Круглы стол для родителей «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка

Наряду с разработкой и последовательным внедрением зелёных стандартов, изучением и освоением новейших технологий, обучением строителей и архитекторов полезно также подумать о том, как помогает образовательному процессу сама окружающая среда. Ведь она может стать мощным стимулятором и ускорителем этой работы. Традиционные школьные дворы в России организованы бессмысленно и беспощадно. Как правило, это унылые пространства без какой-либо эстетики и технологии, со стоящими лужами и неизменной площадкой для праздников в честь начала учебного года и последнего звонка. От подрастающего поколения, воспитывающегося в такой антиэстетической атмосфере, трудно ожидать понимания логики природы и бережного к ней отношения в зрелом возрасте.

В свете проблемы отношения к среде и воспитанием зелёного менталитета у российских граждан полезно оглянуться на многолетний опыт наших скандинавских соседей. За последние 30 лет они накопили огромный багаж знаний в области создания образовательной среды без комплексов страшилок про снега и морозы.

В этот раз мы поговорим об архитектуре и дизайне образовательной среды. Той среды, где собираемся обучать и воспитывать человека, который с детства должен понимать и принимать идеологию бережного отношения к природе.
Глядя на шведские школы с их гуманными внутренними интерьерами, с их благоустроенными двориками, понимаешь, что именно там можно найти ответы на вопросы о важности гуманного отношения к природе. А также догадаться о причинах вандализма, неизбежно возникающего как ответная реакция человека на преобладание нарушенной среды.

Распространение принципов зелёной архитектуры на здания образовательного назначения в Скандинавии свершилось давно. Конечно, в полном соответствии с ограниченными возможностями климата, но свершилось. Скандинавские дети знают, что в альянсе с природой даже атмосфера самой школы обретает совершенно иные проявления.

Зелёные стены на южных фасадах школ, к примеру, в Стокгольме даже зимой остаются зелёными. А включение живой природы в интерьер северной школы не только повышает психологическую комфортность образовательного пространства, но преподносит школьникам особый урок, не уступающий по своей силе воздействия на молодой разум многим урокам ботаники или биологии. Яркий пример тому знаменитая общеобразовательная школа Vittra Telefonplan, расположенная в районе Tensta. Интерьер там продуман, озеленён и гуманизирован. Но это далеко не единственный пример. Благоустроенная школа – норма для шведской повседневности.

Только для достижения подобного эффекта и проектировщики, и строители должны преодолеть многие стандартные представления о классно-коридорной достаточности школьного здания. Сохранение и нормальное развитие живой растительности в интерьере школы требует других объемно-пространственных решений, поиск которых может быть темой отдельного международного открытого архитектурного конкурса в России. Школа, способная повлиять на становление и развитие зелёного менталитета, требует свежих решений, основанных на новых технологиях. Но созданный однажды прецедент в случае реализации подобного проекта способен стать одним из убедительных аргументов в продвижении зелёной архитектуры.

Конечно, заглядывая в современные школы в Скандинавии, можно заметить, что привитие гуманного менталитета происходит здесь и через радикальное расширение набора помещений с адекватным оснащением. Многие классы отводятся для занятий трудом – мастерские для работы с деревом или металлом, кабинеты домоводства для девочек, музыкальные классы с набором инструментов – все это норма для состава помещений. Но понимание того, что в перемену школьник может выйти во двор или по дороге домой остаться в комфортном пространстве вне школьного здания, даёт мощный толчок для обустройства средствами ландшафтного дизайна различных школьных площадок.

Философия пространства школы в Скандинавии претерпела заметные изменения. Вместо здания, которое состоит преимущественно из учебных помещений, школа стала местом с включенной природой, создающей удобства и вносящей разнообразие в учебную жизнь. И границы между зданием и природой постепенно стираются. Жизнь в гармонизированной природе становится реальностью со школьных лет.

После этого гораздо меньше поводов опасаться за прогрессирующий вандализм. Так как все оборудование всегда исправное, лужи во дворе не стоят, во время дождя школьники могут поиграть и под широким навесом.
Хвойная растительность создает в скандинавских школах устойчивый природный фон. Участок остается зелёным, уходя под снег зимой и выходя из-под него весной. Газон не занимает больших площадей, так как требует регулярного ухода, а это связано с затратами энергии. Горная сосна и многолетние почвопокровные материалы сохраняют краски природы круглый год, не предполагая затратного поддержания.

Устойчивость среды достигается за счёт того, что природные элементы размещаются по смысловым линиям и разумным контурам, в которых воплощается оптимальная функция пространства. Растительность следует вдоль контуров основного транзитного движения, но одновременно эффективно разделяет контрастные по своему назначению площадки, обеспечивая удобства и для спокойного сидения на скамейках, и для активного движения по площадкам.

В целом зелёные технологии отражаются в широком использовании природных материалов, в том числе камня и дерева, при минимальном включении асфальта. И в этом отношении одна из новых школ, открытых в августе 2012 года в небольшом населенном пункте Satunalahi на территории Эспоо в 40 км от Хельсинки, достаточно показательна как пример современного строительства с обустройством полноценной образовательной среды.

Разнообразные игровые комплексы сочетаются в ней со спортивными площадками, многочисленные скамейки сопровождаются широкими полосами кустарниковой растительности, а перед главным входом в здание располагается открытый амфитеатр из хорошей древесины для проведения импровизированных занятий или просто отдыха под открытым небом. Склоны, отвечая логике пространства, укреплены растительностью, чтобы никогда не превратиться в случайные дорожки и не привести к эрозии почвы. «Зеленые» технологии, став для ребенка привычными с детства, дают ему шанс вырасти в цивилизованной среде с реальными ценностям.

Понятно, что для школы в Скандинавии обустройство стоянки для велосипедов давно стало традиционным. И это разумное начало жизни в активном движении требует соответствующего дизайна. Привыкая к велосипеду как части экологически осмысленной жизни, ребенок спокойно передвигается не только из школы домой, но и по всему населенному пункту с обустроенными трассами для езды на велосипеде.

Формирование образовательной среды с экологическими приоритетами составляет одно из важнейших направлений перехода общества к устойчивому развитию с самого юного поколения. И для того чтобы начать такой процесс, нужно однажды поверить в реальность использования и средств, и интеллекта, и технологий с гораздо большей эффективностью в интересах следующих поколений. Только слегка откорректировав вектор архитектуры и строительства в сторону зелёных ценностей.

семья как специфическая среда
патриотического воспитания ребенка (дискуссия)

Цели: убедить родителей в важности патриотического воспитания детей, привития чувства любви к Родине, малой родине, своей семье.

Предварительная подготовка: дети пишут сочинение «Что я знаю об истории своей семьи?»; класс украшен плакатами с пословицами и поговорками:

· Любовь к Родине сильнее смерти.

· Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

· Плоха та птица, которая гнездо свое марает.

· Каждому свой край сладок.

Ход собрания

Мы живем в неспокойное время, время, когда заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. Есть немало людей, которые не хотят жить в такое время в нашей стране и уезжают. Но ведь большинство все-таки остается, и очень важно, чтобы оставались молодые, образованные люди, которые бы возродили былую мощь великой державы. Поэтому слово «патриотизм» вряд ли стоит считать устаревшим, и думаю, что вы согласитесь с моим мнением о том, что наши дети должны любить свою родину.

Но начинается эта любовь к родине с любви к своим родителям, своей семье.

Может ли возникнуть это чувство любви в результате наших требований? Конечно, нет. Знание, например, цитаты из драмы «Вильгельм Тель» Шиллера:

Всем сердцем к родине прильни,

В любви к ней будь и тверд и постоянен,

Здесь мощный корень сил твоих таится…

или другой, с похожим содержанием, еще не пробуждает и не укрепляет любви к родине.

Но если ребенок в родительском доме окружен любовью и сам отвечает на нее, если он знает историю своей семьи, помнит о том, какую самоотверженную борьбу вели многие люди (и среди них его ближайшие родственники) для того, чтобы наша страна жила в мире без войн, то тогда можно сказать, что его знание сочетается с уважением и любовью к родине, к природе и людям, живущим в любимой стране.

Любовь к родине начинается в семье. Если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования. Рождаясь, это чувство развивается и крепнет по мере того, как растут и знания о родине, ее становлении, росте, ее природе, потому что любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь. И как только ребенок открывает мир, он начинает рассматривать его как собственный. Не так уж важно, чтобы пейзажи были живописными, а город или деревня полны туристических достопримечательностей. Куда важнее, чтобы ваши сын или дочь воспринимали свое окружение как полученное от предков наследство.

II. Сообщение председателя родительского комитета по теме «Семья как специфическая среда патриотического воспитания».

Итак, как было уже сказано, семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей.

Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между родителями и детьми.

Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка является его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине. Не случайно, как подметил педагог Василий Александрович Сухомлинский, слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец.

В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколением. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта, формированию чувств, убеждений, поведения.

Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации от поколения к поколению.

В одной семье это могут быть вечерние беседы с родителями, бабушками и дедушками об их жизни, о том, как жила страна в те годы, когда они были детьми.

В других семьях с энтузиазмом составляют родословную своей семьи.

В третьей – родители и дети вместе работают в поисковых отрядах, разыскивают безымянные захоронения солдат, павших в годы войны.

В четвертой семье отец и сын увлекаются коллекционированием моделей отечественных танков. Вариантов тут может быть множество.

III. Дискуссия о роли и методах патриотического воспитания в семье.

В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я (объявляются заранее при подготовке к собранию):

1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, своего края и т. п., или для вас это неважно?

2) Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?

3) Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то как вами передаются эти знания?

4) Хранятся ли в вашей семье реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?

5) Как вы отмечаете с детьми День Победы?

6) Читаете ли вы с детьми книги о великих людях, героях нашей страны?

7) Считаете ли вы важным подготовить мальчиков к военной службе?

8) Расскажите об одной из форм патриотического воспитания в вашей семье, которую вы считаете наиболее удачной?

Родители обсуждают тему собрания, делятся опытом.

III. Заключительное слово классного руководителя.

Тема патриотического воспитания обсуждается нами сегодня потому, что 10?12-летние дети еще как губка впитывают все то, что мы хотим в них вложить. Пусть это не всегда бывает сознательно, в чем-то дети просто копируют наше поведение, наши поступки, но то, что они узнают, прочувствуют в эти годы останется с ними навсегда. А ведь это так важно, чтобы человек гордился своей страной, своей семьей. Тогда вряд ли он будет пить, употреблять наркотики. У него будет цель: не растерять, а приумножить то, что досталось ему в наследство.

Перед собранием ученики нашего класса писали сочинение: «Что я знаю об истории своей семьи». Вот послушайте, с какой гордостью они пишут о своих семьях.

Учитель зачитывает несколько сочинений детей.

Как видите, в нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота».

Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом.

Можно дать несколько с о в е т о в по патриотическому воспитанию.

1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!

2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа! 3. Научите своих детей ценить представителей разных народов земли.

4.Познакомьте детей поближе с соседями, друзьями, своими коллегами, научите их уважать этих людей и их труд.

5. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!

6. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.

В заключение мне хочется отметить: семья и школа в содружестве решают многие проблемы.

Давайте объединим наши усилия для проведения многообразной работы в классе по воспитанию патриотов. Помощь родителей здесь будет неоценима.

Кроме того, без вас уважаемые родители, мы не сможем обойтись и в организации походов по родному краю, и экскурсий в музеи и т. п.

На развитие человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние; биологические и социальные факторы.

Виды факторов влияющих на развитие личности

1Классификация.

    Биологический фактор - наследственность.

    Социальные факторы - среда и воспитание.

2 Классификация.

1) Внутренние факторы - относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении; наследственность.

2)Внешние факторы - относятся среда природная и социальная, воспитание в широком социальном смысле, а так же в широком и узком педагогическом смысле.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие личности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено , что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

По наследству человеку передаются:

1)видовые признаки как представителя человеческого рода (Homo sapiens): анатомо-физиологическая структура (задатки речи, прямохождение, мышление, трудовая деятельность);

2)физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

3)физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

4)особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

5)аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «зая­чья губа», «волчья пасть»;

6)предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Задатки, способности. Что наследуется?

Установлено, что наследуются только задатки.

Различают задатки двух видов.

Виды задатков

1)Общечеловеческие: строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов.

2)Индивидуальные:¨ типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - та­лант, гениальность. Способности это прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др. А, следовательно, это может специфически проявляться и в ходе обучения и воспитания, и, безусловно, должно учитываться педагогами.

Современная педагогика акцентирует внимание на важности выявления имеющихся у человека, прежде всего, специальных задатков.

Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Итак, специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов.

Природная среда оказывает на развитие человека опосредованное влияние (разрушительное или социальное) через климат, погоду, радиационный фон, природные катаклизмы и др.

Известно, например, что выросшие на крайнем севере люди более выдержанны,

более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Социальная среда подразделяется на макросреду и микросреду.

Под макросредой понимают все общество в целом, социальный и государственный строй, социальные, экономические, политические, идеологические, морально – правовые условия жизни.

Микросреда – непосредственное окружение человека, семья, коллективы по месту учебы, внучебной деятельности (клубы, секции и др.) или работы, группы сверстников.

В основном на личность непосредственным образом воздействует микросреда. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Социальная среда – важный фактор развития человека. Так как только в обществе индивид может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ

Воспитание – это сознательная, управляемая, целенаправленная часть социальной среды. Главный фактор развития личности. Воспитание целенаправленный процесс, он может корректировать наследственность и микросреду. Например, через занятие спортом, физической культурой можно укрепить здоровье.

Воспитание реализуется через образовательные учреждения. Личность ученика и ее развитие – это цель и результат работы педагога. Его деятельность направлено на выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями ученика, его способностями и возможностями.

Соотношение воспитания (обучения) и развития.

Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896-1934) выдвинул идею о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности: воспитание (обучение) должно идти впереди развития личности и вести его за собой.

Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

1) «уровень актуального развития» - это уровень подготовленности ученика, на нем он может выполнить задания вполне самостоятельно.

2) «зона ближайшего развития», более высокий, уровень, на этом уровне, ученик не может выполнить задание самостоятельно, но может выполнить под руководством и с помощью взрослого.

То, что сегодня ученик делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения и воспитания переходит на уровень актуального развития.

Процесс воспитания и обучения необходимо осуществлять в зоне ближайшего развития ребёнка, где приводятся в движение внутренние процессы психических новообразований. Обучение и воспитание только тогда хороши, когда они идут впереди развития т.е. в зоне ближайшего развития, тогда они ускоряют развитие личности.

Эта теория объясняет почему дети, которые при поступлении в школу умели хорошо писать и читать, нередко во 2 классе хуже учатся, чем дети, которые в 1 классе этого не умели делать.

Ирина Климанова
Методическая разработка «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка»

Цель : Вовлечь родителей учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств .

Задачи :

Осветить необходимость формирования у детей патриотической компетентности ;

Показать роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка ;

Вовлечь родителей в групповую работу по теме;

Привлечь семьи для участия в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья » , посвящённом Победе в Великой Отечественной войне.

Оборудование :USB носитель, телевизор,DVD, презентация, листы с анкетой, таблички с надписями «теоретики» , «практики» , «аналитики»

2.2.1. Пояснение к ведению круглого стола с родителями

Организация проведения.

1) В подготовке и проведении собрания задействованы практически все родители класса

3) При входе в класс, группы занимают свои места за столами. Для родителей поставлены по кругу столы для общения. Родители занимают места за столами в соответствии с категорией семьи : 1) «мама + я – папа» , 2) «мама + папа + я» , 3) «мама + много детей» , 4) «мама + я» .

Всем родителям раздаются георгиевские ленты

Предварительная работа педагога.

В классе оформлена выставка, посвящённая вопросам патриотического воспитания : работы детей по теме «Город, в котором я живу» , фотовыставка «Мой любимый город» , «Я и мой район» , оформлен фотоальбом «Мой дом родной» , аппликация детских работ; детям предоставлена художественная литература по данной теме; в классе размещена символика ДНР

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

2.2.2. Ход круглого стола.

1. Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу и ответить на главный вопрос нашей работы «Как воспитать патриота в семье - Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи : производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству.

В преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне речь на собрании пойдёт о роли семьи в воспитании патриота страны , помнящем историческое прошлое своего народа, свято хранящего традиции и историческую память своей семьи .

2. Сообщение группы «теоретиков» (выступление родительницы Кротовой Валентины Владимировны) .

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания , чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-тёплых отношениях между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом : и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи , ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, родных местах, Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания , чувств и убеждений, установок и поведения.

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери , продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?» , «Где ты был в годы войны?» , «Как погиб мой дедушка?» . С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Современные дети, интересующиеся книгами и фильмами о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов . Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи . Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи , ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи , народа-патриота . В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства . Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков ?

3. Постановка проблемы

Учитель :

Сегодня мы должны решить : нужны ли нам патриоты и как воспитать истинного патриота ?

4. Выступление группы «аналитиков» (родитель Лемешев Александр Николаевич)

Все ли родители говорят с детьми о Родине, героическом прошлом нашего народа? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне : много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств , тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.

5. Анализ анкет родителей учащихся 4- В класса.

Я сегодня хочу проанализировать анкеты родителей учеников нашего класса, которые были розданы накануне родительского собрания. Ещё раз напомню вопросы, на которые вы отвечали.

1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны , или для вас это неважно?

2) Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка ?

3) Знаете ли вы родословную своей семьи ? Если да, то как вами передаются эти знания?

4) Хранятся ли в вашей семье военные реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?

5) Как вы отмечаете с детьми День Победы?

6) Считаете ли вы необходимым вести целенаправленную работу в школе по патриотическому воспитанию ?

7) В каких классных мероприятиях по формированию патриотических чувств вы могли бы принять участие?

Проведя статистическую обработку анкет, познакомлю вас с результатами

Из вышесказанного можно сделать вывод :

Все респонденты хотят вырастить своего ребёнка патриотом страны ;

В большинстве семей ведётся целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей ;

50 % опрошенных знают родословную своей семьи ;

25 % хранят военные реликвии дедов и прадедов, ведут беседу с детьми о них;

100 % семей отмечают День Победы и вовлекают в празднование детей;

100 % опрошенных считают целесообразным вести работу по патриотическому воспитанию в школе ;

Родителями предложены такие классные мероприятия, как

«коллективно-творческое дело» ,

«спортивный праздник, посвящённый празднованию Дня Победы» ,

«участие в патриотических конкурсах различного уровня» ,

«составление презентации о родственнике, воевавшем в Великой Отечественной войне»,

«организация выставки рисунков на военную тему» .

6. Выступление группы «практиков» (родительница Овсянникова Елена Михайловна)

Семья и школа выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка как личности и гражданина своего государства, школа и семья должны взаимодействовать. Семьей создается образ окружающего мира, в котором ребёнку предстоит жить. Во взрослую жизнь он вступает с уже сформировавшимся сознанием и мировоззрением, жизненной позицией.

Школа – источник знаний, а семья – источник человеческой духовности и отражение всей национальной духовной культуры, в том числе Родины и государства. Понимание чувства патриотизма , любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через отношения матери и отца. Именно в любви к своей матери и отцу заложено чувство семейного воспитания .

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или школе ? Конечно, семье ! В. А. Сухомлинский, говорил : «Воспитание детей – это труд , причём очень кропотливый» . Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример , которым он подражает, глядя на которых, строит свое поведение».

Народная мудрость гласит : «Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выросло» . Как же надо замесить его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, в гордость для своих родителей и своего молодого государства?

Детство – самый важный период для развития всех качеств личности ребёнка. Попав в школу, ребенок впитывает ростки добра и зла В современном мире правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей.

Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным, или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется как в тяжёлых жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни страны.

Без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное и важное. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром. Наша с вами задача – помочь ребёнку познакомиться с этим миром.

Родина – это город, населенный пункт, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом. Детская площадка у дома и пение птиц в городском парке – это тоже Родина.

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родного края, родной страны. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача : научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.

Наш круглый стол ответит на многие вопросы. Сегодня мы попробуем разобраться в том, что нам мешает и помогает воспитывать искреннего патриота своего государства .

Первый вопрос.

Что такое патриотизм ? Что значит любить Родину? (высказывания родителей) .

Любовь – это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Давайте поэтому вместе любоваться природой нашего города, рассказывать детям обо всём, что нас окружает. Это может быть строение или улица, на которой мы живём, памятники и люди, в честь которых они установлены, школа, Дом культуры, библиотека.

Начинать надо с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким , к семье . Как вы думаете, что это значит?

Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников? Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают?

Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? Воспоминания … они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе истории и времени. Такой есть в каждой семье . В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребёнку? (высказывания родителей) .

Какие традиции есть у вашей семьи ? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций , которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка.

Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу. Итак, первое условие доверия – игра.

Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем. Игра «Семейный сундучок» (проводит Кротов Евгений Михайлович)

Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов , необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка . Учитель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей . Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся :

Большая красивая книга русских народных сказок;

Альбом и краски;

Букварь;

Банка варенья, шоколад, конфеты;

Котенок;

Старинные семейные фотографии;

Игрушки бабушек и дедушек;

Открытки памятников города Енакиево;

Картинки с изображением орденов и медалей;

Кукла, одетая в военную форму;

Пилотка;

Пряники, ватрушки;

Кулинарная книга;

Спортивные атрибуты;

Перчаточные куклы для кукольного театра;

Рыбий жир.

Второй вопрос. «В чем проявляется патриотизм

Показать ребенку , что надо любить и беречь, как и почему,- задача и родителей, и школы. Что вы можете предложить?

(Заслушивание ответов родителей)

Их предложения :

1. Экскурсии по городу, краеведческому музею.

2. Рассказы о достопримечательностях.

3. Знакомство с улицей, где живёшь.

4. Чтение и рассматривание книг.

5. Посещение ДК, школы, библиотеки.

6. Запись детей в кружки при Доме культуры.

7. Посещение всех мероприятий в школе, ДКгорода.

8. Активное совместное участие в праздниках города.

9. Просмотр телепередач.

10. Разучивание стихов о родном городе, о молодой республике ДНР

Учитель :

Гуляя по другим городам обращать внимание детей на красивые скверы, площади, улицы, фонтаны, великолепные здания, памятники и т. д.

Знакомя ребенка с родным городом , рассказывайте о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес. И будет хорошо, если у вас и дома будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений разных стран.

Третий вопрос «Как научить любить Родину?»

Памятка для родителей (подготовила Чибис Анна Николаевна)

«Как научить ребенка любить свою малую Родину?»

1. Совершайте всей семьёй прогулки , знакомя детей с достопримечательностями и природой родного села.

2. Рассказывайте о достопримечательностях нашего края.

3. Гуляя по улицам села и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи .

4. Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь , доброту, внимание и заботу ко всему живому.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.

6. Поощряйте любознательность ребёнка.

Анкета для родителей (проводит учитель)

2. Есть ли у вас дома животное?

3. 3. С какой целью вы их приобрели?

4. Просит ли ваш ребёнок завести животное?

5. Что мешает вам это сделать? (Трудные жилищные условия, не любите животных, не хотите себя обременять лишними заботами).

6. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к животным на улице?

7. Если ребёнок принесёт бездомное животное домой, как вы поступите?

8. Если при вас ребёнок поступит жестоко с животным, ваша реакция?

9. Позволяете ли вы смотреть ребёнку фильмы ужасов, какая реакция на них у ребёнка?

10. Какие человеческие качества выступают для вас наиболее ценными и важными для жизни?

11. Какие личные качества вы бы хотели видеть у вашего ребёнка, когда он вырастет?

Четвертый вопрос «Что мешает воспитывать патриота

Наши дети растут в разных семьях . Трудности финансовые, материальные, нестабильность в обществе, негатив последних событий сказался на микроклимате каждой семьи , перевернул устоявшуюся жизнь. Поставил ряд испытаний, которые надо вынести достойно не только взрослым, но и детям.

(Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс информирует» )

Высказывания родителей.

Анонимное анкетирование (проводит учитель)

Обсуждали ли вы со своими детьми подобные видео?

Вели разговоры на тему «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ?

Как реагировали дети на ваши вопросы?

Анализировали ли вы их ответы?

Приходилось ли вам переубеждать ребенка и в чем ?

Дня Независимости ДНР в свете последних событий?

Высказывали ли негативное отношение по поводу трудностей, возникших на территории ДНР?

Как вы стараетесь воспитать у ребенка правильное отношение ко всему происходящему?

Сейчас многие соблазны толкают на преступления, ведущие и к предательству интересов своего народа, и к отказу от многих общечеловеческих норм, которые закладывались прежде всего в родителей нынешних учеников.

Игра – тренинг «Согрей сердечко!»

Задание : какую фразу ты будешь использовать в разговоре с ребенком для формирования убеждения «быть патриотом важно » .

Каждый говорящий за столом держит бумажное сердечко, говорит фразу и передает следующему участнику.

7. Выступление представителя ополчения ДНР. Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс сообщает» с комментированием.

«Лучшее средство привить

детям любовь к отечеству состоит

в том, чтобы эта любовь была у отцов».

А. Колчак

8. Выступление детей (литературно - музыкальная композиция)

Воспитательный процесс невозможен без детей. Они – самое главное в нем!

10. Игра - тренинг «Продолжи пословицу» участвуют дети + родители. Определяются победители.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Всякому мила своя сторона.

Где жить, тем и слыть.

За морем теплее, а у нас светлее.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Где кто родится, там и пригодится.

Если народ един, он непобедим.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Худая та птица, которая гнездо своё марает.

Своя земля и в горсти мила.

В чужом доме побывать - в своем гнилое бревно увидать.

Где сосна взросла, там она и красна.

Жить - Родине служить.

Определяются победители

11. Подведение итогов круглого стола

Некоторые советы по патриотическому воспитанию .

1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!

2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!

3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!

4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.

5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.

6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи , народа, страны!

12. Заключительное слово учителя

Сегодня наше собрание прошло в необычной форме. Мы услышали выступления «теоретиков» , «практиков» , «аналитиков» представителей семей разных категорий и получили советы по воспитанию в семье юного патриота . Я попрошу вас оценить работу собрания сигнальными карточками. Если вы считаете, что оно прошло плодотворно и вы почерпнули для себя что-то новое в плане воспитания юного патриота , поднимите синюю карточку. Если вы считаете, что этому вопросу не стоит уделять внимание, поднимите красную карточку.

Ваше голосование показало, что сегодня среди вас не осталось равнодушных к этой теме родителей. Творческая группа «аналитиков» подготовила «памятки для родителей по воспитанию юного патриота » (приложение № 7) и дарят вам их на память. Ну а воспитывать патриота в своих детях вы можете только личным примером. Сегодня на груди у вас георгиевская лента, символ памяти об историческом прошлом нашей страны и вашей памяти обо всех, кто отстаивал и защищал мир на нашей планете.

13. Решение :

1. Продолжить работу по воспитанию в семье патриота страны путём проведения бесед, чтения книг, посещения исторических мест

2. Принять участие в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья » , посвящённом празднованию Победы

3. Принять участие в выставке рисунков на военную тему

4. Осуществлять тесный контакт с учителем в вопросе патриотического воспитания , принимать своевременные меры по устранению негативных явлений.

3. Заключение

Данная разработка была реализована на классном собрании, которое было проведено в октябре. Все участники круглого стола с интересом приняли активное участие. Подготовка родителей и детей, их неравнодушие показали, ЧТО ПРЕДЛОЖЕННАЯ ИМ ТЕМА БЛИЗКА И ПОНЯТНА. Игровые задания и выступления детей создали эмоциональный фон. Никто не остался равнодушным. Каждый решил, что в его семье есть место патриотизму , который будет выражаться не в высоких фразах, а в поступках повседневной жизни. Дети понимают, что их основной труд учеба-это маленький кирпичик в строительстве сильного государства.

Родители понимают, что семья – это то место , где ребенок всегда должен находить помощь, поддержку; это «направляющая рука» , образец для подражания. Пословица гласит : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» .

Я же, как педагог, понимаю свою задачу в учебно – воспитательном процессе и намерена сотрудничать в тесном контакте с родителями, для того чтобы воспитать истинного патриота своей Родины !