Чистильщики обуви. Профессия: чистильщик обуви

Чистка обуви на улице в начале XX века.

Чистильщик обуви - профессия, представители которой оказывают прохожим услуги по чистке обуви (обычно гуталином). Процесс очистки практически всегда выполняется на улице и с помощью специального стенда. В странах Запада чистильщиков обуви часто называли «обувными чистильщиками-мальчиками» (англ. shoe shine boy ), поскольку выполнением этой работы часто (хотя и не исключительно) занимались дети и подростки мужского пола .

Как профессия уличная очистка обуви за деньги появилась в XVIII веке, поскольку гуталин не имел широкого коммерческого распространения вплоть до начала XX века . К тому же улицы городов еще не были свободны от грязи, поэтому даже начищенные дома туфли теряли красивый внешний вид после нескольких минут пешей ходьбы по улице. На помощь как раз и приходили чистильщики, которые чаще всего работали у заведений с большой посещаемостью, где был важен внешний вид. Масштабы деятельности чистильщиков обуви достигли наибольшего размаха в конце XIX века на улицах британских и американских городов. В развитых странах Запада в настоящее время эта профессия уже практически исчезла, встречаясь в основном как «аттракцион» для туристов на ярмарочных мероприятиях. Одним из немногих людей в Европе, зарабатывающих профессиональной уличной чисткой обуви себе на жизнь, является житель Франкфурта Томас Ганик, деятельность которого привлекала крупные немецкие СМИ .

С другой стороны, во многих странах Азии и Латинской Америки такая форма деятельности продолжает существовать до сих пор; ныне она особенно широко распространена в Афганистане, где этим занимаются после школы многие сироты и дети из бедных семей , иногда зарабатывая порядка 1 фунта стерлингов в день. В Индии эта профессия также достаточно распространена, причём в этой стране существует даже профсоюз чистильщиков обуви, а на осуществление такой деятельности требуется получить специальную лицензию . Вместе с тем в Индии имеет массовое распространение и нелегальная чистка обуви детьми, занимающимися этим по принуждению и получающими до 10 рупий с одного клиента; правительство страны подвергается критике за игнорирование проблемы подобной формы подневольного детского труда .

Многие деятели, ставшие впоследствии известными в тех или иных областях, в течение какого-то периода в отрочестве работали чистильщиками обуви, из-за чего эта профессия стала как минимум в США важным культурным стереотипом, нашедшим отражение в различных произведениях искусства и массовой культуре .

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.

Уличные чистильщики обуви, предлагающие прохожим свои услуги, исчезли на Западе и в России. В столице услуги чистильщиков обуви пользуются колоссальным спросом. И ничего не доказать. Вообще-то это было в «Гасиенде»1. Бутблекер - чистильщик обуви. Профессия, представители которой оказывают прохожим услуги по чистке обуви (обычно гуталином). Свечники, ткачи, чистильщики обуви - список можно долго продолжать.

В развитых странах Запада в настоящее время эта профессия уже практически исчезла, встречаясь в основном как «аттракцион» для туристов на ярмарочных мероприятиях. Однако в Китае все еще можно встретить представителей данной профессии.

Профессия: чистильщик обуви. О сияющих ботинках от первого лица

В Гуанчжоу она переехала со своей семьей лет 10 назад. Ее муж работает плотником, сын также трудоустроен, поэтому ее работа чистильщицей обуви не является необходимым условием их выживания. Для чистки обуви она последовательно использует три разных тряпки и две разных щетки. После чего она натирает обувь бесцветным воском, а потом уже и кремом.

В Китае почти каждый может позволить себе золотые украшения, однако, это не означает, что человек богат», - говорит она и придирчиво осматривает обувь следующего клиента. Разумеется, работает закон больших чисел - где-то сохранились представители этой профессии, но смысл в них скорее декоративный. Теперь перенесёмся в Париж 2015-го. Первые в очереди на выбывание. Потому что есть радары, есть камеры, есть гироскопы и есть навигационные системы.

Исчезнувшие профессии

Эта профессия своим появлением обязана эксперименту, который в 1970-х годах провели два американских ученых в Гватемале. Это может показаться странным, но я действительно очень люблю чистить обувь, даже разговариваю с ней, когда работаю, — улыбается Константин.

Да и я сам был кадетом, учился в академии МВД, потом служил в армии. Так что «пунктик» держать обувь в отличном состоянии вполне оправдан. Сначала с обуви убирают пыль, затем моют специальным шампунем, используют лосьон-пропитку и крем. Мастер работает двумя щетками одновременно, — рассказывает Константин. Я считаю, что рабочие профессии тоже важны и нужны. Главное — это стараться делать свою работу, и тогда вам будет нечего стыдиться.

С понедельника по пятницу белые воротнички в Гуанчжоу топчут ботинками широкие тротуары центрального делового района. Ли дежурит на улице каждый день с 7:30 утра и до 6 вечера. Жарким летом и дождливой весной ее можно встретить на своем «рабочем месте». За один рабочий день, как правило, я зарабатываю 70 или 80 юаней. В иные дни я могу заработать и 120 юаней, но это, конечно, большая редкость.

Ли родилась в Чунцине. Гладкая кожа ботинок искрится в лучах полуденного солнца, когда Ли заканчивает свою работу. Я люблю свою работу, - продолжает она. - За что? Ну, прежде всего за гибкий график».

Правда в чае — ежедневный интернет-журнал о бизнесе с Китаем. Люди учатся, получают дипломы, работают… А потом оказываются на улице, потому что профессия, которой они зарабатывали деньги, перестала быть необходимой бизнесу. В этом материале мы попробуем разобраться, почему это происходит и как избежать обивания порогов работодателей. Современный мир существует в условиях рыночной экономики, когда труд оплачивается деньгами.

Как нетрудно догадаться, последних очень мало. Большинство профессий оплачиваются либо из государственного бюджета, либо из бюджета компании. Бизнес, как и государство, не содержит в себе благотворительной функции - это институт, основанный на эффективности, где расходы не должны превышать доходы. В 1760-х годах в Великобритании началась промышленная революция - переход от ручного труда к машинному. Тысячи людей громят автомобили, которые зарегистрированы в такси-сервисе Uber. Последний за счёт технологий выстроил систему, при которой каждый человек может работать таксистом.

Причина исчезновения профессий

Это подтверждает, что за прошедшие почти 300 лет в сознании людей ничего не изменилось - они недовольны, когда остаются без работы. Если вашу работу можно описать алгоритмом или скриптом, поздравляю - вы в очереди на выбывание. Второй мощный двигатель в сторону автоматизации - надёжность и качество. У хирурга может дрогнуть рука, у водителя, который поругался с женой - руль. Если от вашей работы зависят жизни людей - в очередь.

Это всё было о роботах - станках нового тысячелетия. Помните, как компьютер обыграл Гарри Каспарова в шахматах? Так вот, это был 1997 год. В шахматах количество возможных уникальных партий - 10 в 118 степени. Количество атомов в обозримой вселенной - 10 в 80 степени. А ещё и облачные вычисления набрали популярность - это значит, что я могу пользоваться услугами супер-компьютеров колоссальной мощности со своего смартфона.

Назад в настоящее

Видели, что в Калифорнии делают ребята из России с проектом Luka.ai? Видели, с какой скоростью апгрейды получает Siri и прочие ассистенты? Печально, но профессия автора тоже катится к чертям - уже сегодня перфоманс маркетинг больше напоминает управление вычислениями, чем олдскульный маркетинг. Первыми уйдут те ребята, которые не дружат с цифрами, и не умеют играть на новых крутых инструментах.

ПАМЯТЬ О РОДАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЯТНОЙ

Если судья симпатизирует подсудимому, то будет пытаться вынести решение в пользу последнего. Но вот в хирургии, где требуется идеальные движения и полная сфокусированность, людям делать нечего. Например, работа в условиях отсутствия данных. Но важнее и востребованнее всего те, кто все эти системы будет разрабатывать и проектировать. Сегодня стоит получить хотя бы базовые навыки в программировании. Это поможет в случае чего оставаться на плаву, это поможет быть в эпицентре прогресса, а не волочиться за ним по пыльной и безжизненной дороге.

Профессия чистильщика обуви, или бутблекера, была особенно популярна в 19 веке, но со временем в Европе и России встретить на улице мальчиков с щеткой и гуталином стало практически невозможно. Масштабы деятельности чистильщиков обуви достигли наибольшего размаха в конце XIX века на улицах британских и американских городов.

Бутблекер, автомат или сам себе чистильщик? Профессия чистильщика обуви (бутблекер), широко распространенная в XIX и в первой половине ХХ веков, сегодня исчезла совсем. В Афганистане, в Индии, в странах Латинской Америки еще можно встретить подростков, которые зарабатывают себе на жизнь чисткой обуви. Благодаря голливудским фильмам, образ мальчика-бутблекера, будущего «миллионера из трущоб», и образ элегантного джентльмена в отполированных до блеска ботинках превратились в культурный стереотип. В старинных городах Европы также можно встретить уличного чистильщика обуви, консервативный европеец получает удовольствие от самого процесса. Настоящий мастер за работой успеет рассказать о городских новостях, расскажет, как правильно чистить обувь, или помолчит, если клиент не настроен на беседу. Освежить обувь вне дома можно в автоматах для чистки обуви, которые установлены в торговых центрах, в гостиницах, в скоростных поездах. Специалисты не советуют часто пользоваться услугами машинной чистки: крем из автомата может не подойти для обуви, вероятно, используются синтетические щетки. Поскольку живых чистильщиков в городе почти не встретить, а при автоматической чистке не учитывается тип обуви, то этим делом лучше заняться самому.

Обувная косметика и набор щеток

Для качественного ухода за обувью в домашних условиях не обязательно иметь арсенал всевозможных щеток и гуталин, сваренный по секретному рецепту. Современная промышленность выпускает всевозможные щетки и обувную косметику в широком ассортименте, нужно только правильно выбрать. В домашнем комплекте инструментов и средств по уходу за обувью достаточно иметь:

  • Набор щеток (под цвет обуви), жесткая щетка для полировки (в идеале – из конского волоса), щетка-восьмерка для замши, зубная щетка;
  • Расправочная колодка
  • Мягкая тряпка, кусок бархатной ткани, спонж, губка;
  • Норковый жир, воск, водоотталкивающий спрей;
  • Эмульсионный крем для обуви (по колерному оттенку обуви);
  • Мыло, шампунь для обуви.

Купить кожаную обувь – полдела, важно уметь за ней ухаживать

Обувь из натуральной кожи относится к категории товаров дорогого сегмента и требует к себе бережного отношения. Только при условии правильного ухода дорогая кожаная обувь долго будет оставаться дорогим элементом гардероба. Небрежная носка и неправильный уход мгновенно отражаются на внешнем виде обуви. Чтобы избежать деформации, предупредить появление трещин и потускнение, необходимо знать, как правильно чистить обувь из кожи, и строго придерживаться правил. Обувь может быть изготовлена из разных видов кожи, каждому виду свойственны определенные качества:


Первым делом – подготовка обуви к чистке

Вспомнив, как старые чистильщики делают свою работу, можно понять, как правильно чистить обувь кремом. Во-первых, клиент не снимал обувь с ноги, мастеру легче чистить и полировать «упругий башмак». Во-вторых, не использовалась вода, грязь счищалась при помощи тряпицы. Сначала следует подготовить обувь: снять шнурки, вставить деревянные распорки или заполнить внутреннюю часть скомканной газетой. Мягкой тряпкой очистить обувь от грязи, при сильном загрязнении тряпку можно увлажнить; для очищения труднодоступных мест используется старая зубная щетка. Обувь должна просохнуть, после чего повторно протирается чистой тканью.

Чистка кремом

На обувь крем наносится круговыми движениями, тряпочкой втирается в кожу. При равномерном нанесении средства поверхность обуви приобретает матовость. Для лучшего проникновения крема в обувь следует дать ей десятиминутную «передышку». Щеткой из конского волоса производится полировка: движения щеткой должны быть резкими, по прямой линии, из стороны в сторону. При правильной полировке поверхность становится блестящей. Финишная полировка выполняется чуть влажной хлопчатобумажной салфеткой, обернутой на два пальца (указательный и средний). Плавными круговыми движениями нужно пройтись по всей поверхности, обратить внимание на боковые канты, декоративные строчки и элементы перфорации.

Гуталин – шик, блеск, красота!

Гуталин наносится на обрабатываемую поверхность после эмульсионного крема, восковая основа гуталина образует защитный слой на коже. Твердая консистенция воска выступает в качестве отличного средства для финишной полировки. У уважающего себя и свою профессию уличного чистильщика в рабочем ящике гуталин занимал самое почетное место. Высший пилотаж – гласаж получается, если он знает, как правильно чистить обувь гуталином. Воск нужно наносить в два-три слоя, твердая консистенция воска выступает в качестве отличного средства для финишной полировки. Тщательная полировка мягкой тканью с обработкой труднодоступных мест маленькой щеточкой и мыс ботинка приобретает зеркальный блеск (гласаж).

Не так «страшна» замша, как ее малюют

Многие желают купить красивую и удобную обувь из замши, но их пугает сложность ухода за этим видом кожи. Действительно, замша требует ответственного подхода и использования специальных средств. Если разобраться, как правильно чистить обувь из замши, то можно долго наслаждаться комфортом и статусным видом очень важного элемента гардероба. Вот нехитрые правила и рекомендации по уходу за «капризной» замшей:

  • Обладателям замшевой обуви необходимо понимать, что это скорее парадная обувь и что ее стоит носить только в сухую погоду.
  • Если новую обувь сразу обработать водоотталкивающим спреем, долгий срок службы и сохранение внешней привлекательности обеспечен.
  • Спрей необходимо распылять до легкого увлажнения замши, не касаясь руками поверхности, просушить обувь при комнатной температуре в течение 10-12 часов.
  • Деликатная замша не терпит чистки, при любом механическом воздействии сминается ворс и появляется эффект «облысения».
  • Последнее правило: носи замшу летом, а ухаживай зимой. Обувь окунается в сыпучий снег и быстро стряхивается, затем следует протереть фланелевой тряпочкой и сушится вдали от обогревательных приборов.

Реанимация для замшевой обуви

Если все-таки замшевая обувь потеряла привлекательность, то есть способы, которые помогут восстановить ее внешний вид:


Как правильно подкрасить замшевую обувь?

Замша не любит солнечный свет, под влиянием UF–лучей цвет обуви приобретает некрасивый синевато-зеленоватый оттенок. В таких случаях не стоит унывать, так современные средства обувной косметики позволяют вернуть яркость и восстановить цвет замшевой обуви. Аэрозольный пеноочиститель борется с загрязненностью и потускневшим цветом замши. Пена наносится на сухую поверхность и через минуту удаляется при помощи фланелевой тряпочки. Аэрозольная краска, подобранная к цвету замши, распыляется на предварительно очищенную поверхность. После просушки замша обрабатывается ластиком.

Химчистка для обуви из нубука в домашних условиях

Используя современные средства по уходу за нубуковой кожей, можно получить отличный результат. Чтобы правильно чистить обувь из нубука, нужно купить специальные чистящие средства: крем для нубука, грязе-водоотталкивающая пропитка, шампунь против солевых разводов, губка-аппликатор, краска-аэрозоль и жидкий освежитель цвета. В продаже есть специальные щетки для нубука, особая форма (рельефныое ребро, трех- или четырех сторонняя конфигурация) и комбинированный ворс (синтетический + металлический) обеспечивают бережную чистку.

Общие правила ухода за нубуком аналогичны рекомендациям по уходу за замшевой кожей: сухая чистка, минимум влаги, деликатное протирание, сушка при комнатной температуре. Советы для восстановления цвета и структуры волокон замши, включая обработку водяным паром, подскажут, как правильно чистить нубуковую обувь. В дополнение можно привести эффективный способ выведения белесых разводов: темную обувь следует чистить кофейной гущей, светлую – черствым хлебом.

По секрету всему свету

Простые, но эффективные «бабушкины секреты» помогут правильно ухаживать за кожаной обувью. Широко использовались глицерин, пчелиный воск, скипидар, парафин. Полезные советы по уходу за кожаной обувью народными средствами (картофельная мука, уксус, молоко, лимон, яичный белок, луковица, сало и бараний жир) пригодятся и сейчас:

  • Смесь молока и взбитого белка помогает освежить цвет обуви белого цвета.
  • Лаковую обувь протирается молоком, после просыхания натирается разрезанной луковицей, затем полируется шерстяной ветошью.
  • Смесью «1 ст. теплой воды +1 ч.л. нашатырного спирта + 1 ч.л. перекиси водорода» отбеливается белая замша.
  • Обработка кожи пенной массой из взбитого белка, молока и сахара (смесь наносится на обувь, после высыхания кожа протирается сухой тряпкой) придает обуви бриллиантовый блеск.

Кожаные туфли или ботинки в отличном состоянии – показатель статуса, успешности и утонченного вкуса человека. Уделив немножко внимания своей обуви, можно получить чувство уверенности и «летящей походкой» идти по жизни.

a_dedushkin в Чистка обуви

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?