Конспект нод по развитию речи. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе«Мир сказок
Конспект НОД по развитию речи
«Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого)
Задачи:
Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, развивать монологическую и диалогическую речь, познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала, развивать слуховую память
Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация); словесный (чтение, обсуждение); игровой (физкультминутка, сюрпризный момент)
Предварительная работа: работа над пословицами о труде, добре и зле, разучивание физкультминуток
Проведение НОД
Организационный момент
В.: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Вводная беседа с детьми (название темы, цель)
Основная часть
Сюрпризный момент: Яблоня с волшебными яблоками
В.: Ребята, посмотрите, какое волшебное дерево выросло у нас в группе. А на нем волшебные яблочки. Давайте посмотрим, что же там!
Воспитатель отрывает яблочко и читает загадки:
В.: Ребята, а на волшебных яблочках загадки! Давайте же их разгадаем!
Кто попался на зубок?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался (Колобок)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной
Он сам того не ведая,
несет ее домой!
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь?
Названье этой сказки (Маша и медведь)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
У брата с сестрой
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге:
Волшебная печка, молочная речка
И яблонька в трудной дороге (Гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)
В.: Молодцы, ребята! Как много сказок вы знаете! А сейчас я приглашаю вас на нашу выставку. Какие книги вы здесь видите? Правильно, сказки! А как вы догадались? (по иллюстрациям). Сегодня я познакомлю вас с новой русской народной сказкой «Хаврошечка». Вы хотите познакомиться с этой сказкой? Для этого нам нужно позвонить в колокольчик и тогда мы перенесемся в сказку!(Колокольчик) Давайте сядем на стульчики!
В.: Русскую народную сказку «Хаврошечка» сочинил русский народ давным – давно. А услышал ее от народа великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова, некоторые мы уже не употребляем в нашей речи, но я обязательно вам их объясню
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
В.: Ребята, мы немного устали. Давайте с вами отдохнем!
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем -
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
В.: Вопросы по сказке «Хаврошечка»
Ребята, а вам понравилась сказка?
А как она называется?
К каким людям попала Хаврошечка?
Сколько было дочерей и как их звали?
А какими они были?
А что делала Хаврошечка?
Кто помогал Хаврошечке?
Что она помогала ей делать?
Что при этом говорила?
Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
А что сделала Хаврошечка?
Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше?
Конспект занятия (НОД)
по развитию речи
в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 6-7 лет
«Путешествие в Страну правильной речи»
(образовательная область «Речевое развитие»)
Воспитатель: Плотникова А.В.
г. Нижний Новгород
Цель: формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей обозначать детенышей домашних животных, соотносить названия домашних животных и их детенышей. Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных и в словообразовании.
Развивающие:
Развивать у детей умение составлять сложноподчиненные предложения.
Развивать у детей элементы логического мышления, умение строить причинно - следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание выполнять задания, умение работать в паре, в коллективе.
Методические приемы: игровая проблемная мотивация, вопросы-задания, наглядный прием, работа в паре, поощрения.
Материал:
кассета со звуковым письмом, карта «Страны правильной речи»; картинки с детенышами домашних животных на магнитах, картинка с домашними животными; карточки с картинками, изображающими несклоняемые существительные; карточки к заданию «Угадай зверя»; карточки к заданиям «Что во что кладут» и «Каким бывает сок?»; картинки к заданию «Что происходит на картинках и почему?»; нарисованный Почетный орден «Мудрецам правильной речи»; изображение Мудрой Совы; мольберт, магнитная доска, магниты.
Ход занятия:
Ребята, сегодня почтальон принес нам бандероль. Предлагаю открыть ее и посмотреть, что в ней.
Дети с воспитателем находят в бандероли кассету и карту.
Ребята, я предлагаю прослушать кассету:
«Дорогие друзья, приглашаю вас в Страну правильной речи. Если вы пройдете все ступени испытаний, то попадете ко мне - Мудрой Сове, и я вручу вам Почетный орден «Мудрецы правильной речи». Высылаю вам карту, которая поможет пройти испытания и приведет вас к моему Замку.
Желаю успехов. Мудрая Сова».
Предлагаю рассмотреть карту. Как вы думаете, что обозначают цифры на пути нашего следования? (остановки, станции). Что обозначают кружочки с разными видами транспорта? (транспорт, на котором будем передвигаться).
Прежде, чем начать путешествие, карта показывает, что мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что обозначает эта картинка (с изображением рта и языка)? (ответ детей: она обозначает, что надо сделать гимнастику для язычка).
Правильно, надо выполнить гимнастику для языка.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Теперь отправляемся в путь. На чем мы поедем? (ответ детей: на велосипеде). Как вы думаете, почему? (ответ детей: узкая дорожка, извилистая, на другом транспорте нельзя проехать). А отправляемся мы на Лесную полянку (Задание № 1 на карте).
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором картинки: лес, в котором гуляют детеныши домашних животных (на магнитах), и двор, по которому гуляют домашние животные (взрослые, так же на магнитах).
Ребята, куда мы попали? (в лес). Посмотрите, кто здесь гуляет? (ответ детей: детеныши домашних животных). Разве можно детенышам гулять одним в лесу? Что может с ними случиться? Чем мы можем им помочь? (ответ детей: помочь им найти своих мам, отправить их гулять на двор).
Это и есть первое задание «Помоги детенышу найти свою маму».
(Проверяем выполненное задание с детьми).
Молодцы! Теперь мы спокойны за детенышей, которые гуляют по двору со своими мамами.
Пройдем к карте и узнаем, какое задание нас ожидает сейчас. (Читаем на карте: задание № 2«Упрямые слова» ).
Как вы думаете, что это за упрямые слова? Объясните. (Ответ детей: это слова, которые не изменяются)
Предлагаю всем взять по карточке. Надо правильно назвать упрямые слова. Я буду читать предложение, а вы должны закончить его, вставив нужное слово. Заканчивает тот, у кого на карточке изображено это слово. (Например: «По утрам многие люди пьют вкусный, ароматный … кофе », «Пианист играет на … пианино »).
Мы все слова назвали правильно и можем продолжить свое путешествие. Подойдем к карте и посмотрим, на чем мы его продолжим, и какое испытание нас ожидает дальше. (Ответ детей: мы поплывем на пароходе).
Задание № 3 «Угадай зверя».
Это не просто задание, а игра - загадка.
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, взять карточки и узнать зверей: по цвету шерсти «Чья шерсть?», по ушам «Чьи это уши?», по хвостам «Чьи хвосты?».
Дети по очереди называют свои ответы.
Хорошо, и с этим заданием справились. Можно двигаться дальше? Карта подсказывает, на чем мы поедем дальше (на поезде, ведь впереди железная дорога).
Задание № 4 «Назови правильно».
Чтобы выполнить задание № 4, мы должны разделиться на две команды. Первая команда выполняет задание «Что во что кладут», а вторая команда выполняет задание «Каким бывает сок?».
Команды по очереди объясняют выполненные задания.
Подойдем к карте и узнаем, насколько мы приблизились к Замку Мудрой Совы, и какое задание нас ждет впереди.
Дети с воспитателем читают название последнего задания № 5 «Что происходит и почему?».
Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что происходит на них и почему?
Дети составляют сложноподчиненные предложения. (Например: «Сосульки тают, потому что ярко светит солнце» ).
Вот мы и подошли к Замку Мудрой Совы.
Воспитатель предлагает постучаться к ней в Замок.
Появляется Мудрая Сова: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Расскажите мне, как вы добирались по маршруту, помогла ли вам моя карта? Какое задание было для вас трудным? А кто легко справился с заданиями? Какое задание вам понравилось? Вы достойно справились со всеми испытаниями, и я награждаю вас Почетным орденом «Мудрецы правильной речи». Желаю вам дальнейших успехов».
ГБДОУ детский сад №40
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с ЗПР
Конспект занятия "Домашние животные"
Составила: Кривцова Н.А.
Программное содержание:
-Закрепление представлений о домашних животных и их детёнышах, об их внешнем виде, образе жизни и повадках;
-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»;
-Совершенствование грамматического строя речи (употребление
существительных с суффиксами –онок-, -енок-;
-Формирование навыков в образовании притяжательных прилагательных;
Упражнение в употреблении простых предлогов;
-Развивитие слухового и зрительного внимания, мышления,
-Обогащение словаря детей;
-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности;
-Воспитание любви и бережного отношения к домашним животным;
Оборудование
:
Наборное полотно, магнитофон, диск с записью голосов домашних животных и их детёнышей, маски – шапочки, конверты с разрезными картинками; предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, картина «Скотный двор».
Предварительная работа:
- Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные;
-Разучивание пальчиковой игры «Детёныши»;
-Формирование понятий: «конюшня», «свинарник», «коровник», «овчарня» на индивидуальных занятиях.
Ход НОД:
Организационный момент:
Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить2-3раза).
Основная часть:
Воспитатель приглашает детей занять места за столиком, включает магнитофон (звучит запись «Голоса животных»).
-Где мы с вами побывали? Что там услышали? (дети отвечают)
-Перечислите животных, чьи голоса мы услышали (дети отвечают).
-Правильно, мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки,кошки.
А давайте мы превратимся в домашниж животных и изобразим их голоса.
(Воспитатель раздаёт маски-шапочки животных, и дети имитируют голоса своего животного, а затем все вместе повторяют).
-Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.
Беседа о домашних животных с опорой на картинку «Скотный двор».
-Как их всех можно назвать?
-Почему их называют домашними животными?
-Расскажите, что у животных есть?
-Чем покрыто туловище?
- Где живут домашние животные?
-Почему?
-Люди ухаживают за ними, строят жилища, заботятся о них, потому что они приносят пользу.
Игра «Найди животных»
Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).
- Дети обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете почему?
-Потому, что они потеряли своих детёнышей.
Игра с мячом «Назови детёныша»
-Посмотрите вокруг и помогите домашним животным найти своих малышей.
-Когда найдёте детёныша своего животного возьмите фигурку и пройдите на свои места.
-А теперь расскажите о том, где прятались детёныши.
-Телёнок прятался за деревом.
-Ягнёнок спрятался на мостике.
-Козлёнок спрятался за кустом.
-Кролик сидел в ящике.
-Поставьте фигурки животных и их детёнышей на стол.
Игра «Собери картинку и расскажи о животном по мнемотаблице»
Развитие зрительного гнозиса-конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики рук. Расширение и уточнения словаря
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему
«Путешествие по сказке «Теремок»»
для детей старшего дошкольного возраста
Курбанова Айша Кадиевна
воспитатель МБДОУ № 1 «Аленушка»
г. Константиновск, Ростовская область
Цель: развитие связнойречи в процессе диалога персонажей сказки «Теремок»
Задачи:
Развивающие:
1. Продолжать развивать речь как средство общения, помогать детям активно, правильно в точном соответствии со смыслом употреблять слова.
2. Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умение придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.
Обучающие:
1.Создавать условия для обучения детей пересказа текста знакомой сказки с добавлением нового материала.
2.Формировать умение чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета.
3.Продолжать работу по совершенствованию умения согласовывать слова в предложениях, существительного с числительным.
4. Обогатить представления детей о диких животных (отмечать характерные признаки представителей животных).
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться и заниматься сообща.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальное восприятие.
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок» (различные варианты: народные и авторские); рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята я знаю, что вы любите и знаете много сказок. Я предлагаю, вам отправиться в хорошо знакомую сказку, а в какую вы догадаетесь сами. Ну что готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Закройте глаза и не подсматривайте.
За ступенькою ступенька – станет лесенка.
Слово к слову ставь складненько – будет песенка.
А колечко на колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко – будет сказочка.
В это время младший воспитатель ставит импровизированный теремок, расставляет декорации, а воспитатель одевает на головы детей маски персонажей сказки.
Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, что изменилось и что появилось? В кого вы превратились? (дети отвечают)
А как вы думаете, из какой сказки эти герои?
Дети: из сказки «Теремок».
Воспитатель: Я предлагаюобыграть эту сказку, но только добавим в нее загадки, счет, изучение грамоте и конструирование. А еще наши герои должны рассказать о себе:какое это животное - дикое или домашнее, где оно живет и чем питается.Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем!
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, Курочка бежит.
Курочка: Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,
Кто в теремочке живет
Кто, кто в невысоком живет?
Воспитатель: Никто курочке не ответил
Зашла курочка в теремок,
Курочка расскажи нам о себе.
Курочка: Я, курочка – хохлатка, домашняя птица, живу в курятнике, моих деток зовут цыплята. Питаюсь червяками, зернами.
Воспитатель: А это кто?
Цыпленок: Я цыпленок маленький. Когда вырасту, я стану большим, как мама – курица.
Воспитатель: Стали они жить вдвоем
В теремочке небольшом
Пляшут, песенки поют.
И гостей конечно ждут.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, ежик бежит.
У дверей остановился и пыхтит:
Ежик: Пых – пых – пых,
Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я, курочка – хохлатка
Цыпленок: Я цыпленок маленький
Вместе: А ты кто?
Ежик: Я ежик колючий бочок.
Пустите меня к себе.
Курочка:
Ежик: Я ежик колючий, дикое животное,
Живу в лесу, в гнезде из сухой травы,
Питаюсь мышами, грибами.
Моих деток зовут ежата.
Все ежи зимой спят.
Курочка: А что ты умеешь делать?
Ежик: Я все умею делать, а лучше всего умею считать.
Курочка: Сейчас мы это проверим.
Отгадай загадку: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту,
Огурчик, помидорчик, свеклу, морковку, лук и редиску.
Сколько овощей принесла хозяйка с базара?
Ежик: (считает и говорит) 8 овощей принесла хозяйка.
Курочка: Хорошо считаешь.
Воспитатель: А теперь я проверю, как вы знаете цифры (ежик, какая эта цифра 8, курочка, а эта какая цифра 6, а ты малыш знаешь какая эта цифра 4).
Стали они жить втроем в теремке.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, лисонька бежит.
У дверей остановилась и кричит.
Лиса: Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я, курочка – хохлатка,
Цыпленок: А я цыпленок.
Ежик: Я ежик колючий бочок
Вместе: А ты кто?
Лиса: А я лисичка – сестричка.
Пустите меня к себе.
Ежик: А ты сначала расскажи о себе.
Лиса: Я лисичка – рыжая, живу в лесу, в норе.
Питаюсь мышами, зайцами.
Моих деток зовут лисята.
Ежик: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я хитрая и умная, знаю все буквы.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Подойди к доске покажи и назови из каких букв состоит слово «Лиса».
Лиса показывает буквы: (Л, И, С, А)
Воспитатель: Молодец умница.
Ежик: Заходи, будешь с нами жить.
Воспитатель: И стали они жить вчетвером
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, волк бежит,
У дверей остановился и стучит.
Волк: Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я курочка - хохлатка
Цыпленок: Я цыпленок.
Ежик: Я ежик колючий бочок
Лиса: Я лисичка – сестричка.
Вместе: А ты кто?
Волк: Я волчок – серый бочок.
Пустите меня к себе.
Лиса: А ты сначала расскажи о себе.
Волк: Я волчок серый – бочок,
Живу в лесу, питаюсь зайцами.
Моих деток зовут волчата.
Лиса: А что ты умеешь делать?
Волк: А я без ножниц и клея могу сделать различные предметы из бумаги.
Воспитатель: А ты можешь научить наших зверят.
Волк: Могу.
Воспитатель: Чему ты их научишь?
Волк: Делать самолет (сказка продолжается лиса говорит)
Лиса: Ты нам понравился будешь с нами жить.
Воспитатель: стали они жить впятером в теремке.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, медведь идет,
У дверей остановился и ревет.
Медведь: Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я курочка - хохлатка
Цыпленок: Я цыпленок.
Ежик: Я ежик колючий бочок
Лиса: Я лисичка – сестричка.
Волк: Я волчок – серый бочок,
Вместе: А ты кто?
Медведь: А я, медведь, живу в лесу.
Питаюсь корешками, ягодами, медом
Моих деток зовут медвежата.
Все медведи зимой спять.
Пустите меня в теремок жить.
Воспитатель: В теремок ты не спеши,
Зверята тебя знают,
Но в дом не приглашают
Теремок ты им сломаешь,
Разве сам не понимаешь?
Теремок наш очень мал,
Но, а ты большим уж стал.
Лучше мы тебе построим новый дом.
Вот посмотри, каким будет твой новый дом, нравиться?
Воспитатель показывает схему конструирования дома.
Медведь: «Да»
Воспитатель: звери выходите, будем строить по схеме новый дом для медведя.
Дети строят из геометрических фигур домик для медведя.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры мы использовали для построения дома.
Дети отвечают : куб, призма, параллелепипед, прямоугольник.
Ну что мишка нравиться тебе твой новый дом.
Медведь: Да, очень нравиться спасибо вам друзья.
Воспитатель: А ты хочешь, чтобы у тебя было красиво и уютно.
Медведь: Да, хочу.
Воспитатель: Зверята скажите, что нужно для этого
Дети: Нужно посадить дерево, цветы, выложить дорожку, построить забор.
Воспитатель: Давайте мы сделаем цветы, чтобы украсить домик. А из чего можно сделать цветы.
Дети: Из природного материала: каштана, фасоли, шишек, камней, скорлупы грецких орехов.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы и начинайте работать. Ой, какие красивые цветы вы сделали, давайте отнесем и украсим домик медведя.
Ну, как ребята понравилась вам наша сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: И мне она очень понравилась, особенно понравилось что вы у меня такие дружные и очень смекалистые. Спасибо вам за чудесную сказку, которая у нас получилась.