Возрастные особенности психического развития подростка. Тема: психическое развитие подростка


Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий переходу от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой ступени развития произошло в 19-20 веке. Подростковый возраст относится к числу критических периодов развития, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности (учебной, производственной, творческой).

Немецкий исследователь Э. Шпрангер описывал 3 типа подросткового возраста:

1 тип характеризуется резким, бурным, критичным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

2 тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

3 тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Подростковый возраст – пубертантный период развития. Это период созревания, в котором человек становится половозрелым. Пубертантость бывает сексуальной и психической.

Возникновение подростковой сексуальности. Первое переживание сексуальности связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности, вызванные этими переживаниями, могут проявляться не только в страхе перед миром, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям.

Психическая пубертантость связана с биологической потребностью – потребностью в дополнении. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола.

Подростковый возраст может иметь негативное и позитивное протекание .

Негативное протекание подросткового возраста проявляется в повышенной чувствительности и раздражительности, беспокойстве и возбудимом состоянии. Может возникать физическое и психическое недомогание, которое находит свое выражение в отклоняющемся поведении. Подростки переносят свой негативизм на окружающий мир. Для них характерны ненависть к себе и враждебность к окружающему миру одновременно. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает притягательной силой.

Позитивное протекание: происходит постепенное развитие. Перед подростком открываются новые источники радости, возникает сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости становятся искусство и наука.

Центральное новообразование подросткового возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

· в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию; в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка; в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы); во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

· проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность. Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка".

План

1. Введение.

2. Социальная ситуация развития.

3. Физиологические и психологические изменения подростка.

4. Кризис подросткового возраста.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Развитие человека в период с 11 до 15 лет называют подростковым периодом, при котором отмечается сильный подъем жизнедеятельности, значительное перестроение организма. В данном возрасте происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост интеллектуальных и моральных сил, физическое созревание человека.

Подростковый возраст - это переходный возраст, ему характерен переход от состояния детства к взрослой жизни, от незрелого возраста к зрелому. Подросток - это уже не ребенок, но еще не является взрослым человеком. Данное развитие длится до шестнадцатилетнего возраста и завершается превращением подростка в девушку или юношу.

К этому возрасту подросток созревает в половом отношении, однако его духовное и физическое развитие далеко от завершения, созревание духовное и физическое наступает позже на четыре года.

В подростковый период ломается многое, являющееся у подростка уже сложившимся, привычным. Данное явление затрагивает практически все стороны его жизнедеятельности. Особо заметны изменения характера учебной деятельности - начинается систематическое усвоение основ наук, что приводит к перестройке мышления и изменению привычных форм работы, иной организации приемов запоминания, внимания. Наблюдается перемена и в отношении к окружающей действительности - подросток уже не ребенок, потому требует к себе иного отношения.

Отечественные психологи считают, что развитие интеллектуальной сферы - это не "саморазвитие", а следствие воспитания и обучения, специально организованного опыта, который учитывает возрастные возможности учащегося.

Обучение, воспитание, соответствующая деятельность, опыт направляют и стимулируют психическое развитие. Лишь при соответствующих условиях и правильном воспитании будет происходить нормальное развитие подростка.

Следствием этого является теория о том, что у понятия возраста, его особенностей нет безусловного значения, а, потому, у подросткового возраста также отсутствуют точные, определенные границы, потому как он весьма зависим от определенных условий жизнедеятельности, бывающие значительно различны.

Возрасту более определенно соответствуют возрастные изменения в организме - вес, рост, состояние желез внутренней секреции. При характерности возрастных особенностей психики отмечается довольно широкая изменчивость - разнообразные индивидуальные варианты определенных условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания школьника.

2 . Социальная ситуация развития.

Период подросткового возраста - это переходный и критический период развития человека. В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков — стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира. В следствии этого, для подростка характерно проявление чувства "взрослости", также развитие самооценки и самосознания, интереса к собственным способностям и возможностям, к себе как к личности.

Особое значение физического развития подростка являет собой половое созревание, оказывающее на работу внутренних органов значимое влияние. Появляется половое влечение, зачастую неосознанное, и обусловленные им новые мысли, влечения, переживания.

Чувство взрослости проявляется как личностное переживание готовности учащегося стать полноправным членом взрослого коллектива, проявляющееся в желании показать собственную "взрослость", самостоятельность, добиваться уважения старшими достоинства личности подростка, чтобы те учитывали его мнение. Переоценка возросших собственных возможностей подростками детерминирует их готовность к самостоятельности и независимости, болезненную обидчивость и самолюбие, повышено-критичное отношение к старшим.

Следовательно, социальная ситуация развития определяет кризис и переходность подросткового периода. Его характерность проявления и протекания детерминируются определенными социальными факторами жизни подростков, их развития, общественным положением во взрослом мире.

По мнению К. Левина, причинами конфликтного типа подросткового развития является их "переходное" общественное положение. Он считал, что в обществе современного мира существуют отдельные самостоятельные группы детей и взрослых, каждая имеет преимущества, которых у другой нет. Особенность положения подростка - его существование меж данными группами: он не имеет желания принадлежать к детской группе, а проявляет рвение перейти во взрослую группу, но в нее его еще не принимают. Левин видел в таком положении неприкаянности источник специфичности особенностей подростка - чем больше разрыв меж этими группами и длиннее период неустроенности подростка, тем сложнее осуществляется протекание подросткового периода.

По мнению Л.С. Выготского, кризис переходного возраста имеет связь с двумя обстоятельствами: формирование новообразования в подростковом сознании и перестроение отношений меж средой и ребенком, составляющей основное значение кризиса. Характерностями социальной ситуации развития, индивидуальным положением подростка сообразно взрослому миру и индивидуальной особенностью взросления на данном этапе объясняют "кризис" и "переходность" подросткового возраста.

В ходе взросления подростковый возраст является значимой ступенью в общем ходе формирования личности - на основании особо нового состава деятельности, структуры и характера ребенка образовываются основы сознательного поведения, обрисовывается общее направление в формировании социальных установок и нравственных представлений.

Подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом значении. Подростковый социальный статус не имеет практически никакого отличия от детского статуса. Все подростки - это школьники, находящиеся на содержании государства или родителей. Ведущей деятельностью подростков является учеба.

Продолжительность подросткового периода зачастую обусловлено конкретными условиями воспитания детей, величиной разрыва в требованиях и нормах, которые предъявляются к старшему и ребенку - от старшего требуются самостоятельность и инициатива, от ребенка - послушание. Подростка всяким образом избавляют от вопросов пола - во взрослой жизни отношения полов имеют важное значение.

Период переходного возраста всегда считали критическим вследствие всеобъемлющих личностных изменений. Варьирования личности детерминированы особой социальной ситуацией в подростковом возрасте, половым созреванием подростка.

Как считают отечественные психологи, самые важные личностные изменения подростка детерминируется социальными факторами.

В частности, Л.С. Выготский осуществил подход к подростковому возрасту как к образованию историческому. П.П. Блонский придерживался его мнения и также считал, что продолжительность и характерность протекания подросткового периода, в соответствии с уровнем общественного развития, в заметной степени варьируют.

Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст является одним из самых изменчивых и неустойчивых периодов, отсутствующий у диких людей, и при неблагополучных условиях несколько сокращается, зачастую составляя едва приметную полоску меж исходом полового созревания и установлением конечной социальной зрелости.

По мнению И.С. Кона и Д.И. Фельдштейна, осознание, оценка собственных личных качеств, удовлетворение свойственного ему стремления к самоусовершенствованию подросток осуществляет в системе взаимодействия с окружающими. Собственно, восприятие самого мира осуществляется посредством взрослых - подросток ожидает от них доверия, понимания.

В ситуации, когда старшие не берут во внимание то, что подросток уже не является маленьким ребенком, наблюдается возникновение с его стороны разнообразных форм протеста и обид - непослушание, грубость, упрямство, негативизм, замкнутость.

Вместе с тем, своеволие, непослушание, упрямство, негативизм никоим образом не являют собой обязательные черты подросткового характера. Единственно, как результат неверного подхода к подростку, когда не учтены его психологические особенности, как результат просчетов воспитания иногда наблюдается возникновение кризисов и конфликтов, вовсе не являющиеся неизбежными и роковыми. В частности, игнорирование и непонимание старшими истинных мотивов подросткового поведения, проявление реакции только на внешний итог деятельности подростка или, хуже, приписывание подростку мотивов, которые не соответствуют действительности, приводят его к внутренней оппозиции воспитательным воздействиям.

Существует ошибочное мнение, что подросток - это маленький ребенок, который не способен проявлять собственную инициативу, что приводит его к обусловленному положению, лишает возможности совместной деятельности. Большая часть жизни подростка неотъемлема от учебы, потому как подросток - бессменно учащийся. Вместе с тем, он проявляет готовность занять конкретное место в обществе, что предполагает его участие в многоплановой полезной общественной деятельности.

В своих трудах Д.И. Фельдштейн представил систему взглядов, которые способствуют становлению целостной картины значимых аспектов подросткового развития. В период подросткового возраста ребенок переходит на важно новую социальную позицию - формирование его осознанного отношения к себе как к единице общества. Таким образом, от вариативности протекания социальной ориентации в данный период, многое зависит при формировании человеческих социальных установок. Такое обстоятельство ставит на передний план разработку психологических основ воспитательных воздействий, которые направленны на личностное развитие человека.

3 . Физиологические и психологические изменения подростка.

В период 12-14 лет наблюдается активный рост ребенка - за год рост некоторых детей увеличивается на 3-7 см., это сложное испытание для детского организма. Более активный рост отмечается у трубчатых костей, формируется грудная клетка, руки, ноги, подросток становится непропорциональным, возможно нарушение координации движений.

Кроме роста скелета перестраивается работа и внутренних органов - увеличение темпа роста мышечной системы, изменение деятельности гипофиза, ускорение обмена веществ. Наибольшую активность в работе проявляют щитовидная и половые железы. Увеличивается объем легких, растет сердце.

Половые гормоны проявляют свою максимальную активность, вследствие чего у подростков акцентируются вторичные половые признаки - у мальчиков наблюдается мутация голоса, появление кадыка, рост волос на лице, теле, возникновение поллюций; у девочек - увеличение груди, появление менструации. Гормоны вызывают первые сексуальные желания, для ребенка безусловно новые ощущения, ему трудно контролировать себя, адекватно воспринимать свои действия.

По причине данных важнейших физиологических варьирований у подростка возможно возникновение проблем со здоровьем - повышенная утомляемость, частые головные боли, сложности с аппетитом, бессонница, отсутствие концентрации, снижение внимательности, нестабильное артериальное давление - это только типовой список возможных жалоб, обязывающие родителей обратить свое внимание.

Период подросткового возраста, по численности физиологических и гормональных изменений, очень схож с беременностью. Детский организм также в полной мере изменяется, как организм женщины при готовности стать матерью, однако, данный процесс при беременности во временных сроках более сокращен. Бесследно данные физиологические варьирования не могут произойти и для детской психики, так как все взаимосвязано.

Скачкообразный рост легких, системы кровеносных сосудов и сердца приводит к недостаточному насыщению кислородом детского головного мозга. Вследствие чего отмечается снижение внимания, возникновение сложностей при работе над несколькими объектами - успешное решение задачи и параллельная беседа с соседом по парте становится весьма затруднительна. У подростка возникает чувство усталости, наблюдается отсутствие желания учиться, идти в школу, прилагать какие-либо усилия для приобретения новых знаний. Родителям, в данный период, нужно поддержать здоровье ребенка, понять его состояние и предельно облегчить проявляющиеся симптомы.

Вследствие разрешения противоречий возникает основное новообразование подросткового периода - установление нового уровня самосознания, "Я"-концепции, характеризующейся желанием понять себя, собственные особенности и возможности, свое отличие и сходство с иными людьми - неповторимость и уникальность.

Наряду с этим, ребенок к подростковому возрасту достигает довольно высокого уровня развития психических процессов, в первую очередь мышления, продолжающие свое бурное развитие на протяжении всего этапа - это приводит к возможности осуществления деятельности психики на уровне взрослых.

Развитие и рост организма, к тому же, происходящие за ними изменения в отношении окружающих к подростку, его отношении к себе, детерминируют становление "чувства взрослости", которое становится концептуальной основой самосознания подростка - острое ощущение школьника, что он уже не ребенок, и требование признания данного, в первую очередь равных прав с окружающими старшими.

Выражение чувства взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости, утверждению собственного личностного достоинства, в требовании к старшим уважать данные стремления, считаться с ними. Наряду с этим, подросток понимает, что его взрослость пока не совсем "подлинная" - проявление чувства неуверенности в собственной новой позиции. Формы проявления "чувства взрослости" зачастую ярко выражены, демонстративны, так как у школьника возникает острая нужда в признании, подтверждении данной позиции ровесниками и взрослыми.

Потому как, значимое, для становления отношения к самому себе, самоутверждение во взрослом мире усложнено детским социальным статусом подростка, подросток ощущает себя отличающимся и от детей, и от старших, он заостряет свое внимание на ровесниках.

Значение групп сверстников в период отрочества невероятно возрастает. Чтобы справиться с эмоциональными, социальными и физическими переменами отрочества подростки ищут поддержки у других. Естественно они ищут поддержки у сверстников, испытывающих то же самое. Следственно, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью периода подросткового возраста. Вместе с тем, для подростка важное значение имеет занимать среди сверстников удовлетворяющее его положение.

При формировании личности, общение подростка со сверстниками являет собой очень большую значимость - благодаря общению со сверстниками, подросток приобретает нужные жизненные знания, которые по некоторым причинам ему не дают старшие. Группа ровесников развивает у подростка навыки социального взаимодействия. Лишь здесь он примеряет разные роли - выступает в качестве ведущего и ведомого, судьи и виновного, подчиненного и командира, ученика и учителя.

Характерная черта подростковой группы - невообразимо высокая конформность. Некритическое отношение к мнению лидера и членов группы. Инакомыслие исключается, слабому "Я" требуется сильное "Мы". Потому, как правило, нормы и ценности группы ровесников подросток принимает как собственные.

В подростковом возрасте у многих людей возникают первые дружба и романтические чувства. Наряду с этим, дружбе подростков свойственны высокая степень устойчивости, избирательности, интимности.

Следовательно, как этап перехода от детства к взрослости подростковый возраст является довольно таки важным для личностного развития человека. Помимо самоотношения, в данный период возникает системообразующий компонент личности - направленности - мировоззрения личности, системы ценностей, интересов, нравственных ориентиров. В поиске ответа на вопрос "кто я?", в поиске себя, подросток, обладая уже мышлением взрослого уровня, понимает разные аспекты действительности, касаясь вопросов о значимости разных явлений, о жизненном смысле.

4 . Кризис подросткового возраста.

Важной характерностью подросткового возраста являются детерминированные сущностью этапа - перехода от детства к взрослости - актуальные квалитативные изменения, которые затрагивают все стороны развития.

Потому как каждые квалитативные преобразования бессменно нарушают стабильность явления или объекта, которое они затрагивают, подростковый возраст относят к критическим периодам человеческой жизни, периодам возрастных кризисов. Вместе с тем, происходящие изменения являются настолько значимыми, что подростковый возраст считается практически самым сложным и жизненно-важным этапом, "трудным возрастом", в первую очередь, трудным для самого подростка. Трудности детерминированы:

1.)Биологическими особенностями возрастного этапа. Неравномерный и интенсивный рост и развитие организма - "пубертатный скачок" - существенно влияют на психофизиологические особенности подростка - утрата имевшегося в детстве равновесия в деятельности нервной и эндокринной систем, новый пока устанавливается. Данное обстоятельство влияет на настроение, внутренние состояния, реакции и зачастую является основанием его общей неуравновешенности, двигательной активности, временной вялости, раздражительности, апатии. Вместе с тем, психическое развитие подростка протекает так же иррегулярно, как развитие организма.

2.)Достижения биологического развития организма, преобразовывая внешность подростка, являются основой для перемены в отношении окружающих к нему, к себе самому. В ходе физического созревания дети оказываются все больше схожими со взрослыми, другие - сверстники, учителя, родители, иначе реагируют на них, меняется само их отношение к себе. В итоге, происходит изменение требований, предъявляемых к подростку окружающими, а также те, которые он предъявляет к самому себе.

3.)Не являясь ни детьми, ни взрослыми, подростки, имеют социально-психологические затруднения группового распознавания - в данном возрасте сменяется принадлежность к группе - подростки оказываются в состоянии социального перемещения из детской группы во взрослую, при этом они готовы перейти во взрослую группу и воспользоваться определенными их привилегиями. Своеобразность положения подростка - это существование меж двумя социальными группами. Данное положение приводит человека к желанию выйти из слабой группы в наиболее престижную, которая его пока не приняла. Положение неустроенности способствует возникновению своеобразного эмоционального состояния и поведения, которым свойственны неустойчивость, повышенная чувствительность, напряженность, неуверенность и робость, эпизодическая агрессивность, смена контрастов настроения и поведения, и иные особенности.

4.) Значимым следствием, из числа происходящих социальных и биологических изменений, является затрудняющая протекание взросления большей численности подростков эмоциональная неуравновешенность. Подростковому возрасту свойственны резкие колебания настроения, выраженная эмоциональная неустойчивость, быстрые переходы от депрессивных состояний к восторгу. В некоторых случаях, с позиции взрослых, бурные аффективные реакции, зачастую проявляющиеся в ответ на замечание о недостатках внешности подростка или при ущемлении его самостоятельности, кажутся неадекватными.

Следовательно, переживаемые подростками трудности возрастного периода детерминированы экстроспективными социальными, психологическими и биологическими обстоятельствами и их сочетаниями. Множество травмирующих обстоятельств, обнаруживающий нехватку силы "Я" и жизненного опыта подростков, часто приводит к неадекватным психологическим, и даже патологическим, реакциям и социально-психологической дезадаптации. Вместе с тем, зачастую обратной реакцией подростка на неблагоприятные влияния описанных обстоятельств - это поиск приемлемых для себя адекватных особенностей данных влияний, а также форм поведения, становящихся основой личностного развития подростка.

Из этого следует, что подросток в ответ на характерные трудности возраста совершает поиск себя. При этом он испытывает на практике разновидности поведения, наиболее подходящие из них, закрепляет, а неподходящие отбрасывает. По этой причине возникает противоречие поведенческих реакций.

5 . Заключение.

Невзирая на возрастной период развития ребенка социальная ситуация является обуславливающей и определяющей ход детской жизни, в результате которого у него развиваются психические новообразования и проявляются новые свойства личности, что также приводит к перестроению всей структуры детского сознания, к варьированию системы его отношений к себе лично, другим людям, миру. Благодаря социальной ситуации, во всякий возрастной период, становится возможным более точное отслеживание образования и изменения структуры личности ребенка.

Варьирования, детерминированные созреванием и ростом организма, в подростковом возрасте происходят с неимоверной скоростью. В сложившейся ситуации ребенку сложно одному справиться с возникшими трудностями и многие подростки, находясь в зависимости от состояния своего организма, начинают обвинять себя в несостоятельности и сильно нервничать. Данные ощущения зачастую не осознаны, образовывают напряженность, с которой подростку сложно справиться самому. В данной обстановке любые внешние затруднения воспринимаются им как никогда трагично.

Подростковый кризис обусловлен духовным ростом, изменением статуса ребенка, как социального - новые отношения с ровесниками, учителями, близкими, расширение поля деятельности, так и психического - возникновение чувства взрослости у подростка. Важнейшим обстоятельством, которые влияют на зарождение кризиса, является глубокая неудовлетворенность собой и рефлексия на внутренний мир. Потеря способности идентифицировать самого себя, противоречие предыдущих представлений о себе с настоящим образом - ключевое содержание подростковых переживаний.

6 . Список литературы.

1.Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

2.Л.И. Божович, Проблемы формирования личности. / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е издание. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 352 с.

3.Л.Ф. Обухова, Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

4.М.И. Лисина, Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией А.Г. Рузской - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.

5.В.С. Мухина, Возрастная психология. - М.: Академия, 2007. - 640 с.

Введение

Подростковый период - это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. В разных странах границы подросткового периода определяются различно, но без большой ошибки можно сказать, что это период с 12 до 18 лет. Верхняя возрастная граница еще в большей степени, чем нижняя, является дискуссионной, поскольку итогом подросткового периода является формирование социально и половозрелого взрослого человека .

Условно разделим здоровье подростка на психическое и физическое и далее сконцентрируем свое внимание на первом.

С точки зрения же физиологии подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Центральным фактором физического развития в подростковом периоде является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Половое созревание в зависимости от пола ребенка происходит по-разному: у девочек - начало регулярных менструаций, у мальчиков - начало эякуляций. Вообще, пол ребенка закладывается одновременно с оплодотворением яйцеклетки сперматозоидом. Если данный сперматозоид (от здорового отца с хромосомным набором XY) несет в себе Х-хромосому (и при условии, что мать здорова и ее хромосомный набор является ХХ), то пол будущего ребенка будет женским, как у матери, с хромосомным набором ХХ. Если сперматозоид отца несет Y-хромосому, то пол будущего ребенка будет определяться хромосомным набором XY, как у отца .

Целью данной курсовой работы является изучение психосексуального развития ребенка в период полового созревания. Передо мной стоят следующие задачи:

· рассмотреть психические изменения подростков;

· определить нормы и возможные отклонения в изменениях психики и способы их предупреждения;

· рассмотреть сексуальное поведение подростков и аномалии в психосексуальном развитии.

Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Изменения психики, которые считаются нормой

Не будет преувеличением сказать, что сразу после своего рождения здоровый ребенок в абсолютном большинстве случаев (имеется в виду, что оба родителя придерживаются традиционной полоролевой ориентации и сами воспитывают ребенка, а не прибегают к существенной помощи родственников и гувернеров) попадает в условия, в которых продолжается его соответствующая половая дифференцировка. Полушария головного мозга у лиц разного пола развиваются по-разному. Такой аспект, как телесная идентичность (то есть телесная принадлежность к определенному полу), к 5 - 6 годам становится необратимым, а раньше этого возраста у ребенка еще могут быть представления, что половые органы могут измениться.

Решающая роль социализации ребенка принадлежит семье. Имеется в виду весь тот комплекс информации, который он получает, наблюдая за семейными функциями матери и отца, а так же за их взаимоотношениями. Естественно, что в неполной семье (отсутствует отец или мать, отсутствуют оба родителя, а ребенком занимаются иные родственники или вообще ребенок находится в казенном учреждении) нормальное психосоциальное развитие ребенка маловероятно.

Вернемся к полноценной семье. Важно учитывать, что оптимальной является ситуация, когда родители согласно и целенаправленно развивают у своего ребенка принадлежность к тому или иному полу.

Независимо от самых разнообразных обстоятельств в 90 % случаев дети, не прикованные к одному и тому же месту из-за тяжелой болезни, узнают о различии полов и сексуальных отношениях между людьми от сверстников, а не от взрослых. Эта информация, конечно, неточная, весьма откровенная, но в обычных условиях все происходит именно таким образом. Ребенок почти обязательно знакомится с нелитературными выражениями, и, кстати, здесь от родителей в значительной степени зависит, какие выражения в дальнейшем он будет использовать в своей обычной, спокойной и эмоциональной речи.

С началом переходного периода милый, жизнерадостный ребенок превращается в очень ранимого, ершистого, нередко несчастного подростка. Он придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечания родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы все заметили, как он изменился, с другой - он беспокоится, что эти изменения делают его неуклюжим и некрасивым, и поэтому раздражается, когда родные уделяют ему слишком много, по его мнению, внимания. Невинная шутка по поводу его внешности может вызвать неоднозначную бурную реакцию: слезы или грубость, а иногда и то и другое. Ребенок часто чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в собственной семье. Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ему отвратительным и несправедливым, хотя порой он по-прежнему бывает веселым и довольным жизнью .

С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. Девочки, к примеру, могут стесняться быстро увеличивающихся в размерах молочных желез (особенно если раннее развитие). Но когда большинство сверстниц в этом плане оформились, отрицательные переживания могут быть связаны уже с отставанием в развитии этого признака («ничего не растет»).

Подростки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость. Нельзя к этим тревогам относиться иронически: обделенные физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми. Они лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников. И в конце концов могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. Помочь таким подросткам понять сущность внутренней красоты, воспитать стремление к аккуратности в одежде, возбудить стремление быть привлекательными не только внешне, но и внутренне (путем умения общаться с людьми), научить доброжелательности, чуткости - задача родителей и прежде всего матери.

Хрестоматийные юношеские угри, действительно, могут отравлять существование молодого человека, особенно если, отложив все дела, только их и рассматривать. В данном вопросе помощь родителей может быть относительно проста и конкретна. Потребуется 1 - 2 визита к косметологу или дерматологу, совсем немного денег, и кожа подростка достаточно быстро улучшится. В противном случае это может тянуться до 20 и более лет .

Весьма интересным является восприятие подростком происходящих с ним перемен (у девочек - менструации, у мальчиков - эякуляции). Здесь, как никогда, имеет значение поддержка со стороны родителей. Такая психологическая подготовка не является результатом одной краткой беседы. Неоценимую роль и помощь может оказать иллюстративный материал в детской сексуальной энциклопедии. Иными словами, взрослый человек знает бесконечно больше, чем его ребенок, о возникающей у последнего новой физиологической функции. Задача заключается в том, чтобы (теоретически) самый близкий для ребенка человек поделился с ним этой информацией в доступной и приемлемой для него форме и обязательно с учетом тех психологических особенностей, которые в данный момент существуют в характере и личности подростка .

У мальчиков становление половой функции обычно происходят позже, они отстают от девочек на 1 - 2 года, именно поэтому для детей 9 - 11 лет характерно разделение по половому принципу на противоположные лагери, представители которых, фактически находясь постоянно вместе, практически не общаются друг с другом.

Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания .

Характерологическая особенность 10 - 15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обуславливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях .

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности.

Собственное «я» в этом возрасте вырастает до огромных размеров и заслоняет подростку весь остальной мир. Постоянно занимаясь самоанализом, ребенок пытается осознать, какой он, и делает вывод, что он уникален и неповторим, отличается от всех, кто его окружает, а следовательно таких, как он, больше нет. Вот и получается, что он очень, очень одинок. Из-за одиночества у подростка даже могут возникнуть мысли о суициде .

В переходном возрасте в силу различных изменений в организме у подростка возникает сенсорная жажда (жажда новых ощущений) на физиологическом уровне: желание что-либо увидеть, услышать, пощупать, попробовать на вкус, осязать что-нибудь новое. Если подростки к этому готовы психологически, то происходит формирование новых интересов, а если не готовы, то формируются патологические влечения: подростковый алкоголизм, увлечение наркотиками, сексуальная распущенность, повышенная агрессивность, лживость, жестокость, садизм и т.п. Необходимо с детства развивать у ребенка разнообразные интересы, поощрять его различные увлечения: спорт, танцы, музыка и т.д., чаще хвалить ребенка за его успехи, чтобы у ребенка возникло желание и дальше радовать любимых родителей своими успехами. Тогда велика вероятность, что и в этом непростом возрасте ребенок найдет себе новые достойные увлечения и интересы .

Подростковый возраст - это возраст, когда возникает шизофрения. Если такие реакции, как уход из дома или поджог обоснованы (то есть ребенок может объяснить кому-нибудь, не обязательно родителям, почему он это сделал), эти реакции и есть проявление сенсорной жажды, патологией их считать нельзя, хотя необходимо направить сенсорную жажду в безопасное для ребенка и окружающих русло. Но если ребенок не может обосновать свои действия, это может быть первыми признаками шизофрении .

При шизофрении у девочек может наблюдаться также половая распущенность, особенно если обстановка в семье неблагоприятна. У девочек с развивающейся шизофренией и склонных к истерии в подростковом возрасте часто начинается мания преследования и изнасилования. Они могут оговаривать (обвинять в изнасиловании) учителей-мужчин. При первых признаках шизофрении необходимо обратиться за помощью к специалисту, стараясь не травмировать психику ребенка. Итак, мы постепенно перешли отклонениям в психическом развитии подростка .

Рассмотрим, как происходит психическое развитие подростков. Понятие «подростковый возраст» означает время между пубертатом и 18 годами. Многие эксперты в настоящее время растягивают подростковый период до 20 лет. Этот период жизни начинается с соматических изменений, свойственных пубертату, которые являются признаками окончания детства. Подростковый возраст заканчивается, когда индивидуум овладевает ролью взрослого человека, как, например, работа, достижение финансовой независимости или вступление в интимные отношения.

Психоаналитик Эрик Эриксон определяет подростковый возраст как неизбежный «кризис развития». Перед молодыми людьми в этот период стоят следующие задачи: поиск самоидентификации, обретение товарищества (вхождение в какой-либо коллектив сверстников), отделение от семьи, планирование будущего, переживание первой любви и первого секса. Эриксон упоминает также о способности подростков полностью посвящать себя кому-либо или чему-либо, как это хорошо описал, а затем и показал Роберт Линднер в книге и одноименном фильме «Разве они не ведают, что творят?». По Эриксону, перспектива «найти себя» и опасность «себя потерять» ни в одной другой стадии жизненного цикла так не связаны друг с другом, как в подростковом возрасте.

Психическое развитие подростков. Период «бури и натиска» – так должно быть?

Фаза «бури и натиска» глубокий психический переворот, сопровождающийся склонностью к резким переменам настроения, неустойчивостью мыслей и оппозиционностью. Некоторые специалисты придерживаются гипотезы, что этот период не только типичен для нормального развития подростка, но обязателен и необходим. В понимании Анны Фрейд, дочери Зигмунда Фрейда, подросткам, не пережившим состояние «бури и натиска» с большим трудом дается расставание с родителями и развитие собственной идентичности.

В новейшее время исследования Даниэля Оффера подвергли пересмотру это понятие. Изучение тысячи молодых людей среднего и старшего школьного возраста показало, что большинство нормальных подростков получают удовольствие от жизни, при нормальных обстоятельствах способны к позитивной самооценке и чувствуют себя свободными и раскованными, при этом у них не отмечалось серьезных конфликтов в семье.

У значительной части молодых людей подросткового возраста обнаруживается неуверенность и нерешительность при разрешении своих проблем. 20% опрошенных подростков испытывают психические проблемы различной тяжести, жалуются на эмоциональную опустошенность, часто переживают смущение, страх, депрессию. Многие подростки перерастают эту фазу развития и, повзрослев, становятся здоровыми молодыми людьми. Этот процесс может быть облегчен с помощью психотерапии.

У небольшой группы молодых людей тяжело протекающий подростковый период может означать начало серьезных психических проблем, например шизофрения, депрессия и биполярные (маниакально-депрессивные) расстройства.

Ранний подростковый возраст

В раннем подростковом возрасте (обычно в период между 12 и 14 годами) происходит становление личности молодых людей. Задачи, которые они должны разрешить в этом возрасте, заключаются в следующем:

Ослабление связи с родителями. В начале подросткового возраста усиливается поиск ролевых образцов среди учителей, друзей и актуальных для данного времени героев и героинь. Они идентифицируют себя с этими людьми и используют их как образец для себя, в соответствии с этим стремясь стать независимым индивидуумом.

Психологическая переработка прежних психических травм. Подростки возвращаются к травматизирующим событиям их детства. Это может быть осознание того, что их родители имеют определенные человеческие слабости, возврат к переживаниям, связанным со смертью одного из родителей и др.

Установление непрерывности происходящего. В этом возрасте подростки рассматривают прошлое, настоящее и будущее в единых рамках. Развивается осознание непрерывности и взаимосвязи их прежних чувств, пережитых событий и истории их семьи. Взаимосвязь между прошлым и будущим становится для детей в данной стадии развития их жизни очевидным.

Укрепление сексуальной идентификации. Осознание своей роли девочки или мальчика – важный аспект самосознания, и его становление начинается еще в первые годы жизни. Целью зрелого индивидуума является переживание спектра любовных отношений и установление интимной связи с партнером противоположного пола.

Последовательность наступления психологической и сексуальной зрелости Гормональные и анатомические изменения возникают преимущественно между 11 и 15 годами. Они могут вызвать растерянность у подростка и иногда приводят к мучительным конфликтам, прежде всего у детей, которые созревают быстрее или медленней, чем их сверстники. Девочка, у которой развилась грудь и стали расти волосы на лобке, рада тому, что становится похожей на свою старшую сестру. Однако она обескуражена тем, что выглядит иначе, чем ее одноклассницы. Быть может, она переживает прощание с детством и то, что уже не может получать удовольствия от детских игр и пользоваться прежней заботой своей семьи? А может быть, она считает, что, вступив в сообщество взрослых, она должна чем-то «пожертвовать» для того, чтобы быть как все девушки? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что отдельные экстремальные случаи повышенного чувства голода и анорексии (влечения к похуданию) представляют стремление сохранить детское строение тела.

Психическое развитие подростков. Менструации. Первая менструация имеет глубокое значение для девочек. Как признак сексуальной зрелости, она заставляет задумываться о потенциальной роли их пола, о выполнении функций жены и матери. Первая менструация может стать даже травматизирующим событием, если девочка раньше не получала исчерпывающей информации об этом.

Отношение юной девушки к менструации, сексуальности и женской роли в значительной степени формируется под влиянием убеждений матери. Старшие сестры, школьные коллеги, подруги и учителя оказывают на нее в этом отношении лишь ограниченное влияние. Девушки воспринимают и чувствуют не только то, о чем ей сообщает мать о женской сущности, но также судит об этом по коммуникативным жестам, отношению матери к мужу и другим мужчинам, по тому, о чем мать умалчивает. Если мать игнорирует это событие или постоянно говорит о менструации как о неприятном и тягостном событии, то и дочь будет относиться к этому событию так же. Такое отношение отражается на поведении молодой женщины в период ежемесячных соматических недомоганий.

Если мать выражает мнение, что женщины некомпетентны, должны «стелиться» перед мужчиной и прислуживать ему, то у дочери это может вызвать негативное чувство не только по отношению к менструации, но и ко всему специфически женскому.

Ночное семяизвержение (поллюции). В начале пубертатного периода у мальчиков 9 – 10 лет во время сна иногда возникает семяизвержение, которое обычно бывает во время сновидения с эротическим содержанием. Многие мальчики делятся друг с другом этими переживаниями. Вероятно, они узнают о значении этих «влажных сновидений» от своих старших братьев, соучеников или товарищей по лагерю отдыха. Некоторые не имеют представления о том, что с ними происходит и беспокоятся по поводу того, что с ними «не все в порядке».

Мастурбация. Хотя для мальчиков и девочек самоудовлетворение (мастурбация) есть форма экспериментирования с новым для них пробуждением полового влечения, они при этом остаются невинными и держат этот «эксперимент» под контролем. Перед тем как вступить в интимные отношения с другим человеком, подросток должен сначала ознакомиться со своими интимными соматическими реакциями и научиться каким-то образом регулировать как сексуальное напряжение, так и сексуальную разрядку.

Хотя родители в наше время относятся к мастурбации более терпимо и с большим сочувствием, чем прежде, некоторые подростки до сих пор имеют о мастурбации ложные и полные страха представления. Чувство вины, особенно в связи с мастурбационным фантазированием, может противостоять естественному желанию. Кроме того, стыд и чувство вины могут отрицательно влиять на самоуважение и собственное достоинство подростка. Так как подростки вряд ли откровенничают в этих вопросах, родители должны найти соответствующий подход и тактично объяснить детям, что мастурбация и познание собственной сексуальной реактивности – это нормальное явление.

Сексуальное желание. В этот период развития даже на первых его фазах имеется существенное различие между мальчиками и девочками одного и того же возраста. Девочки в этом отношении опережают мальчиков на два или три года. Секс для четырнадцатилетнего мальчика прежде всего «испытательный полигон» или средство преодоления беспокойства, связанного с возможной гомосексуальностью. Для девочек постепенное отделение и отдаление от родителей означает начало приобретения опыта в поисках новых людей, которым они дарят свою любовь, тепло, доверие и уважение.

12 – 14-летние подростки проявляют интерес преимущественно к переменам собственного тела. Новые и ошеломляющие их сексуальные побуждения могут вызвать страх, в частности если у мальчика во время танца возникает эрекция или у девочки появляется беспокоящее ее ощущение раздражения клитора.

Для удовлетворения своего любопытства или для преодоления страха подростки сравнивают друг с другом свои тела и обмениваются сведениями о мастурбации или о подробностях месячного кровотечения. Связь со сверстниками пока что ограничивается одним полом. Обычно это две «лучших подружки» или «лучших друга».

Гетеросексуальные эксперименты (сексуальные отношения с другим полом) в этой ранней стадии развития еще не истинная интимная связь. Они просто позволяют подросткам подробно ознакомиться с новыми телесными ощущениями.

Поведение родителей может обострить сексуальные конфликты подростков. Так, отец, который часто непринужденно целовал и обнимал свою дочь, внезапно может обнаружить, что сжимает в своих объятиях зрелую молодую женщину, весьма сексапильную и возбуждающую его. Оба почувствуют неловкость и не будут повторять объятия впредь. Или мать, которая раньше не задумываясь расхаживала перед сыном полураздетой, может почувствовать, что возбуждает в своем сыне-подростке сексуальный интерес, так как он реагирует на ее вид смесью эмоций от возбуждения до робости.

Средний подростковый возраст

Хотя они и желают быть свободными, полузрелые личности в возрасте от 14 до 18 лет еще зависят от своих родителей и сильно связаны с ними. В этом возрасте подростки внезапно и окончательно устанавливают связь с новым кумиром, идентифицируя себя с ним (учителем, тренером, рок-звездой или спортивным идеалом). Они также очень зависят от мнения своих товарищей и каждый недостаток внешности или поведения может спровоцировать утрату самоуважения.

Очень важно, чтобы родители проявляли понимание и тактичность по отношению к своим детям при изменении их поведения, дружеских привязанностей, прически или профессиональной ориентации. До тех пор пока подросток не утрачивает способности справляться со своими повседневными психическими проблемами, такое изменение поведения обычно не дает оснований для беспокойства. Один подросток окрасил свои волосы в фиолетовый цвет и обрил половину головы, однако по вечерам продолжал ужинать вместе со своей семьей, был в хорошем настроении и не отставал в школе, поэтому его семья проявляла терпимость к прическе. В то же время родители не должны пренебрегать своим авторитетом.

Сексуальное поведение

Проведенные в конце 80-х годов исследования установили, что свыше 40% всех девушек-подростков и 60% юношей до наступления 17-летия имели опыт половых контактов. Подростки с благоприятным семейным окружением и хорошей успеваемостью в школе имеют ограниченный сексуальный опыт.

Большинство подростков благодаря таким связям укрепляются в своей сексуальной идентичности и гетеросексуальной ориентации. Некоторые молодые люди, однако, не имеют четкого представления о своей сексуальной ориентации. Они накапливают сексуальный опыт обоих полов. Небольшой процент подростков с раннего детства проявляет гомосексуальные склонности.

Неуверенность подростка в своей сексуальной принадлежности вовсе не патология. Если они экспериментируют с гомосексуальным поведением, то это не означает, что их автоматически следует отнести к гомосексуалистам. Подростковый возраст – это время проб и экспериментов. Сексуальная активность и поиск собственной половой идентичности – это опыт, необходимый для перехода к взрослому возрасту.

Если проблемы сексуальной идентификации или неразбериха в этих вопросах отражаются на школьной успеваемости или в поведении подростка, следует проконсультироваться у психолога. При возникновении проблем, связанных с сексуальной ориентацией, психотерапевт, к которому обращаются за советом, должен быть достаточно опытным и компетентным.

Психическое развитие и способность к суждениям

Средний подростковый возраст – это время, когда в интеллектуальном развитии происходят существенные изменения. Швейцарский психолог Жан Пиаже характеризует этот период возникновением способности к абстрактному мышлению и умения делать обоснованные выводы из гипотез. У подростков развивается способность к выработке своих взглядов и обоснованных суждений.

Интеллект и способность к суждениям развиваются не всегда в одном и том же темпе. Так, подросток может решать сложные математические задачи или аргументировано излагать тезисы о тенденциях исторического развития, и в то же время в повседневной жизни не может разумно себя вести и владеть своими чувствами. Может случиться, что высокоодаренный подросток возьмет без спроса семейный автомобиль и помчится к своей подруге, не обращая внимания на дорожные знаки. Вероятно, он верит, что с ним «ничего не может случиться». Точно так же юная девушка, вступая в сексуальный контакт, верит, что не забеременеет и поэтому не использует противозачаточных или контрацептивных средств.

Родители могут испытывать большие трудности, со всем своим красноречием и аргументированностью призывая к благоразумию своих детей, не желающих осознавать последствия своего поведения. Важно, чтобы родители принимали активное участие в том, чтобы привести чувства подростка в соответствие с реальностью и чтобы их доводы оставили след в его сознании.

Прошлое проходит, сменяясь движением вперед

Когда подростки уже способны мыслить абстрактно, формируется окончательное представление об их прошлом и развивается представление о будущем.

Некоторые подростки переживают так называемую фазу печали с воспоминаниями о том, как было тепло, уютно и хорошо в детстве в родительском доме. Они знают, что скоро покинут родительский дом для продолжения учебы и приобретения профессии, должны будут установить новые связи и привязанности. При этом они, с одной стороны, горят желанием познать новый для себя мир, а с другой – подавлены и охвачены тревогой.

Установление персональных представлений о ценностях

В среднем подростковом периоде молодые люди спорят друг с другом относительно системы ценностей, переданных им родителями и анализируют эти ценности. Вначале они соглашаются с религиозными представлениями, сомнениями и моральными оценками своей семьи. Однако вскоре начинается выработка собственных представлений, отличающихся от прежних. Совесть молодого человека теперь неотъемлемая часть его собственной идентичности. Он уже не хочет пользоваться длинным каталогом ценностей, установленным из-за страха перед порицанием или неодобрением родителей. Для того чтобы иметь самостоятельное мнение о каждом предмете дети нередко даже экспериментируют с наркотиками или алкоголем. Стремление к знаниям не означает, однако, что родители должны попустительствовать подобным экспериментам. Напротив, они должны постоянно разъяснять детям свое собственное мнение.

Поздний подростковый возраст

Поздний подростковый возраст устанавливается между 18 и 20 годами. Это время, когда процесс отделения от родителей обычно заканчивается. Молодой человек начинает ставить перед собой конкретные реалистические цели при устройстве на работу и стремится установить серьезные интимные связи. В то время как подростки среднего возраста приобретают сексуальный опыт, не будучи к этому подготовленными, зрелые молодые люди способны к истинной интимности.

Первая любовная связь всегда особенная, о ней вспоминают на протяжении всей последующей жизни. Нередко молодые люди сгорают от страстной любви, не решаясь рассказать о ней. В состоянии влюбленности молодые люди расценивают свои страстные чувства как единственные и неповторимые, они боготворят предмет своей любви. Любовь может стать еще более глубокой, когда возникает истинная интимная связь. Однако чаще случается так, что подросток быстро меняет свои любовные привязанности.