Проект «Светлая Пасха. Проект «Пасха — Светлое Христово Воскресение Творческий проект на тему пасха

«Праздник Светлой Пасхи».

Рябкова А. М.

Сургут 2016г.

Актуальность:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций

Тип проекта: образовательный, творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ, семьи воспитанников, дети средней группы.

Постановка проблемы:

Что мы знаем?

В Пасху красят яйца

Пекут куличи

Что хотим узнать?

Зачем и почему красят яйца и пекут куличи

Узнать произведения искусства, посвященные празднику Пасхи, в какие игры играют

Цель проекта:

Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней «Пасха. Светлое Христово Воскресенье».

Развивать интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

Развивать творческие умения необходимые в декоративно - прикладном искусстве.

Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Дети: участвуют в непосредственно образовательной и игровой (самостоятельной и совместной)деятельности.

Воспитатель: организует непосредственно образовательную деятельность, совместную продуктивную и самостоятельную деятельность детей, консультирование родителей.

Родители: оказывают помощь в подготовке материала для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Принципы реализации проекта

Проект разработан в соответствии с ФГОС ДО, в основе которого заложены следующие основные принципы :

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства).

3) уважение личности ребенка;

4) реализация проекта в формах, специфических для детей данного возраста.

Кроме того, при построении проекта учитывались принципы дошкольного образования, также отраженные в ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Значение проекта для всех его участников:

Дети: получают и закрепляют на практике полученные знания.

Воспитатель: продолжает осваивать метод проектирования.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми и воспитателем, подготавливают материал для обучения своих детей.

План реализации проекта

подготовительный

Подбор материалов (видео фильмы, наглядный материал, картины, открытки) совместно с родителями. Разработка НОД по теме. Планирование экскурсионных мероприятий совместно с родителями

основной

Чтение художественной литературы. Проведение НОД по теме. Беседа на тему «Что такое пасха?» Беседа на тему «Почему мы красим яйца?» Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички» Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца». Аппликация «Пасхальный кулич» Лепка из пластилина птичек. Просмотр мультфильмов на тему «Пасха». Оформление книги «Пасха», ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи, составление рассказов «Как моя семья отмечает Пасху». Оформление выставки детских работ. Проведение развлечения для детей с привлечением родителей.

Заключительный.

Подведение итогов.

http://www.infoniac.ru/news/Kak-krasit-yaica-na-Pashu.html

http://eliseyka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-pasxe/

http://palomnic.org/oh/poet/pasha/

«Библия для детей» – издательство «Паломникъ» 2007 г.

Ожидаемый результат:

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи. Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни, а так же получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи решены, дети провели окраску плоских яиц и украшение яиц методом декупажа, надеюсь, что дома с родителями повторили, то, что получили на занятии в рамках проекта.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 «Лесная сказка»

Проект разработан и реализован воспитателем группы «Березка» Зыряновой К.С. г. Новосибирск 2017

1. Введение

С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста» , «от сердца к сердцу» . Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. В преддверии православного праздника Пасха, было принято разработать и реализовать проект .

Актуальность

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все дошкольники имеют представления об этом празднике, не знают историю и традиции.

Необходимо знакомить детей с народными праздниками.

2. Тема: «Пасха- Светлое Христово Воскресенье» .

4. Участники: дети, родители и воспитатель.

5. Образовательные области: развитие речи, окружающий мир, художественно- эстетическое развитие, чтение литературы, социально- коммуникативное развитие,

6. Тип проекта: краткосрочный, групповой.

7. Социальные партнеры: воспитатель, дети, родители.

8. Срок реализации: 1 неделя.

Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к традициям народной культуры, вызвать интерес к православному празднику, развивать чувство патриотизма.

Задачи:

  • познакомить с праздником Пасхи, историей, традициями и обычаями;
  • развивать;
  • прививать любовь к традиционным праздникам;
  • воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

Формы работы:

  • словесные (беседы, рассуждения) ;
  • наглядные (иллюстрации, картинки, презентация, просмотр м/ф) ;
  • метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение) ;
  • практические (раскраски, поделки) .

Ожидаемы результаты:

  • у детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи;
  • познакомились со стихами, картинами, посвященными Пасхе
  • дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.;
  • дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
  • получают ответ на главный вопрос «Что такое Пасха?» .

Результат проекта: «Выставка творческих работ» .

Предварительная работа:

  • сбор литературы, информации и наглядности по теме;
  • работа с родителями по подготовке к проекту;
  • изготовление папки раскладушки;
  • изготовление альбома «Пасхальные яйца» ;

Подготовительный этап:

  • определение темы проекта;
  • формулировка цели и разбивка на веер задач;
  • составление плана основного этапа проекта;
  • опрос детей (приложение 1) ;

Родители: решение о принятии участия в проекте.

Дети: рассматривание картинок по теме.

Основной этап:

  • проведение совместной деятельности;
  • рассматривание альбома «Пасхальные яйца» ;
  • беседы по теме;
  • рассматривание картин;
  • раскраски по теме;
  • организация сюжетно- ролевой игры «Семья» .

Заключительный этап:

  • составление портфолио проекта;
  • организация выставки творческих работ;
  • презентация проекта.

Проект реализован полностью, цель достигнута: дети уяснили, что Пасха- традиционный православный праздник. Дети

проявили большой интерес к беседам о Пасхе, о традициях и истории,

все беседы сопровождались показом наглядностей, организована выставка, к которой проявили интерес и родители воспитанников и

охотно пополнили ее работами. В ходе работы были найдены ответы на многие детские вопросы, которые они задавали при постановке проблемы проекта («почему красят яйца? Почем говорят «Христос Воскрес?» ) . В работе был использован наглядный материал. Практическая значимость результатов заключается в том, что ребята познакомились с историей и традициями православного праздника, поиграли в игры. До детей были доведены знания о разновидности пасхальных яиц. Выходом из проекта стала выставка творческих работ детей и совместных работ родителей и детей.

Методическое сопровождение

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Уж верба вся пушистая…» Афанасий Фет

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

«Христос воскрес!» Константин Роше

Христос воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он – весь смиренье, весь – любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел – искупитель!

Христос воскрес! Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И за святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!

Христос воскрес! Он возвестил,

Что на земле все люди – братья,

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа «Православный праздник Пасха» .

Цель: Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Пасхи. Учить приветствовать друг друга в пасхальные дни традиционным народным приветствием «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину Воскрес!» . Формировать у детей понятия о милосердии, доброте. Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи, интерес к истории праздника, эстетические чувства.

Наступил самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения праздника, ее традициями.

В христианском календаре самый главный праздник – Пасха. Вообще Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. Было это очень-очень давно более 2 тысяч лет назад. В далекой южной стране Иудее жил Иисус Христос. Он ходил по стране с проповедью (рассказывал людям о Боге, учил людей любить друг друга и никого не обижать) , исцелял больных, помогал тем, кто страдает. Вместе с Ним ходили и его ученики. Они помогали Иисусу Христу во всех Его добрых делах. Но на свете, к сожалению, кроме добрых людей, немало и злых, жестоких. Этим людям не понравилось учение Иисуса Христа о любви и доброте, они завидовали Его успеху и славе. Злые люди не верили, что Иисус Христос сын Бога. Они схватили Его, мучили, а потом распяли на кресте. Иисус Христос, мог бы спастись от мучений, т.к. Он был сын Бога. Но Он страдал на Кресте за всех людей, т.к. знал, что этим спасет тех людей, кто верит в Него и живет по заповедям Божьим. Поэтому мы еще называем Иисуса Христа Спасителем и часто обращаемся к Нему: «Господи, Спаси и сохрани нас» . Когда сын Божий умер на Кресте, наступила ночь посреди дня, померкло солнце и стало темно, по всей земле и было великое землетрясение, завеса в храме разорвалась надвое. Даже злые люди, увидев эти знамения, сказали: «Воистину это был Сын Божий» . Ученики похоронили тело Иисуса Христа в гробнице (пещере) и привалили вход большим тяжелым камнем (так было принято хоронить в этой стране) . Рано утром в воскресенье к гробу Христа пришли женщины – Мария Магдалина, Иоанна, Саломия, которые повсюду следовали за Спасителем, и увидели, что камень отвален от гроба, а в гробнице нет тела Иисуса Христа. Они очень испугались, но вдруг увидели Ангела в белых, светлых одеждах. (В память об этом мы одеваем в этот праздник светлые одежды) . Ангел сказал им: «Что вы ищите живого среди мертвых? Иисус Христос воскрес» . Иисус Христос еще 40 дней ходил по земле, встречался со своими учениками и заповедал им рассказать о своем учении всему миру. Вот что случилось в Риме, куда пришли ученики Иисуса Христа, рассказать о Его Воскресении.

Не все люди поверили, что Иисус Христос мог воскреснуть. Одна из Его учениц – Мария Магдалина, проповедуя учение Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию. В те времена было принято приходить к императору с подарком. У Марии Магдалины ничего не было, кроме яйца, поэтому она протянула императору яйцо и сказала: «Христос Воскрес» . Император сказал: «Этого не может быть! Я поверю в это только тогда, когда это белое яйцо станет красным!» И вдруг белое яйцо у него на глазах превратилось в красное. Тогда император воскликнул: «Воистину Воскрес!»

С тех пор все христиане в этот день приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес» и отвечают … («Воистину Воскрес» ) , а еще красят яйца в красный цвет и дарят их друг другу в воспоминание об этом чуде. С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки» , яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки» . А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки» .

В этот день в Православных храмах звонят колокола, люди идут вокруг церкви крестным ходом, несут зажженные свечи, иконы, а подойдя к закрытым дверям Храма, как когда-то ученики Иисуса Христа к Гробу Господа поют славословие празднику. А рано утром после ночной службы, священник освящает продукты. Люди поздравляют друг друга, дарят пасхальные яйца и еще троекратно целовались Христосовались.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Знают все, на Пасху мы,

Светить ходим куличи.

А еще красим его,

Символ Пасхи ведь...

Какого цвета облачение

На светлый праздник Воскресения?

Какого цвета свечи в ряд

На Пасху весело горят?

Вместо Здравствуй!»

Мы в дни Пасхи

Говорим: «Христос Воскрес!»

Нам в ответ с добром и лаской

Воистину Воскрес!

В этот день порядок в доме,

Дружно весь народ наводит,

Убирают и стирают,

Все от хлама очищают!

Ванну принимают с пеной,

Что за день такой в недели?

Чистый четверг

Изюмчатые, пышные,

С глазурью белоснежной,

Они не будут лишние,

Съедят их безмятежно.

Они бывают в праздник,

От радости кричи,

Вкуснейшие, прекрасные,

Когда её зажгут под образами -

Она заплачет тихими слезами.

Слеза её светла и горяча -

То белая пасхальная...

Красные, синие и расписные,

Их освящать мы приносим в корзине.

В играх пасхальных без них никуда.

Кроме того, это просто еда.

В этот день распяли Христа,

  • .. зовется она.

Страстная пятница

Такое не встретишь на улицах часто:

С хоругвями, с пением люди идут.

Зажженные свечи, лампады мерцают.

Скажите, как шествие это зовут?

Крестный ход

Кулич, пасха и яйцо,

Заготовлены давно.

А это значит, без сомнения,

Христова Воскресения

Жёлтый, красный, голубой,

Выбирай себе любой,

Открывай скорее краску,

Будем яйца красить в...

Праздник Пасхи на дворе,

Самый главный на земле.

Суетимся все с утра,

Ждут нас важные дела.

На столе стоят яички,

Свечка, пасха и водичка.

Догадались ли друзья,

Не хватает...

На столе кулич душистый,

Запах в доме добрый, чистый.

Взбудоражена земля,

Какой мы праздник ждем друзья?

Христово Воскресение, Пасху

Очень важный элемент -

Белое яйцо,

Проведя эксперимент,

Красят все его.

Для чего и почему,

Знают все прекрасно,

Потому что тихим шагом

К нам приходит...

Душа ликует молча,

Не требуя награды,

И люди все сегодня

Улыбчивы, нарядны.

Кто носится с конфеткой,

А кто-то и с яйцом,

Какой сегодня праздник

Заходит в каждый дом?

В светлый праздник Воскресения,

На столе ждут угощения.

Разговляемся друзья,

Пасха в гости к нам пришла.

Принесла с собой добро,

Божий свет и волшебство.

Всем известно нам давно

Символ праздника...

В яркий красим цвет яички,

Радостью сияют личики.

Стоят в духовке куличи,

Праздник светлый в гости жди.

Нет, не капельки сомнения,

Христово Воскресения

Битва двух гигантов,

Красивая забава,

Гиганты разноцветные,

Наверное, и крепкие.

И бьются до конца,

Победа всем нужна,

Они не заграничные

«яичные»

Друг друга поздравляют,

И всем не надоест

Сегодня говорить -

Христос Воскрес

Угощение на столе,

И конечно, во главе

Пышный и румяный

Кулич пасхальный

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образовательная область: Художественное творчество. Лепка.

Задачи:

  1. Развивать воображение, интерес к процессу и результату лепки.
  2. Продолжать учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки. Развивать творчество, самостоятельность.
  3. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его по поделке.

Материал: пластилин, стека, клеенка, дощечка для пластилина, влажная тряпочка, картон.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети проходят, садятся на стульчики.

Воспитатель: Кто знает, какой религиозный праздник скоро будем праздновать?.

Дети: Пасха.

2. Рассказ воспитателя.

Рассказ воспитателя: На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи внесли в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие - основа духовной жизни русской нации. Смысл слова «Пасха» не очень ясен, праздник не привязан к определенному числу и даже месяцу, и существовал еще до Рождества Христова. Святая Пасха празднуется торжественным образом во всех христианских странах. В ряду знаменательных праздников пасху можно без преувеличения назвать торжеством торжеств, к тому же длящихся целую неделю! Однако подготовка к Пасхе начинается и продолжается всю Страстную неделю. К концу недели – в Великий четверг – самым тщательным образом моют и украшают дом. Потом обязательно нужно вымыться и самим. Не зря этот день в народе прозвали «чистым четвергом» . В пятницу готовят угощение, ставят куличи, а в Великую субботу красят яйца. На Пасху принято одаривать всех знакомых и родственников. И хотя одаривать ближних можно всем, чем угодно, все-таки предпочтение отдается яйцами в любом виде. Искусство декоративного оформления яйца красивым орнаментом относят к языческому культу прославления солнца и весеннего пробуждения весны. Яйцо - символ возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания солнца, как источника жизни на Земле.

Послушайте стихотворение Плещеева:

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря гладит уже с небес

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближайший лес

Христос. Воскрес! Христос. Воскрес!

Вот наступает Светлое воскресенье - главный православный праздник года.

Праздников праздник и торжества из торжеств. Удивительный праздник! Кому то еще в детстве он запомнится расписными яйцами, кому – то полуночным Крестным ходом, кому-то похожими на заклинание словами: «Христос. Воскрес! - Воистину Воскрес!»

Физкультминутка.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним открыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки, (движения выполняются в соответствии с текстом.) .

3. Основная часть. Лепка яиц и украшение их.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать своими руками праздничные яйца.

Воспитатель приглашает детей пройти к рабочему месту.

Сегодня яйца мы с вами будем делать из картона, а украшать пластилином.

4. Рефлексия

Полюбуйтесь на ваши работы.

У кого получилась самое нарядное яйцо?

У кого самое аккуратное?

Какие вам нравятся больше всего?.

Молодцы!. Ваши работы мы поместим на нашу праздничную выставку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тема: «Пасхальная открытка для бабушки»

Цель: формирование желания у детей делать подарки своим близким, радовать своими поделками, создавать себе и окружающим людям хорошее настроение.

Задачи:

  1. Расширять представления о праздниках- Пасха, Вербное воскресенье.
  2. Развивать дизайнерские способности детей, используя при аппликации различные материалы.
  3. Воспитывать желание быть продолжателями традиций и обычаев. Воспитывать аккуратность и точность в работе;

Материалы и оборудование: зеленый картон, коричневая цветная бумага, разноцветные куски цветной бумаги, вата, ватные палочки, клей, ножницы.

Ход занятия

Звучит музыкальная запись колоколов «пасхальный перезвон» .

Воспитатель. Ребята, какой красивый перезвон, не правда ли? Знаете ли вы, в честь какого праздника звучит такая музыка? (ответы детей) .

Воспитатель. Правильно, это в честь праздника пасхи, который совсем скоро будут праздновать христиане. Пасха – всеми нами очень любимый праздник. Пасха – это весна, это осознание того, что в мире когда-то произошло огромное чудо! На пасху обычно пекут пасхальные куличи, красят яйца. Раньше яйца красили луковой шелухой, но теперь яйца можно встретить самых разных цветов и раскрасок. Сегодня мы с вами смастерим пасхальные открытки для бабушки. Занимайте скорее места за столами.

Сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Стол пасхальный накрываем, (разводим руками в стороны)

Веткой вербы украшаем. (пальцы «веером» )

Из печи несём куличики, (показ ладошками)

А от курочки - яички. (соединяем большой палец с остальными по очереди)

Дай нам, курочка, яичко простое,

Мы его распишем - будет золотое. (раскрашиваем в воздухе)

Воспитатель демонстрирует готовую открытку и поясняет порядок её изготовления. Дети приступают к работе.

Сначала берем цветные прямоугольники, подогнем уголки так, чтобы получились овалы. Изготавливаем несколько овалов- яиц.

Приклеиваем их на цветной картон, выбранный заранее, внизу.

Скажите, почему на пасхальных композициях, почти всегда изображают веточку вербы? (Ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите какие красивые веточки вербы, я принесла сегодня в группу.

Вербное воскресенье отмечается как великий праздник за 6 дней до пасхи. Это торжество Входа Господня в Иерусалим. Когда простой народ встречал Иисуса с торжественностью и почитанием. В знак любви люди приветствовали Христа ветками пальм. В Древней Руси им нашли замену в виде вербы.

Верба распускается раньше других деревьев и символизирует пробуждение природы, возрождение, приход весны.

В последнее воскресенье перед Пасхой в России всегда было принято освящать веточки вербы. Отсюда и название у православных христиан этого праздника – Вербное Воскресение. Еще вербу называли деревом Господнем. В народе считалось, что освященная верба очищает и отгоняет нечистую силу, наделяет людей здоровьем. Веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили весь год

Ветками вербы, принесенной из церкви, хлестали друг друга и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба хлест бьет до слез.

Верба синяя бьет не сильно,

Верба красная бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело

Верба хлест бьет до слез

Сейчас давайте наклеим веточки вербы. Сначала берем салфетку, скручиваем ее в виде веточки и приклеиваем на картон. К веточке приклеиваем пушистики, вырезанные из ватных дисков. Потом берем маленькие коричневые квадратики, сгибаем уголки к середине, эти ромбики приклеиваем к пушистикам. Это почки.

Воспитатель: Самый главный символ праздника- это окрашенное яйцо. Посмотрите, бывают крашеные яйца просто краской. Их называют – крашенки. А ещё яйца расписываются узорами. Эти яйца называют- писанки.

Потому что, когда художник рисует, то говорят он пишет картину или узор, поэтому и называют писанки. Кто хочет, оставьте наклеенные яйца просто цветными. Другие могут расписать их фломастерами и превратить в писанки..

Воспитатель: Ребята, а что делают с крашеными яйцами?

Дети: Дарят друг другу.

Воспитатель: Да обмениваются и стукаются, играют.

Русская народная игра «Катание яиц»

Свои работы вы заберете домой, подарите бабушке и обязательно расскажите ей об этих православных праздниках

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Сюжетно- ролевая игра «Семья» .

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.) .

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки) , предметы-заместители.

Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители» . Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.) , игровые атрибуты (передники, косынки) . После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома» , «К нам пришли гости» , «Я помогаю маме» , «Семейный праздник» и т. д.

Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Пасхальные игры

Игра «Найди зайца» . Такое развлечение можно организовать как на природе, так и в собственном доме. Нужно подготовить крашеных яиц, конфет, небольших плиток шоколада, шоколадных зайцев и спрятать их в помещении или дачном участке. Собрав всех детишек, попросите их обыскать сад и найти угощение.

Конкурс «Крутись, яйцо!» . Каждому ребенку раздается по яйцу. По команде «Крутись, яйцо!» дети одновременно начинают вращать пасхальный символ. Победителем конкурса оказывается тот участник, чье яйцо будет крутиться дольше всех. Его награждают сладким презентом.

Игра «Сдуй яичко» . Это одна из самых веселых детских игр на Пасху. Сырое яйцо нужно заранее проткнуть иголкой и освободить от содержимого. Разделив участников игры на две команды, каждую садят за стол друг напротив друга. Подготовленное яичко следует положить на середину стола. Одновременно участники игры начинают дуть на яйцо, стараясь сдуть его на противоположный конец стола. Побеждает так команда, которой удаться сдуть яичко со стола.

Народные игры на Пасху

При подготовке к празднику можно использовать русские народные игры на Пасху. Любимой забавой крестьянских детишек в селах были развлечения с крашеными яйцами. Так, например, особой популярностью не только у детворы, но и у взрослых, пользовалось катание яиц. Использовался наклонный деревянный лоток или горка. Снизу участники веселья должны были расставлять свои яйца полукругом или в произвольном порядке. У каждого ребенка было только одно «ядро» , которое в порядке очереди скатывают по лотку с целью сбить яйцо соперника с места. Если это удавалось, кидающий забирал сбитый трофей и продолжал игру. В случае неудачи играющего замещал другой игрок. Победителем считался ребенок, набравший большее количество яиц.

Кроме того, в российских семьях играли, да и сейчас забавляются битьем крашеных яиц. Каждый участник выбирал себе яйцо. Зажимая его таким образом, чтобы торчали острые концы яйца, дети били их друг о дружку. Если яйцо билось, подставлялся его тупой конец. В случае битья скорлупы, победитель забирал трофей на съеденье.

Христианские игры на Пасху для детей

Если в вашей семье придерживаются воспитания по христианским традициям, проведите викторину на пасхальную тему. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них. За каждый ответ засчитываются баллы. Победителем объявляется игрок, ответивший на большее количество вопросов. Его награждают памятным призом.

Примеры вопросов:

  1. Назовите пасхальное приветствие? (Христос воскрес!)
  2. Назовите день недели, на который Иисус Христос воскрес. (воскресение)
  3. На какой день после своей смерти Христос воскрес? (на третий)
  4. Назовите имя первого свидетеля воскресения Иисуса Христа? (Мария Магдалена)
  5. Что произошло с камнем, который закрывал гробницу Христа? (он был отодвинут)
  6. Объясните происхождение выражения «Фома Неверующий» . (Фомой звали ученика Христа, который, увидав Его, не поверил в воскрешение, пока не вложил свои руки в Его руки)
  7. Какое время Иисус пребывал на земле после своего воскрешения? (сорок дней)
  8. Для чего Иисус Христос умер и воскрес? (для избавления людей от грехов и вечного осуждения Бога)

Кроме того, для детей можно провести веселую эстафету. Участников нужно победить на две группы и выдать каждой по 1 столовой ложке, на которую выкладывают яйцо. По команде ведущего игрок от каждой группы должен добежать с ложкой в зубах до назначенного места, вернуться и передать ложку следующему игроку, не уронив яйцо. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первой. В случае падения яйца игрок на 30 секунд прекращает эстафету.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Опыты для детей с яйцами

Опыт для детей с яйцом и уксусом

Мы взяли куриное яйцо и поместили его в банку с 9% уксусом. Яйцо тут же стало покрываться пузырьками газа. Все дело в том, что яичная скорлупа содержит карбонат кальция, который при взаимодействии с кислотой растворяется с выделением углекислого газа. Процесс происходит достаточно интенсивно, и через некоторое время над жидкостью образуется пышная пена из пузырьков СО2.

Яйцо в уксусе оставили на 2 суток. Спустя это время, скорлупа полностью растворилась и яйцо покрывала только тонкая внутренняя пленка. При этом оно несколько увеличилось в размерах (на фото это видно в сравнении с обычным яйцом) .

Несмотря на то, что наше подопытное яйцо лишилось своей крепкой защиты, оно стало мягким, но при этом упругим. На фото видно, как мы его сжимали с разных сторон, продавливали. Еще яйцо стало прыгучим. Конечно, на фотографии запечатлеть такое не удалось, но при бросании мягкого яйца на тарелку оно подпрыгивало как резиновый мячик. Вдоволь наигравшись, мы приступили к следующим экспериментам.

Опыт для детей «Хождение по яйцам»

Предыдущего опыта нам показалось мало, и я предложила детям постоять на лотке с яйцами. Дети были озадачены таким предложением, но все же постояли и убедились в силе яичной скорлупы.

Что важно в этом эксперименте? Чтобы лоток с яйцами был крепкий, и яйца стояли ровно. Потому что давление яиц на стопу имеет достаточно сильный массажный эффект и при резких движениях яйца можем раздавить.

Опыт для детей «Сырые и вареные яйца»

  • вареные яйца хорошо вращаются, если их попробовать покрутить;
  • сырые яйца, как не пытайся их вращать, не крутятся. Яйцо останавливается, не сделав и одного поворота.

Это обусловлено тем, что вареное яйцо в физическом смысле представляет собой единое твердое тело, и вращая его, мы передаем энергию вращения всему телу, где она равномерно распределяется - яйцо крутится. Сырое же яйцо - твердое только снаружи, а внутри жидкое. Вот и получается, что мы по сути пытаемся вращать скорлупу, а внутренняя жидкая часть при этом «остается на месте» и гасит вращательные движения.

Опыт «Яйцо и соль»

Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.

Вам понадобятся:

  • Поваренная соль
  • Высокий стакан.

Инструкция:

  1. Половину стакана наполняем водой.
  2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек) .
  3. Мешаем.
  4. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.

Объяснение

Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Яйцо в бутылке. Простые опыты для детей и их секреты.

Это многим хорошо известный, классический опыт, которому уже более ста лет. Тем не менее, мы приводим его здесь, т.к. он очень зрелищный, и его легко можно провести в домашних условиях.

Вам потребуются:

Сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера

Стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком

Полоска бумаги

Спички или зажигалка

Растительное масло

Обращаем ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки.

План работы:

  1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.
  2. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!
  3. После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.
  4. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

Объяснение опыта:

Горящая бумага нагревает воздух в бутылке, от чего молекулы воздуха приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

Надежда Соколова
Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи»

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи »

Праздник Пасхе- светлый , чистый. День, когда Христос воскрес…

Радость солнышком лучистым

Улыбается с небес. (И. Дарнина)

Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых. Это тот праздник , когда за столом собираются много людей. Родственники, друзья, дети дарят друг другу подарки : маленькие, красиво украшенные писанки, крашеные отварные, декоративные яйца, а также пасхальные сувениры : птички, свечи, зайчики, веночки, корзинки и т. п.

Именно Пасха считается большим семейным праздником , к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Так давайте подготовимся к нему как следует! Поэтому, готовиться к Пасхе нужно заранее . Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют , чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками. Затем вместе с малышом можно подумать, чем лучше порадовать ваших близких в этот день, какие приготовить подарки. Конечно, самый традиционный подарок на Пасху – крашеное яичко . «Дорого яичко ко Христову дню» , – подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к празднику .

Также важно творчески подойти к встрече Пасхи . Тут возможны различные варианты работы, которую могут провести как родители, так и воспитатели детских садов.

Актуальность.

Как рассказать ребенку о Пасхе ? Церковные праздники – тема деликатная . Есть семьи истинно верующие, но ведь существуют и атеисты! Хотя последние тоже зачастую едят крашеные яйца и куличи. Просто так, по сложившейся традиции.

К самым ненавязчивым способом знакомства малыша с историей Пасхи будет чтение Детской библии или просмотр фильмов на эту тему . Конечно, скорее всего, ребенок воспримет все это как сказку. Ничего страшного. Подрастет, поймет и сделает свой выбор. пусть малыш примет непосредственное участие в подготовке к празднику . Ему доставит огромную радость самостоятельно разрисовать яйцо или украсить кулич. Именно время подготовки можно использовать для собственного рассказа о Пасхе , чтения стихов, посвященных Светлому Воскресенью .

Объясните малышу, что яйцо олицетворяет начало новой жизни, а кулич напоминает о присутствии Бога (или высшей силы) рядом с человеком. В Пасху принято дарить подарки, отправлять родным и друзьям пасхальные открытки . Никто не должен быть одиноким в этот праздник !

Вашей целью должно быть воспитание в ребёнке добра, чуткости и милосердия ко всем окружающим.

Проблема :

Пасха – праздник для детей чудесный и в то же время не очень понятный! Дети задают много вопросов, но как на них ответить правильно и доступно? Как рассказать детям об истории праздника , его традициях и символах, о развлечениях в праздник Пасхи ? И часто возникает некое сомнение, стоит ли рассказывать детям о христианских праздниках , как воспримут такую информацию родители? Ведь есть семьи, которые считают, что такая информация необязательна для ребёнка.

Тип проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации : краткосрочный-2 недели.

Участники проекта : Дети 4-5 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Цель проекта : Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции .

Задачи :

праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

праздником .

компетенции

Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха .

Задачи :

Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

Развивать интерес к культуре предков.

Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником .

Развивать коммуникативные и информационные компетенции : сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Активизировать совместное детско- взрослое общение.

Формы реализации проекта .

Занятия.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей.

1 этап организационно-подготовительный

Цель : определение основных направлений реализации проекта , подборка программно-методического обеспечения.

Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта ;

Анкетирование родителей;

Оформление уголка для родителей по православному празднику Пасха .

Подбор наглядно-дидактического материала

. – рассматривание с детьми Детской Библии.

Подбор необходимой литературы.

2 этап - рефлексивно-диагностический

Цель : выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта .

Реализация плана проекта с детьми , родителями, педагогами;

. –Беседа с детьми на тему «О Пасхе »

Проведение подвижных пасхальных игр : «Кто найдёт больше яиц?» , «Катание яиц с горки» , «Чьё яйцо дольше прокрутиться» , «Бой яйцами» , «Докати до игрушки» , «Солнечные зайчики» .

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Изготовление аппликации - открыток к Пасхе .

Консультация для родителей «Какие игры можно играть с ребёнком на Пасху

Консультация для родителей «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции ».

Рассматривание пасхальных картинок .

Составление рассказа с детьми «Как мы праздновали Пасху » .

.Конструирование :- изготовление цыплёнка из киндер-яйца, подставки для яйца «Петушок» , пасхального кролика .

3 этап – Практический, (непосредственное проведение праздника пасхи ) .

Проводится выставка рисунков, сувениров, сделанных детьми и их родителями.

Подведение итогов проектной деятельности ;

Представление материалов проекта на педсовете ;

Материально-техническое оснащение :

Методическая литература.

Мультимедийное оборудование.

Костюмы к сказке.

-Пасхальные картинки .

Цветной картон, цветная бумага,ножницы,фломастеры, гуашь,кисти, клей, ячейки для яиц, киндер-яйца, втулки от туалетной бумаги.

Интернет-ресурсы.

Литература 1. Князева О. Л. Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. П. б. Детство-Пресс. 2010г.

2 «.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

3. «Ребёнок в детском саду» 1.2007г. стр. 74. «Со Светлой Пасхой » .

4. «Ребёнок в детском саду» 2. 2007г. стр. 47. «Писанки для Алёнки»

5. «Детская библия» Институт перевода библии. 1996г.

Гуренко Жанна

проект представляет собой текстовый материал о православном празднике Пасхи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» филиал в с. Крутец

Пасха

обучающаяся 5 класса

Руководитель: Ненахова Наталья Ивановна,

Учитель ОРКиСЭ

2016 год

Введение………………………………………………………………………...3

Цель, задачи, предмет изучения, гипотеза, способы и методы изучения….……………………………………………………………………..3

Глава 1. История празднования Пасхи

1. Предыстория Пасхи…………………………………………………………4

2.С какими событиями связан праздник Пасхи..………………...…..………4

3.Когда Пасху стали отмечать как христианский праздник………………..5

4.Значение Пасхи………………………………………………………………5

Глава 2. Что предшествует празднику Пасхи

1.Пост в жизни верующих. ……………………………………………………5

2. Страстная неделя……………………………………………………............5

Глава 3. Праздник Пасхи ………………………..…………............................6

1.Пасха - семейный праздник…………………………………………………6

2.Символы Пасхи………………………………………………………………7

3.Пасха в устном народном творчестве…………………………………… 10

Заключение ……..………………………………………………………..… 10

Литература …..….…………………………………………………….……. .11

Звон в рассвете неумолкаемый.

В солнце и звоне утро.

Пасха красная. (И.Шмелёв)

Введение

Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. К нему христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад. Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В этот день наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая и неверующих,- радость встречи с родными и друзьями за особым праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда.

Цель проекта: познакомиться с историей праздника Пасхи, традициями празднования его в России, символами Пасхи в зарубежных странах.

Задачи: 1. По разным источникам узнать об истории праздника Пасхи.

2. Проанализировать и выбрать нужную информацию и представить её в виде презентации.

Предмет изучения: христианский праздник Пасхи.

Гипотеза: мы предполагаем, что в основе праздника Пасхи лежат очень важные для христианского мира события, повлиявшие в дальнейшем на распространение христианской религии.

Способы и методы изучения: изучение и анализ разных источников литературы.

Сердца свободны от страстей...
Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!
Христос воскрес!

Жизнь Христа не закончилась Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово “Пасха” еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. Евреи называли этот праздник «Песах». В христианской церкви слово “Пасха” получило особый смысл и стало обозначать “прехождение от смерти к жизни”.

Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн - ученик Христа - пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, а гроб пуст, на камне же сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел сказал: “Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал”. Со страхом и радостью поспешили пришедшие возвестить всех об увиденном.

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и, воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут. Для христиан это означает, что как Христос не остался у смерти в плену, так и все люди. Однажды Бог всех вернёт к жизни.

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

(слайд 5)

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время

особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная

неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освящение пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье . (слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” - “Воистину Воскресе!”. Совершается Крестный ход вокруг церкви.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа. (слайд 7)

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются. (слайд 8 )

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасху, яйца. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи. (слайд 9)

А следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, православные ходят друг к другу в гости, затевают всякие развлечения.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич – “праздничный” вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них. (слайд 10)

Пасха символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, её возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах, напоминающих олимпийские, в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования . Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные венки – символ всепобеждающей жизни на Земле . (Слайд 17)

А вот загадка.Что такое: красное катается – всему миру чудо оповещает?(пасхальное яйцо). (слайд 18)

На Пасху яйца красят чаще всего в красный цвет? Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: “Христос воскресе!” На это Тиберий ответил: “Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным”. И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: “Воистину воскресе”. Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят и в разные цвета и дарят со словами “Христос Воскресе!”

В ответ следует сказать “Воистину Воскресе!” и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему.

Верующие обмениваются пасхальными яйцами.

Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времён к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – “писанки” и “крашенки”.

“Крашенки” - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

“Писанки” - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов . (слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости, а также помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –это игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, «крутись яйцо» и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику: помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

1.Дорого яичко ко Христову дню.

2.Чужая ласка - сироте Пасха.

3.Христово Воскресенье всем на веселье!

4.Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.

5.После масленицы великий пост, а за страстной - Пасха.

6.И дитя знает, что Христов день.

Вот ещё один обычай, над которым следует задуматься. Во все следующее за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. На Пасху даже русские государи посещали тюрьмы, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос Воскрес!», наделяли одеждой, деньгами, пищей.

Заключение: Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. «Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». (Святой Григорий Богослов)

Вывод: Значение Пасхи для христиан огромно. Может быть, именно сегодня, в наше переломное время особенно необходимо посещение бедных, больных, стариков, которых надобно угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и теперь будет в чести этот милосердный обычай.

Источники

1.А.В. Кураев. Основы православной культуры (Москва «Просвещение» 2012)

2. http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon416.htm?id=416

4.С.А.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе (Москва «Центр гуманитарной литературы» 2005)

5.А.В.Белов. Когда звонят колокола (Москва Просвещение 1988)

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный 18.04.2016 - 22.04.2016.

Участники: дети старшей общеразвивающей группы, воспитатели.

Образовательные области интегрированные: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

Актуальность: Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах. Мы решили познакомить детей с народными праздниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

Цели проекта: приобщения, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

Задачи: познакомить детей с традициями празднования Пасхи; развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща, поиск информации, прививать интерес к православной культуре; показать возможность творческой деятельности на практике; воспитывать интерес к народному искусству.

Обеспечение: иллюстрированный материал, пособия, атрибуты; литературный материал, народный фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т. п.)

Предполагаемый результат: пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины; любви к родному краю; формирование чувств национального достоинства, расширение кругозора детей; знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.

Продукт проектной деятельности: выставки рисунков, поделок, работ по аппликации.

Презентация проекта: оформление выставки.

Основные этапы реализации проекта:

Подготовительный: обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта; подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности; составление плана работы.

Основной: беседа «Праздник ПАСХИ - светлый праздник»; Образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром) «Пасхальные радости»; Образовательная деятельность (художественное творчество) «Яичко к празднику».

Совместная деятельность детей и воспитателя.

1. Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)

2. Игры-забавы «Найди яйцо», «Катание яиц», "Шапка", "Поиск яиц с завязанными глазами".

3. Познавательное развитие. Беседа о Великом празднике Пасха.

О том, чем и как украшали пасхальные яйца на Руси (писанка, крашенка, малеванка).

4. Сказка "Пасхальное яйцо"

5. Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »

6. Эксперименты с куриным яйцом.

7. Аппликация. «Поздравительная пасхальная открытка»

8. Коллективная работа «Корзина с пасхальными яйцами»

9. Составление рассказов «Как мы дома готовимся праздновать Пасху»

10. Раскрашивание «Пасхальное яйцо» , рисовании гуашью.

11. Консультация «Пасхальные традиции и их значение для семьи»

12. Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как рассказать ребенку о ПАСХЕ"

Самостоятельная деятельность детей

1. Рассматривание иллюстраций о ПАСХЕ.

2. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд) .

Заключительный этап:

1. Оформление выставки «Пасхальные творения»

2. Проведение итогов проектной деятельности (печать опыта работы).

Беседа «Праздник ПАСХИ - светлый праздник».

Цель: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Задачи:

Предложить детям выполнить аппликацию пасхального яйца.

Актуальность этого конспекта в том, что впечатления детства глубоки неизгладимы в памяти. Народная культура является действенным средством познавательного нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям.

Словарная работа: святая пасха, пост «христосоваться» обряд, крашенки, писанки.

Демонстрационный материал : иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона, музыка, писанные яйца.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» (Дети старшей группы)

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес,

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Воспитатель. Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви. Ликует природа, все вокруг расцветает и цветет.

В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течении всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Музыкальные слайды «Христос Воскрес» (песня)

В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес! »- «Воистину воскрес! » Это называется «христосоваться». Все накрывают праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца.

Воспитатель. - Ребята, а вы знаете почему красят яйца?

Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни.

Слайды о традициях в пасхальную неделю

Давайте с вами поиграем в игру «Катание яиц с горки».

Как мы уже говорили ранее, орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.

Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.

Раскрашенные яйца, по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.

Вот я вам предлагаю выполнить аппликацию «Корзина с пасхальными яйцами» и украсить ею наш пасхальный уголок, и пусть эта аппликация будет нашим оберегом.

Сказка "Пасхальное яйцо"

Жили-были дед и баба. Жили они очень одиноко и бедно. Детей у них не было.
А из живности была у них одна курица. Только цыплят дед с бабой не разу не видели, а курица как снесет яичко, оно пропадает. И вот наступило время Светлой Христовой Пасхи! А дед загоревал. Курица наша ни как нам яиц не дает.
Дед:
Хорошо у нас, хозяйка,
Только как не поворчать –
Ни куличика, ни пасхи…
Как же праздник нам встречать?
Баба:
Праздник мы встречаем в храме,
А не дома за столом.
Нас с тобой Бог не оставит,
Не грусти, старик, о том.

А дед не успокоился, решил за курицей понаблюдать.
Увидел, что курица снесла яйцо, и оно куда-то покатилось..
Быстро-быстро катилось яйцо, дед за ним не поспевал и совсем отстал..
Яйцо оказалось не простое!, кричит ему «- Не грусти старик!!!, я яичко не простое, а пасхальное! Богу молись, и все наладится!»

Покатилось яичко по лесам по долам и поет песенку (любуясь красотой природы, цветами, небом, деревьями):
Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?
Знаете дети?
Ну конечно, это Бог.
Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно,
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.
Вот за что и почему благодарны мы Ему.
Чтоб Его не огорчать,
Душу надо освящать,
Зла не делать никому
И послушным быть Ему.

Катилось, катилось яйцо, а на встречу
Белочка:
- Ты куда яичко торопишься?

Яйцо:
Я иду за добрым делом! хочешь со мной?
Белочка:
Поедем, а я еще и гостинцы возьму….
Я – Белочка - умелочка.
Мой небогат подарочек,
но бедность – не порок.

Изюма да орехов несу я кузовок.

Пошли они вдвоем.

А на встречу им кошка:
-Мяу-мяу вы куда, погулять, что ль с вами?
Белка и яичко:
- Не гуляем мы сестра, и не прохлаждаемся..
А спешим в пасху туда, где сильно в нас нуждаются!
Кошка:
- Мяу, пасха?!, Мур-мур, мяу..
У меня есть творог, молоко, и еще сметанка,..
возьмите меня с собой, может я вам пригожусь!
И своими запасами поделюсь,мяу..

И пошли они втроем.

Идут они идут, через реку, по полям, по лесам и по долам.
Смотрят путники, теремок стоит посреди леса.(3 тропинки ведут)
Постучались…
-Чей домик-теремок, кто в домике живет?

Мышка-норушка к ним вышла. (Кошка на мышку набросилась)
Мышка:
- Ой, спасите, кошка, кошка! (прячется за домик)

А здесь живет девочка Настенька.
Очень хорошая девочка, добрая, но живет она одна!
Кошка:

Не пугайся, меня, крошка!
Не обидит тебя кошка.
В гости к Насте я пришла
И сметанки принесла.
Пропусти меня скорей
К милой Настеньке моей!

А яичко говорит:
-В святую ночь нельзя вам враждовать!!!
Кошка:
-Да, конечно, будем мы друзьями.

Мышка:
- конечно, будем друзьями! (выходит из-за угла дома)
А я – Мышка-Норушка.
Я для милой Настеньки принесла муки,
Будут у нее теперь блины и пирожки.
В зимушку голодную она меня спасла –
Крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.

Зашли гости в домик – теремок.
И Настеньке рассказали про старика и старуху.
И что грустно им живется, сиротливо.
Настенька:
- С удовольствием схожу я к ним в гости и поздравлю с праздником праздников, с торжеством из торжеств - ПАСХОЙ ХРИСТОВОЙ!!!

Взяла Настенька яичек в подарок деду и бабе.(помочь)
Мышка собрала мешочек с мукой.

Кошка котомку с творогом, молоком и сметаной.
Белочка свои припасы: орешки, изюм.
А яичко показывало им дорогу..

И пошли они со всеми дарами к деду и бабе.
Куличи да пасхи печь,
и яички красить.
Пасху красную встречать
В храме Бога прославлять!

Поют все вместе:
-Отчего так засияло нынче солнышко с небес?
Пасха светлая настала, Мы поем: Христос воскрес!
В храме праздничные лица, И звонят колокола.
Станем радостью делиться - Пасха светлая пришла!!!

Стали вместе поживать, добра наживать, и друг - другу помогать!!!
Поют все вместе:
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича.
и Настенька:
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И меня целует, мама
Говорит: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!!!

Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »

Раскрашивание «Пасхальное яйцо» (рисовании гуашью).

Цель: развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

Активизировать и расширять словарный запас детей,

Предложить детям расписать деревянные макеты пасхальных яиц.

Демонстрационный материал : иллюстрации пасхальных атрибутов, образцы писанных яиц.

Рассказывает воспитатель с актуализацией знаний детей.

Легенда

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами «Христос воскрес! », и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа мы и красим яйца.

Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)

У каждого цвета было свое значение:

Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Выполнение практической работы детьми.

А мы вам предлагаем сегодня использовать для росписи наших макетов пасхальных яиц – краски гуашь.

Подведение итогов.

Дополнение выставки выполненными работами.



Игры-забавы в пасхальные дни.

Пасха - красивый праздник, но, к сожалению, большинство современных семей ограничиваются только крашением яиц. А ведь столько интересных игр и забав было на Руси. Давайте вспоминать.

Самые распространенные в Пасхальную неделю были игры с яйцами. Их били, катали по земле, прятали и искали, на них гадали, а в азартных играх их ставили на кон. В некоторых регионах, пасхальные игры с яйцами были чисто женским развлечением, в других же регионах - яйца катали только настоящие мужчины, но в большинстве деревень с яйцами играли всей деревней.

«Катание яиц».

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц (”Каточки”).
Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры - попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.
Секреты игры. Успех в игре определяется умением правильно рассчитать траекторию движения яйца. Опытные игроки имели для выкатывания по 3-4 разных яйца: круглое, вытянутое или с острым концом. Круглое яйцо катилось прямо, с острым концом заворачивало в сторону острого конца и т. д.
В домашних условиях такую горку можно сделать из куска шифера или картона, можете попробовать из картонных рулончиков туалетной бумаги.

“Найди яйцо”.

Один из игроков, пока другие отвернулись, прячет яйца в заранее подготовленные кучки песка или соломы или опилок. Иногда используются шапки. Игроки по очереди (очередь определяет жребий) пытаются отгадать и отрыть яйца из кучек или достать из под шапок, причем в одной кучке может быть сразу несколько яиц, а в другой одно или вообще ничего. У кого оказывалось после игры больше яиц - тот и выиграл. Очень часто в эту игру играли битыми яйцами, то есть уже отыгравшими в других играх яйцами.
“Угадывание яиц”.

Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.
“Поиск яиц с завязанными глазами”.

Один игрок на расстоянии 10-20 шагов кладет яйцо на поле. Другой, предварительно определив расстояние и количество шагов до яйца, с завязанными глазами должен до него дойти. Когда нужное расстояние пройдено, повязка или шапка с глаз снимается, и игрок должен дотянуться до яйца (ложиться на землю запрещается). Если игрок дотягивается, яйцо - его, если нет - игрок отдает свое.

Битьё пасхальными яйцами «Яйца бить».

Играть можно как парами, так и целыми группами. Обычно бились обоими концами яйца. Есть несколько хитростей в этой простой игре, а именно как выбрать такое яйцо, которое бы выигрывало, то есть сразу не разбивалось. Можно постучать им по зубам: если звук глухой и скорлупа мягкая, то яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же оно при ударе «звучит», то это значит, что скорлупа окостенела и яйцо при ударе лопнет. Старались также найти яйцо, у которого на остром конце образовался своеобразный наплыв, утолщавший скорлупу. Некоторые игроки яйца варили в крепком соляном растворе, чтобы усилить прочность.
Правила игры: Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики, игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю.

Эксперименты с куриным яйцом.

«Яйцо в бутылке»

Это многим хорошо известный, классический опыт, которому уже более ста лет. Тем не менее, мы приводим его здесь, т.к. он очень зрелищный, и его легко можно провести в домашних условиях.
Вам потребуются:
- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера
- стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком
- полоска бумаги
- спички или зажигалка
- растительное масло
Обращаем ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки.
План работы:
1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.
2. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!
3. После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.
4. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

Объяснение опыта:
Горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, от чего они приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

Тонет или нет?

Материалы и оборудование:

  • Литровая банка
  • Сырое куриное яйцо
  • Поваренная соль

Теория :

Все, наверное, знают, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше. Это прекрасно видно на примере яйца. Сырое куриное яйцо тяжелее обычной пресной воды. Оно в ней будет тонуть.

Но когда мы в раствор добавим соль, вода станет тяжелее, и яйцо станет легче жидкости, находящейся в банке - оно всплывет. Когда же мы добавим в банку еще пресной воды, то раствор станет не таким концентрированным, его плотность уменьшится, и яйцо снова утонет.

Ход эксперимента:

Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.

Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает!

А теперь налейте в стакан пресной воды и потихоньку добавляйте в банку с яйцом. Вы увидите, как оно сначала начнет погружаться в воду, а потом и совсем утонет.