Натан джилл "ясность". Натан Джилл «Ясность

Никого нет дома

Ян Керсшот

Ян Керсшот

Никого нет дома. От веры к ясности

Эта книга может стать первым знакомством с новым, все преображающим видением мира.

Нет гарантии, что её чтение даст занятные философские идеи или решит все проблемы. Однако, возможно, оно принесёт избавление от многих условностей и предубеждений, и вы наконец поймёте - поиск духовной свободы не нуждается в особом пути. Никто не скажет вам, куда идти и что делать. Вы сами обнаружите, что истинная ваша природа - нечто гораздо большее, чем ранее считалось. И что сознание не сводимо только лишь к функции мозга, но простирается за пределы ума и тела.

В повседневности проявится Бесконечность. И жизнь, избавленная от иллюзий, станет много целостней и проще.

Когда Яну Керсшоту - известному бельгийскому специалисту в области биопунктуры и гомеопатии - было всего семь лет, он уже настойчиво искал ответ на вопрос: «А как бы выглядело все вокруг, если б меня не было?» В зрелом возрасте это вылилось в непрестанный поиск истины. Дзэн-буддизм, Тантра, адвайта-веданта - в сочетании с западным подходом к жизни - таков фундамент духовных исканий Яна Керсшота.

Глубоко признателен Лу Монте, за бесценную помощь в редактировании рукописи, а также всем, кто вдохновлял меня на написание этой книги, - особенно Натану Джиллу и Тони Парсонсу.

Ян Керсшот,

январь 2002

Предисловие I

Попытки понять свой путь к просветлению так же тщетны, как усилия уместить океан в пивную банку. Сами усилия мешают увидеть то, что и так уже здесь. Многие «гуру» все ещё проповедуют о личном пути очищения, который приведёт к желанной цели на далёком горизонте. Идея эта достаточно популярна и до сих пор привлекает большую аудиторию. Но возник и постепенно ширится интерес к адвайте - отсутствию дуальности. Появляются люди, смело, ясно и бескомпромиссно излагающие этот простой и радикальный подход. Ян Керсшот - один из них.

Тематический спектр книги говорит о хорошем понимании автором природы пробужденного сознания. Читать книгу надо, пробуя постичь, что стоит за словами. Мало того, Ян Керсшот пытается своим слогом дать ощутить читателю и то, что стоит за мыслью. Насладитесь же путешествием в полноту проявлений мира - и вам вновь откроется реальность.

Предисловие II

Ян Керсшот подводит к осознанию нашей истинной природы, раскрывая тщету поисков просветления в несуществующем будущем. Трансцендентальный аспект этой природы как Сознания облекается в иллюзорную форму концепции о неком идеальном, вечном состоянии, которое и нужно стремиться достичь.

Но все мы - нечто Одно. И существует лишь Сознание. Проявление его, как оно есть, в Настоящем (включая и ощущение отдельности эго, и поиски освобождения, и стремление к трансценденции) - уже совершенное в своей полноте выражение жизни. Понимание этого, видение своей сути как Сознания, какие бы формы в Настоящем оно ни принимало, делает излишними попытки преодолеть расчленённость мира на множество эго. И не нужны тогда особое состояние, редкий опыт, труднодостижимые условия и пр.

Страх, изолированность, индивидуальность, эго, блаженство, уникальность, любовь - все это бесконечная игра возможностей. Если говорить об индивидуальном «Я», которое питает надежды в неком будущем блаженно исчезнуть в обретённом просветлении, - то на самом деле уже никого нет дома. Есть только проявление того, что есть, - и этого совершенства достаточно. В осознанном прекращении поисков целостности жизнь начинает представать вечно цельной.

Вы, читатель, это Сознание. Которое увлечённо играет в устремлённость и поиск. Но Никого Нет Дома - вот в чем парадокс...

Введение

Эта книга - приглашение к новому видению, к пониманию того, что есть иной, простой путь, радикально все преображающий. Отбросив веру и суеверия, начав постигать все на собственном опыте, человек ощутит ту суть, что не нуждается ни в религиозном, ни в философском облачении. Нет нужды становиться «духовным», чтоб раскрыть и без того открытую тайну: каждый может вернуться Домой.

Если вы видите себя духовным искателем в поиске конечной истины, на страницах этой книги я предложу вам внимательнее присмотреться к этому самому поиску. Я спрошу вас, куда, по вашему мнению, вы идёте. Предложу проверить, в самом ли деле «ищущий» листает эту книгу. Устраняя по ходу чтения все формы и варианты идеи о будущем просветлении, мы придём к ответу на эти вопросы, который может оказаться совершенно потрясающим.

Не могу гарантировать, что книга даст новые философские идеи или решит ваши проблемы. Не обещаю мистических воспарений и личного успеха на духовном пути. Если трансцендентальный опыт посещает вас в жизни - прекрасно. Не отвергайте его... и старайтесь поскорее забыть всякий раз после того, как это произошло. Опасная ловушка: принимать такое событие на свой счёт. Сводя Имперсональное к личному, человек превращает благодать в проклятие. То же самое происходит, когда вы слышите от гуру и учителей о их духовном опыте. Сравнивая себя с ними, вы попадаете в ту же ловушку. Позвольте мне сказать вам: личные достижения всех этих гуру не имеют никакого значения; это лишь пища для ума, очень умный способ, которым эго тщится не дать себя обнаружить.

Не будем дурачить себя. То, что мы есть, - не может быть персонифицировано. «Это» невозможно представить как обретённое в будущем состояние. Оставим свою привычку делать то и другое - и ощутим Знание, которое есть свидетель «Этого». На этом духовный поиск завершится. Ничего нельзя утверждать, нечего достигать. Все течёт вне нашего контроля. И есть Свобода, ибо обычной, повседневной жизни оказывается достаточно. Нет уже нужды придавать ей какой-то особый религиозный или духовный смысл. В известном смысле, человек возвращается к тому, с чего начал. «И какой тогда в этом смысл?» - возможно, спросите вы.

Никакого. Кроме того, что вы теперь свободны от непрерывного стресса погони за идеалом. Понята бессмысленность самосовершенствования, ибо то, каков вы есть, -проявление божественного. Не нужны культы и духовные практики. Ждать автобуса или гулять в парке становится не менее благостно, чем воскурять пред алтарем ладан. Зачем пытаться постоянно пребывать в состоянии божественной любви и отсутствия эго? Тянуться ко все более высоким уровням или силиться открыть третий глаз? Какое облегчение осознать, что ничего не следует исключать: обыденность равноценна небесному блаженству. Упования когда-нибудь обрести просветление исчезают - ибо жизнь, как она предстаёт перед нами, уже есть «Это». Сейчас вы сидите и читаете эти слова - таков ваш способ выражения Бесконечного в этот момент. К чему становиться святым?

Человек возвращается в повседневность, видя, что искать «Это» попросту негде. Все былые усилия по обретению духовной свободы видятся теперь недоразумением, забавной шуткой над самим собой. Кто может научить человека быть тем, кто он есть? Зачем указатели дороги к Дому, если вы его не покидали? Ища всеобъемлющую истину, куда пойдёте, коль она везде ? От неё скрыться невозможно, не то что не обнаружить! Бесконечное - вне времени? Но ваш поиск, похоже, все длится и длится. Ищущего - нет? Но кто ж тогда повсюду ищет?

Лето 2004, Июнь

Кенсингтон , Лондон . Дневная беседа .

Натан : Для более эффективного указания на нашу истинную природу необходимо прояснить используемые понятия. Я говорю о Сознании, единстве, цельности, вместе с их двумя одновременно существующими аспектами: осознанием и содержанием осознания. Эти два аспекта – осознание и содержание осознания – не отделены [друг от друга]: они являются одним. Осознание это регистрирование или распознавание всего появляющегося в настоящем как содержание осознания . Ничего из появляющегося в настоящем не происходит вне этого регистрирования. Регистрирование есть содержание – единство. В пределах осознания все появляется как содержание – всё (всякая вещь) появляется в ничто (никакая вещь). Мы можем называть содержание сознания образами – визуальными образами, звуками, мыслями, ощущениями, эмоциями и так далее.

Обычно, аспект осознанности, аспект Сознания, единства, игнорируется. Содержание сознания, возникающие образы, имеет гипнотизирующее свойство, традиционно называемое майей . Одна из образов-мыслей появляющаяся как одно из содержаний является главной, это «Я» мысль. Эта «Я» мысль появляется в сцеплении с образом тела, и принимается в качестве неотъемлемой части персонажа. Как только эта «Я» мысль так принимается, так сразу все другие мысли становятся «моими», и последовательность возникающих мыслей (воспринимаемых как «мои» мысли) есть то, что называют психологическим чувством себя или умом.

Можно рассматривать эти мысли как возникающие облачка с надписями, как в комиксах. При игнорировании аспекта осознанности нашей истинной природы, фокусировании на содержании осознания и загипнотизированности этим содержанием – другими словами, отождествлении с персонажем – надписи на этих облачках-мыслях составляют целую историю, кажущуюся весьма реальной. Итак, хотя содержание действительно возникает прямо сейчас в осознании, эта загипнотизированность мыслями появляется как отвлекающая внимание от присутствия, распространенная в воображаемое прошлое или будущее – история этого персонажа. Память и ожидание, прошлое и будущее, являются на самом деле просто возникающими здесь и сейчас мыслями.

Когда имеется отождествление как персонажа, имеется чувство отделенности от всего остального, от всех кажущихся других, чувство бытия связанное с отдельным образом. С этим чувством отделенности одновременно появляется интуитивное представление о нашей истинной природе как единстве, и это несоответствие является тем, что появляется в игре жизни как побуждение к поиску единства. Хотя есть только единство или цельность (и оно уже есть), тем не менее, когда есть такое гипнотизирующее фокусирование исключительно на аспекте содержания единства, есть и поиск единства. И такова игра жизни : единство в поиске самого себя .

Будет полезна аналогия с кинофильмом, показываемом на экране. Фильм это содержание, экран это осознание – вместе они единое целое. Это многомерный экран – фильм появляется внутри экрана. Все появляется на фоне этого многомерного экрана, и в этом фильме Сознание, цельность, единство всегда воспринимает само себя во всевозможных формах.

Сознание постоянно появляется как все вещи. Единство уже является Вашей истинной природой. «Вы», единство, всегда видите только Себя во всех формах, но этот факт игнорируется под гипнозом истории мыслей. Все формы поиска – не только так называемого «духовного поиска» или поиска единства под меткой недвойственности, но все формы поиска – поиск материального удовлетворения, комфортного места жизни, удовлетворяющей работы – все это поиск единства, поиск цельности.

И вот сегодня, появляясь в настоящем как содержание осознания, текущая конфигурация единства полна персонажей ищущих свою истинную природу. Единство постоянно проявляется и как пространство и как каждый персонаж, вовлеченный в историю мыслей поиска самого себя, проецирующего так называемое пробуждение в качестве будущего события. Но – прямо сейчас – уже имеется (и ничего сверх этого) сто процентов пробужденности; единство постоянно проявляется в двух своих аспектах: осознания и содержания осознания, для виду загипнотизированное своей собственной историей мыслей.

Нет причины. Вопрос возникает в силу загипнотизированности историей мыслей.

Но просто непонятно почему цельность гипнотизируется и должна задавать себе вопросы.

Она не должна задавать себе вопросы, нет необходимости ни для чего. Это просто игра жизни, возникающая таким способом. Все это космическое развлечение.

В истории мыслей есть поиск смысла и поиск выхода из всего этого – несмотря на то, что когда это выглядит простой историей возникающей здесь и сейчас распространение ее в прошлое и будущее существует только в мыслях, тогда серьезность покидает поиск единства. Есть только простое регистрирование присутствующего здесь и сейчас содержания осознания. Это все что когда-либо случалось. Это уже присутствие, уже единство.

Есть загипнотизированность, отождествление с историей мыслей, но нет никого, кто был бы загипнотизирован. «Я» является только видимой частью того, что случается. Все случается совершенно спонтанно и само собой. Нет ничего что «вы» делаете. Это не предписание для единства – это описание его .

Вы являетесь просто туристом в этой игре.

Тогда все вопросы игнорируют единство и прыгают в отождествление?

Нет никакого «прыжка в отождествление». Отождествление это видимость в игре, регистрируемая в осознании – фильме, появляющемся на экране.

Тогда отождествление появляется и через него можно видеть насквозь?

Да .

Мне очень нравится ваша аналогия многомерного экрана. Я представлял себе плоский экран – как в кинотеатре – и, до этого момента, эта аналогия ничего мне не давала.

Да, так как этот фильм проигрывается на и внутри экрана. Вот еще одна хорошая аналогия – все это является телом единого, а все человеческие персонажи это маленькие клетки, движущиеся внутри этого тела. Они являются просто точками зрения. Единство наблюдает само себя через каждую из этих клеточек, внутри себя и как себя.

* * *

Итак, есть это тело-ум и мысли возникают – например, «Я голоден» - и мозг реагирует на мысль.

Нет, все еще проще. Нет причины и следствия. Есть игра образов, регистрируемая в настоящий момент. Тело появляется, одновременно с ощущением голода, и одновременно с мыслью «Я голоден».

Тогда что регистрирует ?

Ничто регистрирует всё. Это регистрирование или ничто и является тем, на что указывает понятие «осознание».

«Я» мысль является частью содержания, частью того, что регистрируется. Ничто регистрирует .

Можем ли мы попытаться понять это с помощью ума?

Ума не существует. Термин «ум» используется довольно запутывающим образом для обозначения появления и исчезновения мыслей здесь и сейчас в осознании, и таким образом кажущегося потока мыслей. Этот кажущийся поток мыслей – когда видится объективно как одиночные образы, появляющиеся и исчезающие – не является проблемой, но когда помечается как «ум», предполагается введение действительной сущности. Это фантом. Нет мысли, которая может что-либо понимать. Мысли это просто инертные образы – облачка с надписями.

Откуда они появляются ?

Трудность конечно в том, что ум сдвигает эти мысли вместе во временную последовательность и таким образом раскручивает свою собственную историю, так ведь? Это так происходит ?

Ума нет . Ум и есть последовательность мыслей, так что нет ума как некой сущности, которая могла бы делать что-нибудь с мыслями или раскручивать историю. Кажущаяся последовательность мыслей и есть история .

То есть мысли сплетают нечто – по другому говоря?

Мысли в действительности ничего не делают. Это только образы, возникающие в последовательности, и такое проявление формирует историю.

И мы не знаем, откуда приходят мысли – это абсолютная тайна.

Да .

Так мы просто исчезаем в ничто! Но кто связывает мысли вместе?

Когда «Я» мысль – главная мысль – принимается, тогда последовательность возникающих мыслей, проявляясь, формирует длящуюся устойчивую сущность называемою «умом». Это как пропеллер: когда он неподвижен, он кажется двумя или тремя лопастями, но когда он вращается – в точности как кажущаяся последовательность мыслей – тогда он видится как непрерывный круг.

История .

Да. Это то, что мы называем «умом», но на самом деле ум не существует – он является простой последовательностью возникающих мыслей. История, формируемая умом, реальна не больше чем история сформированная последовательностью предложений связанных вместе в форме романа. Вовлеченность может быть и в роман, но только когда его берут и читают. Он может просто оставаться на полке.

Можете вы сказать также, что в действительности нет контроля над тем, имеется ли загипнотизированность или нет – она просто случается?

И кажущееся развитие – у вас нет контроля и над ним.

Да , есть просто развитие .

Тогда говорить что вы собираетесь что-либо делать и не делать...

И вы просто позволяете всему этому происходить?

«Вы» не позволяете всему этому происходить. Может быть «Я» разрушится, может быть нет.

Все это история мыслей – может быть она появляется в этой игре чтобы кажущаяся необходимость слышать это снова и снова проявлялась. Такова природа этих бесед. Это просто постоянное напоминание о нашей истинной природе, что уже есть пробужденность и единство (и ничего больше).

* * *

Имеете ли вы по прежнему ощущение существования в качестве отдельной личности?

Нет необходимости в каком-либо внезапном отбрасывании «Я», но можно видеть сквозь «Я». Возможно есть больше памяти о нашей истинной природе и меньше ощущения что находишься «внутри» тела; больше ощущения тела как просто возникающего здесь вместе со всем остальным и являющегося в качестве центра восприятия или видения – как в нашей аналогии с клетками «тела Единого». Когда история мыслей возникает одновременно с этим появлением тела, сквозь которое [появление] мы все видим, тогда раскрывается свобода и напряжение уходит.

Если Натан описывает конкретно, чем является жизнь этого персонажа здесь, тогда в игре появляется нечто поддерживающее продолжающуюся загипнотизированность историей мыслей – возможно сравнивая жизнь Натана с «моей» жизнью... Натан, может быть, имеет то, что «Я» не имею, и поэтому «Я» нуждаюсь в пробуждении и так далее.

Но Натан это просто один образ, появляющийся среди других. Это все – проявление Единства, в этих образах, и это просто случается так, что образ Натана, кажется, имеет проявленную в этой игре функцию указания на то, что нет никакого просветления, что есть только и уже просветленность.

Хорошо, когда мы фокусируемся на персонаже Натане – что была некая точка, в которой персонаж Натан что-то реализовал или изменился каким-то образом – тогда уже есть вовлечение в историю мыслей, в проекцию в прошлое. И это появляется, чтобы поддержать историю мыслей, принятие «Я», и эта идея, что «Я» осознает или реализует то, что Натан осознал. Это способ, которым история мыслей поддерживается в этой игре .

Бытие: окончательный итог.

Натан Джилл.


Текст заимствован с ресурса http://netineti.ru


1 Описание

Единость или Бытие, хотя оно неделимо, можно описать как два аспекта: осознание и проявленное в данный момент содержание осознания.

Содержание осознания это все эти разнообразные образы, которые появляются [в осознании]: визуальные образы, ощущения, звуки, мысли, чувства и так далее. Все эти образы появляются в настоящий момент в осознании, но образы-мысли появляются, чтобы предложить дополнительное измерение, способность кажущегося отвлечения от присутствия к истории "меня" как индивида, особенной сущности расположенной в пространстве и времени.

История "меня" опирается на мысли. Но так как мысли это только часть целой картины, то когда история появляется в реальности, появляется и сопровождающее ее чувство недостатка, нехватки. Поиск целостности это история попытки заполнить это ощущение нехватки.

Поиск целостности проявляется миллиардами способов, один из которых это поиск просветления. Он также неизбежно фокусируется на личной истории, частичном психологическом взгляде на реальность, и, следовательно, он не может завершиться длительным чувством удовлетворения.

Как только игра жизни перестает рассматриваться с психологической точки зрения – с точки зрения «моей» истории – так сразу появляется безличностная, нефрагментированная картина свободная от малейшего чувства недостатка.

Всё является насколько можно ожидать таким же как и прежде, но без искаженного видения, делающего всё «моим».


Так что можно сделать, чтобы отвлечь внимание от личной истории?

Ничего нельзя сделать, потому что в действительности нет никакой сущности, которая могла бы сделать что-нибудь. Личная история является тем, что создает впечатление о ком-то, кто совершает действия, принимает решения, делает выбор, и так далее, тогда как в действительности этот некто, или «я», просто комментарий, возникающий рядом с тем, что появляется.

Когда комментарий отсутствует или видится именно как таковой, тогда достаточно очевидно, что всё случается или проявляется целиком само по себе. Никто ничего не делает.

Но кто видит это как комментарий?

Все образы появляются или регистрируются в осознанности. Нет никого, никакого входа, чтобы видеть это. Всё это просто случается в Бытии. Комментарий производит как следствие персонализацию аспекта осознанности Бытия, создавая впечатление кого-то, когда на самом деле никого нет.

Это может быть очень разочаровывающим слышать, что ничего не может быть сделано, когда здесь всё ещё есть чувство кого-то, кто может сделать что-нибудь.

Да, когда бы ни присутствовало это отождествление с кем-то, всегда будет присутствовать соответствующее чувство беспокойства или неудовлетворённости, нужда в заполнении ощущения недостатка. Может быть, поиск заполнения этого ощущения недостатка примет форму выполнения различных практик, таких как самоисследование или медитация, или, может быть, просто слушание описания всего этого достаточно, чтобы увидеть этот поиск в его истинном свете.

В моменты, когда есть понимание этого, приходит настоящее чувство облегчения.

Понимание, несомненно, может вызвать глубокое чувство облегчения. Но понимание (в том смысле, каком я использую это слово) это всё ещё нечто неотъемлемое от истории «меня».

Но не может ли понимание также вывести за пределы истории, к просветлению?

Если история видится как история, тогда никакое понимание или что-либо ещё не требуется чтобы «вывести за её пределы».

Тогда видеть сквозь историю, или исчезновение истории – это и будет просветлением?

«Просветление» является важным только с точки зрения «меня». Только истории «меня» требуется просветление. Ваша истинная природа это Бытие, и Бытие это уже всё, что есть (даже когда есть кажущееся незнание этого), и ему не требуется что-либо ещё.

Тогда даже кажущееся незнание Вашей истинной природы это всё ещё выражение Вашей истинной природы?

Любое незнание и все истории о преодолении незнания являются совершенным выражением Бытия. Невозможно избежать Бытия. Насколько это трудно – быть ? Это всегда этот случай, независимо от того, что появляется.

Различные учителя предписывают методы и техники, которые, кажется, приносят результаты.

Да, и точно также они часто не приносят результаты. Это интересная история, не так ли?

Тогда всё это просто происходит так, как оно происходит? Учитель предписывает технику, и ученик практикует технику, и какой-нибудь результат происходит или нет – и это не могло бы происходить иначе?

В точности так. Всё происходит целиком само по себе, потому что в действительности нет никого, кто делал бы что-нибудь. «Я» это часть того, что происходит, а не причина ничего из этого.

Всё может происходить само по себе, и всё же часто кажется, что есть «я» строящее планы, принимающее решения, совершающее действия.

Это мысленный комментарий, который классифицирует то, что появляется, как сделанное кем-то.

Но нет ничего неправильного в этом, это не является чем-то, что должно уйти для того, чтобы что-то ещё, называемое просветлением могло произойти. Если есть отождествление, тогда это есть то, что происходит, что появляется как реальность. Если это отождествление видится насквозь, тогда это то, что происходит. В любом случае это Бытие, какой бы ни была конфигурация явлений.

Внезапное тотальное отпадение отождествления любого рода также может произойти, несомненно.

Да, это может случиться в середине истории.

Но отождествление может вернуться?

Может быть, но любые приходы и уходы это просто игра жизни. Насколько Ваша природа как Бытие обеспокоена, настолько отсутствие или присутствие личного «я» несущественно. Бытие просто есть , и все эти явления и происшествия могут просто быть описаны как космическое развлечение. В действительности, ничего никогда не происходило.

2 Попробуй не быть!

Интересно, как вы видите цель этой беседы?

Я не вижу никакой цели. Комната появляется вместе с людьми в ней. Разговор происходит, он проявляется в форме описания. Может быть, с некоторыми персонажами происходит что-то расслабляющее в процессе слушания этого описания, может быть нет. Это в действительности не имеет значения, потому что всё это просто происходит в Бытии, есть Бытие. Цель или смысл появляется в истории личности, и если это то, что происходит, тогда это также хорошо.

Может быть, вы видели, как человек вращает факел и создает огненный круг. В реальности такого круга нет, только когда факел вращается с большой скоростью, издалека он создает видимость круга. Увидев его с близкого расстояния, вы поймете, что быстро движущийся факел, что огненный круг - это только обман зрения. Подобным образом, если мы пойдем внутрь и пристально посмотрим, то найдем, что «я» абсолютно ложно. В точности как быстро вращаемый факел создает иллюзию огненного круга, быстро движущееся сознание создает иллюзию «я». Это научная истина, и ее нужно понять.
Может быть, ты не замечал, но все иллюзии в жизни создаются вещами, вращающимися с большой скоростью. Стена кажется очень твердой, камень у тебя под ногами кажется явственно твердым, но ученые говорят, что нет такой вещи, как твердый камень. Сейчас это хорошо известный факт: чем ближе ученые наблюдают материю, тем более она исчезает. Пока ученый находился на расстоянии от материи, он верил в нее. В основном это были те ученые, которые заявляли, что истинна лишь материя, но теперь тот же самый ученый говорит, что никакой материи нет. Ученые говорят, что быстрое движение электрических частиц создает иллюзию плотности. Плотности как таковой нигде нет.
Например, когда электрический вентилятор движется с большой скоростью, мы не можем увидеть, что вращаются три лопасти; человек на самом деле не может сосчитать, сколько вращается лопастей. А если он движется еще быстрее, то кажется, что крутится круглый лист металла. Его можно заставить крутиться так быстро, что даже если бы ты сел на него, то не почувствовал бы промежутков между лопастями; ты бы чувствовал, что сидишь на целом куске металла.
Частицы в материи движутся с такой же скоростью, а частицы - это не материя, это быстро движущаяся электрическая энергия. Материя кажется плотной из-за быстро движущихся электрических частиц. Вся материя - это продукт быстро движущейся энергии, - хотя она и кажется существующей, на самом деле она не существует. Подобным образом, энергия сознания движется так быстро, что из-за этого создается иллюзия «я».
В этом мире есть два вида иллюзий: первый -иллюзия материи и второй - иллюзия «я», эго. Оба явления в своей основе ложны, но человек осознает, что они не существуют, лишь подходя к ним очень близко. Когда наука приближается к материи, материя исчезает; когда религия приближается к «я», «я» исчезает. Религия обнаружила, что «я» не существует, а наука обнаружила, что материя не существует. Чем ближе мы подходим, тем более избавляемся от иллюзий. (С) Ошо