Нарушение заповеди «жена своим телом не владеет, но муж. Любовь для двоих: миф и очарование

. А о чем вы писали ко мне.

Исправив беспорядки разделений, блуда, любостяжания, теперь постановляет правила о браке и девстве. Ибо коринфяне в письме к нему спрашивали: должно ли воздерживаться от жены, или нет?

. То хорошо человеку не касаться женщины.

Хорошо, превосходно, говорит, если бы и всякий человек, а не священник только (как некоторые худо понимают это), вовсе не касался жены и оставался девственником. Но безопаснее и к нашей немощи ближе вступать в брак. Посему присовокупляет следующее.

. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Говорит о той и другой стороне. Ибо может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет, или наоборот. Словами "во избежание блуда" побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяется во избежание блуда, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собой без всякой умеренности, но – целомудренно.

. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она – долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу.

. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Теперь доказывает, что любовь друг к другу, действительно, есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит, супруги над своими телами, но жена есть раба и вместе госпожа своего мужа: раба, поскольку не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж; а госпожа потому, что тело мужа есть ее тело, и он не властен давать оное блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены.

. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время.

То есть против воли мужа не должна воздерживаться жена, равно и муж не должен воздерживаться против желания жены. Ибо воздерживаться одному против воли другого – значит лишать себя, подобно как и о деньгах говорится; но воздерживаться по воле – совсем другое дело, когда например, оба (и муж, и жена) по согласию определят известное время для взаимного воздержания.

. Для упражнения в посте и молитве.

Изъясняет, что значит его выражение: "на время" , то есть когда придет время пребывать в молитве, то есть молиться особенно усердно. Ибо не сказал просто: для молитвы, но: «для упражнения в молитве» . В самом деле, если бы апостол находил в супружеском сожительстве препятствие к обыденной каждодневной молитве, то как в другом месте сказал бы: «непрестанно молитесь» ()? Итак, чтобы ваша была пламеннее, удержитесь, говорит, друг от друга, потому что совокупление хотя не оскверняет, но мешает благочестивому занятию.

А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Я, – рассуждает апостол, – говорю, чтобы вы опять соединялись; но не полагаю сего законом, а предписываю для того, «чтобы не искушал вас сатана» , то есть побуждая к блудодеянию. Поскольку же не диавол сам по себе бывает виновником блудодеяния, но преимущественно наше невоздержание, то апостол прибавил: «невоздержанием вашим» , ибо в нем заключается причина и того, что диавол искушает нас.

. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Чтобы вы до времени лишали себя друг друга, я сказал это, говорит апостол, «как позволение» (κατά συγγνώμην ), то есть из снисхождения к вашей немощи, «а не как повеление» непреложное.

. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я.

Везде, где только апостол предписывает какой-либо трудный подвиг, обыкновенно самого себя ставит в пример. Посему и здесь говорит: желаю, чтобы все и всегда воздерживались.

. Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Пребывание в девстве, говорит, есть дарование от Бога; однако этот подвиг требует и наших сил. Как же он называет его дарованием? В утешение коринфян, которым он словами «невоздержанием вашим» (ст.5), нанес чувствительный удар. Между тем заметь, что и самый брак он почитает дарованием; ибо сказал: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так» , то есть дарование пребывать в девстве, «другой иначе» , то есть дарование жить в супружестве.

. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Видишь ли мудрость Павла, как он и превосходство девства показывает, и в то же время не принуждает к воздержанию от супружества того, кто не в силах воздерживаться, дабы в противном случае не подвергся он более тяжкому падению? Если, говорит, ты испытываешь большое насилие и воспламенение (ибо власть похоти сильна), то освободи себя от тех трудов и потов, дабы, взявшись за них, не подпасть горшему злу.

. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь.

Поскольку Господь в ясных словах дал закон не разводиться, разве только по причине прелюбодеяния (), то апостол говорит: «не я, но Господь» . Прежде же сказанное не было буквально узаконено Господом. Впрочем, и слова Павловы суть слова Господни, а не человеческие, ибо ниже он так говорит о себе: «думаю, и я имею Духа Божия» ().

. Жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей .

Разводы, говорит, бывают из любви к воздержанию, или по малодушию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения. Если же оно и последует, то жена должна оставаться при муже, если не для соития, то для того, чтобы не привести никого другого. Если же она не сможет воздержаться, то пусть примирится с мужем.

. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Что ты говоришь? Если муж неверующий, то пусть остается с женой; а если блудник, то не должен оставаться с нею? Но неверие хуже блудодеяния? Точно хуже; но взыскивает более за грехи против ближних, чем против Себя. Ибо сказано: «оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде, примирись с братом твоим» (). И десять тысяч талантов, Ему должных, Он простил: но за того, кто должен был сто динариев, Он не оставил обиды без отмщения (). Так и в настоящем случае: неверия, который оскорбляет Самого Бога, Он оставляет без внимания, но грех прелюбодеяния наказывает, как грех против жены. Некоторые, впрочем, так объясняют: человек, говорят, остается в неверии по неведению, которое, может быть, и кончится, как и сам апостол () говорит: «почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» – а блуд одеяние совершается вследствие явного развращения. Кроме того, блудник уже сам прежде отделил себя, ибо, отняв свои члены у жены, сделал их членами блудницы; между тем, как неверный не сделал никакого греха против плотского единения, или лучше сказать, чрез это единение он, может быть, соединится и по вере. Не говорю уже о том, что и порядок жизни извратится, и Евангелие подвергнется поношению, если верная половина отделится от неверной. Между тем, рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверующим, или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей: это видно из слов апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую, но: «если какой брат имеет» . Опять не просто предписывает жить верующей половине с неверующей, но только в том случае, если последняя пожелает того; ибо это значит: "согласна" , то есть если пожелает.

. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.

То есть изобилием чистоты верующей половины преодолевается нечистота неверующей. Это значат слова апостола, а не то, будто язычник делается святым. Ибо апостол не сказал: бывает свят, но: «освящается» , то есть побеждается святостью верной половины. А говорит об этом для того, чтобы верующая жена не опасалась сделаться нечистой, если будет иметь сожительство с таким мужем. Но спрашивается: совокупляющийся с блудницею, делаясь одним с нею телом, становится нечистым (ср. ); очевидно, и совокупляющийся с язычницею становится одним с нею телом. Если первый нечист, то как же не делается нечистым последний? Что касается блудодеяния, в нем бывает точно так. Когда имеют общение между собой блудники, то их смешение имеет нечистоту, и потому они оба нечисты. Но иначе это дело при сожительстве верующей половины с неверующей. Неверующий муж – нечист по его неверию. Но жена имеет с ним общение не в неверии, а в ложе. В этом общении не оказывается никакой нечистоты. Ибо оно есть законный брак. Посему-то верующая половина и не делается нечистой.

. Иначе дети ваши были бы нечисты.

Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты.

А теперь святы.

То есть не нечисты. Излишним выражением "святы" апостол изгоняет страх подобного подозрения.

. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится.

Например, если он повелевает тебе или принять участие в его неверии, или отказаться от прав брака, то разведись. Ибо лучше разрешить узы брака, нежели нарушить благочестие.

. Брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

Если муж ссорится с тобой за то, что ты не принимаешь участия в его неверии, то разведись с ним. Ибо ты не порабощена ему в таком случае, то есть тебя не принуждают следовать за ним и в таковых делах. Лучше разделиться с ним, нежели ссориться; потому что и не хочет этого: «к миру призвал нас Господь» . Итак, если муж ссорится с тобой, то этим он сам подал причину к разводу.

. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?

Снова обратившись к тому увещанию, что «не должна оставлять» жена мужа, предлагает настоящий вопрос. Ибо если, говорит, он не ссорится с тобой, то останься с ним, и увещевай его: может быть, что-нибудь и сделаешь, Представляет успех сомнительным, с одной стороны, для того, чтобы не подумали, будто поставляет жене в непременную обязанность – совершенно убедить своего мужа, а с другой – для того, чтобы поддержать в ней надежду на обращение мужа и предупредить отчаяние.

. Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только (εί μ ) каждый поступай так, как ему определил, и каждый, как Господь призвал.

Некоторые так читали: «или ты, муж, почему знаешь, спасешь ли жену или нет» (ή μ )? Потом начинали другое предложение таким образом: «каждый поступай так, как ему определил» , то есть откуда знать тебе, спасешь ее, или нет? Это совершенно неизвестно. Но если неизвестно, то не должно расторгать брак, потому что, если ты не спасешь ее, не повредишь себе, а если спасешь, то и себе и другим принесешь пользу. Но не так читал святый Иоанн, а так: «каждый поступай так, как ему определил, и каждый, как Господь призвал» . И это чтение несравненно лучше. Апостол как бы так сказал: не должно быть развода под предлогом неверия, но каждый поступай так, как благоволил о нем Бог. Ты призван, имея жену из неверных. Оставь ее при себе, и за неверие не изгоняй ее.

. Так я повелеваю по всем церквам.

Это сказал для того, чтобы коринфяне тем охотнее послушались его, когда и другим вместе с ними повелевает то же самое.

. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся (μη έπισπάσθω ).

Вероятно, многие, стыдясь обрезания, каким-нибудь лекарством приводили обрезанный член в первобытный вид, наращивая на нем кожицу.

. Призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

С другой стороны, некоторые, находя в обрезании что-то важное, обрезывались по обращении к вере. Посему говорит, что это нисколько не содействует вере.

. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.

Везде, говорит, вместе с верой требуется исполнение добродетели, а все прочее или мало или вовсе не требуется.

. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

«В том звании, в котором призван» , то есть в каком роде жизни, и в каком чине и состоянии ты уверовал, в том и оставайся; ибо под призванием разумеет приведение к вере. Рабом ли ты принял веру? не беспокойся и не смущайся; ибо рабство вовсе не вредит тебе, так, что если бы ты мог сделаться свободным, – «то лучшим воспользуйся» , жертвуй собой для пользы другим.

. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

Свободным называется тот, кто освобожден от рабства. Итак, говорит: ты, который уверовал в состоянии рабства, ты – свободный Господа; ибо Христос освободил тебя и от греха, и от оного внешнего рабства, хотя ты и раб. Кто не покоряется страстям, имея душу благородную, тот не раб, хотя и кажется таковым. С другой стороны, иной свободным призван к вере; такой – раб Христов. Итак, если название рабства возмущает раба, то пусть уразумеет он, что он сделался свободным во Христе, а эта свобода гораздо важнее человеческой. Опять, если имя свободы надмевает свободного, то пусть уразумеет такой, что он – раб Христов и смирится, представляя, что он подчинен такому Владыке и должен угождать Ему. Видишь ли мудрость, с какой дает апостол наставления рабам и свободным.

. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Это говорит не к одним рабам, но и к свободным, увещевая всех христиан ничего не делать для угождения людям и не повиноваться им, если их повеления противозаконны. Вот что значит: купленным от Бога быть рабами человеков. Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, – нет; это видно из последующих его слов: «в каком звании кто призван» и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. «Пред Богом» присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога.

. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

Выше занимал нас беседой о целомудрии, а теперь обращается к более важному предмету, именно к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления относительно девства, а сказал только: «кто может вместить, да вместит» (). Посему и я не дерзаю предписывать что-либо касательно сего предмета; это дело важное, но вместе и опасное; впрочем, даю свое мнение, то есть совет, поскольку и я сам, по милости Божией, удостоен быть верным, то есть близким к Нему и таким, которому можно вверять тайны.

. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.

По моему мнению, говорит, всего лучше для человека воздерживаться от брака по причине соединенных с ним неудобств и неприятностей, а не потому, чтобы брак был нечист.

. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь.

Словами «соединен ли ты с женой?» показал, что брак, как узы, приносит с собой неприятности. "Разводом" называет не воздержание по согласию, но развод без достаточной причины; ибо если супруги воздерживаются по согласию, то это не развод. Сказав «не ищи жены» , дабы не подумали, что заповедует безбрачие, прибавляет: « впрочем, если и женишься, не согрешишь» . Смотри, между тем, как неприметно побуждает к девству, называя брак узами, а девство разрешением и свободой.

. И если девица выйдет замуж, не согрешит.

Под девой здесь разумеет не ту, которая посвящена Богу (ибо, если эта выйдет замуж, то, без сомнения, согрешит, так как чрез это, кроме Жениха своего – Христа введет к себе прелюбодея), но еще безбрачную отроковицу. Итак, если таковая выйдет замуж, не согрешит; потому что брак не заключает в себе ничего нечистого.

. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

Скорбями называет заботы и печали, сопряженные с браком. "А мне , – продолжает, – вас жаль" , как детей, и желаю, чтобы вы были свободны и беспечальны. Брак – узы; и те, которые находятся под его игом, не имеют власти над собой, как сказано выше.

. Я вам сказываю, братия: время уже коротко.

Чтобы к словам его «будут иметь скорби по плоти» кто-нибудь не прибавил: «но вместе и удовольствие», пресекает всякую надежду на удовольствие, поставляя на вид тесноту времени. Ибо все спешит к разрушению, и приблизилось Царство Христово, и наконец мы должны явиться ко Христу. Итак, если и есть какое удовольствие в брачной жизни, то оно непрочно и кратковременно.

. Так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся.

Если и имеющие жен должны быть как не имеющие, то что за польза связываться браком и возлагать на себя бремя? Что же значит: «как неимеющие» ? Значит: не прилепившиеся к браку и жене и не истощающие всех попечений на них. Таким же образом никто не должен слишком озабочиваться и другим чем-либо: ни печальными обстоятельствами, на которые намекнул словом "плачущие" , ни радостными, которые означил словом «радоваться», ни договорами, которые выразил словом «покупать». И для чего, говорит, перечислять то и то? Просто пользующиеся миром сим не должны злоупотреблять им, то есть прилепляться к нему со всем усердием и пристрастием; ибо употребление излишнее и выходящее из пределов должного есть злоупотребление.

. Ибо проходит образ мира сего.

То есть проходит и разрушается. Зачем же привязываться к тому, что разрушается? Названием образ показал, что вещи настоящего мира только мелькают пред глазами, чрезвычайно легки и не имеют в себе ничего твердого и существенного.

. А я хочу, чтобы вы были без забот.

А каким образом могли бы мы быть без забот? Если бы оставались безбрачными. Поэтому прибавляет следующее.

. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.

Как это, Павел, желая, чтобы мы были беспечальными и для сего внушая нам безбрачие, ты опять говоришь: «неженатый заботится о Господнем» ? Ибо вот, и здесь также заботы. Но не такие, говорит, какие соединены с браком: заботы о Господнем спасительны и усладительны, а заботы о мире вредны и тягостны. В самом деле, не есть ли тягость и прискорбие стараться угодить жене и особенно такой, которая любит украшения и требует золота и жемчуга, и других пустых вещей? Это и располагает жалких мужей к несправедливости и душевредным распоряжением вещами.

. Есть разность между замужнею и девицею.

То есть они различаются между собой, и не одну и ту же имеют заботу, но разделены в своих попечениях: одна печется о таких предметах, а другая о других. Коль же скоро заботы у них различны, то должно выбирать те из них, которые лучше и легче.

. Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

Не довольно быть святой телом, но должно быть таковой и по духу, ибо в этом, то есть в чистоте души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе. Сверх сего, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мире. Посему, когда увидишь женщину, которая выдает себя за деву, а между тем печется о мирском, то знай, что она нисколько не отличается от замужней. Павел для обеих положил определенные признаки, по которым можно распознавать их, – не брак и воздержание, но, с одной стороны, большую и беспокойную деятельность, а с другой – спокойное занятие своими делами. Следовательно, та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. А замужняя продолжает заботиться о том, как угодить мужу, и потому прилагает особенное попечение о своей красоте, или, чтобы почитали ее доброй хозяйкой, показывает себя нерасточительной и бережливой.

. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы.

Я беседовал, говорит, о девстве, зная, что это состояние полезно для вас, так как оно свободно от печали и забот, и доставляет душе больше выгод; не для того беседовал об этом, чтобы принудить вас против вашей воли оставаться в девстве, (ибо "узами" назвал принуждение).

. Но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Для того, говорит, чтобы вы жили благоприлично и в чистоте; ибо что может быть благоприличнее и чище девства? И для того еще, чтобы вы, будучи свободны от неприятностей брака, без развлечения служили Господу и предстояли Ему всегда, возложив на Него все свои заботы ().

. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит.

Если кто, говорит, будучи действительно немощен по душе, почитает бесчестным оставить девой свою дочь, особенно если она перешла зрелый возраст, то пусть, говорит, и так будет. Как же? «Пусть делает, как хочет» , то есть если хочет отдать ее замуж, пусть отдает, ибо не согрешит. Однако лучше блюсти деву, как говорит далее.

. Пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

Заметь, как сначала удивляется тому, кто соблюдает свою девицу: называет его твердым и стойким и делающим свое дело с рассуждением; ибо говорит: «непоколебимо тверд в сердце» . Значит, кто выдает свою девицу замуж, тот не тверд. Словами «не будучи стесняем нуждою» показывает то, что отец имеет власть дать дочери своей мужа, и никто не может принудить его не отдавать ее замуж. Итак, честь ему, если оставляет дочь свою незамужнею; поэтому и выхваляет его апостол: ибо "хорошо , – говорит, – поступает" . Но и тот, кто выдает свою дочь замуж, также «хорошо поступает» ; ибо выдавать замуж не грех; а все, что не грех, добро. Но гораздо лучше не выдавать замуж; ибо это совершенство в добром.

. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Здесь учит о втором браке, и хотя позволяет его, однако, блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак; ибо как девство выше первого брака, так первый брак выше второго. « Жена связана законом» , то есть предостережением закона удерживается от прелюбодеяния, от того, чтобы чрез соединение с другим при жизни мужа быть прелюбодейкой, но если умрет муж, она становится свободной от уз и закона первого брака и получает разрешение. «Только в Господе» , то есть только с целомудрием, с честностью может она вступить во второй брак, для произведения и воспитания детей, а не по влечению похоти. «По моему совету» прибавляет, чтобы ты не почитал этого необходимостью, а только советом, советом Божественным. "Думаю , – говорит, – и я имею Духа Божия» . В этих словах больше смиренномудрия; ибо не сказал: имею, но: "думаю" , что "имею" , то есть полагаю, догадываюсь.

1. Интимная жизнь без печали

Есть основания полагать, что верующие люди испытывают большую радость в интимной жизни, чем неверующие. Именно к такому выводу пришли исследователи, опубликовав в журнале "Redbook" отчет по результатам анализа более чем 65 000 писем читателей. Опрос проводился с целью изучить связь между образом жизни людей и их верой. Ответы показали, что верующие люди более довольны жизнью и более спокойны за себя, чем неверующие. Но самым интересным открытием стало то, что религиозно убежденные люди чаще удовлетворены своей интимной жизнью, в то время как так называемые свободные женщины испытывают высокую степень сексуальной неудовлетворенности.
И в этом нет ничего удивительного для христиан. В Пс. 15:11 сказано, что в руке Божьей - блаженство. И христиане убеждаются в своей личной жизни в истинности этого утверждения.
Конечно, и сатана предлагает мелкие удовольствия - но они так мимолетны! Их не хватает не только на всю жизнь, но часто даже и на один сезон, и приносят они с собой лишь печаль и разочарование.
Ни в одной другой сфере жизни контраст между наслаждениями, подаренными людям навечно Богом, и скоротечными губительными сатанинскими забавами не очевиден так, как в сфере интимных отношений. Бог предназначил их для того, чтобы соединить воедино мужей и жен.
Прекрасное образное доказательство Божьего одобрения интимных наслаждений можно найти в маленькой книге Библии под названием "Песни Песней Соломона". Эта древняя поэма любви пронизана страстью и чувственностью. И действительно, она является даже более откровенным произведением, чем это может показаться современному читателю на первый взгляд, поскольку большая часть интимных моментов выражена в ней непривычными для нас речевыми образами. Эта книга удивительно поэтично описывает любовь двоих, и именно поэтому в древности раввинский закон запрещал ее чтение людям моложе 30 лет. Раввины хотели быть уверенными, что читатели уже обладают достаточной зрелостью для правильного восприятия столь пылкого повествования.
Поскольку Библия является Божьим Словом, присутствие "поэмы любви" на ее страницах говорит о том, что Бог никоим образом не запрещает чувственные наслаждения. И когда мы следуем основным библейским указаниям, радость интимной близости ничем не омрачается.

Каковы же библейские указания относительно отношений между полами?
Давайте исследуем отрывок из Нового Завета, в котором дается довольно интересный совет, касающийся супружеской близости. Мы найдем его в 1-м Послании к Коринфянам 7:2-5 (современный перевод):
"Так как существует безнравственность, то каждый мужчина должен иметь свою жену, и у каждой женщины должен быть собственный муж. Муж должен выполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, и взаимно жена - по отношению к мужу. Тело жены принадлежит не только ей одной, но также и ее мужу. И тело мужа принадлежит не только ему, но и его жене. Не покидайте друг друга, разве только по обоюдному согласию и на время для того, чтобы вы могли посвятить себя молитве. Затем опять будьте вместе, чтобы сатана не искушал вас из-за того, что вы потеряли самоконтроль".
Этот отрывок может шокировать некоторых христиан. Заметьте, что для супругов не устанавливается никаких ограничений в проявлении интимных чувств по отношению друг к другу. Есть только одно строгое требование: безусловная верность. Говоря простым языком: если ты состоишь в браке, твое тело принадлежит твоему супругу так же, как и тебе. И на тебе лежит обязанность удовлетворить твоего супруга или супругу в интимном плане. Отказаться от половой близости можно лишь в случае обоюдного согласия, но этот период воздержания должен быть относительно коротким, чтобы ни один из вас не поддался соблазну найти удовлетворение где-нибудь еще.
Суть цитируемого отрывка заключается в том, что взаимоотношения супругов основываются на обязанностях, а не на правах. Ничего не сказано о том, что ваш супруг в долгу перед вами, но вместо этого внимание сконцентрировано на вашем долге перед ним. Поэтому к интимным отношениям нельзя принуждать, как будто "это мое право"; но и отказываться от них как от чего-то Несущественного не стоит, ибо любовь должна свободно предлагаться как дар.
Такой принцип самоотдачи является основой семейного союза. Если оба супруга воспринимают интимную близость как возможность доставить друг другу удовольствие, тогда они испытывают огромное наслаждение. В этом, вероятно, кроется ответ на вопрос, почему христианские пары, как правило, вполне удовлетворены своей супружеской жизнью.

Хотелось бы обратиться к мужьям. Когда ваша жена неважно себя чувствует, вам не следует настаивать и требовать выполнения супружеской обязанности. К любви не принуждают. Вместо того чтобы докучать жене, пытаясь подчинить ее, лучше поухаживайте за ней. Мягко узнайте о ее нуждах и выполните ее желания. Для женщин нежность значит очень много (это своего рода "включатель" любви).
Некоторые мужья проявляют эгоистичный подход к сексу. Они не тратят время на то, чтобы доставить удовольствие своей жене, стремясь поскорее достичь оргазма; они не интересуются, что нужно жене. Чаще всего женщины жалуются на отсутствие любовной прелюдии, т. е. подготовительных ласк. Поэтому неудивительно, что некоторые жены прохладно относятся к интимной жизни.
Очень важно проявлять уважение к своей жене. Нечистоплотность, запах немытого тела или несвежее дыхание - это все сексуальные "ограничители" и показатели отсутствия уважения к своему партнеру. Многие женщины отвергают также всякую экзотическую сексуальную практику. Вам не следует заставлять свою супругу делать то, что доставляет ей неудобство. Сила и принуждение абсолютно недопустимы в любви супругов.
Ваше удовлетворение от близости с женой в значительной степени зависит от вас. Не стоит сравнивать фигуру своей жены с гипертрофированными формами фотомоделей из журналов. Лучше уверьте ее в том, насколько она привлекательна и желанна для вас. Не скупитесь на ласковые слова. Будьте изобретательны. Сделайте так, чтобы она чувствовала себя прекрасной.
"Ты можешь радоваться жене твоей юности. Любящая лань, грациозная серна - пусть груди ее удовлетворяют тебя всегда, и будешь ты всегда пленен ее любовью" (Притч. 5:18,19).
Жены, ваши тела принадлежат вашим мужьям так же, как их тела - вам. Бог замыслил, чтобы вы сами наслаждались интимной близостью и доставляли удовольствие своему супругу. Вы можете удержать его от поиска удовлетворения где-либо еще, превратив вашу спальню в сад чувственных удовольствий.
Многие мужья были бы приятно удивлены и испытали бы наслаждение, если бы их жены чаще брали на себя инициативу в интимной близости. Избавьтесь от постельной скуки и внесите новизну в ваши отношения.

Иногда молодожены вступают в брак с определенно негативным отношением к половой близости, что препятствует их сексуальной совместимости.
Юлия (имя вымышленное) вскоре после бракосочетания обнаружила, что у ее очень красивого мужа странный взгляд на интимные отношения. Он полагал, что близость в браке должна строго регламентироваться и возможна только в целях зачатия детей. Вне всякого сомнения, это было неверно. К сожалению, муж не нашел нужным сообщить Юлии о своих взглядах еще до того, как они заключили брачный союз. Желание интимной близости, заложенное Богом, осталось неудовлетворенным, и через три года после замужества Юлия сбежала с другим мужчиной.
Эту драму можно было бы предотвратить, следуя библейским указаниям относительно брачного союза, данным в 1 Кор. 7. В этой главе ясно говорится о том, что именно супружеская интимная близость защищает от безнравственности. Сторонники же близости только в целях деторождения неумышленно поощряют измену. Юлия - всего лишь один пример из нескольких реальных случаев, которые мне доводилось наблюдать.

Нередко и жена проявляет отрицательное отношение к интимной близости. Иногда такое отношение к сексу женщина наследует от матери, которая считает его предосудительным, чем-то таким, что женщины вынуждены лишь "терпеть". Иногда такое мнение бытует вследствие ошибочных религиозных представлений. В каких-то случаях это является результатом перенесенного в детстве сексуального оскорбления, изнасилования или кровосмешения. Для жертв, испытавших насилие, секс ассоциируется с болью, а не с удовольствием, в результате чего может развиться хроническое половое расстройство.
Если у вас возникли подобные проблемы в браке, вы можете обратиться за помощью к христианскому консультанту по семейным вопросам. Иногда не следует ограничиваться молитвой. Если бы кто-нибудь попал в автомобильную катастрофу и получил травму, я бы посоветовал ему обратиться к врачу. Я бы не сказал; "Молись, и всё будет хорошо". Подобным образом, когда человек испытывает эмоциональную травму, очень важно, чтобы он или она получили квалифицированную помощь от какой-либо группы поддержки, со стороны пастора или врача-психолога.

Подвести итог вышесказанному поможет письмо, полученное от одной нашей слушательницы:
"Ваша программа помогла мне понять, что те чувства, которые я испытываю даже в 34-летнем возрасте, нормальны для человека, ставшего в детстве жертвой сексуального оскорбления. Я стала посещать специальные консультации в начале этого года, и они помогают мне; поэтому я настоятельно советую всем, кто испытал подобное в детском возрасте или даже был изнасилован, - постарайтесь получить профессиональную помощь, так как в одиночку вы не сможете справиться с этим".
Сексуальные расстройства поддаются лечению, а грехи могут быть прощены Богом. Супружеские пары, внимательно и искренне относящиеся друг к другу, будут испытывать радость и удовлетворение в интимной близости. Как следует поступать, чтобы наслаждаться любовью, избегая печали? Живите в соответствии с библейской мудростью: "Если ты одинок, сохраняй свою непорочность. Не вступай в интимные связи вне брака. Если же ты в браке, то будь верен супруге или супругу". Если вы не относились к своему избраннику должным образом, попросите прощения у Бога и постарайтесь впредь быть максимально искренним, открытым и доброжелательным. Если вы оба будете поступать так, тогда вы действительно насладитесь супружеской близостью, не омраченной горечью разочарования.

GIOBO "оказывай" означает "проявляй" или "выражай", ai слово "должное" указывает на то, что мы что-то должны друг другу. "Оказывай" говорит о том, что у нас есть выбор – мы можем давать или нет, но "должное" говорит о том, что Бог считает это обязанностью.

Приведу пример. Мои сотрудники в церкви призваны Богом исполнять свою работу, и они ее исполняют, как дли Господа. Но первого и пятнадцатого числа каждого месяца они рассчитывают получить плату за свой труд! Дважды в месяц я принимаю решение выдать им то, что я должен им. Точно так же ваш муж или ваша жена рассчитывают на то, что вы окажете им "благорасположение".

Слово "благорасположение" может навести на мысль о благосклонном отношении, помощи и т.д. Но в греческом языке здесь использовано одно из самых прекрасных слов – eitnoia. Это слово состоит из слова ей, что означает "хорошее", и слова noia, что означает разум. Однако это не значит, что вы отдаете своему супругу часть своего ума!

Eunoia означает, что любезность и благодать – это ваш долг по отношению к супругу. Вы должны ему "благодатные мысли". Вежливость и галантность, которые вы проявляете во время ухаживания, не должны кончаться в браке. В браке секс не главное; мы должны друг другу в первую очередь оказывать внимание. Вы должны дарить друг другу мысли, полные любви, и нежную привязанность. Самый сильный сексуальный орган, которым вы обладаете, находится не между ног, а между ушей!

Мужчины, если вы хотите, чтобы вашей жене было хорошо с вами в постели, перестаньте лапать ее, придя домой после работы, и поговорите с ней. Секс

Это нечто большее, чем просто средство избавления от пресса в конце трудного рабочего дня. Секс предназначен для двоих. Наградите жену нежными словами и вниманием в конце трудного дня. С привязанностью выслушивайте рассказы о том, что произошло за день с детьми, с ее друзьями или на ее работе. Вы должны ей JTO. А потом понаблюдайте, не изменится ли к лучшему атмосфера в спальне!

Жены, не бросайтесь на мужей, когда они приходят вечером домой, и не ожидайте, что они сразу войдут в поток вашей жизни. Узнайте, какой переход от работы к дому действует лучше всего, и дайте ему возможность сделать его. Приготовьтесь встретить его с любовью и пониманием, и наблюдайте, не станет ли он более внимательным к вам.

Благорасположение, или благодатные мысли, – это когда вы относитесь к своему супругу так, как Бог относится к вам.

Божья любовь не ставит условий. Он долготерпелив по отношению к нам. Вместо того чтобы травить супруга за его недостатки, поразмыслите над своими. Разве Бог раздражает вас постоянными напоминаниями о ваших недостатках? Бог относится к вам так, как вы относились друг к другу, прежде чем поженились! Ухаживание не должно кончаться, когда начинается супружеская жизнь. На карту поставлено слишком много, чтобы этим пренебрегать.

Мужчина является великим любовником не потому, что у него широкие плечи, сильные мускулы, вьющиеся волосы и прекрасный автомобиль. Для мудрой женщины большее значение имеет внутренняя сила и сердце слуги, нежели внешняя сила или толстый кошелек. И успех женщины в сексуальной сфере зависит не только от идеальной фигуры или прекрасного лица. Внутренняя красота и доброе сердце имеют намного большее значение для зрелого мужчины, чем привлекательная внешность.

Я знал мужчину, который поменял жену с восхитительной внешностью на женщину, которая не была столь красивой, только потому, что его жена вела себя так, что он чувствовал себя недостойным ее. "Другая женщина" относилась к нему с уважением и практиковала принцип "благодатных мыслей". Я знал также женщину, которая оставила "супермужа" с великолепным загаром и прекрасными мускулами ради лысого мужчины с большими ушами. Она предпочла мужчину, который был с ней мягок и для которого она занимала первое место в его жизни, и оставила своего красавца-мужа, в полном недоумении почесывающим затылок.

Внешность изменится, а благосклонное отношение останется и будет скреплять взаимоотношения.

Когда вы встречались, вы делали все, чтобы овладеть мыслями и сердцами друг друга. Вы соревновались в самопожертвовании и любви. Теперь вы женаты и должны оказывать друг другу такое же внимание. Божья воля состоит не в том, чтобы, поженившись, вы очерствели и перестали совсем думать друг о друге!

Любовь – это состояние ума.

Одним из самых важных аспектов "благодатного мышления" является следующее: даже если ваш супруг не смог угодить вам, вы хотите угодить ему. Благодать не говорит: "Я буду угождать тебе, если ты сможешь угодить мне". Благодать говорит: "Я буду угождать тебе независимо от того, угодил ты мне или нет". Когда и муж, и жена имеют такое отношение, их брак никогда не становится обузой, и их взаимоотношения приносят им все больше и больше наслаждения каждый новый день.

Как часто надо заниматься сексом?

Этот вопрос обычно задают жены! Однако я уверен, что коринфяне, отчаянно пытаясь в сексуальном плане наладить свою новую жизнь во Христе, тоже интересовались этим!

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Коринфянам 7:4-5).

Ваше тело принадлежит вашему супругу, а его тело принадлежит вам. Жена действительно владеет телом мужа, а он – телом своей жены. В ваших взаимоотношениях с Иисусом вы не принадлежите самим себе. В браке вы принадлежите своему супругу. Однако это приносит успех только в том случае, если вы оба полностью отдаете себя другому, храня по отношению друг к другу "благодатные мысли".

Не ожидайте, что Божьи благословения наполнят вашу жизнь, если вы цитируете Писание с целью эгоистичного пользования супругом для удовлетворения своих сексуальных желаний.

В 5-м стихе Павел говорит очень строго. Один перевод этого стиха звучит так: "Прекратите обкрадывать друг друга!" Если не существует серьезной физической причины, вы не должны даже помышлять о том, чтобы отказывать супругу в близости. Единственно приемлемой является ситуация, когда по обоюдному согласию вы решили провести это время в молитве (в греческом оригинале нет упоминания о посте).

Этот стих говорит о том, какое значение имеет секс в супружеских отношениях. Супруги должны испытывать сексуальную близость регулярно и достаточно часто. Бог повелевает так, потому что это поддерживает ваши отношения здоровыми и укрепляет их. Если моменты близости становятся слишком редкими и не приносят истинного наслаждения, это является знаком того, что изменились ваши приоритеты или что какие-то неполадки вкрались в ваш брак.

Снова можно провести параллель между вашими взаимоотношениями с Господом. Когда ваши приоритеты расставлены правильно, и вы храните ваше сердце чистым перед Ним, вам не будет трудно искренне поклоняться Господу. Но если вы знаете, что в вашей жизни отсутствует равновесие или вы позволили греху войти в вашу жизнь, то становится очень трудно смотреть Иисусу в глаза и говорить, что вы любите Его.

Точно так же радость и удовольствие в сексуальных отношениях с супругом являются результатом "благодатного мышления". Если вы имеете что-то против вашего супруга, если между вами происходят ссоры и раздоры, то, возможно, вам будет трудно в моменты близости смотреть друг другу в глаза. Только тогда, когда вы принимаете решение прощать друг друга и сострадать друг другу, вы сможете снова в полной мере насладиться близостью с супругом. Сексуальная близость служит подтверждением вашей любви и доверия друг другу.

Близость с Господом в хвале и поклонении Ему приносит силу и стабильность в вашу жизнь и служит гарантией того, что вы остаетесь на правильном пути. Точно так же сексуальная близость с супругом делает ваш брак более крепким и стабильным и является ключевым фактором, поддерживающим ваши правильные взаимоотношения.

Недооцененная сила молитвы

Один из ключей к успеху в браке содержится в 1-м послании к Коринфянам (7:5): это молитва. Во-первых, стих говорит нам, что воздержание от секса должно происходить "по согласию", что подразумевает совместное обсуждение супругами этого вопроса и общее решение. Обратите внимание на то, почему муж и жена решают воздерживаться. Они выделили время для того, чтобы молиться по поводу семейного кризиса, о важной нужде в церкви, о проблеме в их браке или о выборе правильного направления для их жизни.

Когда ваш брак сталкивается с трудностями или вам необходимо принять важное решение, первое, что вы должны всегда делать, предать себя молитве. Другими словами, остановите все дела естественного плана и предайте себя поискам сверхъестественной мудрости и силы Бога. Самым лучшим советчиком является Святой Дух, Он имеет ответ на любой вопрос и знает выход из любой трудной ситуации.

Если конфликт между вами достиг такого уровня, что вы уже не можете молиться вместе, тогда вам необходимо искать помощи в церкви. К несчастью, многие христиане приходят не за советом, а в поисках кого-то, кто поддержит их действия против супруга. Они, по сути, не желают меняться сами, но требуют, чтобы изменился супруг. Но если человек приходит, чтобы научиться чему-то, а не доказывать свою правоту, их брак имеет шанс выйти из кризиса и укрепиться.

Истина состоит в том, что если бы мужья и жены молились вместе 15-30 минут в день, держась за руки, в согласии принося все заботы и разногласия Господу и прося Его мудрости, я могу гарантировать, что Бог ответил бы им и удовлетворил каждую их нужду. Совместная молитва является ключевым фактором на пути к благополучному, счастливому браку.

В этом стихе Писание четко указывает на то, что когда в жизни супругов молитва мало-помалу теряет важность, это незаметно ведет к появлению проблем. Очень часто люди после того, как женятся, начинают пренебрегать своими духовными обязанностями, а это не должно происходить. С созданием семьи у каждого из супругов добавляется ответственности, но духовные приоритеты должны оставаться прежними.

Супруги всегда должны выделять время для изучения отрывков Писания, которые имеют отношение к супружеской жизни. Одним из таких отрывков, хранящих в себе великую силу, является 13-я глава 1-го послания к Коринфянам . Каждая супружеская пара, которая посвятит себя тому, чтобы их жизнь совпадала с тем, что говорится в этой главе, будет неизмеримо счастливее в браке.

Решение проблем

Когда в браке возникают проблемы, есть несколько вещей, которые помогают преодолеть сложную ситуацию. Во-первых, преувеличивайте ошибки, совершенные вами, а не вашим супругом, и недостатки, присущие вам, а не вашему супругу. Все мы склонны преуменьшать свои недостатки и оправдывать свои ошибки и делать из мухи слона, когда речь идет о недостатках супруга. Когда вы в первую очередь будете смотреть на

собственные слабости и делать все, чтобы избавиться от них, это не только поможет вам избежать ссор с вашим супругом, но будет способствовать вашему росту. Вы не можете изменить себя, если не согласитесь распять свою плоть! И когда вы приобретете привычку указывать пальцем на самого себя, вместо того чтобы указывать на супруга, вы будете относиться к нему с большим состраданием и терпением! Во-вторых, приучите себя больше слушать и меньше говорить – и слово "приучите" является здесь ключевым. Умение слушать – это навык, который вы приобретаете путем упражнений. Бывало ли так, что вы пытались человеку что-то сказать, а он прерывал вас до того, как вы успевали закончить предложение? И затем все, что он говорил, свидетельствовало о том, что он ничего не слышал из того, что вы пытались сказать? Все мы время от времени так поступаем, потому что не развиваем в себе способность слушать.

Для меня лично два первых пункта обычно являются самыми сложными. Когда мы с женой задумали разводиться, а потом решили посвятить себя восстановлению брака, я думал, что все изменится за одну неделю. Но спустя несколько месяцев мы все еще имели серьезные проблемы. Большинство из них основывалось на отсутствии плодотворного общения и на гордости. Я хотел, чтобы она выслушала меня и приняла мою сторону, а она хотела, чтобы я выслушал ее и принял ее сторону.

Наконец я попросил ее еще раз высказать мне все свои претензии и заставил себя записать их. Из всех прежних разговоров с ней у меня создалось впечатление, что этих претензий по крайней мере сто. К моему удивлению, их оказалось только семь или восемь! Видите, я ни разу как следует, не выслушал ее. Каждый раз, когда она начинала мне что-то говорить, я, решив, что она снова собирается перечислять все мои недостатки, просто не давал ей ничего сказать.

Теперь, когда она высказывала свои претензии, мне хотелось чем-то запустить в нее, но я смог совладать с собой и записал все их на листке бумаги. Заканчивая, она сказала: "Я не говорю, что ты состоишь из одних недостатков. Просто некоторые из них мешают проявляться твоим добрым качествам".

Отправляясь проповедовать в другой город, я взял этот список с собой. Будучи вдали от всего я молился, прося Господа открыть мне, права она или нет. Я говорил: "Господь, если она не права, я желаю указать ей на это в любви. Покажи мне, как изменить ее неправильное мнение".

Господь прервал мою "самоотверженную" молитву и сказал: "Угадай, что Я скажу тебе? Она права во всем!". Потребовалось полтора дня, чтобы Он мог полностью меня в этом убедить. В первый день Он показал мне каждый недостаток, который назвала Лоретта. На другой день я пытался доказать Ему обратное! Только тогда, когда я окончательно понял, что все это идет от Бога, я позвонил Лоретте и сказал ей об этом.

Этот телефонный звонок послужил началом самого великого прорыва в нашем браке. Раскрылись причины наших проблем – недостаточное общение и эгоизм. Медленно, но верно мы заменили их хорошим общением и честностью по отношению друг к другу.

Если вы способны преодолеть свою гордость, увидеть себя таким, какой вы есть, признать свои страхи и слабости и перестать скрывать их под маской, ваш супруг может начать устанавливать с вами связь.

Когда я открыл свое сердце Лоретте и начал осознавать свои недостатки, она начала открывать мне свое сердце. После того как я излил ей свою душу, она могла довериться мне и обсуждать со мной ее собственные недостатки, страхи и слабости. В первый раз за долгое время мы действительно беседовали с ней и выслушивали друг друга. Снова обрела силу наша дружба.

В-третьих, когда вы установили проблему и поняли ее, обсудите возможные решения и ответы. В евангелии от Марка (11:24) не говорится: "Какие бы у вас ни были проблемы...". Если вы будете постоянно думать о проблемах, вы будете снова и снова открывать рану, создавая еще больше проблем. В такой атмосфере Святой Дух не может подсказать вам решение. В молитве просите Бога о том, что может решить вашу проблему.

Бог уже знает, в чем она состоит, и поэтому вам не надо снова и снова напоминать о ней. Вы должны молиться и просить ответить, что есть Его воля для вашей жизни. Если мы сосредоточиваем свое внимание на решении проблемы, а не думаем постоянно о самой проблеме, это оживляет нашу веру, а верой мы способны принять благодать, в которой мы нуждаемся. Мы становимся способными выйти победителем из любой ситуации.

И последнее: помните, что любовь – это не чувство; любовь - это выбор. Библия говорит, что вера не действует без любви, но мы можем переиначить это утверждение и сказать, что любовь не действует без веры. Бывают моменты, когда вам приходится снова принимать решение любить своего супруга и надеяться, что чувства придут позже.

Будут моменты, когда вам надо будет собрать всю силу воли, чтобы сказать доброе слово или проявить нежность. Но если вы будете делать то, что правильно, вас ждет великое вознаграждение. Так как вы основываете свои поступки на Божьем Слове, а не на чувствах, я гарантирую вам, не пройдет много времени и пламя вашей любви возгорится снова!

В Писании раскрывается сверхъестественный закон, который говорит, что каковы мысли в сердце человека, таков и он сам (Притчи 23:7 ); то, во что вы решаете верить, определяет ваш жизненный путь (Марка 11:23-24). Может, потребуется некоторое время, прежде чем это даст о себе знать, но в тот момент, когда вы решаете в своем сердце и уме верить во что-то, начинается формирование вашей жизни.

Похожая информация.


Ст. 3-4 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:3) . Что значит: «должное благорасположение» ? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа. Если ты уклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога; если же хочешь уклониться, то лишь с дозволения мужа, хотя бы это и на короткое время. Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу. Если же ни муж, ни жена не властны над своим телом, то тем более над имуществом. Послушайте, имеющие мужей и имеющие жен: если вам не следует считать тела своим, то тем более имущества. Правда, в некоторых местах и ветхого и нового завета отдается мужу великое преимущество; так говорится: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16) ; и Павел в одном послании делает такое различие (между супругами): «мужья, любите своих жен,… а жена да боится своего мужа» (Еф.5:25 , ; но здесь (приписывается обоим) одинаковая власть, ни больше, ни меньше. Почему? Потому, что у него речь о целомудрии. В других отношениях, говорит, муж пусть имеет преимущество, а в целомудрии – нет, ни «муж не властен над своим телом» , ни жена (1Кор.7:4) . Большое равенство чести и никакого преимущества.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Жене муж должную любовь да воздает; такожде и жена мужу

Должную любовь – οφειλομενην ευνοιαν – можно и так: должную верность ибо ευνοια – собственно благоумие; каждое из брачных лиц пусть держит тот благой ум, чтоб не знать стороннего. В иных рукописях вместо означенного слова стоит οφειλην – долг, разумея брачный долг, то есть верность. Так стоит в Синайской и Ватиканской рукописях. Так читал, кажется, и святой Златоуст. Мысль Апостола та, чтоб муж и жена сохраняли взаимную верность, по доброму друг к другу расположению. Блаженный Феодорит выясняет ее так: «Апостол узаконяет сие о целомудрии (супружеском,– верности), повелевая и мужу и жене равно нести супружеское иго (Экумений πιστιν – верность), и не смотреть на стороны, не расторгать уз, но питать друг к другу должную любовь. Он прежде дал сей закон мужу, потому что муж глава жене. Человеческие законы женам предписывают быть целомудренными (верными) и наказывают нарушающих сей закон, а от мужей не требуют равного целомудрия (верности); потому что мужи, как постановители законов, не заботились о равенстве, но оказали послабление себе самим. Божественный же Апостол, вдохновенный Божиею благодатию, мужьям первым предписывает законом целомудрие (верность). А поелику случалось, что или мужья, или жены, возлюбив воздержание, и без соизволения на то живущих с ними в супружестве удерживались от брачного общения, то, как и следовало, дает повеление и о сем».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она - долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Феодорит Кирский

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу

Человеческие законы предписывают женам быть целомудренными и наказывают преступающих этот закон, а от мужей не требуют равного целомудрия. Ибо мужи, как установители законов, не заботились о равенстве, но проявляли к себе снисхождение. Но божественный апостол, вдохновленный Божией благодатью, мужьям первым предписывает законом целомудрие.

Толкования на послания апостола Павла.

Амвросиаст

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу

Взаимно друг другу подчиняться им надлежит в данном случае, поскольку они есть одна плоть, одна и воля по закону природы.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Но чтобы брак достигал своей цели, для этого жить в браке нужно так, как требует этого самое существо этого установления: нужно исполнять каждому супругу свой супружеский долг (большинство древних рукописей читают только это слово - долг (τήν οφειλήν), а не должное благорасположение (τήν οφειλομένην ευνοίαν): оба супруга обязаны жертвовать друг другу своей личной независимостью. Отсюда-то безбрачие - хорошо (καλόν). - Не уклоняйтесь … Прерывать брачные сношения, по Апостолу, можно только 1) по обоюдному согласию; 2) на время, на некоторый срок и 3) для упражнения в делах благочестия - именно для молитвы (прибавка: для поста имеется только в очень малом числе рукописей).