Как телевизор влияет на детей. Можно ли грудничку смотреть телевизор? Мнение специалистов: влияние телевизора на ребенка

Татьяна Савкина
Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Каждый родитель пытается дать своему ребенку все самое лучшее, наполнить его жизнь интересными и полезными занятиями. К просмотру телевизионных передач отношение весьма неоднозначное. Многие молодые люди уже давно отказались от этого устройства в доме вообще и предпочитают телевидению Интернет . Но для ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста , не так важно, телевизор или интернет , гораздо важнее - стоит или нет.

Однозначного вреда, как и однозначной пользы, просмотр телевизора ребенку принести не может, это понятно даже людям далеким от вопросов воспитания и детского здоровья. Попробуем разобрать все спорные моменты, рассмотреть все плюсы и минусы и определить, стоит ли позволять ребенку смотреть телевизор , а если стоит, то когда и сколько.

Какой вред может принести ребенку просмотр телевизора ?

Детям очень нравится смотреть телевизор , они быстро привыкают проводить свое время возле цветного экрана. Хорошо ли это?

С одной стороны, дети получают новую информацию в доступной для них форме, форме мультфильмов или специальных передач, рассчитанных на их возраста и особенности восприятия детьми именно такого возраста . Но с другой стороны, дети попутно получают массу ненужной для них информации. Да и кроме того, даже в детских мультфильмах, к сожалению, присутствуют сцены, которые могут напугать ребенка, научить его чему-то нежелательному. Возможный подтекст, который вкладывали создатели детского контента в свою продукцию, малышами может быть понят совсем не так, как задумывали авторы.

Поэтому важно, чтобы ребенок не оставался один на один с телевизором . Чтобы рядом с ним находился взрослый, который мог бы обратить внимание на поведение героев и вовремя разъяснить, почему такое поведение героя и такие его поступки нехороши.

Постоянный просмотр телевизора не дает развиваться в ребенке очень важным способностям : способности фантазировать и способность самообучаться. «Дети телевизора » не умеют играть в ролевые игры, чаще всего они лишь воспроизводят увиденное на экране в процессе своей игры. Они не придумывают новых персонажей, используя только известных героев, им достаточно той информации, которую они черпают из телепередач , они гораздо в меньшей степени «почемучки» , их информационный голод удовлетворяет телевизор .

Печально, но для многих родителей это очень удобно - ребенок занят, он в безопасности, он чему-то там учится, не пристает и не мешает.

Постоянный просмотр телевизионных передач приводит к задержке речевого развития, ведь речь развивается в диалогах, в попытках донести свое мнение, задать свой вопрос , в попытках отстоять свои детские убеждения. А какие диалоги могут быть с телевизором ?

Долгое сидение возле телевизора приводит к гиподинамии. А ведь ребенок, особенно ребенок младшего возраста , должен бегать, прыгать, карабкаться, короче говоря, быть подвижным большую часть времени. Это очень важно для его дальнейшего физического развития. Именно в этом возрасте закладываются такие важные физические параметры, как ловкость, выносливость, гибкость.

Во многих семьях, особенно, если в семье ребенок-малоежка, принято совмещать приемы пищи с просмотром телевизора . «Под мультик» очень удобно кормить ребенка. Увлекшись происходящим на экране, малыш съест всё, что приготовила для него мама. Это весьма опасная практика, ведь таким образом у ребенка формируется неправильное пищевое поведение. Еда у ребенка начинает ассоциироваться с развлечением, и может сформироваться привычка переедать, и как следствие переедания и гиподинамии, развиться ожирение.

Длительный просмотр телевизора самым пагубным образом влияет на зрение ребенка . Быстро сменяемые кадры, постоянное дрожание картинки, которые вроде бы не очень заметны, тем не менее мышцы глаза на него реагируют. Строение человеческого глаза таково, что для сохранения зрения 70% времени он должен смотреть вдаль и лишь 30% времени рассматривать то, что находится вблизи. Жители мегаполисов и так лишены возможности соблюдать условия для сохранения здорового зрения, поскольку смотреть вдаль в крупных городах не очень-то удается. А дополнительная нагрузка на зрение в младшем дошкольном возрасте способствует тому , что в школьном возрасте у детей может развиться близорукость.

Просмотр телевизора в режиме нон-стоп приводит к эмоциональной усталости, рассеянности и неспособности сконцентрироваться на предмете просмотра . Если отвлечь ребенка от просмотра , а потом спросить , о чем шла речь в мультфильме или передаче, то ребенок не сможет ответить, потому что внимание его было поверхностным.

Кроме того, некоторые детские мультфильмы и телепередачи у особо эмоционально нестабильных детей способны вызвать проблемы, которые негативно повлияют на их дальнейшую жизнь. Страх темноты, чудовищ, катаклизмов может возникнуть у ребенка после просмотра контента , который не предназначен для детей его возраста . Работать с такими иррациональными страхами очень сложно, порой вырастающие дети тянут их за собой во взрослую жизнь.

Телевизор лишает ребенка и его родителей самого главного - живого общения, без которого между членами семьи не выстроятся правильные отношения, не получится уникальной семейной атмосферы, которую мы, став взрослыми, вспоминаем с теплотой и нежностью.

Неужели всё так плохо?

Конечно же, превращать обычный электронный прибор в деструктивного монстра не стоит. А уж тем более не стоит обвинять телевизор в плохом влиянии на детей . Если использовать его влияние правильно и дозировано, то телевизор может стать неплохим помощником для родителей и добрым приятелем для детей .

Не секрет, что не каждый взрослый человек обладает педагогическим талантом и даром объяснить все доходчиво и понятно. Особенно, если объяснять приходится маленьким детям. В разработке детских передач принимают активное участие педагоги и детские психологи. Сценарии пишутся на определенный возраст , герои для передач подбираются тоже в соответствии с возрастом ребенка , для которого предназначена передача. В передачах для младшего дошкольного возраста используются определенные приемы, облегчающие восприятие ребенком информации : многократные повторения, возвращение к основной теме разговора, для закрепления полученных знаний, сама информация подается в игровой форме, персонажи яркие и легко запоминаются.

Детские передачи могут помочь научить ребенка различать цвета, запомнить названия и предназначения машин, названия домашних, диких и сельскохозяйственных животных. Простейшие песенки и стихи легче запоминаются, если их учить вместе с любимыми героями мультфильма.

Время, проведенное возле телевизора может быть полезным , если телевизор ребенок смотрит вместе со взрослыми. Это время общения, время, когда на примере героев телевизионных передач взрослые могут рассказать детям об этикете, правилах поведения, поговорить о том, как поведение героя выглядит со стороны.

Что делать, чтобы телевизор приносил пользу а не вред?

Во-первых, время, проведенное возле телевизора нужно обязательно дозировать. Младшим дошкольникам достаточно 10-15 минут, этого времени как раз достаточно, чтобы посмотреть пару серий мультфильма для самых маленьких или программу «Спокойной ночи, малыши!» Этого вполне достаточно. Дети постарше должны проводить возле телевизора не больше 30-40 минут.

Во-вторых, родители должны позаботиться о том, что будет смотреть их ребенок и решить, стоит ли ему смотреть этот мультфильм или передачу. Так, например, пугливому ребенку не стоит смотреть на ночь мультфильмы, которые могут вызвать в нем чувство страха, лучше посмотреть что-нибудь спокойное.

В-третьих, родители, по возможности, должны смотреть телевизор вместе со своими детьми. Смотреть, обсуждать увиденное, интересоваться мнением ребенка. Можно использовать героев мультфильмов и передач для развития фантазии ребенка, предложив малышу придумать продолжение истории, которую вы только что посмотрели, а также нарисовать героев, написать им письмо. Например, можно узнать у ребенка, как по его мнению поступил бы тот или иной герой в определенных жизненных ситуациях.

Очень полезны передачи, в которых что-то предлагается сделать своими руками. Совместное с ребенком творчество очень важно в становлении внутрисемейных отношений.

Необходимо заботиться о том, чтобы телевизор не стал чем-то важным и значимым в жизни ребенка, чтобы он не воспринимал его, как единственное и легкодоступное развлечение. И уж тем более, нужно заботиться о том, чтобы телевизор не стал для ребенка фоном на котором он живет.

Когда смотреть телевизор - это самый простой вопрос . Время просмотра определяется родителями в зависимости от склада характера ребенка, семейных предпочтений, режима дня и общей занятости.

Специализированные детские каналы рассчитаны на детей разного возраста , можно найти передачи и мультфильмы, которые будут интересны разновозрастным детям , чтобы они могли их смотреть все вместе.

Подводя итоги, мы можем сказать, что телевизор - это ни хорошо и ни плохо, это инструмент. И как любой инструмент, использовать его нужно с умом.

В ежесуточном распределении времени телевидение занимает третье место после сна и трудовой деятельности. Если, в среднем, человек смотрит телевизор 3 часа в день, то к 75 годам своей жизни девять из них он проведёт перед голубым экраном.

Каждому современному человеку нужно знать, что телевизор усиливает воздействие электрического и энергетического сигнала в 25-30 тысяч раз. Вследствие чего сфокусированные зрачком лучи разрушают нервные клетки глазного дна и постепенно «выжигают» вещество головного мозга человека, то есть попросту отупляют.

Особенно вредно телевидение для детей . У детей и подростков, от постоянного сидения перед телевизором или компьютером, появляются головные боли, для которых видимых причин нет, происхождение боли неясно. Есть и другие признаки: головокружение, снижение памяти и умения сосредоточиться, слабость, повышенная утомляемость. Затем идёт постоянное снижение защитных сил человека (ослабление иммунитета).

Если ребёнок уже в раннем детстве по 2-3 часа в день смотрит телевизор или играет на компьютере, то у него к 5-7 годам могут начаться нервные тики, головные боли, припадки. Детское тело до 12-ти лет особо уязвимо для любых электромагнитных влияний. Обилие световых, звуковых раздражителей - это перегрузка для коры головного мозга. Как следствие у детей появляются невротические признаки: кто-то постоянно облизывает губы, кусает ногти, суёт руки в рот, а кто-то иногда бьётся в истерике по пустякам. В группу риска входят дети, пережившие на первом году жизни перинатальную энцефалопатию.

В комнате, где ребёнок спит или играет, не должно быть ни телевизора, ни компьютера. Смотреть телевизор ребёнок должен с расстояния БОЛЕЕ 3-Х МЕТРОВ. Если уж смотреть, то лучше смотреть телевизор вместе с детьми днём, и лучше - познавательные передачи длительностью 20-30 минут. Санитарные нормы разрешают смотреть телевизор детям до 5-ти лет по 25 минут В НЕДЕЛЮ, то есть - по пять минут в день! Биохимическое исследование крови взрослого человека показало, что просмотр ТВ в течение 15 минут снижает качество эритроцитов (способность переносить кислород) почти вдвое. Что же может твориться с иммунитетом детей после долгих телепрограмм?

Уже проверено, что если ставить телевизор с маленьким экраном перед постелью - появится «ломота в костях». Нельзя засыпать при включённом телевизоре - спящий человек не способен защититься от излучения и от потока отрицательных эмоций с экрана, отрицательной информации. Если ребёнок спит, а родители смотрят телевизор - он будет чувствовать и электромагнитное поле, и все отрицательные эмоции боевиков, детективов, драм, «ужастиков» и прочих «шедевров» ночных кинопоказов.

Но это только одна сторона воздействия телевизионной техники.

Для человека наиболее опасна телепсихотехнология. Воздействие достигается незаметно, посредством монотонных звуков, однотипных фраз-кувалд (то же происходит во время рок-концертов через микрофоны). В Болгарии под руководством профессора Лоданова, известного своей методикой ускоренного обучения иностранным языкам, проводился телеэксперимент. Для группы из 30 добровольцев был выбран щадящий режим воздействия - 15 минут. Телесеанс проводился по 1 разу в неделю. Первые достижения обнадёживали: улучшение памяти, всплеск восприятия. Но после 2-го сеанса у всех участников начались гормональные и иные нарушения, заметные только по показаниям приборов. Но после 5-го сеанса телесеанс запретили. Спустя 3-5 лет испытуемые тяжело заболели, а через 7 лет - умерли. У всех у них до этого опыта было отменное здоровье (Т.Г. Дичев «Зомби - рядом с нами». «Знания мира» № 6, 2001).

Западные психологи утверждают, что обыкновенные телефильмы настолько «заряжают» подсознание, что скоро это станет причиной многих психических болезней. Если зритель смотрит фильм со сценами насилия или ужасы, то только сознанием понимает, что это ложь, подсознательно всё воспринимается за чистую монету и переживается как действия, происходящие с самим человеком. А это значит - постоянный стресс. Особо усиливается воздействие в фильмах с компьютерной графикой. ТЕЛЕЭПИЛЕПСИЯ - сейчас вполне привычное медицинское понятие. Определение болезни таково: припадок вызывается чрезмерным потоком световых, лучевых и звуковых раздражителей. С голубых экранов телевизоров и дисплеев компьютеров нас атакуют сгустки тяжёлых микролептонов, которые могут разрывать ауру и внедряться в наше тонкое тело.

Чуть больше десятка лет назад канал ОРТ закупил более 100 серий японского мультфильма «Покемон» («Карманные монстры»), который был запрещён и в самой Японии, и во многих других странах. Весь мультфильм наполнен вспышками, мелькающими на экране, которые вызывают у детей психические расстройства и болезни глаз. В самой Японии в декабре 1997 года после просмотра очередной 30-ти минутной серии больше 10-ти тысяч детей заболели, а 700 детей были отправлены в больницы с признаками эпилепсии: судороги, прекращение дыхания, нарушение сердечного ритма. В Турции показ этого мультфильма был запрещён после того, как двое детей, подражая героям мультсериала, выбросились из окна. Прекрасно зная всё это, руководство ОРТ всё же решило закупить этот мультфильм, калеча наших детей.

Кроме этого, ещё недавно по утрам показывали потрясающий по своей глупости мультфильм про «телепузиков». Видимо, главная цель этого показа - воспитать с малых лет телезависимого человека. Человека, который только лишь прикоснулся к ценностям этого мира, уже видит своего любимого героя с телевизором в животе. Попробуйте объяснить вашему чаду, что телевизор смотреть вредно, притом даже с медицинской точки зрения. А ведь возраст, с которого начинают, по мнению создателей этой программы, смотреть телевизор дети - 6 месяцев. У детей в возрасте до 3-4 лет нет навыков самозащиты, поэтому их психика программируется. Более того, то, что происходит на экране - становится мечтой любого ребёнка: ничего не делать, гулять по полянкам и бегать друг за другом. Яркие цвета, отсутствие нравственного содержания, определённый музыкальный ритм, завораживающие компьютерные образы «притягивают» ребёнка к телевизору и служат для младенца сладкой приманкой. Один из создателей «Телепузиков», доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Е.Н. Сергиенко после очень неубедительных речей о полезности своего любимого мультсериала, говорил: «Телепузики» не ставят перед собой цели чему-либо обучить малыша. Цель сериала одна, и очень простая - дать матери хоть немного времени заняться собой или домашними делами». Куда уж более откровенно и цинично. Оказывается все эти разговоры про образование - ложь. Главная цель - доверить воспитание малыша телевизору, а самим заниматься своими делами. «Дети оттягиваются, родители отдыхают» - гласила реклама РТР. Родители, поленившись заняться своим ребёнком и посадившие его перед телеэкраном, вы уверены, что голос из этого прибора лучше вас воспитает вашего малыша?

Плоды чудовищных информационных проектов мы пожинаем уже сейчас. Тем более творцы нового порядка заинтересованы в воспитании с малых лет ещё более зависимых, инфантильных, космополитичных поколений. Нравственно здоровые люди, глубинным чутьём видящие во всех этих новшествах инородную занозу, пытаются сказать слово в защиту бедных детей, ставших жертвой очередного эксперимента. Таких выступлений становится всё больше, значит, есть ещё у нас надежда на будущее. Бог даст, и поумневшие родители будут воспитывать своих детишек не на мутантах с антенной в голове и телевизором в пузе, а на примере наших колобков, зайчиков, медведей, Снегурочек, Алёнушек, Иванов-царевичей и прочих героев добрых и умных народных сказок. Надо сказать, что и сами дети сегодня с большой радостью смотрят российские мультфильмы и сказки. А на вопрос взрослых: «Почему?» - отвечают просто: что наши мультфильмы добрые, а герои в них - красивые.

Чуть информации для взрослых по теме: «Трансляция сцен насилия и эротики каналами российского телевидения».

В 1997 году ЦСО РАО было проведено исследование, направленное на анализ трансляции сцен насилия и эротики по трём каналам телевидения. Исследованию подлежали утренние, дневные, вечерние и ночные передачи по каналам ОРТ, НТВ и ТВ-Центр.

Выделим ряд характерных выводов, сделанных после этого.

1. Исследование полученных материалов показывает нарастание показов сцен насилия и эротики от утреннего эфира к вечернему. Резко увеличивается агрессивность телепередач в конце трудовой недели (увеличение числа показа сцен насилия к концу недели в 2,4 раза). Наблюдаются различия и в частоте трансляций этих сцен по разным телевизионным каналам. Например, ТВ-Центр показывает сцены насилия и эротики в 2 раза чаще по сравнению с каналами ОРТ и НТВ.

Уже эти данные позволяют высказать, по меньшей мере, два существенных, на наш взгляд, соображения:
а) Показ сцен насилия и эротики достаточно чётко соответствует дневному и недельному жизненному ритму деятельности обычного человека. Можно отметить, что сцены насилия и эротики «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в то время, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (эти особенности подготовки ко сну многократно обсуждались в психологической литературе). Например - в вечерние часы. Что является особой техникой встраивания сцен насилия и эротики в фазу подготовки ко сну, и приводит к проработке в сновидениях личностных образцов и поведенческих моделей, воспринятых с телеэкрана (сходное объяснение было дано В.С. Собкиным и Е.О. Смирновой в 1986 году при анализе телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»). Иными словами, сцены насилия и эротики начинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне и переносятся в их сны.

б) Весьма существенно и то, что чаще всего сцены насилия и эротики представлены в художественной форме (каждая вторая сцена передаётся через художественные фильмы). Это даёт основание сделать вывод о том, что «упакованные» таким образом сцены усваиваются, по преимуществу, на аффективно-эмоциональном уровне. Иными словами, эти сцены переживаются, проживаются и остаются в подсознании зрителя. Таким образом, мы наблюдаем особую социокультурную технику работы телевидения по внедрению официально запрещённых норм и образцов поведения в массовое сознание.

То, что второе место по численности показов сцен насилия и эротики после художественных фильмов занимает реклама (каждая 5-я трансляция), также не случайно. Сами по себе эти сцены занимают весьма краткий отрезок времени и не успевают оцениваться критически на сознательном уровне, вследствие чего, они также мощно действуют на подсознание зрителя. Приведённые данные позволяют отметить ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ХАРАКТЕР этих сцен в рекламе, поскольку показывают, что «потребительский спрос» создаётся именно на подсознательном уровне с опорой на запрещённые образцы (агрессивный, сексуальный, жестокий и т.д.)

2. Более детальное исследование материалов показывает, что разные телевизионные каналы существенно отличаются в действиях друг от друга. Например, канал ТВ-Центр гораздо чаще, по сравнению с другими показывает сцены насилия и эротики через художественные фильмы - 66,4 %. Самая же агрессивная и эротическая реклама на канале ОРТ - 42,4 %. Наконец, НТВ и ТВ-Центр используют сцены насилия в хронике достаточно часто (соответственно: 16,9% и 15,5%).

3. Анализ видов насилия и того, по отношению к кому это насилие осуществляется, показывает, что наиболее распространённым на телеэкране видом агрессии является убийство. Например, доля убийств огнестрельным оружием составляет 20,4 % (каждая пятая сцена). Достаточно распространён и такой вид агрессии, как откровенное избиение.

Данные показывают, что телевизионный эфир весьма агрессивен, поскольку почти каждая 3-4 сцена заканчивается убийством, а каждая 12 - жестоким избиением. Особо исследовалась направленность агрессии. Материалы показывают, что агрессия мужчины по отношению к мужчине составляет 37,2%. Насилие мужчины по отношению к женщине характерно для каждого 6-го случая. Каждый 10-й случай - это агрессия женщины по отношению к мужчине. Наконец, следует отметить, что достаточно широко на телеэкране представлены межгрупповые действия (групповые драки, убийства и т.д.).

Действия мужчины по отношению к женщине носят иной характер. Эротические действия и половой акт составляют более половины (50,6%). Удары и избиение наблюдаются в каждом 10-м случае (9,8%). Мужчины и женщины также достаточно часто убивают друг друга; наконец, женщины в 3 раза чаще оскорбляют мужчин (20,8%).

Если отметить действия женщины по отношению к женщине, то здесь обнаруживается весьма своеобразная линия поведения, отличная от описанных выше. В действиях женщины по отношению к женщине преобладают оскорбления (50% случаев). Всё чаще стали появляться на экране женские драки, избиения и прямые убийства. В тоже время присутствует такой особый вид агрессии, как доведение своей жертвы до самоубийства. Зато эротические лесбийские сцены весьма распространены - 33,4%.

По сути, мы можем сделать вывод о СНЯТИИ ЗАПРЕТА НА ФИЗИЧЕСОКЕ НАСИЛИЕ на телеэкране.

4. Если вернуться к анализу передач различных телевещательных каналов, то можно заметить, что более всего убийства распространены на канале НТВ - 39,3 %. Словесные оскорбления примерно поровну распределены на всех каналах. В то же время, жестокие избиения существенно чаще присутствуют на каналах ОРТ и ТВ-Центр (соответственно: 15,3% и 16,4%). Сцены откровенной эротики более часто встречаются на канале ТВ-Центр - 17,6%. Непосредственный показ полового акта наиболее распространён на канале НТВ - 8,5%

5. Достаточный интерес представляет исследование распределения видов агрессивных и эротических действий по суточному циклу телетрансляций. Утро отечественного телезрителя начинается с довольно большой доли оскорблений (36,9% от всех оскорблений, транслируемых по телеканалам в течение суток). Но словесными оскорблениями наше утро не ограничивается. Четверть всех драк приходится на утренние часы, да и каждое 6-е «телеубийство» мы видим тоже утром. Как это ни покажется странным, количество убийств возрастает в дневных передачах и, что, пожалуй, самое существенное, - половина эротических сцен (43,4%) - приходится именно на дневной эфир. Это «хорошая разрядка» для наших пенсионеров и домохозяек и прекрасный фон для приготовления домашних заданий школьникам, вернувшимся из школы (к тому же и родители чаще всего в это время отсутствуют). А что же вечером? Количество убийств, конечно, возрастает, но преобладают в это время аварии, катастрофы, бедствия. Приятно, сидя у телеэкрана, сознавать, что лично ты в безопасности.

Ночной эфир предельно прост. Здесь снимается цензура и 75% всех показов полового акта приходится именно на это время, и будем надеяться, что дети и подростки в это время уже спят».
(Текст приводится по материалам В.С. Собкина, Н.И. Кузнецовой «Российский подросток 90-х: Движение в зону риска»).

«В нашем кинопрокате американских фильмов - 87%, европейских - 6,1%, российских - 5,6 %» - это слова бывшего министра культуры Швыдкова («Эхо дня», 15.08.2003. Екатеринбург).

Новости Партнеров

У вас в доме появился ребенок? С этим знаменательным событием придется многое поменять в своем распорядке дня. Особое внимание следует уделить просмотру телевизора. На первый взгляд кроха с большим интересом наблюдает за мельканием на экране, отвлекается и затихает. Такой эффект нравится родителям, которые могут заняться в это время своими делами. Однако в первую очередь нужно проконсультироваться у врача и выяснить, можно ли грудничку смотреть телевизор.

Мнение педиатров

Очень часто у каждого врача есть собственный взгляд на ряд вопросов, касающихся профилактики и лечения. Однако говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, они проявляют удивительную солидарность. До года включать голубой экран в комнате, где находится малыш, не рекомендуется. Постарайтесь делать свои дела в то время, когда малыш отдыхает, а просматривать любимые телепередачи вечером, когда кроха спит в своей кроватке. Однако мамы часто не соблюдают эти рекомендации и при каждом удобном случае предлагают ребенку посмотреть яркий мультик. Почему не стоит этого делать, мы с вами сейчас и поговорим.

Раннее развитие

Говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, очень важно вспомнить физиологию. Ведущие нейропсихологи авторитетно заявляют, что просмотр телепередач до года тормозит развитие и вызывает зависимость. Вам кажется, что ребенок еще не понимает происходящее на экране, а многие полагают, что смена ярких картинок, наоборот, действует на него положительно, так как стимулирует работу головного мозга. На самом деле это не так. Конечно, белые стены не стимулируют развитие, однако существует множество картинок-стимулов или игрушек, которые можно чередовать между собой. А вот динамичная картинка со звуковым рядом, на которую дети всегда обращают внимание, вызывает переутомление и истощение нервной системы.

Что взамен

Как видите, ответ на вопрос о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, однозначно отрицательный. Несмотря на то что малыш не улавливает смысл, ему нравится разноцветное мигание. Однако никакой пользы такой просмотр не дает. Телевизор является сильнейшим эмоциональным раздражителем, поэтому не удивляйтесь, если кроха начнет часто просыпаться но ночам.

До года жизнь ребенка должна быть очень насыщенной. Мозг растет и требует пищи для своего развития. Поэтому очень важно покупать познавательные игрушки, с которыми можно построить некоторый смысловой ряд. Но наиболее полезно слушать музыку. Она учит чувству ритма, а значит, очень скоро кроха начнет двигаться в такт и пытаться подпевать. Поэтому музыка может играть дома практически постоянно.

Опасности

Конечно, стремление родителей включить голубой экран понятно. У них есть много дел по дому, встречи и друзья, проблемы, на решение которых нужно время. Однако с каждым днем время, которое малыш проводит перед телевизором, становится все больше. Двухмесячный ребенок может целый день лежать и смотреть на мелькание образов на экране, пока мама крутится по делам. В результате нормальное общение с малышом сводится к минимуму, то есть ограничивается гигиеническими процедурами и кормлением. Ситуация далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Ребенок растет обделенным в общении, а значит, его развитие сильно отстает от возрастной нормы. У малыша не развивается моторика, запаздывает речь.

Основной вред

Он заключается в том, как видят новорожденные дети мелькания на экране. Как только включается красочный мультик, на ребенка обрушивается ливень из несвязных образов и оглушительного звукового ряда. При этом общего смысла в силу возраста он уловить не может. Непосредственно же сама вредность зависит от длительности воздействия раздражителя. Чем больше времени малыш остается перед голубым экраном, тем более это опасно для его здоровья. Так как видят новорожденные дети не осмысленную картинку, а лишь ряд образов, внимание быстро притупляется. В результате мы имеем синдром дефицита внимания, а также низкий его уровень. В последнее время это стало настоящей проблемой поколения.

Сегодня специалисты постоянно проводят исследования, изучая влияние телевизора на ребенка. В результате они все больше приходят к мнению, что чем меньше малыш будет проводить времени в комнате с работающими приборами, тем лучше для его здоровья. Пока не является доказанным фактом, но есть предположения, что телевизор отрицательно влияет на соматику Частое нахождение вблизи работающего прибора провоцирует нарушение зрения и работы пищеварительной системы. На сегодняшний день проводятся многочисленные исследования на мелких домашних животных. Это хомячки, морские свинки и декоративные птички. Постоянное нахождение в комнате с работающим телевизором угнетающе действует на их организм, вызывая преждевременную гибель. Конечно, животные и человек сильно отличаются между собой. Однако лучше не рисковать здоровьем своего малыша.

После года

Ребенок растет, ему уже идет второй год, и теперь он уже вполне в состоянии сам пользоваться пультом. Однако подождите передавать ему контроль. После года педиатры разрешают показывать деткам мультики, которые предназначены для детей этого возраста. Это обычно короткие сюжеты, не слишком яркие и не перегруженные эмоционально. Практически все они содержат короткие песенки. Часто качественный развивающий материал включает демонстрацию картинок животных и птиц, букв и цифр, объектов окружающего мира. Двухлетний, равно как и двухмесячный, ребенок нуждается в постоянном общении с матерью, он должен чувствовать тепло рук, ласковый голос каждый день, а не от случая к случаю.

После двух лет

Ребенок и телевизор - это проблема, которая появилась только в наше время. Еще сравнительно недавно на голубых экранах можно было утром посмотреть новости, затем один короткий мультик, а после до вечера ничего, кроме сетки, не транслировалось. Вечером для детей шла программа «Спокойной ночи» и показывался короткий мультик. А сегодня у каждого большой пакет кабельного телевидения, где как минимум 2-3 канала целый день крутят мультики. Плюс неограниченный доступ к интернет-ресурсам. Поэтому задача родителей - контролировать своих детей.

После двух лет допустимо в день смотреть мультики не более 30 минут в день. Обязательно каждый просмотр должен иметь определенную тематику. После чего обязательно обсудите увиденное, нарисуйте героев и придумайте им свои имена. Можно вырезать каждого и поставить мини-спектакль. Только так просмотр мультиков будет не только безопасным, но и полезным.

Прочитав нашу статью, вы поймете, что в одной квартире могут вполне мирно уживаться ребенок и телевизор, нужно только правильно руководить распорядком дня, а также соблюдать ряд рекомендаций. Во время просмотра расстояние до голубого экрана должно составлять не менее двух метров. Вечером желательно его не включать совсем, а если свободное время выпадает только на это время суток, то обязательно включайте свет. Иначе нагрузка на хрусталики будет слишком высокой.

Второй момент: нельзя кормить малыша за просмотром мультика. Дети очень быстро к этому привыкают и скоро откажутся принимать пищу без интересной серии. Помимо этого, нужно учитывать, что во время просмотра телевизора мозг ребенка занят, а значит, происходит нарушение пищевого поведения, и полученные полезные вещества не усвоятся так, как нужно.

Если ребенок смотрит телевизор в разное время, ему будет сложно выработать определенный режим. И снова на ум приходит опыт советского телевидения. По выходным дням, утром, показывали одну серию интересного мультика, а по будням был только короткий вечерний показ перед сном. Все ребята прекрасно знали распорядок и ждали определенного времени. Попробуйте установить у себя дома такую же систему, например включать телевизор или компьютер утром, когда малыш только встал и хорошо концентрирует внимание.

Как отучить ребенка от вредной привычки

К сожалению, большинство родителей поздно понимают, что ребенок стал проводить перед голубым экраном слишком много времени. А ведь беду можно предотвратить, если вы будете знать, что можно грудничку. Чем больше вы будете проводить времени на свежем воздухе, гулять в парке, играть в ладушки и другие детские игры, петь ему песенки и рассказывать сказки, тем здоровее будет расти малыш. Упустив время, отучить от волшебного ящика уже не так просто. В принципе, у этой проблемы лишь одно решение. Нужно как можно реже включать телевизор или компьютер самому и помочь ребенку оптимизировать свой досуг, наполнить его интересными занятиями.

Рано или поздно, хотите вы этого или нет – но то ли пассивно, то ли целенаправленно ваш ребёнок начинает проявлять интерес к телевизору. Ему нравится просмотр различных передач, мультфильмов, кинофильмов. Естественно, родители задумываются о том, чтобы приобрести ребёнку отдельный телевизор. Ни для кого не секрет, что влияние телевизора может быть как позитивным, так и негативным. А значит следует определиться – стоит ли покупать вообще ребенку телевизор? Как телевизор влияет на ребенка? Следует учесть все факторы, чтобы сделать правильный выбор.

Влияние телевизора на детей

  • Первое, на что опираются родители, делая ставку на приобретение отдельного телевизора для ребёнка – это его занятость, а соответственно вы спокойно можете заниматься своими делами, не волнуясь, что ребёнок будет постоянно мешать и отвлекать.

Это в основном касается молодых мам, которые сидят дома . С появлением детей, в возникают проблемы . Очень много дел накапливается, но с маленьким ребёнком, которому постоянно необходимо внимание справляться со всеми делами довольно-таки тяжело. На помощь приходит телевизор с мультиками, музыкальными программами и т. д. Вот тут некоторые мамы забывают о нормах, определяющих временные интервалы нахождения ребёнка у телевизора. А также о том, как телевизор влияет на детей.

  • Мнения специалистов, относительно времени нахождения ребёнка у экрана – расходятся, но не очень значительно. Одни считают – что можно по 2 часа в день смотреть, другие в один голос утверждают – одного часа очень много. В любом случае, вам самим решать сколько времени ваш ребенок будет находиться у экрана. Контролируйте влияние телевизора на вашего ребенка. Никто кроме вас этого не сделает.
  • Самая распространённая ошибка многих родителей – когда телевизор работает в фоновом режиме. Получается его никто не смотрит, в том числе и ребёнок, потому что каждый занимается своими делами. Наряду с отрицательными моментами в использовании, телевизора, как няньки, есть и положительная сторона – просмотр телепередач, мультфильмов, познавательных детских программ – значительно ускоряют развитие кругозора малышей. С помощью телевизора они познают мир.
  • Сейчас, в век цифровых технологий, невозможного нет – так как и установка телевизионного приёмника в автомобиле. Может, он и скоротает ваше время и займёт ребёнка, когда вы стоите в пробке – но думаю объяснять не надо что такие вещи отвлекают водителя, и безопасность движения становится под угрозу. В этом вопросе также учитывайте влияние телевизора на детей.

Тем более достаточно того, что смотрит телевизор дома. Все же стоит общаться с ребёнком напрямую – рассказывать ему об окружающем его мире, показывать природу, животных. Не стоит забывать о книгах, которые родители в последнее время очень мало используют как обучающий и развивающий материал.

  • Не стоит забывать о влиянии телевизора на зрение детей. Длительный просмотр телепередач даёт очень большую нагрузку для глаз. При покупке телевизора стоит учитывать и размеры экрана. Маленький экран так же плох, как и очень большой. И, вообще, следует постоянно контролировать на каком расстоянии ребёнок смотрит телевизор. Оно, должно быть, не менее двух метров.
  • Нервная система малыша также подвержена приличной нагрузке во время просмотра. Здесь, по мнению специалистов, телевизор очень сильно влияет на ребенка. Имеется в виду просмотра «диких» телепередач, способных разрушать ещё слабую психику малыша. Исключите из просмотра передачи и фильмы, где присутствуют сцены насилия, сцены сексуальных отношений, потому что это вызывает агрессию у ребенка.

Как защитить ребенка от телевизора

Рано или поздно, но вам придётся установить пароль на включение телевизора, дабы исключить возможность включения телевизора по желанию ребёнка. Если таковой установлен в детской комнате, позаботьтесь о том, чтобы там были только детские каналы. А еще лучше всего приобрести приставку, для просмотра видео. Или запастись дисками детской тематики – фильмы, мультфильмы, познавательные передачи, чтобы у вас была альтернатива телевизору.

Напоследок хочется сказать – не надейтесь на телевизор, как на няньку для вашего ребёнка. Старайтесь больше с ним разговаривать, показывать, объяснять. Живое общение только сблизит вас с малышом и никакой телевизор не способен заменить живого общения. Тогда ваши дети будут расти развитыми и приспособленными к жизни. А не рабами телевизора, как большинство вокруг. Так ваша

Введение

Несомненно, СМИ играют огромную роль в жизни людей - это и источник информации, и средство общения.

Однако в последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (и в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь осуществляет телевидение. Телевизор становится для ребенка или подростка основным источником информации.

Информация, распространяемая СМИ, чаще всего заключается в рассказах о банкирах, рэкетирах, киллерах, топ моделях. Самые популярные передачи - передачи развлекательно-игрового характера. Они не приучают размышлять, тонко чувствовать, пробуждают низменное, разрушительное, животное начало в человеке, а не высокое, нравственное, духовное. Анализ современного информационного пространства показал, что большинство коммерческих каналов показывают исключительно боевики и эротику вперемежку с рекламой. На этом и воспитываются сейчас дети.

Влияние телевидения на детей

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 - 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.

Например, специалисты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов, а на уроках около 11 тысяч часов, то есть значительно меньше времени, чем перед экранами телевизоров. За это время они видят примерно 13 тысяч случаев насильственной смерти.

Телевизор рассказывает или показывает ребенку больше “сообщений”, чем родители, друзья или учителя и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше чем родным и близким. А современное отечественное телевидение для привлечения внимания широкой публики и получение больших прибылей от рекламы склонно транслировать насильственные или эротические сюжеты, пробуждая самые низкие инстинкты человека.

Если взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным. Ребенок часто эти телевизионные схемы воспринимает как план для подражания в реальной жизни и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели -- ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь того, к чему стремишься законными методами, то не страшно в чем-то переступить границу; если ты богатый и сильный -- закон для тебя не писан. В результате имеем привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем - насильственный, и формирование весьма странных идеалов или образцов для наследования. Данные социологического исследования канд. псих. наук О.Ю. Дроздова (Ин-т психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины) показывают что 58% молодежи стремится копировать поведение телегероев, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% молодежи вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев.

Особенно опасно показывать фильмы со сценами насилия или разврата и агрессивные мультфильмы маленьким детям. Например, когда двохлетним детям показали «Том и Джерри», то после мультфильма они начали драться маленькими табуреточками, которые были в комнате, копируя героев. А некоторые дети могут взять молоток или нож, как герои этих мультиков и ударить другого ребенка или даже взрослого. Четырехлетний ребенок начал бить кулачками своих родных после просмотра «Матрицы», так как он увидел, что хороший Нео долгое время бился с плохими «дядями». Исследователи выяснили, что дети, которые осуществили преступление, покалечив других детей во время игры, вообще не понимают, что такое боль живого существа и сопереживание, так как они не могут поставить себя на место того ребенка, которому они нанесли ущерб, так как родители их этому не научили, а мультфильмы наоборот показывали, как «прикольно» наносить боль другому существу или человеку, как это показано в «Том и Джерри».

К сожалению значительная часть зарубежных мультфильмов наполнены агрессивными или аморальными сценами: разнообразные покемоны и киборги, которые постоянно уничтожают друг друга.

Поэтому подобные мультфильмы детям нельзя показывать ни в коем случае, а у нас они транслируются ежедневно, есть даже специальные каналы, большей частью наполненные подобной продукцией.

Результаты можно наблюдать в реальной жизни.

Барселона. Трое подростков решили повторить трюк, который они увидели по телевидению и поздно вечером натянули через улицу пластиковый шнур и наблюдали как он перерезал горло мотоциклисту.

Лондон. Двое шестилетних мальчика полностью разрушили дом своих соседей, чтобы повторить телепередачу и заслужить премию. В детский передачи предлагалось самым оригинальным способом разрушить построенный в телестудии дом.

Осло. Группа 5-6 летних детей игралась в черепашки - ниндзя и насмерть забила одну из девочек.

Валенсия. 20-летний юноша, переодевшись черепашкой -ниндзя залез в соседний дом и зарезал супругов и их дочь.

И таких случаев становится все больше, так как ради зрелищности и наживы телекомпании часто пренебрегают моральными нормами и переходят разрешенные границы. В США был такой случай. Утром 1 мая 1998 года большинство американских телекомпаний прервали трансляцию детских передач и в прямом эфире начали показывать самоубийство на улице Лос Анжелеса мужчины, который узнал что он болен СПИДом. И большинство детей были вынуждено смотреть как этот мужчина бегал с ружьем, угрожая другим, а потом выстрелил себе в голову, залив собственной кровью часть улицы. Телекомпании позже попросили извинения у родителей, но ситуации это не меняет и последствия мы уже наблюдаем сегодня, когда почти ежемесячно передают новости, что тот или иной школьник или студент застрелил своих одноклассников или учителей или просто незнакомых людей, так как им поставили плохую оценку или обидели и они таким образом разплачиваются за оскорбление.