Готовые проекты в ясельной группе адаптация. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Марина Корыстина
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Легкое перышко»
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова Е. В. воспитатель
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад . Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть :
К отсутствию близких, родных людей;
К соблюдению режим дня;
К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям , а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период .
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия . Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия , соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад .
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова , и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду . С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений : строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно . Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Лёгкое пёрышко»
Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи :
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду .
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ;
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ;
Развитие внимания, восприятия, речи, воображение;
Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей
План мероприятий реализации проекта с детьми
месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь - игры : «Ласковое имя» , «Ладонь на ладонь»
Сказкотерапия
«Я люблю сказки»
Беседа о группе
«Вместе весело шагать»
Телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковая ига «Сороконожка»
«Мыльные пузыри»
Музыкатерапия
«Вот как мы умеем»
Телесная терапия «Обними меня»
Пальчиковые игры «Семья»
Сказкатерапия
«Я люблю сказки»
Театрализованные игры «Колобок»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»
«Музыканты»
Упражнения на дыхание
«Греем ручки»
Телесная терапия «Обними меня»
октябрь - театрализован игры «Веселый петрушка»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Упражнения на дыхание
«Рубим дрова»
Телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек» «Чебурашка»
Музыкатерапия
Телесная терапия «Обними меня» - игры
«Матрешка» «Котята»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игры
«Дружная семейка» «Собери пирамидку»
Музыка терапия
«Чебурашка»
Телесная терапия «Обними меня»
ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»
Сказка терапия
«Я люблю сказки»
Рисуем пальцем «Дождик»
Телесная терапия «Обними меня» - рисуем пальцем «Котенок»
Игры с водой «Переливание»
Музыка терапия «Антошка»
Телесная терапия «Обними меня» - игры
«Непослушные мышата» «Солнце и дождик»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.» «Пальчики» пальчиковая игра
Музыкатерапия «Антошка»
Телесная терапия «Обними меня»
декабрь - пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»
Игра с водой. «Мельница»
Музыкатерапия
«В лесу родилась ёлочка» - сказкатерапия.
Р. Н. С. «Колобок» - упражнения на дыхания
«Каша кипит»
Игры «Поиграем в кубики» , «Мячик»
Сказка терапия «Курочка ряба» - пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»
Музыкатерапия
«В лесу родилась елочка»
Сказкатерапия
«Заюшкина избушка» - упражнение на дыхание «Часики идут»
Пальчиковые игры «Колючий ёж» , «Идет Коза рогатая»
Театрализация
«Репка»
январь - игра «Носик»
Игра с водой «Паровозик»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра
«Сорока – белобока»
Игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
Сказка терапия
«Я люблю сказку
Упражнение на дыхание.
«Веселый паровозик в пути»
Игра с водой «Наливаем, выливаем»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Раз, два, три.»
Игра на дыхание «Носик»
Сказкатерапия. «Я люблю сказку»
февраль - подвижная игра
«Зайка»
Игра на дыхание «Носик»
Рисуем пальцами «Снег»
Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»
Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
Игры со строительным материалом.
А. Барто «Игрушки» - подвижная игра «Зайка»
Пальчиковая игра «Мы играем на рояле»
Игры с конструктором «Лего»
Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - игра .
Упражнение на дыхание.
«Звонкий петушок»
Игры с конструктором «Лего»
Чтение художественной литературы
А. Барто «Игрушки»
март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
игра с водой.
- «Наливаем, переливаем
Упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»
Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра. «Сомни платочек»
Игры «Чудесный мешочек» , игры с камушками.
Сказкатерапия
«Я люблю сказку» - игра
«Кукольный театр»
Игра с водой «Кораблик»
Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Коза»
Упражнения на дыхание.
«Часики идут»
«Чудесный мешочек»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»
Театрализованная деятельность
«Кукольный театр»
Игры «Мячики»
Сказка терапия.
«Почитай мне сказку» -Игры с ракушками в уголке экспериментирования
Игры на дыхание «Рубим дрова»
игры со строительным материалом.
Сказка терапия.
«Я люблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»
Игры с конструктором «Лего»
Пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» - Игра
«Колючий ёж» .
- «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревянным театром.
Игры с водой.
«Плывет, тонет»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
май -Игра «Собери пирамидку»
Упражнение на дыхания.
«Веселый паровозик в пути»
Игра в уголке экспериментирования
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей»
Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»
Игра со строительным материалом.
Сказка терапия. «Я люблю сказку» . -пальчиковая игры «Мячики» , «Веер»
Игра с конструктором «Лего»
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»
«Дождик, дождик веселей.»
Упражнения на дыхание.
«Вырасти большой»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
Работа с родителями в период адаптации детей направлена на :
Оказание консультативной помощи по вопросам адаптации , воспитания детей раннего возраста
Решение проблем адаптационного характера
Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
Она включает в себя следующие задачи :
Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;
Подготовить ребенка к посещению детского сада .
Мероприятия :
Родительские собрания;
Анкетирования;
Консультации;
Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;
Демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах
И предполагает результат : безболезненная адаптация детей к условиям детского сада .
Результаты работы по проекту :
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ , но и в дальнейшем воспитании и развитии детей . Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.
Собраны материалы родительских собраний (фото альбомы «Я и моя семья» ; «Наши успехи» ; анкеты); консультации, памятки, буклеты для родителей.
Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу : у 81 % детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19 % средняя степень адаптации .
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
2 – младшая группа «Капитошка»
Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.
Информационная карта проекта
Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители
Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»
Кубашова Нина Викторовна
Проект
Проект
по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Я хочу в ясли !»
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
От новорожденного до меня страшное расстояние».
Лев Толстой
Выполнила воспитатель
1 мл. гр. А.
Кубашова Нина Викторовна.
Владикавказ2018г.
Введение
Актуальность проекта . Поступление ребенка в ясли вызывает , как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей .
Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст , поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишневозбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональноенеблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с роднымипротекают очень бурно, экзальтированно : малыш не отпускает от себяродителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые словаусваиваются с трудом.
Данной проблемой занимались такие ученые как : Н. М. Аксарина, К. Ю. Белая, К. Л. Печора, так же исследователи Н. Д. Ватутина, А. И. Захарова, Е. О. Севостьянова, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям . Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность , т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс) . При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) . С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.
Адаптационный проект «Я хочу в ясли !» для детей раннего возраста с 1 ,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста . В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста , родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта , помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности . Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием . Длительность этого проекта составляет 4 месяца , половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра , в основе проекта лежат игровые упражнения
Цель :
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада .
Задачи :
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду ;
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада ; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ; повышение коммуникабельности между родителями.
Тип проекта : социальный.
Участники проекта :
Педагог-психолог –Купеева Магорита.
Воспитатели ясельной группы-Кубашова Нина Викторовна,
Цопанова Фатима.
Музыкальный руководитель –.
Медицинский работник-Гаглоева Лали.
Дети и родители детей ясельной группы А
Вид проекта : долгосрочный
Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2018г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад ; заболеваемость/посещаемость.
Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада .
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду .
Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей , совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития .
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Реализация проекта .
Подготовительный этап
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
2. Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста ;
4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги» ;
5. Разработка анкет для родителей;
6. Составление плана работы с детьми и родителями.
7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
Основной этап.
1. Заполнение адаптационных листов .
2. Знакомство детей с детским садом , друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.
Завершающий этап.
1. Анализ адаптационных карт , определение уровня адаптации детей .
2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.
Формы работы с родителями :
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду ;
4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами :
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План проекта
Сентябрь
Знакомство
детей с детским садом , друг с другом. - Заключение договора с родителями;
Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
Знакомство-беседа с родителями и ребенком.
Знакомство с группой, игрушками.
Организационное родительское собрание;
Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;
Индивидуальный журнал ребенка;
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада » ;
Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду » ;
Заполнение адаптационных листов .
Художественная литература : Чтение потешек
Занятие «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки.
2. Игра «Поймай жучка» .
3. Потешка «Божья коровка» .
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер» .
6. Игра «Божья коровка и воробей» .
7. Релаксация.
- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей) ;
Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень) ;
- Игровая деятельность : «Ласковое имя» ; «Сороконожка» ; массажи : «Грибной дождь» ; БАТ «Ежик» Заведующая
Октябрь - Консультация «Растим малыша здоровым» ;
Мини-лекция «Детская истерика » ;
Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» ;
«Божья коровка» ;
Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» ;
Занятие «Листопад»
1. Приветствие.
2. Игра «Топ-топ»
3. Игра «Дождик и солнышко»
4. Стихотворение «Листопад, листопад»
5. Потешка «по ровненькой дорожке»
6. Релаксация
Занятие «Мячики»
1. Приветствие.
2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» .
3. Игра «Прятки с мячом»
4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»
5. Игра «Наш мячик»
6. Релаксация «Мячики отдыхают» ;
- Игровая деятельность : «Зайка серенький сидит» , «Солнце и дождик» ; массаж БАТ «Считалка для мышки» ; пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели
Развитие культурно-гигиенических навыков. - Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.
Игры-занятия : «Уложим куклу Катю спать» , «Оденем куклу на прогулку» , «Научим куклу раздеваться»
Музыкальное развлечение с родителями «Праздник Осени» ;
Занятие «Мыльные пузыри»
1. Приветствие.
2. Игра «Поймай пузырь» .
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
5. Релаксация «Пузырьки»
6. Игра «Полетаем на пузыре»
Занятие «Непослушные мышата»
1. Приветствие.
2. Игра «Наоборот»
3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»
4. Игра «Мышки и часы»
5. Упражнение «Это- папа – мышь…»
6. Релаксация «Мышки отдыхают» ;
- Игровая деятельность : «Ладонь на ладонь» ; «Пропавший малыш» ; массаж БАТ «Мишка»
Декабрь - Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогики в ясельной группе.
Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна» ;
Совместное занятие с родителями «Дом дружбы :
- Игровая деятельность : «Солнышко» , «Колокольчик» ;
Занятие «Зайка»
1. Приветствие.
2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»
3. Потешка «Зайка серенький сидит»
4. Игра «Лиса и заяц»
5. Игра «Найди морковку»
6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»
Занятие «Новый год»
1. Приветствие Деда Мороза.
2. Рифмовка «В нашей группе»
3. Стихотворение «Ель»
4. Игра «Заморозь»
5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»
6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» ;
Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»
Диагностика адаптации к ДОУ .
Список литературы :
пособие. – Воронеж : Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) . – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1 ,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста . Детский клуб «Умка» . – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2012. – 72с.
7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.
Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня
Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧПЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 “АЛЕНУШКА”
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Проект
по адаптации детей второй группы раннего возраста
«Будем знакомы»
Подготовила:
Воспитатель Пришляк Т.В
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»
Воспитатель Пришляк Т.В
1 младшая группа «
Проект "Будем знакомы " МДОУ детский сад
«Аленушка»
Вид проекта : краткосрочный.
Разработчик : воспитатель первой младшей группы участники проекта : дети 1 младшей группы , возраст : 2- 3 года; родители детей , посещающих 1 младшую группу ; воспитатели; медицинская сестра.
Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект « Будем Знакомы » .
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений :
строгий режим дня;
отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
новые требования к поведению;
постоянный контакт со сверстниками;
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ .
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта .
Цель и задачи проекта
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта , потребовали применения соответствующих методов :
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации ) ;
Анкетирование (родителей) ;
Наблюдения;
Продукты совместной деятельности детей и родителей .
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :
процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители) .
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей .
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ , сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей ;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период ;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .
Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям :
элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода) ;
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей ;
сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт ;
осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра) ;
протекание адаптации (медицинская сестра) .
Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов :
1 этап. Подготовительный (организационный) :
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский ) :
знакомство с семьей ;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
информационная деятельность :
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
практическая деятельность :
совместные праздники, развлечения;
работа с детьми;
итог проекта . Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства » .
3этап. Заключительный (результативность) .
. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов :
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей) ;
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся , чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Сентябрь
Организационный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек» .
2. Ведение адаптационных карт .
3. Организация мини игровой зоны.
4. Игры с песком и водой.
5. Игры в сухом бассейне.
6. «Познание» . Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.
7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
8. Сенсорные игры.
9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Диагностика вновь прибывших детей .
«Социализация» .
Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).
«Художественное творчество»
Рисование крупой, песком, манкой.
«Физическая культура»
Подвижные игры,
Хороводные игры,
Пальчиковые игры.
«Художественная литература»
Песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ :
Личные дела воспитанников.
Организация выставки с материалами об адаптационном периоде .
Родительская встреча « Адаптация ребенка к дошкольному учреждению »
Диагностическое обследование.
Анкетирование. Консультации :
а) «Готовим малыша в детский сад»
б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»
в) «Значение режима в сохранении здоровья детей »
г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
д) «Нужен ли ребенку дневной сон»
е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника »
Информационные листы-памятки с кратким материалом.
Основной Моторные игры для детей (двигательные)
«Социализация» ,
«Коммуникация»
Игры на формирование общения с взрослыми и детьми :
«Давайте познакомимся » , «Игра в гости» . Утреннее приветствие.
Беседы, рассматривание предметных картинок.
«Утро радостных встреч» .
Засыпание (колыбельная) .
Гимнастика пробуждения.
Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)
Музыкальные игры.
Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм : «Отведем дочку в садик» , «Больница»
Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья» .
Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)
3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей : «Физическая культура» ,
«Здоровье»
«Социализация» , «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Труд» , «Познание» ,
«Музыка» , «Чтение художественной литературы»
Показ настольного театра.
Показ кукольного театра.
«Познание»
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут» , «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину) .
Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям .
Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства » .
Анализ деятельности.
Анкета для родителей (повторная, со всей группой)
Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант
1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)
а) здоровье ребенка; (8%)
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;(42%)
в) самочувствие и перепады настроения; (6%)
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)
д) ничего, все хорошо;(40%)
е) другое___
2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада :
А)Не знаю (5%)
Б)Знаю (85%)
В) Другое (10%)
3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?
А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)
Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)
В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)
Г) другое (0%) ___
адаптации
организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий : медицинских, педагогических и психологических.
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы » прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации . Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации , воспитания и обучения детей . Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.