Народный календарь. Осень

Фиксировал начало осени запрет на купание : "Вот с Ильина дни вот уж не купа ютцы. Всё говорили...: "Олень в воду напи сал уж, уже нельзя купа тце "" ; "Купаться, ви[ди]шь, ковда оли нь си кнет в воду, дак нельзя" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 135-14) .

Как в любой другой значимый праздник, в Ильин день, а нередко еще и последующие два-три дня не работали, чему способствовал и обычай ходить в гости и на гулянья в деревни, в которых справлялся тот или иной праздник: "Ильин день второ ва [августа], дак вот пятница [перед Ильиным днем]... И не робо тали было. Хоть сколько роботы на поле, и не робо тали некогда . Заветная пятница! Все боялись" (Мод., Кортиха, ШТНК: 079-22) ; "Ильин день - праз[д]ник праз[д]новали. Большой праз[д]ник. Наря дныи ходили - пере[о]дева лись [в праздничную одежду]. Праздник большой в Ильин день... Так друг-то к дружке ходили [в гости]" (Мод., Попчиха, ШТНК: 085-29) .

Несмотря на то, что уборка урожая была делом нелегким, как и любая другая крестьянская работа, она вызывала у женщин и девушек только самые положительные эмоции. Этому немало способствовали и частушки, которые во время жатвы пелись на специальный "долгий" напев (№№ 53-58): "Реже на[до] и с таким, с голосом тонким, и с выносом таким" (Никол., Петрово, КЦНТК: 082-24) ; "На жатве так вот пели, таким тоном - долго , протя жныим" (Дуб., Цампелово, 081-16) ; "У миня мама как уйдёт, <...> вот я и распоюсь. Дак рада до темна жать" (Уст., Кормовесово, КЦНТК: 088-67) . Разумеется, в исполнявшихся на поле частушках присутствовали и жатвенные мотивы:

Жала рожь высокую,
Вязала колосиноцкой.
Из-за подружки дорогой
Россталась с егоди ноцкой
(Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-16)

[Рожь зелёная] густая -
Почему не ле стная?
Сейчас любовь не интире сна,
Дальше - неизвестная.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-22)

Рожь зелёную не жнут,
И мокрую не вяжет-то.
Про миня про молоду
Чёво , чёво не скажут-то.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-21)

Собранный урожай вывозили в специальные помещения с печками - овины, где его сушили, а затем на расположенном рядом гумне молотили: "Тоже приспособление было такие: "гумно " называлось или "ладонь" - под кры шой. Там очень ровный пол глиняный. Вот развязывали снопы и настилали: один ряд, а потом другой ряд. И вот ходят и ударяют [цепом, молотилом] по этим колосьям. И они должны угадывать, што бы ни одно ва раза дво ё враз не ударили" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-05) КЦНТКпод

Важнейшим событием не только жатвы, но всего годового цикла крестьянина-земледельца были дожинки. Поэтому, конечно же, они обставлялись целым рядом ритуалов, одним из которых, сохранявшихся наиболее долго, было почитание последнего снопа : "Обеза тельно, ковда конча етцы [жатва], кладём в угол снопик такой небольшой. <...> Это самый последний снопо к завя жошь и принесёшь домой" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) ; "Дожина ём - сноп приносим сюды [= в дом]. <...> Это ишшо единоли шно жили, дак вот: "Пожина льница, - гов[ор]ят, - у миня , конч илась". Пожина льница. Пожина льной сноп в углу стоит" ; "Приносили такую небольшую... - снопо чик овса. Овёс посли дний шёл. Рожь - раньше, яч мень раньше жали, а овёс последний. И вот с овса несут небольшой такой снопо чик - сделают оккура тненькой, симпатич ненькой - и поставят ёво под образа" .

Пожилые исполнители еще помнят и изготовление пожинальницы в виде антропоморфного существа: "[Последний сноп] или бабушкой [нарядят], или шапку оденут, <...> на пере жнёй угол поставят, и стоит в пере днём углу" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-07) .

Принос пожинальницы домой сопровождался символическим выгоном из дома насекомых - тараканов, блох, мух: "Мама идёт, этим снопоч ком машет:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон!
Вы лето летова ли,
Нам зиму зимовать. -

Сходит везде:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон с дома!
Вы летом летова ли,
Нам зиму зимовать. -

<...> Она идёт, везде маха ёт потихоньку так, оккура тненько, и пригова риваёт. <...> Это потому "лето [летова ли]", што лето целое дома-то мало находишься, всё в поле, в поле: то сенокос, то жатва, то посевная, то уборка... - и всё на поле. А зимой нич ово [не делают] - скотину уберут да опять на печ ку. Вот поэтому - "вы лето летова ли"" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) .

Последний сноп стоял в переднем углу избы до Покрова. А в Покров, день, в который обычно заканчивалась пастьба , его во дворе делили по всей имеющейся в хозяйстве скотине - закармливали скотину на зиму : "Мама утром встаёт, берёт пожина льницу из угла , где образа ... и несёт в хлев. Ло шаде даст - ча сточку скормит, коровушкам, теляткам. Эту пожина льницу обязательно нужно скормить скотине" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) . "Это мы закармливали их: ...там овцы, дак овца м, корова, дак корове, - всем [делили]. Это как уж на место [= на зиму скотина встаёт]. <...> Пожина льница - это закармливаем мы скотину... Небольшой снопо к так и стоит до са мово Покро ва" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) .

Празднование дожинок и закармливание на зиму скотины продолжалось и в колхозное время: "А в колхозе пожина льница: пива навари т придсида тель. До люшки даст - там ково -то заколет. Молочка даст. Война шла, бедно жили-то. Ну, покормят нас. Это называлась "пожина льница"" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74) ; "Это овёс жнём, и гов[о]рят: "Это надо корове загове тцы, - ну, по пя сточке [дадим]. Хоть и в колхозе. Э сли я дояркой [работаю], дак из колхо знова поля последнюю горсть возьму - скормим. [Это] закармливают коров к зи ме - вот так называлося. Вот осенью закармливают... Обшественную коровушку [надо] накормить: принесла последнюю горсть, [взяла на поле] где дожинают бабы, и накормила ие . Это гов[ор]ят: "Закормила я коровушку сево дни овсом"" (Там же, КЦНТК: 079-74) .

Специальные обряды совершались раньше и при завершении уборки льна. Одним из таких обрядов было выстилание льна кружком - "зеркалом" или "солнышком", как это здесь называлось: "Когда кончишь поле-то стлать, и вот на конце-то и [делали "солнышко"]... штоб лён бели лсы" (Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-33) . В старину изготовление "солнышка" сопровождалось кувырканием женщин на выдерганном льне: "Я-то уж советская, дак постелем [лён], да и драка домой. Старухи которые, [те] делали "со лнышок"... - как солнышко ходит вот кругом. И говорит [старуха]: "Ты не сделала, Анна, солнышка-та?" Я говорю: "Ни чёрта не сделала. У миня биле е ва шова будет". Вот так. А другая старуха: "Да надо бы, надо бы, - го[вор]ит, - сделать-то".

Они и кувыркались [с приговором]:

Кукури ку-намани ку,
Потеряла Манька си ку.
Кукури ку на лицё,
Отдала дружку кольцё. -

Да и побежит. Старуха уж это [делала], ста рей которая миня . Кувыркалась кве рьху ногам. Ноги кве рьху. Кувы рнётцы кве рьх ногам: "У миня , - го[вор]ит, - лён бе лой бу дёт. <...> Сте лём лён-то. Ко нч им это всё. Бабы говорят: "Я покувыркалась сево дни, што бы у миня на полосе лён-то [лучше выбелился]". Это раньше..." (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74, 75) .

Мяли лен там же, где до этого обмолачивали зерно, на гумне. На по мочи, как правило, собирали девушек и женщин: "На[д]о позвать там баб семь-восемь - мнём лён. Изомнём. А на второй день зовёт нас жо - трепа ть" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-76) ; "Раньше мялкой мяли [лен]... девки. По мочь делают девки... Все вми сте на ладо не соберу тцы... И я мяла то жё коне шно - лет двина дцеть, тринадцать, пятнадцать [было] - мяла льни во всю . Полотно-то надо обработать. Там изомнём, там тре плём, - всё молодёжь. Ну, старухи заведуют ладо нью-то... А как же! А [то] я наделаю дело в-то - изомну -ту не так. Надо погледе ть, штоб он измят был. <...> [Песни тут не поют]. Помни -ко попробуй, вот волокно-то запеха й вот в мялку-ту, да: хоп, хоп, хоп... Тут не до пе сён, как рот те сён. <...> [А когда] бабка сде ла[е]т стол вечером, напоит пивом, дак поём и пля шом - лён мяли" (Там же, КЦНТК: 079-76) .

Окончание уборки и обработки урожая крестьяне старались приурочить к престольным праздникам, которые осенью справлялись в каждой деревне: "Ковда всё на полях уберут... - Бог оро дицын день - товда всё с полей уберут, и в этот день гуляли" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-01) ; "[Дмитриев день] - ч ётвё ртово октября - ч ово -то у нас престол, в деревне праздник у нас... Как вроде уж урожай убера ли, дак вот гуляли... два-три дня. Гуляли, веселились... Святой Дми трей - именинник, дак вот [столы] накрывали, гуляли, веселились" (Мод., Попчиха, ШТНК: 083-27) .

ВОЗДВИЖЕНЬЕ. В Воздвиженье, по народным представлениям, змеи свиваются в клубки и уползают на зимовку: "В Вздви женье в лес не ходим. Нельзя ходить в лес. Там змеи собера ютцы, - говорят, - в куч и. Хто дак и верно говорят, што пришёл в лес да так и убежал - змеи куч ам" ; "[Мужик пришел в лес. Там] как змеи-то да куч ам. <...> В это Вздви женьё собера ютцы змеи в о[д]нно место на зимовку. <...> В Вздви женье нельзя ходить в лес никак" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-12) .

Выделяется Воздвиженье и тем, что в этот день, как и в некоторые другие важнейшие праздники народно-православного календаря, нельзя работать: "В Вздви женье овины не сушат, бани не топят, в лес не ходят. [Если будешь работать] - тоже привиде нье како ё-то" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-07) .

Как известно, календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая - в день осеннего равноденствия, то есть, с 22 сентября.

В народных приметах начало осени связывают с отлетом птиц, листопадом, заморозками. Веками народ наблюдал, анализировал, сопоставлял природные явления, вследствие чего появлялись осенние приметы. По некоторым отличительным признакам, не прибегая к помощи синоптиков, которых еще и в помине не было, наши предки научились предугадывать многое. Например, они еще весной знали, каким будет лето и чего ждать от осени. Еще зимой они решали, что будут делать с будущим урожаем и что посеют осенью.

Осенние приметы приходили на помощь, если люди готовились к праздникам. Это очень удобно - планировать мероприятия, зная, какая погода будет в тот или иной день. Наши прадеды умудрились составить приметы осени почти на все календарные дни в период с конца августа до конца ноября. Да-да, существуют приметы на 1,2,5,6,8,9,10,11,13 сентября и т.д.! То же самое - с октябрем, ноябрем и всеми остальными месяцами года! И многие из этих примет намного точнее, чем прогнозы синоптиков!

1. В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

2. Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

3. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

4. Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

5. Облака редкие - будет ясно и холодно.

6. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

7. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

8. Теплая осень — к долгой зиме.

9. Осенью серенько утро, так жди красного денька.

10. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.

11. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.

12. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

13. Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

14. Паутина стелется по растениям — к теплу.

15. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.

16. Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

17. Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

18. Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу — то поздняя.

20. Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.

21. В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.

22. Если много кизила — будет холодная зима.

23. Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.

24. Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.

Осенью у всех появляется шанс изменить свою жизнь к лучшему и обрести желаемое. Благодаря эффективным обрядам на благополучие, деньги и удачу вы сможете добиться своих целей и стать счастливее.

Чтобы получить желаемое, нужно набраться терпения и каждый день прикладывать немало усилий. Однако этот процесс можно ускорить. Ранее мы уже рассказывали об осенних приметах, которые сулят вам любовь, богатство и везение . Если же вы не хотите ждать, пока Вселенная подаст вам знаки, вы можете сами привлечь в свою жизнь то, что вам необходимо для счастья. Эксперты сайта сайт предлагают вам воспользоваться действенными осенними обрядами на благополучие, деньги и удачу.

Эффективный обряд на благополучие

Каждый человек мечтает жить спокойно и в достатке. Но, к сожалению, иногда мы вынуждены сталкиваться с трудностями, которые разрушают наши мечты и заставляют нас испытывать финансовую нужду. Привлечь благополучие вы можете уже этой осенью, а поможет вам в этом эффективный обряд.

В последний день любого осеннего месяца сделайте генеральную уборку в своем доме . Отнеситесь к этому ответственно: чтобы обряд подействовал, необходимо очистить пространство для свободной циркуляции положительной энергии. Как только уборка будет закончена, соберите весь мусор в пакет и, прежде чем выбросить его, скажите:

«Очищаю свой дом для богатства, процветания и благополучия».

После этого отнесите пакет с мусором как можно дальше от своего дома и по возможности сожгите его. Для большего эффекта повторить ритуал можно несколько раз, и тогда уже вскоре вы заметите, что атмосфера в доме стала намного лучше, а жизнь его обитателей — гораздо счастливее.

Осенний обряд на удачу

Осенний обряд на удачу — один из самых эффективных способов расположить к себе Фортуну и достичь заветных целей. Если вы хотите, чтобы везение сопутствовало вам во всех делах, предлагаем вам не терять времени и воспользоваться данным ритуалом прямо сейчас.

Чтобы провести обряд, необходимо отправиться на улицу во время листопада и найти безлюдное место. Постарайтесь прочувствовать окружающую атмосферу, чтобы зарядиться позитивной энергией. Как только вы почувствуете себя максимально хорошо, необходимо произнести такие слова:

«Пусть везение всегда будет как рядом со мной, так и в моих мыслях. Желаю, чтобы удача никогда не покидала меня. Пусть осенняя природа придаст сил каждому моему слову».

После этого возьмите с собой три любых упавших листа и отнесите домой. На протяжении недели носите их при себе, а затем отнесите на ближайший водоем и пустите по течению со словами:

«Отпускаю все свои проблемы и неудачи, освобождаю место для везения и успехов».

Эффект обряда может проявиться не сразу, но не нужно терять веру в него. Если вы все сделали правильно, вскоре удача улыбнется вам.

Сильный денежный обряд

Осенью дожди — довольно частое явление, поэтому у вас будет множество возможностей привлечь деньги и наладить финансовое положение. В этом вам поможет самый эффективный осенний обряд.

Для проведения обряда потребуется:

  • неглубокая емкость;
  • дождевая вода;
  • три монеты;
  • купюра;
  • лист бумаги;
  • ручка;
  • зеленая свеча.

Несмотря на то, что данный обряд потребует от вас чуть больше времени, чем вышеприведенные, его результат вас приятно удивит. Для начала вам нужно дождаться дождливой погоды. Как только это случится, наберите немного дождевой воды в неглубокую емкость. Для этого вы можете просто оставить миску на улице. Набирать воду из луж и любых других емкостей на улице запрещено. Когда вода будет набрана, зажгите зеленую свечу и напишите на листе бумаге ту сумму, которую вы желаете обрести. Затем положите в воду монету, а саму емкость поставьте на купюру. На протяжении нескольких минут внимательно смотрите на пламя свечи, а затем произнесите:

«Пусть мои проблемы будут сожжены огнем. Пусть бедность навсегда покинет мою жизнь, и стану я богатым(ой)».

После этого сожгите лист и положите пепел в заговоренную воду. Монеты достаньте и не тратьте их, так как с этого момента они станут денежными талисманами. Купюру лучше всего потратить на следующий день. Этот сильный обряд использовали еще в давние времена. Опыт наших предков показывает, что благодаря его эффективности уже скоро деньги сами будут идти к вам в руки.

Чтобы обряды подействовали быстрее, для начала рекомендуется очистить дом от негатива. Для этого необходимо не только убраться в своем доме, но и провести действенный обряд, который поможет вам привлечь в свою жизнь благополучие . Желаем вам счастья и процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и

06.09.2018 02:04

Приближается Китайский Новый год, а значит, настал момент задуматься о переменах в жизни. С помощью...

Сегодня я хочу поговорить с Вами про самое прекрасное, как по мне, время года - Осень , золотая пора которой будет радовать нас целых три месяца! Осень на самом деле - период подведения итогов, период, когда природа и всё живое готовится к Зиме, а значит - в какой-то степени - к перерождение и обновлению . Именно потому Осень для наших предков Славян всегда была необычной порой, осенью старались делать многие обряды, которые имели необычную силу именно из-за присутствия "умирающего" элемента Осени...

Особое место в традиции славян занимал День Осеннего Солнцестояния , который называли еще Осенним равноденствием, "новолетием", так как славяне отмечали Новый Год именно в этот период!

Между прочим, на Руси день осеннего солнцестояния, который приходится на

2018 год : 23 сентября 1ч.54м. по Гринвичу (23 сентября 3ч. 54м. по Москве)

Считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляньями. Ночь начинала двигаться не “куриными шажками”, а “лошадиными прыжками”, как говорили в народе. Славяне праздновали целую неделю. Поклонялись духам, справляли Праздник Урожая, гадали, так как считалось, что в этот период Духи намного "охотнее" настроены на подобное общение.
Очень интересно то, что Осень насыщена прямо-таки очень значимыми для славян праздниками. В начале сентября славяне отмечали Осенины (отдание Овсеня) - праздник начала осени и благодарения Земли за урожай. Овсень в славянской мифологии являлся божеством, отвечающим за смену времен года, потому начало сентября считалось благодатным периодом для того, чтобы поблагодарить Духов и Природу за все дары, которые она принесла людям.

В день осеннего равноденствия у славян наступал седьмой месяц года, посвященный богу Велесу, который так и назывался Вересень (Таусень, Радогощь). Между прочим, многие люди и не знают, что украинское название месяца сентябрь "вересень" происходит непосредственно от имени бога Велеса...
После осеннего равноденствия древние славяне провожали богиню Живу в Сваргу (небесное царство), благодаря ее за подаренный урожай. Сварга закрывалась на холодный и темный зимний период. (напомню, открытие Сварги отмечали в последний день праздничной недели на Комоедицу (Масленицу), которая выпадала у славян на весеннее равноденствие - 21 марта.).
Праздник Велесень выпадал всегда на 21 сентября , эту дату, между прочим, христианство "украло" для своего праздника - Рождество Пресвятой Богородицы...
Считается, что осень - это пора замирания, пора "маленькой смерти", потому после Осеннего Равноденствия во власть сильнее вступала богиня Мара - в славянской мифологии богиня Смерти и Ночи. Это логично и справедливо, потому именно после этого дня чаще всего Ведающие люди проводили обряды, которые были связаны косвенно или прямо с Марой и её "компетенцией". А это - переклады разного рода, порчи, избавления от злой Судьбы (недоли) и т.д.

  • 1. Обряд "Рябинкины Именины"

Осень всегда связывается с прекрасными плодами рябины, которые для славян имели очень большое значение. В вечер осеннего солнцестояния обязательно возьмите кисти рябины , прямо с листьями, можете вставить в оконные рамы, поставить рябину на подоконник, в углы своей квартиры или дома - считается, что рябина именно в этот день имеет уникальные свойства защиты, которые она пронесет через весь год, защищая Вас от "нечистой силы" и любого негатива.
Славяне называли этот обряд "Рябинкины Именины" , так как именно в этот день рябина наливается тем чудодейственным соком, который помогает защититься от беды и от зла.

  • 2. Обряд "Кукла Недоля"

Именно в начале осени, до Осеннего Солнцестояния, наши предки славяне любили делать особый обряд, который позволял избавиться от плохой Судьбы (недоли), от зла и негатива, который накопился на человеке за весь год.
Принцип обряда таков: Вы собираете свежие травы, а после - плетете с них куклу , представляя, что Вы вплетаете в неё свою плохую Судьбу. Нужно подождать, чтобы трава высохла и превратилась в солому, сухую траву. Обязательно обвяжите пояс куклы белой ниткой, так как это будет символизировать очищение, избавление. После этого Вы должны сжечь эту куклу в таком месте, чтобы пепел от нее не мог найти живой человек, иначе он возьмет на себя остатки Вашей плохой Судьбы.
Кстати, можете посмотреть видеоролик со мной, где я рассказываю про этот обряд:

  • 3. Обряд "Гнездо".

Если в семейной жизни не везло, или хотелось внести в дом больше гармонии и понимания, наши предки славяне проводили особый обряд в период Осеннего Солнцестояния, который назывался "Гнездо". Проводила обряд чаще всего молодая женщина- ведунья, но пытали счастья и "обычные" женщины, которые хотели семейного счастья.
На рассвете женщина отправлялась в лес, на поиски пустого гнезда. Перед тем, как зайти в лесную чащу, обязательно нужно было поклониться Хозяйке леса , иначе обряд не только не принесет ничего хорошего, но и может навредить. Смысл обряда в том, чтобы найти пустое, но не разрушенное гнездо. Найти пустое гнездо не всегда было очень просто, потому иногда женщинам подолгу приходилось бродить в лесной чаще в поисках. Иногда и вовсе не находили ни одного гнезда, что говорило о том, что Хозяйка леса не приняла этих женщин и не станет им помогать.
Вообще, всегда гнездо у славян являлось символом домашнего очага, защиты и уюта, потому, если женщина находила такое гнездо, оно было своего рода оберегом семьи, или же - талисманом, который помогал обрести семью. Такое гнездо женщина с осторожностью несла в дом и оставляла в "красном углу", рядом с другими талисманами и оберегами, на самом почетном месте.
Иногда к Хозяйке леса обращались также люди, отчаявшиеся обрести семью, которые были одиноки не один год, но стремились к созданию семьи. Они просили дать им такое гнездо, чтобы этот талисман помог им в обретении семьи, домашнего очага и уюта. Но к Хозяйке леса нельзя было обратиться просто так. Нужно было пообещать ей что-то взамен, дать "обет", пояснить ей, почему плохо без семьи и на что ты готов ради обретения семьи и домашнего уюта.

Как видите, дорогие Друзья, наша культура и традиции воистину настоящий клад, потому их нужно беречь и чтить!
Напоследок напомню Вам отличную славянскую примету:
"Рябины в лесу много - осень будет дождливая, если мало - сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму."
Любите свою РОДную культуру, почаще ходите в лес, пользуйтесь знаниями нашим предков, чтобы сделать свою жизнь лучше!

С уважением, Ваша Юлианна Колдовко.

Осень/Народные приметы и обычаи

Теплая осень - к долгой зиме.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
Осенью много паутины – на ясную погоду.

Если на березе лист начал желтеть с вершины, то будущая весна будет ранней, а если снизу - то поздняя.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют - на холодную зиму, оставляют его открытым - к теплой зиме.
Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.


Сентябрь
Бабье лето Издавна известно, что в середине сентября – начале октября происходит (после первых похолоданий) повышение температуры. Эта пора называется в народе "бабьим летом".
Во время "бабьего лета", пригретые прямо-таки весенним солнышком, вылезают из земли грибы и вновь начинают цвести растения. По народному календарю оно продолжается с 14 сентября – дня Семена летопроводца до 21 сентября – дня Рождества Святой Богородицы.

Бабье лето наступало не только у славян. У немцев это время называется "старушечьим летом", или "Марьина пряжа", "Марьины паутинки", т.к. в это время на лугах и на деревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити паутины. Во Франции период называют "летом Святого Мартина"; в США – "индейским летом".

Почему это явление называют именно "бабьим летом", а не как-нибудь иначе, определенно ответить трудно. Можно только предполагать, что скорее всего, оно связано с жизнью и деятельностью женщины-крестьянки. Во второй половине сентября заканчивались полевые уборочные работы, и женщина, очень занятая в поле, немного освобождалась от тяжелого труда и могла некоторое время почувствовать летний отдых. Совпадение такого периода бытовой жизни с периодами относительно теплой, приятной погоды, очевидно, и послужило причиной названия "бабьего лета". Длительность такого отдыха для женщины была так же коротка, как и периоды возврата летнего тепла. После "бабьего лета" женщины начинали мять и трепать пеньку, мыть ее и стлать лен, возились с холстами и брались за веретено, рукоделья.

Сентябрь – хмурень, верасень. Холоден сентябрь, а сыт.

С сентября огонь и в избе и в поле.

В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

Гром в сентябре – на теплую осень.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – к хорошей осени.

Если много тенетника на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

Богатый урожай желудей на дубах – на теплую зиму (в других источниках – на лютую), а на Рождество (7 января) – много снега.

1(19 авг.) День Андрея Стратила тепляка. Стратилатов день приспел, овес поспел. На Феклу – дергай свеклу.

3(21 авг.) День Бабы Василисы. Убираются последние яблоки, чтобы не истощить дерево. Баба Василиса о льнах радеет.

4(22 авг.) День Агафона огуменника. Полагают, что в эту ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Поэтому его стерегут, тулуп надев навыворот и с кочергою в руках.

5(23 авг.) День Лупа брусничника. На лупа бывают первые заморозки. На Лупа мороз лупит овес.

11(29 авг.) День Ивана Постного. На Ивана Постного собирают коренья Рослые, а на Ивана Купала собирают травы. В этот день не едят ничего круглого, как-то: яблок, картофеля и др. (что напоминает голову), и щей не варят, а также не рубят капусты, не срезывают мака, не рвут яблок, не копают картофеля, не берут в руки косаря, топора и т. п.

14(1) День Семена летопроводца. Начало Старого бабьего лета (обычно до Малой Пречистой). На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши. По Семен день вечерком гасят старый огонь, а утром вытирают новый из дерева. Коли бабье лето ненастно – осень сухая, а коли на Семена ясно – осень ведряная, много тенетника – к ясной осени, к холодной зиме; дикие гуси садятся, а скворцы не летят.

21(8) Малая Пречистая (На Успенье – Большая), Аспасов день. В этот день женщины встречают осень у воды (вторая встреча осени, первая на Яблочный Спас). На Малую Пречистую убирают пчел, собирают лук.

24(11) На Федора всякое лето кончается. Полагают, что в этот день осень ездит на гнедой кобыле. Третья встреча осени.

25(12) День Священномученика Автонома. Считается, что в этот день змея в лесах уходит в землю.

27(14) Вздвижение. На Вздвиженье хлеб с поля двинулся (последняя копна с поля), птица в отлет двинулась, гад не движется.

28(15) На Никиту гуси улетают на юг.
Октябрь
Свадьбы обычно правили с Летопроводца (14 сен. н.с.) до Гурия (28 нояб. н.с.)


Октябрь – позимник, грязник, свадебник.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Октябрьский гром – к бесснежной зиме.

От первого снега до санного – 6 недель.

1(18 сен.) Если на Евмена и Арину отлет журавлей – на Покров мороз. «Колесом дорога!» - кричат журавлям, чтоб их воротить (чтоб подольше остались и зима попозже пришла).

2(19 сен.) Трофимов день. На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим - туда и оно за ним. С Трофима девушки начинают приглядывать себе женихов. С сего дня по Савватия (10 окт. н.с.) отмечалась пчелиная девятина. В эти дни обязательно должен присутствовать мед. Последний срок сбора грибов-листопадников.

3(20 сен.) Если на Астафия северный ветер – жди стужи, южный к теплу, западный – к мокроте, восточный к вёдру; если тепло и летит паутина – к хорошей осени и нескорому снегу.

8(25 сен.) Сергиев день. Сергия капустника. Путь зимний устанавливается в четыре Семины (седмицы) от Сергия. На Сергия Радонежского рубят капусту. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлу (21 ноября).

10(27 сен.) День Саватия пчельника. В этот день убирают улья в омшаник.

14(1) Покров.

Покров не лето, Встретенье не зима. Первое зазимье.

Срок наймам и сделкам.

Матушка Покров, покрой землю и меня молоду.

Снег на Покров - к счастью молодым.

Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов).

Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.

Если на Покров ветер с севера – к холодной зиме, с юга к – теплой, с запада – к снежной. Каков Покров, такова и зима.

17(4) Ерофеев день. Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. Поэтому люди в лес не ходят: леший бесится.

20(7) С Сергия зима начинается, с Матроны устанавливается.

23(10) На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам; если на север – быть скорой зиме, на юг – скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4 ноября).

27(14) День Прасковьи трепальницы. Полагают, что с этого дня должно трепать лен. Прасковьи грязнихи, порошихи. На Грязниху грязь - четыре смены до зимы.
Ноябрь


Ноябрь – листогной. Ноябрь – ворота зимы, сумерки года.

Ноябрьские ночи до снега темны.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Появление комаров поздней осенью - к теплой зиме.

Желтые листья опадают слабо - морозы наступят нескоро.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Суббота перед Дмитрием. Дзяды. Родительская Суббота. Поминовение усопших. Дмитрова суббота – кутейникам работа.

4(22 окт.) Казанская. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят. Если на Казанскую небо заплачет, то следом за даждем и зима придет. Кто на Казанской женится, счастлив будет.

8(26 окт.) Дмитров день. Дмитров день перевоза не ждет. Коли Дмитров день будет по голу, то и Святая, а по снегу, и Святая – по снегу.

10(28 окт.) День Прасковеи Пятницы, Прасковеи льняницы (мнут лен и приносят первинку в церковь). На Прасковеи молятся о хороших женихах.

11(29 окт.) День Авраамия овчара, Настасьи овечницы. Овчарный праздник. Полагают, что с этого дня должно стричь овец.

12(30 окт.) Юровая. Праздник рыбаков и охотников. Коли на Юровую волки стаями ходят, будет голод, мор, либо война.

14(1) День Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Козьмо-демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8-го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист с дерева упал не чисто, кое-где остался – впереди суровая зима и знойное сухое лето.

19(6) Если на Павла Исповедника снег – вся зима будет снежной, для озимых хорошо.

21(8) Михайлов день. Михайловские заморозки. С Михаила зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михаила, в то и Никола. С Михаила зима морозы кует.

22(9) Матренин день. С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (8 окт. н.с.) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям.

24(11) Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит.

25(12) Дождь на Милостивого - оттепели до Введения.