День кущей. Суккот - история и традиции

Какой праздник проводят евреи в шалаше в течение семи дней? Это праздник называется . Свое название он получил от слова сукка, что в переводе означает шалаш, шатер или куща.

В дни праздника принято уходить из дома и жить в специально построенных для этого ритуальных шалашах, в память о предках, которые сорок лет скитались по пустыне, прежде чем обрести Землю Обетованную. Праздник символизирует связь еврейского народа со своим историческим прошлым.

Суккот – это праздник, наполненный запахом свежесрезанной зелени, ароматами мирты и этрога.

Начинается праздник на 15 день еврейского месяца тишрей и продолжается в течение 7 дней. Тишрей, седьмой по счету месяц в еврейском календаре, приходится обычно на сентябрь-октябрь по григорианскому календарю.

Как и все еврейские праздники, он начнется накануне вечером после захода солнца 13 октября и продлится до вечера 20 октября 2019 г.

Кульминацией праздника является восьмой день, который называется Шмини Ацерет, что в переводе означает «задержитесь на восьмой».

СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

Сорок лет провели сыны Израиля в Синайской пустыне после Исхода из Египта. В те давние времена жили они во временных жилищах сукках, и мало их беспокоила прочность крыши над головой, ибо во всем они полагались на милость Всевышнего.

Обретя свою землю и построив на ней прочные и надежные жилища, сыны Израиля каждый год продолжают на семь дней переселяются под кровлю временных шалашей, во исполнение заповеди Всевышнего. А заповедь такова:

«В пятнадцатый день седьмого месяца (Тишрей), когда Вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Всевышнего семь дней: в день первый покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Богом, Всесильным вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Всевышнему семь дней в году: (это) устав вечный в поколения ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В сукке живите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в сукке поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли египетской…»

Праздник Суккот выпадает на осенние месяцы, когда закончена пахотная страда и собран весь урожай с полей, садов и виноградников. И что может быть радостней для земледельца, чем созерцание обильных плодов своего труда? При созерцании такого изобилия он может возгордиться, позабыв о Боге: «Всего этого я сам достиг! Все это только благодаря моим трудам и умению!».

В своей бесконечной мудрости повелел Всевышний именно в этот период осеннего изобилия переселяться во временные шалаши и жить в них семь дней и, будучи богатыми, помнить о бедности, дабы сердца человеческие не возгордились, и поверили в то, что даже в этом хрупком убежище Бог защитит их и пошлет процветание, как и много-много лет назад. Какая же глубокая нравственная мудрость содержится в этой заповеди.

Если Песах – это праздник освобождения, Шавуот – дарования Торы, то Суккот – это праздник радости во славу Всевышнего.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

Во исполнение заповеди к празднику Суккот следует подготовить заранее, необходимо построить сукку (шалаш) и приобрести этрог и луав.

В канун праздника устраивают специальные базары, где продают луавы, этроги, материал для постройки сукки и ее украшения.

Для установки сукки выбирают красивое безветренное место под открытым небом: во дворе, на веранде, в палисадник, на балконе и др. местах. Нельзя устанавливать сукку в тени деревьев и над ней ничего не должно нависать.

Для установки стен можно использовать любой строительный материал, а вот кровля должна быть только из растительного, для этого используют еловые ветки, ветви пальмы, бамбука и др. Можно использовать в качестве кровли так же и специально изготовленные для этого циновки.

По возможности сукку принято украшать. Для украшения используют семь видов плодов, которыми славится Земля Израиля (пшеница, ячмень, оливки, финики, инжир, гранаты и виноград), картины с изображением праздника Суккот, занавески.

Всю неделю праздника помещение шалаша становится вместилище заповеди. В него нельзя входить в грязной одежде или вносить испачканное. Всю неделю положено жить в сукке (есть и спать). Запрещается, есть вне шалаша, пить вне шалаша допускается только воду, чтобы утолить жажду.

Исполнение заповеди жить в сукке не распространяется на женщин, а так же больных, здоровью которых это может навредить.

Сегодня уже мало, кто действительно все семь дней живет в сукке, чаще всего семья там только обедает и, лишь немногие остаются на ночь. Больше всего радуются празднику Суккот дети, ведь для них – это настоящее приключение.

Заповедь четырех растений «арбаа миним» — это особая заповедь. Для ее исполнения необходимо заранее приобрести четыре вида растений: нераспустившийся побег финиковой пальмы (лулав), три веточки мирты, две веточки плакучей ивы и плод этрога (цитрон).

Лулавом называют, как нераспустившийся лист финиковой пальмы, так и набор из трех растений – нераспустившегося побега финиковой пальмы, трех веточек мирты и двух веточек плакучей ивы.

Соединенные вместе все четыре растения носят название — «арбаа миним».

В праздник Суккот производят исполнение особого ритуала четырех растений «арбаа миним» – для этого в правую руку берут лулав (набор из трех растений), в левую руку плод этрога, затем соединив руки и слегка потрясывая четырьмя растениями, наклоняют их из стороны, в стороны произнося благословения, символизируя этим весь еврейский народ и вездесущность Бога.

«Арбаа миним» олицетворяет собой четыре подхода еврейского народа к жизни:

♦ плод этрога обладает хорошим вкусов и запахом – это евреи, которые знают Тору и совершают добрые дела;

♦ побег финиковой пальмы (лулав) дает сладкий плод, но не обладает приятным запахом – это евреи, обладающих знанием Торы, но добрых дел не совершающие;

♦ мирт растение безвкусное, но источающее отменный аромат – это евреи, которые добро творят, но в еврейской мудрости не разбираются;

♦ плакучая ива не обладает ни вкусом, ни запахом – это евреи, которые ничего не желают и никуда не стремятся.

Таким образом, Бог соединил в один букет весь еврейский народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга, держались друг за друга и стали единой связкой, чтобы исполнять волю Всевышнего от всего сердца.

В Израиле праздник Суккот празднуют один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полу праздники, когда школьники и студенты отдыхают, а трудящаяся части страны либо берет отпуск, либо работает полдня.

Внимание! При покупке страхового полиса введите промокод СНЕГОВИК10 и получите скидку в размере 10%. (до 30.03.2019 г.)

Человека понять трудно. А если копнуть поглубже, то и в самом себе он далеко не всегда способен разобраться. Всю сознательную жизнь человек озабочен решением одной проблемы – как создать себе максимально комфортные условия существования. Но иногда случается, что в его рациональном разуме возникают совершенно противоположные желания, и тогда человек покидает дом, уходит в лес, в горы, в море, мерзнет в палатке, мокнет под дождем, ест приготовленную на костре пищу. А если у него нет сил на столь радикальные действия, то с удовольствием переживает такой дискомфорт вместе с героями фильмов, в удобном кресле в уютной и теплой квартире.

Интересно, почему с человеком происходят подобные метаморфозы, что это – зов далеких предков, тяга к первобытной природе, а, может, попытка отыскать свое исконное место в окружающем его мире?

Суккот – память истории

Именно в Суккот так поступает еврей, неосознанно следуя исполняемым веками предписаниям. И веря в то, что ненадежная крыша над головой необходима ему для того, что бы он помнил о том, что после выхода из Египта так жили в пустыне его предки. Ведь об этом сказано во всех Святых Писаниях.

И во все времена, во всех поколениях это был веселый праздник, праздник надежды и радости жизни.

Глубинные истоки праздника Суккот

Известно, что все , связанные или не связанные с историческими событиями, были когда-то определены мудрецами – людьми, которые видели и ощущали общую картину мира намного шире обычного человека. Поэтому смысл этих праздников, безусловно, глубже, и значимость несравненно выше нашего о них представления. А символическая атрибутика традиций напоминает нам именно об этом.

Ветхая конструкция сукки дает людям осознание того, что все, что нас окружает, носит временный характер и ненадежно по своей сути, что духовные ценности выше материальных, что все в мире подчинено воле Творца. И настоящую свободу человек может обрести, только постигнув духовность этого мира, а не накапливая материальные богатства и не привязываясь к ним.

Суккот проходит семь дней и в каждый из семи дней, как гласит традиция, сукку незримо посещают самые великие люди еврейской истории – Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид. Что же приносят с собой эти гости, и почему они приходят к нам в такой очередности?

Осенние праздники связаны между собой. В подводится итог прошедшего года, затем в дни раскаяния предоставляется возможность исправить свое прошлое и изменить будущее, а в Йом Кипур выносится окончательный вердикт.

Казалось бы, точка. Но нет, в Суккот нам дают еще один шанс и даже подсказывают, что для этого необходимо сделать. Нам показывают качества, которые, по сути, являются кирпичами Творения. Эти качества нужно осознать, прочувствовать, выстроить между ними правильные связи, изменить к ним в случае необходимости, свое отношение, для того, чтобы исправить все, что осталось неисправленным в Йом Кипур. Именно на эти качества и указывают гости – это милосердие, доблесть и могущество, совершенство, вечность, слава и величие, основа всего и, наконец, царство, то есть весь мир.

Сразу после Суккота наступают праздник Шмини-Ацерот или . Если работу праздника Суккот человек проделывает в хорошем настроении, с открытой душой и чистым сердцем, то на восьмой день он поднимается на новую ступень по той лестнице, которая ведет нас к истинным и вечным ценностям, то есть входит в «священное собрание» и обретает «радость Торы».

Суккот – праздник единства

Существует в Суккот еще одна традиция – помахивать набором из четырех растений. Эти растения – , лулав, мирт и ива – символизируют собой всех евреев мира, живущих на разных континентах, говорящих на разных языках. И так же как ветки этих растений связаны травинками в единый букет, все евреи соединены Творцом в единый народ одной общей на всех идеей и общей ответственностью друг за друга. Мы пока еще до конца этого не осознаем. Но, именно в Суккот у нас появляется возможность до конца понять и прочувствовать, что нам необходимо как воздух реализовать это единство, в первую очередь, в себе, а затем передать его всему человечеству. Потому что этого хочет Творец и это от нас ожидает мир.

Суккот – это праздник, который в Библии называется Праздником кущей и считается одним из важнейших событий всего еврейского народа. Именно это событие входит в число трех мероприятий, которые очень массово отмечались в паломническом Иерусалиме, пока Второй Храм не был разрушен римлянами. Это событие имеет несколько поводов для проведения. Конечно, основным посвящением этого события является исход из египетских земель, но помимо этого, этот праздник относится к числу аграрных мероприятий, то есть к празднованиям урожая.

Аграрный характер это событие заслужило за счет того, что проводится оно в период сбора второго урожая, а именно плодов осени и зерновых культур. Праздник кущей имеет массу особенностей, во-первых, стоит отметить, что приближение мероприятия можно распознать по тому, что на частных участках и в жилых дворах начинают появляться кущи, идентичные тем, в которых евреи жили в пустыне. С этим праздником связанно очень много заповедей и ритуалов, которых иудеи стараются строго придерживаться.

Интересно! В период празднования Суккот большая часть религиозных евреев принимает пищу в оборудованных шалашах. Более того, некоторые из них и вовсе поселяются во временные жилища на период торжеств .

Когда отмечается и сколько длится событие

Мольба евреев у Западной стены во время еврейского праздника Суккот

В самом Израиле Суккот отмечается один день, при этом еврейская диаспора отмечает это событие на протяжении двух дней. В эти дни во всех синагогах проходят чтения благословений и соответствующих молитв. Но, несмотря на то, что сам праздник приходится на один день, его сменяет неделя празднований, в этот период не функционируют учебные заведения, большая часть учреждений и предприятий. В течение этой недели большая часть иудеев предпочитает путешествовать или проводить время в кругу семьи.

На восьмой день праздничной недели проходит Симхат Тора, это мероприятие посвящается завершению годичного цикла чтения в синагогах мира Пятикнижия Моисеева. Праздник кущей у иудеев приходится на 8 октября, соответственно, посетив Израиль в этот период времени, можно увидеть много национальных обрядов и интересных мероприятий.

Особенности названия события

Как уже было отмечено, Суккот также известен по всему миру как праздник кущей. Такое название событие получило благодаря своим особенностям. Дело в том, что в переводе с иврита суккот обозначает кущи или более привычные для нас — шалаши. Как уже было отмечено, именно в таких шалашах в период отмечания мероприятия проживает и принимает пищу большинство религиозных иудеев. Это событие имеет огромную важность для всего еврейского народа, а все потому, что оно является напоминанием о том, как евреи блуждали по Синайской пустыне на протяжении очень долгого времени.

Интересно! Большинство иудеев воспринимают это событие как доказательство того, что еврейский народ может справиться с любыми трудностями и в любой, даже самой сложной ситуации, оставаться сплоченным .

Особенности празднования события

Традиционный рынок перед праздником Суккот

Праздник Суккот отмечается с большим размахом, накануне этого знаменательного события в Израиле проводятся многочисленные базары. Такие базары организовываются для того, чтобы все желающие могли приобрести все необходимые материалы для строительства шалашей. То есть на таких рынках можно найти товары, которые могут пригодиться в процессе возведения кущей. Как уже было отмечено, в период празднования этого события шалаши или как их принято называть кущи, можно встретить практически в любом дворе. Более того, религиозные иудеи даже выстраивают такие сооружения на верандах, балконах и даже автомобильных стоянках.

Но тут важно понимать, что приуроченные к этому мероприятию шалаши должны быть правильно построенные и что самое главное, благоустроены, согласно существующим правилам и традициям. Просмотрев информацию о Суккот в Википедии, можно узнать, что в каждом сооруженном шалаше обязательно должны присутствовать традиционные растения:

  • этрог – это плод, побег или отросток особого растения цитрусового типа, который обладает сладковатым вкусом;
  • арава – это ветви простой ивы или речной вербы;
  • лулав – это пальмовая ветвь, которая должна быть самой крупной в пучке трав;
  • хадас — представляет собой ветви широколистных деревьев.

После того как букеты были собраны, они должны размещаться внутри построенных времянок. Эти букеты являются традиционными для любого временного жилья, а все потому, что вышеперечисленные растения являются символами единства всего еврейского народа. Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что основное действие любого иудея в канун Суккот 2016 — построить временный шалаш и правильно его оформить.

После того как все подготовительные процессы были завершены, вечером в первый день празднования Суккот иудеи отправляются в синагогу, в которой также сооружается большой шалаш. В синагоге происходит праздничная церемония, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Взять в руки, собранные предварительно букеты из четырех вышеперечисленных растений.
  2. Совершить обход храма.
  3. Спеть.
  4. Зачитать отрывки из Торы.

Это обязательный обряд для всех религиозных иудеев, после посещения синагоги они могут отправляться в собственноручно построенные кущи. Вечерняя трапеза проходит во временном жилье, при этом правильным решением для религиозного еврея будет пригласить на ужин студентов, которые изучают Тору.

Интересно! Суккот особенно любят еврейские дети, так как для них интересно принимать пищу, а иногда и проживать во временном жилье. То есть для молодых иудеев период празднований превращается в увлекательное приключение .

Суккот в иудаизме имеет еще одну интересную традицию – это чтение молитвы о дожде. Дело в том, что, по мнению иудеев, в период празднований этого мероприятия определяется количество дождей на весь грядущий год. Поскольку количество осадков имеет чрезвычайно важное значение для будущего урожая, во всех храмах Иерусалима читаются молитвы о дожде, происходит это событие на восьмой день Суккота и носит название оно Шмини Ацерет.

З наете ли вы, когда впервые прозвучали эти слова, данные нам Самим Господом, чтобы мы помнили и передавали их из рода в род? Когда мы еще жили в шалашах во время 40-летнего странствования нашего народа по пустыне. На иврите слово «шалаш» звучит как «суккa» . Что же такое такое шалаш? Это некое временное жилище, дающее возможность отдохнуть, восстановить силы. Он дает защиту от неблагоприятных погодных явлений. В общем, это временное пристанище человека. Когда во время нашего странствования по пустыне Бог призывал нас двигаться дальше, мы собирали свои суккот (шалаши, или кущи), а затем снова ставили их уже на новом месте. Конечно, без благословений Божьих мы бы не выжили в этих временных домах пустыни на протяжении целых сорока лет. Поэтому с тех самых пор на протяжении вот уже стольких столетий в каких бы жилищах — благоустроенных или не очень — мы ни обитали, не умолкала в нашем народе молитва:

«Барух ата, Адонай, Элогейну, Мелех гаолам, ашер кидшану бемицватов вецивану лейшев басукка!» «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам жить в шалаше».

В память об этом странствовании и обо всех благословениях Божьих во время него и был установлен восьмидневный праздник — Суккот.

«А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 23:39-43)

Живя в пустыне, в шалашах, питаясь манной, получая воду из скалы, а затем собирая обильные урожаи в земле обетования, наш народ в эти дни — дни праздника Суккот — возносил благодарственные молитвы к Всевышнему Богу; благодарил за Его милость, за благословения, духовные, душевные и физические в течение года. Суккот — последний из трех праздников, когда каждый совершеннолетний мужчина обязан был явиться пред лицом Господа в Храм с дарами — плодами своих трудов, с приношениями и пожертвованиями. Это аграрный праздник, отмечающий сбор урожая в Стране Израиля:

«В пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой» (Левит 23:39)

Обратите внимание на заповедь Божью: «В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» . Наш народ вывел из этого целую традицию, собирая определенные травы и ветви в пучки, украшая ими свои кущи-сукки и размахивая ими пред лицом Господа. Вот какие растения традиционно собираются на Суккот:

  • этрог — «отросток» или «побег» , плод особого цитрусового растениями со сладким вкусом;
  • лулав — «ветвь хорошего дерева», пальмовая ветвь. В составе лулава это самая крупная ветвь.
  • хадас — ветви широколиственных деревьев.
  • арава — верба речная, или ива.

Собранные в лулав растения символизируют предстоящее в будущем собрание радости, когда все народы соберет Господь под владычество Царя Мессии. Вот как говорит об этом пророк Захария:

«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Захария 14:16)

Если эти растения должны напоминать нам о нашей преданности делу служения Господу, то весь праздник Суккот должен напоминать о том, что мы — только пришельцы и странники на этой земле. Наше тело — это всего лишь наша «суккa» на земле, а наша душа — обитательница этой сукки-тела, нуждается в Божьей защите, покровительстве и водительстве, как нуждались в них наши отцы, живя в шалашах. Рабби Шауль, более известный как Апостол Павел, писал:

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Коринфянам 5:1)

Бог обитал с нами, когда мы жили в шалашах в пустыне. И сегодня Он хочет быть с каждым из нас. Если рядом с шалашами наших отцов стояла скиния собрания — место обитания Божьего, — куда мог и должен был приходить каждый, то сегодня через жертву Мессии Иисуса Бог приходит по первому нашему прошению в наш шалаш, нашу сукку, к нашей душе, потому что Он смог сделать то, чего не в состоянии сделать никто больше. Вот как сказано в Послании к Евреям 9:11,12:

«Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление»

Мессия Йешуа на Голгофском кресте взял на Себя грехи всех нас, чтобы каждый имел в своей данной Господом сукке очищенную, прощенную, примирившуюся с Господом душу. Поэтому давайте нести весть об этом всем нашим братьям и сестрам по плоти.