Конспект внеурочного занятия "этикет на каждый день". Занятие по этикету "в мире вежливости"

Цель : формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных местах в соответствии с особенностями коммуникативной и психосексуальной культуры;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих возрасту и полу;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; мяч; сюжетные картинки о правилах столового этикета, книги (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», О. Дриз «Про веселый пирожок», В. Осеева «Волшебное слово»), настольно-печатная игра «Уроки этикета».

Перед началом занятия в группу входит воспитатель младшей группы.

Воспитатель младшей группы . Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, ребятам моей группы быстро запомнить правила поведения. Некоторые из них они уже знают: здороваются при встрече, прощаются при расставании, благодарят за услугу. Но вот о выполнении других правил они часто забывают. И вдруг я вспомнила о вас, ребята. Вы хорошо знаете, как вести себя в той или иной ситуации. У вас в группе много разных игр, картинок, карточек-символов, книг о том, как правильно вести себя за столом, в гостях, в транспорте, при разговоре с другими людьми. И я подумала, что если бы и у нас в группе были картинки, игры, которые постоянно напоминали бы ребятам о правилах поведения, они быстрее бы научились их соблюдать. Пожалуйста, подберите или нарисуйте детям младшей группы такие картинки. Я очень хочу, чтобы они хорошо знали и выполняли правила поведения.

Воспитатель . Ребята, как можно помочь воспитателю младшей группы?

Дети . Можно подобрать картинки с изображением правил поведения; мы можем прийти к ним в группу и рассказать об этих правилах, поиграть с ними в игры, прочитать им стихи о том, как правильно себя вести; можно подобрать книги, игры и подарить их малышам.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь воспитателю младшей группы и ее воспитанникам. А чтобы правильно подобрать картинки, которые могут помочь малышам быстро запомнить и выполнять правила поведения, давайте вспомним стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте». Кто из вас хочет его рассказать?

Дети по желанию читают стихотворение.

О каком вежливом волшебном слове говорится в этом стихотворении?

Дети. О слове «здравствуйте».

Воспитатель . Ребята, а почему от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее?

Дети . Всем людям приятно слышать вежливые слова.

Воспитатель. Очень важно знать и выполнять правила, которыми люди пользуются во время беседы. Какие из них вы знаете?

Дети. Нужно смотреть в глаза, называть друг друга по имени, улыбаться при встрече, говорить вежливые слова.

Воспитатель . Послушайте стихотворение о другом вежливом слове. У этого стихотворения нет заглавия. Вы его должны придумать.

Маша знала слов не мало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама

Про него твердит упрямо:

— Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого...

В. Голяховский

Как вы назовете стихотворение? Какое же слово пропало?

Дети. Это слово «спасибо».

Воспитатель . Послушайте стихотворение еще об одном вежливом слове.

Ребенок читает стихотворение Р. Алдониной «Козлик».

Какое же вежливое слово помогло девочке благополучно пройти мимо козлика?

Дети. «Пожалуйста».

Воспитатель . Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Игра «Будем вежливыми»

Воспитатель вызывает двух мальчиков — Сашу и Мишу. Саша держит в руках мяч. Воспитатель предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша . Здравствуй, Саша.

Если ребенок не обратился к напарнику по имени, воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову — делают поклон.

Воспитатель. Миша, попроси у Саши мяч.

Миша . Саша, дай, пожалуйста, мне мячик.

Саша . Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша . Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша . До свидания, Миша.

Миша. До свидания, Саша.

Воспитатель следит за тем, чтобы участники обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики. Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: воспитанники во время разговора должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, но говорить достаточно громко. По желанию инсценировку можно повторить с другими детьми.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните другие вежливые слова.

Игра-соревнование «Кто больше назовет вежливых слов»

Дети делятся на две команды и по очереди называют вежливое слово («здравствуйте», «до свидания», «простите», «извините», «спокойной ночи», «с добрым утром», «будьте добры», «пожалуйста» и др.). Побеждает команда, которая назовет больше слов.

Воспитатель . Ребята, а вы можете быть добрыми, вежливыми и внимательными? Давайте проверим это.

Игра «Ласковое слово»

Дети садятся в круг. После слов воспитателя: «Волшебную палочку в руки возьму и ласковое слово другу подарю», дошкольники начинают передавать друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова соседу.

Воспитатель. Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным, солнечным! А теперь пришла пора вспомнить пословицы про добрые, вежливые слова: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать — посошок в руку дать», «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет». Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово сказать, что дождь в засуху»?

Дети отвечают.

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов и умеете правильно их говорить. Предлагаю вам отобрать картинки, которые помогут детям из младшей группы быстро запомнить и научиться выполнять правила поведения во время разговора.

Дети выбирают нужные картинки.

Ребята, вспомните правила, которыми пользуются все люди за столом.

Дети. Нужно уметь правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, не кричать, не тянуться через весь стол, помогать друг другу, говорить «спасибо» после еды.

Воспитатель . Какие вы молодцы! Много правил вспомнили! Давайте отберем картинки, которые помогут малышам быстро запомнить правила поведения за столом во время еды.

Дети выполняют задание.

Ребята, дети из младшей группы любят не только рассматривать картинки, но и слушать стихи, потешки. Какие потешки может прочитать им воспитатель во время еды?

Дети

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Детки — за молоко.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули

К маленькой Алене.

Сидят и рядят,

Чем ей угодят:

То ли кашей с молоком,

То ли бубличком с медком,

То ли сладким яблочком.

Пришел кисель,

На завалочке присел,

На завалочке присел,

Поесть Олечке велел.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много потешек вспомнили! Подумайте, как еще можно помочь малышам быстро запомнить правила поведения за столом.

Воспитатель. Вспомните, в каких книгах рассказывается об этих правилах?

Дети. «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Про веселый пирожок» О. Дриза, «Волшебное слово» В. Осеевой.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте, театре.

Игра «Уроки этикета»

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три группы, каждой группе — по карте. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их рядом с большой картой. Если на картинке изображено правильное поведение героев, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае неправильного поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.

После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведению персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

Воспитатель. Ребята, сегодня после сна мы все вместе сходим в младшую группу, и вы расскажете малышам с помощью картинок о правилах поведения во время разговора, о том, как правильно вести себя за столом, в транспорте, театре, гостях. Эти картинки, игры, книги мы оставим в младшей группе, чтобы ребята быстрее запомнили правила поведения.

«Встречаем гостей»

Разработчик:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 6 г. Минеральные Воды

Кудрявец Сусанна Владимировна

Театрализованное занятие по этикету

Тема: «Встречаем гостей»

Цель: знакомство с правилами речевого поведения при встрече гостей, с правилами поведения за столом, развитие коммуникативных способностей детей.

Оборудование: аудиопроигрыватель, аудиозапись мелодий песен «Разноцветная игра», «Доброе слово», «Улыбка», декорация праздничного стола.

Ход занятия.

Группа ребят исполняет «Песенку об очень важном»

Музыка А. Захаровой. Стихи Л. Рыжова.

Во дворе и школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

С языка сорвётся грубость,

Или глупость, или гнев –

И обидеть можно друга,

Коль забудется припев:

Припев:

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Он всегда и всюду нужен

На любой твоей тропе.

С этикетом если дружен,

Значит, помнишь ты припев:

Припев тот же.

Учитель: Сегодня на занятии вы, ребята, познакомитесь с правилами приёма гостей, узнаете о том, как надо вести себя за столом, как сделать, чтобы гостю у вас было уютно и нескучно.

Итак, первое с чего мы начнём, это представление гостю незнакомых ему людей.

Взрослые и дети по-разному ведут себя во время знакомства. Взрослые называют полностью свою фамилию, имя и отчество, а дети – только фамилию и имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому, услышав фамилию и имя нового знакомого, говорят: «Очень приятно» или «Очень рады». Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть-чуть наклоняют голову и сразу поднимают её. Это этикетные движения и этикетные жесты.

Сценка «Знакомьтесь, пожалуйста!»

Учитель: В одном большом городе жила-была одна дружная семья. Однажды к ним в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?

Папа: Разрешите представиться – Муратов.

Меня зовут Александр Ильич.

А это отец наш – Илья Фомич.

Позвольте представить, будем знакомы,

Самую старшую в нашем доме:

Муратова Мария Донатовна.

Нина Михайловна: Очень рада! Очень приятно!

Бабушка: Мы тоже гостям всегда рады.

Нина Михайловна : Гостеприимство для гостя награда.

Папа помогает гостье снять пальто. Все проходят в комнату. Нина Михайловна садится в кресло. Внезапно вбегает Федя, за ним входит Нюша.

Федя: Тётя, знакомьтесь со старшим братом.

Я главный в доме – Федька Муратов.

А та, что развесила ушки-хлопушки,

Салага и плакса – сестра моя Нюшка.

Нина Михайловна удивляется. Папа отводит Федю в сторонку и беседует. Федя возвращается и подходит к гостье.

Федя: Простите, пожалуйста, мне нездоровится,

Да я и не знал, как надо знакомиться…

Я – Фёдор Муратов, а это – Нюша –

Девочка умная и послушная.

Нина Михайловна: Рада знакомству с Федей и Нюшей. Хочу угостить вас душистыми грушами.

Федя хватает сразу две груши и ест с большим аппетитом, а Нюша берёт одну грушу.

Нюша: Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно.

Нина Михайловна: У вас хорошо и уютно, как дома!

Приятная встреча! Будем знакомы!

Обсуждение сценки.

Почему папа представляет гостье всех членов семьи?

Какие слова говорят при знакомстве?

Хорошо ли вёл себя Федя?

Как он исправил свою ошибку?

А, что следует сказать, когда вас угощают?

Как вёл себя при этом Федя?

Учитель: Очень важно соблюдать правила приличия за столом. Сейчас ребята-консультанты познакомят вас с некоторыми из них.

1-й ребёнок : Не рекомендуется сидеть слишком далеко или слишком близко от стола и класть локти на стол. Этим можно стеснить соседа. На стуле нужно сидеть прямо, не нагибаясь слишком низко над тарелкой. Не полагается тянуться через стол.

2-й ребёнок: Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть её и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно коснуться губ, вытереть ею концы пальцев. Закончив еду, салфетку не складывают, а кладут на стол.

3-й ребёнок: Не эстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Необходимо следить за собой во время еды, соблюдая установившиеся правила. Есть с аппетитом – это не значит, есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от еды. Не сумев съесть соус с основным продуктом – мясом, рыбой, лучше оставить его на тарелке.

4-й ребёнок: Нужно знать, что нельзя своим ножом, вилкой брать кушанье из общих тарелок, ваз, подносов, блюд. Для общих блюд подают специальные вилки, ложки и ножи, которые отличаются своей формой и размерами. Ими можно брать кушанье себе на тарелку.

5-й ребёнок: Но существуют продукты, которые берут руками. Это хлеб, печенье, пирожные, фрукты, кусковой сахар (если для него не положены специальные щипцы). Такой порядок принят не случайно: их не надо делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев. Кроме того рука касается только одного куска, который затем и кладут себе в тарелку или в чашку.

Учитель: В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка.

Сценка «Простите, пожалуйста!»

Бабушка: Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок.

Нина Михайловна: Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

Как говорят, угощение знатное.

Тают во рту и пирог, и печенье.

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная…

В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье, слизывая варенье, опрокидывает чашку.

Нина Михайловна: Знает мальчик или нет,

Что такое этикет?

Федя пожимает плечами.

Федя: Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать? Сейчас вспомню…

Бабушка: Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу прощения

За Федино глупое поведение.

Бабушка помогает Нине Михайловне избавиться от пятна, папа объясняет Феде его ошибки. Все возвращаются в комнату.

Федя: Я был неловок. Прошу прощения.

Я виноват я прошу извинения.

Нина Михайловна: Что ж, Федя, тебя от души я простила

Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у неё манеры.

Учитель: В гости ходят не только взрослые, но и дети. К маленькому гостю нужно быть внимательным: предложить игру, занять разговором; если хозяин или гость поёт, танцует или читает стихи, его нужно внимательно слушать, не перебивая.

В гости к Нюше пришла её подруга Маша.

Нюша: Здравствуй, Маша, проходи,

Нашей гостьей будь

Если хочешь, посиди,

Чтобы отдохнуть.

Если хочешь, посмотри

Новенькую книжку.

Если хочешь, покачай

Плюшевого мишку.

Появляется ухмыляющийся Федя.

Федя: Нюшка – погремушка,

Машка – деревяшка!

Как у нашей Нюшки

На носу веснушки!

Как у нашей Машки

Чуб, как у барашки!

Нюша грозит брату. Федя делает виноватое лицо.

Федя: Ладно-ладно, я больше не буду, примите меня играть!

Входит бабушка.

Бабушка: Нюша, Машенька, ребята! Не могли бы вы спеть для нашей гостьи?

Нюша: С удовольствием!

Маша: Давайте нашу любимую песенку «Улыбка».

Дети исполняют песню.

Нина Михайловна: Как приятно слушать мне пение детей!

Учитель: А потом Нюша и Федя предложили гостям весёлый танец.

Ребята исполняют танец «Разноцветная игра» (см. Приложение)

Обсуждение сценки.

Что вы можете сказать о поведении Феди за столом?

Как ребята встретили свою подругу?

А какие интересные занятия для своих гостей можете предложить вы?

Учитель: Незаметно прошло время. Гостям пора домой. Все прощаются с гостями.

Сценка «Прощание с гостями»

Дедушка: Всего вам доброго!

Бабушка: Всего хорошего!

Папа: Рады были познакомиться!

Мама: Надеюсь, мы скоро встретимся, приходите в гости, пожалуйста!

Нюша: Спасибо за груши. До свидания!

Федя: До свидания. Нина Михайловна, простите меня. Я вёл себя плохо. Но когда вы придёте к нам в следующий раз, я буду вежливее. Приходите в гости, пожалуйста.

Нина Михайловна: Спасибо за хлеб-соль, за приятный вечер. Было очень весело. Приходите и вы в гости всей семьёй. Буду очень-очень рада. До новых встреч!

Обсуждение сценки.

С какими словами прощания познакомились в этой сценке? Какие ещё слова прощания знаете вы?

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие по этикету. Я думаю, знания, полученные на этом занятии, помогут вам организовать встречу гостей

Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость – чудесная, добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебства частица!

Если будем вежливы

Каждый день и час –

Станет мир счастливее

Приучать детей быть вежливыми необходимо с самого раннего возраста. От этого зависит то, насколько хорошо ребенок впишется в современное общество, насколько быстро освоит которая ему потребуется в будущем. Правила этикета для детей проработаны многими психологами, однако преподносить их приходится именно родителям.

Что такое этикет?

Данное понятие представляет собой определенную между людьми, благодаря чему между ними завязывают отношения (дружеские, романтические, семейные и прочие). Этикет для детей школьного возраста в некоторых учебных заведения преподают с младших классах, а некоторых вообще не имеют и малейшего представления о таком важном предмете. Именно для того, чтобы мальчики и девочки в будущем могли нормально существовать в обществе, родители должны научить их этой технике общения.

Не изжил ли он себя?

Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоя о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен. Правила этикета для детей можно условно разделить на несколько групп:

  • столовый (как вести себя за столом);
  • гостевой (как вести себя в гостях и с гостями);
  • речевой (как разговаривать с ровесниками, со взрослыми, незнакомыми людьми);
  • в общественных местах (как себя вести в общественном транспорте, парке, магазине, театре, цирке, кинотеатре и прочих).

Все это родители должны прививать с раннего возраста, пока мозгом наиболее быстро усваивается информация и манеры поведения. Примечательно, что этикет для детей включает все вышеописанные пункты, просто с учетом возрастных особенностей.

2-3 года

В этот период малыши еще только начинают свое активное общение посредством речи с окружающим миром. И именно в это время необходимо начинать объяснять им простейшие правила этикета для детей. Прежде всего столового. Что он собой представляет? Свод небольших, но довольно значимых правил, которые должны быть известны детям.

Столовый этикет

Прежде всего, малыши не должны выплевывать еду, размазывать ее по столу, выбрасывать из тарелки. Это самое основное правило. для детей 2-3 лет не слишком обширный. Достаточно того, что малыши будут вести себя тихо и спокойно за столом, не будут разговаривать во время еды.

Культура речи

Детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако это не повод отказываться от них. Малышам с раннего возраста нужно говорить "волшебные" слова, которые в будущем им пригодятся. А именно:

  • спасибо;
  • пожалуйста;
  • здравствуйте (привет);
  • до свидания (пока);
  • приятного аппетита;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро.

В этом же возрасте стоит приучить ребенка по пустякам, не жаловаться на других. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе). Уроки этикета для детей 2-3 лет можно проводить в игровой форме, чтобы малышам было интереснее и проще воспринимать новую информацию. Например, обыграть любимыми игрушками ту или иную ситуацию (зайчик сказал мишке "спасибо" за конфетку).

4-5 лет

В этом возрасте дети становятся уже более восприимчивыми к новым знаниям, а также больше открыты для речевого общения, ведь их словарных запас уже довольно обширен. А потребность в разговорах и коммуникациях существенно возрастает. Именно в 4-5 лет можно начинать изучать "этикет в гостях" для детей.

Гостевые правила общения

Во-первых, отправляясь к знакомому или другу, нужно взять из дома хорошее настроение. Поскольку дети такого возраста редко ходят в гости самостоятельно, родители должны проследить за тем, насколько их ребенку хочется куда-то идти в принципе. Если дошкольник будет расстроен или удручен, то ничего хорошего в общении у него может и не выйти.

Во-вторых, нельзя чего-то требовать от хозяина дома. Родители должны объяснить ребенку, что в гостях ничего трогать без разрешения не разрешается. А тем более требовать! Вот тут могут прийти на помощь "волшебные" слова, которыми малыш может попросить то, чего ему хочется, у хозяина дома. Этикет для детей дошкольного возраста подразумевает, что ребенок сможет наладить контакт мирным путем.

В-третьих, нельзя сидеть допоздна. Даже если очень хочется, даже если не все игры были переиграны, а дела переделаны. Стоит сразу (еще до похода в гости) объяснить ребенку, что хозяину нужно вовремя покушать, помыться и лечь спать, независимо от вашего посещения, а значит, уйти домой нужно тогда, когда решат родители.

Если же к вашему малышу пришел друг, то ваш хозяин должен знать о том, как себя нужно вести:

  1. Делиться своими игрушками и вещами.
  2. Не обижать и не задирать гостя.
  3. Угощадь сладостями и лакомствами.
  4. Развлекать гостя, чтобы ему не было скучно и тоскливо.

Правила этикета для детей не такие уж и сложные, однако если пропустить хотя бы одно из них, есть риск получить эгоиста и бирюка вместо ласкового и приветливого малыша.

Школьники младших классов

После того как детский сад уже остался позади, ребенок испытывает некоторый стресс, попав в младшую школу. Однако правила этикета остаются неизменными для него. Более того, они только прибавляются. Так, например, в этом возрасте становится актуален расширенный столовый, речевой и общественный этикет.

Как быть за столом?

В нагрузку к тому, что уже было известно ребенку, прибавляется несколько новых правил:

  • не класть локти на стол;
  • начинать прием пищи вместе с остальными, а не раньше и не позже их;
  • заканчивать трапезу словами благодарности, даже если не было вкусно;
  • хвалить предложенную еду;
  • вставать из-за стола вместе с остальными или по разрешению взрослых.

Конечно, многие из вышеописанных пунктов не выполняются даже самими родителями. В этом случае нужно начинать с себя, а потом уже учить детей. Кроме того, важно не приучать малышей есть в комнате или перед телевизором, поскольку для этого есть специально отведенное место (кухонный стол).

Что делать в

Этикет для детей школьного возраста предписывает следующие правила поведения:

  1. Уступать места старшим в транспорте.
  2. Пропускать женщин вперед (актуально мальчикам).
  3. Открывать двери дамам (актуально мальчикам).
  4. Пропускать выходящих из двери людей, затем только заходить самому.
  5. Не тыкать ни в кого пальцем.
  6. Не ковырять в носу, не отрыгивать, не пукать, не зевать у всех навиду (можно в платок или кулак).
  7. При чихании или кашле прикрывать ладонью или платком рот.
  8. Не мусорить на улице и в общественных местах.

Это минимальные знания, которые должны быть разъяснены малышу родителями. От того, насколько он будет соблюдать эти правила, зависит то, насколько культурным он вырастет, насколько хорошо приживется в современном обществе. Правила этикета для детей помогают стать несколько добрее и открытее к внешнему миру. Учеными отмечено, что проще устроиться на работу, завести семью, добиться успехов, нежели асоциальным и некультурным.

Конспект занятия по этикету "Волшебная сила слов"

Сидорова Марина Ивановна,педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Материал предназначен педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей и для родителей, заинтересованных во всестороннем развитии своих детей.

Конспект занятия по предмету «Этикет»

Тема: "Волшебная сила слов"
Цель: формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими.
Задачи:
образовательные:
- формировать культуру речевого поведения (речевой этикет);
- совершенствовать умение уместного употребления речевых этикетных формул.
развивающие:
- развивать умение говорить друг другу хорошее;
- улучшать общую моторику и координацию движений.
воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное поведение, внимание, отзывчивость к окружающим;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт первоначальное формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими. Для дальнейшего применения данного понятия в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений, мультфильмов.
Формы и методы обучения:
Игровой метод реализуется через дидактическую игру, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей.
Оборудование занятия: свеча, спички, накидка для Феи, волшебная палочка, шкатулка и сюрпризы в ней.
Демонстрационный материал:
- презентация;
- иллюстративный материал для анализа конфликтных ситуаций;
- поезд с вагончиками;
- цветик - семицветик.
Раздаточный материал:
- волшебные дощечки и канцелярские резинки;
- смайлики.
Оформление доски происходит в ходе занятия.
Цветик – семицветик.
Изображение поезда с вагончиками.
«Весёлое личико».

План занятия.
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Введение в тему. Постановка целей – 3 мин.
3. Основной этап – 19 мин.
4. Этап подведения итогов занятия - 5 мин.
5. Рефлексия – 2 мин.
Ход занятия
1.Организационный этап
Слайд 1.
Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Педагог:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры”.
2 Введение в тему. Постановка целей.
Педагог: Сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко»
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит(«добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого(«спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
Педагог: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. Д.?
Дети: Вежливые слова.
Педагог: Верно. А считаете вы эти слова простыми? Может быть они волшебные?
Дети: ……………..
Педагог: Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Дети: ……………….
Педагог: Тема нашего занятия: "Волшебная сила слов"
Слайд 2.
Педагог: А давайте попробуем определить цель нашего занятия. Как вы думаете, что мы будем делать с этими словами?
Дети: ……………
Педагог: цель нашего занятия понять в чём сила вежливых слов и выражений при общении с окружающими и нужны ли они вообще.
3 Основной этап
Педагог: Молодцы, правильно определили и тему занятия и цель! Ребята, вы хотите побывать в волшебной стране? (Да) Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:
Добрая фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.

Слайд 3.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время педагог быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку).
Педагог (фея) : Здравствуйте, Я – добрая Фея.
Слайд 4.
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня для вас есть сюрпризы, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видели?
(Сюрпризный момент. На экране проектора появляется Фея зла.)
Слайд 5.
Фея зла: Ха-ха-ха. Я злая волшебница. И шкатулку с угощениями просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, разноцветном лепестке, подготовила вам заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданьями, я шкатулку вам верну, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу. Ха-ха-ха.
Педагог (фея) : Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания злой волшебницы (Ответы детей)
- Давайте покажем злой волшебнице какие мы добрые и вежливые, сообразительные и ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разго¬варивать!
И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять задания волшебницы и также говорить друг другу хорошие, приятные слова. Но прежде нам нужно найти цветок с заданиями.
Педагог (фея) : У меня есть волшебная палочка, она нам покажет путь к цветочку с заданиями злой волшебницы. Следите глазками за волшебной палочкой!
Слайд 6.
Зрительная гимнастика.
Вот стоит наш зимний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняется круговое движение палочкой)
Слева – сосны, справа – ели. (Выполняется движения палочкой влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняется движения палочкой вверх – вниз)
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли. (Выполняется движения палочкой - змейка)
И цветочек наш нашли. (Палочкой указывается на то место, где находится цветочек)
Посмотрите (педагог открывает занавес на мольберте и дети видят цветок)
Слайд 7.
Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3,4, 5. (индивидуальные и хоровые ответы). Ребята под каждым лепестком злая волшебница приготовила задание.
………. подай мне, пожалуйста, желтый лепесток:
1 задание-игра: Игра «Антонимы».
Слайд 8.
Игра «Антонимы». Цель игры - подготовка к предстоящему тренингу: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
Педагог: Злая волшебница подготовила вам неприятные слова и она уверена, что вы не сможете превратить их в в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?
Дети: ……………….
Педагог: Злой - добрый, жадный - щедрый, грубый - нежный, нена-вижу - люблю, глупый - умный, страшный - красивый, гряз¬ный - чистый, враг - друг, жёсткий - мягкий, обман - чест¬ность, побить - пожалеть, война - мир, ложь - правда...
Педагог:Итак, друзья, вы прошли испытание Злой волшебницы.
Педагог: ……….. принеси, пожалуйста, зелёный лепесток
2 задание- тренинг «Свечечка»
Слайд 9.
Педагог: Для следующего задания нам пригодится свеча. Нам нужно будет научиться говорить друг другу хорошее. А поможет нам в этом свечечка! Она - как доброе солнышко в нашем сердце: от неё исходят свет и тепло (дать детям попробовать ладошкой), она подскажет вам нужные слова.
Но прежде давайте вспомним правила безопасности при использовании свечи.
1 Не подносить близко к лицу.
2 Не бросать свечу.
3 Передавать аккуратно из рук в руки.
4 Не делать резких движений.
Тренинг «Свечечка». Дети передают свечу по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему. (Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, я тебя люблю; Леночка, ты хороший друг...)
Педагог:
- Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют и Злая волшебница вообще перестанет делать плохие поступки.
Физкультминутка
Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - оборотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(садятся на стульчики)
3 задание - Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
Слайд 10.
Педагог: ………………. принеси красный лепесток.
Педагог (фея) : Злая волшебница нам предлагает выполнить третье задание.
Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
(Цель: дать представление о плохих и хороших поступках и поведении, учить правильно оценивать себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей)
Звучит песня «Дорогою добра»
Слайд 11.
Всем ребятам раздаются картинки, изображающие плохие и хорошие поступки детей. Они должны разложить их на 2 папки: на красную – плохие, на зелёную – добрые.
Затем объяснить, почему распределили именно так, а не иначе.
4 задание – «Ласковое словечко»
Педагог: …………. принеси оранжевый лепесток.
Педагог (фея) : Злая волшебница нам предлагает выполнить четвёртое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг) .
Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена-Леночка, Ленуся, Аленушка и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.
Педагог (фея) : Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Педагог (фея) : Бабушка.
Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
Педагог (фея) : Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Педагог (фея) : Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
Педагог (фея) : Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают.
Педагог(фея) : Молодцы ребята! Слышишь, злая волшебница, и с этим заданиям ребята справились!
5 задание – «Волшебная дощечка»
Слайд 12.
Педагог (фея) : Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание. …….. подай мне, пожалуйста, синий лепесток.
Педагог: Злая волшебница уверена, что мы не сможем разгадать символ доброты и сделать его на волшебной дощечке.
-Что же это символ?
Дети: Сердечко.
Педагог: Да, верно. Попробуйте сделать его на нашей волшебной дощечке, чтобы окончательно победить Злую волшебницу.
Работа на «Волшебной дощечке»
Педагог (фея) : С этим заданием вы тоже справились, молодцы.
(Сюрпризный момент. Включается проектор с записью злой волшебницы.)
Слайд 13.
Злая Волшебница:
Ваши добрые дела изменили и меня,
Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела
Я теперь совсем другая, я хорошая, а не злая!
Я поняла, что дорогою добра идти хорошо, забирайте свою шкатулочку. До свидания!
Педагог (фея): Вот какие чудеса творят добрые слова и дела, ребята, даже злая волшебница стала доброй!
1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. (Фея достает из-под салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, волшебница нас не обманула и вернула шкатулку с сюрпризом. Но к сожаленью вам пора возвращаться обратно в Центр «Семицветик», а шкатулку вы возьмете с собой в группу, где каждый из вас получит сюрприз. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Добрая фея нам помоги,
В «Созвездие» нас перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время педагог быстро снимает накидку.)
Слайд 14.

4 Этап подведения итогов занятия
Педагог:

Ребята, ну вот мы снова оказались в нашем кабинете, вам наше путешествие понравилось?
- Как вы думаете в чём же волшебная сила слов?
- Что приносят добрые и вежливые слова? А злые и плохие?
- Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
- Пригодятся ли вам в жизни волшебные слова?
5 Рефлексия
Слайд 15.
«Поезд»
На доске поезд с вагончиками. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который соответсвует итогу всего занятия:
Зелёный - дело прошло полезно, плодотворно;
Жёлтый – довольно неплохо;
Красный – не совсем удовлетворён занятием.
Педагог: А теперь получите сюрприз из шкатулки Феи.
Слайд 16.
Спасибо за работу!

МБДОУ детский сад № 125

К о н с п е к т з а н я т и я

« Ч т о т а к о е э т и к е т?»

(старший возраст)

Подготовила воспитатель

Морозова Г.И.


-1-

Задачи:

Продолжать знакомить детей с понятием «этикет»;

Учить находить правильные решения в различных проблемных

ситуациях;

Совершенствовать культуру диалогической речи;

Формировать навыки культурного поведения и общения у детей.

Предварительная работа:

заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

Материал:

расчёска, зеркало, заколка для волос, цветок ромашки, круги крас-

ного и зелёного цвета (по количеству детей), «волшебная» палочка.

Ход занятия.

Воспитатель:

Первые слова, которыми мы начинаем день-это «Доброе утро ». А что мы

говорим этими словами?

Дети отвечают по очереди :(желаем здоровья, счастья, хорошего настроения,

чтобы весь день был счастливым, добрым).

Ребёнок.

Здравствуйте!- ты скажешь человеку. -Здравствуйте,-улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт в аптеку. И здоровым будет много лет.

Воспитатель.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим счи-

талось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Приветствие это одно из самых важных правил этикета.

А что такое « этикет »? нам расскажут дети:

1 ребёнок:

Что такое «этикет» ?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

2 ребёнок:

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3 ребёнок:

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Воспитатель:


  1. ребёнок :
В садик не бери конфетки

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.


  1. ребёнок :
Одевайся побыстрей,

Не задерживай детей.

Игрушку ты не отнимай

Возьми другую, поиграй.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

Воспитатель : ребята, давайте поиграем. Я буду называть поступки, а вы, сидя на своих местах, молча будете поднимать красный или зелёный кружок. Если поступок хороший, поднимите зелёный кружок, а если плохой-то красный.


  1. Забирать игрушки у друзей.

  2. Помогать взрослым.

  3. Кричи, громко разговаривай.

  4. Не ссорься с друзьями .

  5. Здороваться при встрече.

  6. Садиться за стол грязными, неумытыми.

  7. Следить за своим внешним видом.
Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и Медведь».
Воспитатель : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?

Ответы детей(взяла спички, не давала спать Мишке).

Воспитатель : А как бы вы поступили на её месте? (ответы детей).

Воспитатель : Дети, а почему Маша плохо себя ведёт. . Дети : Потому, что она не знает правил поведения, она невоспитанная.

Воспитатель :

Сотни правил в этикете

Все не выучите враз.

Но, пожалуйста, уж, дети

Вы не огорчайте нас!

Изучайте этикет

Изучая, подрастайте,

И живите много лет!

В жизни ваше воспитание