Работы из папье маше. Папье-маше

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?

Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.

Что делают из папье-маше

В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.

Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.

Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:

1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.

Как работать с материалами в этой технике?

Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.

Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.

Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.

Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.

Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.

2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.

Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:

Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.

Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.

Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.

Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.

Какая бумага используется в папье-маше

Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.

Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.

Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.

Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.

Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.

Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.

Какой использовать клей для папье-маше?

Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.

Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.

Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.

После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.

Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.

И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.

Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.

Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.

Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.

Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.

Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?

Рассмотрим по порядку.

Начнем с инструментов.

Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:

Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.

Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.

Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.

Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.

Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.

Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:

Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:

Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.

Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:

Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.

Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.

Трафареты для нанесения рисунков.

Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.

Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.

Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.

Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.

Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.

Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:

Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.

Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.

Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.

Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.

Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.

В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница

В декорировании помещений или на дачных участках часто используют различные украшения. Замечательным вариантом могут быть поделки из папье-маше. Такие скульптуры гармонично вписываются в ландшафтный дизайн. Их можно установить вдоль аллей, в зоне отдыха или около крыльца. А также они отлично будут смотреться в помещениях, особенно в холлах, прихожих и залах.

Поделки из папье-маше - это несложная технология, поэтому с ней может справиться даже школьник.

Перед началом работы необходимо подготовить материалы:

  • клей ПВА или клейстер, можно использовать клеящую основу для обоев;
  • газетные листы или бумагу;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • кисточки;
  • картон;
  • акриловые краски, можно гуашь или акварель;
  • пластиковые бутылки вместе с пробками, по отдельности;
  • малярный скотч.

Пошаговый мастер-класс

Проще всего сделать фигуры из папье-маше для сада в виде животных - слона, котика, жирафа и т. д.

Схема работы:

Если модель имеет ручки и ножки (лапки, хвостик), то их делают из цельных кусков газеты методом скручивания - в несколько слоёв. Затем их необходимо зашпаклевать.

Заключительная обработка

Изготовление больших фигур из папье-маше ничем не отличается от создания маленьких. То естьнужен какой-либо каркас, который обмазывается клеем и перекладывается кусками бумаги, а затем ему придаётся определённая форма, вся поверхность грунтуется и оформляется декором.

Важно! Необходимо дать просохнуть каждому слою .

На заключительном этапе мастер оформляет мелкие детали. Например, усики можно сделать из проволоки или нарезанных полосок от пластиковых бутылок. Для фигурок рыси на ушках должны присутствовать кисточки. Цветовая гамма для скульптур выбирается в тон общему дизайну. Главное, чтобы поделка гармонировала с общим фоном интерьера.

Комбинированные изделия

Крупногабаритные фигуры обычно бывают тяжёлыми, поэтому мастера используют комбинированные способы. Это очень удобный вариант для приусадебных участков, когда их необходимо в холодное время года заносить в помещение.

Процесс создания фигуры

При такой технологии внутрь закладывается скомканная бумага - вместо каркаса. Вместо скомканной бумаги можно использовать пенопласт.

Схема работы:

  1. Каждый лист бумаги нужно скомкать и приложить комки друг к дружке.
  2. Из комочков необходимо вылепить фигуру и закрепить её скотчем.
  3. Затем наносится масса папье-маше. Нужно при помощи клея и рваных газетных кусочков обработать всю поверхность. Наложить в 2 или 3 слоя, по необходимости. Мелкие детали изготавливаются из туалетной бумаги, которые предварительно нужно смочить в клее.

Туалетная бумага - это очень удобный материал. Если её размочить в клеящей основе, то можно лепить всё что угодно, как из пластилина или глины. На заключительном этапе наносится последний слой из этой бумаги, который сгладит все неровности на поверхности скульптуры.

Финишная обработка поделки

Нужно дать просохнуть всем слоям и раскрасить фигуру. Можно использовать акриловые краски, гуашь или акварель . После нанесения на скульптуру красок необходимо вновь наложить слой клея - для фиксации красок и грунтовки. Далее нужно обработать поверхность яхтным акриловым лаком. Необходимо нанести его в три слоя.

Такой лак специально используется для окраски деревянных поверхностей различных катеров и других судов. Он отлично защищает изделие от влаги, поэтому нет необходимости в дождливую погоду заносить фигуру в помещение.

Желательно использовать именно клей ПВА, а не обойный, так как по структуре он намного крепче. Перед покраской лаком можно нанести специальный декоративный воск, который придаст блеск изделию.

Из туалетной бумаги

Многие мастера при изготовлении фигур используют в качестве исходного материала туалетную бумагу. Она очень пластичная и замечательно подходит для творчества. В комбинированных методах её используют для проработки мелких деталей.

Для приготовления массы необходимо порвать туалетную бумагу на кусочки и положить в тазик, а затем залить её водой. Бумага должна набухнуть, для ускорения процесса можно использовать кипяток. Затем нужно слить избыток воды и вымесить массу, как тесто, или взбить блендером, чтобы получилась однородная консистенция.

Полученную массу необходимо смешать с клеем ПВА, и можно начать изготовление фигур из папье-маше своими руками. Такая техника очень проста, а сам процесс интересен.

Полые фигуры

Изготовление полых фигур имеет среднюю сложность работы. Чтобы сделать поделку, потребуется 3 дня.

Необходимые материалы:

  • схема или эскиз;
  • пенопласт;
  • ножницы и резак;
  • фольга и вата;
  • строительный фен;
  • смесь из туалетной бумаги и клея;
  • наждачка;
  • белая краска (желательно акриловая).

Следует помнить! Пенопласт очень легко воспламеняется и при горении выделяет вредные для организма вещества.

Начинать работу нужно с чертежа. Продумать, как будет выглядеть фигура, и составить схему. Затем её необходимо перенести на пенопласт и вырезать при помощи резака или канцелярского ножа. На следующем этапе работы детали необходимо обернуть фольгой и нанести массу. Все тщательно просушить, например, в духовке детали высыхают за одну ночь.

Затем необходимо перейти в хорошо проветриваемое помещение. Потребуется строительный фен, который нужно направить на дно фигуры и включить самый сильный режим. Чтобы избежать неприятного запаха, можно использовать респиратор . В результате такой процедуры пенопласт полностью расплавляется.

Теперь нужно удалить фольгу из внутренней части фигуры и ошкурить поверхность. Желательно её обработать в один слой шпаклёвкой, а затем убрать все неровности наждачкой.

На заключительном этапе используется декоративное оформление изделия. Например, для изготовления домика можно использовать вату и белый акрил для покраски. Сверху можно приклеить блёстки и покрыть домик лаком.

Экзотичный Догу с часами

В Японии при археологических раскопках были найдены удивительные фигурки, которые называются Догу. Это одни из самых старых скульптур - их происхождение датируется 10-м тысячелетием до нашей эры.

Чтобы приготовить такую оригинальную скульптуру, потребуются следующие материалы:

  • туалетная бумага;
  • мешковина;
  • гипс;
  • клей, желательно столярный вид;
  • проволока.

В качестве инструментов понадобятся большой таз, где будет вымешиваться бумажная смесь, и небольшие ёмкости для клея.

Чтобы сделать массу, потребуется обычная туалетная бумага. Предварительно нужно растворить столярный клей на водяной бане и в горячем виде залить бумагу. При помощи миксера всё тщательно перемешать и добавить в полученную массу гипс. Ни в коем случае нельзя использовать алебастр, так как он быстро схватывается, и с ним невозможно работать.

Полученная масса должна иметь консистенцию кашицы средней густоты. Затем её нужно разделить по пакетам и убрать в холодное место на одни сутки, например в холодильник. После охлаждения она не будет приставать к рукам и из неё будет легко лепить. Во время работы нужно обязательно использовать каркас или форму, так как такой вариант массы может трескаться.

Основные этапы работы

Точная копия фигурки необязательна. Можно проявить фантазию, добавить что-то своё, и получится замечательная статуэтка. Сначала нужно найти изображение и сделать по нему выкройку . Затем надо перевести её на картон и оставить небольшие запасы для сгибов. Собрать фигурку.

Взять мешковину, заранее порезанную на кусочки, и при помощи столярного клея нанести её на картонный каркас. Сверху на конструкцию нужно приклеить более тонкий материал, чтобы после высыхания мешковины не оставались затвердевшие нити. Тщательно просушить.

Теперь можно приступить к черновому варианту нанесения массы на фигуру. Сразу необходимо приклеить все мелкие детали, чтобы фигурка походила на статуэтку Догу.

Декоративное оформление скульптуры

Подставку можно сделать из доски. Её необходимо загрунтовать, покрасить и сверху покрыть лаком для блеска и прочности. Из полиуретанового багета нужно согнуть декоративный элемент для торцевой части. Это нужно сделать очень аккуратно - полиуретан нагреть при помощи фена, тогда он будет пластичным.

Теперь нужно вырезать отверстие в статуэтке и вмонтировать в неё настольные часы. Предварительно их нужно вынуть из родного корпуса.

Покраска происходит в несколько этапов. Первый слой - оливковый или зелёный оттенок. Вторично полностью окрашивать фигурку не нужно. Надо кончиком кисти (или поролоном) по выпуклым местам нанести коричневый тон. На третий раз нужно пройтись белым цветом в самых выступающих местах, а по краям нанести немного красного оттенка.

Такие поделки отлично подходят для декора квартиры, дачных домиков и участков. При помощи этой техники можно делать оригинальные светильники, рамки для фотографий, статуэтки, декор для сада и различные фигурки.

Полезные советы:

  1. Материал в любой подделке необходимо зафиксировать и придать ему прочность. Так как в технике в качестве основы используется бумага, то и закрепление в этой технологии очень актуально для всех фигур.
  2. Фиксацию нужно проводить в несколько слоёв: первоначально использовать грунтовку или клей, а затем декоративный лак.
  3. Для работы подходят любые краски - гуашь, акрил, масляные варианты или акварель. Цветовая гамма зависит от выбора мастера.
  4. На заключительном этапе каждую работу необходимо обязательно загрунтовать при помощи водной эмульсии, дать просохнуть и только после этого приступать к декору.
  5. Чтобы сделать лак матовым, нужно добавить в него специальную смесь. Надо взять небольшой кусочек хозяйственного мыла, измельчить его и растворить при помощи керосина, а затем вылить в массу с глянцевым лаком. Всё тщательно перемешать.

Технология папье-маше не требует больших вложений и несложна в исполнении. Можно изготавливать поделки вместе с детьми - это поможет развить у них чувство вкуса и такие навыки, как терпение, усидчивость и трудолюбие. Масса папье-маше очень пластична, поэтому с ней легко работать.

Папье-маше в искусстве, рукоделии используют как материал для изготовления скульптур, марионеток, чаш под фрукты, кукол и других предметов. Можно изготавливать самые разные поделки для интерьера. Поверхность папье-маше легко окрашивается в нужный цвет, также ее можно декорировать.

Как делать изделия из папье-маше

Чтобы приготовить массу папье-маше, вам понадобятся ненужные газеты или другая бумага, клей, вода. Клей смешайте с водой в пропорции 2/1. Газеты надо нарезать на полоски шириной два сантиметра или разорвать на небольшие клочки. Соединить газеты и клеевой раствор, перемешайте до однородной смеси ложкой или кистью из щетины.

Если для изготовления материала вы берете канцелярский клей, имейте в виду, что при окрашивании сформованного изделия вас могут подстерегать трудности. Краска может отказаться держаться на поверхности. Лучше всего перед окрашиванием загрунтовать изделие художественными белилами или акриловой грунтовкой, а потом уже покрывать краской.

Некоторые изделия лучше смотрятся с гладкой поверхностью. При оклеивании формы полосками бумаги не всегда получается добиться идеальной гладкости. Но процедура выравнивания поверхности не так сложна, как может показаться – надо всего лишь отнестись к ней терпеливо.

Как получить гладкую поверхность изделия из папье-маше

Сперва надо выровнять наиболее заметные ямки путем подклеивания туда мелких бумажных клочков. Так делать до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть более-менее ровной. Изделие надо просушить, после чего поверхность обрабатывают мелкозернистой шкуркой. Обработку выполняйте круговыми легкими движениями, нажатия должны быть как можно более легкими. Бумажные волокна периодически убирайте при помощи тряпки. Обработанную поверхность густо обмажьте клеем и хорошо просушите, чтобы верхний слой сделался крепче. Эту процедуру можно повторить несколько раз, чтобы прочность верхнего слоя повысилась. После этого можно приступать к раскрашиванию, инкрустированию или декорированию поверхности другим способом.

При незначительных шероховатостях покройте поверхность несколькими слоями клея ПВА или воспользуйтесь аэрозольным лаком для автомобилей.

Если изделие вы хотите окрасить, после того, как закончится процедура окрашивания, поверхность лучше покрыть еще и лаком – в два или три слоя. Лак подойдет и нитро, и мебельный, проследите только, чтобы краска не «поплыла». Обработанное таким образом изделие получится гладким и блестящим.

Многие из нас в детстве увлекались этим замечательным видом декоративно-прикладного искусства. Кроме очевидной пользы, приносящей ребенку изготовление различных предметов в технике папье-маше (развитие мелкой моторики, художественного вкуса и пространственного воображения), увлечение этим искусством позволяет дополнить дизайн дома или квартиры необычными и оригинальными предметами декора.

Чтобы сделать тело кукле, помойте и хорошо обсушите пластмассовую бутылочку. Штопательной сделайте в бутылочки 4 сквозных прокола в тех местах, где у куклы будут крепиться руки и ноги (в нижней части - 3 прокола: 2 у ног и 1 - сзади). Нарежьте проволоку на 5 равных кусочков по 20 см. Пропустите эти кусочки через все 5 дырок. Конец каждой - это петелька. Все они у основания бутылки должны быть закреплены скотчем.

Для изготовления рук и ног куклы отрежьте 8 кусочков лески (по 20 см каждый). Из каждого листа газеты сложите полоски 25х8 см. Возьмите 1 полоску, на самый ее край уложите леску (ее концы должны выступать за рамки газетной полосы на равном расстоянии). Закрутите полоску в рулон, конец закрепите скотчем. На одну из оставшихся частей лески накрутите еще 1 такой же газетный рулончик. Все: одна рука или нога готова. Проделайте то же самое с оставшимися заготовками. В итоге должно получиться 2 ноги и 2 руки (каждая деталь - из 2 рулончиков).

Прикрепите руки и ноги к петелькам на теле куклы. Чтобы сделать кисти и стопы, нарежьте из цветной бумаги 40 полосок длиной 5 см, разделите их на 4 части, перевяжите каждую пополам, прикрепите к и ногам. Сшейте штаны и кофту, наденьте их на . На голову сшейте .

Сделайте крепеж для управления марионеткой. Сделайте 3 деревянных планки. В основной (25 см) просверлите одну дырку на одном из концов, в передней (15 см) - по 1 дырке с каждого края, в задней (13 см) - по 2 дырки с каждого края. Скрепите все эти планки так, чтобы передняя и задняя были перпендикулярны основной планке. Проденьте во все дырки крепежа лески, второй конец которых прикреплен к петелькам на кукле.

Видео по теме

Обратите внимание

Длина лески для соединения куклы и крепежа для управления должна быть разной: для рук - 50 см, для ног - 90 см, для зада - 70 см, для головы - 42 см.

Полезный совет

Для изготовления тела для марионетки подойдет фигурная (зауженная в одном месте) пластмассовая бутылочка из-под шампуня, геля для душа или средства для мытья посуды.

Источники:

  • igrushka.kz
  • марионетка это как сделать

"Папье-маше " переводится с французского как "жеваная бумага". С помощью этой техники можно создавать как незамкнутые формы, к примеру посуду, так и полноценные скульптуры.

Вам понадобится

  • 1. Газеты или бумага;
  • 2. Клейстер или клей;
  • 3. Основа под форму;
  • 4. Растительное масло;
  • 5. Проволока;
  • 6. Воздушные шарики;
  • 7. Основы под маски;
  • 8. Краски и лак.

Инструкция

Для начала можно попробовать создать незамкнутую фигуру, к примеру, тарелочку. Для этого нам нужно приготовить клейстер на основе муки или крахмала. Для этого необходимо смешать крахмал или муку с небольшим количеством холодной воды так, чтобы исчезли комочки. Затем добавить немного кипятка и поставить на огонь. Нагревать массу нужно до тех пор, пока смесь не станет полностью прозрачной. Также для этих целей можно использовать обычный клей ПВА.

Далее необходимо нарвать достаточное количество бумаги или газеты. Это проще сделать, если вначале разорвать бумагу на полоски длиной десять сантиметров, а уже затем порвать их на маленькие кусочки размером 2 на 2 сантиметра. Если вы не планируете в дальнейшем красить изделие , то лучше взять белую бумагу.

Затем берем основу. Как правило, для этой цели отлично подходит блюдце, тарелка или пиала. Слегка обмазываем дно посуды растительным (чтобы потом готовое папье-маше было легче снять), а затем начинаем клеить на него бумагу.

После нанесения первого слоя, даем изделию немного подсохнуть и наносим следующий слой. В такой последовательности необходимо сделать 5-6 слоев. После этого аккуратно подрезаем край бумаги вровень с бортиком , чтобы ваше папье-маше имело ровные края.

Ставим тарелку в сухое теплое место примерно на сутки. За это время бумага должна полностью просохнуть. Осторожно отделяем бумажную тарелочку от керамической и приступаем к ее росписи.

Для раскраски папье-маше лучше всего подходят акварельные и акриловые краски. Для начала нужно сделать изделию равномерный фон, дать ему высохнуть, а затем можно наносить . В конце посуду можно покрыть лаком.

Также из папье-маше можно сделать украшения в виде шара. Для этого вам понадобиться воздушный шарик. Надуйте его до необходимого размера, смажьте маслом и начинайте наносить слои бумаги по описанной выше технологии. После высыхания осторожно проколите воздушный шарик, достаньте его, а шар из папье-маше красиво отдекорируйте.

Папье-маше – это удивительное направление рукоделия, которое первоначально зародилось в Китае. Жителям Дальнего Востока пришла впервые мысль о том, что бумагу можно использовать для лепки. Поделки из папье-маше для начинающих – хороший способ освоить это направление искусства и интересно провести досуг.

Что можно сделать из папье-маше

На данный момент существует несколько техник папье-маше, каждая из которых используется для изготовления разных изделий. Если вы планируете сделать крупную поделку из папье-маше, тогда придется работать со смесью бумаги и клейстера. Начинающие рукодельницы могут начать с мелких предметов, а в дальнейшем попробовать делать игрушки и даже мебель.

Маширования – это одна из самых распространенных техник папье-маше, в основе которой лежит принцип оклеивания готовых предметов кусочками бумаги. После высыхания бумаги, ее снимают с изделия, окрашивают и покрывают лаком. Даже дети могут сделать поделки из папье-маше подобным способом. Тарелки, чашки и другие предметы получаются способом маширования.

В последнее время вместо бумаги и газет рукодельницы начали использовать . Так как она легко растворяется в воде, получается достаточно пластичная масса для рукоделия. Для приготовления такой смеси вам понадобится 2 рулона туалетной бумаги и 1.5 литра воды. Бумагу измельчите, залейте водой и хорошо перемешайте. Оставьте на 24 часа, а потом хорошо отожмите и добавьте клей. Чтобы смесь получилась максимально пластичной, рекомендуем добавить пару ложек растительного или льняного масла. Эту смесь можно даже хранить в холодильнике, если обвернуть емкость пищевой пленкой.

Как сделать тарелку из папье-маше своими руками

Если вы новичок, то предлагаем попробовать сделать тарелку папье-маше. Подключите детей, тогда изготовление оригинальной поделки будет еще более увлекательным.

  1. Нарежьте газету или белую бумагу на полоски.
  2. Подготовьте тарелку-основу.
  3. Возьмите миску с водой и ПВА.

В первую очередь смажьте тарелку кремом или растительным маслом, чтобы бумага от нее хорошо отставала. Теперь обмакивайте в воду полоски бумаги, а потом аккуратно наклеивайте их на тарелку. Сначала выложите один тонкий слой. Потом хорошо смажьте поверхность клеем и приступите к выкладыванию второго. Повторяйте так несколько раз, пока слой не будет около 3-5 мм. После того как вы добились нужной толщины заготовки, оставьте ее высыхать при комнатной температуре.

Когда ваша заготовка полностью высохнет, можете аккуратно снять ее с тарелки. Чтобы поверхность была красивой и гладкой, обработайте ее наждачкой, а потом слой шпатлевки нанесите сверху.

После этого можете приступить к декорированию вашей подделки. Раскрасьте яркими красками, прилепите декор из соленого текста или нарисуйте картину. Лучше всего использовать густые краски, чтобы рисунок был насыщенным.

Теперь вы уже не начинающая рукодельница, а опытная, знающая все нюансы приготовления смеси папье-маше и как сделать красивые и оригинальные поделки. даже новичок сможет изготовить уникальные , благодаря нашим советам и пошаговым инструкциям с фото.

Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.

В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.

Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.

Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.

Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.