Готовые проекты в ясельной группе адаптация. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Марина Корыстина
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Легкое перышко»

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова Е. В. воспитатель

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад . Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть :

К отсутствию близких, родных людей;

К соблюдению режим дня;

К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям , а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период .

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия . Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия , соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад .

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова , и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду . С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений : строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно . Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Лёгкое пёрышко»

Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи :

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду .

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ;

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображение;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей

План мероприятий реализации проекта с детьми

месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

сентябрь - игры : «Ласковое имя» , «Ладонь на ладонь»

Сказкотерапия

«Я люблю сказки»

Беседа о группе

«Вместе весело шагать»

Телесная терапия.

«Обними меня» - пальчиковая ига «Сороконожка»

«Мыльные пузыри»

Музыкатерапия

«Вот как мы умеем»

Телесная терапия «Обними меня»

Пальчиковые игры «Семья»

Сказкатерапия

«Я люблю сказки»

Театрализованные игры «Колобок»

Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»

«Музыканты»

Упражнения на дыхание

«Греем ручки»

Телесная терапия «Обними меня»

октябрь - театрализован игры «Веселый петрушка»

Сказка терапия

«Почитай мне сказку»

Упражнения на дыхание

«Рубим дрова»

Телесная терапия.

«Обними меня» - пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек» «Чебурашка»

Музыкатерапия

Телесная терапия «Обними меня» - игры

«Матрешка» «Котята»

Сказка терапия

«Почитай мне сказку»

Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игры

«Дружная семейка» «Собери пирамидку»

Музыка терапия

«Чебурашка»

Телесная терапия «Обними меня»

ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»

Сказка терапия

«Я люблю сказки»

Рисуем пальцем «Дождик»

Телесная терапия «Обними меня» - рисуем пальцем «Котенок»

Игры с водой «Переливание»

Музыка терапия «Антошка»

Телесная терапия «Обними меня» - игры

«Непослушные мышата» «Солнце и дождик»

Сказка терапия

«Почитай мне сказку»

Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.» «Пальчики» пальчиковая игра

Музыкатерапия «Антошка»

Телесная терапия «Обними меня»

декабрь - пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»

Игра с водой. «Мельница»

Музыкатерапия

«В лесу родилась ёлочка» - сказкатерапия.

Р. Н. С. «Колобок» - упражнения на дыхания

«Каша кипит»

Игры «Поиграем в кубики» , «Мячик»

Сказка терапия «Курочка ряба» - пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»

Музыкатерапия

«В лесу родилась елочка»

Сказкатерапия

«Заюшкина избушка» - упражнение на дыхание «Часики идут»

Пальчиковые игры «Колючий ёж» , «Идет Коза рогатая»

Театрализация

«Репка»

январь - игра «Носик»

Игра с водой «Паровозик»

Сказка терапия

«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра

«Сорока – белобока»

Игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»

Сказка терапия

«Я люблю сказку

Упражнение на дыхание.

«Веселый паровозик в пути»

Игра с водой «Наливаем, выливаем»

Сказка терапия

«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Раз, два, три.»

Игра на дыхание «Носик»

Сказкатерапия. «Я люблю сказку»

февраль - подвижная игра

«Зайка»

Игра на дыхание «Носик»

Рисуем пальцами «Снег»

Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»

Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

Игры со строительным материалом.

А. Барто «Игрушки» - подвижная игра «Зайка»

Пальчиковая игра «Мы играем на рояле»

Игры с конструктором «Лего»

Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - игра .

Упражнение на дыхание.

«Звонкий петушок»

Игры с конструктором «Лего»

Чтение художественной литературы

А. Барто «Игрушки»

март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»

игра с водой.

- «Наливаем, переливаем

Упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»

Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра. «Сомни платочек»

Игры «Чудесный мешочек» , игры с камушками.

Сказкатерапия

«Я люблю сказку» - игра

«Кукольный театр»

Игра с водой «Кораблик»

Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Коза»

Упражнения на дыхание.

«Часики идут»

«Чудесный мешочек»

Сказка терапия. «Я люблю сказку»

апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»

Театрализованная деятельность

«Кукольный театр»

Игры «Мячики»

Сказка терапия.

«Почитай мне сказку» -Игры с ракушками в уголке экспериментирования

Игры на дыхание «Рубим дрова»

игры со строительным материалом.

Сказка терапия.

«Я люблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»

Игры с конструктором «Лего»

Пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» - Игра

«Колючий ёж» .

- «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревянным театром.

Игры с водой.

«Плывет, тонет»

Сказка терапия. «Я люблю сказку»

май -Игра «Собери пирамидку»

Упражнение на дыхания.

«Веселый паровозик в пути»

Игра в уголке экспериментирования

Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей»

Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»

Игра со строительным материалом.

Сказка терапия. «Я люблю сказку» . -пальчиковая игры «Мячики» , «Веер»

Игра с конструктором «Лего»

Сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»

«Дождик, дождик веселей.»

Упражнения на дыхание.

«Вырасти большой»

Сказка терапия. «Я люблю сказку»

Работа с родителями в период адаптации детей направлена на :

Оказание консультативной помощи по вопросам адаптации , воспитания детей раннего возраста

Решение проблем адаптационного характера

Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.

Она включает в себя следующие задачи :

Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;

Подготовить ребенка к посещению детского сада .

Мероприятия :

Родительские собрания;

Анкетирования;

Консультации;

Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;

Демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах

И предполагает результат : безболезненная адаптация детей к условиям детского сада .

Результаты работы по проекту :

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ , но и в дальнейшем воспитании и развитии детей . Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.

Собраны материалы родительских собраний (фото альбомы «Я и моя семья» ; «Наши успехи» ; анкеты); консультации, памятки, буклеты для родителей.

Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу : у 81 % детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19 % средняя степень адаптации .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

2 – младшая группа «Капитошка»

Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.

Информационная карта проекта

Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»

Кубашова Нина Викторовна



Проект

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Я хочу в ясли

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

Выполнила воспитатель

1 мл. гр. А.

Кубашова Нина Викторовна.

Владикавказ2018г.

Введение

Актуальность проекта . Поступление ребенка в ясли вызывает , как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей .

Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст , поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишневозбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональноенеблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с роднымипротекают очень бурно, экзальтированно : малыш не отпускает от себяродителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые словаусваиваются с трудом.

Данной проблемой занимались такие ученые как : Н. М. Аксарина, К. Ю. Белая, К. Л. Печора, так же исследователи Н. Д. Ватутина, А. И. Захарова, Е. О. Севостьянова, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям . Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность , т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс) . При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) . С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.

Адаптационный проект «Я хочу в ясли для детей раннего возраста с 1 ,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста . В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста , родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта , помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности . Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием . Длительность этого проекта составляет 4 месяца , половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра , в основе проекта лежат игровые упражнения

Цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада .

Задачи :

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду ;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада ; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ; повышение коммуникабельности между родителями.

Тип проекта : социальный.

Участники проекта :

Педагог-психолог –Купеева Магорита.

Воспитатели ясельной группы-Кубашова Нина Викторовна,

Цопанова Фатима.

Музыкальный руководитель –.

Медицинский работник-Гаглоева Лали.

Дети и родители детей ясельной группы А

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2018г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад ; заболеваемость/посещаемость.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада .

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду .

Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей , совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития .

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Реализация проекта .

Подготовительный этап

1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

2. Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста ;

4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги» ;

5. Разработка анкет для родителей;

6. Составление плана работы с детьми и родителями.

7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

Основной этап.

1. Заполнение адаптационных листов .

2. Знакомство детей с детским садом , друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.

3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

Завершающий этап.

1. Анализ адаптационных карт , определение уровня адаптации детей .

2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.

Формы работы с родителями :

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду ;

4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами :

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

Сентябрь

Знакомство

детей с детским садом , друг с другом. - Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.

Знакомство с группой, игрушками.

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Индивидуальный журнал ребенка;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада » ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду » ;

Заполнение адаптационных листов .

Художественная литература : Чтение потешек

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка» .

3. Потешка «Божья коровка» .

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер» .

6. Игра «Божья коровка и воробей» .

7. Релаксация.

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей) ;

Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень) ;

- Игровая деятельность : «Ласковое имя» ; «Сороконожка» ; массажи : «Грибной дождь» ; БАТ «Ежик» Заведующая

Октябрь - Консультация «Растим малыша здоровым» ;

Мини-лекция «Детская истерика » ;

Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» ;

«Божья коровка» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» ;

Занятие «Листопад»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» .

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Зайка серенький сидит» , «Солнце и дождик» ; массаж БАТ «Считалка для мышки» ; пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели

Развитие культурно-гигиенических навыков. - Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры-занятия : «Уложим куклу Катю спать» , «Оденем куклу на прогулку» , «Научим куклу раздеваться»

Музыкальное развлечение с родителями «Праздник Осени» ;

Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь» .

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Ладонь на ладонь» ; «Пропавший малыш» ; массаж БАТ «Мишка»

Декабрь - Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогики в ясельной группе.

Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы :

- Игровая деятельность : «Солнышко» , «Колокольчик» ;

Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» ;

Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

Диагностика адаптации к ДОУ .

Список литературы :

пособие. – Воронеж : Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) . – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1 ,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста . Детский клуб «Умка» . – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2012. – 72с.

7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.



Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.


Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.


Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.


Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.


Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.


План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.


Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.












Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня


Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧПЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 “АЛЕНУШКА”

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Проект

по адаптации детей второй группы раннего возраста

«Будем знакомы»

Подготовила:

Воспитатель Пришляк Т.В

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»

Воспитатель Пришляк Т.В

1 младшая группа «

Проект "Будем знакомы " МДОУ детский сад

«Аленушка»

Вид проекта : краткосрочный.

Разработчик : воспитатель первой младшей группы участники проекта : дети 1 младшей группы , возраст : 2- 3 года; родители детей , посещающих 1 младшую группу ; воспитатели; медицинская сестра.

Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект « Будем Знакомы » .

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений :

строгий режим дня;

отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

новые требования к поведению;

постоянный контакт со сверстниками;

новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ .

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта .

Цель и задачи проекта

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта , потребовали применения соответствующих методов :

Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации ) ;

Анкетирование (родителей) ;

Наблюдения;

Продукты совместной деятельности детей и родителей .

Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :

процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;

создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;

оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;

выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители) .

Основные направления проекта

Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей .

Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

безболезненная адаптация ребенка к ДОУ , сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ ;

позитивное развитие отношений в детском коллективе;

повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей ;

снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период ;

вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям :

элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;

исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

релаксационные игры (песок, вода) ;

сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

постепенное заполнение группы;

гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей ;

сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;

информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт ;

осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра) ;

протекание адаптации (медицинская сестра) .

Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов :

1 этап. Подготовительный (организационный) :

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский ) :

знакомство с семьей ;

ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

информационная деятельность :

организованные тематические встречи;

беседы с родителями.

практическая деятельность :

совместные праздники, развлечения;

работа с детьми;

итог проекта . Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства » .

3этап. Заключительный (результативность) .

. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов :

приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей) ;

ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся , чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Сентябрь

Организационный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек» .

2. Ведение адаптационных карт .

3. Организация мини игровой зоны.

4. Игры с песком и водой.

5. Игры в сухом бассейне.

6. «Познание» . Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.

7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.

8. Сенсорные игры.

9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Диагностика вновь прибывших детей .

«Социализация» .

Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).

«Художественное творчество»

Рисование крупой, песком, манкой.

«Физическая культура»

Подвижные игры,

Хороводные игры,

Пальчиковые игры.

«Художественная литература»

Песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.

Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ :

Личные дела воспитанников.

Организация выставки с материалами об адаптационном периоде .

Родительская встреча « Адаптация ребенка к дошкольному учреждению »

Диагностическое обследование.

Анкетирование. Консультации :

а) «Готовим малыша в детский сад»

б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»

в) «Значение режима в сохранении здоровья детей »

г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

д) «Нужен ли ребенку дневной сон»

е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника »

Информационные листы-памятки с кратким материалом.

Основной Моторные игры для детей (двигательные)

«Социализация» ,

«Коммуникация»

Игры на формирование общения с взрослыми и детьми :

«Давайте познакомимся » , «Игра в гости» . Утреннее приветствие.

Беседы, рассматривание предметных картинок.

«Утро радостных встреч» .

Засыпание (колыбельная) .

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)

Музыкальные игры.

Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм : «Отведем дочку в садик» , «Больница»

Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья» .

Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)

3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей : «Физическая культура» ,

«Здоровье»

«Социализация» , «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Труд» , «Познание» ,

«Музыка» , «Чтение художественной литературы»

Показ настольного театра.

Показ кукольного театра.

«Познание»

Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут» , «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину) .

Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям .

Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства » .

Анализ деятельности.

Анкета для родителей (повторная, со всей группой)

Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант

1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)

а) здоровье ребенка; (8%)

б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;(42%)

в) самочувствие и перепады настроения; (6%)

г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)

д) ничего, все хорошо;(40%)

е) другое___

2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада :

А)Не знаю (5%)

Б)Знаю (85%)

В) Другое (10%)

3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?

А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)

Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)

В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)

Г) другое (0%) ___

адаптации

организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий : медицинских, педагогических и психологических.

Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы » прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации . Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации , воспитания и обучения детей . Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.

Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.

Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.

Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.