Рабочая программа « пластилинография – детский дизайн. а) расположение фигур

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Этапы обучения «пластилинографии»

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) .

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее «жизнь».

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Спасибо за внимание!

(из просторов интернета)

Лепные картины из пластилина. Пластилиновое творчество для детей и взрослых. Освоение техники пластилинографии - секреты работы с пластилином, шаблоны и эскизы. Мастер-классы для педагогов. Примеры занятий с детьми. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей. Рисование пластилином с использованием природных и натуральных материалов. Образцы занятий по пластилиновому рисованию.

В сказочной пластилиновой стране

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2023 .
Все разделы | Пластилинография. Рисуем пластилином

Пластилинография. Рисуем пластилином - Коллективная работа в технике пластилинографии «Рыбки в водоеме»

Публикация «Коллективная работа в технике пластилинографии «Рыбки в...»
Коллективная работа в старшем возрасте, в технике пластелинография с добавлением пайеток. Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большей или...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


«Истоки творческих способностей и дарований ребёнка на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем прекраснее ребёнок». Сухомлинский В. А. Одной...

Конспект занятия по лепке «Ёлочка красавица». Младшая группа. Цель занятия: формирование креативности, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе создания ёлочки в нетрадиционной художественной технике «Пластилинография». Задачи: продолжать знакомить детей...

Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» (пластилинография) Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: формировать навыки работы с пластилином, пробуждать интерес к лепке. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять навык работать с пластилином на горизонтальной поверхности. Упражнять в...

Пластилинография. Рисуем пластилином - Фотоотчет занятия по пластилинографии и рисованию «Ежик»

Цель – продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – пластилинография. Задачи: -развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение -воспитывать любовь к природе и животным. Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о ежах. Беседа на тему...


Цель: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи деятельности педагога: - стимулирование речевой активности; - развитие словаря, лексико-грамматического строя и связной речи; - развитие психических процессов, фантазии, творческих...

НОД по пластилинографии в средней группе «Весенний букет» (ОО «Художественно – эстетическое развитие») Программное содержание: - Обучать умению передавать выразительный образ предметов посредством цвета, используя знакомый способ изображения - пластилинография - Закреплять...

Раскрашивание пластилином –замечательный по своим развивающим свойствам вид творческой деятельности для ваших детей. Оно совмещает в себе все достоинства обычных раскрасок и работы с пластилином: раскрашивание стимулирует творческое мышление, а работа с пластилином помогает...

Пластилин - мягкий и податливый материал, который способен принимать любую форму. Заниматься пластилином можно уже в младшем дошкольном возрасте, детишки с удовольствием учатся раскатывать, сплющивать и вытягивать. Так же с помощью пластилина можно изучать способность одного цвета влиять на оттенок другого. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Интересной и нетрадиционной техникой, которая подробно описана на сайте может стать пластилинография. То есть рисунок с помощью пластилина. Когда главные герои и декорации не нарисованы, а вылеплены, либо объемными фигурками являются лишь некоторые элементы композиции. Педагоги с разных концов России делятся своим опытом и наработками в этой области. Для детей младшего дошкольного возраста такая техника работы с пластилином может показаться сложной, это связано с недостаточным развитием костно-мышечной ткани, а так же с неспособностью концентрировать внимание и быть усидчивыми длительное время. Поэтому привлекать к данной технике лучше детей подготовительной группы.

Работая с пластилином, дети могут выплеснуть негативные и закрепить позитивные эмоции через лепку. Как вариант пластинографии, идея раскрашивания черно белых картинок с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 2 Колпинского района Санкт – Петербурга (ГБДОУ детский сад № 2 Колпинского района СПб)

по разделу «Художественно – эстетическое воспитание. Изобразительная деятельность Лепка» .

Актуальность программы.

От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте.
(Платон)

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Первичная инстинктивная потребность ребёнка в материально-пространственной организации его творческих образов проявляется в обработке пластического вещества, в делании из него материальных, объёмных вещей.

Лепка–занятие не только очень приятное, но и полезное для ребёнка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребёнка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.

Специфической чертой лепки является её тесная связь с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Специфику лепки определяет материал.

«Весело вместе лепить из теста»

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Искусство лепки из солёного теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой.

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий (солёного, заварного, сдобного) , которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Тесто доступный всем, дешёвый и лёгкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.

Приготовление теста:

«Традиционный рецепт» - для тех, кому привычнее отмерять муку и соль стаканами. Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

«Классический рецепт» - для тех, кто любит точные пропорции. Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого) , добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.

«Тяжелый» - для тяжелых и грубых фигурок. Смешать 200 г муки, 400 г соли и 125 мл воды.

«Рельефный» - для рельефных картин, изразцов и плиток. Смешать 200 г муки, 400 г соли и 2 EL Metylan (пищевого клея) .

«Воздушный» - для воздушной сушки изделий. Смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 г воды и 2 EL Metylan.

«Нежный» - для тонких декоративных изделий и филигранной обработки. Взять 200 г муки, 200 г соли, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

Сушка изделий из теста.

Определяемся с рецептом, соединяем компоненты и хорошо вымешиваем мягкое, эластичное тесто. Лучше тесто замесить покруче, т.к. в горячих детских ручках тесто разжижается. Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Поделки из соленого теста нужно очень хорошо высушить в духовке при температуре 100-120 градусов. Это займет довольно много времени – 5-6 часов. Поделки и картины из цветного теста нужно сушить при температуре не выше 90-100 градусо. Сушка – процесс длительный, требующий внимания и контроля. Если поторопиться и пренебречь рекомендациями, поделки могут покрыться трещинами и подгореть. Хорошо высушенные изделия становятся лёгкими и звонкими.

Оформление изделий

Для придания цветовых эффектов поделкам из неокрашенного теста, в последний час сушки их можно покрыть смесью на выбор: из молока и воды, яичного желтка и воды, свекольного сока и воды, крепкого чая, сладкого сиропа. Если изделие хотят раскрасить красками, необходимо положить на них слой грунтовки. Для длительного хранения их можно покрыть прозрачным лаком. А ещё поделки из солёного теста можно оформлять бисером, бусинками, блестками, тканью, кружевом, пёрышками, листьями и лепестками цветов. Результат опровдает все труды и ожидания.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики

Скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, шпатель или пилочка для ногтей, вилка, чайная ложка, расчёска, зубочистки, трубочки для коктейля, колпачки от фломастеров, краски гуашевые и акриловые, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал и многое другое.

Лекала и шаблоны

Многие творческие работы предполагают умение человека пользоваться лекалами, шаблонами, трафаретами. Эти приспособления используют в тех случаях, когда нужно очень точно воспроизвести форму или многократно повторить её для получения фриза или другой композиции, основанной на повторении элементов. шаблоны можно сделать самостоятельно на основе художественных картинок (раскрасок, открыток и т.п.) .

Шаблоны и трафареты можно изготовить из картона, кальки, мягкого пластика.

Пластилин

Я леплю из пластилина
Домик, на крыльце - кота.
Получается картина -
Ах, какая красота!

Кто в детстве не лепил из пластилина фантастических животных и любимых сказочных героев?! Современным детям повезло гораздо больше, чем нам в своё время. Товаров для лепки на прилавках магазинов сейчас так много, что глаза разбегаются.

Современный пластилин российских марок по своим характеристикам довольно похож на тот, что знаком нам со времён детства. Стоит он недорого, цветовая палитра достаточно богата (можно купить наборы, содержащие от 6 до 18 цветов) , детали изделий из этого пластилина легко крепятся друг к другу. Несколько лет назад российские производители выпустили новый вид пластилина - восковой. Этот пластилин создан специально для еще не окрепших детских рук. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу. Благодаря этому и невысокой стоимости отечественного воскового пластилина он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.

Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать – он, наоборот, утолщается. Если пластилин гладить пальцами в одном направлении, то с одной стороны палочка пластилина становится толще, увеличивается в объёме, а с другой становится тоньше.

Ещё одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодильнике.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Оказывается можно рисовать пластилином? Можно, а малышам даже очень нужно. Когда мы пальчиками размазываем пластилин по картону, бумаге или оргстеклу - мы делаем массаж и развиваем мелкую моторику. И наши детские каляки-маляки готовят нашу руку к письму. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого достигается осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Хорошо использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научится любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушёному и неказистому листику. Для облегчения работы на первых занятиях можно пользоваться такой техникой, как трафаретная пластилинография. Эта техника позволяет без рисования контура сделать очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям - своей простотой, такая работа даже у самых маленьких малышей должна и обязана получиться на отлично. Использование нетрадиционной техники придаёт детским работам необычность, декоративность, воспитывает интерес, будит фантазию. Одним из интересных приёмов является, использование пластилиновых «палочек» , которые получаются при выдавливании мягкого пластилина из шприцов. Занятия пластилинографией способствуют развитию:

  • речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
  • восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
  • умения планировать свою работу и доводить её до конца;
  • интеграции различных образовательных сфер.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом. Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются . Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук. Рисуя пластилином, ребёнок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Занятия лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий идёт непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем – это стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. В процессе работы дети знакомятся с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развивается фантазия и творчество.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, сенсорикой, развитием мелкой моторики, экологическим воспитанием и др.) . Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В лепке необходимо заинтересовать детей созданием объёмных (будто настоящих) фигурок и простых композиций; показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; обучить приёмам зрительного и тактильного обследования формы; научить различным приемам и способам соединения частей, моделирования формы, расписывания вылепленных изделий.

Аннотация на программу

Предлагаемая программа по лепке рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с сентября по май включительно.

Программа разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» формирование эстетического отношения в изобразительной деятельности». Образовательная область «Художественное творчество» . Рекомендовано Учёным Советом ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» , Ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» . Автор программы И.А. Лыкова.

Цель программы «От умения к творчеству» : – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина, теста, глины.

Задачи художественно-творческого развития детей в пластилинографии и тестопластике:

  • Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции) ; воображение и творчество, развитие мелкой моторики.
  • Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в лепке.
  • Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции в коллективных и авторских работах.
  • Учить детей самостоятельно находить приемы изображения, как в лепке, так и при интеграции лепки с художественным трудом, аппликацией и рисованием.
  • Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, передавая строение (форму) , пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки (длинная шея жирафа, полосатая шубка зебры) ; передавать достаточно сложные движения.
  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
  • Организовывать студийную, коллективную работу детей при создании произведений сюжетного и декоративного характера. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.
  • Приобщать детей к основам дизайна.
  • Учить нетрадиционному подходу в поиске решения художественного образа, создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов.
  • Создать условия для сотрудничества родителей и детей (творческие встречи) и многоаспектного детского экспериментирования, где ребёнок может выступать как исследователь, самостоятельно воздействуя различными способами на материал с целью его познания.

Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждое новая работа базируется на уже изученном материале и включает в себя опыт знаний, умений и навыков, полученных ранее. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов. Используется основа для пластилинографии: картон, стекло, природные материалы. Основой для пространственных композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки с камешками, мхом, песком, красивые срезы деревьев, ветки, текстиль и т.п.

Программой предусмотрены занятия с детьми, у которых исходные данные по лепке выше среднего уровня при выполнении работ из пластилина. Главная задача на первом этапе – разбудить интерес и внимание, заинтересовать детей, используя нетрадиционную технику лепки, облегчить вхождение детей в неведомое, удивительное и чудесное.

Система творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Дети за год обучения проходят длинный, но созидательный путь от раскатывания шариков – яблочек до работ, которые требуют сложных дизайнерских решений. Предлагаемые задания по лепке разнообразны по содержанию, разделены на тематические блоки. Количество занятий, входящих в тематический блок чётко не регламентируется. Все зависит от интереса детей к данной теме. Основным приёмом обучения является игра, которая способствует привлечению внимания детей, повышает интерес к лепке. Игровая ситуация развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств. Сказочные, игровые персонажи сопровождают детей на протяжении всего периода обучения лепке.

Ожидаемые результаты

К концу года дети 4-5 лет могут уметь:

  • скатывать пластичный материал прямыми движениями;
  • скатывать круговыми движениями;
  • расплющивать в лепешку;
  • соединять в виде кольца;
  • защипывать края формы;
  • лепить из нескольких частей;
  • видеть и отражать правильные пропорции;
  • осуществлять оттягивание части от основной формы;
  • сглаживать поверхность формы;
  • присоединять несколько частей;
  • примазывать;
  • вдавливать для получения полой формы;
  • использовать стеку и другие приспособления.

Нетрадиционная техника позволяет детям достигнуть следующих умений:

Творчески раскрывать образ, экспериментируя с художественными материалами;

Получать оригинальное объёмное изображение, не обладая, при этом, особенными умениями;

Декорировать форму различными способами;

Научиться видеть прекрасное и необычное в повседневном и непримечательном.

Для правильного планирования занятий на следующий год, целесообразно провести мониторинг.

Для оперативного диагностирования отобран ограниченный набор критериев и показателей.

Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности

  1. Содержание изображения (полнота изображения образа) . В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
  2. Передача формы:
  • форма передана точно;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;

4. Передача пропорций предмета в изделии:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы не верно.

5. Композиция:

а) расположение фигур:

  • по всей доске;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

  • соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана не верно.

6. Передача движения:

  • движение передано достаточно четко;
  • движение передано неопределенно, неумело;
  • изображение статичное.

7. Цвет (лепка из окрашенного теста)

а) цветовое решение изображения:

  • есть отступление от реальной окраски;
  • цвет предметов передан не верно;

б) - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

  • передан реальный цвет предметов;
  • оригинальность цветовой гаммы.

Анализ процесса деятельности

1. Характер лепки.

В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

  • по частям
  • из целого куска
  • комбинированным способам

б) технические приемы

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) ;
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) ;

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная) ;
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

  • выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.

4. Творчество:

  • самостоятельность замысла;
  • оригинальность изображения;
  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий - 1 балл.

Например, критерий «передача формы» :

форма передана точно - 3 балла;

есть незначительные искажения - 2 балла;

искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок - 45 баллов, низшее - 15 баллов, промежуточное число может быть разным: оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему.

Календарно-тематическое планирование

Лепка из пластилина – одно из первых видов творчества для малышей. Пластилин можно дать ребенку уже в год. Можно пробивать формировать жгутики, кружочки и просто размазывать его на картоне и, конечно же, делать аппликацию из пластилина. Ребенка это точно увлечет на длительное время. Конечно, чем старше, тем сложнее фигурки и аппликации можно сделать. При лепке из пластилина всегда будут задействованы кончики пальцев, что хорошо стимулирует речевое развитие ребенка. Верно, это еще один способ развития мелкой моторики, а также воображения, фантазии, способствует становлению координации действий и улучшает усидчивость.

Виды техник

Различают такие основные виды аппликации из пластилина:

1. Техника размазывания. При такой аппликации можно использовать готовый шаблон или рисунок, а можно дать вою фантазии. Для заполнения рисунка хорошо разминаем пластилин и растягиваем его по листу, заполняя отдельные участки рисунка. Выполнять работу следует аккуратно, не выходя за контуры.

2. Техника квиллинга или техника жгутиков. Пластилиновые аппликации, выполненные этим методом, будут иметь очень необычный и оригинальный вид. Рисунок может быть произвольным, а можно заполнять готовый шаблон. Для выполнения раскатываем тоненькие жгутики пластилина и скручиваем его в нужную форму. Для прикрепления слегка придавливаем к картону.

3. Мозаика из пластилина. Пожалуй, самый распространенный и увлекательный вид аппликации из пластилина для малышей. Эта разновидность предусматривает использование шаблона. Нужно просто отрывать небольшие кусочки пластилина и заполнять ими рисунок.

4. Техника объемной аппликации из пластилина. Подходит деткам постарше. Тут понадобится лишь три вещи: лист картона, пластилин и безграничная фантазия. Ребенок сам придумывает рисунок и создает все его детали из пластилина.

5. Комбинированная аппликация. Тут уж можно использовать все техники, перечисленные выше, используя или не используя шаблон.

Хочется обратить внимание на еще одну очень увлекательную технику — аппликации из пластилина для самых маленьких. К праздникам любая картинка, выполненная в этой технике, произведет фурор. Можно выбрать любую тематическую картинку.

Пластилиновый «Котик»

Покажем на примере аппликации из пластилиновых жгутиков на шаблоне.

Необходимые материалы: заготовленная картинка-шаблон (желательно на картоне), шприц не менее 5 мл, мягкий пластилин разных цветов, стакан с горячей водой.

1. Подготовим первый цвет, с которым будем работать. Сомнем кусочек пластилина так, чтобы он поместился в шприц.

2. Помещаем шприц с пластилином в горячую воду примерно на полминуты (зависит от температуры воды и качества пластилина), так пластилин станет мягче. Медленно выдавливаем пластилин на гладкую поверхность.

3. Повторяем пункты 1 и 2 для других цветов. С помощью этого способа получаются опрятные, одинаковые по толщине жгутики.

4. Приступаем к заполнению аппликации. Выполнять нужно поочередно каждую деталь, заполняя равномерно. Разрывов бояться не следует – берем следующий кусочек и продолжаем.

5. Основная часть работы выполнена. Фон можно выполнить также из пластилина с помощью техники размазывания. В данном варианте предложим просто воспользоваться акварельными красками или гуашью.

«Осень в лесу»

Покажем еще один пример объемной аппликации из пластилина, богатый на детали — «Осень в лесу». Это яркий пример тому, как аппликация из пластилина может быть еще и обучаемой: показать время года, лесных жителей, виды деревьев, миграцию птиц, разновидности грибов.

Нам понадобится: лист картона оранжевого или желтого цвета, мягкий пластилин, досточка и ножик для пластилина.

Рассмотрим выполнение аппликации для детей поэтапно:

1. Из белого пластилина делаем ствол и крепим его примерно посредине листа. Далее формируем ветви.

2. Кончиком ножа изображаем рельефность коре.

3. Черным пластилином доделываем ствол, просто прикрепив кусочки черного пластилина.

4. Теперь пригодится желтый пластилин. Отрываем от него кусочки, слегка прижимая их, прикрепляем к ветвям дерева.

5. Добавим опавшие листья на землю таким же способом.

6. Из белого, коричневого и красного пластилина формируем грибочки – подберезовик и мухоморы.

7. Делаем елочку. Формировать следует снизу накладным методом. «Иголочки» делаем кончиком ножа для пластилина. Крепим ствол к елочке.

Всех рада видеть у себя в гостях! Вот сейчас скажу, что все вы и так знаете! Согласитесь, все наши малыши невероятно талантливы! Даже не буду по косточкам разбирать таланты, скажу так, талантливы все, и всем. А остальное зависит и от родителей, что они развивают, и от возможностей, и от предпочтений самого крохи. Вот сегодня и поговорим о задатках творчества в наших маленьких. И попробуем посмотреть, как развить эти задатки, мастеря картинки из пластилина. Обещаю, будет интересно! Присоединяйтесь!

Итак, о чем будет беседа? Какие возможности дают занятия с пластилином, с кем актуальны такие игры и что можно сконструировать при помощи этого материала.

Вдохновляемся

Предлагаю слепить картинку для самых маленьких:

Наш результат я показывала в инстаграме:

Публикация от Селиванова Елена (@сайт) Окт 12 2017 в 9:21 PDT

Замечательные урок по лепке картинок пейзажа из пластилина можно найти на канале Видео Лепка. Видеоуроков немного, но одного-двух вполне достаточно, чтобы понять основной принцип и даже создавать шедевры.


И наш резкльтат по этому уроку:

Публикация от Селиванова Елена (@сайт) Окт 12 2017 в 10:10 PDT

Прошу не относиться к такому творчеству, как к чисто малышовому. Есть картины, которые достойны восхищения и могут занять почетное место на стене квартиры. У нас, например, стоит картина, которую мы лепили по сказке Пушкина «Руслан и Людмила. Помните начало:
«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том …»


Вторая наша любимая картина

Вы только посмотрите, какие шедевры можно создавать. Иногда даже масляная живопись не смотрится так эффектно и объемно, как пластилиновая.

Развиваем карапуза при помощи пластилина

Для детей любое совместное занятие с родителями – уже полезное и правильное времяпрепровождение. Ведь, карапуз за это время, видит искренние проявления любви к нему: улыбки в его адрес, поцелуи и поглаживания, слышит добрые слова. А еще, он играет! Все эти факторы способствуют развитию его личности.

Но вот карапузу исполняется год, и уже хочется начать закладывать основание его творческому потенциалу. Обучать делать что-то своими руками. И пластилин в этом сыграет наиважнейшую роль! А дело в том, что он, словно подхватывает эстафету у тех игрушек, которые мы покупали крохе для развития мелкой моторики. Его приятно мять в руках малышу (конечно, если мы предварительно размяли материал, и довели его до предельно пластичного состояния). А когда обнаруживается, что он «рвется» и снова слепливается, малыш будет счастлив!

Подытожу польза лепки:

  • Развивается мелкая моторика;
  • Закладывается основа творческой личности;
  • Малыш эмоционально развивается;
  • Ребенок получает удовлетворение, когда понимает, как сделать ту или иную вещь самому;
  • Укрепляется память;
  • Лепка – наглядная демонстрация цвета, формы и объемы предмета;
  • Укрепляются мышцы рук.

Ребенок 2 3 года уже в состоянии не просто получать удовольствие от того, что разминает в ручках податливый пластилин, но может уже начать поэтапно творить! Что это будет? Давайте поговорим об этом!

Но прежде, хочу обратить ваше внимание на выбор этого материала для лепки. Хорошо, когда его цветовая гамма настолько разнообразна, что позволяет создавать любые, даже очень яркие поделки. Но самое главное, что должно волновать родителей – это безопасность вещества. Проверьте состав и убедитесь, что можете доверить его крохе.

























Поделки из цветного пластилина

Что можно создать благодаря пластилину? Есть некоторые интересные и необычные техники работы с этим материалом. Благодаря чему возможно:

  • Лепка животных;
  • Рисование пластилином;
  • Создание картинки заплатки.

Как слепить с малышонком животных? Если кроха совсем мал, поручите ему отдельные легкие и простые детали, которые в принципе, могут быть любой формы. А сами возьмитесь за более сложные вещи, например, за голову с ее ушками, глазками, носиком и т.д. Соединив, получите достойную работу.

Малыш растет, и теперь он уже научился делать все сам. От начала и до конца он может слепить животного, домик, солнышко или человечка.

Для раскрашивания уже имеющейся картины, нужно выделить те части, с которыми справится ваш карапуз. Ему годика 2? Тогда покажите, как отщипнуть небольшой кусочек от бруска и скатать его.

Какие элементы вы можете научить его делать? Пока самые простые: полоски и шарики. Но и этого достаточно, чтобы кроха поучаствовал в работе любого масштаба. Он при помощи этих двух фигур может сделать многое; из шариков – лепестки цветочка, снежинки или звездочки. А из полосок – веточки, стебельки, гребни волн.

Для аппликации пластилином понадобится чуть больше сноровки, умения и подготовки. И в первую очередь подготовим все необходимые инструменты.

Нам понадобится:

  • Идея;
  • Шаблон;
  • И цветной пластилин.

На картоне или на бумаге рисуем картинку. Можно скачать шаблон в интернете, или самому придумать содержание, можно просто взять любимые раскраски. Изображение может носить любую идею. Например, актуально отложить на зимние каникулы подарки на новогодние праздники. Тогда аппликация, выполненная карапузом. Станет отличным сюрпризом родным и близким.

Техника исполнения:

  1. лепка готовых деталей и затем приклеивание их к основе, как аппликация
  2. лепка маленькими кружочками
  3. просто заполнение рисунка, так сказать размазывание пальцами
  4. тоненькими веревочками из пластилина — расскатывают максимально тонкие колбаски из пластилина и выкладывают их, заполняя рисунок

Предлагаю шаблоны для картинки. Внимание, лайфхак: распечатывать не обязательно, можно приложить лист бумаги к монитору и обвести контуры.

Картинки увеличиваются по клику.