Игра делай как я конспект. Составь число - игра для взрослых

Цель: помочь педагогическим работникам ДОУ и ГОУ наиболее интересно организовать досуг детей».

Задачи:

  • Обучающие – обучить танцевальным играм детей младшего (среднего) возраста.
  • Развивающие – развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения.
  • Воспитательные – воспитывать чувство солидарности и взаимопонимания друг к другу через процесс участия в танцевальных играх.

1. Игра «Для самых маленьких»

Количество игроков: любое.

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.

Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.

2. Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

3. Игра «Ручеёк»

Количество игроков: не меньше 9 человек.

Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.

4. «Игровой модный рок»

Игроки становятся парами в кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: приставные шаги вправо-влево на четыре счёта (с ударом на «4»), затем 4 шага назад (с ударом на «4» и хлопком в ладоши), потом 4 шага вперёд, но возвращаясь не в свою пару, а смещаясь влево – к новому партнёру (партнёрше). Затем движения выполняются в музыку.

5. Игра «Встаньте в круг по...»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку водящего или остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

6. Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков: любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

7. Игра «Большая прогулка»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру - соседу. Затем движения выполняются в музыку.

8. Игра «Заглядывание»

Количество игроков: любое.

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

9. Игра «Танец на стуле»

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

10. Игра «Кто первый?» (со скакалкой)

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Двое водящих сидят на стульях перед ними спинами друг к другу на расстоянии и под музыку танцуют. А на полу под их стульями лежит скакалка так, чтоб, нагнувшись вниз, водящий смог дотянуться рукой и во время остановки музыки вытянуть скакалку в свою сторону. Музыка останавливается и, тот, кто первый вытягивает скакалку в свою сторону, остаётся на месте, выбрав себе нового соперника. Музыка может быть разной и звучать не долго.

11. Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков: любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).
(показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

12. Танцевальная игра «Водим хороводы»

Количество игроков: от 6 человек.

Участники встают в круг, а ведущий задает им вопрос: «Наши уши хороши?». Ответ: «Хороши». Вопрос: «А у соседа?». Ответ: «Лучше!». Каждый участник берет за уши соседей справа- слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души- от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.

Второй вариант «Лавата»

Количество игроков: любое.

Ведущий: Давайте разучим слова нашей песни:

Дружно мы танцуем тра-та-та
Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).

Ведущий: «Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)

И т. д., каждый раз меняя положение рук. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.)

13. Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»

Количество игроков: от 5 человек (с верёвкой или скакалкой).

Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков - перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем.

14. Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

Количество игроков: любое.

Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем кругу, ведущий предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится диджей), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но - снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?

15. Танцевальная игра «Партнёры и партнёрши»

Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков.

Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.

Второй вариант: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.

Третий вариант: «Музыкальные стулья». Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Правила игры те же.

16. Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки)

Количество игроков: любое.

Количество предметов должно быть на один меньше, чем игроков.
Вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников. Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в руках предмета.

Второй вариант: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.

Третий вариант: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.

17. Танцевальная игра «Арам-зам-зам»

Количество игроков: любое.

Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.

18. Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

19. Игра «Танцевальная фигура замри»

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:

Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся,кружимся – три.
Танцевальная фигура замри.

Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

Второй вариант: вместо слов ведущего звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.

Задачи. Закреплять умение различать понятия, обозначающие направ­ление движения, выполнять соответствующие указания. Развивать способ­ность ориентироваться в пространстве.

№ 2. Подвижная игра «Жмурки»

Задачи. Предложить детям пояснить суть основных правил игры, рас­сказать, как нужно действовать игрокам, какие из названных воспитателем действий не будут соответствовать правилам игры. Способствовать фор­мированию правильной осанки.

№ 3. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»: сюжет «Загорелся Кошкин дом».

Задачи. Совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет, распределять роли, использовать предметы-заместители в ситуа­циях, участниками которых являются сказочные персонажи.

Строительные игры: совместные постройки детей.

Задачи. Учить детей выполнять постройки по образцу, по инструкции, по памяти, Закреплять приобретенные умения действовать согласованно. Поощрять творчество, фантазию, взаимопомощь.

Индивидуальная работа по ФЭМП.

Задачи.Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, кубе). Учить называть их, находить в окру­жающих предметах.

№ 6. Ознакомление с художественной литературой: Д. Чиардм «О том, у кого три глаза» (перевод с английского Р. Сефа).

Задачи. Развивать поэтический слух, учить понимать характер произ­ведения.

День 15

Утро

Виды деятельности

№ 1. Дидактическая игра «Где чей домик?»

Задачи. Расширять представления детей о передвижении в простран­стве, формировать умение использовать и создавать схематическое изоб­ражение пути перемещения.

Самообслуживание: игровая ситуация «Я все делаю сам».

Задачи. Учить детей осознанно выполнять действия по самообслужи­ванию, формировать привычку следить за внешним видом (опрятностью независимость, инициативность в самообслуживании.

Беседа на тему: «Безопасность в лесу».

Задачи. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл. Предложить ребятам рассказать, что случиться, если будет нарушено то или иное правило.

Сюжетно-ролевая игра «Моряки».

Задачи. Предложить детям обыграть различные ситуации в русле дан­ного сюжета, участниками которых являются сказочные персонажи, герои рассказов о моряках. Закреплять умения распределять роли, подготавли­вать необходимые условия, договариваться о последовательности совме­стных действий.

Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате.

Задачи. Совершенствовать умение самостоятельно выявлять и устра­нять непорядок в группе и без напоминания взрослого устранять его. По­ощрять инициативу в оказании помощи; формировать бережное отноше­ние к результатам своего труда и труда взрослых.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение за насекомыми: комары.

Задачи. Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, расска­зать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обита­ния комаров.

Трудовые поручения: наведение порядка в песочнице.

Задачи. Воспитывать самостоятельность, формировать бережное отно­шение к игрушкам и "трудовому инвентарю. Закреплять умение сгребать песок горкой по окончании игры, убирать и вытряхивать песок из игрушек.

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

1. «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

2. « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Цветные треугольники» (доп.)

Цель: развитие произвольного внимания и вербальной памяти.

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

4. «Не пропусти профессию»

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,

ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,

СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,

ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,

ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,

БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,

ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,

ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,

БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,

СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ,

ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК,

АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,

ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ,

РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК.

5. «Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,

РАМА. ДОМ, МАШИНА,

МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,

ИГРА, ИВА, ДОРОГА,

ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,

ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,

ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,

ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,

КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

ГОРОД, СОБАКА, БАНАН,

ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК,

ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,

КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА,

ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины, а также закрепление навыков счета.

Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

7. «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:

Аисты, вороны, Голуби, синицы,

Галки, макароны Палки и стрижи,

Бабочки, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Прилетели птицы:

Лебеди, куницы, Голуби, синицы,

Галки и стрижи, Аисты, кукушки,

Чайки и моржи. Маленькие плюшки

Лебеди и утки

Прилетели птицы: И спасибо шутке!

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

8. «Кто кем будет?»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):

«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)

…ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК,

МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,

СЕМЕЧКО, ИКРИНКА,

ГУСЕНИЦА, МУКА,

ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ,

ТКАНЬ, УЧЕНИК,

БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА,

ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,

ТЕЛЕНОК, ДОСКА,

ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК,

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

9. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание игры: детям зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА.

СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.

ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА.

ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК.

КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.

ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.

ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.

МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.

НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

10. "На что это похоже"?

Цель: развитие образного мышления

Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

11. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,

получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".
«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

ПОЛЕЗНЫЙ

глаголы действия

ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ

НАГРЕВАТЬ

РИСОВАТЬ

ПОДЖИГАТЬ

ВЫТАСКИВАТЬ

РАЗРЕЗАТЬ

ПРИГЛАШАТЬ

13. "Кто без чего не обойдётся".

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания :
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

14. «О чем я сказала?»

Цель: развитие мышления, речи.

Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.

15. «Снежный ком»

Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

Количество играющих: любое.

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 чело

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

Комментарий : для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

17. « Знайка»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Игру можно проводить после занятия по ИЗО или рисования детей в свободной деятельности.

Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.

Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как.

18. «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По ус­ловию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и вы­бывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернул­ся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

ЦЕЛЬ: привлекать к занятиям физической культурой, прививать представления о здоровом образе жизни, повышать эмоциональный настрой, развивать физические качества, закреплять навыки бега, прыжков, ходьбы.

ОБОРУДОВАНИЕ: стойки, обручи, гимнастические скамейки, стойки-обручи, ведра, метлы, воздушные шарики, канат.

Х О Д Д О С У Г А

Дети в спортивной форме входят в зал и выстраиваются в две шеренги.

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите, полюбуйтесь

На веселых дошколят.

Олимпийские надежды

Нынче ходят в детский сад.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас- По порядку, по порядку

Становись скорее в ряд

На разминку, на разминку,

Приглашаю дошколят,

РАЗМИНКА ПОД РИТМИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ

Построение в две колонны и в две команды «Мартышки» и «Хвастунишки».

ЭСТАФЕТА«ПО-ОБЕЗЬЯНЬИ»

По сигналу в опоре на руки и ноги оббежать «змейкой» стойки и бегом таким же образом вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

ЭСТАФЕТА «БЕГ В ОБРУЧАХ»

По сигналу первый участник цепляет второго участника и вместе с ним пробегают в обруче до стойки и обратно, передавая эстафету следующему участнику. Второй цепляет третьего и проделывает то же самое.

ЭСТАФЕТА« НЕ УПАДИ»

По сигналу пробежать по гимнастической скамейке, пролезть в обруч-стойку, оббежать стойку и бегом таким же образом вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

ЭСТАЫФЕТА«ЗАГОНИ МЕТЛОЙ ШАРИК»

По сигналу первый участник гонит метлой воздушный шарик до противоположной стойки и загоняет его в ведро и бегом возвращается обратно с шариком в руках, передавая эстафету следующему участнику.

КОНКУРС«КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ»

По сигналу начинается перетягивание каната.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ХИТРАЯ ЛИСА»

Дети стоят по кругу с закры-тыми глазами. Водящий обегает круг и дотрагивается до ко-го-либо из играющих, которые по сигналу открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко) «Хитрая лиса, где ты?»

Водящий поднимает руки вверх и произносит: «Я здесь!» Играющие разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный вре-менно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг, подсчитываются пойманные, игра повторяется. В конце игры отмечаются лучшие водящие и не пойманные игроки. Лиса не должна выдавать себя, пока дети трижды её не позовут.

Игра продолжается 5-7 минут.

ВЕДУЩИЙ: Подведение итогов. Ведущий благодарит участников за активное участие в соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА:

«Русские народные подвижные игры»М.Ф.Литвинова. Москва 1986

«Организация физкультурных праздников в детском саду» Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Москва 1987

«Игра и организация жизни детей» А.П.Усова, 1962

«Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста» Г.Ленерт, И.Лахман, Москва,

1977

«Спортивно-развлекательные праздники в детском саду», В.А.Шумилова, 2002

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.