В каком возрасте мальчики начинают говорить. Факт, который важно знать родителям

Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые. Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения. Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.

Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.

Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.

Когда ребенок начинает агу говорить – это еще не начало осознанной речи, а всего лишь гуление. Период, когда впервые произносятся такие звуки, для каждого индивидуален. Чаще всего это происходит в 2-3 месяца. Одни дети уже вырабатывают индивидуальные интонации, другие берут их из речи окружающих взрослых. Некоторые звуки младенцы тянут, а другие говорят коротко и отрывисто. И радости многих родителей нет предела, ведь такая череда невнятных гласных уже начинает напоминать монолог.

В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.

Первые слова – когда их можно услышать?

Возраст Навыки речи и звуковоспроизведения
0-1,5 месяца Крик (иногда с преобладанием звуков “уа” и “ля”).
1,5-5 месяцев Крик, а также гуление и агуканье – произношение негромких, слегка певучих звуков, слогов с разными интонациями. Наиболее часто “гу”, “агу”, “ва”.
5-6 месяцев Детский лепет – добавление к уже освоенным звукам новых интонаций, а также слогов “ма”, “ба”, “па”. Неосознанное соединение слогов в простые слова “мама”, “папа”, “дядя”.
6-10 месяцев Четкое произношение слогов, их повторение по 2-3 раза. Добавление звуков “к”, “и”, “э” и других.
10-12 месяцев Произношение простых слов, таких как “мама”, “папа”, “дай”, “на”.
1-1,5 года Освоение 5 – 10 простых слов, построение простых предложений из существительного с глаголом или прилагательным, использование предлогов.
1,5-3 года Составление предложений, а также способность задавать простые вопросы другим и самостоятельно давать несложные ответы.
3-4 года Развитая, эмоционально насыщенная речь со сложными предложениями.

В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный. По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.

То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев. Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля). После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.

До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.

Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.


Если же начинать ругать малыша, критиковать, обвинять, что произнесенная фраза вышла очень плохо – скорее всего, говорить впервые внятно и без боязни он начнет очень поздно. Страх порождает тихое произношение, череду коротких обрывистых предложений. В таком случае будущий школьник или студент через лет десять будет мучиться с другим вопросом – как научиться громко говорить?

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила :

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать. Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать. Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок.

Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос. Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка.

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.

Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста. Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою. С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.

Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.

Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи. Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.

Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш. Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки. Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.

Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Причины нарушения речи в дошкольном возрасте

Со скольки месяцев или лет ребенок начнет говорить, зависит от того, как часто мама разговаривала с малышом в раннем детстве. Когда ребенок начинает произносить первые звуки, родители должны сделать все возможное, чтобы малыш хорошо натренировал мышцы речевого аппарата. Чем чаще ребенок будет агукать и гулить, тем быстрее его мышцы приготовятся к более сложным произношениям. Научно доказано, что детки, которые находились на грудном вскармливании, очень редко имеют проблемы с речевым аппаратом, нежели детки-искусственники.

Нарушения речи могут спровоцировать врожденные или приобретенные травмы. К врожденным относятся патологии ЦНС, головного мозга, дефекты в полости рта. К приобретенным травмам можно отнести психические нарушения: особо чувствительные малыши могут испугаться чего-то и начать заикаться или долго не разговаривать. Когда дети начинают разговаривать, глупо и опасно специально пугать их и т.д.

Часто задержка речи может произойти, если мама переучивает ребенка-левшу все делать правой рукой. Этого нельзя делать, ребенку нужно давать полную свободу действий, со временем он и сам научится все делать обеими руками.

Сегодня в роддомах уже не пеленают деток. Это правильный подход, так как излишнее ограничение движений ручек и ножек может тормозить как двигательные навыки, так и речевые.

Если родители уделяют должное внимание своему ребенку и у малыша нет патологий, то чадо начнет радовать маму и папу своими смешными словечками очень рано. Если в семье царит спокойная, уравновешенная и теплая атмосфера, к малышу относятся с любовью, то такие условия только ускоряют процесс развития речевого аппарата. Все интересующие вопросы мама должна задавать врачу при плановом осмотре. Можно консультироваться с несколькими специалистами, многий опыт вреден не бывает.

То, во сколько ребенок начинает говорить первые слоги и слова, зависит отнюдь не от наследственности. Чтобы развивать речевой аппарат крохи, родители должны самостоятельно приложить к этому усилия. Существует много специальных рекомендаций, которые приходят на помощь молодым родителям в обучении крохи грудного возраста навыкам речи. Специалисты отвечают на вопрос во сколько ребенок начинает говорить первые слова, в среднем в 14-18 месяцев.

Разговоры по игрушечному мобильному телефону помогут малышам развивать собственную речь, и то во сколько ребенок начинает говорить чаще всего зависит от таких бесед.

Одинаковых норм не существует во сколько ребенок начинает говорить. Поэтому нельзя с уверенностью говорить, что ребенок начнет говорить строго в один или два года. Чтобы более-менее оценить ситуацию, предлагаем список норм с медицинской точки зрения, во сколько ребенок начинает говорить первые слова и звуки.

  1. В 1-2 месяца малыши могут плакать и капризничать, при этом выбирая разную интонацию.
  2. Во втором-третьем месяце малыш начинает агукать, это говорит о том, что скоро малыш начнет лепетать.
  3. В возрасте 5-6 месяцев малыши начинают произносить слоги «ба», «па», «ма».
  4. В 10-12 месяцев вы можете услышать долгожданные слова ребенка: «ма-ма», «ба-ба», «дай».
  5. В дальнейшем малыш начинает активно изучать мир, вслушиваться в разговоры взрослых, поэтому приходит пора для произношения внятных предложений.

Что могут сделать родители, чтобы первые слова ребенок произнес как можно скорее?

Общение и внимание очень важно для того, чтобы научить малыша разговаривать. От этого зависит, во сколько ребенок начинает говорить и какие слова будут для него первыми и более значимыми. Важно с полутора месяцев уделять малютке больше своего внимания, показывать заботу и любовь. Так кроха почувствует, что он вам не безразличен и скорее начнет адаптироваться к окружению и пытаться разговаривать.

Говорят дети! Дочка (6 лет) очень любит разглядывать книжку с динозаврами. И вот как-то раз не хочет заплетаться, я уговорила и заплела ей французскую косичку. Говорю:
- Посмотри, как красиво получилось.
Она потрогала и буркнула недовольно:
- Ну да, прямо как шип у анкилозавра.

Во сколько ребенок начинает говорить, здесь не существует четких ограничений, а вот если кроха молчит до трех лет или произносит лишь неосознанные слоги — следует проконсультироваться с детским специалистом и логопедом.

Внимание! Проблема с речью у ребенка может быть вызвана нарушениями со стороны нервной системы или общей отсталости в физическом развитии. Признаки этого поможет заметить опытный врач.

Во сколько ребенок начинает говорить будет зависеть от вашего общения с ним. Любые действия с крохой должны быть озвучены.

Чтобы малютка начал быстрее говорить, специалисты советуют:

  • регулярно проводить занятия мелкой моторикой (с шести месяцев допустимы игры с мелкими предметами, крупами и макаронными изделиями) только под вашим чутким наблюдением. Чаще делайте ребенку массаж пальчиков рук;
  • читать сказки и занимательные стишки: они ускоряют период, когда малютка начинает говорить. Это стоит делать в процессе игры или . Для таких занятий лучше использовать специальную детскую литературу с потешками и веселыми песенками;
  • включать позитивную детскую музыку. Можно включать взрослые песни с веселым ритмом. Это отвлечет малыша от каприза, и он начнет прислушиваться к доносящимся до него мелодиям;
  • знакомить кроху со звуками, которые издают животные. Спустя месяц-полтора вы сможете спросить у крохи, как говорит собачка, и он с легкостью даст верный ответ;
  • с полугода младенец начинает издавать осознанные звуки. Важно в этот момент, чтобы их произношение было правильным, поэтому родители должны исправлять малыша;

То, во сколько ребенок начинает говорить полностью зависит от усилий родителей помочь малышу в этом.

С восьми месяцев младенец начинает говорить первые слова осознанно, пытается просить родителей о чем-то.

Мамам на заметку! Не стоит беспокоиться, если ребенок в год не говорит слово «мама». У многих крох первым словом может быть «дай» или «баба». Если малыш начинает говорить слова, родители должны откликаться на них и выполнять просьбу крохи. Так малыш станет быстрее понимать, что значит его произношение.

В 1,5-2 года родители могут заметить, что кроха стал говорить фразами и предложениями. В этом возрасте он делает это вполне осознано. Однако, абсолютно здоровый ребенок может заговорить полноценно и в три года. Это не считается отклонением от нормы.

Видео придёт на помощь и расскажет, во сколько ребенок начинает говорить, как развивать его для этих целей.

Малыш плохо говорит или не разговаривает вовсе — что делать

Существует немало причин, почему ребенок начинает говорить поздно или не разговаривает, в то время как его сверстники уже активно «болтают». Небольшая задержка с речью, которая укладывается в нормы, не считается патологией. Существует ряд факторов, которые непосредственно влияют на возраст, в котором ребенок начинает говорить первые слова:


Говорят дети! Достаю из холодильника хурму на блюдце. Плод настолько перезревший, что от верхушки до чашелистика прошла трещина и на блюдце набралось немного светлого сока. Тая внимательно рассматривает этот натюрморт и изрекает:
- А хурма-то описалась…

Анализируя опросы, которые были проведены с родителям грудничков, можно отметить статистику первых слов ребенка. Из всех грудных деток, чьи родители были опрошены, 44% мам ответили, что первое слово ребенка было «мама», 20% родителей ответили, что это «папа», 10% - «баба», «тетя», «деда»; 7% взрослых отметили первое слово своего крохи «дай», а оставшиеся родители назвали другие варианты произношений.

Ситуации, вызывающие панику

Ребенок к четырем годам может вообще не произносить слова, а только активно лепетать и попросту подражать звукам окружающей среды. Такая ситуация вызывает беспокойство у родителей, поэтому в таком возрасте важно проконсультироваться со специалистами, которые могут назначить маленькому пациенту специальную гимнастику для языка.

Если у крохи не наблюдается отсталости в развитии, но он еще не начал говорить, это часто связывают с наследственными факторами, стрессами матери во время беременности, нервными срывами в первые месяцы после родов.

Основным стимулом к тому, чтобы ребенок начал раньше говорить первые слова, считается его непосредственное общение с родителями, проявление с их стороны любви, заботы и внимания.

Первое слово малыша - настоящее событие в жизни семьи. Все ждут, что именно скажет ребенок: «мама», «папа», или, возможно, что-то совсем неожиданное. Далее пойдут словосочетания, предложения, а за ними - целые истории, среди которых почетное место занимают детские афоризмы. Когда же в норме ребенок должен начать говорить, и что мешает развитию речи у малыша?

1 - 3 месяца

В головке ребенка все происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Лингвисты утверждают, что уже через несколько дней после рождения малыш полностью распознает мамин голос. А в 4-5 недель даже различает похожие составы, такие как «на» и «ма». Это невероятно!

В первые два месяца ребенок уже издает громкие звуки. Легкие - это «а» и «о». С каждой неделей родителям все легче различить звуки ребенка. Постепенно к звукам добавляются интонации. В этот период родители с восторгом осознают, что по эмоциональной окраске они уже могут понять состояние и желание своего ребенка.

Звуки новорожденного ребенка за три первых месяца жизни с каждым днем становятся все более разнообразными. От плача к мурлыканье под нос, бульканье, вздохи и гласных звуков, которые даже не имеют названия в нашем языке и транскрипции.

4 месяца

В это время ребенок начинает лепетать, сочетая гласные с согласными, испытывать возможности своего ротика, язычка. Для нее это не утомительная, бесконечная игра. В младенец могут быть любимые звукосочетания, которые оно повторяет вновь и вновь.

Малышу просто нравятся те изменения, которые происходят в ротике во время их произнесения. Экспериментируя с сочетанием язычка, губ, неба и голосовых связок, детки совершенствуются в лепет. Интересно, что все дети на планете лепечут одинаково, независимо от языка родителей.

В возрасте 3-5 месяцев ребенок может выдать такие долгожданные составы, как «ма-ма». Какой бы подъем вам это не подарило, знайте, что ребенок еще не отождествляет этих составов с вами.

Значение в свои слова он будет вкладывать чуть позже. Специалисты говорят, что физиологически ребенку легче произносить «мама», чем звукосочетания с губными звуками: «па», «ба».

6 - 9 месяцев

Практически все звуки, которые издает ребенок, уже имеют смысл и цель. Это уже полноценное, хотя еще невербальное (бессловесное) общение. Потому что ребенок вкладывает в звуки интонацию, мимику, - и ее понимают! Раз такое понимание со стороны родителей является лучшим стимулом для новых успехов.

Мы все прекрасно понимаем, что ребенок подражает нас, а не наоборот. Поэтому мы должны подавать правильный пример произношения, а не воспроизводить детскую. Другими словами, не стоит «сюсюкать».

Хотя существует логическое и обоснованное мнение, что такие сокращения, как «ам» (есть) «машина би-би» - вполне приемлемы для общения с ребенком. К сюсюканью это не относится.

9 - 12 месяцев

Это именно то время, когда дети в подавляющем большинстве порадуют родителей первыми словами!

Девочки обычно начинают раньше осознанно пользоваться словами - от 9-ти месяцев, мальчики - ближе к 12-ти. По крайней мере, так обобщенно считается.

С приближением первого года жизни ребенок уже знает несколько слов, которые полностью понимает их значение и умеет правильно применять. Малыш понимает, как полезно уметь выразить свои потребности и желания такими словами, как «дай» и «на», «да» и «нет», «там» и «здесь».

12 - 17 месяцев

После года - то время, когда ребенок уже по-настоящему сознательно произносит и использует слова! В своей головке малыша уже систематизировал и может называть много понятий: родственников, зверюшек, игрушки, простые процессы.

Не беспокойтесь, если ребенок будет называть всех животных знакомым ему и любимым словом «ки» (киса), все движимое - «би-би», а всех встречных женского пола - «баба».

Детям легче формулировать слово так, чтобы повторялись первые слоги. Поэтому и слова «мама», «баба» детям даются легко, а «папа» звучат скорее, как «папы».

Расскажу, каким образом мои дети воспроизводили «язык» животных: корова у них говорила «ко-ко» (первый состав названия животного), муха - «м-м», а петушок - «пи-пи».

18 - 24 месяца

Ребенок уже знает около 200 слов, и скорость их усвоения впечатляет. Считается, что в таком возрасте ребенок может усваивать до 10 новых слов ежедневно! Самое главное, что малыш начинает соединять слова в предложения. Использование глаголов - это огромный прорыв в детском вещании.

Многие из детей на втором году жизни проходят один или несколько периодов так называемого «осознанного молчания», когда не радует родителей новыми словами и успехами. Не переживайте - мозг сына или дочери активно работает, чтобы потом проявить все собранное и «проработанное» в виде прорыва, скачка.

Часто в 2 года дети неправильно (с точки зрения взрослых) пользуются местоимениями и родами существительных. Так, предложение «я иду» будет звучать «Оля (Саша, Витя) идет».

Если ребенок больше общается с лицами противоположного пола, то может говорить о себе в их роду. Например, у девочки Маши есть старший брат, который постоянно рядом. В результате девочка может говорить о себе: «Я поел», «Я спал» ...

Ближе к 2 годам дети уже могут повторять, почти изучая наизусть, короткие стишки. А также выражать вопрос одним словом, как: «Папа?», «Хорошая»?

Бывает, у детей вырабатывается стойкая ассоциация к какому-то одному слову, которое мама особо акцентирует, говоря об этом предмете. Например, часто предостерегает ребенка от ножей на кухне словами: «очень острый», - при этом подчеркивает слово «очень». Поэтому, вполне нормально, если ребенок станет называть раз словом «очень».

Что мешает ребенку развивать речь?

Для самых маленьких - это, прежде всего, постоянный звуковой (или, скорее, шумовой) фон, который создает любимый во многих семьях телевизор.

Неправильные образцы слов в виде уже упоминавшегося «сюсюканья».

Для более сознательных детей - это частые замечания и исправления. Конечно же, никому не нравится ощущение неправильности! Поэтому, когда ребенку постоянно дают понять, что он говорит «не так», то она выберет самый легкий способ «исправиться» - молчание.

Психологическая атмосфера в семье, где ребенка ограничивают во многих возможностях. Другими словами - постоянные «нет».

Что помогает?
Радостная реакция родителей на звуки и старания ребенка.

Рассмотрение книжечек, предметов с четкими крупными рисунками. Причем, рисунки для самых маленьких должны быть, так сказать, сольные: одна страница - один предмет.

Универсальный помощник для развития речи и, впоследствии, письма - это развитие мелкой моторики рук. Это привычные для детей занятия: ощупывание предметов, различных по консистенции (водичка, песок, камни, трава), лепка из теста, пластилина и даже разрыв бумаги.

Оказывается, качели и укачивания, которое так любят дети, тоже очень полезны! Центр поддержки равновесия в мозге расположен около центра развития речи. Поэтому стимулирование одного ведет и к более активной работе другого.

Деткам родители помогут тем, что не будут избегать сложных слов и предложений в общении; давать ребенку всегда понимать, что ее тоже слушают, что мама готова менять тему, выслушивать вопросы ребенка.

Для любого возраста, безусловно, важное, чтобы с ребенком говорили как можно больше. Особенно, если ребенок молчаливая.

Некоторые причины, задерживающие начало вещания

Ребенок мало общается с другими детьми, в частности старше. Известно, что дети значительно лучше перенимают умение от себе подобных. Это касается и языка. Если же ребенок общается еще и со старшими, то ее стимулирует также стремление совершенствоваться и обогащать словарный запас.

Двуязычие в окружении. Сегодня это не такая уж и редкость. И не обязательно это касается браков с иностранцами. Достаточно сочетание русского и украинского. Дети, которые слышат от родителей разные языки, или один от родителей, а другой - в более широком окружении, начинают говорить чуть позже. Но есть и плюс двуязычия! Мозг ребенка в такой среде работает вдвое производительнее.

Мало свежих впечатлений. Новые впечатления стимулируют мышление и речь. Ребенку крайне необходимы новые игрушки, прогулки в новые места и т.д..

Когда следует беспокоиться?

Норму очень упрощенно и обобщенно можно сформулировать так: в год ребенок должен начинать использовать слова, в два года - предложение. Наконец, педиатр и сам поинтересуется, есть ли причины подозревать отклонения у вашего малыша.

Детки, у которых есть какие-то проблемы со слухом, перестают лепетать и мурлыкать в полугодовом возрасте. Они не пытаются издавать звуки, не смотрят на вас, когда вы говорите.

Обратите внимание:

  • если ребенок не произносит слов до 15-ти месяцев,
  • вы практически не понимаете слова, которые произносит малыш,
  • ни одно слово не похоже на настоящее,
  • до 16 месяцев ребенок не реагирует на ваши простые просьбы (например, «дай мячик»),
  • до двух годков у ребенка нет реакции на вопрос предложения родителей (например, после слов мамы «Идем гулять?» - ребенок не берет обувь или лопатки для песка).

Если вы заметили одну или несколько таких признаков, обсудите это со специалистом.

Родители очень ждут первых слов ребенка! Некоторых детки радуют уже в 9 месяцев, остальные - в 13-14. Но родителям не стоит искать проблем там, где их нет. Наконец, логопеды не работают с детьми, которым еще нет хотя бы трех годков.

И, имейте в виду, мамочки, папы, бабушки и другие родственники, - что все ошибки вашей речи перейдут по наследству и ребенку.

Наша с вами золотая истина: как цветы лучше растут, согретые солнцем, так и дети - лучше развиваются, когда они окружены любовью!

Любые достижения ребёнка – огромная гордость для его мамы и папы. Желание родителей поскорее услышать первые слова своего малыша вполне объяснимо, но важно не подгонять его и не заставлять просто копировать произнесённые вами слова.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Если правильно подойти к развитию малыша, вы сможете услышать его первые слова уже в 12 месяцев.

Когда же дети начинают говорить

Не существует единой возрастной нормы, к которой ребёнок должен начать говорить. Большинство врачей считают, что здоровый ребенок, которому уделяют достаточно внимания, начинает говорить с 14 по 18 месяц со дня рождения.

Многие ошибочно принимают лепет малыша или отдельно произнесённые звуки за разговор. Когда, на самом деле, ребёнок только имитирует услышанную речь, но с возраста 6 месяцев он делает это крайне умело, совмещая лепет с активной жестикуляцией. В это время ребёнок уже уверенно произносит вслух отдельные согласные (б, п, д, т и т.д.) и постепенно учится соединять их с гласными (ма, да, ла). Очень важно внимательно слушать малыша, пытаться разобрать что он говорит и отвечать ему. Так вы будете стимулировать ребёнка и вскоре услышите его первые слова.

Активный словарь полуторагодовалого человечка включает уже 30-40 простых слов и постоянно пополняется, потому что сейчас малыша интересует абсолютно всё в окружающем его мире, и он постоянно мучает окружающих вопросом “что это?”.

В два года словарь ребёнка достигает уже 300 слов. Он пытается строить предложения и уже использует не только существительные, но и глаголы. С трёх лет начинается усвоение грамматических форм и таких сложных конструкций, как причастные обороты. Основное формирование речи к 4 годам обычно заканчивается, и в дальнейшем ребёнок только совершенствует уже наработанные навыки.

Желая поскорее услышать первые слова малыша, многие родители совершают одну и ту же ошибку. Конечно, прекрасно понимать ребёнка с полуслова, не дожидаясь, когда он попробует закончить своё объяснение. Но немедленное выполнение всех желаний ребёнка просто отбивает у него всякую необходимость начинать говорить. Старайтесь каждый раз выслушать малыша и только тогда брать его на руки или давать игрушку, которую он просит. Так он поймёт важность общения и будет стремиться к нему.

Также попробуйте использовать технику комментирования. Выполняя домашние дела или гуляя, комментируйте всё что видите и старайтесь заинтересовать ребёнка. Читайте ребёнку интересные сказки и разные книжки с картинками. Конечно, интереснее всего развивать речь во время игры. Устраивайте с малышом спектакли, разыгрывайте какие-нибудь сценки. Всё это не только сблизит вас с ребёнком, но и поможет ему быстрее заговорить.

Почему малыш не говорит

Небольшая задержка развития речи является нормой и встречается у совершенно здоровых малышей, у которых нет проблем со слухом и поражений центральной нервной системы. Не стоит беспокоиться и задавать себе вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает говорить! Ведь развитие речи происходит по двум направлениями – активно, то есть путём освоения новых звуков и складывания их в слова и пассивно путём запоминания новых слов и выражений.

Поэтому если вы замечаете, как малыш внимательно следит за речью взрослых, понимает её и эмоционально реагирует, то можете не беспокоиться. Часто двухлетние молчуны начинают говорить очень неожиданно и сразу выдают длинные и осмысленные предложения, при этом опережая детей, которые начали говорить в год.

Обычно на втором году мало говорят дети, находящиеся в детских домах или круглосуточных яслях. Это объясняется тем, что им не уделяется достаточно внимания со стороны взрослых и они не чувствуют потребности говорить. Чем можно объяснить задержку речи у здорового ребёнка, с которым много времени проводят родители? Такие случаи ставят под сомнение идею о том, что развитие речи зависит только от того, много или мало времени уделяют развитию способностей ребёнка и сколько с ним общаются.

Дело в том, что развитие речевого центра мозга напрямую связано с мышечными ощущениями. Это важное открытие было сделано в начале XX века русскими физиологами. Если малыш никак не хочет начинать говорить, но при этом никакие другие отклонения или проблемы со здоровьем не были обнаружены, ежедневно уделяйте время пальчиковой гимнастике или народным играм – пальчиковым сказкам. Импульсы, поступающие от задействованных пальчиков, будут активно воздействовать на речевые центры мозга.

Что должно вызвать беспокойство

Обычно специалисты бьют тревогу, если ребёнок не начинает говорить до 4 лет. При этом он может изъясняться жестами и лепетать, но вычленить из потока звуков отдельные слова невозможно. Такая ситуация является причиной незамедлительного визита к врачу и логопеду.

Если у ребёнка нет отставания в развитии или проблем со здоровьем, то причины задержки речевого развития могут скрываться в наследственности, стрессах матери во время беременности, осложнениях во время родов или плохой экологической обстановке. Все эти факторы влияют на состояние и развитие головного мозга и нервной системы малыша. Поэтому показать молчуна невропатологу стоит в любом случае. Только врач сможет окончательно развеять ваши сомнения или при необходимости подобрать правильное лечение и терапию.

Речевые успехи и во сколько месяцев ребенок начинает говорить, в первую очередь зависят от его родителей. Ваше отношение к малышу, а также время, которое вы проводите вместе, прекрасно стимулируют его развитие. Превратите ежедневное общение и гимнастику в приятный ритуал, и уже совсем скоро вы увидите результат.