Развитие ребенка на одиннадцатом месяце жизни.

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

Ребенку 11 месяцев. Развитие малыша идет ускоренными темпами: активный исследователь стремится познать неизведанное, узнать всё больше и больше нового. Стоит отметить, что развитие и питание ребенка в 11 месяцев - это период особенный и очень важный не только в жизни малыша, но и его родителей. Чем самостоятельнее он становится, тем больше времени должны посвящать ему взрослые. Развивающие игры, прогулки, режим дня и правильное питание - всё это поможет малышу в формировании его личности. Впереди один самых важных праздников в истории любой семьи, воспоминания о нем - о первом дне рождения вашего малыша, займут одно из главенствующих мест в вашем сердце и семейном фотоархиве. Самое время озаботиться подготовкой к этому торжеству.

Что новенького?

Большинство деток к концу первого года своей жизни умеют осознанно произносить несколько слов. Это не случайная комбинация повторяющихся слогов, а самая настоящая речь. Ребёнок может называть некоторые предметы, произносить «мама», «папа», «баба», «дай» и другие, не слишком длинные слова. Способность понимать обращённую к нему речь также сильно возросла и намного опережает умение разговаривать.

Многие малыши в этом возрасте понимают и сами используют «имитирующие» слова, например «ав-ав» («гав-гав»), «ко-ко», «хью-хью» («хрю-хрю»). Чаще всего детки не слишком чётко выговаривают буквы и их речь на первых порах немного «смазана». Очень хорошо ползает, встаёт у опоры, ходит, держась за опору или с поддержкой «под руки». Лазает по ступенькам. В бытовом плане может использовать предметы по их назначению: расчёсывается расчёской, пьёт из кружки, кушает из ложки. Действует «с оглядкой» на родителей: нуждается в похвале и поощрении своих действий. Машет ручками в знак приветствия или на прощание. Отказываясь от чего-нибудь, машет головой из стороны в сторону, кивает в знак согласия.

Возможно ходит самостоятельно или у опоры. Однако большинство детей только учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку.

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой.

Проявляет свою любовь. Отмечаются проявления симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к лицам, игрушкам или еде. Отмечаются чувства гнева, ревности. Малыш нуждается в вашем руководстве, чтобы научиться выражать свои негативные чувства приемлемыми способами.

Для родителей как никогда раньше встаёт вопрос безопасной организации досуга малыша. Одиннадцатимесячные дети активны и любознательны, если раньше их в основном интересовали яркие игрушки и пищалки, то теперь они больше внимания уделяют вещам из мира взрослых. Детки и прежде «засматривались» на мобильный телефон, кипящий чайник, пульт от телевизора и родительский ноутбук, однако теперь детская тяга во всём подражать взрослым и пользоваться их вещам стала просто непреодолимой. А поскольку они не понимают опасности, исходящей от некоторых предметов, детское любопытство может стать причиной серьёзных травм.

Как выглядит ребенок в 11 месяцев






Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

Половина детей в возрасте 11 месяцев ходят, держась за одну руку взрослого.

К концу 11-го - началу 12-го месяца малышу официально положено уметь самостоятельно стоять на расставленных ногах в течение всего лишь нескольких секунд. Но некоторые дети устойчиво стоят без опоры и даже начинают делать первые шаги без опоры от одного объекта к другому. Залезает на низкий диван, кресло или кровать и слезает с них. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок пытается присесть и взять его. Но встать после этого, не хватаясь руками за окружающие предметы, еще не может.

Бытовые навыки ребенка в 11 месяцев

Большая часть детей умеют помогать при одевании, половина детей в этом возрасте могут самостоятельно снять расстегнутую, расшнурованную обувь. Можно начинать учить ребенка использовать ложку для еды.

Мелкая моторика и игра ребенка в 11 месяцев

Совершенствуется захват мелких предметов большим и указательным пальцами. Причем пинцетообразный захват сменяется более эффективным щипцообразным: малыш берет предметы теми же указательным и большим пальцами, точнее, их подушечками, но при этом пальцы уже не выпрямлены («пинцет»), а согнуты («щипцы»).

Ребенок начинает различать величину предметов, поэтому в этот период необходимо приобрести первый конструктор с наличием различных геометрических форм разных размеров и цветов. Размер фигур должен быть таким, чтобы ребенок не смог их взять в рот и проглотить. Умение различать «большое - маленькое» способствует формированию навыка вкладывать меньший по размеру предмет в значительно больший. Сначала малыш осваивает действия по вашему примеру, а затем ему достаточно словесного указания: «положи» и проч. При этом может надеть и снять свободно снимающееся кольцо на стержень пирамидки.

В этот возрасте для развития малыша необходимо приобрести картинки с изображением отдельных предметов, а также кубики с картинками и буквами. Для развлечения ребенка можете купить ему заводные игрушки, в том числе звучащие и плавающие. Не забудьте об игрушечных машинках. Для игры с куклой или мишкой нужны чашечка, кроватка и другие предметы. Можно купить и корзиночки, сумки, обруч, игрушечную тележку. Давая ребенку новые игрушки, надо обязательно называть их. Именно в этом возрасте у малыша может появиться любимая игрушка. Чаще всего плюшевая: белка, зайчик, мишка.

В возрасте от 10–11 месяцев до 1 года 2 месяцев - 1 года 3 месяцев дети постепенно перестают обращаться с предметами механически, случайно. Они начинают пользоваться ими целенаправленно, по назначению.

Например, ребенок уже не стучит чашкой по полу, а пьет из нее. Не царапает расческой кроватку, а пытается расчесываться и т. д. Все больше понимает назначение используемых в быту предметов. Совершает действия с предметами домашнего обихода в соответствии с их функциональным значением: «разговаривает» по телефону (игрушечному или настоящему), нажимает кнопки телевизионного пульта.

Когда ребенок подрастает, то игрушками становится все. Особенно привлекают малыша предметы быта, ведь с ними «играют» взрослые. Интерес к любым игрушкам угасает одинаково быстро, и здесь у предметов быта есть еще одно преимущество: они не пылятся на антресолях, а возвращаются к своим «прямым обязанностям». Можно использовать в качестве игрушек деревянную ложку и миску, мамину расческу и резинки, оставшуюся от потерянной пары кожаную перчатку, неудачные фотографии, старый будильник, пластиковые бутылочки, самые разные коробочки, фотопленки. Основная задача этих игрушек - дать ребенку как можно больше разнообразных тактильных и слуховых ощущений.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Активно использует для общения и различные жесты. В знак возражения или протеста двигает головой из стороны в сторону (жест «нет»). Показывает пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет. Часть детей начинают это делать еще с 9–10 месяцев, но большинство пользуется этим жестом с 11,5 месяца. Если такого навыка еще нет, то чаще показывайте пальцем сами на окружающие предметы и называйте их при этом.

Любит повторять действия, которые забавляют взрослых. Если когда-то в ответ на определенные действия малыша взрослые смеялись, выражая свое радостное удивление, ребенок стремится опять развеселить взрослого.

Понимание речи ребенком в 11 месяцев

Если за последний месяц вы уже научили ребенка водить куклу, кормить собачку, катать машинку, давая ему в руки эти игрушки, то в 11 месяцев достаточно попросить ребенка поиграть в них, называя эти игрушки, но не давая ему их в руки. То есть он уже должен понимать вашу словесную инструкцию без показа той игрушки, с которой вы предлагаете ему поиграть.

Кроме повторения ранее заученных движений («до свидания», «дай ручку», «ладушек-ладушек») можно обучить ребенка более сложному движению, выполняемому затем по словесной команде: «Покажи воздушный поцелуй». Некоторые дети начинают понимать обобщения (обобщающие слова): на просьбу взрослого «дай куклу» может принести любую куклу из тех нескольких кукол, что видит в массе игрушек, на просьбу «дай мяч» - любой мяч и т.д.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев

К этому возрасту каждого ребенка можно научить подражать звукам, издаваемым некоторыми животными. «Как лает собачка?» - «Гав-гав». «А как мяукает кошечка?» - «Мяу». И так далее.

В речи малыша появляются упрощенные (лепетные) слова, в которых используются ударные слоги знакомых ребенку слов, например: «ка» («каша»), «пу» («капуста»). Первые слова ребенка обычно обозначают близких ему людей «ма», «па», «ба», а также действия или предметы, которые его окружают и часто называются родителями. Например: «ам» или «ам-ам» - еда, или «ав» или «в-ав» - та же еда или собака, или «би-би» - автомобиль, игрушечная машинка, или «кис-кис», «бай» и т.д. Лепетные слова ребенок использует уже вполне целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (игрушка, кошка и др.) или действием. Слова «дай» и «на» обычно появляются чуть позже.

Какой режим у ребенка в 11 месяцев

Ваш ребенок уже спит ночью от 10 до 12 часов. И еще два раза в день по 1,5–2 часа. Убедитесь, что ему этого достаточно - продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи. Такой график сна сохранится примерно до года - полутора, потом ребенок постепенно перейдет на 1 дневной.

Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет.

Основные режимные моменты:


  • Кормление (5 раз через 4 часа).

  • Сон (общее время сна 14 часов, из них 9–11 часов - ночной сон, 3–5 часов - дневной сон (2 раза по 1,5–2 часа)).

  • Бодрствование (общение с родителями, развивающие игры).

  • Гигиенические процедуры (утреннее умывание, подмывание (по мере необходимости), купание (3–4 раза в неделю), приучение к горшку).

  • Прогулки (2 раза по 2,5–3 часа).

  • Массаж и гимнастика (общеукрепляющий массаж - тот, который вы делали крохе регулярно, специальный массаж - по показаниям ортопеда или невролога).

К 11 месяцу уже можно определить биологические часы ребенка, пытаться перестроить режим дня малыша под себя практически никогда не удается, намного проще вам приспособиться к нему, так вы сэкономите немало нервов, сил и времени. К примеру, если кроха просыпается рано, вставайте вместе с ним, с утра занимайтесь домашними делами, а спать ложитесь пораньше, чтобы у вас была возможность полноценно отдохнуть. И напротив, когда ребенок «сова», то есть поздно встает и долго играется, не отказывайте себе в удовольствии утром понежиться в кровати подольше, это позволит вам без усилий играть с малышом до поздней ночи. Не нарушать биологический ритм деток рекомендуют многие педиатры, поскольку, вмешиваясь в систему функционирования организма, вы создаете для него стрессовую ситуацию, что не очень хорошо сказывается на дальнейшем поведении и формировании нервной системы.

Время прогулок уже не такое пассивное и расслабленное. Теперь вам придется побегать. Возраст 11 месяцев самое время начинать учить малыша одеваться самостоятельно. Главное - не торопите его. Прогулки в коляске не должны быть правилом. Пусть он стоит, держась за коляску, возит ее. Не кричите ему в след «Упадешь», вы не оставляете ему выбора, лучше предупредите «Смотри под ноги», будь внимателен и прочее.

Уделите внимание первой обуви вашего малыша. Это очень важный момент. Если вы ещё не приобрели обувь на первые шаги, именно сейчас пора покупать первую обувь. Стопы крохи очень нежные, поэтому подойдите к этому вопросу ответственно. Лучше всего подойдёт специальная ортопедическая обувь для детей, фиксирующая лодыжку и снабжённая посередине специальной подушечкой - супинатором - для профилактики плоскостопия. Поскольку мышцы крохи в 11 месяцев развиты слабо, стопа иногда вывернута внутрь.

Посоветуйтесь с ортопедом, какую именно обувь - лечебную или профилактическую вам стоить купить. Однако в любом случае она должна быть правильной!

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера. Зубная паста должна быть промаркирована соответственно возрасту малыша.

Как кормить ребенка в 11 месяцев

Если вы кормите ребенка грудью, то стоит обратить внимание на несколько моментов. Увеличивается число кратковременных прикладываний к груди в течение дня. Кормление грудью и насыщение понравившимся продуктом для ребенка - разные, никак не связанные процессы. Малыш может запивать еду маминым молоком. Ночью сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами.

Благодаря тому, что у малыша уже есть несколько зубов, продолжаем развивать жевательные навыки и прививаем аккуратность во время еды. Одиннадцатимесячные карапузы с удовольствием грызут морковь, едят каши с добавлением кусочков овощей: капусты, кабачков, тыквы, моркови. Можно давать сушки - сушёные яблоки, абрикос, сливу - детки их сосут и пробуют «на зуб».

Полезно знать

Кроме мягких пюре, необходимо с 11–12 месяцев давать ребенку твердую пищу, например кусочки яблока, сухари, печенье (не очень сладкое). Это нужно для правильного развития зубов и прикуса.

Будьте внимательны, вводя твердую пищу. Не оставляйте малышей во время одних, кроха может откусить слишком большой кусок и подавиться. Будьте внимательны!

За предыдущие месяцы в меню малыша было введено множество новых продуктов. Если у него не выявилось аллергии и непереносимости некоторых из них, для мамы открывается огромный простор для приготовления разнообразных блюд. Самое приятное, что ребенок 11 месяцев уже способен есть взрослую пищу, то есть мама не обязательно должна варить для него отдельно. Разумеется, пища должна быть приготовлена на пару или сварена, без соли и других специй, которые родители могут положить себе в тарелку дополнительно.

Пример режима питания и меню ребенка в 11 месяцев:


  • 6:00 - грудное молоко или молочая смесь.

  • 10:00 - молочная каша, фруктовый сок или кисель.

  • 13:00 - суп с фрикадельками или мясной бульон с корочкой ржаного хлеба, мясоовощное пюре и фруктовый сок.

  • 16:00 - фруктовое пюре с печеньем и чай.

  • 18:00 - кефир с сухариком.

  • 21:30 - грудное молоко или молочная смесь.

Полезно знать
К 12 месяцам ребенок уже может получать до 200 г молочной каши и овощного пюре, 60–70 г мясного пюре, до 50 г творога и других кисломолочных продуктов, а также хлеб, сухари и сливочное масло.

Однако сколько именно должен кушать ребенок в данном возрасте, точно сказать врачи не берутся. Главное следить не за тем, в каких количествах ест малыш, а за соответствием показателей веса и роста, психомоторного развития нормам. Не забывайте, каждый малыш индивидуален, поэтому и кушать будет так, как требует его организм.

До сих пор питание ребенка в 11 месяцев не должно содержать шоколад, орехи, колбасы и копчености, а также цитрусовые.

Блюда, предназначенные для крохи, должны быть в основном приготовлены на пару. При этом жареные блюда лучше полностью исключить.

Несмотря на то, что пища для ребенка этого возраста уже не пюреобразна, в ней до сих пор не должны попадаться слишком большие кусочки. Лучше, если она будет кашеобразной: малыш в этом случае учится жевать, при этом не давится.

Для того чтобы малыш научился самостоятельно кушать, необходимо устраивать совместные трапезы.

Питание ребенка в 11 месяцев должно содержать и различные напитки: сок, слабый чай, несладкий компот, отвар шиповника. Молоко является очень важным компонентом в питании, поэтому крохе необходимо получать либо смесь, либо грудное молоко. Введение коровьего молока лучше отложить, так как оно сложнее переваривается, и может стать аллергеном. Последнее кормление перед ночным сном в идеале должно состоять из грудного молока или смеси, либо кефира.

В этом возрасте дети очень активны, они уже умеют ползать, сидеть, вставать и некоторые даже пытаются ходить. Это самый подходящий период для того чтобы отучить ребенка от соски. Поэтому старайтесь чаще давать ребенку напитки из чашки, а не из бутылочки. В этот период можно начинать приучать ребенка есть самостоятельно. Главное, чтобы это не вызывало у малыша раздражения и неудобств. Если ему эта затея не нравится, отложите до следующего раза. Ложку для кормления и посуду, желательно выбирать ярких цветов, чтобы привлекали внимание малыша. Посуда должна быть подходящих размеров, неглубокой и желательно пластиковой.

Еще одним ключевым моментом в кормлении ребенка является то, что кушать он должен только по желанию и не стоит стараться запихивать в него еду, если он того не желает. Готовить желательно в домашних условиях и только из свежих продуктов. На сегодняшний день существует достаточно большой выбор детского питания промышленного производства, которое тоже подходит для кормления ребенка 11 месяцев. Его удобно использовать в поездках и при нехватке времени. Но не стоит злоупотреблять такими продуктами, а наоборот, лучше стараться больше готовить самим. Все-таки продукты промышленного производства содержат различные консерванты, с помощью которых, увеличивают срок их годности.

Какой стул у ребенка в 11 месяцев. Сколько раз он писает.

Кратность мочеиспускания такая же, как и в предыдущие месяцы. Стул каждый день или через день. Если вы ещё не начали, то можно начинать приучать кроху к горшку.

В этом возрасте высаживание на горшок дает положительные результаты: малыш начинает понимать, что нужно делать и может контролировать процесс мочеиспускания. Это далеко не все, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей, ведь каждый развивается по своему собственному «сценарию».

Как играть с ребенком в 11 месяцев

Ребенок в 11 месяцев совершенствует ранее полученные навыки. Именно в этот период родители могут уделить особое внимание играм и общению с малышом.

Сюжетные игры с ребенком.
Можно не только выполнять с игрушками простейшие действия (кормить, укладывать спать), но и предложить ребенку выбрать предложенный вами сюжет игры: «что делает сейчас кукла, спит или кушает?». Усложните игру с добавлением эмоционального контекста, например, кукла приготовила кушать, покушала, пошла в гости.

Игры с картинками.
Показывая различные картинки, вы можете сопровождать их рассказами или сочетать с показом такой же игрушки. Это поможет усвоить навыки обобщения, способствует накоплению словарного запаса, развитию речи.

Игры с детьми.
Ребенку 11 месяцев и в этом возрасте ему уже требуется общение с другими детьми. Вы наверняка заметили, с каким интересом ваш малыш смотрит на других деток, пытается с ними общаться. Пора знакомить его со сверстниками. Это могут быть походы в гости, прогулки на детских площадках или развивающих центрах. Хотя в этом возрасте они еще не умеют играть вместе, но будут с удовольствием наблюдать за старшими малышами и делать пробы присоединиться к игре. В этом возрасте старайтесь комментировать для малыша каждый шаг другого ребенка, помогайте ему справляться с более сложными заданиями во время игры.

Как может играть малыш в 11 месяцев, и как разнообразить его досуг? На помощь родителям приходят классические игрушки: мяч, пирамидка, неваляшка, а также толокары, различные сортеры, кубики и музыкальные книжки. Ребенок в 11 месяцев уже может складывать мелкие игрушки или предметы в емкость, пробует играть с сортером, подбирая нужные детали. Он с удовольствием собирает и разбирает пирамидку, строит «замки» из кубиков, играет с неваляшкой и нажимает на кнопочки, ожидая в награду знакомую мелодию. Мастерство одиннадцатимесячного ребенка еще не отточено, но с каждым днем движения становятся все увереннее и точнее.

Примеры игр с 11-месячным ребенком.

Покачу машинку с горки!
Сделайте малышу небольшую горку, с которой можно спускать машинки, мячики, кубики и т.п. Покажите, что мячик скатывается очень быстро, машинка - тоже, а вот кубик - нет.

Коробка с сюрпризом
Спрячьте в небольшой коробке с вещами любимую мягкую игрушку малыша и предложите ему посмотреть, что там лежит интересненькое. Заинтригуйте. Найденная игрушка вызывает удивление, радость и даже восторг. Потом можно прятать другие по форме предметы и твердые/плоские/пластмассовые и т.д.

«Покажи!»
Во всех действиях с малышом, будь это одевание на прогулку или обед за столом, постоянно разговаривайте с крохой, побуждайте его отвечать на вопросы: «Покажи, то, что надо надеть на ножки? Где у нас лежит кофточка? Чем ты моешь ручки?» и т.д.

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.

Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?

Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.

Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля. Наденьте куклу на руку Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

«Гимнастическое бревно»
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.

Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)

Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве. Принятие решений Печенье в коробочке Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.

Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.

Ам! Никому не дам!
Предложите крохе свою ладошку, поставьте на нее его пальчик, и, стуча его по ладошке, приговаривайте:
«Папа, мама, есть хочу. Хлеба с маслом не хочу. А конфетку - ам!»
На последнем слове быстро закройте ладонь и поймайте его пальчик со словами:
«Никому не дам!»

Найди мне такой!
Подберите много мелких предметов (геометрические фигурки, животные, пробки от бутылочек, большие пуговицы, палочки счетные и т.д.) Главное условие - все по паре.

Возьмите, к примеру, красную пуговицу и попросите его найти точно такую же. Поиграйте с ним, учите его отличать похожие предметы по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.)

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.


В 11 месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или даже начать ходить

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.


В 11 месяцев кроха произносит первые слова

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.


Некоторые дети ходят уже в 11 месяцев

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры, а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин.
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.


С удовольствием играйте с ребенком и обучайте малыша закономерным эмоциям

Уход

  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

Режим дня

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.


При прогулке рассказывайте малышу о том, что видите. Так вы будете способствовать его развитию

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.


Постарайтесь сохранить кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

По мере взросления ребенка первого года жизни проводить дни с малышом становится все интереснее. Благодаря организации режима дня нервная система малютки развивается нормально, а маме удается успевать больше, регулярно заниматься с крохой, а также обеспечить малышу крепкий сон и хороший аппетит. Конечно, режим будет разным у каждого отдельно взятого карапуза, но в качестве примера мы предлагаем один из вариантов распорядка дня с ребенком 11-месячного возраста:

Пробуждение.

Первый прием пищи, включающий в зависимости от типа вскармливания либо смесь, либо грудное молоко.

Гигиенические процедуры.

Бодрствование и гимнастические упражнения.

Второй прием пищи, в который ребенок обычно получает кашу, желток, фруктовое пюре, сок из фруктов и сливочное масло.

Прогулка, во время которой ребенок спит на свежем воздухе.

Третий прием пищи, во время которого ребенку предлагают овощи в виде супа или пюре, мясное блюдо (дважды в неделю его заменяют блюдами из рыбы), хлеб растительное масло и фруктовый сок.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, часть времени которой занимает второй сон малыша на свежем воздухе.

Четвертый прием пищи, во время которого малыши получают кисломолочный напиток, пюре из фруктов, печенье и творог.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятый прием пищи, включающий в зависимости от вскармливания мамино молоко либо смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Детки на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне несколько раз, а малыши-искусственники обычно для кормлений не просыпаются.

О том, как научить кроху ходить и стоит ли использовать ходунки, смотрите в телепередаче «Жить здорово!»

Частые проблемы

  1. Травмы и испуг после падения. Крохи, совершающие первые шаги, часто падают, что опасно не только появлением травм, но и прекращением попыток ходить из-за страха. Будьте рядом с ребенком и никогда не оставляйте малыша в комнате одного, а упавшего карапуза успокойте и отвлеките. Если ребенок травмировался при падении, обязательно наблюдайте за состоянием малютки и при серьезных проявлениях покажите малыша врачу.
  2. Отказ от пищи кусочками. Многие малыши настолько привыкли к перетертой и измельченной еде, что буквально давятся любой негомогенной пищей. На некоторое время откажитесь от продуктов кусочками и измельчайте для ребенка всю еду, а затем постепенно начните предлагать крохе твердую пищу, например, сушку, очищенную морковку, вареную картофелину, кусочек яблока, детское печенье. Не переживайте, если малыш по-прежнему будет отказываться от кусочков, ведь он только учится жевать. Возможно, отказ крохи связан с режущимися зубками или другими проблемами со здоровьем, поэтому, если употребление малышом лишь измельченных продуктов вас беспокоит, стоит проконсультироваться с врачом.
  3. Отказ от каких-либо продуктов. В 11 месяцев у ребенка уже сформировались собственные предпочтения в пище, поэтому не следует настаивать, если какой-то продукт крохе не нравится. Лучшим выходом будет исключить такой продукт из меню на время, а затем предложить его ребенку еще раз.


Ребенок отвечает "да" или "нет", реагирует на слова типа "кушай", "дай" и "возьми"

  • Многие детки, которые быстро ползают, не спешат совершать первые самостоятельные шаги, ведь передвигаться на четырех конечностях им легче. Не нужно переживать и настаивать, чтобы кроха быстрее начал ходить. К тому же, исследования показали, что долго ползающие малыши начинают разговаривать раньше, а их осанка лучше.
  • Для уверенных первых шагов ребенка следует позаботиться об удобной и качественной обуви. У нее должен был твердый задник и прочная нескользкая сгибающаяся подошва. Летом предлагайте крохе ходить босиком по траве, песку и другой неравномерной поверхности.
  • Терпеливо приучайте кроху к самостоятельности. Пусть малыш учится одеваться, есть ложкой, собирать игрушки, умываться, помогать маме на кухне.
  • Массаж

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы поговорим сегодня о том, чем должен питаться 11-месячный карапуз. В этот период кроха совершает свои первые шаги, пусть даже всё ещё держась за перекладину или чью-то руку. Но это уже такие достижения в жизни маленького человечка! Ребёнок тратит намного больше энергии, чем раньше, поэтому и продуктов в его рационе должно стать больше, и порции должны увеличиться. В статье вы сможете найти ответы на такие вопросы: что давать кушать карапузу, сколько кормить ребенка в 11 месяцев, каким может быть меню малютки.

Основные правила питания

Если у вас в доме есть маленький ребёнок, то нужно знать и соблюдать всевозможные правила по воспитанию и развитию малыша. А тут я вам представлю также не малозначительные правила питания детей:

  1. У малыша обязательно должно быть пятиразовое питание, включающее в себя два привычных кормления (грудным молоком или же адаптированной смесью).
  2. Ребёнку всё ещё не стоит давать жареную пищу. Особое предпочтение стоит отдавать еде приготовленной на пару. Это лучший способ, чтоб сохранить все полезные вещества в продукте.
  3. Сладкое сведите к минимуму, соли в рационе карапуза практически не должно быть, а всевозможных приправ тем более.
  4. Наличие у блюд гомогенной массы уже не только не является необходимым, а скорее даже лишним. Ребёнок уже должен привыкать к более твердой пище. Лучше всего разминайте блюда вилкой. Малыш должен учиться жевать и разрабатывать челюсть.
  5. Важно, чтоб рацион ребёнка включал: каши, фрукты, мясо, овощи, творог, рыбу и хлеб.
  6. Никогда не запихивайте силой в рот малышу то, от чего он только что отказался. Не сердитесь и не кричите. Скорее всего, оно просто не пришлось по вкусу. Я уверена, что и у вас есть такие продукты, к которым вы равнодушны или относитесь с отвращением.
  7. Всё ещё не стоит давать продукты из так называемой зоны риска развития аллергии: красные фрукты и овощи, экзотические представители, цитрусовые, шоколад, орехи, мёд.
  8. Помните, что карапузу молоко стоит разводить с водой. В этом возрасте можно 1:1.
  9. Не стоит забывать, что когда мы вводим новые продукты в рацион ребёнка, стоит это делать медленно и постепенно. Начинать необходимо с половины чайной ложки. И только при нормальной реакции организма, доводить до возрастных норм.
  10. И не стоит забывать о питье. Малышу ежедневно нужно пополнять свои запасы жидкости. Для крохи хорошо подойдут соки, отвары, компоты, травяные чаи, кисели. И, конечно же, не стоит забывать и о самой воде.

Рацион малыша

У ребёнка сохраняется пятиразовое питание. Он всё так же нуждается в кормлении грудью (кисломолочной или адаптированной смесью) с самого утра и перед сном.

Перерывы между приёмами еды могут колебаться в районе трёх-четырёх часов. Вы уже индивидуально подстраиваетесь под требования ребёнка и под то, во сколько он встаёт и когда ложится спать. У моего сына были четырёхчасовые перерывы. Он ел в 6, 10, 14, 18 и 22 часа.

Чтоб вычислить, сколько ваш кроха должен съедать еды за день – достаточно сделать расчёты на основе его веса. Этот показатель в граммах нужно разделить на девять. Ответ и будет количеством потребляемой пищи. Так, к примеру, мой сын уже весил 10 кг и 800 грамм (10800), а значит, он должен был съедать не меньше 1200 грамм за сутки. Далее вы можете полученный ответ поделить на 5 приёмов пищи и узнать, сколько ребёнку нужно съедать за одно кормление. В моём случае таким показателем было 240 грамм.

Чем можно кормить ребенка в 11 месяцев

У малыша должно быть сбалансированное питание, обогащенное всеми необходимыми для растущего организма веществами. А что именно входит в его рацион:

  1. Фрукты и овощи, ягоды. Это незаменимые источники витаминов, клетчатки и пектинов. Малыш должен в полном объёме, соответствующем его возрастным нормам получать эти продукты. Из них вы уже можете готовить разные блюда: пюре, муссы, компоты, соки, кисели, пудинги. И даже допускается употребление в сыром виде натёртых фруктов, но в небольшом количестве.

Но не стоит забывать, что в меню малыша не должно быть красных плодов, цитрусов и экзотических представителей.

  1. Обязательным ежедневным продуктом является каша. Самой полезной принято считать овсянку (но лучше не в виде хлопьев). Если у малыша нет целиакии. Готовить такую кашу лучше на воде, а в приготовленный продукт просто стоит сдобрить маслом. Однако также допускается и варка на молоке, но не стоит забывать, что малышу нельзя давать цельное молоко, разводите его 1:2 с водой. Каши лучше менять каждый день. Сегодня гречка, завтра овсянка, послезавтра рис и т.д.
  2. Конечно, важным компонентом стола ребёнка являются мясные блюда. Это уже могут быть тефтели , паровые котлетки, муссы, пудинги. Старайтесь давать мясо в таком виде, чтоб карапуз старался самостоятельно разжёвывать его. Отдавайте преимущество крольчатине, индейке, курице, телятине, молодой нежирной свинине. Я своему сыну до годика давала только кролятину и телятину.
  3. Рыба тоже должна находиться в рационе крохи. Малыш всё ещё должен избегать представителей жирных сортов и красных видов.
  4. Творог, йогурт и кефир важны для правильной работы пищеварительной системы. Вы можете готовить эти продукты самостоятельно. Не стесняйтесь давать блюда не только в чистом виде, но и с добавлением уже хорошо известных фруктов.
  5. Также малыш может кушать яйца, макаронные изделия, диетическое печенье, пшеничный хлеб, разрешается в небольших количествах добавление масла в готовые блюда (как растительного, так и сливочного), а количество соли и сахара всё также должно быть минимальным.

Сведите употребление сладостей практически на нет. У малыша только появляются первые зубы , и не стоит нарушать их развитие. И, конечно же, в рационе ребёнка ещё не должно быть шоколада, цитрусовых и других аллергенных продуктов.

Меню

Чем же может быть представлен дневной рацион малыша? Крохе уже доступно достаточно большое количество продуктов. А каким именно может быть ориентировочное меню детей на ГВ и ИВ? Об этом вы сможете прочитать ниже.

Дети на грудном молоке

  1. Малыш просыпается в 6 утра и первым делом тянется к маме. Он уже голоден. Первое кормление всё ещё представлено материнские молоком (приблизительно 200 мл). Оно всё так же является очень важным источником полезных веществ для развития малыша.
  2. К 10 часам ребёнок уже проголодался. В это время дайте карапузу кашу (можно как на молоке, так и на воде) — грамм 200, не больше. В неё можно добавить 5 грамм масла. Также дайте малышу половинку желтка. На десерт предложите крохе 50 грамм пюре из фруктов. Всё запить можно компотом или соком (50 мл).
  3. Обед у крохи наступает в 14:00. Это кормление должно стать самым сытным. Может состоять из следующих блюд: 200 грамм овощного пюре с добавлением масла (5 грамм), 80 грамм пюре, кусочек хлеба (из пшеничной муки, грамм 10). Запить можно соком в объёме 60 мл.
  4. В 18:00 — ужин у карапуза. Дайте ему 60 грамм пюре из фруктов, грамм 50 творога, два галетных печенья. Дайте попить ребёнку 200 мл кефира.
  5. Последнее кормление наступает перед сном, в 10 часов ночи. И это всё ещё грудное молоко. Малыш выпьет объём, необходимый для полного насыщения.

Малыши на смесях

  1. Завтрак наступает в 6 часов. Первое кормление — молочная смесь (200 мл).
  2. Приём пиши между завтраком и обедом припадает на 10 утра. Покормите карапуза любой кашей, сваренной в любом виде. Малышу необходимо 200 грамм. Добавьте 5 грамм сливочного масла. На десерт хорошо подойдёт 50 грамм фруктового пюре. Также предложите ребёнку половинку яичного желтка. Запить пищу можно 50 мл сока.
  3. Мясной суп (200 грамм) хорошо подойдёт для обеденного кормления, которое наступает в 14:00. Кроме этого можно дать ребёнку 80 грамм овощного пюре, 10 грамм пшеничного хлеба. Запить можно компотом (60 мл).
  4. На ужин (18:00) дайте малышу 60 грамм пюре (фруктового) и 50 грамм творога. На закуску дайте два сухаря или галетного печенья. Запить еду ребёнок может кефиром (200 мл).
  5. И напоследок, часиков в 22:00, обязательно покормите карапуза адаптированной смесью (200 мл).

Вот мы и разобрались, каким теперь должен быть рацион вашего ребёнка. Карапуз растёт, а вместе с ним развиваются и предпочтения в еде. Балуйте своего малыша разнообразными блюдами. Следите, чтоб ему не стало скучно, и он не потерял интерес к какой-то еде. И, конечно, не стоит давать каждый день одно и то же, например, каждый день овсянку и никакой другой крупы. Этот продукт быстро приестся, и малыш начнёт им плеваться. Поэтому правильно планируйте рацион карапуза, учитывая все предпочтения малютки. Старайтесь делать меню разнообразным и неповторимым. И пусть ваш ребёнок растёт здоровым!

Ваш малыш растет и развивается. Каждый день он приобретает новые навыки и знания, каждый день открывает для себя что-то интересное. 11 месяцев уже довольно серьезный возраст, ведь всего через 30 дней у крохи будет первое празднование Дня Рождения. Особого контакта с ровесниками у малышей в такой период еще не бывает. Все его общение ограничивается родителями и близкими людьми. Глядя на любимое чадо каждая мама знает, что ее малыш самый умный и самый лучший. Но соответствует ли его развитие возрасту? А вдруг он опережает или отстает? Чтобы разобраться в этом необходимо знать, что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев.

Физические навыки

В 11 месяцев малыш уже активно ползает и ходит, придерживаясь опоры. Многие детишки уже «гуляют» с родителями за ручку. Ребенок учится удерживать равновесие в вертикальном состоянии - он может присесть, чтобы поднять любимую игрушку, а затем снова выпрямиться. Длительное время может сидеть без опоры, вытянув вперед ножки.

В этом возрасте детишки уже могут осилить подъем по небольшой лестнице. Зачастую этот процесс происходит на четвереньках и достаточно долго, но факт остается фактом. Ведь раньше такого малышу не удавалось.

Дети в 11 месяцев становятся более самостоятельными и могут передвигаться по дому без помощи родителей. Необходимо позаботиться об их безопасности и убрать все колющие, режущие предметы и вещи, которые могут навредить ребенку.

Для этого родителям рекомендуется опуститься на уровень малыша и хорошенько рассмотреть все предметы вокруг, которые хочется схватить, перетащить или попробовать на вкус. На все ящики нужно поставить специальные зажимы, чтобы любопытный малыш не прищемил свои крохотные пальчики. Продается специальная обивка для углов мебели.

Ваш ребенок еще только учиться ходить. Сильное падение или удар о предмет могут напугать его и оставить негативные впечатления. Это первый шаг к возможной дальнейшей задержке физического развития. Ребенок будет просто бояться и отказываться вставать на ножки. Поэтому пока его навыки в передвижении не окрепнут, лучше изолировать и смягчить все углы. Конечно, от всего уберечь малыша невозможно, и не нужно расстраиваться, если он упадет и разобьет себе коленку. Но лучше постараться максимально его обезопасить.

Становятся более точными мелкие моторные функции. Если раньше карапуз пытался схватить интересный предмет всей пятерней (и это не всегда удавалось), то сейчас он уже может аккуратно взять понравившуюся вещь двумя пальчиками. Он перекладывает ее с ладошки на ладошку, внимательно рассматривает, пробует. У него появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается и везде таскает их за собой. Иногда малыши даже отказываются выходить на прогулку без любимой куклы или машинки.

Ребенок в 11 месяцев может похвастаться умением, практически не расплескивая жидкость, пить из чашки. Очень часто в этом возрасте они начинают тянуться за ложкой, чтобы покушать самостоятельно или попытаться накормить маму и папу. То же самое происходит и с расческой. Малыш берет в руки гребешок и пытается сделать «прическу».

Одиннадцатимесячный малыш уже чувствует себя довольно самостоятельным и для того, чтобы одеваться. Он сам пытается просунуть ручку в рукав, надеть ботинки и шляпку. Родители должны всячески поощрять такое стремление и помогать ребенку справиться с новыми задачами.

Откручивание крышек от бутылок может стать любимым развлечением крохи. Он крепко одной ручкой держит бутылку, прислоняя ее к себе, а другой откручивает крышку. Обычно, после получения нужного результата, интерес к бутылке пропадает и ставить крышку на место приходится уже родителям, в то время как карапуз ищет новых приключений.

К этому возрасту ребенок уже точно понимает где мама, где папа, где кукла, где мишка и т. д. Он очень охотно и с нескрываемым удовольствием приносит различные предметы по просьбе родителей. Также он начинает ориентироваться в пространстве и понимает понятия «спереди», «сзади», «сбоку», «наверху», «внизу».

Этот возрастной период лучше всего подходит для того, чтобы постепенно начать усложнять игры. То есть просить малыша не просто принести куклу, а покормить ее, уложить спать, переодеть и т. д. Эти так называемые «ролевые» игры очень стимулируют развитие мышления и физических навыков у ребенка.

Если вам кажется, что малыш не так активен, как должен быть, то постарайтесь простимулировать его. Разбросайте игрушки в разных концах комнаты и попросите его собрать их. Это заставит кроху ходить или активно ползать. Собирайте и разбирайте с ним пирамидку, пытаясь соблюдать очередность элементов по величине. Объясните малышу, почему правильно будет именно так собрать игрушку, а не иначе. И вы удивитесь, как быстро он вас поймет и начнет делать тоже самое уже самостоятельно.

Очень порадовать малыша в этот период может посещение какого-нибудь нового места. Возьмите его на прогулку в парк или в гости к друзьям. Это улучшит это адаптивные социальные навыки.

Также огромное удовольствие малышам доставляют «контактные зоопарки». В возрасте 11 месяцев они уже могут отличить игрушечный предмет от живого, поэтому поход к цыплятам, утятам, гусятам будет сопровождаться бурей положительных эмоций, и позволит малышу проявиться свои новые умения.

Очень важны в этот период тактильные ощущения, поэтому позвольте вашему ребенку побегать босиком по травке, погладить домашних животных, пособирать цветочки.

В это время уже можно потихоньку приучать малыша ходить на горшок. Доктор Комаровский считает нормальным «затягивание» этого процесса до 1,5 - 2 лет. Так что не переживайте, если ваш кроха не сразу поймет чего вы от него добиваетесь.

Психическое развитие

В 11 месяцев малыш понимает обращенную к нему речь не только по интонации. Он различает смысл большинства слов. Кроме того, он активно пытается их повторить. В этот период малыши учатся произносить разнообразные новые звуки, подражая людям или животным. Очень часто это сопровождается соответствующей мимикой. Например при выражении «дай», ребенок вытягивают руку. Появляется осознанное «отрицательное» или «положительное» покачивание головой, махание рукой при приветствии и/или прощании.

Ребенок осознает слово «нельзя». Это не значит, что он не будет делать то, что ему запрещают. Скорее всего он будет. Но также уже может осознавать, что за этим вероятно последует наказание.

Нужно стараться учить с ребенком новые слова. Для этого отлично подходят различные детские стихотворения и песенки, где есть многократные повторения одних и тех же слов.

Малыш может еще долго не начинать разговаривать (особенно мальчики), но повторять элементарные звуки («кар-кар», «хрю-хрю», «пи-пи») должен легко и охотно.

Обычно детишки изобретают «свои» слова и постоянно повторяют их («бах», «бум», «ляля», «баба», «бобо» и т.д).

Игра в «ладушки» и «сороку-ворону» также актуальна в этот период. Ребенок более тщательно изучает свои части тела и учиться с ними правильно обращаться.

Малышу в этом возрасте невероятно интересно знать, что из чего состоит и что к чему подходит. Поэтому он пытается раскрутить или разломать игрушки, выдвигает ящики, передвигает предметы мебели. Это абсолютно нормальный интерес, так что не надо думать, что ваш малыш все «крушит и ломает», он просто пытается добраться «до сути».

Эмоциональное развитие

Начиная с 11 месяцев детки тянутся к сверстникам. Причем они уже осознанно выбирают с кем хотят играть, а с кем нет.

Нужно обеспечить малышу общение с такими же крохами как он, чтобы сформировать социальные навыки.

Это облегчит в будущем его адаптацию в садике, школе, институте. Ведь все самое важное закладывается с малых лет еще на подсознательном уровне. Во время его общения с такими же карапузами внимательно следите за поведением вашего ребенка. Он не должен проявлять беспричинной агрессии и обижать других детишек. Если он отнимает игрушки - это не проявление агрессии, скорее просто интерес или любопытство. Негативные эмоции младенцы выражают громкими гневными криками, слезами, попыткой ударить или укусить обидчика. Все остальное - нормальное поведение одиннадцатимесячного ребенка.

Ребенок уже научился четко проявлять симпатию и антипатию и периодически выражает протест по поводу того, что ему не нравится.

Малыш в одиннадцать месяцев с каждым днем все активнее начинает использовать свой детский лепет для выражения эмоций, придавая ему самую неожиданную окраску. Если вы понаблюдаете за ребенком, то удивитесь насколько четко он может передать удивление, восторг, радость, гнев и т. д.

Очень важным в этот период является постепенное приучение малыша к мысли, что мама не всегда будет рядом. Периодически нужно оставлять его наедине с близкими родственниками и друзьями. Это также облегчит отказ от кормления грудью.

Отдельно хочется указать те моменты, в которые родителям действительно нужно насторожиться и задуматься, что с их чадом что-то не так:

  • ребенок не может сидеть самостоятельно с вытянутыми вперед ножками;
  • не предпринимает попыток встать на ноги;
  • пьет из кружечки только с помощью родителей.

Все малыши особенные и паниковать заранее не нужно, но проконсультироваться с педиатром и неврологом будет не лишним.