План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну". Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в стар

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Цель: формирование представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности.

    Задачи:

    1. Познакомить детей со свойствами и состояниями воды.

    2. Учить детей навыкам проведения элементарных лабораторных опытов.

    3. Развивать наблюдательность, любознательность.

    4. Воспитывать бережное отношение к воде.

    5. Закреплять правила поведения при проведении элементарных лабораторных опытов.

    Оборудование и материалы: аудио-магнитофон, флэш-карта, музыкальное сопровождение: мелодия ручейка, мыльные пузыри (по количеству детей) .

    Раздаточный материал : прозрачные пластмассовые стаканчики, блюдца, ложки одноразовые чайные; вода, лед, термос, красная гуашь, салфетки.

    Ход образовательной деятельности:

    1.Организационный момент.

    (заранее детям завязываются фартуки и прикрепляются бэйджики с именами)

    Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Юлия Александровна.

    Ребята, давайте друг другу улыбнемся!

    Приветствие «Передаем друг - другу улыбку»

    Дети стоят по кругу, и каждый передает соседу свою улыбку.

    Воспитатель: Ребята, закройте глаза, а руки протяните вперед ладошками вверх и прислушайтесь. Ребята, что вы слышите? (звучит аудио запись льющейся воды).

    (Воспитатель проходит и капает каждому ребенка капельку воды из пипетки).

    Дети: Это звуки воды.

    В. Правильно, это журчит ручей.

    Воспитатель: Ребята, а что у вас на ладошках?

    Дети: Вода

    А теперь давайте отгадаем загадки! Если правильно отгадаете - увидите на экране отгадки.

    1. Мочит поле, лес и луг,

    Город, дом и все вокруг! (дождь)

    2. Он пушистый, серебристый,

    Но рукой его не тронь,

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь (снег)

    3. Прозрачен, как стекло

    А не вставишь в окно (лед)

    В. Как вы думаете, что общего у дождя, снега, льда? (вода, состоят из воды)

    Правильно. Все они состоят из воды.

    Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

    Что вода может делать? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

    Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

    Ребята, любите ли вы узнавать новое? (да)

    Воспитатель: Давайте вы сейчас превратитесь в капельки.

    (Воспитатель раздает детям шапочки-маски)

    Повторяйте за мной:

    Чтобы превратиться вдруг,

    Соберемся дружно в круг

    Один, два, три… Стали капельками мы.

    Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в свою волшебную лабораторию.

    Воспитатель: -Дети, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем это делать.

    Воспитатель: - Садитесь, пожалуйста, за столы.

    (Дети садятся за столы)

    Только будем внимательны и осторожны!

    Коль с водой имеем дело,

    Рукава засучим смело.

    Пролил воду - не беда:

    Тряпка под рукой всегда.

    Фартук-друг: он нам помог,

    И никто здесь не промок.

    2. Опытно-экспериментальная деятельность.

    Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»

    Воспитатель: - Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в пустой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).

    Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

    Какой сделаем Вывод ? вода - это жидкость.

    Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»

    А сейчас проведем другой опыт. Возьмите стаканчики с водой в руки.

    Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)

    А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)

    Ребята, давайте добавим в стаканчик краски (гуашь) и опустим туда ложку. Теперь нам видно ложку в стакане? (нет)

    Какой здесь можно сделать вывод? Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета). Вода - прозрачная.

    Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.

    Вывод: вода -бесцветная и прозрачная.

    Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»

    Воспитатель: Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.

    Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух к себе, помахивая рукой, и одновременно нюхаем.

    Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

    (У воды нет запаха).

    А теперь я предлагаю вам понюхать воду в этом стаканчике (в воде растворен лимонный сок). Чем она пахнет? (соком, кисло, по-другому)

    Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимонный сок)

    Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    В: Ребята, что такое море? (тоже вода). Поиграем в веселую игру «Море волнуется раз». Я буду отгадывать вашу фигуру.

    Физкультминутка «Море волнуется раз»

    Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три,

    Морская фигура на месте замри!

    (воспитатель повторяет 2-3 раза)

    Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.

    Опыт №4 «Лед - твердая вода»

    Воспитатель: Ребята, подойдите сюда и посмотрите. Что это?

    (показываю лед).(наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду)

    Ребята, будьте осторожны -лед холодный!

    Возьмите кусочек льда в руки. Какой он на ощупь? Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

    Ответы детей : Влажными.

    Как вы думаете, почему они стали влажными? (руки были мокрыми, впитали воду)

    Что же такое лед? (это тоже вода) Только какая вода, тоже жидкая? (нет) А какая тогда?

    Вывод детей: лед - твердая вода.

    Опыт №6«Газообразная вода - пар»

    Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.

    Ребята, будьте внимательны и осторожны - кипятком можно обжечься!

    Дети, сейчас я налью немного горячей воды в стакан и накрою сверху его зеркалом. Давайте посмотрим внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).

    Ответ: Образовались капли воды.

    Ребята, из чего они образовались? (из пара, из горячей воды)

    Вывод: вода может превратиться в пар.

    Подведение итогов и оценка результатов.

    Воспитатель:- А сейчас, подойдите все ко мне. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня. Что мы с вами делали? Что вам понравилось больше всего?

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства и состояния воды.

    Вода бывает какая - (жидкая, твердая, парообразная).

    Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.Я вам очень благодарна.

    Ну, вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад.

    Давайте встанем в круг и превратимся из капелек снова в детей.

    Повторяйте дружно все за мной:

    Чтобы превратиться вдруг,

    Соберемся дружно в круг

    Один, два, три… Стали снова дети мы.

    Воспитатель: - Я дарю вам волшебные подарки, чтобы вы не забывали о нашем путешествии(мыльные пузыри).

    Список используемой литературы:

    Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

    Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

    Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

    Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

    Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
    Задачи:
    «Познание»
    1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
    2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
    3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
    4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
    5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
    «Коммуникация»
    1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
    2. Активизировать речевую деятельность.
    3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
    4. Воспитывать культуру общения.
    «Социализация»
    1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
    2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
    «Безопасность»
    1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
    «Чтение художественной литературы»
    1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
    «Музыка»
    1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
    Методы и приемы:
    1. Словесные: вопросы, художественное слово.
    2. Наглядные: иллюстрации.
    3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
    Предварительная работа:
    Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
    Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

    Ход занятия.

    В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

    Орг. игра с воздухом «Парашют»
    - Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
    Дружно мы все встали в круг,
    Будем делать – парашют.
    Друг за другом мы идем,
    Парашют в руках несем.
    Руки вверх все поднимаем,

    Парашют наш надуваем.
    Вот какой наш парашют
    Легким воздухом надут.
    - Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
    - Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
    Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

    Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

    Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

    Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
    - Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
    - Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
    Опыт с пакетом.
    - А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
    - Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
    - Что в них находится? (воздух)
    - Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
    - А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
    - Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

    А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
    Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
    Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
    Ветер – это и есть движение воздуха.
    - Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
    - А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

    «Кинешь в речку, не тонет
    О стенку не стонет
    Будем оземь кидать
    Будет кверху летать»

    Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

    Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

    Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
    Опыт «Воздух в человеке»
    (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
    - Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
    - Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
    - Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

    А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
    Физкультминутка
    Ветер дует нам в лицо
    (взмахи руками)
    Закачалось деревцо
    (качаемся)
    Ветерок все тише, тише,
    (приседаем)
    Деревцо все выше, выше
    (поднимаемся на носочки).
    Д/и «Кому нужен воздух»
    Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
    (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
    - Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

    Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
    - Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
    - Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
    - Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
    Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
    - На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
    Итог НОД:
    - Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
    - Что это? (надувает пузырь)
    - Что внутри них? (воздух)
    - Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
    не замерзнуть ли пузырьки на улице.
    А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
    Если дунуть посильней,
    Будет много пузырей!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Ни за что их не поймать.

    Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности «Царица – водица»

    Виденеева Валентина Николаевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №2 "Солнышко", с. Дивеево.
    Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
    Форма проведения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

    Цель : Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
    Программное содержание:
    - Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
    - Развивать речь, мышление, любознательность;
    - Воспитывать экологическую культуру;
    - Развивать умение делать выводы, умозаключения;
    - Воспитывать аккуратность при работе.
    Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
    Методы и приемы:
    - Организационный момент
    - Художественное слово
    - Уточнения, опросы, игровые приемы
    - Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
    - Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
    Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

    Ход занятия

    I часть: Вводная
    Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
    Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране,
    Как сосулька, замерзает,
    В лес туманом заползает,
    На плите у нас кипит,
    Паром чайника шипит.
    Без нее нам не умыться,
    Не наесться, не напиться!
    Смею вам я доложить:
    Без нее нам не прожить.
    Н. Рыжова

    Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
    II часть: Опыты
    Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
    Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
    Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
    Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
    Вода – растворитель.

    А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
    Физкультминутка:
    К речке быстрой
    К речке быстрой мы спустились,
    (шагаем на месте)
    Наклонились и умылись.
    (наклоны вперед, руки на поясе)
    Раз, два, три, четыре,
    (хлопаем в ладоши)
    Вот как славно освежились.
    (встряхиваем руками)
    Делать так руками нужно:
    Вместе – раз, это брасс.
    (круги двумя руками вперед)
    Одной, другой – это кроль.
    (круги руками вперед поочередно)
    Все, как один, плывем как дельфин.
    (прыжки на месте)
    Вышли на берег крутой
    (шагаем на месте)
    И отправились домой.
    Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

    Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
    Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
    Воспитатель предлагает детям речевую игру
    «Вода – это…»
    Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

    Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.

    Приведем пример: «Для растений вода – это…»
    «Для людей вода – это…» варианты ответов.
    Итог занятия:
    При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

    Фокусы с водой:
    В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
    В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

    Программное содержание : развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы: воздушный шар, тарелки с водой и стакан, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри, картина об экологии, листы бумаги, краски.

    Ход занятия

    Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно, — это шарик. А как вы думаете, что у него в нутрии? (воздух) . Посмотрите, как мой шар умеет летать? Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему? (он легкий) . Так значит, получается, что воздух легкий.

    А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали? (ветерок) . А вы его увидели? (нет) . А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный).

    — Значит, воздух еще и прозрачный?

    — А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы?

    Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?

    Дети надевают халаты, проходят за столы и рассаживаются по местам.

    Опыт №1. Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

    — Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух, который движется.

    Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат вееры из бумаги, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).

    Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

    Опыт №2. Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

    — Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.

    А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).

    — Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

    А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

    Опыт №3 -Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды) . А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

    Благодаря нашим опытам, выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (бесцветный).

    Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).

    Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).

    Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

    А сейчас у нас минутка для отдыха. Выходите на ковер, мы поиграем. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть. Посмотрим, кто победит.

    Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»

    Молодцы! Все поймали много пузырей.

    Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.

    Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?

    Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.

    Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.

    Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).

    Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес, и представим, что мы на летней лесной, полянке. Пройдите дети за столы и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес. Дети рисуют деревья под музыку «голоса леса». Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух.

    Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…) . Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.

    А вы знаете правила, которые необходимо соблюдать в природе? Давайте их вспомним.

    Дидактическая игра «Как вести себя в природе?»

    Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!

    воспитатель МБДОУ д/с №71, г.Белгород, Россия.