Гиноцид, или китайское бинтование ног. "лотосовая ножка" или зачем китаянки уродуют свои ноги

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная.

Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

  1. не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
  2. не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
  3. не шевелить юбкой при сидении;
  4. не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

«Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10–14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: „Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть“.

Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3–4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

«Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли».

Еще в детстве, я слышала рассказы от родителей, что в Японии маленьким девочкам надевали на ноги деревянные колодки. Ступня не росла и ножка оставалась маленькой.

Я представляла себе, как девочки ходят в тесных колодках и они жмут им ножки и мне было жалко этих детей. Насколько этот способ варварский и жестокий, я узнала только став взрослым человеком.

Жестокий обычай деформировать стопы ног девочек, превращая их в кукольные лотосовые ножки, практиковался в аристократических семьях Китая и Японии с начала десятого века прошлого тысячелетия и являлся пропуском в счастливую жизнь.

Китайским девочкам с раннего возраста внушали, от чего зависит их безобидная жизнь и блестящий брак. Ведь от размера ступни девушки зависела ее красота и элегантность, (так считалось в обществе). Чем меньше ножка, тем престижнее невеста.

Изуродованные ступни ног меняли походку девушек, им сложно было держать равновесие на кукольных ножках, и они раскачивались при ходьбе, словно былинки на ветру, хотя и передвигались маленькими шажками. Поэтому высокопоставленные особы, прибегали к помощи и поддержке своих слуг, что впоследствии сложилось в убеждение, что дамам, принадлежащим к высокому обществу, не следует ходить самостоятельно, а только с поддержкой.

Здоровые ноги в то время означали принадлежность к низшим слоям населения и ассоциировались с крестьянским трудом. Варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. Сейчас осталось лишь небольшое количество долгожительниц с лотосовыми ножками.

Как возник жестокий обычай, уродующий ноги девочек?

Существует несколько легенд, которые объясняют возникновение обычая бинтовать туго ноги, чтобы они не росли.

Одна из версий гласит , что наложница императора из династии Шан имела косолапость и всячески скрывала этот недостаток. Она попросила императора, чтобы он издал указ об обязательном бинтовании всем девушкам во дворце своих стоп. Таким образом, ее недостаток был спрятан под бинты и она красиво танцевала…

По другой легенде , любимая императором наложница имела красивые маленькие ступни ног. Она танцевала босиком перед императором на золотом помосте с изображениями цветов лотоса.

Император так восхищен был изяществом ног танцующей девушки, что воскликнул, что от прикосновения ее ножек цветы лотоса расцветают. Историки предполагает, что возможно, тогда возникло сравнение стопы ноги с лотосом. Но, опять же, здесь нет упоминания о бинтах.

В третей версии говорится о том, что император приказал своей наложнице забинтовать ноги полосками белого шелка так, чтобы ступни напоминали нераскрывшийся цветок лотоса. Девушка туго спеленала свои ступни и танцевала на носочках. А придворные женщины стали подражать ей и это превратилось в традицию.

Забинтованные ножки стали признаком особой красоты и своеобразным атрибутом для удачного замужества. Маленькая ножка давала возможность девушкам из бедных семей вступить в выгодный брак.

Поэтому в одной из провинций Китая, уже в 19 веке, в бедных семьях стало традицией бинтовать ноги старшим дочерям, чтобы выгодно отдать их замуж, младшим же дочерям был уготовлен удел выполнения домашней работы и брак с крестьянином.

Идеальная ступня ноги не должна была быть более 7 см в длину, такие ножки назывались «золотыми лотосами», «серебряные» — должны быть до 10 см в длину, а «железные»- стопы ног более 10 см.

Многие бедные семьи готовы были отдать в жертву дочь, чтобы избавить себя от голода и лишений.

По сведениям историков забинтованные ноги ограничивали женщин в движении, им трудно было передвигаться самостоятельно, без помощи слуг, что подчеркивает распространенную средневековую философию Конфуция, о том, что женщина должна быть слабой и пассивной, поскольку в ней заложено начало Инь, которое и несет эту пассивность.

Деформированная стопа подчеркивала эту слабость. Женщины должны быть в подчинении мужчин, они не могли участвовать в политической жизни страны, их удел был сидеть дома. Лотосовая ножка у китаянок стала символом женского целомудрия и мужской власти.

Женщина с лотосовыми ножками в семье показывала привилегированность положения ее супруга, это говорило о достатке в доме, коль супруг мог держать жену в праздности.

Процесс формирования бинтами лотосовых ножек у китаянок

Обычно, бинтование начинали с 4-5 лет, когда стопа ноги была полностью сформирована, чаще выбирали осень или зиму, в связи с тем, что холод несколько снимал боль, немного снижалась чувствительность, а самое важное — меньше была угроза инфицирования.

В богатых семьях за девочками с забинтованными ногами прикреплялась служанка, которая при сильных болях носила девочку на руках и помогала ей во всем. Процесс формирования лотосовых ножек был длительным, на это требовалось 2-3 года и проходил он в несколько этапов:

Начальный или «попытка бинтования»

Ножки девочки хорошо промывают, коротко подстригают ногти и обмазывают специальными квасцами (смесь лекарственных трав с кровью животных). Для бинтования использовали хлопковые бинты длиной 3 метра и шириной 5 см, которые обильно смачивались в квасцах.

Затем 4 пальчика с силой прижимались к подошве и вдавливались в нее. Иногда хрупкие косточки девочек не выдерживали и пальчики ломались. В таком состоянии их туго стягивали бинтами, после каждого оборота ткани вокруг стопы повязка туго натягивалась, иногда сшивалась, чтобы не ослабла. На забинтованные ножки надевали специальные носки и туфли с узкими носками, как у месяца или у бутона лотоса.


Девочек заставляли ходить, чтобы вес тела способствовал быстрейшему формированию ноги, кроме этого, ходить было просто необходимо, чтобы хоть как-то увеличить кровообращение в стопе, чтобы не наступил некроз тканей.

Ходить им полагалось по 5 километров в день. Со стопами, стянутыми в неестественной форме, иногда сломанными пальцами ходить было невозможно, девочки постоянно плакали от боли, тогда применяли взрослые наказания. Иногда их били прямо по больному месту — по ножкам.

Если у девочки была слишком маленькая ножка (в 5 см), она вообще не могла ходить, теряя равновесие. Таких девочек носили на руках. После замужества, их до конца жизни носили на руках слуги.

Второй этап бинтования или «затягивания»

Этап длился около 6 месяцев. В этот период бинты накладывались еще туже, чтобы ножка уменьшалась в размере. Поэтому повязку меняли каждый день, но только в богатых семьях, где уход за формированием лотосовых ножек был лучше. А в крестьянских семьях иногда наложенный бинт не снимался целый год (запах от ног стоял зловонный).

Ноги обмывали, снимали некротические ткани, обрезали вросшие ногти, иногда делали массаж, чтобы стопы были более податливыми при сгибании, если косточки «не подчинялись» и не складывались к стопе их подвергали ударам и снова ломали, смазывали квасцами и снова накладывали бинты.

Хоть была популярной пословица в те времена «Мать не может любить одновременно свою дочь и ее ноги», все же к бинтованию ног приглашали знакомых, поскольку у матери всегда появлялось чувство жалости к своему ребенку и она могла забинтовать ножки слабо.


Третий этап — «тугое бинтование»

Если на первом и втором этапе сворачивали ступню вдоль, подгибая 4 пальца к подошве и делали ее предельно узкой с острым носком, на этом этапе, носок ступни подтягивали к пятке. Если косточки не поддавались, их ломали снова.

Четвертый этап — «бинтование дуги»

На этом этапе процесс формирования дуги стопы усиливали, стягивая ногу бинтами. В идеале должен был сформироваться высокий подъем стопы, чтобы под его сводом могло поместиться куриное яйцо. Дугообразная стопа, похожая на натянутый лук, считалась красивой.

Пожилая китаянка в 1934 году, так рассказывала о варварском обычае:

» До 7 лет я была счастливым ребенком, любящим подвижные игры. В первый лунный месяц моего седьмого года мне прокололи уши и вдели золотые сережки. На второй лунный месяц, настал день бинтования ног. Мачеха вымыла мне ноги и смазала их квасцами, а затем согнула четыре пальца к подошве и туго забинтовала бинтом, сначала одну, а потом другую ногу.

После этого она надела на мои ноги специальные туфли и приказала мне пройтись. Я не смогла сделать и шага от нестерпимой боли. В эту ночь мне запретили снимать туфли, мои ноги горели от боли, я не могла спать и только плакала. Если я просила снять повязки, то меня били.

Ногти мои врастали в тело, гноились и дурно пахли, но мне не позволялось менять повязки и вытирать кровь и гной. Каждые две недели меняли мою обувь и выдавали на 3-4 мл меньше, чем я носила раньше. Ботинки с трудом налазили на ногу, а когда я хотела отдохнуть, мне не разрешали и заставляли ходить. Постепенно моя нога деформировалась и уменьшалась, а когда я сменила 10 пар обуви, мои ноги к этому времени стали на 10 см меньше.

Летом ноги ужасно пахли, а зимой постоянно мерзли из-за тугих бинтов, которые ограничивали кровообращение. Когда рядом не было взрослых мы плакали с младшей сестрой от боли, которой забинтовали ноги немного позже.

Чтобы мои ножки стали размером — 8 см, мне потребовалось на это почти 3 года мучений. Ногти вросли в тело, стопы невозможно было почесать, они стали уродливыми, скрюченными, со зловонным запахом. Как я завидовала девушкам, которые имели естественную стопу»

Только года через четыре, боль при бинтовании ноги становилась менее мучительной, но деформированные ноги болели у женщин всю жизнь. Так же, на протяжении всей своей жизни женщинам приходилось накладывать бинты самостоятельно. Для этого были созданы все условия: специальные стульчики для бинтования ног, с выдвижными ящичками, в которых были все необходимые принадлежности.


В семьях бедняков бинтование ног начиналось гораздо позже, ведь девочки работали на поле и повязки накладывались не такие тугие, поэтому, став взрослыми, женщины с перебинтованными ногами продолжали заниматься тяжелой работой.

Какие проблемы со здоровьем возникали у женщин с лотосовыми ножками?

Самой распространенной проблемой, которая сопровождала этот варварский обычай была инфекция. Ногти под тугими бинтами врастали в тело, вызывая воспаления и загноения. Чтобы избежать этого, варвары иногда вырывали ногти девочкам. Надо отметить, что ломание костей и вырывание ногтей детям делалось по живому телу.

Кровообращения под бинтами было очень слабым, и совсем отсутствовало в пальцах, поэтому пальцы все время гноились. Если инфекция переходила на кости и пальцы отпадали, то этому только радовались — ведь это помогало еще туже натянуть бинты.

Если у девочек были широкие стопы, то в них втыкали осколки стекла или черепицы, чтобы спровоцировать инфекцию, которая ведет к некрозу. А отмирание тканей делает стопу меньше. От попадания инфекции в кровь дети умирали, если выживали, то инфекционные заболевания ее сопровождали всю жизнь.

Процесс формированиия лотосовых ножек у китаянок, сопровождался сломанными косточками на протяжении нескольких лет, а когда позже кости срастались, то оставались до конца жизни хрупкими. Поэтому взрослые женщины страдали переломами ног и бедер, женщины с трудом держали равновесие на своих «копытцах», им трудно было подняться из положения сидя.

Ученые в 90-е годы провели исследования, сравнивая состояние здоровья между пожилыми женщинами с лотосовыми ножками и нормальными ногами и пришли к выводу, что после варварских методов формирования стопы у женщин с лотосовыми ножками изменялась масса костной ткани, что чаще приводило к возникновению остеопороза.

Специальная обувь для лотосовых ножек

Для девочек и женщин с забинтованными ногами шили специальную обувь «туфельки- лотосы», по своей форме напоминающие бутон нераскрывшегося лотоса. Туфельки были настолько малы, что умещались на ладони руки.

Шили туфельки из кожи, хлопка, шелка. Аристократки носили только шелковые туфельки, на которых вышивка была даже на подошве, что говорило о том, что туфельки не предназначались для ходьбы. Иногда им делали каблучок.

Вид красивой туфельки приводил мужчин к эротическому возбуждению, поэтому шитью «туфелек — лотосов» придавалось особое значение. Иногда женщины сами шили себе туфельки, у них были для этого все приспособления и их обучали данному мастерству с раннего детства.

Ночью лотосовые ножки спали тоже в туфлях, только специальных, которые отличались от дневных своими вышивками, это были изображения эротического содержания — «картинки весеннего дворца».

Как воспринимали этот обычай женщины?

Женщины воспринимали эту жестокость по отношению к ним, как необходимость, ведь к женщинам с нормальными ногами относились в то время с презрением, называя «босоногими».

При сватовстве, первым делом жених интересовался длиной стопы невесты, и если ее размер превышал 13 см, то девушку оскорбляли, срывали с нее юбку.

Если муж узнавал действительный размер уже после помолвки и он не соответствовал заявленному, он имел право расторгнуть ее.

Женщины с забинтованными ногами могли рассчитывать на удачный брак, они могли получить работу прислуги в богатом доме, с нормальными стопами в богатые дома женщины не допускались. Пропуском для получения легкой работы была маленькая ножка, с более длинной стопой, женщинам поручали самую грязную и тяжелую работу по дому.

Поэтому девочки были готовы терпеть любую боль, лишь бы иметь лотосовые ножки. А если случалось, что мать, жалея свою дочь накладывала слабые повязки на ноги и их длина в последствии не подходила под принятые стандарты, то дочь до конца жизни, корила за это свою мать.

Как воспринимали лотосовые ножки мужчины?

Деформированные стопы в китайской культуре считались эротичными. На самом деле, сексуальность лотосовых ножек у китаянок была надуманной, она основывалась лишь на том, что всегда была скрыта от глаз.

И в русской литературе упоминаются случаи, когда в старину женщины носили длинные платья, то мужчины умирали от восторга, увидев женскую лодыжку, от неосторожного или специального приподнимания краешка платья.


Чтобы не терять своего эстетического наслаждения, мужчины старались не смотреть на женские стопы без повязки. Действительно, какое уж там наслаждение может испытывать человек глядя на уродство стопы.

Поэтому женщины имели право на ночь ослабить бинты и надеть ночные, эротические туфельки, на которых были изображены обнаженные женщины, но в ночных туфельках.

Какие только «игры» не придумывали мужчины с лотосовыми ножками: в книгах тех времен их описано до 48, только способов эротического прикасания к ноге насчитывалось 11 вариантов.

Мужчины изощрялись в составлении классификации лотосовых ножек, в которую входило до 60 различных описаний, вот некоторые из них:

  • божественная - в высшей степени пухлая, мягкая и изящная;
  • дивная - слабая и утончённая;
  • бессмертная - прямая, самостоятельная;
  • драгоценная - слишком широкая, непропорциональная;
  • чистая - слишком длинная и тонкая;
  • соблазнительная - плоская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что её обладательница могла противостоять ветру);
  • чрезмерная - узкая, но недостаточно острая;
  • обычная - пухлая, распространённого типа;
  • неправильная - обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Бытовало мнение среди мужчин, что лотосовые ножки, активизируют здоровье женщины и женскую сексуальность, способствуют деторождению. На самом же деле, атрофические стопы давали большую нагрузку на бедра женщины, от чего они отекали.

А у мужчин возникали эротические фантазии, они воспринимали этот признак бедер болезненного состояния, как «пухлые и сладострастные». Считалось, что постоянные боли ступней и необычная походка лотосовых ножек, укрепляют внутренние мышцы половых органов, вызывая мышечные спазмы, а мужские прикосновения к деформированным стопам вызывают сексуальное возбуждение женщины.

Одним из эротических наслаждений мужчин, являлось созерцание следов на снегу от кукольных ножек женщин.

В начале статьи я упомянула, что варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. На самом деле, бинтование продолжалось до 1949 года, пока на него не наложили полнейший запрет коммунисты, пришедшие к власти.

Этот запрет существует и по сей день, хотя обувь для женщин с забинтованными ногами, продолжали выпускать почти до 2000 года, ведь лотосовые ножки еще живы.

Долгожительниц с забинтованными ногами с каждым годом остается все меньше…

☀ ☀ ☀

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму . Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Каждому народу, живущему на нашей планете, присущи свои особые традиции. Иногда они не очень понятны представителям других цивилизаций. Иногда они могут вызывать осуждение у людей, не знакомых с чужой культурой. Но, тем не менее, эти традиции существовали, а некоторые даже продолжают существовать до сих пор и гармонично уживаться с повседневностью.

Обычай, о котором расскажет эта статья, восходит к глубокой древности. Он практиковался в на протяжении почти 10 столетий. Известен этот обычай как «бинтование ног». В прежние времена китайские мужчины считали, что идеальная женская красота заключается в покачивающейся подобно иве фигурке, семенящей походке и в крошечных ступнях. Последние даже имели название - «Лотосовые Ножки».

Иметь маленькие ступни были обязательным условием для всех китаянок, желающих выглядеть достойно и пользоваться уважением в обществе. Также это резко повышало их возможность вступить в удачный брак. Обычные «грубые и неотесанные» ножищи принадлежали лишь деревенским чурбанам, жителям глухих сельских глубинок. К изгоям моды прикреплялось обидное прозвище «большеногие демоны». Примечательно, что, планируя женить своего отпрыска, родители жениха сначала вопрошали родителей невесты о ее размерах ее стопы. Красота лица девушки была делом второстепенным.

Удовольствие иметь ножки, пользующиеся спросом у порядочных кандидатов на руку и сердце, обходилось представительницам слабого пола ужасной ценой. Когда девочке исполнялось 4-5 лет заботливые родители, бабушки или служанки приступали к ужасающей процедуре. Ступни малышки туго перебинтовывались особым образом, практически полностью исключавшим возможность их полноценного роста. Хорошо, что подобное еще не применяли к грудным младенцам, ведь сильные боли в ногах могли бы запросто их убить. В дальнейшем перебинтованная таким образом ступня подвергалась серьезному искривлению. Довольному взгляду сватов представала милая маленькая ножка в носочке из бинтов.

Древние китайцы искренне были убеждены в том, что родившиеся в настоящей жизни женщиной расплачиваются за прегрешения, совершенные в прошлой жизни. По их мнению, бинтование ног хотя и являлось тяжким испытанием, но помогало избежать в новой жизни очередного перерождения в женщину.

Обычно девочкам ноги бинтовали матери. И сама процедура и следующие за ней испытания доставляли немало горя и мук заложницам распространенных в то время понятий о прекрасном. Хотя материнское сердце сжималось от горя при созерцании страданий дочери, мама прекрасно понимала, что этого требуют обычаи, исходившие от самого «Сына Неба». Если же ноги бинтовала мачеха или тетя, то они обычно проявляли куда большую жесткость и безразличность к боли девочки. Существует история об одном китайском старике, который получал истинное удовольствие, наслаждаясь рыданиями своих дочерей, испытывающих адские боли при процедуре. Еще один богатый китаец прославился тем, что лично сек своих провинившихся или же просто попавшихся под горячую руку наложниц по их крошечным замотанным ступням. Сек до тех пор, пока на бинтах не проступали кровавые пятна.

Впрочем, многие китаянки, вырастая и забывая пережитые в детстве муки, начинали гордиться своими «лотосовыми ножками». При этом в разных областях Китая были собственные критерии их красоты. В одних районах предпочитали более узкие ступни, в других — ценили короткие и миниатюрные. Форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек» были совершенно разными.

Рассказывают, что в древности в Китае жила одна придворная дама, страстная любительница всего изящного и прекрасная танцовщица. Желая достичь вершин совершенства, она однажды сделала себе крошечные туфельки в виде цветков лотоса золотистого цвета. Размер их был чрезвычайно мал. Даме пришлось забинтовать свои ступни кусками шелковой ткани и долго танцевать. Ее изящная семенящая походка и покачивания вошли в легенду и послужили началом для этой традиции. Один известный эссеист, отличавшийся сильной любовью к этому модному обычаю, даже создал произведение, в котором описал 58 разновидностей «лотосовых ножек», каждую из которых он подробно охарактеризовал и оценил по собственной 9-балльной шкале.

В те времена для китайских мужчин большим удовольствием была возможность лично размотать ножку любимой, чтобы насладиться красотой идеальных пропорций, совершенным видом и, конечно же, изысканным ароматом. Бинтование ног в Китае полностью подчинилось мужским взглядам на женскую красоту. Ужасный обычай стал частью общей психологии и массовой культуры. Несчастные женщины фактически были обречены на пожизненные боли и страшные неудобства. Тяжкое увечье ступни было ценой за успех у мужчин и хорошее положение в обществе. Особенно рьяные поклонницы моды прибегали даже к услугам костоломов.

Заложницам традиций приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы красотки сильно напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком. В результате насилия над собственным телом у несчастных женщин образовывались огромные окаменелые мозоли. Ногти на искривленных пальцах врастали в кожу. Сама стопа истекала гноем, кровообращение в ступне сильно замедлялось. Даже небольшая уличная прогулка требовала от модницы громадного напряжения сил, поэтому зачастую китаянки прибегали к помощи родственников или слуг.

Согласно имеющимся данным, всего через бинтование ног прошло около миллиарда китайских женщин. Впрочем, указанная процедура долгое время являлось «табу» для публичных обсуждений, и его стыдливо замалчивали даже образованные китайцы. С появлением в стране европейцев и начала активного заимствования (и вторжения) западной культуры ситуация стала постепенно изменяться к лучшему.

Первые споры, затрагивавшие наболевший вопрос, начались в 20-х годах прошлого столетия. Шокированные увиденным в Китае европейцы строго осудили варварский, по их мнению, обычай, калечащий несчастных женщин. По их мнению, подобные традиции стали вопиющими примерами открытого порабощения, подлинного уродства и отъявленной бесчеловечности. Просвещенные китайцы, посмевшие согласиться с «иностранными дьяволами» и публично затронуть эту тему прилюдно, поначалу подвергались жестким нападкам цензуры. Некоторые из них даже были заключены в тюрьму за подрыв устоев и общественных нравов. Полностью все изменилось с приходом к власти коммунистов, запретивших этот кошмарный пережиток прошлого.

Хотите лично ощутить какие страдания приходилось терпеть юным китаянкам? В таком случае вы можете выполнить следующую последовательность действий:

Достать кусок любой материи длиной примерно 3 метра и шириной примерно 5 сантиметров.

Взять пару детских башмаков или туфель.

Попробовать подогнуть пальцы на ноге (кроме большого) внутрь стопы. Затем обернуть материей пальцы и затем пятку. Свести пальцы ног поближе друг к другу, плотно замотать остальной материей ногу вокруг стопы.

Одеть детскую обувь и попробовать немного пройтись.

Представить, что вам сейчас пять лет, а ходить так придется всю оставшуюся жизнь.

Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки, как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

Есть несколько легенд о происхождении обычая бинтовать ноги. По одной из версий, наложница императора из династии Шан страдала косолапостью, по этой причине она попросила императора сделать общеобязательным бинтование стоп для всех девушек; таким образом её собственные ноги стали образцом красоты и элегантности.

По другому преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Однако в большинстве случаев возникновение обычая бинтовать ноги связывается с историей о том, как император Ли Юй (937-978) попросил одну из своих наложниц, Яо Нян, забинтовать ноги полосами белого шёлка таким образом, чтобы они напоминали полумесяц; затем девушка танцевала «танец лотоса» на кончиках пальцев. Женщины из высшего общества стали подражать ей, а затем эта практика стала широко распространенной.

Живучесть этого странного и специфичного обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.

Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через «бинтование ног» прошло около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Бинтование ног начиналось до того, как стопа девочки была полностью сформирована (обычно в возрасте от двух до пяти лет). Чаще всего бинтовать ноги начинали зимой, поскольку холод уменьшал чувствительность к боли.

Прежде всего, ноги обмывались теплой смесью из травяных отваров и крови животных для того, чтобы стопа стала более гибкой. Бинты длиной 3 метра и шириной 5 сантиметров были изготовлены из хлопка и также вымачивались в травяных отварах и крови животных. Ногти на ногах подрезались как можно более коротко, для профилактики врастания ногтя и, как следствие, инфицирования. После этого стопа сгибалась с такой силой, что пальцы вдавливались в подошву ноги и ломались. Повязка накладывалась в форме «восьмерки», начиная со свода стопы, затем вокруг пальцев, и наконец вокруг пятки. После каждого оборота бинта повязка туго затягивалась. После этой процедуры девочку заставляли ходить для того, чтобы под весом тела стопа постепенно приобрела желаемую форму.

Сломанные ноги требовали постоянного ухода, поэтому повязки периодически снимались, стопы обмывались для того, чтобы удалить ткани, поражённые некрозом. Ногти аккуратно подстригались. Стопы также массировали, чтобы они легче сгибались, иногда их подвергали ударам для того, чтобы суставы и сломанные кости стали более гибкими.

После омовения ногу обрабатывали квасцами и благовониями с различными ароматами. Сразу после этой процедуры повязка накладывалась снова, причем бинт затягивался ещё туже. Этот процесс повторялся как можно чаще (в состоятельных семьях как минимум раз в день, а в бедных крестьянских семьях два или три раза в неделю). Этим обычно занимались старшие женщины из семьи девочки или профессиональные бинтовальщики ног. Считалось, что матерям не следует проводить эту процедуру, поскольку мать будет испытывать жалость к дочери и не сможет затянуть повязку достаточно туго. Существовала китайская пословица: «Мать не может любить одновременно свою дочь и ее ногу». В богатых семьях в день первого бинтования ног девочке предоставлялась личная прислуга, для того, чтобы ухаживать за ее стопами и носить ее на руках в те дни, когда боль становится слишком сильной. В более взрослом возрасте девушки сами бинтовали себе ноги.

Через 4-5 лет после начала бинтования стопы боль становилась менее мучительной. Однако страдания, причиняемые деформацией ноги, были такими сильными, что в Китае появилась пословица «Пара бинтованных ног стоит ванну слёз».

Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться лишь при помощи посторонних.

Женщине фактически приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком.

Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучи. В китайской культуре деформированные стопы считались очень эротичными. В книге времён империи Цин описывается сорок восемь различных эротических игр с женской ногой.

Cуществовала классификация, описывающая 58 разновидностей женских ног, например:

Божественная - в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.
- Дивная - слабая и утонченная.
- Бессмертная - прямая, самостоятельная.
- Драгоценная - слишком широкая, непропорциональная.
- Чистая - слишком длинная и тонкая.
- Соблазнительная - плоская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что её обладательница могла противостоять ветру).
- Чрезмерная - узкая, но недостаточно острая.
- Обычная - пухлая, распространенного типа.
- Неправильная - обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Некоторые мужчины предпочитали никогда не видеть женскую ногу без повязки; по этой причине женщины постоянно носили бинты и обувь. Один из китайских авторов писал: «Если вы снимете обувь и повязку, то эстетическое наслаждение будет навеки разрушено». Женщинам дозволялось лишь перед сном слегка ослабить повязку и надеть туфли на мягкой подошве.

Обычай бинтования ног воспринимался женщинами как необходимость, поскольку к женщинам с нормальными, недеформированными ногами относились с презрением, называя их «босоногими». Во время сватовства семья жениха сначала интересовалась размером стопы невесты. Если ее длина превышала четыре цуня (приблизительно 13 см), то свекровь презрительным жестом срывала юбку с девушки, а гости высказывали оскорбительные замечания в ее адрес. Женщины с недеформированными ногами не только не могли рассчитывать на удачное замужество; в богатых домах прислуживать хозяйке могли лишь девушки с забинтованными ногами, а те, у кого стопа была слишком большой, вынуждены были заниматься более тяжёлой и грязной работой, например, на кухне. К тому же, по китайскому поверью, если женщина не имела мужа, умирала бездетной и некому было ухаживать за её могилой, то в своём посмертном существовании она превращалась в «голодное привидение» и обречена была вечно скитаться без приюта. По этой причине, ради возможности выйти замуж, женщины были согласны терпеть боль и прочие последствия бинтования ног. Если мать из жалости недостаточно туго бинтовала ноги дочери, то во взрослом возрасте девушка осуждала мать за слабость.

Китайские женщины носили особую обувь, которая называлась «туфельки-лотосы». Их носки имели коническую форму и напоминали бутон лотоса; при этом туфельки были настолько малы, что умещались на ладони руки. Иногда у туфелек были каблуки или клинообразные подошвы, благодаря чему нога казалась еще меньше. Туфельки обычно шили из хлопка или шёлка, иногда они были простыми, но чаще всего они были украшены вышитыми изображениями цветов, птиц и животных. Иногда вышивка была даже на подошвах, поскольку подразумевалось, что эта обувь не предназначена для ходьбы.

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:

Инструкции:
1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.
2. Возьмите пару детских туфель.
3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведи­те пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.
4. Засуньте ногу в детские туфли,
5. Попробуйте прогуляться.
6. Представьте, что вам пять лет…
7. …И что вам придется ходить таким образом всю жизнь…

"Когда житель Поднебесной империи берет в руки крошечную женскую ножку, он испытывает чувства, сходные с теми, которые у европейца вызывает упругая девичья грудь. Все китайцы, которых я опросил по этому поводу, отвечали чуть ли не слово в слово: "Ах, маленькие ножки! Вы не в состоянии понять, как это изысканно, как сладко, как увлекательно!" ~ Стерлинг Сигрейв, "Династия Сун".

История знает немало примеров, живописующих приношения на алтарь красоты - от хладнокровно накладываемых румян на основе мышьяка или свинца, до невообразимо садистского пирсинга и еще больших крайностей в сфере модификации тела. Один из самых диких - тысячелетний обычай ломать и перевязывать ноги китаянок, чтобы они вмещались в изящные туфельки в форме лилий или лотосов.

КУЛЬТУРНОЕ И СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Примерно тысячу лет в Китае изувеченные, зато миниатюрные стопы считались верхом эротичности, а "лотосовая походка" - девушки вынуждены были передвигаться мелкими "жеманными" шажками и все равно были весьма неустойчивы - не только возбуждала мужчин, но и делала сексуальную анатомию "более сладострастной и чувственной" в их представлении. Во времена династии Цин в ходу было "любовное руководство", подробно описывающее 48 различных способов ласкать лотосовые ножки.

Тем не менее, даже в постели, будучи в остальном совершенно обнаженными, женщины (так и хочется добавить - несчастные) не снимали полотняные бинты и носили специальные тапочки, скрывающие деформированные конечности. Привлекательность нивелировалась тем, что было скрыто от посторонних глаз. Известная цитата Фен Сюаня гласит: "Если вы снимете обувь и полотно, эстетика будет уничтожена навсегда".

Влияние перевязанных ног китаянок простиралось далеко за пределы спальни - хотя практика была, несомненно, орудием мужского доминирования, помогая обеспечить целомудрие жены. Дамы высших сословий, у которых, буквально, были связаны ноги, не могли свободно участвовать в жизни общества - пойти, к примеру, на обычную прогулку. Они постоянно нуждались в физической поддержке и не могли самостоятельно передвигаться на значительные расстояния, что держало их в зависимости от семьи, от воли окружающих людей.

Культура и традиции - основа китайского мировоззрения, поэтому женщины сами стремились к лотосовым ножкам, полагая, что это способствует здоровью и рождаемости, несмотря на сокрушительную и долговременную боль, которую приходилось ради этого переносить. В сущности, биологический недостаток превратился в социальное преимущество, повышая шансы выйти удачно замуж. Девушка, пусть и высшего сословия, при наличии ног нормального размера могла рассчитывать разве что на брак с представителем менее престижного класса, а дама более низкого социального статуса рисковала и вовсе быть проданной в услужение.

"Тысячи ведер слез ждут ту, кто увязывает ноги". ~ Старая поговорка

Девочкам от двух до пяти лет, которым "повезло", предстоял невероятно болезненный процесс достижения идеала "женщины золотого лотоса". Ноги будущих красавиц погружали в теплую смягчающую смесь отваров трав с кровью животных и некоторое время массировали. Далее пальцы с силой подворачивали и туго перебинтовывали стопу, заключая ее в хлопковый бандаж.

Изначально мучительная, процедура продолжалась еще ужаснее: кости, удерживающие свод стопы, ломали и продолжали сдавливать ноги бинтами, добиваясь того, чтобы пальцы плотно прилегали к подошве, а основание большого пальца касалось пятки. Концы повязок плотно сшивались.

Затем бедные маленькие ножки регулярно распеленывали, промывали и мяли, снова и снова раскалывая сросшиеся было кости, сжимая их все плотнее. После перевязки девочка должна была сразу же встать и ходить, чтобы деформация усугублялась. Анестезию при этом не применяли.

Проделывали все это профессиональные "связывальщицы", либо старшие члены семьи, матерям ответственное дело не доверяли - опасались, что жалость помешает им ломать пальцы дочери как следует. Чем строже, тем лучше для достижения цели: размер ноги примерно 7,5 см. Процедуры занимали около двух лет, но ноги оставались связанными на всю жизнь.

Часто случались осложнения - от отеков и заполненных гноем язв на ранней стадии, до паралича и серьезных инфекций, таких, как гангрена. Для профилактики и лечения страдалицы окунали култышки в различные жидкости, начиная от туалетной воды и заканчивая мочой. Возврат к нормальной жизни был невозможен - если ноги оставались незабинтованными в течение длительного времени, боль становилась столь же сильной, как и на начальном этапе.

Предвестником кошмарной на взгляд современного человека практики стала временная тугая бинтовка ног танцовщиц; сегодня для этого балерины надевают пуанты. Примерно в 970 году нашей эры супруга императора Ли Ю династии Тан исполнила танец на пьедестале «золотой лотос», изящно обернув стопы шелком. Правитель и придворные были настолько очарованы красотой перфоманса, что имитация дизайнерской находки стала хорошим тоном.

Отсюда мода распространилась среди высших классов и, в конце концов, достигла всех слоев общества. Во время правления династии Сун (960 - 1276), положение женщин понизилось - у них стало меньше прав в контексте брака и семьи. Им перестали, как раньше, давать образование, лишили прав собственности и стали рассматривать как говорящий предмет обстановки. Искалеченные ноги только упрочили свой статус метода управления и контроля.

Несмотря на повсеместное применение, никогда не было однозначного представления о том, как должна выглядеть лотосовая ножка. Например, крестьяне и другие низшие классы были склонны связывать ноги девочкам постарше и не так сильно - они не должны были утратить мобильность, ведь на полях полно работы. Для женщин высшего общества применялись более экстремальные методики. Таким образом, деформация стоп, неустойчивость, боль и страдания стали нормой жизни китайских женщин на целое тысячелетие.

В 1911 году китайское правительство, наконец, объявило лотосовые ноги вне закона. Давление шло не только со стороны феминисток, но и всех образованных людей, обеспокоенных тем, как внешний мир воспринимает Китай. Даже после этого людям просвещенным пришлось потрудиться, чтобы обесценить веками укоренявшееся мнение о лотосовой ножке, как о прекрасном символе возвышенной эротичности. Конечности продолжали уродовать тайно.