На что направлено физическое воспитание. Теория

Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение (понятие)

Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение. Им обозначают, во-первых, определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания; во-вторых -- процесс неоднократного воспроизведения данных действий, который организуется в соответствии с известными методическими принципами. Понятно, что эти два значения термина «упражнение» не только взаимосвязаны, но и частично совпадают. Однако смешивать их не следует. В первом случае речь идет о том, чем (посредством чего) воздействуют на физическое состояние человека в процессе физического воспитания; во втором же -- о том, как (каким методом) осуществляется это воздействие. Чтобы не смешивать эти значения, есть смысл ввести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение» (или «физические упражнения»), во втором -- термином «метод (или методы) упражнения».

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного повторения.

Следовательно, не всякая двигательная деятельность является физическим упражнением, а только такая, которая специально направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания и организуется в соответствии с его целью, принципами и другими закономерностями. Этим физические упражнения принципиально отличаются от трудовой, бытовой и других видов двигательной деятельности. Двигательная деятельность складывается из отдельных двигательных актов. Целенаправленные двигательные акты именуются двигательными действиями. Под двигательным действием понимается поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений и поз. Говоря о движениях, мы имеем в виду только механические перемещения тела или его частей. Движения могут быть и бессознательными, и нецелесообразными.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы. Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнении во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности пол общую стратегию действий. Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения -- это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения -- это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме.

На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.

Определение

Физическое воспитание - это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.

Физическое (телесное) развитие - комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).

Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое формирование - это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.

Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.

Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.

Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.

Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.

В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

Определение

Физические упражнения и процедуры - это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.

Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.

Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.

В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.

Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.

Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.

Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.

Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.

В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.

Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.

Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества - аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.

Значение физического воспитания

Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.

Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.

Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.

На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.

Определение

Физическое воспитание - это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.

Физическое (телесное) развитие - комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).

Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое формирование - это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.

Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.

Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.

Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.

Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.

В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

Определение

Физические упражнения и процедуры - это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.

Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.

Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.

В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.

Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.

Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.

Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.

Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.

В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.

Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.

Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества - аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.

Значение физического воспитания

Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.

Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.

Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.

Компонентом всестороннего гармоничного развития личности является физическое воспитание

Физическое воспитание - система социально-педагогических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека, формирование жизненно. Кристевой важных двигательных навыков и умений.

Теория и практика физического воспитания опираются на данные физиологии, которая вооружает теорию и методику физического воспитания знаниями о закономерностях развития организма человека, влияние различных фактор ков на его функциональную деятельность на основе ее данных разрабатывают научно обоснованную систему физических упражнений, направленных на развитие двигательных действий и формирования физических качеств организму.

Воспитание подрастающего поколения физически здоровым - важная задача семьи и школы. Однако сейчас практически здоровы только 27% детей дошкольного возраста, лишь 65% детей и 60% подростков физически гармонично в развитые. Значительное количество учащихся старших классов по состоянию здоровья имеют ограничения по выбору профессии, а среди выпускников школ не менее половины не пригодны либо частично годные к военной сл ужбби.

Все это свидетельствует о необходимости коренной перестройки организации физического воспитания школьников, изменения взглядов на физкультуру, физическое состояние, красоту человеческого тела. Речь идет о разгрузке учебных х планов и программ, сокращение информативного обучения, увеличение количества часов для уроков физической культуры, отказ от традиционных форм режима деятельности на уроке, когда дети все время сидят май же неподвижно, в пользу их интенсивного труда, а также о пересмотре концепций и методики физкультурной работы в школе. Она должна стать формой активного отдыха, работать на здоровье, воспитание и удовлетворения физиологических потребностей ребенка. Важность физкультуры, здорового образа жизни должно подчеркивать своим поведением учителямель.

Содержание физического воспитания школьников определяется учебной программой по предмету и программами секций и кружков. Программой предусмотрено: а) усвоение теоретических сведений (знание по общей гигиене т и гигиены физических упражнений, сведения, необходимые для самостоятельного выполнения физических упражнений). Теоретический материал сообщается на вводных занятиях и в системе учебно-тренировочной работы на уроке в с связку с выполняемыми упражнениями б) гимнастические упражнения, способствуют общему физическому развитию учащихся (построение и перестроения, строевые упражнения, упражнения, направленные на общее развитие ребенка, н а формирование правильной осанки, акробатические упражнения, танцевальные упражнения, лазание и перелизання, упражнения из равновесия, упражнения в висах и упорах, опорные прыжки) в) легкая атлетика (различные виды бега, прыжков и в длину и высоту, метания на расстояние) г) подвижные игры, рассчитанные на развитие у учащихся сообразительности, ловкости, быстроты действий, воспитание коллективизма и дисциплинированности г) спортивные игры (баск етбол, волейбол, футбол) д) лыжная подготовка (овладение основными приемами техники передвижения на лыжах, развитие двигательных качеств); е) кроссовая и конькобежная подготовка; есть) плавания (кроль на груди ях и на спине, брассом, а также ныряния и приемы спасания утопающихе).

Сложность реализации программы заключается в том, что на одном уроке приходится осваивать элементы нескольких разделов. Это затрудняет планирование учебного материала на семестр и на каждый урок

1) укрепление здоровья и закаливание организма школьников, содействие их физическому развитию и повышению работоспособности. Становление и развитие основных функций организма происходит в школьные годы требует использования всех факторов, которые положительно влияют на этот процесс. Забота о здоровье школьников является главной задачей каждого учителя на каждом учебном занятииі;

2) формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщения связанных с ними знаний. Целью физического воспитания является формирование жизненно важных навыков и умений в естественных видах движений: бега, в шестеренками, хождении на лыжах, плавании. Для этого нужны знания о способах и правилах выполнения двигательных действий, которые учащиеся получают во время объяснений и демонстрациия;

3) развитие основных двигательных качеств. Для выполнения многих действий человеку необходимы сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий, скорость - способность выполняли ать движения за минимальный период времени; выносливость - способность выполнять определенную работу длительное время; гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой; ловкость - способность быстро усваивать новые движения и успешно действовать в изменяющихся. Эти двигательные качества развиваются и проявляются в тесной взаимосвязиу;

4) формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Положительное влияние физических упражнений возможен лишь при условии их систематического выполнения, перерастает в привычку и потребностей бу. Для воспитания такой потребности необходимо пробудить у ребенка интерес к упражнениям, подбирать интересные упражнения, вовремя поощрить ученика к их выполнению. Содержательное досуг способствует активному отдыху и духовному совершенствованию школьников. Формированию привычки к занятиям физическими упражнениями способствуют правильный режим дня и недели, здоровое питание, достаточный по времени сон. Недопустимо употребление алкоголя, никотина, наркоты икивиків;

5) воспитание гигиенических навыков, формирование знаний о физических упражнениях и закалки. Гигиеническая образование учащиеся получают при изучении различных предметов, в частности биологии. Они узнают о режиме дн ния, гигиене питания, сна и др.. В процессе занятий физическими упражнениями учащиеся усваивают правила их применения, узнают о влиянии упражнений на организм, о гигиенические требования к закалке, оволодивают ь приемами самоконтроля за своей работоспособностью, утомляемостью, пульсом, общим самочувствиетям.

Согласно. Национальной доктрины развития образования физическое воспитание как неотъемлемая составляющая образования должна обеспечить приобретение каждым человеком необходимых научно обоснованных знаний о здоровье и средства его укрепления, о путях и методах противодействия болезням, о методиках достижения высокой работоспособности и длительной творческой активности.

В воспитании используют физические упражнения, природные и гигиенические факторы

физическими упражнениями являются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задач физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт:

Гимнастика как специальный вид физического совершенствования охватывает самые разнообразные упражнения: строевые и порядковые (обучение рациональных способов шикувань, перешикувань и передвижений с целью воспитания н навыков коллективных действий) общеразвивающие (предусматривают развитие как отдельных частей тела, так и всего организма); вольные упражнения (усовершенствование координации движений, выработки чувство ритма, красоты движений) прикладные как средство всестороннего развития личности (бег, прыжки, метания и др.); гимнастические - упражнения на различных специальных приборах (акробатические, развивающие силу, ловкость, умение ориентировать ися в пространстве. Упражнения художественной гимнастики как средство физического и эстетического воспитания);

Игры, удовлетворяя естественное влечение детей и подростков к двигательной активности, возбуждают коллективные переживания, вселяют радость от совместных усилий, способствуют укреплению товарищества и дружбы. В нача тков классах проводят преимущественно подвижные игры, в средних и старших - спортивные;

Туризм охватывает прогулки, экскурсии, походы и путешествия, которые организуют для ознакомления учащихся с родным краем, природой, историческими и культурными памятниками. В таких мероприятиях учащиеся физически загарт товуються, учатся быть выносливыми, приобретают прикладных навыков ориентирования и движения в усложненной обстановке, опыта коллективной жизни и деятельности, усваивают нормы ответственного отношения к природы;

Спорт, в отличие от физической культуры, всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов проводят соревнования. В сп портивний борьбе ученики преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, выявляют и развивают двигательные и морально-волевые качеті.

Природные факторы (солнце, воздух, вода), действуя совместно с физическими упражнениями, усиливают их оздоровительное воздействие на учащихся

Гигиенические факторы охватывают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и др.. Для результативных занятий физкультурой определенным гигиениче лением требованиям должны отвечать спортивные залы, рекреационные помещения, спортивное и оборудование. Этими нормами регламентирован и режим дня школьника, который дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, ре вня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Обязательными для всех учащихся должны быть утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдыха нок, выполнение домашних заданий, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, ужин, прогулка, подготовка к снсну.

На занятиях физической культурой применяют следующие способы выполнения упражнений: фронтальный - одновременное выполнение упражнений всеми учащимися. Его используют при обучении шикувань и перешикувань, загальнороз звивальних упражнений без предметов и с предметами, ходьбы, бега, танцевальных упражнений, передвижений на лыжах и др.; поточный - ученики выполняют упражнение друг за другом по очереди, то есть потоком. Поток может быть ки лька. Этот способ используют при выполнении прыжков в длину, высоту, упражнений из равновесия, акробатических, лазанья, спусков и подъемов на лыжах; переменный - учеников делят на смены, которые поочередно выполняют упражнения. Используют при выполнении лазания, метаний на расстояние, акробатических упражнений, бега на скорость; групповой - предполагает разделение учащихся на классы, группы, каждая из которых выполняет отдельную упражнение. Через визн ачений время группы меняются местами с таким расчетом, чтобы каждая из них выполнила все упражнения, индивидуальный - применяют при выполнении учащимися упражнений на оценку; круговой - небольшие группы учащихся виконуют ь определенное количество различных упражнений, последовательно переходя по кругу от одного специально подготовленного места для выполнения определенного упражнения к другому круговой способом выполняют упражнения, которые учащиеся уже хорошо ср воиласвоїли.

физического развития школьников способствуют различные формы внеурочной физкультурно-спортивной деятельности распространенными из них являются:

Гимнастика перед уроками, призвана обеспечить самоорганизацию учащихся в начале учебного дня, предотвращения искривления осанки, повышения работоспособности в течение дня, закаливание организма;

Физкультурные минутки и паузы для снятия усталости. Для выполнения упражнений учащиеся выходят из-за парт, ослабляют воротнички и ремешки. Упражнения проводят в 1-8 классах на каждом уроке после 20-30-минутной работы и в течение 2,5-3 мин. Дети выполняют 3-4 упражнения с 6-8-кратным повторением. Физкультурные паузы практикуют также в группах продленного дня и дома с учащимися средних и старших классов в течение 10-15 мин каждые 50-60 мин учебного труда. На таких"минутках"целесообразно обрабатывать домашние задания по физической культуреізичної культури;

Внеурочные занятия (кружки и секции), задача которых - создание условий для привития учащимся привычки к систематическим занятиям, содействие внедрению физической культуры в быт. На внеурочных занятиях закрепляются и совершенствуются полученные на уроках знания, практические умения и навыки. Участие учащихся во внеурочных занятиях является добровольнымю;

Час здоровья. Во многих школах ее проводят ежедневно после 2-го или 3-го урока продолжительностью 45 мин. Время для нее высвобождают за счет большого перерыва и сокращения всех уроков на 5 мин. Упражнения выполняют преимущественно на свежем воздухе (учащиеся занимаются в спортивной форме). Учителя могут выполнять упражнения вместе с учениками или отдельной группойпою;

Массовые соревнования, спортивные праздники предполагают четкую организацию, соблюдение определенных ритуалов. Все это обеспечивает единство физического, нравственного, эстетического воспитания школьников

У современной молодежи приобрели популярность различные единоборства (казацкие, восточные), которые способствуют закалке юношей, воспитывают ловкость, выносливость

На системный подход в воспитании молодежи ориентирует комплексная программа"Физическое воспитание - здоровье нации", в которой физическое воспитание в учебно-воспитательной сфере рассматривается как составная частей на общей системы образования, призвана обеспечить развитие физического и нравственного здоровья, умственную и психологическую подготовку человека к активной жизни и профессиональной деятельностидіяльності.

Активизации физического воспитания школьников, приобщению их к спорту, высоких достижений способствует внедрению в школах урока футбола, а также работа. Федерации футбола,. Министерства образования и науки Украины по организационному, материально-технического обеспечения занятий юных футболисты.

Все чемпионы и рекордсмены свое время учились в школе, посещают ее и будущие чемпионы. В их достижениях тоже заслуга школы, и главная задача ее в физическом воспитании - готовить здоровую, гар рмонийно развитую молодь.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич. совершенствования Цель Ф в - разностороннее развитие личности человека, его физич. качеств и способностей, формирование двигат навыков и умений, укрепление здоровья.

Осн. средства Ф в - физич. упражнения, использование естеств. сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т и), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т и). Физич. упражнения разносторонне воздействуют на развитие физич. способностей Познание закономерностей влияния физич. упражнений на организм, науч. методика их выполнения дают возможность использовать физич. упражнения для достижения целей Ф в Естеств. силы природы в Ф в выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физич. упражнениями и как средство закаливания организма Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физич. совершенствования Развитию физич. возможностей человека способствует физич. труд (особенно на воздухе), к-рый можно использовать как вспомогат средство Ф в Осуществляется Ф в по 3 осн.направлениям общая физич, проф. физическая и спорт подготовка.

Созданию основ Ф в в уч. заведениях способствовало глубокое осмысление процесса становления личности Я А Коменским Он предложил физич. подготовку детей включать в программу обучения и увязывать ее с уроками по др предметам, подчеркивал физич. упражнений в духовном и нравств. воспитании На развитие теории Ф в большое оказали идеи Дж Локка, Ж Ж Руссо, И Г Песталоцци и пед. практика филантропистов (И К Гутс-Мутс и др.). Пед. теории 19 в (« », « » и др.). рассматривали Ф в как составную часть прогрессивного шк. образования.

В соответствии с нац. традициями в 19-20 вв сложились системы Ф в в массовой школе большинства стран.

В России науч. основы Ф в были разработаны в последней четв 19 в Большое значение для осмысления влияния физич. упражнений на развитие и изменение форм человеческого тела имели работы H И Пирогова Исследования И M Сеченова открыли путь к осознанию общих закономерностей функционирования организма человека и к формированию нового воззрения на вопросы Ф в Популяризации идей Ф в детей в семье и школе способствовали работы врачей E M Дементьева и E А Покровского Дементьев в дисс «Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физич. развитием» предпринял попытку анализа влияния условий труда на физич. развитие молодежи, выступал против насаждения в России иностр. систем гимнастич упражнений В течение ряда лет его сборник игр был лучшим руководством для преподавателей Ф в Покровский в работе «Физич. детей у разных народов, преимущественно России» (1884). указал на важность внедрения нац. игр в систему Ф в

Особенно большую роль сыграл II Ф Лесгафт, к-рого называют основоположником науч. системы Ф в Лесгафт ввел «физич. » В трудах «Семейное воспитание» (1884), «Руководство по физич. образованию детей шк. возраста» (1888-1901), «Основы теоретич анатомии» (1892). и др. он утверждал, что гл. цель воспитания - гармонич. ное развитие ребенка, под к-рым понимал правильное сочетание умственных и физич. сил, их неразрывную связь и активное включение в человека при ведущей роли сознания человека

Начало массовому физкультурному движению в стране положили воен. -спорт и кружки, создававшиеся с 1918 в системе сов всевобуча (всеобщее воен. ). в условиях Гражд войны В 20-х гг возникли массовые формы - многодневные эстафеты, пробеги, спартакиады и др. Важную роль в разработке науч. и теоретич проблем Ф в сыграл ученик и последователь Лесгафта В В Гориневский С 30-х гг основу системы Ф в составлял физкультурный комплекс Готов к труду и обороне СССР. (ГТО, с 1931), а для детей - «Будь СССР» (БГТО, с 1934). В 30-40-х гг вопросы науч. обоснования средств и методов Ф в, содержания тренировок по разл видам спорта, физиол. механизмов влияния занятий физич. упражнениями на организм занимающихся и др. разрабатывались в трудах В В Белиновича, H А Бернштей-на, К X Грантыня, А Н Крестовнико-ва, А Д Новикова, А Ц Пуни, II А Рудика, В С Фарфеля, И M Сарки-зова-Серазини и др.

Несмотря на нек-рый формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями (напр., воен. -спорт игры «Зарница» и «Орленок»), коме и пионерские орг-ции способствовали активным занятиям подрастающего поколения физкультурой и спортом Проводимые по инициативе пионерской орг-ции соревнования дворовых команд по месту жительства на приз «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др. помогли выявить и приобщить к физич. культуре и спорту мн способных подростков

С нач 90-х гг развитие Ф в детей и подростков испытывает значит. материальные трудности Переход к рыночной экономике поставил мн физкультурные и спорт дет. и юношеские коллективы в сложные условия Ряд объединений был вынужден либо вообще прекратить деятельность, либо привлекать средства спонсоров, родителей для восстановления жизнеспособности спорт школ, кружков и т.п.

Структуру самодеят организации физкультурного составляют добровольные спорт об-ва Физкультурная работа в дошк. учреждениях и уч заведениях регламентируется соответствующими программами и уч планами и входит в сферу ответственности органов управления образованием.

Система Ф в ориентирована на разл возрастные группы Осн.задачи Ф в детей дошк. возраста о здоровье, содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц, функцией совершенствование сердечно-сосудистой, дыхат, нервной систем, улучшение обменных процессов В этом возрасте формируются жизненно важные двигат навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ловля, плавание и др.), согласовывать движения, сохранять правильную осанку, развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений, - ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия и др. К формам организации Ф в детей в возрасте до 1 года относятся индивидуальные занятия физич. упражнениями и массаж, позже - групповые занятия (игры 3-6 детей в манежах, прогулки). В дет. саду проводятся занятия физич. упражнениями по типу уроков (простейшие игры и упражнения, разл построения, прыжки, катание обруча, бег и т и, физкультминутки во время занятий рисованием, лепкой и т и, экскурсии и прогулки на природе, праздники).

В шк. возрасте Ф в осуществляется на уроках физической культуры Ф. в учащихся в проф. уч заведениях предусматривает наряду с решением задач, свойственных общеобразоват. школе, развитие проф. способностей, необходимых для трудовой деятельности 10-12% времени из всех уроков отводится на физич. подготовку с проф. уклоном

Осн.формы Ф в студентов учебные и факультативные (по избранным видам спорта). физкультурно-оздоровит мероприятия Обязат уч материал программы по Ф в в вузах предусматривает обучение упражнениям осн, гигиенич, производств и спорт гимнастики, легкой атлетики, плаванию, катанию на лыжах, спорт играм, туристским навыкам и умениям, а также сообщение теоретич сведений по разл вопросам физич. культуры

Ф в в семье осуществляется в форме процедур закаливания, физкультпауз во время приготовления уроков, а также самостоят.занятий физич. упражнениями, игр, развлечений, прогулок (см также Семейное воспитание).

Лит Теория и методика физич. воспитания, под ред. Б А Ашмарина, M, 1979, Кун Л Всеобщая физич. культуры, пер с венг, M, 1982, История физич. культуры и спорта, под ред. В В Столбова, M, 1983, Введение в теорию физич. культуры, под ред. Л H Матвеева, M, 1983, Физич. воспитание, M, 1983 В H Шаулин


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Большой Энциклопедический словарь

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека … Юридическая энциклопедия

    Физическое воспитание - Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания (См. Воспитание); социально педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на… … Большая советская энциклопедия

    Физическое воспитание - – система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека – внутренних органов, двигательной и костно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Физическое воспитание - 25) физическое воспитание процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически… … Официальная терминология

    физическое воспитание - часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Энциклопедический словарь

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств, разностороннее развития физических способностей, формирование и… … Психомоторика: cловарь-справочник

    физическое воспитание - fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Judėjimo įgūdžių, fizinių ypatybių ir kompleksinių gebėjimų tobulinimas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education vok. körperliche Bildung, f; Leibeserziehung … Sporto terminų žodynas

    физическое воспитание - fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kūno lavinimas fiziniais pratimais, papildantis intelektinį lavinimą ir sudarantis bendrosios auklėjimo sistemos dalį. Fizinio lavinimo mokykloje tikslai: judesių mokymas ir… … Sporto terminų žodynas

    физическое воспитание - fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vientisas pedagoginis vyksmas, kurio tikslas aktyvia fizine veikla ir lavinamojo poveikio priemonėmis ugdyti žmogaus prigimties galias, asmenybę. atitikmenys: angl. physical… … Sporto terminų žodynas