаб (полосатая ткань, широко применявшаяся для пошива мужских и детских халатов, ватных одеял и прочего) или банорас (однотонная хлопчатобумажная ткань).

Эти материалы, кстати, несмотря на свою простоту и дешевизну, давно покорили сдержанный Запад. Среднеазиатские мотивы теперь уже можно встретить даже в коллекциях таких мировых домов мод Gucci и Dior. Так что таджикские мужчины с переходом на национальную одежду однозначно будут одеты по последнему писку моды.

Все это, конечно, только идеи, но если они претворятся в жизнь, через некоторое при слове "таджик" каждому будет представляться колоритный брюнет с длинным халатом в пол.

Со временем эскизы перестанут носить лишь рекомендательный характер и войдут в повседневную моду, а затем и в привычку, особенно, если над ними работали такие профильные ведомства, как Минкультуры, Комитет по делам женщин и семьи, а также Комитет по делам молодежи при правительстве РТ.

Таджикский национальный костюм очень удобен и красив. Именно по этой причине он остается востребованным и популярным и в наше время, когда многие отказываются от национальных традиций, предпочитая одеваться в одежду, универсальную для всего мира. В этой статье мы расскажем о главных особенностях такого костюма в Таджикистане, о возможностях сочетать этнический стиль с европейским.

Главные особенности

Таджикский национальный костюм примерно одинаков по крою во всей стране, но при этом свои уникальные особенности есть практически в каждом районе. Основные отличия заключаются в цвете, вышивке, наличии разнообразных украшений. Конечно, в наши дни молодежь и городское население все больше склоняется к универсальной европейской одежде, но благодаря своей универсальности таджикский национальный костюм продолжает пользоваться популярностью, в первую очередь, среди более консервативных сельских жителей.

Стоит подчеркнуть, что и женская, и мужская одежда таджиков очень похожа по своему крою. Преимущественно она свободная, хорошо скрывающая фигуру и туникообразная. Дело в том, что большинство жителей этого народа являются приверженцами ислама, а в этой религии излишнее облегание одежды по телу не приветствуется.

Таджикский национальный костюм особенно отличается яркостью. Одежда играет важную роль, она является отражением степени благосостояния человека, который ее носит. Считается, что чем роскошнее наряд, чем больше в нем всевозможных дорогих и богатых деталей, тем богаче его владелец.

Ткани

Отдельно стоит сказать о тканях, которые используются. Таджики традиционно живут в очень жарком климате, который непросто переносить. Именно по этой причине в таджикских костюмах, фото которых есть в этой статье, используются шелковые или хлопчатобумажные ткани.

Существует и ряд национальных таджикских материалов. К ним необходимо отнести алочу. Это особенная переливчатая полосатая ткань, которая может быть практически любого цвета. Алоча состоит из шелка и хлопка.

Также существует ткань бекасам - это полушелковая материя, которая, как правило, бывает узорчатой или в полоску. И, наконец, парча - шелковая ткань с серебряными и золотыми нитями.

Важный момент: поскольку традиционный таджикский национальный костюм (фото представлено в этом материале) является многослойным, то нижний слой одежды чаще всего шьют из дешевой ткани, чтобы сэкономить. А вот уже на верхний слой пускают более дорогую материю, чтобы подчеркнуть свой статус, даже если он не слишком высок.

Парча

Расскажем подробнее о самой популярной и известной таджикской ткани - парче. Именно она стала широко использоваться за пределами этой страны, ее применяют во многих странах мира на протяжении уже нескольких веков.

Главная особенность парчи состоит в том, что это тяжелая ткань, сделанная на основе шелка, с особенным узором. Этот узор выполняют из металлических нитей с серебром, золотом или сплавами других металлов. Обычно эту металлическую нить навивают на шелковый, льняной или хлопчатобумажный уток. Из древних знаменитых на весь мир дизайнеров, которые работали с парчой, можно вспомнить Анну-Марию Гартуэйт, активная работа которой пришлась на XVIII-XIX века.

Парчу в Европе и многих других странах использовали для шитья придворной одежды знати, а также церковного облачения. Для последних целей эта ткань повсеместно используется до сих пор.

Мужская одежда таджиков

По фото мужских и женских таджикских национальных костюмов хорошо видно, в чем их схожесть и различие. Но обо всем по порядку. Основу мужского костюма среди представителей этого народа составляет хлопчатобумажная рубаха, которую называют "курта". К ней полагаются шаровары, халат и широкий пояс.

Рубаху для мужского таджикского национального костюма, фото которого вы найдете в этой статье, шьют из большого и цельного куска ткани. Она должна быть максимально широкой и не стеснять движений. Ее принято носить навыпуск, подпоясывая длинной и узкой полоской ткани, некоторые для этих целей используют специальный платок, который особым образом складывают по диагонали. Интересно, что такой платок сразу выполняет несколько функций, одновременно являясь ремнем, который поддерживает шаровары, не давая им упасть, а также служит своего рода карманом, который всегда под рукой у таджикского мужчины.

Примечательно, что как раз по поясу часто можно определить статус человека, насколько он состоятелен. Например, молодые и небогатые парни носят пояса, скрученные из нескольких платков со стандартной вышивкой бельбог или миенбанд, которая располагается на краях. А вот богатые и успешные мужчины, которые могут себе это позволить, надевают красивые и широкие бархатные пояса, которые вышивают золотой нитью. Их называют камарбанд.

Шаровары

Обязательная деталь таджикского мужского национального костюма (фото это только подтверждает) - это шаровары. Их таджики называют иштон или эзор.

Их шьют максимально широкими, но при этом они должны сужаться к низу.

Халат

Поверх рубашки таджикские мужчины надевают халат (его называют чапан). Он особого свободного и распашного покроя, чаще всего в полоску. Таджики, которые традиционно жили в горах, предпочитали носить чапаны из некрашеной шерсти, на которых вышивали орнамент в районе ворота.

Важно, чтобы халат был стеганым. В таджикском мужском национальном костюме это зимний вариант одежды. В наше время классические чапаны давно стали настоящими музейными экспонатами, которые можно встретить только в частных коллекциях или крупных государственных собраниях национального достояния.

На смену им пришли современные чапаны, которые шьют из бархата. Интересно, что главным достоинством классического чапана, которое всеми способами стараются сохранить и в наши дни, является то, что он в холодное зимнее время удерживает тепло, а когда летом жарко - сохраняет освежающую прохладу.

Такие халаты таджикам было принято дарить на праздники, какие-то важные мероприятия в их жизни. Например, на день рождения, свадьбу, а бывало, что дарили даже на похороны.

Существовала традиция, согласной которой брат невесты не разрешал сестре отправиться в дом своего мужа, пока родственники жениха не подарят ему чапан.

Подобные традиции сохранились и во многих современных таджикских семьях. Например, даже в XXI веке в первый день свадьбы молодые выходят к гостям в чапанах, а не в современных костюмах. При этом на каждый день сегодня практически никто эти халаты уже, конечно, не носит. Современные таджикские мужчины все чаще стараются сочетать традиционную одежду своего народа с европейской. Например, соединяют в своем костюме пиджак с шароварами или классические брюки с чапаном.

Женский костюм

Традиционный национальный женский костюм включает в себя длинные платья-рубахи, которые называют куртами, а также двухслойные шаровары максимально свободного покроя. Рубахи должны быть сшиты таким образом: их рукава расширяются к низу, при этом их украшают вышивками. Называют их при этом по-разному, в зависимости от вида воротника.

В древние времена в подобные рубахи часто было принято вшивать ластовицы (так называли клинья или вставки) другого цвета. Считалось, что это имеет магическое значение. Существовало даже придание, что такой наряд делал женщину плодовитой, что чрезвычайно ценилось в больших таджикских семьях.

Определенное значение уделяли форме выреза женского воротника. По ней можно было определить, замужем девушка или свободна. У молодых девушек были платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. Но как только женщина выходила замуж, она обязательно начинала носить платье с вертикальным вырезом, которое украшалось вышитой тесьмой.

Вместе нижнего белья у девушек были просторные белые платья со стоячим воротничком. Интересно, что вырез у верхнего платья располагался таким образом, чтобы демонстрировать вышивку на воротнике нижнего платья. Но не более этого, никаких других элементов нижнего платья не должно было быть видно.

Верхняя женская одежда

Верхней одеждой в женском таджикском национальном костюме является стеганый халат, который еще называют цома. Он такого же туникообразного покроя, как было принято и у мужчин. Альтернативой был мунисак, который несколько отличался покроем от цома. Например, у него отсутствовал пришивной воротник, а под рукавами обязательно имелись сборки.

Начиная с XIX столетия пожилые женщины начинают носить мунисаки без тесьмы и подкладки, а только подшивают их узкой полосой ткани, отличной по цвету.

Паранджа

Большое значение в женском таджикском национальном костюме, фото которого вы найдете в этой статье, имеет паранджа или, как ее еще называли в этих местах, фаранджи. В основном таджички надевали ее, когда приезжали в большой город, где было много малознакомых и чужих людей.

В таджикском костюме для девушек паранджа символизировала ее целомудрие, чистоту, непорочность, верность и скромность. В наши дни она стала обязательным атрибутом наряда невесты. Более того, считается, что паранджа способно защитить от темных сил беременную женщину. В конце концов, именно этот элемент костюма позволяет женщине кормить ребенка на людях, что очень важно на первых месяцах жизни малыша.

Головные уборы

Классический головной убор для мужчин - тюбетейка. Когда становится слишком холодно, ей на смену приходят теплые меховые шапки, также голову часто обматывают шерстяными платками. Популярно в наше время остается и чалма. Ее принято надевать поверх тюбетейки или шапки.

Для женщины самой обыденной национальной одеждой остается особый головной убор, который состоит их трех составляющих. шапочка и платок, который называют лачака. Иногда эти элементы могут использовать независимо и отдельно один от другого.

На свадьбе голову невесты принято украшать вышитым платком, который покрывает ее грудь, лицо и шею. В наши дни все чаще можно встретить женщину в тюбетейке (тоци), в прежние времена такое не было принято.

Обувь

Для мужчин и женщин, которые живут в городах, традиционными считаются мягкие сапоги, которые называют махси. Их, как правило, носят с кожаными калошами. Также популярными раньше были легкие сапоги с жестким задником и мягким носком под названием ичиги. Их изготавливали из кожи козла, они отличались своей долговечностью.

На селе было принято надевать помимо легкой обуви сапоги на высоком каблуке, а также деревянные башмаки на трех ножках. Их называли кафши чубин.

Украшения

Примечательно, что таджики очень удачно сочетают национальные украшения с современными. Женщины часто носят подвески, кольца, ожерелья и серьги. Украшения бывают не только на ушах и шее, но и на головном уборе. Там располагаются броши, подвески и бусы.

Традиционные украшения чеканные и кованные. Они бывают из серебра, отличаясь особой массивностью. Обычно представительницы прекрасного пола одновременно носят как минимум три-четыре украшения.

Украшения носят и мужчины. В некоторых регионах им принято надевать бусы с подвесками, а в других - серьги и налобные повязки указывали на принадлежность к определенной этнической группе. Но это было раньше, сейчас украшения носят исключительно женщины.

Цвета

Большое значение имеют цвета в таджикском национальном костюме. Например, жених на свадьбу отправлялся в нательной рубахе, шароварах. Ворот у рубахи должен был быть вертикальным, сверху одевался халат, а поверх два вышитых платка.

Так вот, один платок обязательно был цветным и шелковым, а второй - белым и хлопчатобумажным. На голову одевалась тюбетейка с квадратным верхом, а на ноги - сапоги из обязательно желтого хрома.

Значение орнаментов

Важную роль играют орнаменты в национальной таджикской одежде. Например, традиционным считается орнамент гулдаста, который в буквальном переводе означает "букет цветов". При этом каждый рисунок и цвет имеет свое значение. Так, красный - это а зеленый - природы.

Орнамент, изображенный на панно "Мархамат", был особенно распространен на севере страны. Треугольники, вышитые на нем, означали символическое изображение гор и являлись своего рода оберегами, а круг означал солнце. Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

другие презентации на тему «Таджикский национальный костюм»

«Башкирский народный костюм» - Ювелирные изделия. Домовая резьба. Аппликации по сукну, в технике вышивки двойным тамбуром. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Башкирская АССР. Накосник женский. Нагрудное украшение башкирских женщин. Чайник с башкирским орнаментом. История костюма. Башкирский орнамент. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты.

«Летние костюмы» - К выбору нитки для плетения по фриволите надо отнестись серьёзно. Обоснование выбора ткани. Обоснование выбора модели топа. Разложить выкройки на ткани. Народы Востока также издавна занимались кружевоплетением. 1 этап. Самооценка проектного изделия. Вариант 1. «Панама». Построение «звёздочки» проектирования.

«Народный костюм» - Воронежский народный костюм с поневой. Тульский народный костюм. Орловский народный костюм с поневой и с красным передником. Курский народный костюм. Тамбовский народный костюм с навершником. Нижегородский народный костюм.

«Русский национальный костюм» - Головные уборы. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой. Белый – свет, праздник. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы. На рис. справа - прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Без прошлого нет настоящего. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой.

«Костюмы народов Поволжья» - Русский костюм Татарский костюм Казахский костюм. Элементы национальных орнаментов. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук. Голову покрывали платком (ураман).

«История костюма» - Рококо относится к периоду с 1730 по 1770 гг. 1900-е годы. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Основной принцип готики – подчеркивание удлиненных и заостренных форм. Вскоре появился кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах. Эпоха возраждения относится к 1420-1490 гг.