План работы по саморазвитию «Развитие мелкой моторики у детей. Учебно-методический материал на тему: перспективный план «развитие мелкой моторики


ОКТЯБРЬ

« Овощи»

1. Пальчиковая гимнастика « У Лариски две редиски»

2. Выкладывание по контуру (крупные орехи)

4. Дидактическая игра «Собери горох в корзинку» (проведение линий)

5. «Положи овощи на поднос» (проведение прямых линий)

6. Посади овощи на грядки (выкладывание на полосе из пластилина мозаики, косточек, пуговиц)

7. Упражнение на песке « Посадим овощи »

« Фрукты »

1. Пальчиковая гимнастика « Компот»

2. Обведение трафаретов (груша, яблоко, слива, лимон, апельсин)

3. Конструирование из проволоки

4. Дидактическая игра « Положи в вазу фрукты»

5. « Собери урожай» (умение убирать с дерева (картинка) фрукты (кружки)

6. Выкладывание по контуру.

7. Упражнение « Песочный дождик»

« Грибы. Лесные ягоды»

1. Пальчиковая гимнастика « За ягодами»

2. Обведение трафаретов и штриховка грибов (белый, подосиновик, лисичка)

3. Конструирование из клюквы «Гусеница»

4. Дидактическая игра « Собери грибы в корзинку» (проведение целенаправленных линий)

5. Дидактическая игра « Собери ягоды в корзинки» (собрать в корзину ягоды (мозаика, пуговицы) одного цвета.

6. « Грибок под дождём» шнуровка – продевание шнурка в отверстие по диагонали.

7. Упражнение « Выложи дорожку »

« Игрушки»

1. Пальчиковая гимнастика « Игрушки»

2. Собери из частей целое (разрезные картинки)

3. Выкладывание из геометрических форм (« Чебурашка», « Ёлочка», « Домик»)

4. «Коврик для куклы» -плетение из полосок бумаги

5. Обведение трафаретов и штриховка.

6. « Собери игрушку» (застёгивание пуговиц)

7. Игра с песком « Найди игрушку »

НОЯБРЬ

« Осень»

1. Пальчиковая гимнастика « Осенние листья»

2. Обведение трафаретов и штриховка листьев деревьев

3. Выкладывание листьев по трафарету из косточек

4. Дидактическая игра « Листопад» (проведение прямых линий)

5. « Волшебные ниточки» (контур листьев из ниток)

6. «Дождик» (проведение вертикальных прямых линий)

7. Игры с песком « Узоры на песке»

« Домашние птицы»

1. Пальчиковая гимнастика « Уточка»

2. Обведение трафаретов и штриховка

3. « Зёрнышки для цыплят» (мятая бумага)

4. Шнуровка « Покажи дорожку цыплёнку к маме»

5. Выкладывание из геометрических форм (« Цыплёнок», « Курочка»)

6. « Помоги утенку переплыть через речку» (проведение прямых линий)

7. Игры с песком «Гнездышки»

« Домашние животные»

1. Пальчиковая гимнастика « Хозяюшка»

2.« Приведи собачку в домик» (проведение прямых линий в полосе)

3. « Угости животных» (проведение прямых линий)

4. « Будка для собачки» (Выкладывание из палочек, геометрических форм)

5. Выкладывание по контуру из косточек, пуговиц домашних животных.

6. Обводка трафаретов, штриховка.

7. Игра с песком « Кто к нам приходил?»

« Зимующие птицы»

1. Пальчиковая гимнастика « Кормушка»

2. Обводка трафаретов зимующих птиц

3. Игра « Разрезные картинки»

4. « Посади птичек на кормушку» (проведение прямых линий)

5. Выкладывание из геометрических форм птиц.

6. Обрывание « Птица»

7. Игра с песком « Необыкновенные следы»

ДЕКАБРЬ

« Зима»

1. Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять»

2. Выкладывание из палочек « Снежинка»

3. Конструирование из мятой бумаги « Снежные комочки»

4. «Собери из частей целое» (из геометрических форм « Ёлочка», « Снеговик»)

5. Выкладывание из фасоли по контуру « Снежные сугробы»

6. « Падают снежинки» — проведение прямых линий

7. Игра с песком « Дорисуй фигуру»

« Одежда»

1. Пальчиковая гимнастика

2. Обводка трафаретов

3. Собери из частей целое

4. « Оденем куклу на прогулку» (застёгивание пуговиц, молний)

5. « Составь узор на шапке» (геометрические формы)

6. «Выложи по контуру» (косточки, пуговицы)

7. Игра с песком « Узор в геометрической фигуре»

« Обувь»

1. Пальчиковая гимнастика « Обувь»

2. Обводка трафарета « обувь»

3. Выложи по контуру (фасоль, пуговицы)

4. « Волшебные ниточки» (« Сапожок»)

5. « Зашнуруй ботинок» — шнуровка

6. « Собери из частей целое» (разрезные картинки)

7. Игра на мокром песке « Отпечатки»

« Новый год»

1. Пальчиковая гимнастика « Ёлочка»

2. Выкладывание из палочек « Ёлочка»

3. « Укрась ёлочку» (геометрические формы)

4. Сборная игрушка « Ёлочка»

5. Обведение по трафарету и обрывание « Ёлочка»

6. Расщипывание пенопласта для украшения еловых веток.

7. Игра с песком « Песочный круг»

ЯНВАРЬ

« Мебель»

1. Пальчиковая гимнастика « Много мебели в квартире»

2. « Соедини точки» (мебель)

3. Выкладывание из палочек (стол, стул, кровать)

4. « Собери из частей целое» (разрезные картинки)

5. Дорисуй недостающую часть мебели.

6. Выкладывание из геометрических форм мебели

7. Игра с песком « Моя комната»

ФЕВРАЛЬ

« Профессии»

1. Пальчиковая гимнастика « Что принёс нам почтальон»

2. Выкладывание из палочек (конверт, почтовый ящик)

3. « Пишем письмо» (рисование волнистых линий)

4. Обведение по контуру « Самолет»

5. Выкладывание из геометрических форм « Машина»

6. Выкладывание по контуру «Весы»

7. Игра с песком « Песочные строители»

« Дикие животные»

1. Пальчиковая гимнастика « Сидит белка на тележке»

2. Обведение трафаретов животных

3. Шнуровка « Помоги зайчику найти дорожку»

4. Игрушки – застёжки (заяц, медведь)

5. « Следы лисы в лесу» (рисование извилистой линии)

6. Выкладывание по контуру животных (фасоль, орехи, пуговицы)

7. Игра с песком Сказка « Три медведя»

« Транспорт»

1. Пальчиковая гимнастика « Мчится поезд»

2. Обводка трафаретов транспорта

3. « Дорисуй недостающие части» (колёса, фары)

4. Выкладывание из палочек (самолёт, корабль)

5. « Машина едет в гараж» (проведение прямых линий)

6. Собери из частей целое (машина, поезд)

7. Игра с песком « Найди цифру»

« Комнатные растения»

1. Пальчиковая гимнастика « На окне в горшочках»

2. Обведение трафаретов цветов (бегония, фиалка)

3. Выкладывание из мозаики цветов

4. Аппликация из мятой бумаги « Герань»

5. Выкладывание по контуру (пуговицы)

6. Рисование коротких палочек « Иголки у кактуса»

7. Игра с песком « Посади цветы»

МАРТ

«Мамин праздник»

1. Пальчиковая гимнастика « Как у нас семья большая»

2. « Помоги Незнайки собрать букет» (геометрические формы)

3. « Цветок для мамы» (цветок на пуговицах)

4. « Поможем маме поставить заплатки» (геометрические формы)

5. Выкладывание по контуру « Солнышко лучистое»

6. Изготовление красивой скатерти для мамы (плетение из бумаги)

7. Игра с песком « Красивые узоры»

« Семья»

1. Пальчиковая гимнастика « Семья»

2. Обведение трафарета человека (с дорисовыванием глаз, носа, рта)

3. Выкладывание из палочек « Дом, в котором мы живём»

4. Украшение коврика (геометрические формы)

5. Рисование прямых коротких палочек «Забор у дома»

6. « Переберём крупу для каши»

7. Игра с песком « Мы едем в гости»

« Весна»

1. Пальчиковая гимнастика « Кап, кап, кап»

2. Обрывание из бумаги « Капельки»

3. « Весенняя капель» (проведение отрывистых линий)

4. « Ручейки весенние» (проведение волнистых линий)

5. «Солнышко лучистое» (прищепки по кругу)

6. Игра на песке « Песочный круг»

« Перелётные птицы»

1. Пальчиковая гимнастика « Ласточка»

2. Обведение трафаретов (скворец, грач, ласточка)

3. « Птички летают» (рисование волнистых линий)

4. Собери из частей целое (Птица из геометрических фигур)

5. « Яички в гнезде» (смятие бумаги)

6. Выкладывание из геометрических форм « Скворечник»

7. Игра с песком « Следы»

АПРЕЛЬ

« Посуда»

1. Пальчиковая гимнастика « Помощники»

2. Обведение трафаретов (чашка, кастрюля)

3. « Собери из частей» (разрезные картинки)

4. « Сервировка стола» (проведение прямых линий)

5. « Выложи по контуру» (чайник, тарелка, кастрюля)

6. « Украшение посуды» (Геометрические формы)

7. Игра с песком « Секрет»

« Аквариумные рыбки»

1. Пальчиковая гимнастика « Рыбка»

2. Выкладывание из геометрических форм

3. Выкладывание из палочек

4. « Дорисуй так, чтобы получилась рыбка»

5. Обведение трафаретов рыб

6. Рисование волнистых линий « Рыбка плавает»

7. Игра с песком « Песочный телеграф»

« Насекомые»

1. Пальчиковая гимнастика « Пчела»

2. Обведение трафаретов

3. Выкладывание из мозаики, палочек

4. Нанизывание крупных бус « Гусеница»

5. « Посади бабочку на цветок» (целенаправленные линии)

6. Выкладывание по контуру « Бабочка» (пуговицы, косточки, фасоль)

7. Игра с песком « Превращение букв»

« Первые весенние цветы»

1. Пальчиковая гимнастика « На лужайке поутру»

2. Обведение трафаретов (подснежник, мать – и – мачеха)

3. «Мимоза» — аппликация из мятой бумаги

4. « Посади бабочку на цветок» (целенаправленные линии)

5. « Одуванчик» (прищепки по кругу)

6. Выкладывание цветов из мозаики, косточек, пуговиц.

7. Игра с песком « Дорожка из счётных палочек»

1. Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно — двигательной координации

— Обучение детей выделению каждого пальца на руке и называть его.

Пальчиковые игры с речевым сапровожением (стихами, потешками, скороговорками). Упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: « Сорока – белобока», « Апельсин», « Белка»;

— Обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук. Этому способствуют пальчиковые игры « Бутон», « Воздушный шарик », « Цветок », « Капуста», « Бабочка», « Рыбка» и т.д

— Стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом. Использование пальчиковых игр с ребристым карандашом (карандаши разных размеров, диаметров). Действия детей руками сопровождаются стихами: « Волшебный карандаш», « Мостик», « Зонтик» и т.д.

— Обучение наматыванию и разматыванию нитей на клубок (катушку). Игры: « Разноцветные клубки», « Намотай нитки на шарик», « Размотай катушку» и др.

— Обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов, указательным типом хватания. Задания: « Угости белочку орехами», « Выложи дорожку из мозаики», « Построй мостик из палочек » и др.

— Выкладывание предметов по заданным ориентирам из палочек(ёлку, домик по заданному на листе образцу), в ячейки на доске, в прорези, вдоль линий, шнура и т.д. Применялись дидактические игры и упражнения « Построй забор», « Проложи тропинку», « Сделай железную

Дорогу» и т.д.

— Обучение выполнению специфических действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращения и др. Дидактические игры: « Весёлый волчок», « Закрутим гайку», « Игры с фантиками», « Бусы для куклы», « Гирлянда на ёлку», « Фонарики», а также специальные мелкие игрушки: волчок, пирамидки, детский конструктор, игрушки – попрыгунчики;

— Формирование умения выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки, половника, воронки. Для выполнения данных действий детям предлагали следующие игры: « Повар», « В гостях», « Аквариум»

— Обучение пересыпанию сыпучих материалов (перловой крупы, гороха, фасоли) рукой, ложкой. Игры: « Спрячь игрушку», « Покорми птичек», « Баба сеяла горох»

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

— Обучение выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек. Педагого учит работать по подражанию действиям взрослого, по образцу, затем по речевой инструкции. Игровые задания: « Выложи ёлочку», « Построй лесенку», «Сделай домик», « Построй забор», « Выложи дорожку», « собери колодец», « сделай ворота».

— Развитие целостного восприятия предметного изображения. Применялись задания и упражнения: « Вставь в домик окна», « Подвбери к коврикам заплатки», « Раздай детям шары», 2 выложи из цветов полянку», « сложи из цветных полосок предмет», « Собери паровозик» и т.д.

— Обучение сравнению парных предметов или картинок (выбор из 3-4) « Найти похожую игрушку», « Подбери такую же картинку», « Найди пару» (перчатки, носки, ботинки).

3. Совершенствование ориентировки на листе бумаги.

— Обучение выкладыванию изображений предметов на столе из палочек. По речевой инструкции игровые задания: « Выложи елочку», « Построй лесенку», «Сделай домик», «Выложи дорожку».

— Обучение ориентировки на плоскости (доске), формулирование умения работать по образцу. У детей формировали ориентировку: вверх-вниз, лево-право, середина. Игровые задания: «Выложи тучки вверху, ручейки внизу», « Выложи елочку в середине, внизу зверюшек », « Разложи солнышко наверху, травку — внизу ».

— Формирование ориентировки на листе бумаги. Дидактическая игра « Вертушка», « Разложи игрушки на местах», «Щенки разбежались», «Котята с клубками» им наглядные трафареты, перемещающиеся по направлениям вверх-вниз (птица слетела с ветки на землю, солнце садится за тучу), « слева- направо» (машина едет, пароход плывет, самолет летит).

4. Развитие слухового внимания и слухомоторной координации .

— Обучение выполнению определенных движений руками под речевые сигналы. Дети произносили на выдохе гласный звук и действовали по подражанию действиям взрослого. Игровые задания « наматывание клубка», « разматывание шланга», «надувные шарики».

— Обучение проведению непрерывной линии в ограниченном пространстве: мелом на доске (мальберте, листе бумаги) под произносимые звуки. Игровые задания: « Пчелки летят в улей –ж-ж-ж», « Комарики летят к фонарику –з-з-з», « Самолет идет на посадку –и-и-и», « Змейка ползет –ш-ш-ш» и т.д.

5. Формирование базовых графических навыков .

— Обучение проведению различных линий-дорожек (прямых, ломаных, волнистых) в ограниченном пространстве и в направлениях: сверху- вниз, слева- направо. Детей проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях. Игровые задания: « Вниз по горке», «Волны на море», «Серпантин на елке», « Мостик через речку», «Забор», «Елочки» и т.д.

Обучение проведения линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией. Задания6 « Дорожка к гаражу», «Дорожка для колобка», « Шпалы для железной дороги», «Мостик через речку», «Забор вокруг дома».

— Обучение обводке линий по контуру и штриховка простых геометрических форм (круг, квадрат, овал, треугольник), ориентируясь на указатель- стрелку. Игровые задания: « Снеговик», « Облака», « Домик», « Неваляшка».

— обучение выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе (в ограниченном пространстве на деревянной доске, альбомном листе), с последующей зарисовкой этих узоров. Дидактические задания и упражнения: « Сложи и дорисуй узор», « Выложи и зарисуй- грибок- елочка », « Сложи и нарисуй молоток (стул, стол, елочку, неваляшку)».

Юлия Лялькина
План работы по саморазвитию «Развитие мелкой моторики у детей»

Тема : ««» .

ЦЕЛЬ :

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Актуальность : Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Задачи :

1. Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук, сенсорику.

3. Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастики.

5. Развивать внимание , воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

6. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы .

7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы :

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми ;

Методы и приемы работы : (Объяснение, показ, беседа, игра)

План работы :

Подготовительный (сентябрь – октябрь)

1. Изучение литературы

2. Составление плана работы ;

3. Создание условий для эффективного использования игр;

4. Подбор дидактического материала и игр;

5. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук , а также картотеки игр на развитие дыхания , артикуляционной гимнастики.

6. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии .

Практический

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Пальчиковый театр.

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манке.

Рисование по трафаретам.

Дорисовка (по принципу симметрии) .

Шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.

Проведение дидактических игр и игр-занятий.

Подготовка брошюр для родителей по теме «Сенсорное воспитание ребенка» ;

Консультация для родителей «В чем польза пальчикового театра?»

Заключительный

1. Провести анкетирование родителей на тему : « на организм человека».

2. Выступление на педсовете с презентацией на тему : «Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности.» Итоги проделанной работы , оценка результатов анкетирования родителей на тему : «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека».

Литература :

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб : Изд. дом «Литера» , 2007.

4. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПб : Корона-Век, 2007.

6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

7. Кольцова М. М «Развитие моторики »

8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд» , 1996.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Особенности развития мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» п. Советский Республики Марий Эл План по самообразованию на 2015-2016 учебный год Рябининой Элины Викторовны.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы) Из опыта работы «Развитие мелком моторики рук у детей 6-ого года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх» Разработала музыкальный.

Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

План работы по самообразованию на 2013–2014 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию на Тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Месяц Работа с детьми Работа с родителями.

Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

План работы с детьми группы раннего возраста «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук» Перспективный план работы с детьми группы раннего возраста(2-3 года) «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук»Пермский край,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Начата работа над темой: сентябрь 2015 г. Предполагаемые сроки окончания работы над темой:.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Самообразование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Артемовский 2017г

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Обоснование темы………………………………………………………………4

1.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты………………………………………..4

1.2 Актуальность выбранной

темы………………………………………………………………………………..5

1.3 Новизна

темы………………………………………………………………………………..6

II.Практическая часть………………………………………………………………………………..8

Перспективный план…………………………………………………………….…………………..8

Список литературы……………………………………………………………………….15

Введение

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора.

Данная методическая разработка привлекает внимание к давно известной проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. В процессе реализации работы планируется привлечь родителей к процессу развития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им возможность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой моторики.

Обоснование темы

Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

    развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

    создать картотеку пальчиковых игр;

    привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе и внедрение деятельности дома.

Ожидаемые результаты:

В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений и как следствие развивается речь детей.

Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по развитию мелкой моторики детей и использованию речевых пальчиковых игр.

Перечень основных мероприятий:

Выбор комплексов пальчиковой гимнастики и внедрение данных комплексов.

Изучение литературы передового опыта по проблеме развития мелкой моторики.

Исполнители мероприятий: воспитатели, дети и родители.

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.

Гипотеза: можно предположить, что в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма, улучшит речевые способности ребенка.

Объект: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Предмет: акцентировать внимание родителей на развитие мелкой моторики

Новизна темы

Федеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Наилучшего результата в развитии мелкой моторики ребенка позволяет добиться специальный принцип подбора игр, который представлен ниже.

Перспективное планирование

пальчиковых игр

Месяц

Название игры

Слова игры

Действия детей

Ответственный

Сентябрь

1-2неделя

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы,

Листья рябины, листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают большой палец.

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Сжимают и разжимают кулачки.

Бадртдинова

Сентябрь

3-4 неделя

«Пальчики в лесу»

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел,

Оттого и потолстел!

Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Большие пальцы вверх!

Бадртдинова

Октябрь

1-2 неделя

«Как живёшь?»

Как живёшь?

Вот так!

А плывёшь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Вдаль глядишь?

Вот так! Машешь вслед?

Вот так! Ночью спишь?

Вот так! (Ладони под голову).

А шалишь?

Вот так!

(Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак).

(Руками изображают движения пловца).

(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища).

(Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу).

(Энергичные движения кистями рук).

(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щёчкам)

Бадртдинова

Октябрь

3-4 неделя

«Дружные пальчики»

Этот пальчик меленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.

В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Бадртдинова

Ноябрь

1-2 неделя

«Замок»

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог? Потянули, Покрутили, постучали

И - открыли!

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок»).

(повторение движений).

(пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону). (Движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

Бадртдинова

Ноябрь

3-4 неделя

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для улитки,

Эта долька – для чижа.

Ну, а волку – кожура!

Поочередно соединять пальцы обеих рук: мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.

Согнуть большие пальцы.

Согнуть указательные пальцы.

Согнуть средние пальцы.

Согнуть безымянные пальцы.

Согнуть мизинцы.

Бадртдинова

Декабрь

1-2 неделя

«Веселый гном»

Жил да был весёлый гном

с круглыми ушами.

он на сахарной горе

спал под воротами.

Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

съесть он гору захотел, только подавился!

Ну а что ж весёлый гном?

Так и спит глубоким сном!

(дети показывают руки над головой, изображая колпачок) (описывают руками большие круги вокруг ушей)

(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

(пальцы изображают ворота)

(руки высоко подняты над головой)

(подносят руки ко рту)

(дети смеются)

(дети изображают спящего гнома)

Бадртдинова

Декабрь

3-4 неделя

«Зайчик»

Быстро с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Вниз спустился, повернулся,

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!

Правая рука –зайчик. Сначала на каждый слог

указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Выше всех – на большой палец левой руки.

Бадртдинова

Январь

1-2 неделя

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз,два,три,четыре,пять.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих

(касание пальцев, начиная с мизинцев).

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Бадртдинова

Январь

3-4 неделя

«Белый снег»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится

А потом, а потом

Мы из снега лепим ком

Ритмично, плавно опускать руки вниз

Круговые движения кистями рук

Плавно опускать руки вниз

Имитация сгребания снега

Выполнять движение «лепим пирожки»

Бросить снежок вперед

Бадртдинова

Февраль

1-2 неделя

«Дом»

На поляне дом стоит

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

(«ворота»).

(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

Бадртдинова

Февраль

3-4 неделя

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в обычном темпе. Медленное движение безымянных пальцев по столу. Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами. Хлопок кулаками по поверхности стола.

Бадртдинова

Март

1-2 неделя

«Гости»

К Кате гости прибежали,

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

Здравствуй Жанна,

Рад Серёжа,

Рад Снежана

Не хотите ль пирожок?

Может коржик

Иль рожок

Вот драже вам на дорожку

Вы берите понемножку

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

(бежим пальчиками по столу или по полу)

(соединяем большой и указательные пальчики)

(большой и средний)

(большой и безымянный)

(большой и мизинец)

(ладошки складываем вместе)

(показываем 2 открытые ладошки)

(2 кулачка ставим друг на дружку)

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Бадртдинова

Март

3-4 неделя

«Строим дом»

Целый день – стук да стук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим дом для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

В нем мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать. Руки сжать в кулаки, большой палец поднят вверх. В течение всего стихотворения «молоток заколачивает гвозди» - сначала прямой, а затем согнутый большой палец движется сверху вниз. В конце дети показывают «готовые дома» - вытягивают вперед руки, сжатые в кулаки.

Бадртдинова

Апрель

1-2 неделя

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весеннем раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки. Руки поставить вертикально, ладони – друг к другу, округлить.

Развести пальцы

Пошевелить пальцами

Ладони – вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести.

Бадртдинова

Апрель

3-4 неделя

«Белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

Хлопки в ладоши согласно тексту стихотворения.

Бадртдинова

1-2 неделя

«Брусника»

Я по лесу пойду.

Я бруснику найду.

Если нет лукошка,

Соберу в ладошку.

Прыгну через лужицу,

Голова закружится.

А в траве брусника – тут ее найди-ка!

Дети ходят по ковру, собирая рассыпанные горошинки, читая стихотворение и имитируя движения.

Бадртдинова

3-4 неделя

«Скакалка»

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Захочу – обскачу

Галю и Наталку.

Ну-ка, раз, ну-ка, два,

Посреди дорожки,

Да бегом, с ветерком,

Да на правой ножке.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Я скачу, я учу

Галю и Наталку.

Ну-ка, раз, ну-ка, два,

Учатся сестрички.

За спиной день-деньской

Прыгают косички.

Пальцы сжать в кулаки ладонями вниз. Большие пальцы выставить в стороны и приблизить друг к другу. Ритмично делать круговые движения ими с большой амплитудой сначала в одну сторону, потом в другую сторону.

Бадртдинова

Всем известно, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга - это проекции кисти руки. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. На всех этапах жизни ребёнка движения рук имеют, важную роль. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание (данные РАМН за 2012 г). Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Часто у ребенка возникает стремление быть таким же взрослым, как мама и папа, однако не все родители готовы принять такую позицию и запрещают ему манипулировать с предметами быта. При попытках ребёнка самостоятельно действовать с предметами, взрослые проявляют нетерпеливое отношение к детям. Это тоже будет тормозить процесс развития мелкой моторики рук. Двадцать лет назад, взрослым и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать бельё, штопать и вышивать и т.д. Сейчас проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, вымыть, связать, почистить, взбить и т.д. Родители покупают вместо ботинок со шнурками- ботинки на липучках, вместо рубашки - футболку, вместо куртки на пуговицах - куртку на молнии. Кроме того ребенок рано приобщается к компьютеру, как следствие происходит недоразвитие движений пальцев рук. Положение кисти рук на компьютерной мышке развивает ограниченное количество мышц. В результате, из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцами руки.

Работая во второй младшей группе несколько лет, отметила насколько, слабо развита моторика рук у малышей: пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, при сгибании одного пальчика, остальные выполняют аналогичное действие. У большинства малышей не сформированы навыки самообслуживания. А мы, педагоги, знаем, что уровень развития мелкой моторики руки - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Таким образом, эта проблема формирования мелкой моторики является социальной потребностью общества и работа в этом направлении своевременна и актуальна. Поэтому поставила цель: создать условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в игровой, продуктивной, трудовой (самообслуживание) деятельности. Для достижения эффективности в работе по этой теме наметила следующие задачи:
1. создать развивающую предметно - пространственную среду, способствующую развитию мелкой моторики рук;
2. привлечь родителей к участию в мероприятиях по развитию мелкой моторики рук у своих малышей;
3. вызвать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

1. Развивающаяся предметно - пространственная среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

2. Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики рук своих малышей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении пособий, игр.

3. Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым пособиям, играм. Пальчики стали подвижнее, приобрели гибкость.

Работа по решению задач проводилась поэтапно:

1 этап (сентябрь-октябрь)

а) изучение педагогической и методической литературы поданной теме;
б) изучение мнения родителей по данной проблеме;

в) создание необходимой предметно- развивающей среды.

2 этап, основной (октябрь-май)

Работа по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников игровой, продуктивной, трудовой (самообслуживании) выстраивалась в следующих направлениях:

а) в специально - организованной(кружок в рамка ООП ДОУ);

б) в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах;
в) с родителями - посредством консультаций, проведением мастер-класса, выставок совместных поделок.

3 этап (май)
а) Анализ результатов по данной теме, перспективы дальнейшей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

В самом начале работы направила усилия на создание информационной базы данных по теме, изучила педагогическую и методическую литературу, опыт других воспитателей, наблюдала за детской самостоятельностью детей. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию детей нельзя решить без участия родителей. Как выяснилось, что многие родители понимают важность развития мелкой моторики руки, а как развивать не знают. Анкетирование родителей помогло определиться с главной целью работы: повысить интерес и стремление родителей к участию в развитии мелкой моторики рук своих детей. (приложение № 1)

Ребёнка учит и воспитывает то, что его окружает. Для реализации поставленной цели и задач была обновлена и расширена предметно - развивающая среда. Начала свою работу с подбора и самостоятельной подготовки практического материала для развития мелкой моторики рук детей своей группы. Был собран материал: различные виды бумаги и фактуры, сделаны игры для развития для развития тактильных ощущений,материал для исследовательской деятельности. Игры являются очень важной частью в процессе формирования мелкой моторики рук. Поэтому подбираю такой игровой материал, который бы увлёк детей, заинтересовал, пробуждал интерес и желание играть. Не стремлюсь приобретать большое количество развивающих игр, много пытаюсь сделать своими руками. Важно чтобы эти игровые пособия были изготовлены на глазах у детей, с помощью их родителей. Достоинство их в том, что они не требуют какого- то специального материала. Они просты в изготовлении, но в то же время они красивы, эстетичны и безопасны (приложение №2) . Весь этот материал помещён в уголке «умелые ручки» и постоянно обновляется с учётом освоения двигательных навыков рук. Полученные умения и навыки дети применяют в продуктивной деятельности в уголке рисования, который находится в шаговой доступности. Он оформляется результатами продуктивной деятельности детей.

Свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук организовала через продуктивную,игровую и трудовую (самообслуживание) деятельность.

НОД в кружке провожу в рамках интеграции образовательных областей (приложение №3). В НОД кружка я использую салфеточную аппликацию. Она особенно положительно влияет на развитие моторики рук. Путём сжимания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура, приклеивая их на определённые места. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, если они видят коллективную работу, украшенную группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

В совместной деятельности с детьми в режимных моментах при проведении дидактических игр, игровых упражнений стараюсь использовать такие игровые приёмы, которые способствуют переходу ребёнка на более высокую ступень развития: обыгрывание ситуаций, сюрпризные моменты, приём неожиданного появления игрушек, сказочных героев, слушание детских песенок по тематике,решение маленьких проблем и т.д.

В игровой форме стала совершенствовать навыки самообслуживания, на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время одевания и раздевания.

Успешность работы зависит от многих факторов, а именно от систематичности и регулярности, доступности и последовательности, от знания индивидуальных особенностей и от того насколько привлекателен материал.

С родителями были проведена консультация: «О развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников». В родительском уголке поместила рекомендации по развитию мелкой моторики рук, а также памятки с описанием игровых упражнений. С родителями был проведен мастер - класс и как результат была организована выставка совместных поделок (приложение № 4).

Таким образом, в течение года создана привлекательная предметно- развивающая среда, которая побуждает малышей к активной игровой, продуктивной и трудовой (самообслуживание) деятельности. Родители с большим интересом приняли активное участие в изготовлении игровых пособий, в выставках, используя рекомендации воспитателей, памятки с описанием игр. В своей работе с детьми сделала вывод, что занятия аппликацией в нетрадиционной технике доступны младшим дошкольникам, позволяют быстро достичь желаемого результата. Дети активно, с интересом играют в дидактические игры, с игровыми пособиями, сделанными родителей и воспитателей. Мои воспитанники стали более самостоятельны при одевании и раздевании, активнее в выборе игр, стали увереннее работать в знакомых техниках по аппликации. Пальчики приобрели гибкость, стали подвижнее. В дальнейшем планирую продолжать подбирать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и, расширять и обновлять предметно- развивающую среду нестандартным игровым оборудованием.

Используемая литература:

  1. М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому /М.- Кара,1998 г.
  2. З.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. М. Просвещение 1992г.
  3. О. Жукова. Развитие руки: просто,интересно, эффективно/дошкольное воспитание№11,2006г.
  4. Материалы интернет-сайтов
  5. М. Рузина. Страна пальчиковых игр - СПБ, 2000г.
  6. Е. Шеповских. Развитие мелкой моторики // дошкольное воспитание №5

Приложение №1

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

Затрудняюсь ответить

Нет
2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

В младенчестве

7 лет
3. Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

4. Какой нетрадиционный материал используете в работе?

Крупа, природный материал

Пуговицы, бусины

Иголки, нитки

Конструктор, мозаика

Кубики, пирамидки, матрешки
5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

В детском саду

В интернете

Подсказывает своя интуиция
6. Как ребенок выполняет задания игры?

Пассивно

Активно
7. Как ребенок воспринимает установку к игре?

С первого раза

Требуется многократное объяснение

Требуется объяснение и показ действий
8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?

Родительское собрание

Мастер - класс

Индивидуальная беседа

Консультации в родительском уголке

Приложение №4

Приложение № 2

Приложение №3

Перспективный план кружковой работы во второй младшей группе

1 КВАРТАЛ

  • Учить соприкасаться поочерёдно пальчиками одной ладони о другую, начиная с большого пальчика, разводить пальчики в стороны и скрещивать, поочерёдно «шагать» указательным и средним пальцем правой и левой руки.
  • Учить сминать салфеточки, раскатывать в комочек, наклеивать по краям контура, по всему контуру.
  • Развивать мелкую моторику, гибкость пальцев, тактильные ощущения.

Цикл НОД:

  1. Знакомство с видами бумаги.
  2. Знакомство со свойствами бумаги (обрывание, смятие, скатывание, разглаживание)
  3. НОД: пальчиковая гимнастика «Есть у солнышка друзья», аппликация «Листочек», упражнения на развитие мелкой моторики рук(сортировка, пазлы, шнуровки).
  4. НОД: пальчиковая гимнастика «Ежик», аппликация «Ежик», упражнения на развитие мелкой моторики рук. (сортировка, разные виды застёгивания, шнуровки).
  5. НОД: пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…. вышел пальчик погулять», аппликация «Грибочек», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, нанизывание бус, колечек).
  6. НОД: пальчиковая гимнастика «Посчитаем пальчики», аппликация «Кисть рябины», упражнения на развитие мелкой моторики рук (складывание салфеток, нанизывание бус, закручивание пробок,запускание волчков).
  7. НОД: пальчиковая гимнастика «Посчитаем пальчики», аппликация «Овечка», упражнения на развитие мелкой моторики рук (прищепки,шнуровка,косичка).
  8. НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Зажги лучики на солнышке», упражнения на развитие мелкой моторики рук (складывание салфеток, нанизывание бус,закручивание пробок, запускание волчков)
  9. НОД: пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5… вышел пальчик погулять», аппликация «Шубку зайчику одень», упражнения на развитие мелкой моторики рук (сортировка, разные виды застёгивания, шнуровки).
  10. НОД: пальчиковая гимнастика «Моя семья», аппликация «Совенок», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки, сортировка).
  11. НОД: пальчиковая гимнастика «Считаем пальчики», аппликация «Снежный ком», упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды застёжек, шнуровка, сортировка).

2 КВАРТАЛ

  • Формировать умение сгибать и разгибать пальчики, начиная с мизинца, с большого пальца.
  • Упражнять в умении соединять концы полоски (бумаги, салфетки) в петельку, скручивать в жгутики; приклеивать на определенное место, чередуя по цвету.
  • Развивать гибкость пальцев, переключаемость общих и мелких движений руки.
  1. НОД: пальчиковая гимнастика «замок», аппликация «снеговик»,упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды шнуровок, застёжки: пуговицы, кнопки, молния, ремешки, липучки).
  2. НОД: пальчиковая гимнастика «семья», аппликация «снежинка», развитие мелкой моторики (складывание салфеток, нанизывание бус, открывание и закрывание предметов).
  3. НОД: пальчиковая гимнастика «Пой-ка подпевай-ка 10 птичек стайка», аппликация «Елочка нарядная», упражнения на развитие мелкой моторики (разные виды шнуровок, застёжки: пуговицы, кнопки, молния, ремешки, липучки).
  4. НОД: пальчиковая гимнастика «пальчики играют», ручной труд «Петелька», упражнения на развитие мелкой моторики: (застёжки).
  5. НОД: пальчиковая гимнастика «Лебёдушка», упражнения на развитие мелкой моторики: застёжки, шнуровки, сортировка.
  6. НОД: пальчиковая гимнастика «Пальчики и ручки»,упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек, шнуровки.
  7. НОД: Пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай - ка 10 птичек стайка», ручной труд «Жгутики из салфеток», упражнения на развитие мелкой моторики рук: застёжки, шнуровка.
  8. НОД: пальчиковая гимнастика «хоровод», ручной труд «Морозные узоры», упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек.
  9. НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Самолёт», упражнения в практической жизни: сортировка, складывание салфетки, нанизывание бус, плетение косы.
  10. НОД: пальчиковая гимнастика «Замок», аппликация «Салют», упражнения на развитие мелкой моторики рук: застёжки, шнуровка, прищепки.

3 КВАРТАЛ

  • Упражнять в разгибании пальчиков с кулачка, начиная с мизинца, сжимать пальчики в замок, поочередно соединять большой пальчик с остальными.
  • Совершенствовать умения заполнять контур, чередуя по цвету, развивать пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомер.
  • Развивать координацию пальцев рук, тактильные ощущения и активизировать мелкую моторику рук.

ЦИКЛ НОД.

  1. НОД: пальчиковая гимнастика «Моя семья», аппликация «Сердечко», упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек.
  2. НОД: пальчиковая гимнастика «Замок», аппликация «Ветка мимозы», упражнения на развитие мелкой моторики: сортировка, шнуровки, прищепки.
  3. НОД: пальчиковая гимнастика«Домик», аппликация «Бусы», упражнение на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки).
  4. НОД: пальчиковая гимнастика «Дождик», аппликация «Моя ладошка», упражнения на развитие мелкой моторики (нанизывание бус, колечек, пазлы).
  5. НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Украсим платье», упражнения на развитие мелкой моторики рук (откручивание - закручивание, открывание - закрывание).
  6. НОД: пальчиковая гимнастика «Пять пальцев», аппликация «Верба», упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды застежек, сортировка).
  7. НОД: пальчиковая гимнастика «Дождик», аппликация « Одуванчик», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки, застежки).
  8. НОД: пальчики «Трудолюбивые пальчики», аппликация «Золотые яички», упражнения на развитие мелкой моторики (шнуровки, застежки)
  9. НОД: пальчиковая гимнастика «Есть у солнышка друзья», аппликация «Салют», упражнения на развитие мелкой моторики (складывание салфеточек, плетение косы, волчки).
  10. НОД: пальчиковая гимнастика «Лодочка», аппликация «Веночек», упражнения на развитие мелкой моторики рук (пазлы, пирамидки, бусы, колечки, сортировка).