День мертвых начало. Что такое День мёртвых


Мексиканцы - народ особый. Кому ещё, как не предком Майя, придёт в голову память об умерших превращать в праздник, да ещё и в самый популярный праздник в стране? В "День мёртвых" на мексиканских кладбищах пьют, пляшут и веселятся, поэтому стоит ли удивляться карнавалам скелетов?


Корни традиции отмечать праздник "День мёртвых" (Day of the Dead) уходят в 2500-3000 годы. Празднование происходило в девятый месяц ацтекского календаря. Но с тех пор, как ко "Дню мёртвых" присоединились испанцы, праздник перенесли на конец октября - начало ноября. Сегодня праздник также начинают отмечать 31 октября. В этот день принято поминать умерших детей. По этой причине первые два дня праздника называют "День маленьких ангелов". 1 и 2 ноября уже поминают взрослых умерших.



В "День мёртвых" на улицы Мексики выходят люди, переодетые в костюмы женских скелетов, которые называются Катрина. Красочные уличные шествия проходят по-разному. В одних местах страны они проходят в виде похоронных шествий - люди устраивают мрачные факельные процессии. В других люди предпочитают веселиться - петь, пить и танцевать.

Вечером люди идут на кладбища, где похоронены их близкие. В юмористическом тоне мексиканцы общаются с душами покойников. Затем на кладбище начинается веселье - люди пьют, едят, танцуют, а также рвут на себе одежду и посыпают голову пеплом. Утром собеседники умерших расходятся по домам.



Главный символ праздника - череп. Также люди охотно покупают мрачноватые фонарики и угощают детей жуткими на вид леденцами. Этим мексиканская традиция напоминает Хэллоуин.

Праздник привлекает туристов со всего мира. В 2004 году "День умерших" был признан ЮНЕСКО достоянием человечества. О празднике есть упомянание в Книге рекордов Гиннеса - в том же году студенты выстроили стену из 5667 съедобных черепов.

Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!

К/ф «Вий»

Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.

1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздников – День Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.

У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.

День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.

Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.

Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.

С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.

Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.

Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.

Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.

На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.

Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.

Некоторым было явно не до праздника.

Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.

Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.

Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.

Некоторые украшения, если честно, устрашают))

Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!

Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.

День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.

Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.

Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.

Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.

Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.

В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.

К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.

На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.

Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.

После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.

На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!

Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.

Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!

Фото: Ivan Diaz / Unsplash

Кладбище было видно издалека, за пару километров. Из мексиканского городка Сан-Луис-Рио-Колорадо, расположенного на границе с американской Аризоной, мы выехали уже затемно, и весь путь за окнами лишь чернела в полной тишине суровая пустыня Сонора. Одинокий некрополь за городской чертой сегодня, в День мертвых, выглядел настоящим островком жизни, освещенный прожекторами и окруженный автомобилями; из-за ограды доносилась совсем не траурная музыка, крики детей, смех, лай собак и даже, кажется, позвякивание пивных бутылок. (Собственно, чему удивляться, если в нашем багажнике тоже был припасен ящик пива?)

2 ноября застало меня в гостях у мексиканских друзей в совсем не туристическом месте. На севере Мексики, который считается более американизированным, чем юг и центр, по случаю Дня мертвых не устраивают городских карнавалов. Но традиции соблюдают: 1 ноября, в «День ангелочков», когда поминают усопших детей, у дома моих друзей выстроились в очередь, кажется, все дети Сан-Луиса — семья устроила tricky-tricky , ритуал угощения детей сладостями, который мексиканцы позаимствовали у Хеллоуина, слегка подкорректировав его оригинальное, трудно выговариваемое название treat-or-trick . Женщины предстали в традиционном для Дня мертвых образе Катрины, символа смерти — в черных платьях и шляпах с вуалью, с разрисованными под черепа лицами (надо заметить, что специальный для этого случая грим в Мексике делают весьма качественный — оттереть «маску смерти» удалось лишь утром).

На следующий день подруга предложила поехать вместе на кладбище — у ее приятеля месяц назад умер отец, и он собирался отметить День мертвых там. С приятелем мы были знакомы шапочно, он совсем не говорил по-английски, а я очень плохо изъяснялась по-испански, но ссылаться на страшную внутреннюю неловкость в такой праздник было глупо. При том, что мысль о танцах на могилах все еще приводила меня в ступор, хотелось уже пройти этот тест на открытость к чужим культурам.

Фото: Мария Желиховская

Традиция празднования Дня мертвых в Мексике уходит корнями в доколумбово прошлое и тесно связана с культурой народов Мезоамерики — ольмеков, тольтеков, ацтеков, майя. Всех их объединял своеобразный культ вокруг смерти: кладбищ в привычном понимании не было, и покойников хоронили прямо под жилыми домами. Эта практика в буквальном смысле сближала живых и мертвых: могилы не замуровывали, родственники регулярно «навещали» покойников и приносили им подношения. Усопшие воспринимались как посредники между миром жизни и смерти.

Ацтеки верили, что эти две ипостаси — естественные силы, приводящие мир в движение, необходимые составляющие регенерации. Ведь чтобы добыть пищу, нужно было убить животное или растение — а значит, что смерть давала жизнь.

Индейцы верили, что у человека есть три души, каждая из которых могла отправиться в загробную жизнь, превратиться в божественную силу или же остаться меж двух миров, чтобы придавать силы оставшимся в живых любимым и близким.

Многие из ацтекских ритуалов в честь мертвых — например, почитание богини смерти Миктлансиуатль, которую изображали в виде женщины с черепом вместо головы, курение благовоний, подношения усопшим еды и подарков ofrendas — стали важной частью празднования Дня мертвых. Но, конечно же, в современном виде этот праздник оформился в результате смешения доколумбовых и испанских католических практик, которые, как это ни парадоксально, гармонично дополнили друг друга. Например, на индейское изображение смерти в виде черепа прекрасно наложился популярный сюжет религиозной испанской живописи Danza Macabra («Танец смерти»), в котором смерть рисовали танцующей с живыми. Испанцы поощряли проведение индейцами ритуалов почитания покойных в католические праздники — День всех святых и День всех душ, которые отмечали 1 и 2 ноября (до этого индейские торжества в честь мертвых проходили в августе).

В начале 1900 гг. власти уже независимой Мексики объявили День мертвых официальным праздником, чтобы объединить нацию на фоне царивших политических разногласий. Так фиеста, традиционная для юга страны, распространилась по всей ее территории и в конечном счете стала привлекать в страну сотни тысяч туристов. Десять лет назад, в 2008 г., День мертвых был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Фото: Мария Желиховская

Пытаясь мысленно сложить все известные испанские слова сочувствия в более-менее стройные фразы, пока мы шли с парковки, я испытывала странную смесь страха перед чужим горем и собственным ханжеством. Восемь лет назад внезапно умер мой собственный отец, и воспоминания о не покидавшей меня целый год после этого депрессии плохо вязались с мыслями о том, что в таком состоянии можно общаться с любопытствующими и видеть вокруг праздник. На кладбище Сан-Луиса было действительно весело: прежде чем найти нашего приятеля, нам пришлось пробираться сквозь охапки цветов, целые оркестры нортеньо и множество людей у могил — они громко разговаривали, ели, выпивали. Наш знакомый сидел в большой компании родственников и был во всех смыслах навеселе. Нас принялись крепко обнимать, немедленно налили пива и положили на тарелки тамалес.

Фото: Мария Желиховская

«Если не поставить мертвецу свечку, то ему придется поджечь собственный палец, чтобы найти дорогу домой», — гласит распространенное среди индейцев южной Мексики поверье. Dia de Muertos — это не просто повод помянуть покойников. Считается, что в этот день усопшие приходят домой, чтобы навестить своих родственников — а те, в свою очередь, должны как следует позаботиться о том, чтобы возвращение, пусть и временное, стало легким и приятным. Для этого в домах, а в некоторых городах на площадях и кладбищах сооружают алтари с фотографиями умерших родственников. Оформляют их с большой фантазией, украшают цветами — розовой целозией, белой гипсофилой, красными гвоздиками и доставшимися в наследство от ацтеков ярко-оранжевыми бархатцами cempasúchil . Из их лепестков насыпают дорожку до алтаря от порога дома или двора, которая покажет нужный путь покойному. На алтарь ставятся подношения — ofrendas .

Традиционно алтарь должен содержать четыре стихии: воду, чтобы утолить жажду усопшего во время долгого пути из царства мертвых Миктлана; огонь (свечи), чтобы освещать путь на землю; ветер, который символизируют гирлянды из цветной резной бумаги papel picado , чтобы создавать прохладу, и объединяющую мертвых с живыми землю, которую олицетворяет еда. Обычно это сладкий дрожжевой «хлеб мертвых» pan de muerto , тамалес — мексиканские «пельмени» с начинкой из мяса и кукурузной муки, сваренные в листьях кукурузы или банана, горячий кукурузный напиток атолле, фрукты, шоколадный соус моле, а также сладости в виде сахарных черепов. Впрочем, на алтаре можно обнаружить практически все, что любил покойный, вплоть до банок кока-колы, сигарет и бейсбольных футболок! Благовоние также является частью традиции, и для этого еще со времен ацтеков используют копал — смолу, выделяемую тропическими деревьями семейства бобовых.

Фото: Мария Желиховская

Но все же главные и самые тиражируемые символы Дня мертвых — это художественное изображение черепа, которое называют калавера, и Катрина, скелет в женском платье и шляпе. У этих образов, считающихся народными, на самом деле есть автор — мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуаделупе Посада. Именно он превратил изображение скелета в произведение искусства, рисуя для журналов и газет калаверы в образах людей, в том числе политиков. В 1910 г. Посада напечатал литографию под названием La Calavera Garbancera — «Элегантный скелет». Рисунок изобличал даму, стесняющуюся своих индейских корней, одетую по французской моде и с обильным гримом, чтобы казаться белее.

В 1948 г. Диего Ривера, считавший Посаду своим вдохновителем, написал свою знаменитую фреску «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда», посвященную колониальной истории Мексики, на которой процитировал сатирический рисунок Посады, дав его героине имя La Catrina (на сленге того времени — название дорого одетого богача). С тех пор Катрина и калавера стали одними из самых популярных образов мексиканской идентичности.

Несмотря на то, что главная традиция Дня мертвых — посещение кладбища, которое превращается в вечеринку, в разных штатах и городах существуют свои обычаи. В Мехико с недавних пор проводят карнавал, а в университетском городке сооружают самый большой в стране алтарь и славят местного индейского святого, ребенка-пилигрима Niño Pa . Оахака славится традицией calenda — уличным шествием с куклами-марионетками, танцорами и музыкой. В Мичоакане танцуют La Danza de los Tecuanes — «Танец ягуаров», изображающий охоту на этих животных, и La Danza de los Viejitos — «Танец маленьких старичков», в котором одетые под стариков подростки сначала ходят, согнув спину, а затем неожиданно подпрыгивают и начинают энергично двигаться. А индейцы пурепеча, населяющие северо-запад этого штата, готовятся к празднику за несколько недель: молодые парни, tatakeres , отправляются, нередко нелегально, на плантации выкапывать бархатцы или в лес — рубить деревья для сооружения алтарей на деревенских площадях. В городке Сан-Мигель-Де-Альенде, штат Гуанахуато, проводят красочный четырехдневный фестиваль La Calaca , посвященный черепам, а в Гвадалахаре устраивают фестиваль на кладбище Белен и кажется, что все до единой местные жительницы одеваются Катринами! В Чьяпасе в деревне Сан-Хуан-Чамула, где живут индейцы цоцили, наименее ассимилировавшиеся после конкисты, устраивают фестиваль K’Anima , во время которого местные жители звонят в церковный колокол, веря, что этим привлекают души умерших, а затем отправляются на кладбище играть на арфах и гитарах. В Сан-Себастьяне, штат Юкатан, устраивают фестиваль Mucbipollo — так называют цыпленка, приготовленного в земляной печи в соусе из помидоров и кукурузной муки.

Но самый экстравагантный обычай практикуют в городке Помуч в штате Кампече, который населяют индейцы майя. Здесь через три-четыре года после похорон покойников вынимают из могил, а накануне праздника в буквальном смысле моют им кости. На это занятие уходит почти сутки, затем останки складывают в деревянные ящички и несут на кладбище, где для их хранения есть специальное место. В День мертвых их вынимают, выкладывают на алтарь, завернутые в салфетки с красиво вышитыми узорами и именами усопших, и ставят рядом подношения.

Фото: Мария Желиховская

Минула полночь, но веселье на кладбище не утихало. Все-таки мексиканский синкретизм работает удивительным образом. Традиционное испанское стоическое отношение к смерти, концепция печали земного существования и пользы страдания здесь так и не прижились. Даже умерших близких мексиканцы называют уменьшительно-ласкательно — muertitos . В стране, где не сработала инквизиция, не принято вызывать смерть на поединок; здесь скорее потреплют ее по плечу, выпьют с ней текилы и пойдут дальше радоваться жизни.

Гости приходили и уходили, и могила отца нашего приятеля обросла горкой пластиковых тарелок и стаканчиков. Плиты ограждали друг от друга лишь бордюрные камни, и это создавало впечатление большого общего застолья. Вдоль дорожки, неистово визжа, катались на роликах дети, малопонятная испанская речь сливалась с музыкой, и в какой-то момент я обнаружила, что притопываю в такт. Отец, шутивший всегда и при любых обстоятельствах, наверняка потрепал бы меня за шею и улыбнулся. И вообще уже казалось, что оба они — и отец нашего приятеля, и мой собственный — должны сидеть где-то рядом. За соседним «столом». Пить пиво, шутить, смеяться и не бояться языкового барьера.

И на душе вдруг стало неожиданно легко.

Совсем недавно, в первых числах ноября, в Мексике отшумел один из самых необычных праздников в мире - День мертвых, или Dia de los Muertos на языке празднующих. Вообще-то необычным он может показаться кому угодно, только не самим мексиканцам, отличающимся весьма экстравагантным отношением ко всему, что связано со смертью, поэтому, если бы Дня мертвых не существовало, то его несомненно стоило бы придумать. Несмотря на устрашающее название, праздник этот вызывает исключительно положительные эмоции, и во время нашего мексиканского путешествия мы смогли убедиться в этом на собственном опыте. Об этом я сегодня и расскажу!

История праздника берет свое начало в культуре ацтеков и майя, которые ежегодно, на протяжении одного летнего месяца, устраивали умопомрачительный разгул в виде череды кровавых жертвоприношений, отдавая тем самым дань уважения загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль (жму руку тому, кто выговорит с первого раза). С вторжением же в Мексику испанцев верования индейцев стали истребляться, а на их место пришло католичество. Но, как бы миссионеры не усердствовали, искоренить древнюю индейскую традицию у них не получилось: праздник мертвых празднуется по сей день, разве что теперь он обходится без жертвоприношений и длится не месяц, а всего пару дней. Изменилось также время проведения праздника: вместо июля-августа, как это было у ацтеков и майя, он отмечается 1 и 2 ноября — эдакая попытка совместить индейскую традицию с проводимыми в те же дни католическими Днем поминовения всех усопших и Днем всех святых, надо сказать, с треском провалившаяся — ибо День мертвых в Мексике затмевает собой все!

Приближение Дня мертвых ощущается еще до наступление праздника. На улицах и площадях всех без исключения мексиканских городов разворачиваются ярмарки, на которых можно приобрести главные атрибуты предстоящих торжеств - фигурки в виде скелетов, керамические черепа, свечи и сладости, выполненными в форме мертвецов и разноцветных гробиков. Отведать в День мертвых марципановый гроб со своим именем на крышке — это нечто само собой разумеющееся.

Один из главных символов Дня мертвых - Катрина: скелет, облаченный в нарядную женскую одежду и неизменную широкополую шляпу. Мексиканцы считают, что именно так должна была выглядеть та самая Миктлансиуатль, в честь которой ацтеки и майя приносили человеческие жертвы, но в действительности образ костлявой модницы был создан лишь в начале 20 века известным мексиканским графиком Хосе Гуадалупа Посада. Являясь плодом творческой фантазии творца, никакого отношения к индейской богине смерти Катрина по сути не имеет.

Мексиканцы верят, что во время празднования Дня мертвых загробный мир оживает, а души умерших получают возможность посетить свой дом и родных. Именно поэтому в каждом доме в преддверии праздника устраивается алтарь смерти — небольшой постамент, на котором размещаются подношения умершим родственникам. Здесь можно найти и угощения, и выпивку, и вещи, которые были любимы ими при жизни, ну и конечно же расписные черепа, цветы и свечи. Нередко подобную инсталляцию можно встретить и на улице: чаще всего они сооружаются в честь кого-либо из покинувших наш мир знаменитостей.

По улицам городов рассекают грузовички, набитые тоннами огненных бархатцев. Мексиканцы считают, что бархатцы — любимые цветы смерти. Ими они будут украшать домашние алтари и могилы умерших родственников.

Как уже упоминалось выше, праздник отмечается в течение первых двух дней ноября. Первого ноября мексиканцы поминают умерших детей, поэтому и день этот называется Día de los Angelitos — день ангелочков. Второе ноября предназначено для поминовения взрослых умерших. Несколько предпраздничных дней мы застали в двух городах - и (все фотографии выше были сделаны именно там), а на празднование самого Дня мертвых мы прибыли в мой любимый город Мексики - , по приезду в который было понятно — к празднику здесь подготовились основательно. В первый, детский, день студенты одного из многочисленных гуанахуатских университетов устроили ну очень впечатляющий алтарь, раскинувшийся на огромной лестнице одного из старинных зданий в самом центре города. Тема «ангелочков» угадывается здесь сразу: на ступеньках разложены детские вещи, игрушки, сладости и фрукты — все, что по мнению мексиканцев способно доставить радость душам умерших детей.

Еще большее впечатление произвело на нас декоративное кладбище из крестов, окрашенных во вполне жизнерадостный цвет, на каждом из которых значилось имя — полагаю, одного из выдающихся деятелей Гуанахуато или даже всей страны. И все это — на центральной площади города возле главного католического храма города!

Ближе к полудню на улицах города появились костюмированные шествия, главной героиней которой, как и следовало ожидать, оказалась Катрина, нет — много Катрин, соревнующихся друг с другом великолепием праздничных нарядов.

Но оказалось, что и одиноко прогуливающуюся по улице Катрину встретить не так уж трудно. Никогда не угадаешь, у какой из проходящих мимо нарядных фигур…

… окажется такой вот неожиданный анфас.

Попадаются и вовсе фантастические персонажи, при виде которых на какое время теряешься — настоящая она или нет?! Но едва только шелохнется платье из листьев кукурузы или моргнут еще секунду назад казавшиеся стеклянными глаза, как все тут же встает на свои места — самая что ни на есть настоящая, живая!

Еще один аттаракцион Дня мертвых — это улицы, превращающиеся в своеобразную городскую выставку. С раннего утра здесь собирается молодежь, стаскивающая мешки, набитые разноцветными сыпучими материалами — крупой, опилками, горохом, солью, песком, из умелого сочетания которых спустя пару-тройку часов на мощеной поверхности улиц появляются настоящие произведения искусства. Основная тема создаваемых таким образом картин, конечно же, смерть и все, что с ней связано: черепа, скелеты, Катрина и даже знаменитая . «Рассыпчатые» картины стали для меня самой впечатляющей частью праздника. До сих пор размышляю над тем, сколько кропотливого труда вложено в создание этих однодневных шедевров, а ведь еще их и от ветра надо защитить! Поражает то, что картин создается ни одна, ни две, а десятки — так, что глядя вглубь улиц, им не видно ни конца, ни края.

Ну и, конечно, ни один День мертвых не обходится без посещения кладбища. Как только стрелка часов показала приближение ночи, именно туда мы и направились — разведать обстановку и пощекотать нервы (последнее мы особенно уважаем). Кстати, именно с этого кладбища были выкопаны «экспонаты», составляющие экспозицию знаменитого на весь мир Музея мумий в Гуанахуато (если любите страшилки и истории про мертвецов — прочитайте мой о нем , не пожалеете).

В небольших городах и деревнях, к которым Гуанахуато как раз не относится, ночные посиделки на могилах своих родственников — это непременная, строго соблюдаемая традиция. Кладбище освещается сотнями свечей и лампочек — так по поверью местных жителей мертвые души смогут быстрее найти дорогу домой. Близкие умершего собираются вокруг могилы, украшенной цветами и подношениями, устраиваются поудобнее и вспоминают веселые случаи из жизни виновника праздника. Никаких слез, только радостный смех! Похоже, они и правда знают что-то такое, чего не знаем мы…

К сожалению, в Гуанахуато традиция ночных семейных сборов на кладбище не популярна. Заметно, что на могилах недавно побывали — здесь много живых цветов и горящих свечей, но скорее всего родственники совершили все необходимые почести днем, а ночью же кладбище превращается в место встречи тех, кто ищет острых ощущений — в основном это костюмированная молодежь и редкие туристы вроде нас.

Рассвет… Марципановые гробики съедены, свечи задуты, черепа и скелеты убраны в шкаф… Живые желают умершим счастливого обратного пути и прощаются с ними до следующего года. Ну а мы за эти два дня усвоили одну очень важную для понимания мексиканской сути вещь: День Мертвых - это не просто пара праздничных дней в году, День мертвых — это неотъемлемая часть жизни каждого мексиканца, особое, неведомое нам, жителям другого континента, мироощущение, в котором мертвые, пока о них помнят живые, на самом деле бессмертны.

Мексиканцы свято верят, что дорогие сердцу люди после смерти не покидают этот свет навсегда. Раз в год – в День мертвых – они могут приходить к родне в гости.

Хотя традиции чествования умерших родственников в Мексике восходят к глубокой древности, сегодня праздник Dia de los Muertos привязан к двум католическим торжествам – Дню Всех Святых (1 ноября) и Дню Всех Душ (2 ноября). В эти дни мексиканцы посещают могилы родных, где сооружают «алтари смерти» с любимыми вещами усопших. Алтари украшают букетами оранжевых бархатцев, подношениями из фруктов, напитков и еды. Здесь же помещают непременный атрибут праздника – ярко расписанный глазурью череп-калаверу из сахара или марципана.

Как и их соседи-американцы, мексиканцы относятся к миру мертвых со своеобразным юмором. В День мертвых принято не скорбеть, а, наоборот, всячески веселить потусторонних гостей, чтобы они даровали живым свое благословение. Поэтому, ближе к закату Диа-де-лос-Муэртос из тихого семейного торжества перерастает в шумное уличное шествие-компарсу с участием бродячих оркестров-тамборов, песнями и танцами.

День мертвых отмечается по всей Мексике, но особенно ярко его празднуют на юге страны в старинном городе Оахака-де-Хуарес. Примерно за неделю до начала праздника большой парад в честь Дня мёртвых проходит по центральным улицам мексиканской столицы Мехико. Участники карнавального шествия гримируются под скелетов и наряжаются в костюмы персонажей из потустороннего мира, как это делают американцы во время . Эта традиция появилась сравнительно недавно, после демонстрации подобного действа в фильме «007: Спектр» из саги о приключениях легендарного агента Джеймса Бонда.