Конспект нод по развитию речи. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе«Мир сказок

Конспект НОД по развитию речи

«Русская народная сказка «Хаврошечка»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого)

Задачи:

Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, развивать монологическую и диалогическую речь, познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе

Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала, развивать слуховую память

Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация); словесный (чтение, обсуждение); игровой (физкультминутка, сюрпризный момент)

Предварительная работа: работа над пословицами о труде, добре и зле, разучивание физкультминуток

Проведение НОД

Организационный момент

В.: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Вводная беседа с детьми (название темы, цель)

Основная часть

Сюрпризный момент: Яблоня с волшебными яблоками

В.: Ребята, посмотрите, какое волшебное дерево выросло у нас в группе. А на нем волшебные яблочки. Давайте посмотрим, что же там!

Воспитатель отрывает яблочко и читает загадки:

В.: Ребята, а на волшебных яблочках загадки! Давайте же их разгадаем!

Кто попался на зубок?

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался (Колобок)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной

Он сам того не ведая,

несет ее домой!

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь?

Названье этой сказки (Маша и медведь)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

У брата с сестрой

Несчастье большое,

Но им не откажут в подмоге:

Волшебная печка, молочная речка

И яблонька в трудной дороге (Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

В.: Молодцы, ребята! Как много сказок вы знаете! А сейчас я приглашаю вас на нашу выставку. Какие книги вы здесь видите? Правильно, сказки! А как вы догадались? (по иллюстрациям). Сегодня я познакомлю вас с новой русской народной сказкой «Хаврошечка». Вы хотите познакомиться с этой сказкой? Для этого нам нужно позвонить в колокольчик и тогда мы перенесемся в сказку!(Колокольчик) Давайте сядем на стульчики!

В.: Русскую народную сказку «Хаврошечка» сочинил русский народ давным – давно. А услышал ее от народа великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова, некоторые мы уже не употребляем в нашей речи, но я обязательно вам их объясню

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

В.: Ребята, мы немного устали. Давайте с вами отдохнем!

Физкультминутка

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем -
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)

В.: Вопросы по сказке «Хаврошечка»

Ребята, а вам понравилась сказка?

А как она называется?

К каким людям попала Хаврошечка?

Сколько было дочерей и как их звали?

А какими они были?

А что делала Хаврошечка?

Кто помогал Хаврошечке?

Что она помогала ей делать?

Что при этом говорила?

Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?

А что сделала Хаврошечка?

Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше?

Конспект занятия (НОД)

по развитию речи

в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 6-7 лет

«Путешествие в Страну правильной речи»

(образовательная область «Речевое развитие»)

Воспитатель: Плотникова А.В.

г. Нижний Новгород

Цель: формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить детей обозначать детенышей домашних животных, соотносить названия домашних животных и их детенышей. Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных и в словообразовании.

Развивающие:

Развивать у детей умение составлять сложноподчиненные предложения.

Развивать у детей элементы логического мышления, умение строить причинно - следственные связи.

Воспитательные:

Воспитывать у детей желание выполнять задания, умение работать в паре, в коллективе.

Методические приемы: игровая проблемная мотивация, вопросы-задания, наглядный прием, работа в паре, поощрения.

Материал:

кассета со звуковым письмом, карта «Страны правильной речи»; картинки с детенышами домашних животных на магнитах, картинка с домашними животными; карточки с картинками, изображающими несклоняемые существительные; карточки к заданию «Угадай зверя»; карточки к заданиям «Что во что кладут» и «Каким бывает сок?»; картинки к заданию «Что происходит на картинках и почему?»; нарисованный Почетный орден «Мудрецам правильной речи»; изображение Мудрой Совы; мольберт, магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

Ребята, сегодня почтальон принес нам бандероль. Предлагаю открыть ее и посмотреть, что в ней.

Дети с воспитателем находят в бандероли кассету и карту.

Ребята, я предлагаю прослушать кассету:

«Дорогие друзья, приглашаю вас в Страну правильной речи. Если вы пройдете все ступени испытаний, то попадете ко мне - Мудрой Сове, и я вручу вам Почетный орден «Мудрецы правильной речи». Высылаю вам карту, которая поможет пройти испытания и приведет вас к моему Замку.

Желаю успехов. Мудрая Сова».

Предлагаю рассмотреть карту. Как вы думаете, что обозначают цифры на пути нашего следования? (остановки, станции). Что обозначают кружочки с разными видами транспорта? (транспорт, на котором будем передвигаться).

Прежде, чем начать путешествие, карта показывает, что мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что обозначает эта картинка (с изображением рта и языка)? (ответ детей: она обозначает, что надо сделать гимнастику для язычка).

Правильно, надо выполнить гимнастику для языка.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Теперь отправляемся в путь. На чем мы поедем? (ответ детей: на велосипеде). Как вы думаете, почему? (ответ детей: узкая дорожка, извилистая, на другом транспорте нельзя проехать). А отправляемся мы на Лесную полянку (Задание № 1 на карте).

Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором картинки: лес, в котором гуляют детеныши домашних животных (на магнитах), и двор, по которому гуляют домашние животные (взрослые, так же на магнитах).

Ребята, куда мы попали? (в лес). Посмотрите, кто здесь гуляет? (ответ детей: детеныши домашних животных). Разве можно детенышам гулять одним в лесу? Что может с ними случиться? Чем мы можем им помочь? (ответ детей: помочь им найти своих мам, отправить их гулять на двор).

Это и есть первое задание «Помоги детенышу найти свою маму».

(Проверяем выполненное задание с детьми).

Молодцы! Теперь мы спокойны за детенышей, которые гуляют по двору со своими мамами.

Пройдем к карте и узнаем, какое задание нас ожидает сейчас. (Читаем на карте: задание № 2«Упрямые слова» ).

Как вы думаете, что это за упрямые слова? Объясните. (Ответ детей: это слова, которые не изменяются)

Предлагаю всем взять по карточке. Надо правильно назвать упрямые слова. Я буду читать предложение, а вы должны закончить его, вставив нужное слово. Заканчивает тот, у кого на карточке изображено это слово. (Например: «По утрам многие люди пьют вкусный, ароматный … кофе », «Пианист играет на … пианино »).

Мы все слова назвали правильно и можем продолжить свое путешествие. Подойдем к карте и посмотрим, на чем мы его продолжим, и какое испытание нас ожидает дальше. (Ответ детей: мы поплывем на пароходе).

Задание № 3 «Угадай зверя».

Это не просто задание, а игра - загадка.

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, взять карточки и узнать зверей: по цвету шерсти «Чья шерсть?», по ушам «Чьи это уши?», по хвостам «Чьи хвосты?».

Дети по очереди называют свои ответы.

Хорошо, и с этим заданием справились. Можно двигаться дальше? Карта подсказывает, на чем мы поедем дальше (на поезде, ведь впереди железная дорога).

Задание № 4 «Назови правильно».

Чтобы выполнить задание № 4, мы должны разделиться на две команды. Первая команда выполняет задание «Что во что кладут», а вторая команда выполняет задание «Каким бывает сок?».

Команды по очереди объясняют выполненные задания.

Подойдем к карте и узнаем, насколько мы приблизились к Замку Мудрой Совы, и какое задание нас ждет впереди.

Дети с воспитателем читают название последнего задания № 5 «Что происходит и почему?».

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что происходит на них и почему?

Дети составляют сложноподчиненные предложения. (Например: «Сосульки тают, потому что ярко светит солнце» ).

Вот мы и подошли к Замку Мудрой Совы.

Воспитатель предлагает постучаться к ней в Замок.

Появляется Мудрая Сова: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Расскажите мне, как вы добирались по маршруту, помогла ли вам моя карта? Какое задание было для вас трудным? А кто легко справился с заданиями? Какое задание вам понравилось? Вы достойно справились со всеми испытаниями, и я награждаю вас Почетным орденом «Мудрецы правильной речи». Желаю вам дальнейших успехов».

ГБДОУ детский сад №40

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с ЗПР

Конспект занятия "Домашние животные"

Составила: Кривцова Н.А.

Программное содержание:
-Закрепление представлений о домашних животных и их детёнышах, об их внешнем виде, образе жизни и повадках;
-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»;
-Совершенствование грамматического строя речи (употребление
существительных с суффиксами –онок-, -енок-;
-Формирование навыков в образовании притяжательных прилагательных;

Упражнение в употреблении простых предлогов;
-Развивитие слухового и зрительного внимания, мышления,
-Обогащение словаря детей;
-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности;
-Воспитание любви и бережного отношения к домашним животным;
Оборудование :
Наборное полотно, магнитофон, диск с записью голосов домашних животных и их детёнышей, маски – шапочки, конверты с разрезными картинками; предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, картина «Скотный двор».
Предварительная работа:
- Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные;
-Разучивание пальчиковой игры «Детёныши»;
-Формирование понятий: «конюшня», «свинарник», «коровник», «овчарня» на индивидуальных занятиях.
Ход НОД:

Организационный момент:
Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить2-3раза).

Основная часть:
Воспитатель приглашает детей занять места за столиком, включает магнитофон (звучит запись «Голоса животных»).
-Где мы с вами побывали? Что там услышали? (дети отвечают)
-Перечислите животных, чьи голоса мы услышали (дети отвечают).
-Правильно, мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки,кошки.

А давайте мы превратимся в домашниж животных и изобразим их голоса.

(Воспитатель раздаёт маски-шапочки животных, и дети имитируют голоса своего животного, а затем все вместе повторяют).
-Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.
Беседа о домашних животных с опорой на картинку «Скотный двор».
-Как их всех можно назвать?
-Почему их называют домашними животными?
-Расскажите, что у животных есть?
-Чем покрыто туловище?
- Где живут домашние животные?
-Почему?
-Люди ухаживают за ними, строят жилища, заботятся о них, потому что они приносят пользу.
Игра «Найди животных»
Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).
- Дети обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете почему?
-Потому, что они потеряли своих детёнышей.

Игра с мячом «Назови детёныша»
-Посмотрите вокруг и помогите домашним животным найти своих малышей.
-Когда найдёте детёныша своего животного возьмите фигурку и пройдите на свои места.
-А теперь расскажите о том, где прятались детёныши.
-Телёнок прятался за деревом.
-Ягнёнок спрятался на мостике.
-Козлёнок спрятался за кустом.
-Кролик сидел в ящике.
-Поставьте фигурки животных и их детёнышей на стол.
Игра «Собери картинку и расскажи о животном по мнемотаблице»
Развитие зрительного гнозиса-конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики рук. Расширение и уточнения словаря

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему

«Путешествие по сказке «Теремок»»

для детей старшего дошкольного возраста

Курбанова Айша Кадиевна

воспитатель МБДОУ № 1 «Аленушка»

г. Константиновск, Ростовская область

Цель: развитие связнойречи в процессе диалога персонажей сказки «Теремок»

Задачи:

Развивающие:

1. Продолжать развивать речь как средство общения, помогать детям активно, правильно в точном соответствии со смыслом употреблять слова.

2. Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умение придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.

Обучающие:

1.Создавать условия для обучения детей пересказа текста знакомой сказки с добавлением нового материала.

2.Формировать умение чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета.

3.Продолжать работу по совершенствованию умения согласовывать слова в предложениях, существительного с числительным.

4. Обогатить представления детей о диких животных (отмечать характерные признаки представителей животных).

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться и заниматься сообща.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальное восприятие.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок» (различные варианты: народные и авторские); рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята я знаю, что вы любите и знаете много сказок. Я предлагаю, вам отправиться в хорошо знакомую сказку, а в какую вы догадаетесь сами. Ну что готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Закройте глаза и не подсматривайте.

За ступенькою ступенька – станет лесенка.

Слово к слову ставь складненько – будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка.

Сядь со мною на крылечко – будет сказочка.

В это время младший воспитатель ставит импровизированный теремок, расставляет декорации, а воспитатель одевает на головы детей маски персонажей сказки.

Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, что изменилось и что появилось? В кого вы превратились? (дети отвечают)

А как вы думаете, из какой сказки эти герои?

Дети: из сказки «Теремок».

Воспитатель: Я предлагаюобыграть эту сказку, но только добавим в нее загадки, счет, изучение грамоте и конструирование. А еще наши герои должны рассказать о себе:какое это животное - дикое или домашнее, где оно живет и чем питается.Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начнем!

Он не низок невысок, невысок

Как по полю, полю, Курочка бежит.

Курочка: Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,

Кто в теремочке живет

Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель: Никто курочке не ответил

Зашла курочка в теремок,

Курочка расскажи нам о себе.

Курочка: Я, курочка – хохлатка, домашняя птица, живу в курятнике, моих деток зовут цыплята. Питаюсь червяками, зернами.

Воспитатель: А это кто?

Цыпленок: Я цыпленок маленький. Когда вырасту, я стану большим, как мама – курица.

Воспитатель: Стали они жить вдвоем

В теремочке небольшом

Пляшут, песенки поют.

И гостей конечно ждут.

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок невысок, невысок

Как по полю, полю, ежик бежит.

У дверей остановился и пыхтит:

Ежик: Пых – пых – пых,

Кто в теремочке живет,

Кто в невысоком живет?

Курочка: Я, курочка – хохлатка

Цыпленок: Я цыпленок маленький

Вместе: А ты кто?

Ежик: Я ежик колючий бочок.

Пустите меня к себе.

Курочка:

Ежик: Я ежик колючий, дикое животное,

Живу в лесу, в гнезде из сухой травы,

Питаюсь мышами, грибами.

Моих деток зовут ежата.

Все ежи зимой спят.

Курочка: А что ты умеешь делать?

Ежик: Я все умею делать, а лучше всего умею считать.

Курочка: Сейчас мы это проверим.

Отгадай загадку: Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту,

Огурчик, помидорчик, свеклу, морковку, лук и редиску.

Сколько овощей принесла хозяйка с базара?

Ежик: (считает и говорит) 8 овощей принесла хозяйка.

Курочка: Хорошо считаешь.

Воспитатель: А теперь я проверю, как вы знаете цифры (ежик, какая эта цифра 8, курочка, а эта какая цифра 6, а ты малыш знаешь какая эта цифра 4).

Стали они жить втроем в теремке.

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок невысок, невысок

Как по полю, полю, лисонька бежит.

У дверей остановилась и кричит.

Лиса: Кто в теремочке живет,

Кто в невысоком живет?

Курочка: Я, курочка – хохлатка,

Цыпленок: А я цыпленок.

Ежик: Я ежик колючий бочок

Вместе: А ты кто?

Лиса: А я лисичка – сестричка.

Пустите меня к себе.

Ежик: А ты сначала расскажи о себе.

Лиса: Я лисичка – рыжая, живу в лесу, в норе.

Питаюсь мышами, зайцами.

Моих деток зовут лисята.

Ежик: А что ты умеешь делать?

Лиса: Я хитрая и умная, знаю все буквы.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Подойди к доске покажи и назови из каких букв состоит слово «Лиса».

Лиса показывает буквы: (Л, И, С, А)

Воспитатель: Молодец умница.

Ежик: Заходи, будешь с нами жить.

Воспитатель: И стали они жить вчетвером

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок невысок, невысок

Как по полю, полю, волк бежит,

У дверей остановился и стучит.

Волк: Кто в теремочке живет,

Кто в невысоком живет?

Курочка: Я курочка - хохлатка

Цыпленок: Я цыпленок.

Ежик: Я ежик колючий бочок

Лиса: Я лисичка – сестричка.

Вместе: А ты кто?

Волк: Я волчок – серый бочок.

Пустите меня к себе.

Лиса: А ты сначала расскажи о себе.

Волк: Я волчок серый – бочок,

Живу в лесу, питаюсь зайцами.

Моих деток зовут волчата.

Лиса: А что ты умеешь делать?

Волк: А я без ножниц и клея могу сделать различные предметы из бумаги.

Воспитатель: А ты можешь научить наших зверят.

Волк: Могу.

Воспитатель: Чему ты их научишь?

Волк: Делать самолет (сказка продолжается лиса говорит)

Лиса: Ты нам понравился будешь с нами жить.

Воспитатель: стали они жить впятером в теремке.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок невысок, невысок

Как по полю, полю, медведь идет,

У дверей остановился и ревет.

Медведь: Кто в теремочке живет,

Кто в невысоком живет?

Курочка: Я курочка - хохлатка

Цыпленок: Я цыпленок.

Ежик: Я ежик колючий бочок

Лиса: Я лисичка – сестричка.

Волк: Я волчок – серый бочок,

Вместе: А ты кто?

Медведь: А я, медведь, живу в лесу.

Питаюсь корешками, ягодами, медом

Моих деток зовут медвежата.

Все медведи зимой спять.

Пустите меня в теремок жить.

Воспитатель: В теремок ты не спеши,

Зверята тебя знают,

Но в дом не приглашают

Теремок ты им сломаешь,

Разве сам не понимаешь?

Теремок наш очень мал,

Но, а ты большим уж стал.

Лучше мы тебе построим новый дом.

Вот посмотри, каким будет твой новый дом, нравиться?

Воспитатель показывает схему конструирования дома.

Медведь: «Да»

Воспитатель: звери выходите, будем строить по схеме новый дом для медведя.

Дети строят из геометрических фигур домик для медведя.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры мы использовали для построения дома.

Дети отвечают : куб, призма, параллелепипед, прямоугольник.

Ну что мишка нравиться тебе твой новый дом.

Медведь: Да, очень нравиться спасибо вам друзья.

Воспитатель: А ты хочешь, чтобы у тебя было красиво и уютно.

Медведь: Да, хочу.

Воспитатель: Зверята скажите, что нужно для этого

Дети: Нужно посадить дерево, цветы, выложить дорожку, построить забор.

Воспитатель: Давайте мы сделаем цветы, чтобы украсить домик. А из чего можно сделать цветы.

Дети: Из природного материала: каштана, фасоли, шишек, камней, скорлупы грецких орехов.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы и начинайте работать. Ой, какие красивые цветы вы сделали, давайте отнесем и украсим домик медведя.

Ну, как ребята понравилась вам наша сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: И мне она очень понравилась, особенно понравилось что вы у меня такие дружные и очень смекалистые. Спасибо вам за чудесную сказку, которая у нас получилась.