Как научить знакомых детей. «Не кричать, а уходить»: Правила детской безопасности

Одна из основных ошибок родителей - попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, - не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий - ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy , о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

- Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, - то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая - люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция - это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

- Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

- Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

Дело в том, что аналитический ум - это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

Первый и главный момент - это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы - возвращаться обратно в школу, если из дома - домой. Если он один в городе - в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие - что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это - в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» - и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство - тревожный звонок.

- Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

- Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

- Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

- И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

- Этому вы тоже учите на тренингах?

Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить - в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, - а благодарить. Это более равная позиция.

- Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

- А это не слабая позиция? Бежать, жаловаться родителям?

Что очень важно и о чем забывают наши родители, - это то, что необходимо учить ребенка уходить от проблемы. У нас ведь что зачастую слышишь? Получил - дай сдачи. То есть родители учат конфликту. Но почему бы в той ситуации, когда ты уже «получил», не сообразить, что дальше может стать хуже. Может стать реально опасно и закончиться, как угодно. Что есть моменты, когда нужно просто уйти. Всегда может найтись противник сильнее. Или несколько противников. Может, и здорово выглядит образ «наказания хулигана». Но ведь может статься и так, что в итоге сам и пострадаешь. И ради чего?

Мы учим, как не реагировать на провокацию, агрессию. Как не допустить вспышки конфликта и контролировать свои эмоции. Отдавать себе отчет в том, что злишься, но сейчас уйдешь от конфликта, потому что он может представлять угрозу. Особенно это важно во взаимоотношении со сверстниками, для предотвращения буллинга, травли.

- То есть учить не столько защищаться, сколько анализировать ситуацию и прогнозировать последствия?

Именно. На тренингах мы как раз обыгрываем разные ситуации, показываем разные исходы, проигрываем ситуации травли, когда все кричат на одного. Это дает возможность почувствовать себя и тем, кого травят, и агрессором. Понять, как ты будешь выглядеть, если ты уйдешь, если не ответишь. Что будешь чувствовать ты, что будут чувствовать окружающие. Мы проговариваем, какой из вариантов самый конструктивный.

Важно вообще менять культуру отношения к безопасности. Учить не только детей, но и взрослых.

- Как заговорить с ребенком о безопасности? Когда начинать объяснять?

Нужно с самого малого возраста показывать все на своем примере, с объяснениями. Например, чем меньше ребенок, тем чаще его угощают на улице. Объясните, что если угостили, посмотри на маму, она скажет - можно или нет. Также важно при ребенке показывать недопустимость нарушения личных границ. Многие жалуются, что малышей часто трогают, треплют за щечки. И родители в гневе срываются на оскорбления и недовольство. В то время как намного конструктивней просто сказать «пожалуйста не надо, нам это неприятно». Спокойно и уверенно. Цель - не рассказать окружающим, что мы думаем о них, а избежать конфликта и неприятной ситуации. Таким образом мы даем ребенку инструмент. Показываем, как он сможет сделать то же самое. Ведь оскорбить взрослого он все равно не сможет. А научиться спокойно возразить - вполне.

- В нашем детстве дети часто гуляли одни, сейчас же родители не выпускают на улицу даже школьников. Как вы считаете, мир правда стал опаснее?

Я не думаю, что стало намного опаснее. По крайней мере, мое детство не было таким уж безопасным. Вспоминаю разные истории, о которых просто не знали мои родители. Потому что родителям было страшно сказать. Да, число преступлений растет, но растет и количество людей в городе. И в целом сейчас работает больше правил, за ситуацией больше следят. Если раньше эксгибиционист мог гулять по улице достаточно долго, сейчас это все-таки пресекается.

Растет осведомленность. Раньше знали, что происходило во дворе и о чем писали в газетах. А в газетах писали далеко не обо всем. Теперь есть интернет, мы знаем очень много. И больше боимся. Есть в этом свои плюсы, есть и минусы. Опять же, преступники стали изощреннее: раньше заманивали на конфетку, потом на щеночка, теперь зовут к маме. Потом придумают еще что-нибудь.

Именно поэтому мы не пугаем детей конкретными ситуациями, а учим безопасным принципам поведения в целом. Приемам, которые сработают в любой ситуации, с какими бы новыми словами не подошел тот самый «незнакомый».

Чему нужно научить ребенка:

1. Держать безопасную дистанцию. Повторяющиеся попытки ее нарушить - это сигнал опасности.

2. Уточнить у взрослого, которому доверяешь. Если не спросить разрешения, то хотя бы поставить в известность.

3. Оценить ситуацию. Помнить: взрослый никогда не попросит помощи у ребенка, а родители никогда не пошлют за ребенком незнакомого.

4. Уходить в безопасное место. Домой, в школу, в любое учреждение (например магазин).

Уже в раннем возрасте у ребенка формируются навыки общения, умение устанавливать контакт со сверстниками и появляется возможность завести друзей. Социально адаптируясь и развиваясь, малыш должен узнать все стороны дружеских отношений. Часто можно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, либо сами могут обидеть других детей. Однако чтобы малыш познал настоящую дружбу, родителям не стоит помогать и вмешиваться в процесс построения дружеских отношений с людьми.

Крепкая дружба на долгие годы может начаться уже в детском возрасте

Развиваем навыки общения

Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.

Общие принципы

В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:

  1. Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему.
  2. Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку. При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании.
  3. Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим. Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.


В детском возрасте знакомиться с новыми людьми и находить друзей достаточно просто

Хорошо себя вести

Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане. В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение. Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток. Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.

Сочувствовать и быть вежливым

В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.

Крохе важно научиться сопереживать другим и разумно реагировать на них. Развитию этих навыков будет способствовать постоянная практика в семье. Старайтесь каждый день показывать крохе пример.

Оказывать малышу поддержку

Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.



Родителям следует наблюдать, как ребенок проявляет себя в общении с другими детьми

Планировать встречи

Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома. Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу. Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.

Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:

Родителям важно знать, как научить ребенка дружить. Во-первых, необходимо объяснить, что такое дружба и поведать о правильном поведении с другом. Для этого можете заняться просмотром мультиков о дружбе или почитать книжки. Вся информация, которую малыш получит, будет направлена на формирование правильного представления о дружеских отношениях.



Не нужно стесняться говорить с ребенком о дружбе - эта информация поможет ему в построении гармоничных взаимоотношений

Уже в раннем возрасте детей важно научить уважать, ценить друзей и оказывать помощь близким. Немаловажно, чтобы ребенок мог уступать, находить компромиссы в сложившейся ситуации. В том случае, когда ребенок начнет относится к дружбе достаточно серьезно, он сможет стать настоящим другом. Тем детям, которые рано пошли в детский сад, либо родители часто ходили с ними в гости и посещали многолюдные места, намного легче наладить контакт с окружающими, чем тем, которые росли лишь в кругу мамы с папой и близких родственников.

Некоторые малыши из-за стеснения не могут первыми начать разговор с другими детьми. В данном случае родителям стоит придать ребенку уверенности в себе. Во время домашних праздников, где будут находиться и другие дети, нужно вовлечь свое робкое чадо в совместные игры.

Только ни в коем случае не надо заставлять его что-то делать и говорить «иди, играй вместе со всеми». Просто помогите ему справиться со своим страхом перед общением. Чтобы малышу было легче приспособиться, познакомиться и подружиться со сверстниками, в игре могут принимать участие и взрослые. Так играть станет еще увлекательнее.



Если у ребенка возникают проблемы с общением, нужно сообща преодолевать их

Как помочь найти друзей в детском саду?

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, у него появляется возможность найти первых друзей (см. также: ). Однако не всем детям удается наладить контакт с малышами по группе. Перед родителями встает вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками.

Родителям на заметку:

  1. Следует объяснить малышу на своем примере понятие дружбы. Детям свойственно подражать взрослым. Чаще принимайте у себя друзей или сами ходите в гости. Наблюдая, как взрослые общаются между собой, ребенок научиться сам заводить друзей.
  2. Надо научить чадо правилам знакомства. Расскажите ему, как нужно здороваться при встрече и прощаться. Детей в раннем возрасте можно обучать нормам общения, используя в качестве примера игрушки. Тренируясь на игрушках, ребенку намного проще будет установить контакт другими детьми в садике или на детской площадке (рекомендуем прочитать: ).
  3. Заниматься с малышом чтением сказок, просмотром мультфильмов. Многие из них повествуют о том, как важно уметь дружить, чтобы суметь выкрутиться из трудных ситуаций. После совместного просмотра дайте ребенку высказать собственное мнение о герое и сюжете.
  4. Обучить малыша избегать конфликтных ситуаций. Как правило, общение со сверстниками не проходит без ссор, слез или же драк. Однако любой конфликт – это способ для ребенка приобрести необходимые навыки для общения со сверстниками.
  5. Обучить кроху важным принципам, которые помогут ему отличать хорошее от плохого. Если возникла ссора из-за какой-либо игрушки, выясните у малыша причину, по которой она возникла. Если ваше чадо пыталось отнять игрушку, не принадлежащую ему, следует объяснить, что нехорошо брать чужое. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы хотели забрать его вещь.

Как подружиться с одноклассниками?

Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные. Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.

Однако не стоит исполнять все капризы ребенка - например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 «А» класса».

Памятка родителям:

  1. Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
  2. Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
  3. Не стоит лично «разбираться» с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта - так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.

Родителям важно воспитать ребенка дружным. Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает.

Малышей нужно учить дружить. А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Интересно, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже. Ведь без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения. И хорошо, когда у малыша уже сложился какой-то устоявшийся круг друзей-приятелей. Но ведь бывает, что кроха попадает в новое место, в новую обстановку, например, приезжает к бабушке в деревню или отправляется с родителями на море. И здесь все опять нужно начинать сначала: знакомиться с незнакомыми ребятишками, заводить с ними пусть и мимолетные, но очень важные для малыша дружеские отношения. Ведь одному ох как скучно! Давайте поможем нашим малышам правильно строить свои отношения с другими ребятишками и с самого раннего возраста преподнесем им уроки дружбы.

Песочница, как школа дружбы

Да, именно на детских площадках самых обычных дворов приобретают наши малыши и малышки первый опыт межличностного общения. Попробуй-ка тут, покомандуй, как дома! А во дворе на первое место выходят суровые законы жизни. Ну, не такие уж и суровые, если разобраться. Но совком по голове вполне можно схлопотать... И даже если вы не очень любите гулять у детской песочницы и слушать разговоры других мамочек "за жизнь", время от времени это просто необходимо делать ради малыша. Вполне возможно, что вам удастся отыскать мам-единомышленниц, с которыми будет очень интересно обсуждать перспективы развития детской дружбы. Но даже если нет, направьте свою энергию на совместные игры со своим и соседскими ребятишками. Наука игры со сверстниками – важный и полезный навык, который вы таким образом сможете привить своему ребенку . Наблюдать за играющими крохами – одно удовольствие. И уже сейчас, в самом раннем возрасте, можно заметить некоторые особенности поведения того или иного малыша. Вот этот карапуз – душа компании, он словно магнитом притягивает к себе ребятишек, и они с удовольствием поддерживают начатую им игру. А вон тот тихоня сосредоточенно лепит куличики в сторонке, поглядывая исподлобья на компанию. И на любые попытки вовлечь его в совместную игру, сердито отворачивается и прижимает к себе ведерко и лопату. А вот эта девчушка с не по-детски серьезным личиком внимательно наблюдает за игрой других детей и вмешивается только тогда, когда, по ее мнению, кто-то поступил несправедливо по отношению к другому. Этакий миротворец растет. Наблюдать за малышами очень интересно. И если вы внимательно проследите за играми своего малыша с другими детишками, вы сделаете для себя массу полезных открытий. Прежде всего, нужно немного представлять себе особенности развития детских взаимоотношений. Так, малыши до двух-трех лет, как правило, не умеют самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Их очень интересуют другие дети, им нравится за ними наблюдать, рассматривать их, комментировать их действия, трогать руками. Они с удовольствием играют рядом с другими малышами . Рядом, но не ВМЕСТЕ. В этом возрасте только взрослый может попытаться вовлечь малышей в какую-то общую игру. И при некоторых усилиях вполне можно организовать совместное строительство песчаного домика, игру в мячик, или "кошки-мышки" и прочие "бегалки" и "ловишки". А вот повзрослевшие малыши играть вместе могут. Но у них не всегда это получается. Вот две девчушки "кормят" куклу и укачивают ее в детской коляске. А уже через 5 минут обе пронзительно кричат и тянут несчастную "дочку" в разные стороны. Нужно ли вмешиваться родителям? В этой ситуации – да. Но не с криками: "А ну, прекратите сейчас же! Ира, отдай куклу Насте! Вы что, не можете играть нормально?!" Ну, и в таком духе. Не нужно "выяснять отношения" и разбираться кто начал первый, кто прав и кто виноват. Лучше подойдите к девочкам, присядьте рядышком и пожурите драчуний: "Вот, какая у вас хорошая доченька. Как ее зовут? Маша? Посмотрите, она же плачет. Ей больно, когда ее тянут за волосики. Давайте сначала Ирочка будет ее мамой, а ты, Настя, будешь доктором. И Ира приведет к тебе дочку лечиться. А потом мамой будет Настенька..." Дальше можно немного поиграть с девочками, направляя игру в нужное русло. Подобным образом можно урегулировать практически любой детский конфликт, давая детям понять, что удобный для всех выход найдется всегда. А вот силовые методы разрешения детских конфликтов недопустимы. Даже если кто-то из малышей толкнул и ударил другого. Крик, шлепки и прочие "воспитательные" меры родителей лишь утвердят детей во мнении, что сила – главное оружие для выяснения отношений. Не нужно выяснять, почему Саша толкнул Дашу или засыпал ей глаза песком. Может быть, он это сделал случайно, а мы накинемся на него с обвинениями. Лучше присесть возле Саши, обнять его и рассказать спокойно и дружелюбно о том, что песок в глазах – это больно и неприятно. "Обидел ты Дашу, она плачет. Не нужно обижать других деток. Разве тебе будет приятно, если Даша точно так же поступит с тобой? Она первая тебя толкнула? Может, она сделала это случайно? Ты думаешь, что специально? Тогда нужно было просто попросить ее, чтобы она не толкалась, а не сыпать песок. Посмотри, какая она хорошая девочка! У нее такие красивые волосики, бантик... Давай извинимся перед ней, скажем: Даша, не обижайся, Саша постарается так больше не делать. Дадим Даше поиграть твоим самосвалом?" С эмоциональными и задиристыми ребятишками нужно проводить время от времени подобные беседы, учить их понимать чувства других детей, показывать, как решать конфликты без применения силы. Часто малыши обижают друг дружку еще и потому, что, в силу возраста, просто не понимают, что причиняют другому боль. И наша задача все это им объяснить. Но, не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев, малыши неплохо с этим справляются. А приобретенный таким образом опыт по истине бесценен. Позже можно обсудить с ребенком причину конфликта, подумать, правильно ли малыш поступил, похвалить маленького дипломата за верное решение.

Учимся знакомиться

Умение знакомиться – это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Может ли ваш кроха подойти на детской площадке к незнакомому мальчику или девочке и познакомиться? Есть малыши, которые делают это легко и свободно без всякой помощи со стороны родителей: "Девочка, тебя как зовут? Аня? А меня Маша. Это что у тебя, кукла? А у меня смотри, какой заинька есть! Давай поиграем, как будто они поехали на море..." Все, знакомство состоялось, игра завязалась. А есть ребятишки, которые в силу природной застенчивости стесняются подойти к играющим малышам и предложить дружбу. Чаще всего, это связано с особенностями психики того или иного ребенка . Все люди делятся на экстравертов и интровертов. Понятно, что в чистом виде эти два психотипа встречаются редко, но многие черты прослеживаются у каждого из нас уже с раннего детства. Малыш-экстраверт черпает информацию об окружающем мире от других людей, общение стоит у него на первом месте. Как правило, он не любит одиночества и в большинстве случаев предпочтет коллективную игру индивидуальной. Ребенок-интроверт наоборот больше любит проводить время в гордом одиночестве, играть самостоятельно., а информацию об окружающем получает из своих собственных ощущений и переживаний. У открытого экстраверта обычно не бывает проблем с общением, он сам ищет возможности завязать новое знакомство. Зато ему непросто занять себя самостоятельно. А вот если у вашего малыша прослеживаются черты интроверта, имеет смысл приложить некоторые усилия и помочь крохе научиться знакомиться, общаться, дружить. Одним словом, помочь ему стать более коммуникабельным. Сделать это можно многими способами. Прежде всего, вам помогут любимые игрушки малыша. Поиграйте с крохой в игру "Знакомство". Пусть, как будто, зайка (его озвучивает малыш) играет в песочнице, а мишка (за него говорите вы) хочет с ним познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым "знакомится" малыш. Объясните крохе, что предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым и сердитым лицом и пробубнить что-то типа: "Давай дружить", вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке, которая помогла подружиться даже с "тем, кто сидел в пруду". Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: "Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки..." А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покататься вместе? При помощи игрушек можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, подкорректировать некоторые сложности в его поведении. Подобные ролевые игры объяснят крохе все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

На собственном примере

Если в какой-то семье не принято ходить в гости и устраивать у себя дома веселые праздники, если взрослые всевозможным поездкам и путешествиям с друзьями предпочитают сидение дома у телевизора, если у мамы нет преданных подруг, с которыми приятно иногда поболтать за чашкой кофе, а для папы все окружающие разделяются лишь на людей, полезных или бесполезных для бизнеса, можно не сомневаться, что велика вероятность того, что подобную модель поведения унаследует и их ребенок . Дети многое постигают, многому обучаются, глядя на нас. И если мы сами - люди веселые и общительные, если у нас есть настоящие друзья, с которыми мы периодически встречаемся, если кроха видит наше неподдельное участие в жизни друзей, наше желание прийти друг другу на помощь, то это будет лучшими уроками дружбы, которые мы сможем преподнести нашим детям. Вообще, любое воспитание малыша начинается с общения с ним. И чем больше мы будем говорить с ребенком на самые разные темы, тем лучше. Почаще рассказывайте крохе о своих друзьях детства, о том, как вы познакомились, как развивалась ваша дружба, во что вы играли, повествуйте о ваших детских выдумках и проделках и даже о ваших ссорах и разногласиях. Во-первых, ребенку всегда очень интересно узнать о том, какими были мама и папа в его возрасте. А, во-вторых, при помощи таких рассказов можно без нотаций и нравоучений разъяснить малышу многие непростые вопросы о взаимоотношениях с другими ребятишками. Покажите ребенку на собственном примере, что дружить – это здорово! Полезным уроком для самых маленьких будет то, как мама относится к их друзьям и подружкам. Почаще заводите с крохой разговоры о его товарищах из детского сада или компаньонах по песочнице, выражайте свое позитивное отношение к ним: "А как поживает твоя подружка Вика? Хорошая девочка, правда? А почему давно не было видно Дани? Он заболел? Ой, как жаль. Он такой добрый и веселый! Ну, ничего, скоро он поправится, и вы опять будете вместе играть..." Поощряйте малыша запоминать имена своих первых приятелей, обращайте его внимание, как вас огорчает, если кто-то из них давно не выходит гулять. Так, постепенно, малыш будет учиться относиться к знакомым детям не просто, как к случайным участникам игр, а как к людям для себя значимым, с которыми хочется встречаться, играть, дружить...

Целый мешок приятелей

Во времена нашего детства у нас, как правило, не было недостатка в приятелях. Мы начинали самостоятельные прогулки во дворах гораздо раньше наших собственных детей. Мы играли в дворовые игры, которые сами по себе были замечательным пособием, научившим нас взаимовыручке, дружескому участию, показавшем пути решения споров и конфликтов. Наши же малыши очень часто подобного опыта лишены. Что поделать, окружающая действительность диктует нам свои условия, и мы вынуждены принимать правила игры. Но это вовсе не значит, что малыш-дошкольник, особенно не посещающий детский сад, должен быть лишен опыта первой детской дружбы. Мы просто обязаны дать ему возможность усвоить многие навыки общения в дошкольном возрасте. Ведь малышу , который не умеет дружить и общаться со сверстниками, будет очень непросто "влиться" в школьный коллектив. С самого раннего возраста можно и нужно устраивать для своего малыша "сеансы совместной игры" с другими ребятишками. Не важно, будут ли это малыши ваших друзей или "коллеги" по песочнице, но будет очень здорово, если вы заведете традицию приглашать их в гости и ходить в гости к ним. Нередко бывает, что подобные, "культивированные" отношения со временем перерастают в настоящую дружбу. Но, даже если это и не произойдет – не беда. Главное донести до сына или дочурки основные правила дружеских отношений, привить самые первые моральные качества. Можно вместе проводить всевозможные праздники, отмечать детские дни рождения, устраивать "культпоходы" в театр, цирк, музей, зоопарк, всевозможные прогулки и экскурсии, и просто собираться время от времени, чтобы поиграть в веселее игры. Обращайте внимание малыша, как приятно сделать что-то хорошее для друга. "Сегодня к нам в гости придет Илюша. Давай вместе испечем вкусное печенье к его приходу. Вот как ему будет приятно!" Или: "Давай сделаем красивую открытку на День рождения Кати и выберем для нее самый лучший подарок. Она же твоя подружка! Ты ведь хочешь ее порадовать?" Не возражайте, если ребенок захочет пригласить домой кого-нибудь из знакомых ребят, чтобы поиграть. Наоборот, всячески поддерживайте такое стремление. Имейте в домашнем арсенале игр такие, в которые ваш малыш сможет поиграть со своими друзьями: всевозможные лото, игры-ходилки с кубиками и др. Находите время хоть иногда поиграть вместе с ребятами. Это даст вам неоценимую возможность понаблюдать за отношением вашего малыша со своими приятелями, поможет выявить возможные проблемы в общении и укажет пути решения их этих. Не пресекайте желание ребенка взять в садик, на танцы или, скажем, на занятия в развивающую группу, несколько лишних конфет, чтобы угостить своих друзей. Щедрость – это тоже одно из составляющих дружбы. А в преддверии праздников (Новый год, 8 марта и т.п.) не забудьте вместе с малышом порадовать его друзей небольшими подарочками.

Знай меру!

Просто удивительно, сколько в наших маленьких шустриках заложено энергии для игр, беготни, движения. И в дружбе они порою так же энергичны. "Ма-ма-а-а! Давай пойдем в гости к Ли-и-зе-е-е! Ну, пожа-а-а-луйста! Я хочу с ней поиграть, она же моя самая лучшая подружка!" Многим родителям знакомы подобные детские мольбы. И слова о том, что вы уже были у Лизы в гостях в воскресенье, а вчера она приходила к вам, и сегодня все утро кроха проиграл с ней на улице, не приводят ни к какому результату. Малыш хочет все время проводить со своими любимыми подружкой или другом. И это, в общем, похвально. Но, мера должна быть во всем, даже в дружеском общении. Точно так же, как мы учим малыша вежливости или аккуратности, мы должны научить его быть не навязчивым по отношению к другим людям. В конце концов, у Лизы могут быть какие-то свои дела. И, очень может быть, она совсем не захочет играть именно сейчас. Подобные вещи нужно объяснять малышу снова и снова, подбирая подходящие слова для каждой конкретной ситуации. Почаще напоминайте ребенку , что ходить в гости без приглашения не очень прилично. И если малыш вновь и вновь настаивает на визите в гости, поинтересуйтесь, а приглашали ли его? Точно так же научите сына или дочурку не приставать чрезмерно к людям на пляже или во время любого другого пребывания вне дома. Ведь нередко бывают такие ситуации: отдыхает на пляже семья с ребенком, а неподалеку расположилась другая семья с таким же малышом. Один из ребятишек приходит "в гости" к другому, они знакомятся, и начинается веселая "возня". И все хорошо, но, часто, подобные "визиты" затягиваются. Мама с папой рады, что кроха "пристроен", но ведь стоит учитывать и интересы других людей. Объясните малышу , что прежде, чем присоединиться к чужой компании, нужно обязательно спросить разрешения не только у ребенка , но и у его родителей. И засиживаться слишком долго не стоит. Первое время за этим придется следить вам. Но постепенно малыш и сам почувствует меру, научится быть деликатным и не назойливым.

Сказки спешат на помощь

Вот уж о чем написано, наверное, больше всего детских книжек и песенок, снято мультфильмов и художественных фильмов для детей, так это о дружбе. И вы вполне можете взять их на вооружение, сделать своими союзниками и помощниками. Ведь ваша задача, как родителей, не навязать малышу свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Ваша задача сделать так, чтобы малыш сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом. И именно хорошие книги, фильмы, мультики преподнесут крохе важные, добрые и, главное, доходчивые уроки, заставят задуматься о том, как здорово иметь в жизни настоящих друзей и как важно самому быть хорошим, преданным другом. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным. Вот, например, мультфильм "Самый большой друг" по замечательной сказке Софьи Прокофьевой. Посмотрите вместе с малышом этот мультфильм или прочитайте сказку. Пусть малыш сделает очень важный вывод: самый большой друг не тот, кто больше всех, а тот, кто в беде приходит на помощь. Мультфильм "Мой друг зонтик" и "Сказка о жадности" по книжкам Г.Сапгира тоже отличные "воспиталки" для малыша. И как забыть поучительные истории В.Сутеева "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"? А всем отлично известные и очень-очень любимые "Крокодил Гена" и "Приключения Буратино"? После просмотра того или иного мультфильма или прочтения книги полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка , чтобы он сделал в том или ином случае. И вот еще что. Старайтесь не осуждайте друзей малыша даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка , он имеет на это право. Подобный опыт тоже полезен для малыша. Он научит его отличать искренность от притворства, а доброту от подлости. Если вы правильно воспитываете кроху, ваше позитивное влияние наверняка перевесит чашу весов. Постарайтесь организовывать встречи ребенка с другими ребятишками. Со временем он разберется, что к чему. А, может, новый друг не так уж и плох, как кажется маме? Приглашайте его в гости, общайтесь с ним. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Так что пусть в вашей семье царит мир и любовь, а у крохи будут самые лучшие, самые преданные друзья!

Чему нужно научить ребенка, чтобы не волноваться каждый раз о детской безопасности, отпуская на прогулку или отправляя в школу.

Источник: pixabay

Когда ваш ребенок учился ползать и ходить, вы оберегали его от острых углов, розеток, горячих чашек, предупреждая о том, что может случиться «беда». Ребенок подрос, и теперь самое главное - чтобы он бережно относился к себе и без вашего присутствия. Всем известно, что дети, которые гуляют сами без родителей, могут стать легкой добычей преступников. О безопасности детей и правильном взаимодействии с «чужими» взрослыми рассказывает Анна Носач. А еще предлагает сыграть с детьми в три психологические игры.

Объясните ребенку, кто такой незнакомец

Расскажите малышу, что незнакомец - это тот, кого он не знает. Большинство незнакомых людей добрые, но иногда встречаются опасные, которые могут обидеть. Это может быть мужчина, женщина, дедушка, бабушка или другой ребенок. Главное, что должен понимать малыш, - это чужой человек, с которым никуда и никогда нельзя уходить, даже если он знает его имя или говорит, что знает родителей. Объясните: если ребенок познакомился на площадке с другим ребенком, играть с ним можно только там, где разрешили родители.

Можно ли ребенку доверять незнакомцу?

Есть дети, которые сами с удовольствием идут знакомиться со всеми прохожими, рассказывают им о себе. До трех лет такое поведение можно считать нормальным, здесь просто нужно активное участие родителя и напоминание важного правила: если ты хочешь познакомиться с кем-то, сначала спроси у меня. Но если ребенок и в семь лет абсолютно открыт ко всем окружающим, никогда не сторонится чужих и не отделяет посторонних от близких, то стоит проконсультироваться с психологом.

Научите ребенка

Если подошел незнакомец, то нужно сразу отойти от него подальше, подойти к тому, кого знаешь, и рассказать о том, что к тебе подошел чужой человек. Даже если тебе хотят что-то подарить или просят о помощи - всегда говори «нет» и уходи. Если гуляешь возле дома, не забегай в подъезд, лучше позвони в домофон или позови родителей или знакомых.

Детей помладше можно попросить сообщать о своих перемещениях по квартире или игровой площадке - это сформирует привычку держать родителей в курсе своего местонахождения.

Поиграйте

Инсценируйте встречу ребенка с незнакомцем. Один из родителей может играть роль незнакомца, который что-то дружелюбно предлагает крохе. Ребенок должен сразу отойти и подбежать к другому родителю, рассказав ему о встрече с «чужаком». Разнообразьте игру различными «приманками». Пусть ваш «незнакомец» будет добрым, беспомощным или, наоборот, грозным, требующим, чтобы ребенок подчинился и пошел с ним.

1Агрессивный взрослый Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное - делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.

Научите ребенка Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!»

Поиграйте Выберите любую игру, в которой присутствует захват. Пусть взрослый догоняет и ловит ребенка, а тот должен громко звать на помощь. Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать.

2Знакомые «незнакомцы» К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в клубе или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.

Научите ребенка Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты - обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.
Конечно, чтобы объяснить такие вещи ребенку, понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно. Хорошо вместе с родителями посетить специальные занятия, где малыш в компании с другими детьми сможет научиться правильно действовать.

Поиграйте Попробуйте с ребенком вспомнить сказки, в которых знакомые или малознакомые персонажи поступили с героем нехорошо. Например, Лиса Алиса и Кот Базилио, которые подружились с Буратино, только чтобы получить золотые монетки, мачеха Гензеля и Гретель, которая бросила их в лесу… Только обязательно напомните ребенку, что большинство людей хорошие, но встречаются и плохие. Поэтому всегда нужно говорить родителям или опекающему взрослому, если кто-то зовет с собой.

3.Потерялся! Какими бы внимательными ни были родители, это может произойти: вы оборачиваетесь и видите, что ребенка рядом нет, хотя только что он был рядом! Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.

Научите ребенка Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое - остановись; второе - громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, - не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»

Поиграйте Пусть ребенок играет роль «потеряшки», остановится и громко зовет вас. Подойдите к нему в роли незнакомца и предложите поискать родителей, пойти подождать их в кафе, где есть вкусное мороженое. Ребенок должен отказываться. Игра поможет крохе запомнить алгоритм действий. Попробуйте поменяться ролями, чтобы ребенок стал «незнакомцем» и пытался позвать с собой «потеряшку». Так малыш поймет, что есть люди с разными мотивами, и вы сможете ему продемонстрировать правильную модель поведения.

Советы родителям, которые хотят обучить ребенка безопасному поведению:

  • С раннего детства старайтесь вместо запретов формулировать просьбы. Вместо «Не убегай далеко» говорите: «Будь там, где сможешь видеть меня, а я - тебя» или просто «Иди рядом со мной».
  • Демонстрируйте детям пример осторожного и безопасного поведения: пристегивайтесь в автомобиле, не перебегайте улицу на красный свет, не разговаривайте с незнакомцами.
  • Уважайте ребенка, его чувства, мнения, не высмеивайте его и не учите слушаться кого-то только потому, что он взрослый. Тогда ребенок привыкнет, что его должны уважать и другие взрослые, и не позволит чужим манипулировать собой.
  • Не запугивайте сына или дочь страшными историями. Лучше играйте и формируйте нужное поведение. Если не знаете, как и во что играть, - сводите ребенка на специальные занятия и тренинги по безопасности.
  • Не принуждайте ребенка к объятиям, когда ему этого не хочется. Не заставляйте его целовать кого-то из вежливости.