Дети натуралисты. «Юные натуралисты

Ребёнок должен познавать природу, наблюдать за ней и учиться у неё - эта идея преследует педагогическую теорию и практику начиная с Руссо и заканчивая современными движениями в защиту окружающей среды. Меняются смыслы и методы воспитания, но ключевая мысль остается всё той же: полноценное обучение не сводится к книжной теории и регламентированным занятиям в четырёх стенах школьного класса.

Лес, поле, городской парк или водоём в некоторых случаях могут дать для обучения и познания больше, чем целая полка с учебниками. Как же сделать природу местом и контекстом обучения, и к какому опыту мы здесь можем обратиться?

Юный натуралист - исследователь природы

В России сейчас хотят возродить массовое движение юных натуралистов - правда, это пока всего лишь очередная государственная инициатива с неопределённой судьбой.

О возрождении юннатских организаций ещё в ноябре 2014 года объявил Сергей Шойгу на съезде Русского географического общества. Затем стало известно о запуске тематических программ для детских лагерей, где дети будут изучать экосистемы, наблюдать за животными и учиться ориентироваться на местности.

На самом деле, кружки юннатов и сейчас существуют во многих регионах страны, но в СССР это было действительно массовым и очень заметным движением. Через кружки и станции юных натуралистов прошли миллионы детей.

Это были внешкольные учреждения, попасть в которые можно было начиная с 6-го класса: ребята отправлялись в экскурсии и походы, выращивали растения в парниках и оранжереях, проводили собственные опыты и исследования. Императивом движения было изучение естественных наук через наблюдение и эксперимент.

В юннатских организациях работали настоящие учёные - биолог Борис Райков , зоолог Евгений Нирбург . Движение юннатов с самого начала сторонилось политики, что не всегда нравилось представителям советской власти и идеологии. В особенно «невегетарианские» периоды советской истории юннатов могли обвинять в безыдейности, реакционности и оторванности от реальной жизни, но в целом организацию не только терпели, но и всячески поддерживали.

Кружки юннатов помогали советским школьникам лучше понять природу, ощутить и увидеть собственными глазами то, как работают законы естественных наук. Этим оно интересно и полезно до сих пор.

Иностранный опыт: экология и командная работа

Примерно с конца 1970-х годов в школах Европы и Северной Америки защита окружающей среды постепенно становится одним из главных вопросов образовательной политики, что сильно влияет и на содержание внеклассной активности.

Школьники средних и старших классов разрабатывают самостоятельные проекты по изучению экосистем, участвуют в ролевых играх и полевых работах. Во многих странах школы тесно связаны с фермами и центрами экологического воспитания; ученики проходят курсы экологической теории в заповедниках и экоцентрах.

«Мы верим, что для каждого ребенка, в любом возрасте, с любыми способностями и жизненными обстоятельствами мир вне классной комнаты должен быть неотъемлемой частью обучения и личного развития».

Из Манифеста внеклассного обучения, выпущенного Министерством образования Великобритании в 2011 году

Впрочем, не всё обучение на природе как-то связано с экологией. В одних только США, судя по интернет-каталогу , есть более 550 открытых программ внеклассного обучения. На природе можно изучать всё что угодно: от истории искусства до компьютерных технологий.

А некоторые проекты - например, «Take me outside» в Канаде - делают своей главной задачей то, чтобы дети не проводили всё своё время перед экранами и чаще выбирались на природу.

Значительная часть проектов по внеклассному обучению направлена на развитие социальных навыков, умение работать в команде, преодолевать препятствия, действовать в условиях риска и неопределённости.

Такова, например, основная задача международной ассоциации летних лагерей «Outward bound» : подростки и юноши, объединенные в небольшие группы, вместе с инструктуром отправляются в экскурсию продолжительностью от 2 недель до 3 месяцев, во время которой они учатся справляться с трудностями жизни на природе, самостоятельно принимать решения и помогать друг другу в повседневных делах.

В нашей стране нет чёткого курса экологического воспитания и наработанного опыта внеклассной активности - но, как всегда, есть свои возможности.

Обучение на природе: 5 рецептов для родителей и преподавателей

1. Пойти с ребенком в кружок.
В России есть большое количество экологических центров и биостанций, где школьники могут посещать биологические и экологические кружки. В Москве, например, есть полевой экологический центр «Экосистема» или Школа полевой экологии при Звенигородской биостанции МГУ с собственными лабораториями и продуманными учебными программами. При многих школах всё ещё существуют объединения юных натуралистов, которые организуют загородные экскурсии и поездки в заповедники, устраивают живые уголки и помогают школьникам познавать природу через опыты и наблюдения. Поищите такие объединения в своём городе, и вы наверняка найдёте что-то подходящее.

2. Записаться в летнюю школу или научный лагерь.
Летние школы проводятся не только летом: есть также зимние и весенние проекты для школьников и студентов. Школы бывают как многопрофильными, так и тематическими. Знания о природе ребенок может получить, например, на Летней Экологической Школе , где есть отделение Лабораторно-полевой биологии, или научно-образовательной школе при МПГУ . Часть занятий составляют традиционные лекции и семинары, в остальное время школьники проводят лабораторные практикумы и полевые исследования.

3. Провести обычное занятие на природе.

Если вы преподаватель и можете договориться с администрацией - попробуйте перенести один из своих уроков в парк или за город. Это может быть занятие по биологии, а может быть - и по литературе. Зимой вместо планового занятия в спортзале можно устроить лыжную прогулку. Наблюдайте за природой, птицами и разными видами растений вместе с детьми, попросите их описать различные объекты, которые они видят вокруг. Запаситесь едой, играми и придумайте детям интересные занятия в зависимости от их возраста и увлечений. Такие уроки особенно полезно проводить в начальной школе.

4. Создать выделенную зону для обучения.
Загородные и сельские школы могут организовать отдельные учебные места на открытом воздухе. Так, например, поступили в одной из школ Белгородской области . Рядом с ней находится парк, разбитый ещё в 19 веке, в котором теперь есть спортплощадка и клумбы с растениями. В специальной зоне проводятся уроки и внеучебные занятия с экспериментальными классами.

5. Отправиться в поход.
Летом школьников часто водят в походы - но обычно это ограничивается пикником в ближайшем лесу, что оставляет у детей немного впечатлений и почти никак не способствует их обучению. Попробуйте объединить поход с тем, что дети изучают во время уроков: проводите наблюдения, собирайте образцы растений, учите детей ориентироваться на местности, лучше понимать климат вашей местности; организуйте совместные игры и соревнования.

Занятия на природе предоставляют больше возможностей для активного действия и переживания - но это не значит, что они должны превращаться во что-то неконтролируемое. Скорее наоборот - вылазку на природу необходимо тщательно планировать заранее, чтобы иметь в виду все возможные опасности и неудобства, а также внимательно следить за всей группой во время занятия.

Конечно, обучение на природе гораздо сложнее организовать, чем обычный школьный урок - но и результат может быть гораздо более впечатляющим. Занятия на природе могут не только дать какие-то знания об экологии и способствовать развитию социальных навыков, но и сделать само обучение более эффективным.

Закон Архимеда и уравнение плавучести проще понять, если ты не только посмотрел на формулу в учебнике, но и пару раз своими руками протащил лодку вдоль берега.

Здесь срабатывает естественная цепная реакция: наблюдение за природой пробуждает любопытство, которое ведет к самостоятельному исследованию и кончается новыми открытиями.

Посвящение в юннаты. Сценарий праздника

Автор: Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец детского творчества», структурное подразделение «Станция юных натуралистов».
Описание работы . Предлагаю вам сценарий праздника посвящения в юные натуралисты, подготовленный мной для летнего лагеря в 2016 году. Наши воспитанники – дети от 6 до 12 лет. Думаю, что сейчас, в год экологии, данным материалом могут воспользоваться и педагоги дополнительного образования, и учителя начальных классов, а также преподаватели биологии среднего звена при организации массовых мероприятий эколого-биологической направленности.
Сценарий «Праздник посвящения в юные натуралисты»
Цель: формирование у детей экологической культуры.
Задачи: познакомить с историей зарождения движения юных натуралистов в России; сформировать знания о деятельности юных натуралистов;
любить и ценить природу, заботится об окружающем мире.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.
Дорогие ребята, сегодня у нас с вами праздник посвящения в юннаты. Мы не случайно выбрали этот день. 15 июня – День создания юннатского движения в России. А кто из вас знает, кто такие юннаты? (Варианты ответов детей). Верно, юннаты – это….(обобщение ответов детей).

Ведущий 2.
Сейчас мы вас познакомим с историей юннатского движения, которая началась 98 лет назад.

Ведущий 1.
Зазвучало на весь мир
Слово гордое «юннат»
В восемнадцатом году,
Почти 100 лет тому назад.

Ведущий 2.
В мае 1918 года в Сокольниках (тогда это был дачный пригород Москвы) появилось объявление, приглашающее детей записаться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы. На него откликнулось 17 детей.

Ведущий 1.
На афише простые слова,
Понятны они народу:
В Сокольниках биостанция ждёт
Всех, кто любит природу.

Ведущий 2.

Иван Васильевич Русаков.
Врач и депутат.
Это он со всей Москвы
Собрал сюда ребят.

Ведущий 1.
И действительно, у истоков создания Биологической станции любите-лей природы стоял Иван Васильевич Русаков. Вместе с преподавателем естествознания Борисом Васильевичем Всесвятским он взялся за организацию в Сокольниках, в лесном массиве, станции для городских детей.


Ведущий 2.
Энтузиасты не знали сна.
И наконец - свершилось!
Открыта станция! Директором стал
Всесвятский Борис Васильевич.
Биолог, он очень любил и знал
Свой подмосковный край.
Сердцем горячий, душой молодой,
Он другом юннатам стал.

Ведущий 1.
Для размещения станции Сокольнический райсовет предоставил реквизированную купеческую дачу на Ростокинском проезде – Голубую дачу.

Ведущий 2.
Было тогда четыре кружка,
Куда приходили школьники.
Это «Огородники», «Водолюбы», «Птичники»,
И ещё «Насекомники».

Ведущий 1.
В 28-ом открыл первый свой лист
Журнал новый - «Юный натуралист».
Было тогда в нем 8 страниц
Про рыб, насекомых, растенья и птиц.

Ведущий 2.
Через несколько лет станции юных натуралистов начали открываться в других городах бывшего СССР.
Во время войны и после победы над врагом десятки тысяч юннатов заменили собой и ушедших на фронт и не вернувшихся с войны сельских механизаторов. Кроме этого, юннаты проводили сбор дикорастущих лекарственных трав.

Ведущий 1.

В эти годы возникла такая форма юннатской работы, как ученические производственные бригады.
В 1954 году на Ставрополье в Григорополисской средней школе № 2 была создана первая ученическая комплексная бригада в составе 110 человек. Бригаде отвели 22 гектара земли в пойме Кубани, предоставили технику и семена.

Ведущий 2.
В 1980 году в нашем городе Невинномысске открылась Станция юных натуралистов. Посмотрите, на фотографиях разных лет отражена жизнь юннатов.


Ведущий 1.
А как вы думаете, какими качествами должен обладать юный натура-лист? (Варианты ответов детей).

Заранее подготовленные выступления детей.

1-й ребёнок
Мои друзья, скажу я вам,
Отличные ребята.
И вместе ходим мы в кружок
На станцию юннатов.

2-й ребёнок
На станцию, в волшебную страну
Юннатов ходит много.
И как волшебники сюда
Приходят педагоги.

3-й ребёнок
Чудес на станции не счесть,
Тут интересно очень.
Хомяки и свинки есть,
И попугаи тоже.



4-й ребёнок
В больших аквариумах там
Рыбёшки не простые,
Там важно двигают хвостом
Рыбки золотые!


5-й ребёнок
И тропики, и джунгли
Мы можем наблюдать.
Всех радует на станции
Прекрасный Зимний сад!


6-й ребёнок
Даже Музей свой
На станции есть.
Про плуг и про печку
Узнаешь ты здесь.


7-й ребёнок
В фабричном парке городском
Учебная тропинка,
Там нам расскажут обо всём,
Про каждую травинку.


8-й ребёнок
Пускай недавно ходим мы
В кружок натуралистов,
Но понимаем, что Земля
Должна быть очень чистой.

9-й ребёнок
Мы очень быстро подрастём
И будем вместе с вами
Родной природе помогать
Делами, не словами.

10-й ребёнок
И будет горд любой из нас,
И все мы будем рады,
Когда за добрые дела
Нас назовут (хором) юннаты!!!

Ведущий 1
Ну а сейчас слово предоставляется Депутату Думы города Невинно-мысска, заместителю председателя постоянной комиссии Думы по экологии Светлане Петровне Глушко.
Поздравление и вручение значков.


Ведущий 2
Ребята, поздравляем вас! Сегодня вы стали юннатами. А значит, что и список ваших обязанностей пополнился новыми пунктами. Сейчас мы произнесём юннатскую клятву.

Ведущий 1
Прошу всех встать и после того, как я прочту утверждение, говорим все вместе слово «клянёмся».
Каждый юннат обязан:

Не рвать цветы, а рисовать их! Клянёмся!
Не ломать деревья, а насаживать новые! Клянёмся!
Не разорять гнёзда, а развешивать кормушки и скворечники. Клянёмся!
Не жечь в лесу костров! Клянёмся!
Не шуметь в лесу, а слушать голоса птиц. Клянёмся!
Заботиться о братьях наших меньших! Клянёмся!
Беречь и охранять природу! Клянёмся!
Знать правила поведения в природе! Клянёмся!

Выступление детей.

1-й ребёнок
Не все пока мы ходим в школу,
Посещали детский сад,
Но уже нас называют
Гордым именем - юннат.

2-й ребёнок
Натуралистами зовут
Тех, кто природу любит,
Кто любит и зверей, и птиц,
Кто добр не только к людям.

3-й ребёнок
Нам юннатам почти сотня лет.
И на всё мы находим ответ.
Как планету родную спасти.
Эй! Не стойте у нас на пути!

4-й ребёнок
И пусть станций юннатов
В России не счесть,
Но в Невинномысске
Лучше всех одна есть.


5-й ребёнок
Здесь в кружках мы узнаем всё:
Почему прилетают грачи,
Отчего наступает рассвет,
Как спасти нам планету от бед.

Ведущий 2
Каждый из вас теперь может гордиться
Тем, что он юннат!
И мы хотим вам пожелать

Ведущий 1
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться,
И о кружках не забывать.

Ребята, молодцы! А теперь мы приглашаем вас на «Экологическую облаву». На своём участке вы нам покажете, как умеете ухаживать за растениями на клумбе.

1. Мудрые ведают: живут на Земле от веку дети Земли и дети Неба.

2. ДетейЗемли называют иначе детьми живота,ибо пришли души их во времена давние-незапамятные из Животного чертога; с тех пор наипаче всего ценят они живот плотский и неведают жизни иной.

3. ДетейНеба называют иначе волотами,ибо пришли они - дети Вещего Бога - сдалёких звёзд; им открыты великие Тайны Божеские, и дано им зреть ОчамиДуховными То, Что сокрыто.

4. Вера детейЗемли есть поклонение многим Богам и Богиням...

Все родители питают надежды в отношении своих детей, но эти надежды только губят их. Нужно освободиться от опеки своих родителей - так же, как однажды ребенок покидает чрево матери, иначе оно станет для него причиной смерти.

Через девять месяцев ребенку необходимо появиться на свет, ему нужно покинуть тело матери. Ребенок должен выйти, как бы больно ни было матери, какую бы пустоту она ни ощущала. Затем однажды наступает день, когда ребенок должен освободиться и от ожиданий своих родителей...

Духовное воспитание намного быстрее развивает в детях получающее желание. Эгоизм растет, восстанавливая равновесие по мере того, как мы обеспечиваем детей средствами отдачи, которые позволяют справиться ним.

Как следствие, в возрасте 7-9 лет у ребенка появляются такие устремления и способности, каких не найдешь у 30-40-летних взрослых.

Наше тело не играет здесь никакой роли, изменения в нем незначительны. Человек оценивается по подвижкам и переменам в душе. Мы еще увидим, как эгоистическое...

Вопрос:
"У меня вопрос о детях. Дети уже при рождении обладают тем мастерством, к которому мы взрослые сейчас стремимся? Если обладают, то как его не закрыть нашим влиянием, воспитанием, как распознать его взрослому и показать его самому ребенку?

Если ребенок не обладает мастерством, то как действовать родителю в этом случае? Одинаков ли путь раскрытия для мальчишек и девчонок? Есть ли какие-то особенности раскрытия в разные периоды жизни ребенка? Пересекается ли мастерство родителя с...

Человеческая душа сама выбирает, через какую семью ей прийти в этот мир. И этот выбор всегда осознан, поскольку в его основе лежит определенное задание. Для начала, «объяснить» что-то родителям. Вопреки расхожему мнению не родители учат детей, а как раз наоборот.

Ребенок – это карма родителей. И если вдруг младенец выбирает сложную программу (например, рождается с врожденными заболеваниями или пороками), то это не столько наказание, сколько один из способов вразумления тех, через кого он...

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые асаны делают вас умиротворенными, сосредоточенными и спокойными, а от других вы становитесь взволнованными и напряженными?

Возьмем случай одной пациентки, которая приехала с жалобами на постоянные боли в шее и повышенную нервозность.

Ей был тридцать один год, к этому моменту она практиковала йогу в течение шести лет и все никак не могла понять - откуда такие проблемы?

Древнеиндийская медицина, знанием о жизни, которому 5 000 лет...

Я сама в детстве была ребенком «странным». До сих пор моя сестра вспоминает, как я пробовала все на вкус: листья деревьев, землю, незнакомые ягоды. Она боялась за меня и говорила, что это волчьи ягоды, а я отвечала, что это лекарство. Откуда я это знала? Знала!

Осознанные сновидения были обычными для меня. Будучи маленьким существом, я самостоятельно преодолела сонный паралич и научилась руководить сном, загадывая, где сегодня мне побывать. Я знала, что гул в ушах и вибрация это всего лишь...

Эта информация заставляет глубоко задуматься, и даже сделать выводы.
Наши предки славяне, до христианства, строго соблюдали Закон РИТА, строжайшее внимание в котором уделялось рождению и воспитанию здорового, достойного поколения.

В этом Законе говорится, что у девушки первый мужчина должен стать отцом её детей. По современным взглядам можно сказать, - пережитки прошлого, темнота и фанатизм. Но не всё так просто.

В бывшем СССР велись научные исследования, были сделаны несколько тысяч...


Как дети склонны легко поддаваться обману, так и женщины склонны к падению, поэтому и тем и другим требуется покровительство со стороны старших членов семьи. Если женщины будут заняты...

"Дети-индиго" - это мальчишки и девчонки, показывающие новый и необычный набор психологических качеств, обнаруживающие поведенческие паттерны, никогда не упоминавшиеся прежде. Данный паттерн - исключительно необычная особенность, призывающая родителей и учителей изменить их отношение и принципы воспитания этих малышей, чтобы помочь им в достижении баланса и гармонии в жизни, и в предотвращении фрустрирующих ситуаций.

Эти дети действительно особенные, об этом говорит высокий процент всех детей...

Дети-монахи. Удивительное явление, редко встречаемое в Европе и совершенно нормальное для азиатского континента. Его непросто понять, опираясь на европейскую систему ценностей. Его невозможно понять, опираясь на систему приоритетов, необратимо навязанных массовой голливудской кино-продукцией…

Ребенок, растущий и воспитываемый вне семьи. Лишенный материнской любви и заботы отца. Лишенный детских забав со сверстниками. Вообще лишенный детства. Да, именно таковой является первая реакция у...

Дети с определенными генетическими отклонениями более склонны к развитию экземы в случае, если у них есть домашнее животное – кошка. Это еще один пример того, как генетические механизмы взаимодействуют с факторами окружающей среды, говорит доктор Ханс Бисгаард (Hans Bisgaard) из Датского педиатрического Центра астмы Копенгагенского университета.

Вы можете иметь гены, отвечающие за развитие многих заболеваний, но никогда не болеть ни одним из них при отсутствии внешних воздействий, продолжает...

Дети-билингвы, которые постоянно слышат речь на двух языках, обгоняют своих сверстников в развитии задолго до того, как начинают говорить. Уже в возрасте 7–8 месяцев они гораздо быстрее переучиваются со старых навыков на новые.

Оборотной стороной этого преимущества могут оказаться затруднения с переводом с одного родного языка на другой.

Сейчас в мире появляется все больше детей-билингв, для которых сразу два языка оказываются родными. Они вырастают в смешанных семьях, где мама говорит на...

На заседание Центра духовного развития «Золотая эра Творца» я шла, настроенная весьма скептически: дескать, напридумывали люди себе сказок, а теперь пытаются убедить в своих фантазиях других.

Центр духовного развития, руководит которым Лилия Паздер, изучает так называемых детей-индиго (о них «Вечерка» недавно рассказывала).

Необходимо принять новые меры по улучшению здравоохранения и социальной защиты с целью не допустить, чтобы дети продолжали оставаться жертвами сложившейся ситуации, которая представляет опасность для них, а также для тибетской культуры.

В 1996 году Западная ассоциация здравоохранения (частная американская организация) пришла к заключению, что среди тибетских детей очень серьёзной является проблема невысокого роста. Исследования показали, что эти дети сильно отстают по показателям роста от...

В представлении большинства людей понятия «вегетарианство» и «дети» абсолютно несовместимы. Люди в лучшем случае считают, что вегетарианство приемлемо для взрослых, но не для растущего детского организма, в худшем - ни для кого.

И абсолютно зря! Вегетарианство ничего, кроме пользы, ребенку не принесет. Это показал и эмперический опыт целых народов, и исследования виднейших современных ученых.

Большинство детей изначально не любят мясо, они инстинктивно чувствуют, что этот продукт чужероден...

Для этого конкурса для детей на природе нужна картошка. Обыкновенная сырая картошка, которая есть, вообще-то, на природе практически всегда. Так вот, возьмите эту самую картошку, и пусть дети ею жонглируют! Да и взрослые могут присоединяться к такому конкурсу. Лучший жонглер получает приз – на три печеных картошки больше, чем остальные!

Конкурсы для детей на природе – натуралисты

Среди детей объявляется конкурс юного натуралиста. Каждый ребенок должен на природе поймать бабочку, найти жука и собрать букет цветов. Тот ребенок, который первым справится с заданием, признается Юным натуралистом. Можно ребенка наградить специальной грамотой. А при желании, можно разделить детей на две команды, чтобы не было так скучно каждому по отдельности искать и ходить. Тогда побеждает целая команда Юных натуралистов!

Конкурсы для детей на природе – искатели кладов

Конечно же, дети разбиваются на две команды. Родители делают для них два клада, и прячут где-то неподалеку от лагеря, а лучше – на самой поляне. Родители рисуют две карты для поиска кладов. Они должны быть составлены с умом, подсказками и полунамеками. Та команда, которая первой найдет клад – побеждает. Второй команде, чтобы не перебивать азарт поиска клада, полагается поощрительный приз. А впрочем, призами могут быть и сами клады!

Конкурсы для детей на природе – лучший шалаш

Здесь, как и в предыдущем конкурсе, дети разделяются на две команды. В зависимости от возраста детей, играть можно с родителями, или без них. Каждая команда строит свой шалаш – настоящий, крепкий, и такой, чтобы в него вместились все дети из этой команды. А при желании, вообще все дети. Побеждает та команда, чей шалаш окажется самым лучшим – победителей определяет незаинтересованная часть, лучше родители (если они не участвовали в конкурсе).

Конкурсы для детей на природе – лучший кулинар

Этот конкурс проводят, когда все готовятся садиться кушать. Детям выдают по одинаковому набору продуктов, например – хлеб, вареные яйца, майонез (хотя он вредный, можно заменить на масло, или какой-то натуральный соус), огурцы и помидоры. И, конечно же, по тарелочке. Каждый ребенок должен из составленных продуктов приготовить свое блюдо, без ножа (так как это опасно). Предположительно, все уже порезано. Так вот, оценивают блюда родители. Имена детей записываются на листик, тарелки с кушаньем нумеруются, а каждый номерок дает один родитель ребенку лично в руки. Этот родитель не принимает участия в голосовании. Потом каждый родитель пробует по очереди еду из тарелочек, и то, что понравилось, отмечает по номерку в списке плюсиком. Тот ребенок, чье блюдо наберет больше всего плюсиков – победитель!

Конкурсы для детей на природе – мяч

Конечно же, для этого конкурса понадобится мяч. Дети становятся в круг, и бросают этот мяч друг другу, при этом каждый поймавший называет цифру. Начинают цифрой один и заканчивают числом одиннадцать. После одиннадцати вновь начинается с одного, без остановки. Тот ребенок, который ошибается, выходит из игры. Оставшийся один – победитель! Маленькие дети могут просто кидать мяч друг другу, и тот, кто не поймает – выбывает из игры.

Конкурсы для детей на природе – чехарда

Очень веселый конкурс. Дети выстаиваются в линию, на расстоянии примерно пятидесяти сантиметров друг от друга, и садятся на корточки, поджимая головы. Тот, кто находится сзади, перескакивает через того, кто сидит впереди, и скачет дальше. Тот, кто сидит на корточках, как только, через него перепрыгнут, встает, и перепрыгивает того, кто перед ним сидит. Тот, кто не успел допрыгать до конца и свалился где-то по дороге – выбывает из игры.