Откуда берутся комплексы. Откуда берутся женские комплексы

История народной медицины сохранила легенды о чудесном исцелении безнадежно больных лекарственными растениями и умельцами-врачевателями. Большой интерес к использованию фитотерапии в лечебной практике в наше время получил как среди врачей, так и среди народа. Существует мнение, что есть некая тайна - магия, которая помогает мудрецам-врачевателям выбирать истинный путь к исцелению. Нам кажется, это путь знания, точной методики сбора, хранения, приготовления и употребления лечебных средств на основании фитотерапии.

На нашем сайте Вы найдете всё о лекарственных растениях. Приведены: подробное ботаническое описание, фото, полезные свойства и применение трав, а также распространение, выращивание и химический состав растений. Даются латинские и народные названия растений. Перечислены рекомендации по выбору места и времени сбора лекарственных трав, их высушивания и хранения, особенностям и правильной технологией приготовления лекарственных форм, что необходимо для достижения максимального терапевтического эффекта.

Даже в наше время, когда развита фармакология (наука о лекарственных веществах и их действии на организм) и фармацевтическая промышленность (массовое стандартизованное, высокопроизводительное промышленное производство лекарственных средств), использование лекарственных трав остаётся актуальным.
Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. В некоторых случаях будут предпочтительны другие методы лечения. Почему траволечение остаётся актуальным и многие люди интересуются им. Потому, что оно оказывает мягкое воздействие на организм с гораздо меньшим количеством побочных эффектов или их отсутствием. А ещё потому, что человек и растения являются частью единой Природы.

Сайт знакомит не только со способами лечения заболеваний, принятых в европейской и отечественной народной медицине, но также приводит рецепты, применяемые при тех же заболеваниях так называемой восточной медициной, в которой обобщены и собраны воедино знания, накопленные арабской, иранской, китайской, египетской, индийской и более поздней тибетской медициной. Приводятся очень полезные и интересные сведения об основных древних медицинских школах разных эпох и направлений, которые необходимы для осмысленного, дифференцированного подхода к методам лечения заболеваний, используемых народной медициной. Помимо траволечения, предлагаются схемы комбинированного использования лечебных растений и мумие.

Комплекс неполноценности есть у каждого. Вопрос в том, что с ним делать. Как правило, мужчины небольшого роста честолюбивы - они хотят быть заметными. Девочку в школе дразнили за высокий рост и худобу - теперь она зарабатывает деньги своей внешностью, доказав всем, и себе в первую очередь, что красива. Застенчивый до обморока мальчик становится известным журналистом, особо прославившись умением общаться с самыми капризными знаменитостями.

Слабый, но умный

По теории Альфреда Адлера, основоположника индивидуальной психологии, комплекс неполноценности является движущей силой развития личности. Мы все стараемся либо развить ту черту, которой нам не хватает, либо компенсировать недостаток другими способностями. Самый типичный пример - физически слабый ребенок упорными тренировками добивается больших успехов в спорте. Но ничуть не хуже компенсировать физические недостатки острым интеллектом: пусть слабый, зато умный.

Существует и порочный путь, так называемая псевдокомпенсация - шантаж окружающих своими болезнями, чтобы вызывать сочувствие и получить поблажки. Точно так же взрослый, спасаясь от внутренних страхов, или занимается социальной работой, опекая бедных и больных, или входит в криминальную группировку, заставляя кого-то бояться еще больше, чем он сам. То есть на способ компенсации влияет обстановка, в которой воспитывается человек, а самое главное - семья.

Идеальный папа - тоже плохо

Мы рождаемся совершенно беспомощными и сразу попадаем в мир взрослых, которые кажутся нам всемогущими. Ну как не закомплексовать рядом с папой, который умеет забивать гвозди и свободно говорит по-английски! Поэтому пятилетний сын сначала бурно радуется, когда папа попадает молотком себе по пальцу, а уж потом жалеет. Он совсем не жестокое чудовище, просто ему приятно убедиться, что и папа далек от совершенства.

Из этих же соображений мальчик прячет от всезнающего папы английский словарь с картинками из диснеевских мультфильмов - хватит с этого папы, он и так много знает. Ребенку вовсе не нужны идеальные родители. Рядом с умным, умелым, но несовершенным папой и ему, маленькому, находится место. Мудрый отец всегда найдет то дело, которое у сына получается лучше, чем у него, будь это изображение солнышка с зубами - «какое нестандартное видение мира!» - или забитый в «папины» ворота гол.

Иногда приходится наблюдать картинку: мама или папа на пляже увлеченно строят песчаные крепости вместе с ребенком четырех-пяти лет. Созерцая эту красоту, малыш мрачнеет на глазах, потом тихонечко пинает шедевр ногой, потом разрушает с пронзительным ревом под возмущенные крики родителя: «Как тебе не стыдно, сломал такую замечательную крепость!» Потому и сломал, что замечательная и ему ни за что такую не построить.

Очень трудно перенести, когда рядом у кого-то все получается лучше, чем у тебя. Но родители хотя бы дают шанс, точнее показывают перспективу: «Вот вырастешь и тоже всему научишься». А как быть, если рядом старший брат или сестра, более сильные и умелые? Характер ребенка в большой степени зависит от того, каким по счету он родился.

Дорогой, любимый, единственный

Единственный ребенок легко признает авторитет родителей, старается соответствовать их требованиям и честолюбивым мечтам. Ему достается вся любовь и внимание, он никогда не переживает, в отличие от старшего в большой семье, драму «падения с пьедестала». Ему неведомы болезненная ревность к младшим и внутрисемейная конкуренция - он заведомо самый лучший. Вырастая, он так же легко подчиняется законам общества, как и родительским требованиям, и наделен большими амбициями - еще бы, единственная надежда семьи. Он, как правило, лучше обеспечен, чем ребенок из многодетной семьи. Он уверен в себе, настроен на успех, а мир воспринимает вполне доброжелательно.

Плохо ситуация складывается тогда, когда все взрослые в семье конкурируют в борьбе за внимание единственного ребенка, отказываясь от своих собственных интересов и все подчиняя только его потребностям - так можно вырастить эгоиста, манипулирующего людьми в личных интересах.

Первый во всем

По честолюбию и амбициозности старший ребенок в семье практически не уступает единственному. Американцы давно заметили, что подавляющее большинство президентов - или единственные, или старшие сыновья. Но если единственный ребенок действует под девизом: «Если не я, то кто же?..», жизненное кредо старшего скорее: «Я вам всем докажу!..»

Он болезненно воспринимает рождение младшего. Двухлетний малыш сосредоточенно выталкивает из коляски годовалую сестренку, посмевшую занять его место. Пятилетний - накрывает подушкой, чтобы «не кричала так громко». Чем больше рождается младших, тем дальше он отодвигается от родителей. Многие мамы так и говорят: «Как только у нее родился братик, мы начали считать ее взрослой». А «взрослой» - всего четыре годика.

Старший стремится сохранить главенствующее положение любой ценой. Он прекрасно учится, берет на себя решение взрослых проблем, например зарабатывает деньги для семьи. А если ему не удается сохранить первенство, кидается в другую крайность - бросает школу и учебу, отравляет жизнь родителям скверным поведением и хамством.

Ни рыба ни мясо

Средний в семье - фигура незаметная. Ему все дается труднее из-за присутствия умного и сильного старшего и обожаемого младшего. Мало того, что родители командуют, так еще и старший туда же. «А ведь он такой же, как и я», - думает средний, и вся его жизнь - сплошной протест против диктатуры старшего брата, против мамы, которая «всех любит больше его», и папы, который все умеет лучше.

Если старший - надежда семьи, а младший - любимец, то средний - «неизвестно кто», скрывающийся в чужой тени. Поэтому кроме бунтарского поведения он может отличаться и незаурядными дипломатическими способностями. Ведь ему приходится постоянно лавировать среди чужих интересов.

Самый маленький

У младшего всегда особое место в семье. Шансов вырасти избалованным эгоистом у него намного больше, чем у единственного ребенка. Надежды семьи обычно возлагаются на старшего, а младшего просто любят. Он все получает не потому, что он лучший, а потому, что младший. «Дай ему игрушку, он маленький и плачет», - постоянно слышится от родителей. Поэтому он быстро усваивает, что надо притвориться несчастным, поныть - и все получишь, от карманных денег до машины.

У младшего легко вырабатывается особый стиль жизни: можно абсолютно ничего не делать. Одного поцеловать, другому пожаловаться и жить припеваючи. Из младшего без труда формируется домашний тиран со вспышками агрессии и умением манипулировать чем и кем угодно: «Мама, у меня болит голова, я не могу делать уроки». Или сестре: «Дай два лата на кино. А чего это ты вчера в час ночи пришла? Конечно, я никому не скажу».

Единственного ребенка от «псевдокомпенсации» спасает семейный груз надежд: он, как ни крутись, обязан постоянно доказывать родителям, что заслужил их любовь, вот и приходится то ли учиться, то ли спортом заниматься, то ли папе помогать. Трагичное положение младшего складывается, если он «случайный» ребенок. От родителей слышишь: «Не хотели, но так вышло, аборт было поздно делать». Уже есть старшие - любимые, и рассчитывать, что со временем к нему проникнутся особо теплыми чувствами, нельзя. Скорее всего будут просто терпеть, предоставляя возможность чувствовать себя бесконечно одиноким среди множества близких людей.

Бледная копия

Несовершенство ребенка - залог самой возможности развития. Но на этом пути не должны стеной стоять «безупречные» родители. Наверное, каждый из нас знает семью, где есть известный, признанный в обществе отец - доктор или ученый, - а рядом с ним бледная тень в виде сына, беспомощного, ни на что не способного, навсегда подавленного совершенством папы. Из этих же соображений не рекомендуется называть ребенка именем отца или матери, чтобы «не втягивать» в бессмысленное соревнование.

Естественно, что мы сразу спросили про самые распространенные комплексы у современных людей, но Александр Николаевич предпочитает не употреблять этого слова. Эти термины ничего людям не объясняют, а только пугают и заставляют мыслить шаблонами, считает специалист. По его мнению, весь спектр человеческих переживаний и, как следствие, поступков держится на трех базовых чувствах: покоя, тревоги и ужаса.

Александр Филиппов

- Почему именно чувства покоя, тревоги и ужаса вы считаете ключевыми в жизни человека?

Они первые, с чем приходится сталкиваться в жизни. В утробе матери человек испытывает безграничное чувство покоя. Когда начинаются схватки, появляется тревога, ну а в момент появления на свет младенец испытывает ужас: из привычной среды он внезапно выброшен в неизведанный мир. Затем вновь наступает чувство покоя. Ребенок оказывается рядом с матерью, которая готова обеспечить ему максимальный комфорт. Теперь эта волна из троицы «покой – тревога – ужас» будет сопровождать человека всю жизнь. Новая тревога начнет нарастать у человека где-то к 1 году. И связано это будет с тем, что взрослые вдруг начнут требовать от него соблюдения некоторых гигиенических правил: например, в его жизни появится горшок. Малыш привык, что раньше его хвалили, а когда он справлял нужду, а теперь недовольны и заставляют ходить на горшок. Потом появится чувство ужаса, а когда этап освоения горшка закончится – опять наступит покой.

Эта троица из чувств обеспечит человеку дальнейшее развитие, ведь интеллект рождается именно на чувстве тревоги, когда личность пытается принимать решения, объясняя себе суть происходящего вокруг.

Чувства тревоги, ужаса и при успешном стечении обстоятельств покоя будут преследовать нас при поступлении в школу, в институт или армию, при смене работы. В школе нас учат, что «горе от ума», а на самом деле, ум появляется от горя, то есть от этого ужаса. Ведь р азум – это прекрасный корабль, который качается на волнах ужаса и покоя. Эти волны определяют его грузоподъемность и выживаемость. При этом мы все стремимся к чувству покоя, поэтому не любим ничего нового.

Ну а где тогда происходит сбой, почему у человека появляется дискомфорт, комплексы?

Есть еще один очень важный в жизни человека отрезок – это период с 3 до 7 лет. К 7 годам человек, не без активной помощи родителей, может подойти с отрицательной схемой поведения. Произойдет это в том случае, если с 3 до 7 лет его беспрестанно одергивают, не умеют адекватно справится с его «хочу!». У личности развивается на долгие годы чувство вины, бессилия, страха. Именно в этом возрасте закладывается то, на какие оценки он будет учиться в школе, как его будут воспринимать во взрослой жизни окружающие. Когда ему тем или иным способом с 3 до 7 лет родители вдалбливали, что он плохой, человек может всеми силами начать доказывать, что он хороший – вот вам и синдром отличника. Или начнет реагировать на выпады родителей так: «Я плохой, ну и ладно!».

Этот возраст важен еще и тем, что в нем формируется сексуальная составляющая личности. Ребенок отождествляет себя с мамой или папой, внимательно следит за тем, как ведут себя родители друг с другом. Именно на этом этапе люди могут получить нетрадиционную сексуальную ориентацию. У девочек начнет складываться стереотип «все мужики козлы», у мальчиков – «все бабы дуры». Недоверие к противоположному полу спровоцирует проблемы с собственной семейной жизнью в будущем.

– Родителей не выбирают, поэтому то, что они в нас заложат, предотвратить мы не можем. Как изменить стереотипы собственного поведения во взрослой жизни?

Если хочешь поменять что-то в жизни, начинай менять свои чувства. Если вы всю жизнь жалуетесь, что государство плохое, обратите внимание, с каким чувством вы живете. Это чувство вины, то есть вы всех обвиняете. Оно неприятно, раздражает. Решите главный вопрос: нравится вам это чувство или нет. Если вам противно жить с ним, посмотрите вокруг. Вы увидите людей, которые ни на кого не жалуются и часто улыбаются. Начинайте их копировать, даже чисто внешне. Нужно надеть на лицо улыбку, сначала будет непривычно. А когда привыкните, вы себя не узнаете.

Если озабочены отношениями с мужем, найдите женщину, семью, которая нравится, и копируйте их.

Но эта схема действует только при одном условии: вам действительно не нравится жить так, как вы живете сейчас. Если это не так, человек найдет тысячу оправданий, чтобы ничего не менять. И в этом беда многих людей.

Как вести себя родителям ребенка от 0 до 7 лет, чтобы не взрастить в них кучу комплексов?

Сделайте так, чтобы ребенок копировал ваше поведение, если считаете, что оно в общем и целом приносит удовлетворение в жизни, помогает двигаться вперед. Либо найдите тех людей, чье поведение, на ваш взгляд, достойно копирования. К сожалению, из российской педагогики исключена функция копирования, а она очень важна. В природе медведица целый год носит своему детенышу рыбу, но в один прекрасный момент она съедает ее у него на глазах целиком и снова идет ловить. Она словно говорит: «Если хочешь есть, начинай делать, как я». Это величайший момент изменения судьбы своего ребенка.

Копирование - один из фундаментов, на котором построена природа. Из российской педагогигки функция копирования исключена

Чем больше в обществе людей, которые умеют одно и то же, тем государство сильнее. А если человек может что-то делать, как все и даже лучше, он от этого счастлив, чувствует себя на своем месте.

– Но как будет двигаться вперед общество, где развито только копирование? Коперник посмел сказать, что не Солнце вращается вокруг Земли. В итоге мы имеем развитую науку.

Если ты хочешь пойти против закона природы, высовываешься из толпы, придется испытать серьезный прессинг – никто не любит перемен, они нарушают чувство покоя. Но если за тобой в итоге захотят пойти, ты испытаешь настоящее человеческое счастье.

Комплексы – это стеснительность, страхи, преследующие человека на протяжении долгого времени. Каждому из нас приходилось сталкиваться с ними в жизни. Чаще всего они начинают появляться в школе, когда человек впервые осознанно сталкивается с социумом. В садике ребенок еще неосознанный, в этот период устоявшихся комплексов, практически, нет. Страхи, безусловно, присутствуют.

В детском саду

Помню, когда меня начали водить в детский сад, мне было очень некомфортно и страшно. Мама не могла меня оторвать (в прямом смысле этого слова) от юбки. Я не плакала – я рыдала. Успокаивали всем садиком, даже заведующая на руках однажды носила.

Это продолжалось каждый день, я никак не могла привыкнуть. Мне не нравилось, что там были свои порядки. Меня заставляли есть, спать. Было очень некомфортно. Я воевала со всем этим режимом и порядком. Бывало, что мама приходила за мной, а я одетая, сидя на кровати, спала с заплаканным лицом. К концу дня был страх, что мама меня не заберет, что я останусь здесь жить. Садик, в итоге, мы оставили, не пробыв там и года.

В спортивной секции

Немного позже, в дошкольном возрасте, меня отдали в художественную гимнастику. Я еще не оторвалась от маминой юбки, поэтому страхи повторились, и я продолжала плакать и там. Это уже больше было похоже на комплекс, начавший формироваться в детском саду. Я уже понимала, что происходит, и иногда при этом испытывала стыд.

В школе

В школе, почему-то, все прошло, как с белых яблонь дым. Я стала смелая, самостоятельная и спокойная. Мне было все равно на мнение окружающих. Наверное, я переросла тот комплекс и напрочь забыла о его существовании. И, примерно, до 5 класса, я наслаждалась беззаботной жизнью.

У страха глаза велики

Я ничего не предпринимала до тех пор, пока этот комплекс не стал мне мешать жить и проявлять себя. Я стала взрослой, меня стали приглашать на дни рождения, свадьбы и прочие общественные мероприятия. Там, естественно, нужно было говорить тост. В эти моменты меня снова охватывало безумное волнение, которое я не могла скрывать. Из-за этого я чувствовала себя подавлено. Я видела тысячи глаз, которые пронизывали меня, когда я говорила, и вводили в ступор, конфуз, мне хотелось бежать.

Запятая была, я поставила точку

Здесь я решила поставить точку. Мне надоело жить в страхе и постоянно бежать от себя, от людей. Я стала читать много литературы по психологии, самоанализу. Стала работать над собой и своим поведением. Больше я не бежала от своего страха, а шла ему на встречу. Я стала ходить на все общественные мероприятия, старалась быть в центре внимания.

Было очень сложно. Я боролась, как могла, сквозь стыд, позор и унижение, которые испытывала в ответственные моменты. Даже пила успокоительные и антидепрессанты какое-то время, но они мне не помогали.

И, наконец, постепенно, помаленьку страх начал отступать. Чувствуя свою победу, я становилась все сильней и сильней. Я победила его. Больше подобных случаев не случалось. И сейчас я чувствую себя абсолютно свободной и расслабленной. Живу полной жизнью, радуясь каждому мгновению. На борьбу со своими комплексами я потратила почти 5 лет.

Вывод

Главное, что я извлекла из всей этой ситуации, это, то, что от комплексов нельзя бежать, нужно идти им навстречу. Людей не стоит бояться – с ними нужно быть откровенной и открытой, они в большинстве своем гуманны и добры, могут поддержать и помочь.

Не нужно закрываться со своими комплексами, стесняться их или относиться к ним серьезно. О них нужно рассказывать, высмеивать, спрашивать советы. Чем раньше и кардинальней возьметесь за них, тем быстрее одержите победу.

А какие комплексы испытывали или испытываете вы? И как вы с ними боретесь?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в