Можно ли усыплять. Можно ли усыпить неизлечимо больное животное? За такие действия тоже нужно покаяние

Александр Майкапар

Готический собор - образ мира

Собор - это не только красота,
которой мы не можем не восхищаться.
Даже если для вас это уже не наставление,
коему надлежит следовать, то во всяком случае -
это книга, которую надо понять.
Портал готического собора - это Библия.

Марсель Пруст

В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет - до тех пор, пока собор стоит. Остроумный ход Пруста в его замечательной книге “Памяти убитых церквей” - предложить читателю представить себе, что собор давно умер, а теперь делаются попытки возродить его (речь идет не о здании, а об истинной его религиозной жизни). С помощью этого литературного приема писателю удается ярко продемонстрировать, что собор никогда не умирал.

Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений, и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается.

Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским. - А.М.), - всегда некая модель мира. Например, Шартрский или Реймский соборы. По ним надо ходить, их необходимо обойти снаружи, их надо охватить сознанием, как некий огромный город.

И действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы вместить все тогдашнее население города, иными словами - они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, и в первую очередь проблемы сводов. Гениальный выход был найден посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены).

В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи. Но что особенно важно - новые архитектурные решения были абсолютно адекватны теологической концепции мира, выработанной схоластической теологией XII–XIII столетий.

Готический собор как воплощение универсума

Илл. 1. Шартр. Кафедральный собор. Начат в 1194, освящен в 1260. Макет

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом. У Виктора Гюго в романе “Собор Парижской Богоматери” есть такое замечательное рассуждение: “Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А.М.) только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была украшена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестного хода внутри храма или для часовен - нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева - неизменен, листва - прихотлива”.

Уже давно обнаружено глубокое родство между принципами конструкции готического собора и принципами построения крупнейших теологических концепций того времени. Этот параллелизм выявлен и блестяще объяснен выдающимся историком искусства Эрвином Панофским в работе “Готическая архитектура и схоластика”. (Полностью эта работа имеется на сайте http://www.krotov.info/history/14/pigol/panof2.html .) “Подобно “Суммам” Высокой схоластики, - пишет исследователь, - собор Высокой готики стремился, прежде всего, к всеохватности (“тотальности”). В своей образности собор Высокой готики стремился воплотить все христианское знание - теологическое, естественно-научное и историческое, где все элементы должны находиться каждый на своем месте, а все то, что еще не нашло своего определенного места, подавляться”. Иными словами, готический собор - это воплощение универсума.

Детальная разработка “своего места” для каждого элемента конструкции в готической архитектуре аналогична детальной разработке плана больших “Сумм”, которые должны были отвечать трем требованиям (в формулировке Э. Панофского): 1) - всеохватность (достаточная сумма аргументов); 2) - классификация по принципу единообразия частей и частей этих частей (достаточная разделенность аргументов); 3) - четкость и дедуктивная убедительность (достаточная взаимосвязь аргументов).

Первое сочинение подобного рода - “Сумма теологии” Александра Галльского - было столь объемным, что весило, по свидетельству Роджера Бэкона, “столько, сколько могла свезти лошадь”. Весьма примечательно, что Александр Галльский начал писать свой труд в том же 1231 г., когда началось строительство нового нефа собора Сен-Дени. Эталонным образцом этой “Суммы” стала “Сумма теологии” (1274) Фомы Аквинского, которую он писал в Париже, созерцая такие шедевры готики, как Нотр-Дам и Сент-Шапель.

Всеохватность, членораздельность и взаимосвязанность - вот категории, в которых мыслился универсум. Они в равной степени приложимы как к теологическим трактатам, так и к памятникам готического искусства. Классический готический собор есть материальное воплощение универсума, что в символическом смысле выражено господством в его конструкции троичности – как символа Св. Троицы и тринитарной доктрины, главного догмата христианского вероучения. В основе готического собора трехрядный неф и трехрядный трансепт. Нервюрный свод образует членение на смежные треугольники, ребра которых специально подчеркнуты, с тем чтобы при взгляде снизу их структура была ясно различима, равно как и при взгляде на планы готических соборов.

Отражение тринитарной доктрины мы видим в разных готических искусствах и формах, например в литературе, где ярчайший пример - “Божественная комедия” Данте. Она схоластична не только по своему содержанию (полностью отвечает трем требованиям к “Сумме”), но и по конструкции: в ней три книги (“Ад”, “Чистилище”, “Рай”), что можно уподобить тройному нефу готического собора, и в каждой - 33 песни. Более того, терцины, которыми написана “Божественная комедия”, как ее наименьшие конструктивные элементы, аналогичны треугольникам нервюрного свода, наименьшим конструктивным элементам готического собора.

Символизируя Землю и Небо, готический собор вмещал в себя и всю человеческую жизнь от рождения до смерти. Яркая иллюстрация этого тезиса - картина Рогира ван дер Вейдена “Семь Таинств”

Илл. 3. Рогир ван дер Вейден. Семь Таинств. Ок. 1445. Антверпен. Королевский музей изящных искусств.

В центре главное Таинство - Евхаристии: священник у алтаря возносит гостию в знак того, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа - доктрина Реального Присутствия. Кстати, текст исповедания веры, и в частности впервые употребленный в нем термин “пресуществление” (transubstatiatio), утвержденный IV Латеранским (XII Вселенским) Собором (1215), использует богословский вклад Парижского университета - тот опыт схоластического богословия, который вдохновлял и создателей готических соборов XIII столетии.

Интерьер собора, ради которого мы в первую очередь воспроизводим эту картину, великолепный образец Высокой готики; напоминает собор св. Гудулы в Брюсселе. Изображение внутри собора всех семи таинств - от Крещения до Елеопомазания (ИМЕННО ТАК) (Соборования) - свидетельствует о восприятии собора как универсума.

Будучи символом Универсума, готический собор стал реальным воплощением синтеза искусств, средствами которых этот Универсум воссоздавался. В лоне готического стиля необычайного расцвета достигли скульптура, витражное искусство - этот главный вид готической живописи, декоративное искусство (резьба по камню, дереву, кости и др.), музыка.

Скульптура

Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Первостепенное значение придавалось декору главного - западного - портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой - представить христианскую концепцию мира. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Если в соборе на западной стороне было три портала, то центральный непременно посвящался Христу. Полное описание декора лишь одного западного фасада заняло бы много места (для примера укажем, что центральный портал Реймского собора заключает в себе семьдесят шесть скульптур!). Однако необходимо дать представление о той всеохватности образов, которая побудила Марселя Пруста назвать готический портал Библией.

Опишем Большой портал (портал Христа) великолепного кафедрального собора в Меце.

Илл. 6. Схема расположения фигур Большого портала (портала Христа). Мец. Кафедральный собор.

A - Христос
B - Давид
C - Мудрые девы (Мф. 25:1 - 13)
D - Неразумные девы (Мф. 25:1 - 13)
E - Херувимы (семь)
F - Серафимы (семь)
G - Господства (четыре)
H - Силы (четыре)
I - Архангелы (четыре: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриэль)
K - Власти (четыре)
L - Ангелы
M- Сивиллы и пророки

1 - Св. Петр
2 - Св. Андрей
3 - Св. Фома
4 - Св. Симон
5 - Св. Матфей
6 - Св. Филипп
7 - Св. Стефан
8 - Ветхий Завет
9 - Св. Павел
10 - Св. Иоанн
11 - Св. Иаков Старший
12 - Св. Иаков Младший
13 - Св. Варфоломей
14 - Св. Иуда (не путать с Иудой-предателем)
15 - Св. Лаврентий (в буклете, изданном собором, эта фигура ошибочно названа св. Павлом)
16 - Новый Завет
17 - Исаия
18 - Иеремия
19 - Иезекииль
20 - Даниил

Христос стоит на центральной колонне на льве и драконе; правой рукой он благословляет, в левой - держит книгу (Евангелие). В нише под ним фигура царя Давида, который согласно концепции типологии (параллелизма Ветхого и Нового Заветов) считался одним из предтечей Христа.

В тимпане помещена сцена Страшного суда; она разделена на три (вновь тринитарный символ) секции. Тимпан с обеих сторон обрамлен тремя архивольтами с фигурами семи (труднообъяснимо, почему) из девяти (3 х 3) ангельских чинов.

Слева и справа на задних колоннах фигуры двенадцати апостолов; каждый из них попирает своего гонителя, а в руке держит атрибут своего мученичества.

Фигуры слева и справа соотносятся как парные. Некоторые из таких пар были строго установлены (мы касались этого в статьях нашего цикла “Христианские святые в живописи”, в частности в статье “Маэста”). Например: Мудрые девы - Неразумные девы; Ветхий Завет - Новый Завет; Херувимы - Серафимы; св. Петр - св. Павел, и другие. Именно эта парная группировка, бывшая традиционной уже в то время, позволяет с уверенностью идентифицировать № 15 как св. Лаврентия, поскольку именно этот святой, ставший диаконом и принявший мученическую смерть, сопрягается с первым христианским мучеником, тоже диаконом, св. Стефаном, симметрично расположенным на нашем портале слева (№ 7).

Витражи

Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, создает образ небесного мира. (Псевдо) Дионисий Ареопагит, особо почитавшийся аббатом Сугерием (или Сюжером), родоначальником готического искусства, в самом начале своего большого труда “О небесной иерархии” говорит: “Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света”.

Это толкование физического света как символа света Божественного, заставляло строителей разрабатывать все более утонченные структурные системы. Отсюда культивирование искусства витража в XII–XIII вв. и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам.

В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Музыка

Особая тема в рассказе о готическом соборе как образе мира - музыка.

Возведение в Париже собора Нотр-Дам (1163–1235) совпало с учреждением при нем Певческой школы, во главе которой стоял Леонин, его преемником стал Перотин; за ними последовали Роберт де Сабильон, Пьер де Ла Круа, Иоанн де Гарландия, Франко Кельнский. Сейчас все это хорошо известные имена, и истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием творений этих композиторов...

Первым плодом деятельности Певческой школы было появление большого музыкального сборника песнопений для службы в новом соборе. Это была“Большая книга органумов” (Magnus libri organi). Оригинал этого собрания давно исчез, но его копии, несколько отличающиеся одна от другой, обнаружены в разных частях Европы - в Испании, Англии и Италии, и это доказывает ее широкое распространение. Один анонимный английский автор называет ее автором Мастера Леонина, и можно предположить, что она была составлена между 1163 и 1182 гг. Ее стиль - так называемый органум.

Поначалу это было двухголосное пение, в котором над выдержанными звуками главного (нижнего) голоса (vox principalis) располагались звуки дублирующего голоса - органалиса (vox organalis). Примерно к 1200 г. песнопения этой книги были переработаны в новом стиле. Постепенное развитие полифонической техники привело - в рамках готического стиля - к господству трехголосия.

Не проанализирован еще в полной мере вклад музыки в становление готической тринитарной концепции. Увлекательным, как мне кажется, было бы сравнительное исследование развития принципов трехголосного органума и тройного нефа готического собора, приемов модальной музыкальной ритмики и принципов членения архитектурного пространства в готике.

Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.

Многие владельцы кошек рано или поздно сталкиваются с очень сложным выбором: усыпить питомца или еще подождать. Это решение связано с большим количеством эмоций, однако, поскольку речь идет об интересах животного, решение нужно принимать рационально. Чтобы понять, нужно ли усыплять кошку, следует оценить физическое и психологическое состояние животного, а также общее качество жизни питомца.

Шаги

Как оценить физическое состояние кошки

  1. Оцените вес животного и его способность есть. Еда необходима для жизни. Если кошка чувствует боль (у пожилых животных боль чаще всего ощущается в зубах, суставах или животе), то она может отказываться от еды, поскольку ей сложно вставать и есть.

    • Бывает и так, что кошка ест, а потом вся еда выходит с рвотой. Это тоже повод для беспокойства, поскольку такие проблемы могут привести к потере веса. Вес сам по себе не является показанием для усыпления, однако если кошка очень худая, она будет слабой и ей будет не хватать сил.
    • Если врач считает, что кошка не сможет набрать вес, кошку следует усыпить. Если вес приблизится к критической отметке (5), питомца нужно будет отпустить.
  2. Оцените вес кошки по шкале от 1 до 5. Это позволит понять, насколько животное похудело. Обычно используется система из пяти категорий, где 1 - это дефицит веса, а 5 - избыток. Идеальный вес соответствует примерно 3 категории.

    • 1 категория : ребра, позвоночник и тазовая кость заметны даже на расстоянии. У кошки нет подкожного жира. Животное выглядит костлявым и истощенным.
    • 2 категория : ребра, позвоночник и тазовая кость легко прощупываются. Сверху отчетливо видна талия, а сбоку живот выглядит втянутым. Кошка выглядит худой.
    • 3 категория : ребра, позвоночник и тазовая кость прощупываются, но не видны на расстоянии. Сверху видны очертания талии, а живот выглядит ровным и не провисает. Это идеальный вес.
    • 4 категория : ребра и позвоночник плохо прощупываются. Сверху туловище кажется грушевидным, а сбоку живот заметно провисает.
    • 5 категория : ребра скрыты жиром. На животе и груди толстый слой жира. Силуэт овальный. Ожирение.
  3. Подумайте, может ли кошка сама подходить к своей миске с водой. Пожилым кошкам нужно больше воды по сравнению с молодыми и здоровыми. Это объясняется тем, что с помощью воды почки выводят из организма токсины. Кошка должна быть достаточно подвижной для того, чтобы встать и подойти к миске с водой с минимальным дискомфортом.

    • Если кошка чувствует боль, она будет вставать только в очень редких случаях. Кошка будет дольше ждать, даже если чувствует жажду, и из-за этого ее тело будет обезвоживаться. Нехватка воды подвергает почки дополнительной нагрузке и вызывает тошноту и плохое самочувствие из-за скопления токсинов.
    • Конечно, можно поставить миску с водой вблизи лежанки, однако кошка все равно должна уметь проходить небольшое расстояние, не испытывая сильный стресс. Если ваша кошка не может этого делать, это ставит под вопрос качество жизни животного. В этом случае следует рассмотреть вариант усыпления.
  4. Обратите внимание на то, ходит ли кошка в лоток. Кошки очень чистоплотны - это их природный инстинкт. Если кошка не может вымыть себя, это лишает кошку достоинства, поэтому дальнейшее сохранение жизни становится вопросом морального выбора.

    • Конечно, если кошка сходит под себя один или два раза, это еще ни о чем не говорит, но если у кошки неизлечимая диарея, которая не дает ей спокойно жить, или кошка не может контролировать свой мочевой пузырь, из-за чего ее шерсть все время сохраняет запах мочи, это может вызывать у животного сильный стресс. Кроме того, следует насторожиться, если кошка, которая всегда раньше ходила в лоток, перестала это делать.
    • Однако прежде чем принять решение об усыплении, обсудите с ветеринаром обезболивающие или попробуйте заменить лоток на другой, с более низкими бортиками. Кошкам с артритом сложно забираться в лоток, и они чаще ходят на пол.
    • Из-за боли в суставах кошка может отказываться ходить в другую комнату в лоток. Возможно, правильно подобранное обезболивающее поможет решить проблему.
  5. Подумайте, может ли кошка вымыть себя. Если кошка перестала умываться, это может указывать на проблему со спиной. Кошка даже может отказываться от умываний в пользу сна. Если это единственная особенность в поведении, не переживайте. Скорее всего, сейчас с кошкой все в порядке.

    • Вид шерсти также поможет вам лучше понять состояние кошки. Если шерсть блестящая и ухоженная, это значит, что кошка чувствует себя в состоянии за ней ухаживать. Скорее всего кошка еще достаточно сильная, чтобы жить.
    • Если кошке сложно умываться, вы можете ей помочь. Расчешите шерсть пожилой кошки, и она сразу почувствует себя лучше.
  6. Определите, чувствует ли кошка боль в состоянии покоя. Это очень важно. Кошка должна иметь возможность спать и отдыхать, не чувствуя боли. Постоянная боль будет вызывать беспокойство, и кошка будет резко вилять хвостом либо прижимать уши к голове.

    • Боль вызывает напряжение в мышцах, из-за чего кошка может все время сжиматься. Если кошке больно, она будет вести себя более агрессивно. Обратите внимание на изменения в поведении кошки, особенно на то, не стала ли она чаще шипеть и рычать.
    • Конечно, у всех чувствительность к боли разная, и интенсивность боли тоже может быть разной. Если вы думаете, усыплять кошку или нет, следует оценить, как кошка чувствует себя чаще всего. Она чаще чувствует боль или получает удовольствие от жизни?
  7. Честно расскажите врачу о состоянии кошки. Иногда кошки, которые плохо себя чувствуют дома, в ветеринарной лечебнице оживляются. Это просто проявление стресса.

    • Знайте, что такое возможно (ветеринар тоже будет знать это). Будьте честны с врачом и расскажите, как кошка ведет себя дома. Ваша честность поможет врачу правильно оценить состояние кошки.
    • Помните, что некоторые факторы, включая старческую немощь, может оценить только хозяин, который постоянно видит свою кошку.

Как принять решение

  • Решите, что будет переломным моментом. Жизнь - это совокупность плохого и хорошего. Иногда все хорошо, иногда нет, но рано или поздно все уравновешивается. Жизнь вашей кошки такая же.

    • У пожилой кошки могут быть более и менее удачные дни, но если чаще всего она чувствует себя очень плохо, сохранять жизнь нет смысла. Однако нужно дождаться момента, когда плохое перевесит хорошее.
    • Переломный момент может наступить, когда препараты перестанут действовать или вы заметите, что кошка не может пользоваться лотком. Все зависит от конкретного животного, но чаще всего переломный момент наступает тогда, когда качество жизни кошки становится неприемлемым.
    • Когда этот момент наступит, усыпление может стать спасением для кошки.
  • Иногда возникают ситуации, когда нужно быстро усыпить человека хотя бы на 2 часа. Иногда нужно уснуть самому, но напряжение или волнение не даёт такой возможности. Фармацевтические препараты могут отрицательно сказаться на здоровье, а иногда и вовсе привести к смерти. Опытным путем было установлено, чтобы погрузить человека в сон, не обязательно прибегать к помощи снотворного. Существуют более безопасные способы.

    Как усыпить человека без снотворного?

    Чтобы уснуть, можно использовать следующие методы:

    • воздействовать гипнозом;
    • использовать хлороформ;
    • нажать на специальные точки, расположенные на теле.

    Важно! Независимо от того, какой будет выбран способ, необходимо детально ознакомиться с ним, изучить возможные последствия.

    Как усыпить человека на 2 часа без вреда здоровью: теория гипноза

    Гипноз имеет тесную связь с историей человечества. Он упоминается в даже религиозных книгах. Чтобы усыпить человека на 2 часа без вреда для его здоровья, необходимо в совершенстве владеть техникой гипноза. Такой метод используется в медицине для успокоения пациента путем воздействия на его сознание.

    Важно! Нужно не только знать, как загипнотизировать человека, но и обладать приемами его пробуждения.

    При использовании гипноза существует один важный нюанс. Даже врачам удается усыпить далеко не каждого пациента. Человек должен быть внушаем, иначе у него не получится уснуть.

    Важно! Если не обладать определенными знаниями и опытом гипноза, его использование способно повлечь за собой изменения в сознании человека.

    Ниже представлено видео про гипноз.

    Точки на теле для крепкого сна

    На теле человека существует множество участков, при воздействии на которые можно быстро отключить сознание. Самой известной точкой является сонная артерия, которая находится на шее. Если нажать на нее, остановится приток крови к головному мозгу. В результате человек надолго выпадает из реальности.

    На заметку! Усыплять путем надавливания на сонную артерию следует с осторожностью, поскольку существует вероятность передавить ее, что влечет за собой серьезные последствия.

    Второй известной точкой является участок на плече, ближе к шее. Нажатие на него приводит ко сну. Следует отметить, что у разных людей расположение этой точки может отличаться.

    Существуют и другие участки на теле, менее известные, но воздействие на них также способно погрузить в сон. «Сонные точки» расположены в таких местах:

    • между бровей (следует надавить несколько раз указательным пальцем);
    • на внешних углах глаз (воздействие осуществляется путем надавливания обеими руками, сжатыми в кулаки);
    • на верхних веках (нужно надавить на обе точки, а затем посмотреть «внутренним» взглядом на ноги);
    • участок на носу, который находится на расстоянии 1 см от ноздрей.

    Важно! При использовании «сонных точек» необходимо соблюдать осторожность. Этот способ может мгновенно усыпить, однако при неправильном или длительном воздействии приводит к изменению сознания и даже смерти.

    Жидкость для усыпления человека

    Наверняка многие видели фильмы, где к лицу персонажа без его ведома подносят какой-то платок, после чего он падает без чувств. Зрителям преподносится идея усыпления хлороформом. Он представляет собой наркотическое вещество, которое оказывает сильное воздействие на организм людей. Чтобы погрузить человека в состояние сна, необходимо смочить платок в хлороформе и приложить его к носу и рту, нажав и удерживая несколько секунд. Как правило, отключение сознания происходит уже на втором вдохе. Кстати! В игре Яндере Симулятор можно усыплять людей подобным способом.

    На заметку! Хлороформ является высокотоксичным средством.

    Существует также способ усыпления клофелином, однако использовать его не рекомендуется. После пробуждения ощущается плохое самочувствие: беспокоят боли в голове, головокружения, тошнота. Но это еще не все. Если превысить дозировку, человек может умереть.

    Усыпить в домашних,условиях на пару и больше часов можно также алкоголем, азалиптином, с помощью психотропных лекарств. Каждый из вышеперечисленных способов не является полностью безопасным. Если воспользоваться ним неправильно, можно нанести вред.

    Усыпление животных в ветеринарных клиниках производится по социальным и медицинским показателям. К первым относятся случаи, когда у хозяев просто нет средств, необходимых для лечения заболевшей , но такие случаи встречаются очень редко – люди стараются сделать все возможное, чтобы любимец выздоровел.

    Медицинских показателей, на самом деле, не очень много. К ним относятся:
    - патологические необратимые изменения и травмы спинного мозга (миелит, неврологические заболевания 5-й степени, разрыв спинного мозга);
    - острая почечная недостаточность, вызванная отсутствием адекватного лечения;
    - , обусловленная хронической почечной недостаточностью, печеночная кома;
    - злокачественные опухоли на последней стадии (остеосаркома, ангиосаркома, лейкоз и т.п.);
    - тяжелые кардиологические расстройства, дыхательная недостаточность;
    - травмы, несовместимые с жизнью.

    Эвтаназия также разрешена к применению в случаях появления нежелательного или нежизнеспособного потомства (до достижения им возраста 10 дней), и если было необоснованное нападение на человека с причинением ему травм.

    В перечисленных случаях, как бы вы не любили животное и как бы не хотелось его вылечить, будет гуманнее и разумнее избавить его от мучений. Их должен знать каждый хозяин собаки. У этих животных болевой синдром лаем и скулением, подвыванием и даже звуками, напоминающими крики и стоны. Особо терпеливые собаки даже при сильных болях могут вести себя или слишком спокойно или очень возбужденно, при этом у них периодически будут наблюдаться приступы учащенного дыхания. Отсутствие сна или кратковременный и беспокойный сон также являются признаками острых болей.

    Как это происходит

    В Государственной Думе уже долгое время обсуждается законопроект «Об ответственном обращении с животными». В этом законопроекте запрещается применение для усыпления животных таких болезненных методов, как обескровливание, удушение инертным газом, эмболия и пр. Эвтаназия не должна вызывать болезненные ощущения у животного, чувство страха, причинять ему физические .
    Усыпление выполняется только после того, как ветеринар делает заключение о невозможности излечения собаки.

    Если хозяин принял решение , ветеринар может приехать для этого на дом, чтобы лишний раз не подвергать животное стрессу. Процедуру проводят в два этапа – сначала погружают в глубокий наркоз, при котором она засыпает и перестает что-либо чувствовать, а затем вводят ей сильнодействующий , останавливающий сердечную деятельность.

    Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Поэтому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохого обращения с животными.

    статья опубликована в номере: 7 (548) / от 01 апреля 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)

    За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать. Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

    Однако если животное безнадёжно заболело и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то дальнейшее решение зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется. От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как АшШарид говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный день, обращаясь к Всевышнему Аллаху: «О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды» (имам Ахмад, Ибн Хиббан).

    В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, сообщается, что Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах ﷻ призовёт к ответу в Судный день». Те, кто слушал его, спросили: “О Посланник Аллаха ﷻ, а каковы условия, оправдывающие это?” Он ответил: “Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить”» (ан-Насаи, Хаким). Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет.

    Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу. Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее: «Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания».

    Об этом пишется и в книге «Хашия Аль-Буджарими»: «Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него. Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

    Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что необязательно его закалывать, потому что закалывание ничем не отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание - более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух». Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное.

    Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта альмисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения: «По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по Шариату цель. Нет запрета в закалывании и в том случае, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные по Шариату цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

    К этому относится и охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного. Все вышеперечисленные цели являются правомерными в Шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет. Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия.

    Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ)». Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар  проходил мимо юношейкурайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах ﷻ тех, кто занимался этим!

    Поистине, Посланник Аллаха ﷻ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ)» (аль-Бухари, 5515, и Муслим, 1958)». Стоит также отметить, что в этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

    Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил» пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например осла или мула, если оно безнадёжно (больное), напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

    Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба: «От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений. («Мавахибуль-джалиль», 3/236) Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей.

    Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного. Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия. Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

    НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ