Возрастные особенности психического развития подростка. Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Психические особенности подросткового возраста.

1 . Переходный возраст, трудный, критический возраст …. Эти сова произносят часто, подчеркивая сложность развития личности в годы перехода от детства к взрослости. Трудно взрослым найти правильную линию поведения с подростком, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Этот период занимает особое место в развитии личности потому, что он означает переход от одной эпохи развития к другой – от детства к взрослости.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется развитие и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возрасти юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развитии – юность.

Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший (13-15 лет) или 7-8 классы.

Наряду с НИИ выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, неслучайно этот возраст называют «ПЕРЕХОДНЫМ» от детства к взрослости, однако путь к зрелости ля подростка только начинается, он богат многими драматическими пережившими, трудностями и кризисами. В это время складываются устойчивые формы поведении, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физические и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также я возраст потерь детского мироощущения, более беззаботно и безответственного образа жизни, пор мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других и т.д.

Современный подросток в поной мере испытывает на себе последствия бурного развития НТР и связанные с ней социальные противоречия: демографические, социально-экономические и психологические. Подросток стал средоточием внимания исследователей и специалистов разных профессий: медиков, психологов, юристов. Сегодняшний подросток – завтрашний полноправный гражданин своей страны, и это вынуждает более пристально и внимательно, без ложных предубеждений и иллюзий вглядываться, изучать, понимать современного подростка.

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований целью выявления специфических особенностей, присущих этому возрасту.

Ст. Холл в 1904 г. предложил рассматривать этот период как переходный от детства к взрослости; он впервые описал кризисный характер развития ребенка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизм – альтруизмом, общительность – замкнутостью, любознательность – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т.д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

  1. резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я».
  2. плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности.
  3. активны и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком свое индивидуальности.

По мнению Ш. Бюлера специфика психического развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата.

Пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания.

Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделял психическую пубертанность, а внутри нее три фазы развития.

1. прелюдия к периоду психической пубертанности, отдельные симптомы которой появляются в 11-2 лет, когда подростки необузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще не понятны.

2. негативная фаза, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются « повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние», « физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

3. позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».

Личность подростка развивается в первую очередь в зависимости от того какая ценность переживается им как наивысшая, определяющая его жизнь.

Э. Штерн выделял шесть возможных типов переживаемых ценностей, которым соответствуют шесть типов личности.

  • Теоретической личности – стремится на объективное познание действительности;
  • Эстетический тип единичные случаи;
  • Экономическим типом личности управляет идея пользы, стремление достичь результата с наименьшими затратами;
  • Смысл жизни социальной личности составляет «любовь, общение и жизнь для других людей»;
  • Смысл жизни политической – стремление к власти, господству и влиянию4
  • Религиозная личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни».

Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занимающая, по его мнению, промежуточное положение межу игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. действительно, все, за что берется подросток, носит для него серьезный характер, но при этом все, что он делает это только предварительная проба сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, мечтательное поклонение (игры любовного характера), занятия спортом, участие в подростковых организациях (скауты, пионеры), выбор профессии. В таких играх подросток учится «умерять свои силы, устанавливать отношения к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он ожжен разобраться», отмечает Э. Штерн.



Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых:

ü «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);

ü «доминанта дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами);

ü «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве);

ü «доминанта романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, гетероическому).

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становится новые психологические новообразования подросткового возраста.

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками:

  • резкое ухудшение поведения, проявляющееся в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воли), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.
  • выраженная противоречивость стремлении и их настойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи;
  • реакция эмансипации – выраженное освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социально зависимости.

Вопрос № 20

Особенности психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверствниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

    целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

    неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

    повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

    развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

    романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

    нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

    потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых.

Симптомы кризиса

    Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

    Второй симптом кризиса – негативизм .

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

    Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

    Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

    Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм - следствие недостатков педагогического подхода.

Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и своеотличие - уникальность и неповторимость. Познание себя черезотличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое местов референтной группе .

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости . Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

Открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания. Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Негативные характеристики данного этапа развития: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности». Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко): реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр); реакция оппозиции, протеста (прогулы, побеги, протестные поступки); реакция имитации (объектом подражания становится взрослый); реакция компенсации (если избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения); реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха в той области, в которой наибольшая несостоятельность). При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко): реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых); реакция "отрицательной имитации"; реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп); реакция увлечения (увлечение спортом, стремление к лидерству); реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.). Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности. Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, в деятельность общения. То место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. Пубертатный период - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). Возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 - 13 лет) и начинается вторая (13 - 15 лет). У мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития с 13 и идет до 15 лет. Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста. Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В 13 - 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет). Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8 - 10 минут. Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму. Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании. Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Кризис психического развития в подростковом возрасте. КРИЗИС 13-ти ЛЕТ. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Второй симптом кризиса – негативизм (ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет).

Психологические новообразования подросткового возраста: Чувство взрослости - новый уровень самосознания; Стремление к самоутверждению; Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей; «Я» – концепция; Формально-логическое (рассуждающее) мышление; Рефлексия.

Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми.

Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения.

С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом, у них появляются новые мотивы учения: познавательные, общественные, личные, связанные с самоутверждением и формированием жизненной перспективы. Учение приобретает личностный смысл и начинает осознаваться школьниками как деятельность, направленная на самообразование и удовлетворение познавательных потребностей.