Семья и патриотическое воспитание. Роль семьи в гражданско – патриотическом воспитании ребенка
Эссе "Патриотизм закладывается в семье"
Описание работы: Статья направлена на воспитание у детей, подростков, студентов и молодёжи гражданского самосознания, патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества, ветеранам войны, труженикам тыла военных лет и поколению победителей, средствами семейного воспитания.
Цель: Воспитание у детей гражданственности, любви к Родине, духовно - нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины, уважения к защитникам Отечества
Вот и прошел праздник Великой Победы, все дальше отделяя нас от 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим отцам и дедам Победа в тот день.
С раннего детства я помню те торжественные парады, которые нам демонстрировали по телевидению. Стройные прямоугольники войск, лица седых генералов, многоголосое «ура!», торжественные песни, звон медалей и орденов, цветы в руках ветеранов Великой Отечественной Войны и лица этих пожилых людей, на которых одновременно можно было прочитать и радость, и гордость, и боль, и грусть… Во времена моего пионерского детства встречи с ветеранами не были редкостью. Акция «Синий платочек» отпечаталась в моей памяти на долгие годы: мы шили на уроках труда голубые платочки и дарили их ветеранам на встречах. Они в свою очередь рассказывали нам о тех страшных годах войны, своих боевых подвигах. Мы записывали эти рассказы, а потом составляли из них летопись для школьного музея. Конечно же, тогда я не могла понять всего и воспринимала происходящее просто как великий праздник. Это было еще и потому, что в этот день в доме собиралось много гостей, накрывали стол, пели военные песни. Взрослые говорили нам, о том, что именно этот исторический день мы должны запомнить на всю жизнь, и что вот эти седые люди, увешанные орденами и медалями - Ветераны, что они настоящие герои, что они защитили нашу Родину от фашистских захватчиков, и что именно они подарили нам мирную счастливую жизнь. И мы помнили… Хотя до конца не понимали, почему плачут наши дедушки и бабушки в этот день? Но с каждым годом парады все реже стали показывать по телевидению, и они стали становится все короче, а затем, на какое то время и совсем перестали транслироваться. И участников тех событий становится всё меньше, и меньше и наши дети не могут услышать о войне из первых уст. Так что же - забыли, не помнят, не понимают?!! Но история никогда не позволяет о себе забыть. Она живет в наших сердцах. Тем важнее чтоб наши дети знали, помнили и чтили память о тех людях и передавали её из поколения в поколение. И кто же, если не родители, дадут первые знания об этом, кто же, как не семья, должны прививать чувство гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне, ведь все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме.
К такому Великому празднику как 9 Мая - в нашей семье относятся с особым трепетом! День Победы - это особенный день! И горе и радость, и слезы и улыбки - всё в одном празднике! Но всех людей нашей необъятной Родины, в этот день, объединяет одно...наша Великая... выстраданная Победа! Мы в своей семье пытаемся дать нашим детям - патриотическое воспитание именно через наше восприятие: рассказами о наших дедах, которые прошли войну, участвовали в сражениях…(по рассказам родителей и их нелёгким воспоминаниям); объясняем, что много лет назад в нашей стране была большая война, что наши русские солдаты изо всех городов и деревень собирались и воевали с врагами, которые напали на нас и хотели победить. Что многие солдаты в этой войне погибли. И что мы очень благодарны всем тем, кто воевал, кто защищал нас, кто погиб в той схватке или жив до сих пор. Мы каждый год ходим на парад, посвященный нашей Великой Победе, мне всегда хочется, чтобы наши дети сами окунулись в ту атмосферу торжественности и величия этого дня! Каждый год, задолго до праздника в нашей семье начинается подготовка к нему, а затем мы отмечаем этот прекрасный и трагичный день.
И этот год – год 70- летия победы, не был исключением. Мы читали и заучивали стихи про Великую Отечественную войну, рассматривали фотографии, картинки, пересмотрели не мало военных фильмов, которые потом обсудили, читали короткие рассказы о фронте и тыле, провели небольшую экскурсию по памятным местам в нашем городе - вечный огонь, памятники солдатам, мемориальные доски.
В конце февраля старшая дочь Алисия 14 лет вступила в городской волонтерский корпус 70-летия Победы,
где приняла участия в таких акциях:
«Письмо Победы» - написала и вручила письмо ветерану, который не дожил до праздника всего 2 дня.
«Вы помните? Вы гордитесь?!», в рамках которой дети раздавали информационные листовки с призывом к жителям города выйти 9 мая 2015 года на городской парад Победы с портретами своих родственников, участников Великой Отечественной Войны.
«Георгиевская ленточка» - за первый час прикрепила жителям на одежду более 100 лент.
"Голубь мира" – в прежние времена голуби использовались для отправления посланий. Наши белые голуби олицетворяли послание всем людям земли с призывом жить в мире, дружбе и взаимопонимании, а также как знак великой Победы и благодарности.
Средняя дочь Есения 8 лет участвовала в акции «Герои моей семьи».
В битве хоров "А нам нужна одна Победа!" выступила с песней «Только вперед!» в составе вокального ансамбля «Мики-Маусы».
А также написала сочинение «Как я провела праздник Победы» и сделала к нему презентацию.
Младшая дочь Каролина 6 лет участвовала в акции «Букет Победы» и сделала свой цветок,который подарила участнику Великой Отечественной Войны, прочитав военное стихотворение, на встрече с ветеранами в детском саду.
А так же сделала своими руками георгиевскую ленту-цветок, с которой потом и ходила на парад.
Муж участвовал в акции «Георгиевская ленточка», а так же в акции «Подвези ветерана».
Разместил стикер на своем автомобиле, выражая тем самым свою готовность в любой момент подвезти ветерана Великой Отечественной Войны. И говорил ветеранам «Спасибо» лично, выражая благодарность за нашу счастливую и мирную жизнь.
Ну, а я по просьбе педагогов детского сада и школы создала видео-ролик к встречам с ветеранами.
Практически нет в России семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В историю многих поколений вплетена повесть героических побед на фронте, подвигов в труде и восстановлении нашей Родины в послевоенные годы. Мы – последнее поколение, кто может говорить с героями тех времен в живую, наши дети узнают о Великой Победе только от нас. Кто в столице, а кто у себя дома, мы – каждый – приняли участие в организации празднования 70-летия Победы, чтобы доказать на деле: «Я помню! Я горжусь!». И дальше мы сделаем всё, чтобы сохранить Память о Подвиге.
Семья и патриотическое воспитание.
Совершенствование и развитие системы патриотического воспитания, как и само патриотическое воспитание граждан, является постоянным и непрерывным процессом, именно этим, прежде всего, обусловлена объективная необходимость в разработке новой государственной программы патриотического воспитания.
В современной России патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в семье. Повышение эффективности патриотического воспитания граждан в современных условиях представляет собой определенную проблему, и ее разрешение, со всей очевидностью, невозможно без вклада в его развитие научных основ. Нужны научные разработки определения путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотических ценностям, их духовного освоения, исследования наиболее эффективных форм, методов всего многообразия педагогических средств в патриотическом воспитании различных категорий граждан с учетом специфике сфер их жизни и деятельности.
Семья является специфической сферой, в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается
уважение к родителям и родословной семьи, к ее традициям, обычаям,
любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.
Воспитание патриотического сознания, чувств у детей в семье обусловлено:
- тем, что семья представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях родителей и детей;
- в семейной среде живым воплощением патриотических чувств ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине;
- общением между старшим и младшим поколениями, что способствует передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений.
Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины - замечательные уроки для воспитания мужественности и ответственности детей.
Во время путешествия родители и дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. При рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы истории.
Целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогают воспитывать у сыновей, дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы.
Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку ребенок участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между детским садом и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Семья как фактор воспитания, включает в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Детский сад, реализуя образовательную деятельность, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи. Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия с семьей в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:
-
знанием
(знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)
-отношением
(являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);
Поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).
Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит:
-поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг;
Вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач;
Вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.
Готовить их к выполнению своего гражданского долга, по защите Отечества;
Готовить их рачительными хозяевами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры.
Сотрудничество педагогов и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает всестороннее изучение семьи, условий семейного, патриотического и духовного воспитания ребенка
Литература:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография.- Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2012. - 172 с.
2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.
4. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. - М. 2000.
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств - любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют - все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России - все это воспитывает в детях чувство патриотизма.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше - хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия - это тоже патриотизм.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.
Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь великой истории России. Накануне праздника Великой Победы правильно привести в этой статье слова Германа Геринга, одного из ключевых деятелей нацистской Германии, развернувшей 2-ю Мировую войну. «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление»? - был задан ему вопрос. Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советского Союза. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».
Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.
О подвигах и героях страны должны знать наши дети. Знать о подвиге, который совершили их деды ради их мирной жизни.
Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира.
Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья - нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства - все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.
Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.
Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.
В статье рассмотрен более подробно организационно– содержательный аспект гражданско-патриотического воспитания в семье. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.
Крупницкий Д.В. в своей статье “Современное состояние патриотического воспитания в школе пишет о том, что “Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, её культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определённых условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей”.
Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках привлекается региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.
Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.
Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.
Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.
Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
- возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.
В современной науке семья рассматривается в двух значениях: как социальный институт и как социальная группа. Семья выступает как социальный институт, поскольку супружество и родительство регулируются социально, получают государственную и общественную поддержку. Будучи институированным общественным образованием, семья обладает всем комплексом социальных функций и ролей, для которых общество создает, охраняет и поддерживает этот институт. Как малая социально-психологическая группа семья предполагает непосредственность общения между своими членами, эмоциональность, немногочисленность, общность быта, взаимную моральную ответственность и взаимопомощь.
Ценность семьи как некоей общности людей является непреходящей. Требования к семье обществом в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Семья и общество взаимосвязаны, и эволюция семьи как социального института обусловлена развитием общества, спецификой социально-экономических и социально-политических процессов.
Семья обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на детей, в том числе и в своей патриотической составляющей. Основные показатели воспитательного потенциала вытекают из социальных особенностей семьи как института воспитания. Ключевая роль семьи в воспитании, в том числе патриотическом, подрастающего поколения подтверждается следующими положениями:
1. Семья - базисная основа социализации личности, особенно первичной. Социальная сущность семьи определяется двумя основными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктивной и первичной социализации нового поколения, осуществляющейся в самой интимной форме с самогo рождения человека. С воспитания в семье начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Семья призвана предотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом.
Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в (патриотическом) воспитании подрастающего поколения. В семьях устанавливается неразрывная живая связь отдельных поколений и открывается уникальная возможность уберечь человека от необходимости каждый раз начинать приобретать свой жизненный опыт заново. Именно в семье все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передается от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и испокон веков максимально действенных способов - живого примера старших, показа ими образца, образа жизнедеятельности членов семьи, подражания, практического научения, уважения предков и их обычаев.
Преимущественно семья передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе, осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов, предопределяет социальное положение детей.
2. Семья обеспечивает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений.
Воспитательная роль семьи как простейшей и наидревнейшей формы семейной организации с момента ее зарождения основывалась и основывается на природных (инстинктивных) стремлениях и действиях человека.
Ответственной и сложной задачей семейного воспитания выступает подготовка человека к созданию самостоятельной семьи, к семейной жизни, к воспитанию своих детей. Высшее счастье и смысл жизни - воспитание своих детей (по В.А. Сухомлинскому).
3. Через институт семьи из поколения в поколение передаются генотипные и ментальные особенности народа , национальные и культурные традиции народной жизни.
Семейное воспитание содействует осуществлению неразрывной связи поколений, единству их прошлого, современного и будущего, моральному единству (солидарности) членов семьи как людей и как представителей общества.
4. Именно семья обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности, а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность.
Редкие люди способны вести самостоятельную жизнь, подавляющее же большинство нуждается в опоре, которой выступают близкие люди, семья. Природа наделила человека определенным набором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в семье.
Семейное воспитание обладает непревзойденностью по своему эмоциональному характеру, что содействует удовлетворению потребностей личности ребенка в уважении, признании, симпатии, поддержке, психологической защите, сохраняет и укрепляет психофизическое здоровье каждого члена семьи, дает возможность правильно понимать духовный мир других людей.
5. В семье ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Известно, что на разрешение проблем семьи ориентированы многочисленные специалисты: врачи, учителя, работники правоохранительных органов, работники культуры и др. Однако всех их объединяет кратковременность участия в разрешении конкретной проблемы. После ее разрешения (или невозможности ее разрешения) специалисты ослабляют или прекращают контакт с семьей.
Только в семье возможно глубокое и систематическое практическое изучение и учет индивидуальности ребенка (как правило, он проводит в семье не менее 2/3 времени ежедневно). Родители в сравнении с педагогами имеют значительно больше возможностей для того, чтобы последовательно и более вдумчиво наблюдать за развитием интересов, наклонностей, потребностей, чувств, характера, формированием навыков, умений, в целом личности ребенка.
6. Воздействие семьи на ребенка доминантно и с позиций силы воспитательного влияния, формирования у детей важнейших личностных качеств.
Семью как «первую школу» воспитания ребенка, которое осуществляют отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сестры, никто и ничто не заменит; ничто не может компенсировать любви и мысли, которые познаются только в семье. В семье родители передают детям душевную доброту, чуткость, сердечность, человечность.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу многие личностные характеристики человека носят уже сформированный характер.
Воздействие семьи на воспитание ребенка велико и в силу того, что в период детства социально значимые субъекты для него - взрослые. Происходящие в период детства сензитивные возрастные периоды при условии их целенаправленной реализации закладывают фундамент интеллектуальных, физических, волевых и нравственных качеств личности ребенка. Воспитание и развитие в семье охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка - сознание, отношения, деятельность.Семья может выступать в качестве как положительной, так и отрицательной направленности воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит, в частности, и в том, что никто, кроме самых близких для него людей - родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку благожелательнее, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности.
7. Семья обеспечивает ребенку чувство защищенности.
С одной стороны, семья как социально-правовой институт охраняется законом. Правовое регулирование брачно-семейных отношений важно как для граждан, так и для государства. Граждане получают защиту от государства в случае нарушения своих прав (например, истребование через суд матерью алиментов на детей от расторгнутого брака с отца, уклоняющегося от выполнения своей обязанности материально обеспечивать
Детей). Государство же при помощи юридических норм устанавливает права и обязанности лиц, выполняющих ответственные общественные функции (прежде всего рождение и воспитание детей), тем самым осуществляя контроль в области брака и семьи.
С другой стороны, только семья, начиная с младенческого возраста, формирует у ребенка базовое доверие к миру, чувство защищенности за счет поддержки, последовательности действий близких родных при удовлетворении его основных потребностей.
8. В семье закладываются основы социальных ценностей и идеалов человека, осуществляется первичное восприятие социальных норм жизни в обществе. В семье ребенок получает первые практические навыки применения жизненных представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
9. Только с помощью семьи ребенок может полноценно самореализоваться.
Семья должна стать средой, которая помогает подрастающему поколению самореализоваться, стать совершеннее и через детей и молодежь сделать общество более гармоничным. Только теплота, открытость отчего дома создают возможности для полного раскрытия потенциала личности, ее самореализации в обществе.