Игры развивающие творческое мышление. Комплекс игр по развитию творческого мышления дошкольников - документ

Наталья Полухина
Игры на развитие креативного мышления для дошкольников

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Сенситивный период развития креативности приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность.

Предлагаю игры, которые помогут развить качества креативного мышления у ребенка дошкольного возраста.

Упражнение «Что ты види шь?»

Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

Упражнение «Волшебная мозаи ка».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противореч ий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойств ами»

Цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, учить мыслить творчески.

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Игра «Поиск способов применения предм ета»

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Что это так ое?»

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Данные игры помогут развивать творческого мышление вашего ребёнка.

Конструктор из зубочисток

Инвентарь: зубочистки (или спички), пластилин (или глина)

◈ Возьмите несколько зубочисток, и немного пластилина, который используется как соединительный материал.

◈ Из пластилина скатайте маленькие шарики. Попробуйте построить дом. Соорудите кубик, затем попробуйте собрать крышу, и т. д.

◈ Можно дать детям задание, чтобы они сами придумали какую-нибудь геометрическую конструкцию, а потом объяснили вам, что им удалось собрать.

Забор

Инвентарь: палочки или спички (обыкновенные или укороченные).

◈ Нужно поднять со стола пять палочек, одну за другой, зажимая их концы между пальцами правой руки. Между большим и указательным пальцами захватите сразу две палочки. Между указательным и средним, средним пальцем и безымянным, а также между безымянным и мизинцем — захватите по одной палочке.

◈ Теперь расставьте пальцы, уроните палочки на стол. То же проделайте левой рукой.

◈ Кто, поднимая палочки, не выпустит ни одной, тот и победит.

Охотники

Инвентарь: маленькие палочки, спички.

◈ Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложите четыре пальца вместе, большой палец отведите — это «берлога медведя». Одну палочку поставьте у входа в «берлогу», слегка уперев один ее конец в основание указательного пальца. Это — «медведь». Отмерьте от медведя расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии положите на стол четыре палочки, концами к берлоге. Мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы правой руки — четыре «охотника», четыре палочки — «пули». Щелчками каждого из этих пальцев о палочки постараться пулями «убить» медведя (сбить палочку).

◈ Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством «выстрелов», тот и побеждает.

Бирюльки

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: 20 спичек, а лучше незаточенных карандашей.

◈ Сложите палочки в беспорядке в кучу на столе. Поочередно, по одной, возьмите из кучки десять палочек так, чтобы не пошевелить другие.

◈ Кому это удастся, тот и выигрывает.

Гербарий

Инвентарь: небольшие цветы или листья, промокашки или другая бумага, тяжелые предметы, картон, клей, целлофан.

◈ Игра начинается с прогулки по осеннему лесу. Предложите ребенку выбрать понравившиеся листья и цветы.

◈ Вернувшись домой, положите их между страничками книг. Для того чтобы не испачкать книгу, лучше всего с обеих сторон каждого цветка положить по промокашке. Затем книгу положите под пресс.

◈ Высохшие цветы могут быть использованы для украшения самодельных поздравительных открыток.

◈ Цветами можно украсить шкатулки, наложив на них тонкую прозрачную целлофановую пленку или покрыв лаком.

Быстрые пальцы

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: ленты.

◈ К рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по десять узких лент одинаковой длины.

◈ Соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязывать банты на всех лентах. Выигрывает тот, кто раньше это сделает.

Бумажные куклы

Инвентарь: бумага, картон, карандаши, краски, ножницы.

◈ Попросите ребенка нарисовать на бумаге тело человека до пояса. Осторожно вырежьте этот рисунок по контуру и отдайте ребенку — пусть он раскрасит его, дорисует все, что нужно.

◈ После этого надо сделать в нижней части два небольших отверстия, куда легко могут войти ваши два пальца — указательный и средний. Двигая пальцами, вы делаете так, что игрушка ходит, двигается.

◈ Следует, конечно, еще во время рисования учесть размеры таких фигурок.

◈ Кончики пальцев можно «обуть» в башмачки. Для этого можно использовать бумагу, ореховые скорлупки, пластилин или краску.

Персональный ксерокс

Инвентарь: бумага, восковые мелки, скрепки, карандаш.

◈ Попросите ребенка закрасить одну из страниц равномерно по всей поверхности мелком.

◈ Затем эта страничка переворачивается и накладывается на вторую, абсолютно чистую. Лучше всего скрепить их вместе, чтобы не скользили.

◈ Теперь все, что будет написано или нарисовано на тыльной стороне первой странички, отпечатается на второй благодаря предварительно нанесенному слою цветного воска. Вот вам и ксерокопия.

Коллаж

Инвентарь: газеты, журналы, бумага, клей, ножницы.

◈ Выберите несколько газет и журналов с кулинарной рекламой различных продуктов, изображением фруктов, овощей и т. д.

◈ Собрав достаточно обширную коллекцию, предложите ребенку сложить из них, например, лицо человека. Попробуйте вместе с ним. Для контура лица можно использовать тарелку, поднос, кастрюлю.

Нога художника

Инвентарь: карандаш, бумага.

◈ Разложите на полу бумагу. Предложите ребенку взять карандаш пальцами ног и попробовать что-нибудь нарисовать. Это очень забавно.

Рисунок из крупы

Инвентарь: крупы (пшено, рис, гречка, геркулес), клей, рисовальные принадлежности.

◈ Приготовьте немного клея, налейте его в блюдечко или чашку. Ваш ребенок может составлять мозаичные аппликации, приклеивая зерна или геркулесовые хлопья к листу бумаги.

◈ Вы можете нанести контур или фрагмент рисунка, а ребенок продолжит. Из зерна получится прекрасный мех животного, черепичная крыша дома, рыбья чешуя и т. д.

◈ Для этой игры прекрасно подойдут залежалые крупы.

Бумажные тарелочки

Инвентарь: бумажные тарелочки (или бумажные круги), рисовальные принадлежности.

◈ Для того чтобы спокойно заняться приготовлением обеда, дайте ребенку побольше бумажных тарелок и стаканчиков. Пусть он разрисовывает их, а если ему сложно придумывать орнаменты — копирует те, которые видит на обоях или любых других предметах.

◈ Если у вас нет бумажных тарелок, можно вырезать круги из листа бумаги и раскрашивать их.

◈ Обязательно повесьте несколько таких тарелочек на своей кухне, чтобы показать, как вы гордитесь творчеством вашего малыша.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Предлагаемые упражнения направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.

Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.

Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

Утром Дима проснулся раньше обычного.
Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Подумай, что может произойти, если...

"… дождь будет идти, не переставая."
"… люди научатся летать, как птицы."
"… собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"… оживут все сказочные герои."
"… из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Задания на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.

Игра «Теремок». Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

«Собери фигурки». Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

«Нелепицы». Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Игра «Что на что похоже ». 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

«Сюрреалистическая игра » (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

«Волшебные кляксы ». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Игра «Словоассоциации». Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

С хлебобулочными изделиями.
с созвучными словами: барон, бекон.
с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Картотека

«Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову».

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Игра «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .

На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.


Все родители хотят вырастить детей умными, сообразительными, поэтому часто интересуются, с какого возраста можно предлагать ребенку игры на развитие мышления. В поисках ответа они обращаются к различным источникам и иногда закрывают хорошую страницу только потому, что споткнулись о непонятное слово. Не уходите с сайта, если что-то покажется вам трудным для понимания. В этой статье все сложные термины будут объяснены доступным языком.

Что такое мышление?

Не нужно считать, что если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти. Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями. Человек со сформированным мышлением при решении различных жизненных задач использует смекалку, находит нестандартные ходы.

Несведущему человеку кажется, что разобраться в процессах формирования мышления очень сложно и эти знания доступны только специалистам. Конечно, наука о мозговой деятельности требует долгого освоения, но в основных понятиях и способах их применения при воспитании дошкольника сможет разобраться каждая мама.

В мыслительных процессах выделяют 5 основных операций.

  1. Анализ – умение разобрать предмет или явление «по косточкам», выделить составляющие части и признаки. Например, услышав слово «арбуз», человек сразу представляет себе большой круглый плод с зеленой корочкой и вкусной красной мякотью.
  2. Синтез – операция, противоположная анализу, позволяющая по отдельным определениям понять, о чем идет речь. Например, животное, которое мяукает, любит молоко и ловит мышей – кошка.
  3. Сравнение – умение найти сходство и различие между предметами или явлениями. Зима и лето – времена года, но летом тепло, а зимой холодно.
  4. Обобщение – умение понять связь между несколькими терминами и назвать их одним словом: тарелка, чашка, блюдце – посуда.
  5. Классификация – умение группировать предметы по одному признаку: материалу, цвету, форме.

Все эти стадии идут одна за другой, но чтобы мыслительные процессы развивались правильно, с ребенком нужно заниматься. Желательно заранее подбирать задания, постепенно усложняя их. Иногда малыш «застревает» на каком-то этапе развития. Не впадайте в панику – скорее всего, через несколько дней он усвоит непонятный урок и сможет двигаться дальше. Волноваться нужно, если прошло около месяца, но никаких достижений нет. В этом случае следует обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Как связано мышление с другими когнитивными процессами?

В любом человеке с рождения заложена тяга к познанию окружающего мира. Процессами изучения и исследования действительности занимается когнитивная психология. Эта отрасль изучает внимание, память, эмоции, мышление – то есть внутреннюю психическую деятельность человека.

Представьте ситуацию: дипломат выслушал неприятные высказывания, которые сильно затронули его чувства. В силу своей профессии он обязан быть вежливым, изображать дружелюбие и не показывать негативной реакции на выпады противников. Внешние проявления – это поведенческие реакции. Внутри у человека все кипит, он почти готов броситься на обидчика с кулаками, но разум подсказывает, что нужно сдержаться, мозг ищет приемлемые ответы, вспоминает опыт подобных ситуаций и анализирует последствия каждого слова. Эти невидимые глазу процессы и относятся к когнитивной сфере.

Мышление – один из видов когнитивной деятельности. Оно неразрывно связано с другими составляющими внутренней психической сферы. Если убрать остальные процессы, человек уподобится совершенному компьютеру, который может решать сложные задачи: новейшие приборы умеют обучаться и строить многоходовые логические связи, но назвать их разумными существами нельзя.

Человеку доступен целый комплекс когнитивных процессов, которые и делают его личностью:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • эмоции;
  • способность общаться;
  • внимание.

При занятиях по развитию мышления нужно задействовать все эти процессы, иначе желаемого результата получить не удастся. Если ребенок станет решать задачи равнодушно, без эмоций, этот процесс ему сразу наскучит, и малыш побежит искать более интересное дело. Отсутствие внимания приведет к тому, что ученик пропустит важные данные в условии задачи и решение окажется неправильным. Умение общаться необходимо для обмена информацией и взаимодействия при совместной работе над решением вопроса. Отключите остальные составляющие – и мозг окажется в вакууме, мыслительная деятельность станет невозможной.

Этапы развития мышления

Как только малыш родился, в его мозг начала поступать масса новой информации. Сначала в маленькой головке царит полный хаос, но постепенно все, что кроха видит, слышит и чувствует, приходит в определенную систему, между различными сведениями возникают связи. Мама берет на руки, расстегивает халат, грудничок чувствует знакомый запах – значит, можно пососать вкусного молочка.

Развитие мышления можно начинать уже сейчас. Возьмите ручку младенца, нажмите на кнопочку – и в комнате зажжется свет. Не молчите при этом действии, объясните: нужно нажать на выключатель, чтобы стало светло. Когнитивная система отправит эти сведения в долговременную память, образуется причинно-следственная связь. Не нужно рассказывать крохе теорию электромеханики, он все равно ничего не поймет, а взаимодействие «выключатель – лампочка» запомнит.

Примерно до школы мыслительные процессы будут развиваться только на основе тех знаний, которые поступают через органы чувств. Сейчас малышу бесполезно объяснять, что такое космос, электромагнитные волны, бесконечность – он не может это увидеть, потрогать, передвинуть. Абстрактные понятия станут доступны не раньше 5 лет.

Различается несколько этапов развития мышления:

  1. наглядно-действенный – от года до 3 лет;
  2. наглядно-образный – от 3 до 7 лет;
  3. абстрактно-логический – начинается в школьном возрасте.

Считается, что наглядно-действенное мышление развивается после года, но уже грудничку можно показать, что действия человека приводят к какому-то результату. Стакан был пустой, вы вдвоем налили в него воду из бутылочки – сосуд наполнился, можно попить. Для взрослого человека исход таких действий понятен, а для малыша это настоящее открытие. Учите его наполнять игрушечные емкости песком, жидкостями, крупой. А что произойдет, если положить в ведерко снег и принести его в теплую квартиру? Вы знаете, а для малыша это – настоящее волшебство.

После 3 лет ребенка уже не удивить включающимся светом или тающим снегом, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Дети считают Деда Мороза или Зубную фею реальными существами, которые участвуют в жизни людей. Малыш с удовольствием рассматривает картинки в книжках, фотографии, узнает на них родных людей и знакомые предметы. Постепенно он начинает понимать, что собака – это не только Рыжик, живущий в его квартире, но и множество других животных, встречающихся на улице и на картинках.

Около 5-7 лет ребенок начинает разбираться в символах, значках, цифрах. Понятия отрываются от образов – он знает, что такое «воздух», хотя не может его ни увидеть, ни потрогать. На основе 2-3 фактов дошкольник может сделать вывод, прогнозировать дальнейшие события. Ребенок дошкольного возраста знает, что в ненастную погоду мама заставляет его надевать сапоги. Сегодня идет дождь – значит, выбежать на улицу в кроссовках не получится. Формируется новый этап – абстрактно-логическое мышление.

Занятия с детьми младшего возраста

У годовалого малыша полным ходом идет развитие мозговой деятельности. Он познает окружающий мир через действия: если предмет невозможно схватить, сломать, засунуть в рот, вещь редко становится интересной ребенку. Дети стремятся попасть в любой уголок квартиры, открыть любую дверь. Они вытаскивают вещи из шкафов, пробуют на вкус мамину губную помаду. Не мешайте детским исследованиям, просто уберите в недоступное место все опасные предметы.

Научите ребенка не только ломать, но и создавать. Многочисленные игры для дошкольников на развитие мышления дают огромный простор для творческого процесса. Можно обойтись и без дорогого дидактического материала. Стройте башни из кубиков, лепите снеговиков. Летом возьмите на прогулку ведерко, совок и набор формочек. Даже самого непоседливого малыша можно некоторое время удержать на одном месте, если он займется игрой с песком.

Не гуляйте все время на одной и той же детской площадке, ходите по разным местам. Одинаковая обстановка не дает новых впечатлений, которые являются важной пищей для развития мышления.

В этом возрасте формированию детского мозга очень помогут развивающие центры, мобили, всевозможные шкатулки и коробочки, куда можно положить небольшой предмет. Купите ребенку пирамидки, кубики, игрушки, которые можно собирать и разбирать. Мелкая моторика, необходимая для этих действий, стимулирует развитие мозга и хорошо подготовит малыша к переходу на формирование следующего, наглядно-образного типа мышления.

Если малыш не хочет заниматься конструктором или кубиками, проявите хитрость. Попробуйте собрать сами, сделайте вид, что ничего не получается, и попросите вам помочь.

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Когда малышу исполнится 3 года, нужно развивать его наглядно-образное мышление. Родителям ни в коем случае нельзя мешать этому процессу. На прогулке малыш тянет папу к дереву показать, что у того есть глазки и ротик. Стремящийся вложить в голову ребенка как можно больше научных знаний мужчина говорит, что большое отверстие – это дупло, а круглые точки – следы от отвалившихся веток. Волшебство пропало, сказочный дуб с добрым лицом превратился в обычное растение – и стремление находить в привычных предметах что-то новое начинает угасать. Общаясь с ребенком, забудьте о своем возрасте, посмотрите на окружающие предметы глазами маленького человечка и вместе с малышом придумайте, на что они похожи.

Около трех лет дети иногда отвергают дорогих нарядно одетых кукол и играют со щепочкой, деревянной ложкой или старым пупсом, на котором уже не видно лица. Такому явлению можно только порадоваться: юному фантазеру неинтересны игрушки, где все понятно и придумать уже ничего нельзя. Зато в сухой ветке он увидел такую куклу или зверюшку, которая ему нужна. Не ругайтесь, что малыш несет домой с улицы то камень, то обломок доски, – вместе подумайте, что это такое и как этот предмет можно применить.

Некоторые дети с пеленок начинают замечать похожие признаки в совершенно разных предметах, у других такую способность нужно развивать. Существует несколько игр, которые помогут ребенку научиться строить образные ассоциации. В магазинах можно приобрести головоломки, где из нескольких элементов нужно сложить различные фигуры. В домашних условиях можно использовать все, что попадется под руку, и придумать множество игр и соревнований.

  1. Возьмите картинку, кубик или другой предмет и предложите придумать как можно больше образов, на что это похоже.
  2. Нарисуйте половину бабочки, снежинки или другого симметричного изображения. Малыш должен закончить картинку.
  3. Составьте из спичек геометрическую фигуру и попросите переложить 2-3 палочки, чтобы получилось другое изображение (флажок из домика, танк из корабля).
  4. В сетке 3х3 квадрата нарисуйте 3 разных мячика или домика. 2 клеточки оставьте пустыми и попросите их заполнить, чтобы в каждом ряду и столбце оказались разные предметы.

Развитие абстрактно-логического мышления

Без развитого абстрактно-логического мышления невозможно получать новые знания, решать задачи, проводить исследования. Даже животное можно научить нажимать на ручку, чтобы открыть дверь. Но что делать, если она не открывается? Именно этот тип мозговой деятельности заставит мыслящего человека обследовать весь проем, повертеть рукоятки на замках, проверить шпингалеты и разобраться в причине возникшей проблемы.

Дошкольники могут решать простые математические задачки: к 3 яблокам прибавить 2 и сосчитать, сколько получилось. В школе детям придется делать сложные расчеты, где без формул, уравнений, а позже и интегралов уже не обойтись. Если у ребенка не развито абстрактно-логическое мышление, учеба превратится для него в пытку. Не нужно сваливать вину на наследственное отсутствие способностей – мозг, как и мышцы, следует тренировать.

Чтобы заложить основы логического мышления, занимайтесь с ребенком играми, в которых нужно выделять сходные и различающие признаки предметов. Рассыпьте перед ним пуговицы и попросите разложить их на несколько кучек, в каждой из которых предметы будут чем-то похожи. Если малыш затрудняется, дайте ему задание сами, например: красные отдельно, черные отдельно, зеленые отдельно. Возможно, он сам разделит пуговицы на группы, но вы не сможете понять, по какой системе это сделано. Не говорите сразу, что так неправильно, разберитесь, что ребенок увидел в этих предметах. Он мог отделить красивые от некрасивых или те, которые он уже видел, от незнакомых. Такая классификация тоже допустима.

В ожидании автобуса или в очереди ребенку становится скучно, он начинает ныть или баловаться. Не раздражайтесь – сейчас самый удобный момент заняться развивающими играми. Вариантов существует очень много.

  1. Съедобное – несъедобное. Вы называете любой предмет, а ребенок должен определить, годится ли он в пищу. Со временем игру можно усложнить, например, назвать сырое мясо или куклу из пряника.
  2. Найти лишнее. Вы называете 5 слов, к примеру: кошка, собака, стул, корова, коза. Ребенок должен сказать, что здесь лишнее и почему.
  3. Закончи фразу. Начните предложение, а ребенок пусть его закончит, назвав причину: мы вышли из дома в плащах, потому что… (идет дождь).
  4. Назови одним словом. Вы называете несколько предметов, а малыш должен назвать их одним словом: стол, стул, диван – мебель; суп, каша, хлеб – еда.

Игр, развивающих абстрактно-логическое мышление, существует множество. Начните играть с дошкольником в шашки, потом можно освоить шахматы и нарды. Вы не просто двигаете фигуры – мозг в это время анализирует ситуацию, предвидит возможные ходы противника и ищет лучший ответ на них. Не ругайтесь, если ребенок увлекся пасьянсами, пазлами, сборкой кубика Рубика. Он не попусту теряет время, а учится просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, искать верное решение среди множества комбинаций, развивает разум и логику.

В мыслительных способностях человека не все зависит от наследственности. Ученые наблюдали близнецов, воспитывающихся в разных семьях, и определили, что дети, развитием которых серьезно занимаются, становятся смышленее и сообразительнее братьев и сестер, на которых обращали мало внимания. Не нужно заваливать малыша головоломками и развивающими играми, чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами. Совместные занятия, развивающие мышление и речь, принесут намного больше пользы.